Краткое содержание кронин замок броуди точный пересказ сюжета за 5 минут

Замок Броуди

Краткое содержание Кронин Замок Броуди точный пересказ сюжета за 5 минут

Действие происходит в 1830-х гг. в небольшом шотландском городке Ливенфорд.

В доме причудливой архитектуры, проект которого разработал сам Джеймс Броуди, живут: престарелая мать главы семейства, для которой единственным развлечением является еда, его жена Маргарет, измученная жизнью женщина, дочери Нэнси (отличница, которой отец прочит большое будущее) и Мэри (смелая и решительная девушка, вынужденная бросить образование, чтобы помогать матери по дому), сын Мэтью, которого отец собирается отправить в Индию, и сам хозяин. Джеймс Броуди — владелец шляпного магазина, пользуется известностью и влиянием в городе, в основном благодаря своим богатым клиентам. Это жестокий и властный человек, презирающий всех, кого считает ниже себя. С домашними он строг, а порою даже жесток. Так, он запретил Мэри идти на ежегодную ярмарку — ему стало известно о ее встречах с Дэнисом Фойлом, ирландцем по происхождению и коммивояжером одной из торговых фирм, и он хочет положить конец этому знакомству. Однако в нарушение его запрета Мэри все же отправляется на ярмарку. Там они с Дэнисом катаются на каруселях, смотрят представление в ярмарочном балагане, а затем идут на берег реки. Очарованный юной прелестью Мэри, Дэнис овладевает ею, а невинная девушка даже не понимает, что же на самом деле произошло. Исполненный страсти, юноша делает ей предложение. Однако оба понимают, что в скором времени зарегистрировать брак невозможно, — Дэнис прежде должен встать на ноги, обзавестись собственным домом. Ожидание растягивается настолько, что Мэри, к своему удивлению, начинает обнаруживать странные изменения в фигуре. Не зная, что и подумать, она идет к врачу, который и сообщает ей, что она беременна. Мэри рассказывает об этом Дэнису, прося ускорить свадьбу. Дэнис решает просить у Броуди ее руки, но тот пытается ударить его. Юноше удается увернуться, и вместо Дэниса Броуди попадает по стене, в результате чего больно ударяет руку. Вне себя от ярости, он сажает Мэри под домашний арест.

Мэри в отчаянии — она находится на грани самоубийства и уже готова принять яд, как вдруг получает записку от Дэниса, в которой он пишет, что уже снял небольшой домик и в скором времени они смогут переехать туда. Тогда Мэри выбрасывает яд, но чувствует, что с нею происходит что-то странное. У нее нестерпимо болит живот.

Она скрывается от домашних у себя в комнате, но неожиданно к ней заходит мать. Женщина впервые замечает раздувшийся живот дочери и все понимает. Напрасно Мэри просит ее не говорить ничего отцу — воспитанная в ханжеской морали и до смерти боящаяся мужа, миссис Броуди выдает дочь.

Броуди с трудом сдерживается, чтобы не избить несчастную Мэри, но в конце концов просто выбрасывает ее на улицу.

На дворе ночь, буря; страшно завывает ветер, сверкают молнии. Мэри, в одном платье, бредет через лес. После долгих скитаний в лесу она наконец выходит к реке, но неожиданно оступается и падает в воду.

Чудом ей удается спастись, но она тут же проваливается в болото, едва увидев огонек жилья. В конце концов Мэри выбирается на ровное место и с трудом бредет к дому.

Она боится людей, поэтому забирается в хлев, где и производит на свет мальчика.

Случайно в хлев заходит хозяйка и обнаруживает потерявшую сознание Мэри. Она вызывает врача, и несчастную девушку отвозят в ближайшую больницу,

Тем временем Дэнис едет по заданию фирмы в отдаленный шотландский городок. Когда его поезд проезжает шаткий, полусгнивший мост, опоры не выдерживают, и поезд падает в пропасть. Дэнис погибает.

Некоторое время спустя у Броуди происходит разговор с известным городским сплетником Грирсоном, от которого он узнает, что ребенок Мэри скончался в больнице.

Большое участие в судьбе Мэри принял доктор Ренвик; родители Дэниса помогли ей устроиться в Лондоне прислугой.

Но Броуди это словно и не волнует: он отрекся от дочери и не желает о ней слышать, несмотря на постигшее ее несчастье. Со злорадством думает он о гибели Фойла.

https://www.youtube.com/watch?v=p3Jifhgawkc

Вскоре Броуди узнает, что в ближайшее время по соседству с его лавкой откроется магазин крупной галантерейной фирмы «Манджо и K°», который тоже будет торговать шляпами. Приказчик Броуди Питер Перри предлагает хозяину ввести новшества в торговлю, но тот держится самоуверенно и не желает ничего слышать.

Однако оформление витрины соседей, красивые манекены и другие рекламные трюки делают магазин «Манджо» серьезным конкурентом, и вскоре все клиенты Броуди переходят туда. В довершение ко всему туда переходит и Перри, разочарованный скучной, неинтересной работой у грубого и неблагодарного Броуди.

И хотя финансовое положение Броуди сильно пошатнулось, он продолжает хамить клиентам. Его дела идут все хуже и хуже.

Но основные неприятности Броуди еще впереди. Дома он узнает, что Мэтью раньше времени возвращается из Индии. В городе ходят слухи, что делает он это не по доброй воле — его уволили за плохую работу. Вскоре Маргарет Броуди получает от сына телеграмму, где он просит выслать ему сорок фунтов.

Дело в том, что в течение восьми месяцев он высылал матери по пять фунтов, чтобы она сохранила их, но в силу тяжелого материального положения семьи она истратила эти деньги. Чтобы раздобыть сорок фунтов, ей приходится обратиться к ростовщикам, и они дают ей деньги в долг под большие проценты.

Несчастная женщина отказывает себе во всем, с трудом выплачивая проценты, и сохнет на глазах.

Возвращается Мэтью. Он сильно изменился; спит до полудня, обедает в городе, вымогает у матери деньги, а когда не может их получить, крадет фамильные часы. Выясняется, что и с невестой Агнес он ведет себя не лучше. После разговора с ней у Маргарет случается приступ болезни, которая давно мучает ее.

Выиграв в бильярд крупную сумму денег, Мэт идет в публичный дом. Ворвавшись в какую-то комнату, он встречает там симпатичную девицу и начинает приставать к ней, как вдруг появляется Броуди. Девица по имени Нэнси, официантка одного из городских кафе, ждет именно его. Завязывается драка; Мэт стреляет в отца, но промахивается.

