Краткое содержание кроткая достоевского точный пересказ сюжета за 5 минут

Достоевский «Кроткая» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Краткое содержание Кроткая Достоевского точный пересказ сюжета за 5 минут

Достоевский «Кроткая» – краткое содержание

В ноябрьском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год было помещено одно из самых совершенных художественных произведений Достоевского – повесть «Кроткая».

«С месяц тому назад, сообщает автор, во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка швея – «потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы».

Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ. Этот образ в руках – странная и неслыханная в самоубийстве черта! Это уже какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже видимо не было никакого ропота или попрека: просто стало нельзя жить.

«Бог не захотел» – и умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль…»

Достоевский. Кроткая. Аудиокнига

Пытаясь проникнуть в душевное состояние несчастной девушки, Достоевский и написал свой рассказ. Он построил его ретроспективно. Катастрофа, самоубийство Кроткой, поставлена в начале; медленно, нить за нитью распутывается клубок причин, вызвавших ее смерть. Психологический анализ, беспримерный по остроте, вскрывает трагедию самоубийцы.

Герой – ростовщик. Однажды пришла к нему с закладом девушка лет шестнадцати «тоненькая, белокуренькая, средне-высокого роста». «Глаза у нее голубые, большие, задумчивые». Она искала место гувернантки, закладывала последнее имущество, какие-то «остатки старой заячьей куцавейки».

Ему понравились ее чистота и гордость и он сразу принял решение – она будет ему принадлежать. «Я тогда смотрел на нее, как на мою и не сомневался в моем могуществе. Знаете, пресладострастная это мысль, когда уж не сомневаешься-то».

И вот он спасает ее от нищеты и сватовства какого-то толстого лавочника; предлагает свою руку. Правда, у него «касса ссуд», но все же он – отставной штабс-капитан и родовой дворянин. «Кроткая» становится его женой; с великодушием молодости и доверчивостью неопытного сердца отдает свою любовь мужу. Но он ищет не любви.

У него своя «идея»: он хочет власти, безграничного, деспотического могущества над другой душой. Жизненные неудачи, загнанное внутрь честолюбие и раздраженное самолюбие отравили его трупным ядом. Он «проиграл» свою жизнь, унизился до ростовщичества и теперь «мстит» обществу.

Ему нужно, чтобы хоть одно человеческое существо преклонилось перед ним, как перед героем и мучеником. Он хочет воспитать Кроткую, поставить ее на колени перед своим величием. На любовный порыв жены муж отвечает строгостью. «Я все это упоение тут же обдал холодной водой. Вот в том-то и была моя идея…

Во-первых, строгость – так под строгостью и в дом ее ввел… Я хотел полного уважения, я хотел, чтобы она стояла передо мной в мольбе за мои страдания – и я стоил того. О, я всегда был горд, я всегда хотел или всего или ничего!»

Оскорбленная в своем чувстве, Кроткая начинает бунтовать: замыкается в молчании, уходит на целые дни из дому и наконец с вызовом бросает мужу: «А правда, что вас из полка выгнали за то, что вы на дуэль выйти струсили?» Он чувствует, что в душе жены растет презрение и ненависть к нему и делает страшный опыт: ложась спать, кладет перед ней на стол револьвер. Утром просыпается, ощущая у виска холодное прикосновение железа; глаза противников на секунду встречаются. Он продолжает лежать неподвижно, притворяясь спящим. «Я знал, всей силой моего существа, что между нами, в то самое мгновение идет борьба, страшный поединок на жизнь и смерть, поединок вот того самого вчерашнего труса, выгнанного за трусость товарищами». Минуты проходят, длится мертвая тишина. Наконец она опускает револьвер. «Я встал с постели: я победил – и она навеки побеждена!» Бунт жены укрощен; восстание свободной души против тирании злой воли подавлено. «В моих глазах она была так побеждена, так унижена, так раздавлена, что я мучительно жалел ее иногда, хотя мне при всем этом решительно нравилась иногда идея об ее унижении». Он – выше ее любви, выше ее ненависти, он притязает на звание божества, внушающего трепет благоговения покорной рабыне.

Достоевский. Кроткая. Художественный фильм 1960 г.

Шесть недель Кроткая лежит в горячке. Наступает весна; она худеет и кашляет. Непрерывающееся молчание стеной разделяет их. И вдруг раз, в начале апреля – она начинает петь. Она никогда не пела раньше в его присутствии. Он потрясен: пелена падает с его глаз. «Коль запела при мне, думает он, так про меня забыла, – вот что было ясно и страшно.

«Сон гордости» кончается – один восторг сияет в егодуше. Он понимает, что любит ее безгранично, что иначе любить не умеет. В раскаянии и муке падает он к ее ногам. «Я понимал вполне мое отчаянье, о, понимал! Но верите ли, восторг кипел в моем сердце до того неудержимо, что я думал, что я умру. Я целовал ее ноги в упоении, в счастьи».

Она смотрит на него с испугом, удивлением, стыдом; с ней делается страшный припадок истерики.

Когда она приходит в себя, у нее как-то невольно вырываются слова: «А я думала, что вы меня оставите так». Тогда он еще не понимал рокового смысла этой фразы. Восторг заливал его. Он верил, что все еще поправимо, что завтра он ей объяснит, она опять его полюбит, они поедут в Булонь купаться в море и наступит новая, счастливая жизнь.

На следующий день он исповедуется перед женой во всех падениях и грехах своей жизни. Лицо ее все более задумчиво и испугано. Он любит ее – ее, которая посягала на его жизнь! Он великодушен и благороден, а она так низко о нем думала, так глубоко его презирала! И главное она верила, что он оставит ее так.

– «И вдруг я тут подхожу, муж, и мужу надо любви!»

Робкая и смиренная душа Кроткой не выносит этого потрясения. Она кончает с собой, выбрасываясь из окна с иконой в руках, и вот – тело ее лежит на столе.

Муж всматривается в мертвое лицо, и «вопрос стучит у него в мозгу» – почему она умерла? Мучительно разгадывая эту загадку, он наконец понимает: Кроткая умерла потому, что он убил ее любовь; она была слишком целомудренна, слишком чиста, чтобы притворяться любящей женой. «Не захотела обманывать полулюбовью под видом любви, или четверть любовью» – и предпочла самоубийство.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст повести «Кроткая» и её литературный анализ

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4192-dostoevskij-krotkaya-kratkoe-soderzhanie

«Кроткая» (Достоевский): краткое содержание рассказа

Как и «Записки из подполья», этот рассказ представляет собой повествование о «мертворожденном» человеке средних лет. Рассказ также ведется от первого лица. В молодые годы герой служит офицером в армии, его отношения с сослуживцами не складываются. Однажды он получает вызов на дуэль, но это кажется ему глупым мероприятием, и он отвечает отказом.

Поэтому его считают трусом, оскорбляют, и ему приходится оставить свой полк. Из-за этих тяжелых воспоминаний герой ненавидит мир, и он не в состоянии общаться с другими людьми с открытой душой. Он не любит себя, полагая, что все держат его за дурака.

Он становится презренным ростовщиком, избегает людского общества и ведет совершенно уединенную жизнь, которую