Тем временем у миссис Броуди начинается нестерпимая боль. Врач ставит диагноз: рак. Ей осталось жить не более полугода. Она предлагает написать Мэри, чтобы та приехала вести хозяйство, но Броуди резко возражает.

Через некоторое время Броуди понимает, что полностью разорен. Узнав об этом, Маргарет Броуди умирает.

Чтобы прокормить семью, Броуди поступает счетоводом на верфь местного богача сэра Джона Лэтта. Он вводит Нэнси в дом в качестве экономки, но она не в состоянии вести хозяйство так, как это делала покойная миссис Броуди.

К тому же она хочет выйти замуж и недовольна своим нынешним положением. В доме царит развал. Броуди пьет, и Нэнси начинает обращать больше внимания на Мэтью. Он отвечает ей взаимностью, и она надеется, что он женится на ней.

Видя полное крушение собственной карьеры, Броуди возлагает теперьвсе надежды на младшую дочь, заставляяее через силу заниматься, чтобы получить университетскую стипендию. Измученная недоеданием и постоянными занятиями, Несси пишет Мэри, умоляяее вернуться.

Вскоре от Мэри приходит письмо, где она просит у отца прощения. Тот собирается было написать резкий ответ, как вдруг узнает, что Нэнси сбежала с Мэтом в Южную Америку. Ему ничего не остается, как согласиться на приезд старшей дочери.

После четырехлетнего отсутствия Мэри возвращается в Ливенфорд. Озабоченная состоянием сестры, она обращается к доктору Ренвику, который когда-то спас ей жизнь. Тот с радостью приходит ей на помощь — он давно уже тайно влюблен в нее. Как бы невзначай осмотрев Несси, доктор находит у девушки сильное нервное истощение.

Однако Броуди не дает дочери отдыхать: в доме все теперь подчинено борьбе за стипендию. Из страха перед отцом Несси боится признаться в плохом самочувствии и продолжает упорно заниматься. Однако стипендия ей не достается. Узнав об этом, Несси сходит с ума и в приладке отчаяния вешается.

Возвратившись домой, Мэри обнаруживает сестру в петле и зовет доктора Ренвика. Тот понимает, что Мэри надо как можно скорее увезти из этого дома. Он признается ей в любви и делает предложение. Они падают друг другу в объятия.

В этот момент возвращается с работы Броуди. Он обвиняет доктора и Мэри в прелюбодеянии, но доктор указывает ему на хрупкое тельце Несси.

«Несси повесилась потому, что не получила стипендии, и вы виновник ее смерти», — говорит он, после чего они с Мэри навсегда уходят из этого дома, И тут Броуди осознает весь ужас своего положения: он понимает, что остался один с полубезумной матерью, которая, как и все остальные, до смерти боится его.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа «Замок Броуди» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/zamok-broudi

Краткое содержание романа «Замок Броуди» Кронина

Последняя четверть 19 века. На окраине небольшого шотландского городка Ливенфорда располагается огромный нелепый дом, который горожане насмешливо именуют замком Броуди, построенный в соответствии с фантазиями его хозяина, владельца магазина шляп Джеймса Броуди.

В доме, помимо главы семейства, проживают его жена Маргарет и трое детей разного возраста, а также престарелая мать Джеймса.

Мистер Броуди, рослый мужчина, отличающийся недюжинной физической силой, ведет себя с домочадцами грубо и деспотично, требуя безукоризненного соблюдения распорядка дня и выполнения любого его распоряжения, все обитатели этого замка испытывают перед ним глубокий страх.

Миссис Маргарет Броуди лишь немногим за сорок, однако женщина уже полностью измождена непрекращающейся работой по дому и тиранией супруга, внешне она кажется существенно старше.

С раннего утра и до позднего вечера Маргарет трудится не покладая рук, стараясь угодить мужу, которого она безумно боится, однако Джеймс никогда не оценивает по достоинству ее стараний.

Женщина слышит от него только издевательские замечания, он называет ее неряхой, безрукой, недотепой, в приступе гнева Броуди способен и ударить Маргарет, которая абсолютно не в силах ему противостоять.

Старшему из детей, Мэтью, уже больше двадцати, в самое ближайшее время он собирается уехать на службу в Индию, куда его устроил отец. Трусливый и избалованный матерью парень боится уезжать из дома, однако Маргарет твердит ему о том, что выбора нет, что воле Броуди-отца невозможно не подчиниться, хотя и сама жестоко страдает из-за того, что вынуждена будет расстаться со своим любимцем.

Дочери Броуди Мэри исполнилось семнадцать, девушка день ото дня расцветает и хорошеет, однако Джеймс предпочитает держать ее дома взаперти, отпуская лишь за покупками и не позволяя общаться ни с кем из местной молодежи. Мэри вместе с матерью день за днем работает по дому, но чувствует, что постоянное давление отца уже становится для нее невыносимым.

Младшей девочке Несси двенадцать, все учителя в школе считают ее чрезвычайно способной, и отец многого от нее ожидает, рассчитывает на то, что со временем она станет известной ученой и прославит его фамилию.

Он жестко требует от дочери ежедневного успеха в ее школьных успехах и приходит в ярость, если оказывается, что Несси оказалась не самой лучшей среди одноклассников. Броуди заставляет девочку заниматься уроками все свободное от школьных занятий время, не разрешая ей бывать на улице и играть с другими детьми.

Несси, как и ее мать, постоянно боится не угодить отцу и навлечь на себя его гнев, поэтому учится весьма старательно, стараясь не думать о том, что она лишена фактически всех радостей детства.

Первой сценой романа становится ежевечернее чаепитие в замке Броуди, которое, как и заведено в этом доме, начинается ровно в половине шестого. Во время трапезы Маргарет, как всегда, усердно обслуживает супруга, стараясь ничем его не рассердить, а Джеймс обрушивается с упреками на Мэри.

Ему рассказали о том, что девушка общается с неким Деннисом Фойлом, сыном торговца виски, и он резко требует от Мэри прекратить всякое знакомство с этим юношей, которого он считает абсолютно недостойным своей дочери.

Но Мэри, хотя и испытывает определенный страх, пытается защитить молодого человека, говоря о том, что он вполне порядочен и ничего дурного в их разговорах нет.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов владимира солоухина за 2 минуты

После ужина девушка решает ненадолго выйти из дома, надеясь, что родители ее не хватятся. Она встречает Денниса, и молодые люди вместе отправляются на ярмарку и маскарад.

Мэри, которая постоянно вынуждена находиться дома, приходит в восторг от зрелищ, представших перед ее глазами, а завершается все близостью с Фойлом на берегу реки, хотя наивная, абсолютно не знающая жизни девушка, не совсем осознает, что в этот момент с нею происходит.

Через несколько дней после этого Мэтью уезжает в Индию, а вскоре Мэри замечает, что ее состояние несколько меняется, она начинает поправляться, а естественные женские недомогания у нее прекращаются.

Но Мэри не понимает, в чем дело, до того момента пока ей не удается показаться врачу, ускользнув на несколько часов из-под надзора матери.

Доктор объясняет девушке, что у нее в скором времени появится ребенок и ей лучше всего как можно скорее выйти замуж.

Когда Мэри объявляет Деннису о том, что она станет матерью, молодой человек сначала приходит в ужас и думает о том, чтобы скрыться, но затем чувствует, что просто не сможет оставить девушку одну, зная вспыльчивый и безжалостный нрав ее отца.

Фойл обещает возлюбленной, что обязательно на ней женится, но надо подождать несколько месяцев, чтобы он успел подготовить дом, где они с Мэри станут жить после венчания.

Он просит девушку тщательно скрывать от родственников свое положение, Мэри и сама понимает, что отец просто убьет ее, узнав правду.

Беременности девушки действительно никто не замечает в течение достаточно долгого времени, но однажды ночью, когда в окрестностях бушует ужасная гроза, у Мэри раньше времени начинаются роды.

Когда мать видит, что с нею происходит, Маргарет охватывает панический ужас перед тем, как на это отреагирует ее супруг.

Даже не пытаясь защитить дочь, миссис Броуди сообщает мужу о том, что случилось с Мэри, клятвенно уверяя его в собственной невиновности, в том, что она воспитывала девушку правильно, в соответствии с христианскими заповедями.

Разъяренный Джеймс ударяет Мэри сапогом по животу и выгоняет из дома под проливной дождь. Девушка рожает мальчика в хлеву у одного из местных крестьян, где она пытается скрыться от непогоды, но ребенок умирает, невзирая на все усилия доктора Ренвика, которого вызывают на помощь Мэри.

В эту же ночь по роковому стечению обстоятельств поезд, на котором Деннис уже едет за возлюбленной, терпит крушение, и молодой человек погибает.

После длительной болезни Мэри с помощью доктора Ренвика поднимается на ноги и решает уехать в Лондон, не желая никогда больше вспоминать о родительском доме и обо всем, что с нею произошло.

Джеймс Броуди категорически запрещает всем домашним когда-либо упоминать имя Мэри, считая, что дочь унизила и опозорила их семью, и в его жизни для нее больше нет места. Через некоторое время возвращается Мэтью, хотя он должен был провести в Индии не менее двух лет.

Броуди получает письмо о том, что его сын был уволен со службы за недобросовестное исполнение обязанностей и регулярную выпивку. Он встречает Мэтью издевательскими насмешками, а слабохарактерный, но хитрый молодой человек всячески пытается задобрить мать и выпросить у нее денег на спиртные напитки.

Однако в последнее время дела в лавке Джеймса Броуди идут совсем неважно, и он дает жене на хозяйство мизерные суммы, требуя в то же время, чтобы его она кормила по-прежнему вкусно и качественно.

Вернувшись домой после очередного весело проведенного вечера, Мэтью видит, что мать почти без сознания лежит у порога дома. Юноша спешит за доктором и находит только Ренвика, не зная о том, что его отец крупно поссорился с этим врачом из-за Мэри.

Ренвик, осмотрев Маргарет, объявляет о том, что у нее запущенная форма рака, что она больна уже очень давно и теперь ничего невозможно сделать, несчастной женщине остается жить не более полугода.

Джеймс не желает ему верить, однако и его собственный домашний врач подтверждает диагноз Ренвика.

https://www.youtube.com/watch?v=XqS50vl_FRs

После смерти Маргарет Броуди приводит в дом девушку Нэнси, работавшую раньше в питейном заведении.

Сам Джеймс теперь постоянно находится навеселе, его лавка окончательно разоряется, и он вынужден устроиться самым обыкновенным служащим в контору.

Нэнси, молодой и здоровой женщине, вскоре становится крайне тоскливо и скучно в доме Броуди, она сближается с Мэтом и затем убегает вместе с ним на американский континент, оставив Джеймсу издевательскую записку.

Теперь все надежды Броуди связаны только с Несси, уже ставшей старшеклассницей. Он одержим мыслью о том, что девушка обязательно получит стипендию имени сэра Джона Лэтта и поступит в высшее учебное заведение, заставляя ее не переставая заниматься.

Перенапряжение и полуголодное существование приводит к тому, что Несси все чаще начинает страдать головными болями, девушка чувствует, что просто не выживет рядом с деспотичным отцом, если кто-либо не придет ей на помощь.

Ей удается узнать лондонский адрес Мэри, и она пишет письмо сестре, умоляя приехать и защитить ее от отца.

Мэри, жалея младшую сестренку, действительно возвращается домой, хотя отец и встречает ее крайне неприветливо и холодно.

Она пытается уговорить Джеймса оставить Несси в покое, к тому же доктор Ренвик откровенно говорит о том, что ему не нравится душевное состояние запуганной девушки, но Броуди не желает никого слушать и продолжает настаивать на том, чтобы Несси обязательно сдавала экзамены на стипендию Лэтта.

По окончании испытаний Несси просит Мэри сходить в аптеку за порошками от головной боли. Старшая сестра уходит из дома, и в этот момент Несси получает ответ из школы. Девушка с ужасом видит, что стипендия досталась не ей, а другому ученику, и с отчаянием думает о том, что отец теперь просто уничтожит ее, как он не раз угрожал прежде.

Несси решает покончить с собой, считая, что у нее просто не остается иного выбора, сестра застает ее уже висящей в петле. В это время в дом приходит и Ренвик, они пытаются вернуть Несси к жизни, но безуспешно, девушка уже мертва. Доктор уводит рыдающую Мэри с собой, предлагая ей стать его супругой и более не возвращаться в отцовский дом.

Оставшись в одиночестве, Броуди с горечью осознает, что потерял в жизни абсолютно все, что рядом с ним теперь никого нет и надеяться ему уже не на что. Мужчина смотрит на окрестности из окна своего замка, понимая, что сам виноват в своем полнейшем одиночестве и трагедии, постигшей его семью.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/kratkoe-soderzhanie-romana-zamok-broudi-kronin.html

Замок Броуди

Краткое содержание Кронин Замок Броуди точный пересказ сюжета за 5 минут

Действие происходит в 1880-х гг. в небольшом шотландском городке Ливенфорд.

В доме причудливой архитектуры, проект которого разработал сам Джеймс Броуди, живут: престарелая мать главы семейства, для которой единственным развлечением является еда, его жена Маргарет, измученная жизнью женщина, дочери Нэнси (отличница, которой отец прочит большое будущее) и Мэри (смелая и решительная девушка, вынужденная бросить образование, чтобы помогать матери по дому), сын Мэтью, которого отец собирается отправить в Индию, и сам хозяин. Джеймс Броуди — владелец шляпного магазина, пользуется известностью и влиянием в городе, в основном благодаря своим богатым клиентам. Это жестокий и властный человек, презирающий всех, кого считает ниже себя. С домашними он строг, а порою даже жесток. Так, он запретил Мэри идти на ежегодную ярмарку — ему стало известно о её встречах с Дэнисом Фойлом, ирландцем по происхождению и коммивояжером одной из торговых фирм, и он хочет положить конец этому знакомству. Однако в нарушение его запрета Мэри все же отправляется на ярмарку. Там они с Дэнисом катаются на каруселях, смотрят представление в ярмарочном балагане, а затем идут на берег реки. Очарованный юной прелестью Мэри, Дэнис овладевает ею, а невинная девушка даже не понимает, что же на самом деле произошло. Исполненный страсти, юноша делает ей предложение. Однако оба понимают, что в скором времени зарегистрировать брак невозможно, — Дэнис прежде должен встать на ноги, обзавестись собственным домом. Ожидание растягивается настолько, что Мэри, к своему удивлению, начинает обнаруживать странные изменения в фигуре. Не зная, что и подумать, она идет к врачу, который и сообщает ей, что она беременна. Мэри рассказывает об этом Дэнису, прося ускорить свадьбу. Дэнис решает просить у Броуди её руки, но тот пытается ударить его. Юноше удается увернуться, и вместо Дэниса Броуди попадает по стене, в результате чего больно ударяет руку. Вне себя от ярости, он сажает Мэри под домашний арест.

Мэри в отчаянии — она находится на грани самоубийства и уже готова принять яд, как вдруг получает записку от Дэниса, в которой он пишет, что уже снял небольшой домик и в скором времени они смогут переехать туда. Тогда Мэри выбрасывает яд, но чувствует, что с нею происходит что-то странное. У нее нестерпимо болит живот.

Она скрывается от домашних у себя в комнате, но неожиданно к ней заходит мать. Женщина впервые замечает раздувшийся живот дочери и все понимает. Напрасно Мэри просит её не говорить ничего отцу — воспитанная в ханжеской морали и до смерти боящаяся мужа, миссис Броуди выдает дочь.

Броуди с трудом сдерживается, чтобы не избить несчастную Мэри, но в конце концов просто выбрасывает её на улицу.

На дворе ночь, буря; страшно завывает ветер, сверкают молнии. Мэри, в одном платье, бредет через лес. После долгих скитаний в лесу она наконец выходит к реке, но неожиданно оступается и падает в воду.

Чудом ей удается спастись, но она тут же проваливается в болото, едва увидев огонек жилья. В конце концов Мэри выбирается на ровное место и с трудом бредет к дому.

Она боится людей, поэтому забирается в хлев, где и производит на свет мальчика.

Случайно в хлев заходит хозяйка и обнаруживает потерявшую сознание Мэри. Она вызывает врача, и несчастную девушку отвозят в ближайшую больницу,

Тем временем Дэнис едет по заданию фирмы в отдаленный шотландский городок. Когда его поезд проезжает шаткий, полусгнивший мост, опоры не выдерживают, и поезд падает в пропасть. Дэнис погибает.

Некоторое время спустя у Броуди происходит разговор с известным городским сплетником Грирсоном, от которого он узнает, что ребенок Мэри скончался в больнице.

Большое участие в судьбе Мэри принял доктор Ренвик; родители Дэниса помогли ей устроиться в Лондоне прислугой.

Но Броуди это словно и не волнует: он отрекся от дочери и не желает о ней слышать, несмотря на постигшее её несчастье. Со злорадством думает он о гибели Фойла.

https://www.youtube.com/watch?v=p3Jifhgawkc

Вскоре Броуди узнает, что в ближайшее время по соседству с его лавкой откроется магазин крупной галантерейной фирмы «Манджо и К»«, который тоже будет торговать шляпами. Приказчик Броуди Питер Перри предлагает хозяину ввести новшества в торговлю, но тот держится самоуверенно и не желает ничего слышать.

Однако оформление витрины соседей, красивые манекены и другие рекламные трюки делают магазин «Манджо» серьезным конкурентом, и вскоре все клиенты Броуди переходят туда. В довершение ко всему туда переходит и Перри, разочарованный скучной, неинтересной работой у грубого и неблагодарного Броуди.

И хотя финансовое положение Броуди сильно пошатнулось, он продолжает хамить клиентам. Его дела идут все хуже и хуже.

Но основные неприятности Броуди еще впереди. Дома он узнает, что Мэтью раньше времени возвращается из Индии. В городе ходят слухи, что делает он это не по доброй воле — его уволили за плохую работу. Вскоре Маргарет Броуди получает от сына телеграмму, где он просит выслать ему сорок фунтов.

Дело в том, что в течение восьми месяцев он высылал матери по пять фунтов, чтобы она сохранила их, но в силу тяжелого материального положения семьи она истратила эти деньги. Чтобы раздобыть сорок фунтов, ей приходится обратиться к ростовщикам, и они дают ей деньги в долг под большие проценты.

Несчастная женщина отказывает себе во всем, с трудом выплачивая проценты, и сохнет на глазах.

Возвращается Мэтью. Он сильно изменился; спит до полудня, обедает в городе, вымогает у матери деньги, а когда не может их получить, крадет фамильные часы. Выясняется, что и с невестой Агнес он ведет себя не лучше. После разговора с ней у Маргарет случается приступ болезни, которая давно мучает её.

Выиграв в бильярд крупную сумму денег, Мэт идет в публичный дом. Ворвавшись в какую-то комнату, он встречает там симпатичную девицу и начинает приставать к ней, как вдруг появляется Броуди. Девица по имени Нэнси, официантка одного из городских кафе, ждет именно его. Завязывается драка; Мэт стреляет в отца, но промахивается.

Тем временем у миссис Броуди начинается нестерпимая боль. Врач ставит диагноз: рак. Ей осталось жить не более полугода. Она предлагает написать Мэри, чтобы та приехала вести хозяйство, но Броуди резко возражает.

Через некоторое время Броуди понимает, что полностью разорен. Узнав об этом, Маргарет Броуди умирает.

Чтобы прокормить семью, Броуди поступает счетоводом на верфь местного богача сэра Джона Лэтта. Он вводит Нэнси в дом в качестве экономки, но она не в состоянии вести хозяйство так, как это делала покойная миссис Броуди.

К тому же она хочет выйти замуж и недовольна своим нынешним положением. В доме царит развал. Броуди пьет, и Нэнси начинает обращать больше внимания на Мэтью. Он отвечает ей взаимностью, и она надеется, что он женится на ней.

Видя полное крушение собственной карьеры, Броуди возлагает теперь все надежды на младшую дочь, заставляя её через силу заниматься, чтобы получить университетскую стипендию. Измученная недоеданием и постоянными занятиями, Несси пишет Мэри, умоляя её вернуться.

Читайте также:  Краткое содержание опера верди луиза миллер точный пересказ сюжета за 5 минут

Вскоре от Мэри приходит письмо, где она просит у отца прощения. Тот собирается было написать резкий ответ, как вдруг узнает, что Нэнси сбежала с Мэтом в Южную Америку. Ему ничего не остается, как согласиться на приезд старшей дочери.

После четырехлетнего отсутствия Мэри возвращается в Ливенфорд. Озабоченная состоянием сестры, она обращается к доктору Ренвику, который когда-то спас ей жизнь. Тот с радостью приходит ей на помощь — он давно уже тайно влюблен в нее. Как бы невзначай осмотрев Несси, доктор находит у девушки сильное нервное истощение.

Однако Броуди не дает дочери отдыхать: в доме все теперь подчинено борьбе за стипендию. Из страха перед отцом Несси боится признаться в плохом самочувствии и продолжает упорно заниматься. Однако стипендия ей не достается. Узнав об этом, Несси сходит с ума и в приладке отчаяния вешается.

Возвратившись домой, Мэри обнаруживает сестру в петле и зовет доктора Ренвика. Тот понимает, что Мэри надо как можно скорее увезти из этого дома. Он признается ей в любви и делает предложение. Они падают друг другу в объятия.

В этот момент возвращается с работы Броуди. Он обвиняет доктора и Мэри в прелюбодеянии, но доктор указывает ему на хрупкое тельце Несси.

«Несси повесилась потому, что не получила стипендии, и вы виновник её смерти», — говорит он, после чего они с Мэри навсегда уходят из этого дома, И тут Броуди осознает весь ужас своего положения: он понимает, что остался один с полубезумной матерью, которая, как и все остальные, до смерти боится его.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997

Источник: http://Kratkoe-Soderjanie.ru/archibald-kronin/zamok-broudi.html

Арчибалд Кронин “Замок Броуди” (1931)

Человек – враг самому себе. Он враг ближним. Он враг остальным людям. Его пожирает желание быть лучше всех. Ему свойственна злоба, если быть лучше всех не получается.

Важно уметь контролировать себя, но кто может проследить за этим, когда человек верит в правоту своих убеждений? Агрессия чаще находит себе дорогу, нежели тщательно обдуманное и взвешенное решение.

Однако, человек не может существовать вне себе подобных, а значит он будет постоянно вступать в противоречия с окружающими, стремясь добиться к себе уважения. Для этого ему достаточно предъявить ультиматум или открыто избить задевших его критикой лиц, занимая таким образом доминирующее положение и наводя страх на других.

По своей сути, человек – это самая мелкая единица. Выше него стоит семья. Ещё выше – государство. И как не говори о конкретных людях, их поведение ничем не отличается от поведения отдельных семей и целых государств, где все процессы ничем не отличаются. Когда говоришь об одном, то имеешь в виду всё государство в целом.

Тут уже стоит задуматься о нравах и традициях. Кажется, Британия была в XIX веке слишком заносчивой империей, что также должно быть присуще её гражданам того времени.

Арчибалд Кронин предложил читателю ознакомиться с одной семьёй тех лет, где pater familias – это действительно отец семейства в лучшим представлениях древнеримского общества.

“Замок Броуди” – это произведение, в котором Кронин показывает обычную британскую семью, применяя к ней мерки Древнего Рима. Главным в доме является отец, от его мнения зависит абсолютно всё. Он может требовать, но категорически не принимает малейших проявлений несогласия. За любое неповиновение наступает мгновенная расплата.

И если в Древнем Риме отец был рабовладельцем, жестоко распоряжаясь членами семьи, то в Британии XIX века – отец держал семью в железном кулаке, не имея возможности продавать её членов другим отцам; это единственное отличие.

Не стоит забывать, что XIX век был тем временем, когда начало просыпаться самосознание в простых людях, которыми не гнушались помыкать, используя их гораздо хуже, нежели в Древнем Риме обращались с рабами. Главный герой “Замка Броуди” на самом деле не был жестоким человеком, он скорее действительно заботился о благе семьи, стремясь найти в ней воплощение всех желаний.

Ему была нужна самая лучшая в мире жена и самые лучшие в мире дети. Он ласков к ним до тех пор, пока те не запятнали его доброе имя. А если всё-таки запятнали, то им больше нет места в семье.

Кронин излагает события одной чёрной полосой. Нет в сюжете радостных моментов. Постоянно случаются происшествия, уносящие жизни людей и причиняющие непоправимый урон.

Кронину ничего не стоит пустить поезд под откос, обрушив мост, или зажарить овец с пастухами прямо на поле, покуда “ищет жертву” гроза и “облизывается намеченной цели” молния. Автор слишком жесток в своём повествовании. Читатель заранее настроен на негативное восприятие к происходящим событиям.

Впечатление усиливается бытом семьи Броуди, согласной потакать отцу, который желает всем счастья, но внутренне не готов пойти на те жертвы, на которые его обрекает Кронин.

Арчибалд стал для “Замка Броуди” воплощением тёмной сущности, шепчущей на ухо действующим лицам подсказки и ехидно потирающей руки в предвкушении наступления грядущих трагических событий. Кронину присуще желание делать героям книги больно… и он это будет описывать на каждой странице.

Крутой нрав отца мог быть воспет во имя высших побуждений, но из Кронина получился плохой певец. Ему лучше удаются некрологи, в написании которых он достиг совершенства.

Винить в несчастье семьи Броуди следует только автора, и никак не отца семейства, действовавшего в рамках традиций своего времени. Заметьте, Броуди не отдал детей в интернат, как поступало большинство отцов в Британии XIX века.

Он лично их воспитывал, давая всё, что им могло понадобиться. Только Кронин изначально был настроен внести разлад в чётко выстроенную систему воспитания, выставив перед читателем отца семьи в качестве тирана и самодура, а жену и детей – едва ли не безропотными и глупыми овцами.

Только овец Кронин не щадил, делая их объектом своей садистской наклонности. Не щадил он и пастуха, но всё-таки уберегал от напастей, поскольку без него рассказывать было бы не о чем.

Кронин писал без прикрас – Броуди есть в каждом из нас:
Кто-то умрёт, подчинившись; кто-то воспрянет, восстав; кто-то упадёт, смирившись; а кто-то простится с жизнью, устав.

Дополнительные метки: кронин замок броуди критика, кронин замок броуди анализ, кронин замок броуди отзывы, кронин замок броуди рецензия, кронин замок броуди книга, A. J. Cronin, Hatter’s Castle

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– “Гамлет” Вильяма Шекспира
– “Гроза” Александра Островского

Источник: http://trounin.ru/cronin31/

Рецензии на книгу Замок Броуди

Жена Броуди Маргарет — бедная, несчастная женщина, чей труд никогда не будет оценен мужем, чьи заботы будут только раздражать его. Это кроткая, запуганная женщина, не сумев однажды дать отпор мужу, будет всю жизнь нести на себе бремя своего брака.

Задавленная мужем, она не может и детям дать всю свою любовь, правильно воспитать в них отношение к себе. Хотя с девочками, по большому счёту, проблем в этом плане нет.

А вот сын через некоторое время стал проявлять в своём характере свойства характера отца, хоть и противостоял ему.

Мэт — сын, которой с одной стороны был забитый, бесхребетный, а с другой проявляющий гордыню, как и отец. Интересно было видеть, как проявляется его характер, как он меняется. Но Мэта не так много в произведение, хотя и играет он не самую последнюю роль.

Мэри — сбившаяся (в глазах отца) с пути семнадцатилетняя дочь, которая была изгнана из отчего дома. Главы, посвящённые ей, во время её ухода в грозу, наверно, больше всего меня задели. Я прочувствовала всё, что чувствовала девушка.

И хлестание веток по лицу, и холодную воду реки, скрывающую с головой, и боль в руке, и полное бессилие, когда ноги увязают в болоте.
Её возвращение в дом связано с надеждой.

По крайней мере, я думала, что она может вдохнуть жизнь в умерший дом.

Несси — любимица отца, пользующаяся его благосклонностью. Но как часто страдают любимые люди от нашей любви. Ведь и любить надо уметь. Она умница, она должна стать первой девочкой, получившей престижную стипендию города. Отец возлагает на неё все надежды. Особенно в период краха.

А крах был естественным следствием поведения и отношения к жизни. Скупость, нежелание смотреть вокруг себя, смотреть широко, приводит к разорению. Насильственное отношение к жене приводит к её болезни.Всё, что произошло, было логичным следствием.

Но даже в своём крахе Броуди винил всех и всё, кроме самого себя. И даже в своём крахе Броуди продолжал считать, что он ещё всем покажет, чего он стоит.Да только он не понимал, что стоит-то он как раз краха.

Что всё, что он имеет, это ровно то, что он заслуживает.

И то, к чему он пришёл в конце, абсолютно заслужено, жаль только, что страдали невинные люди, его самые родные люди.

Почему мне так понравились персонажи этого произведения, особенно главные? Потому что таких как Броуди я встречала не раз. Люди, которые ничего не делают для своего успеха, но в слепом неведении считают себя достойными великой похвалы.

Не получая этого одобрения, винят в этом не себя, а других людей. Чтобы не быть такими как Броуди, надо научиться адекватно оценивать себя.
Часто, глядя на окружающих меня людей, я думаю, что либо я дура, либо они все дураки.

Если верно первое, то Броуди стану я, если второе, то вокруг меня очень много Броуди, а это вызывает грусть.

Кстати, если в первой половине книги, Броуди мне казался карикатурным, то к финалу я поняла, что он очень правдивый.

Как точка в моей рецензии — огромная благодарность Кронину за наслаждение, которое я получила, читая эту книгу.

#книжные_жирушки

Страницы следующая →

Гарри Поттер и Орден Феникса

Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/book/57726/reviews/

Тайны английского замка. Замок Броуди. Часть 2. – художественный анализ. Кронин Арчибальд

Тайны английского замка. Замок Броуди. Часть 2.

Повествуя об истории крушения семьи и честолюбивых надежд английского негоцианта мистера Домби, Диккенс доказывает, что деньги отравляют сознание людей, несут в себе зло, погоня за ними порабощает человека, делает его бессердечным гордецом и эгоистом. Таков Домби. Его денежные интересы, судьба его фирмы оказывают влияние на судьбу каждого из членов его семьи.

Люди интересуют Домби лишь постольку, поскольку они могут быть полезны для его «дела». Потому он и не замечает Флоренс: дочь не сможет стать продолжательницей его начинаний. Надежды Домби связаны с сыном. Но маленький и болезненный Поль погибает. Он не смог перенести той системы воспитания, которой подвергает его бездушный отец.

Из холодного дома мистера Домби уходит Флоренс.

Тема бездушия и эгоизма развивается в романе Мередита «Эгоист» (1879). Здесь образ главного героя сэра Уилоби Паттерна, созданный средствами сатиры, перекликаясь с образом Домби, во многом и отличается от него. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Тайны английского замка. Замок Броуди.

Часть 2.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Уилоби — аристократ, признающий лишь мир бальных зал и гостиных, презирающий тружеников.

В его образе осмеяны Тупость и религиозное ханжество респектабельного английского джентльмена, получившего образование в университете, преисполненного сознания своего превосходства над окружающими, убежденного в том, что он достоин не только восхищения, но и любви всех, кто встречается с ним на жизненном пути.

Эгоизм Паттерна обрекает его на одиночество. Снобизм этого кичливого аристократа осужден и осмеян писателем. Мередит изображает эгоизм Уилоби Паттерна как черту социальной психологии, как проявление античеловеческой сущности того мира, которым он порожден. И в данном случае Мередит близок Диккенсу.

В романе «Замок Броуди» отчетливо ощущается традиция и такого английского предшественника Кронина, как Джон Голсуорси —• создатель цикла романов о собственниках Форсайтах.

Начало «Саге о Форсайтах» было положено романом «Собственник» (1906), главный герой которого Соме Форсайт показан как «человек, пропитанный всеми предрассудками и верованиями своего класса».

Способный и умный от природы, Соме направляет всю свою энергию на накопление капитала. Собственническое начало подавляет в нем человека, мешает раскрытию лучших свойств его личности, делает его несчастным в любви.

Читайте также:  Краткое содержание перро синяя борода точный пересказ сюжета за 5 минут

Соме неизменно безупречен в сфере своих деловых отношений, но у него нет друзей, его глубокое и сильное чувство не получает отклика у Ирэн. Любовь и красота недоступны Сомсу, потому что он стремится превратить их в свою собственность.

Эгоизм и собственническая психология неразделимы. Они становятся источником страдания и гибели людей, порождают трагедии. В трагическом ключе, не исключающем струю мелодраматизма, и написан «Замок Броуди» Кронина. Главный герой, воплощающий в себе пороки эгоизма и жестокой гордыни,— Джеймс Броуди, владелец магазина головных уборов в небольшом шотландском городке Ли-венфорде.

Время действия романа точно обозначено в самой первой фразе: «Весна 1879 года была удивительно ранняя и теплая».

Приметы эпохи обозначены в последующем повествовании: «В конторах клерки, сняв пиджаки и в изнеможении развалясь на стульях, кляли жаркую погоду, возмущались политикой лорда Биконсфильда, известием о войне с зулусами и дороговизной пива». Уже эти, казалось бы, весьма лаконичные упоминания реалий эпохи говорят о многом.

Время действия романа отнесено к тому периоду, когда Великобритания, все еще оставаясь одной из самых крупных капиталистических и колониальных держав, все еще сохраняя свои преимущества «владычицы морей» и «мастерской мира», вступала в новый период своей истории, связанный с обострением социальных конфликтов, дальнейшим углублением общественных противоречий. Премьер-министр Бенджамин Дизраэли (он же — граф Биконсфильд), возглавлявший партию консерваторов, проводил политику колониальной экспансии. За год до начала описываемых в романе событий — в 1878 году—был осуществлен захват Кипра; готовилась аннексия Египта; велись войны с народами, населявшими земли Южной Африки. С особой жестокостью истреблялись жители южноафриканской провинции Наталь зулусы. Обозначились признаки кризиса экономической системы и внутри самой Великобритании.

Реалистическая деталь как особый художественный прием обладает огромной силой. Кронин мастерски владеет этим приемом. Создаваемые им картины позволяют почувствовать атмосферу жизни провинциального городка, увидеть обстановку дома Броуди, познакомиться с каждым из его обитателей.

Но за всем этим кроется и нечто большее: драматизм людских судеб, разрушение старых форм жизни и казавшихся прочными семейных устоев, разорение мелких торговцев, вытесняемых крупными предпринимателями.

В картинах частной жизни и семейного быта раскрываются весьма существенные стороны жизни Англии конца прошлого столетия.

Подробность описаний — характерная особенность Кронина-рома-ниста. Это ясно чувствуется уже в самом начале «Замка Броуди» при описании города Ливенфорда, прекрасной весенней природы и столь резко контрастирующей с красотой полей и долин уродливостью дома, в котором происходят события.

Образ дома-замка занимает центральное место в системе образов романа.

Это мрачное и в архитектурном отношении нелепое сооружение чем-то напоминает своего хозяина, по воле которого оно было сооружено с претензией на аристократичность, и вместе с тем его вид ассоциируется с тюрьмой, за стенами которой томятся заключенные. Замок шляпочника Броуди похож на крепость-тюрьму.

Массивный, из серого камня, поражающий суровой тяжеловесностью и совершенно необычайной архитектурой, он напоминает странное животное, тяжело опирающееся на глубоко врытые в землю лапы.

Здание украшено остроконечными выступами, большим шаром из полированного гранита, парапетом, «который своими правильно чередовавшимися острыми зубцами образовал как бы тяжелую цепь из каменных звеньев, кандалами сковывавшую все здание». «Весь дом в целом имел какой-то таинственный, мрачный и отталкивающий вид, и непонятно было, какая мысль руководила теми, кто его строил».

Этот дом-тюрьма с узкой дверью и окнами, казавшимися просто пробитыми в стенах отверстиями, едва пропускавшими свет, становится символом разобщенности и несчастий его обитателей.

Он стоит в самом конце улицы, ободок венчающей его башни похож на нахмуренный лоб, а прорезанные в башне оконца напоминают два глаза. За домом — жалкое подобие сада, а перед ним — унылый куст сирени, который никогда не цвел.

Здесь нет жизни. Все уныло и грустно.

«Везде, где семья жизнеспособна и едина, обязательно сильным и здоровым будет и само общество»,— писал Кронин в автобиографической книге «Приключения в двух мирах». В романе «Замок Броуди» речь идет об ином: о распаде семьи, об утрате семейных связей, о деспотизме и грубой силе, ломающей судьбы детей Броуди.

В доме царят страх и отчаяние, тирания и жестокость. Рушатся надежды на счастье. Ломаются характеры. Льются слезы. Совершается недозволенное. Источником несчастий своих близких становится глава семьи — Джеймс Броуди. Однако и сам он — этот тиран и жестокий деспот — является жертвой среды и обстоятельств.

Джеймс Броуди — самодур и деспот. Эгоизм и жестокость сочетаются в его характере с аристократическими претензиями. Он возомнил себя потомком древнего аристократического рода Уинтоков, его снобизм подогревается присущим ему безграничным тщеславием.

Броуди считает себя самым первым человеком в городе, требуя от окружающих безоговорочного преклонения перед его достоинствами. Этот торговец шляпами одержим гордыней. Есть что-то уродливо-страшное в его облике, в его поведении, в обращении с людьми. Он становится виновником разрушения своей семьи, мучает жену, истязает детей.

Он издевается над разорившимся торговцем Дроном, глумится над лавочником Петигрю. Незаурядная натура Броуди — сильного и мужественного человека изуродована предрассудками и превратными представлениями о жизни. Он привык ценить лишь богатство и знатность. И пока он сам богат, он требует от всех подчинения.

Броуди страшен в гневе, жесток в изобретаемых им наказаниях. В нем бушует некая природная стихия, ему присуща грубая животная сила. Вся система сравнений, которые используются писателем в создании портрета Броуди, подтверждает это.

Броуди «какой-то звериной любовью любил солнце, любил, чтобы яркие утренние лучи ударяли в окно и, будя его, словно просачивались сквозь одеяло в его тело, наливая его бодростью и силой». У него широкие плечи, шея, как у быка, крепкие челюсти и низкий лоб, громадные лапы с толстыми пальцами.

Выражение лица Броуди сравнивается в романе то с разбушевавшимся морем, то с грозными тучами. Его серые, глубоко ушедшие под лоб глаза грозно мерцают, могучая фигура наводит ужас. Броуди похож в минуты гнева то на рассерженного минотавра, то на страшного сатира.

Обращаясь при описании Броуди к приемам гиперболизации, Кронин выявляет и социальную сущность характера своего героя, отнюдь не сводя его особенности к биологическим факторам.

Этот эгоист-собственник сформирован вполне определенным укладом жизни, всеми корнями своей натуры он связан с почвой Ливенфорда и царящими здесь законами и нравами.

Жители города завидуют успеху и силе Броуди, они готовы подчиняться ему, когда он богат, и они же издеваются и насмехаются над ним, когда он разорен.

Художественное воздействие образа Броуди заключается не только в том, что писатель с большой впечатляющей силой раскрывает все отрицательные свойства натуры шляпочника.

Кронин пишет и о трагизме положения Броуди, о глубокой драме, переживаемой им втайне от всех. Будучи честным и гордым, Броуди не хочет объявить себя банкротом и выплачивает все свои долги. Гибель любимой дочери сломила его.

«Тяжелый стон вырвался из его груди. Взрыв рыданий без слез потряс его, разрывая грудь острой болью».

Жестокий деспот повержен.

Но только ли нрав Броуди является причиной этого? Почему же этот сильный и волевой человек, который в прошлом был «честным, энергичным, прямолинейным», превратился в чудовище? И здесь вновь приходят на память и мистер Домби, и Соме Форсайт, и многие другие персонажи романов, отравленные ядом собственнической психологии, преуспевшие в делах, познавшие сладость богатства, но так и не узнавшие подлинных радостей жизни, любви и счастья. Не только для своих близких, но и для себя самих превратили они свой дом в крепость, стены которой отгородили их от людей, от красоты природы, от жизни, они сами заточили себя в тюрьму, из которой для них уже нет выхода. Спастись может лишь тот, кто уходит из дома-тюрьмы. Покидает холодный дом отца Флоренс Домби, уходит от Сомса Форсайта его жена Ирэн, оставляет замок Броуди Мэри, уезжает ее брат Мэт.

Погибают те, кто смиряется. Жертвами замка Броуди становятся Маргарет и Несси. Жена Джеймса Броуди — бессловесная узница дома-тюрьмы. Воля Маргарет сломлена, в ее жизни нет радости, безрассудная любовь к сыну приносит ей только разочарования, боль и несчастье. Она оскорблена и унижена. В сорок два года Маргарет Броуди выглядит изможденной старухой.

«Лицо у Маргарет было истомленное, усталое, и в выражении его было что-то трогательное. Она имела вид человека, падающего от изнеможения, но постоянно подстегивающего в себе последнюю энергию». Ее движения, голос, манера произносить слова — все говорит о постоянно гложущем ее чувстве страха, приниженности и безнадежной покорности. «Голова Маргарет была постоянно наклонена набок.

Когда-то это делалось для того, чтобы выразить покорность и истинно-христианское смирение в дни испытаний и бедствий, но время и вечная необходимость изображать самоотречение сделали этот наклон головы привычным». Страх перед мужем породил трусость и научил Маргарет лгать. Надежда вырастить сына достойным человеком не оправдалась.

В тяжелой и мрачной атмосфере дома Броуди Мэт вырастает эгоистичным и лживым, трусливым и подлым.

Перед смертью Маргарет осознает, что жизнь ее прожита бесполезно. В ее памяти всплывают картины далекого прошлого, она видит себя молодой, сильной, красивой, исполненной надежд. «Джеймс,— прошептала она.

— Помнишь тот день у ручья, когда ты вплел мне в волосы красивые алые ягоды рябины? Помнишь, что ты сказал тогда?» Но Маргарет напрасно ждет ответа на этот вопрос.

Даже перед лицом смерти Джеймс Броуди не может быть чутким к жене, не откликается на ее просьбу, хотя он воспомнил «и тишину маленькой горной долины, и журчанье ручья, и яркое солнце, и то, как со свистом взвилась вверх ветка, когда он отпустил ее, сорвав пучок ягод. Он снова увидел яркое золото кудрей Маргарет рядом с сочной алостью рябины».

Он боролся с нахлынувшим на него волнением. «Какое-то настойчивое, властное побуждение толкало его сказать горячо, от души, так, как не говорил он уже двадцать лет: «Да, я хорошо помню тот день, Маргарет, и ты была хороша тогда, хороша, как цветок, и мила мне». Но он не мог сказать этого. Его губы не могли произнести такие слова».

В этой сцене запечатлена глубина нравственного перерождения Броуди. Мелодраматизм интонаций не затмевает суровую правду жизни, не оставляет надежды на сколько-нибудь благополучный финал. Броуди обречен. Ему не на что больше надеяться. «Память его была темна, как небо, сплошь затянутое тучами, сквозь которые не может пробиться ни единый луч света».

Замок Броуди опустел. Один за другим покидают его жившие здесь люди. Лишь в воспоминаниях всплывают перед Джеймсом их лица.

«Он видел сына и Нэнси вместе под ярким солнцем, видел поникшую фигуру и робко склоненную набок голову жены, насмешливое лицо Грирсона, издевающегося над его горем, Ренвика, обнимавшего Мэ ри, смелого молодого Фойля, давшего ему когда-то отпор у него в конторе.

Видел раболепного Перри, Блэра, Пакстона, Гордона, даже Дрона. Все они безмолвно проходили перед его закрытыми глазами, отвернувшись от него, осуждая его…» Лишь одна фигура по-прежнему бродит по комнатам дома-замка — мать Джеймса, старая миссис Броуди.

Из ее одряхлевшей памяти давно испарились все воспоминания, ее ничто не волнует, ничто не трогает. Все печальные события «затерялись в дебрях ее слабоумного мозга». Она думает лишь о своих насущных нуждах, о еде, о чашке горячего чая. Ее бессмысленный старческий смех нарушает жуткую тишину опустевшего замка.

Но жизнь продолжается. Она открылась для Мэри Броуди, которая обрела себя, порвав с отцом и полюбив доктора Ренвика. Контуры судьбы Мэри едва намечены в романе, но именно с этой линией связаны темы последующих романов Кронина: утверждение гуманистических идеалов, противопоставляемых своекорыстному эгоизму, и тема творческого труда, в котором обретают себя герои Кронина.

В историю английской литературы Арчибалд Кронин вошел как автор романов «Замок Броуди» и «Цитадель». Его последующие произведения, «написанные в США, куда писатель переселился перед второй мировой войной, во многом повторяют и варьируют проблемы ранних произведений.

Связь с лучшими традициями английской реалистической прозы, мастерство создания характеров, столь очевидно проявившееся в «Замке Броуди», обеспечили этому роману широкую известность и долгую жизнь.

Источник: http://www.testsoch.info/tajny-anglijskogo-zamka-zamok-broudi-chast-2-analiz-kronin-archibald/

Ссылка на основную публикацию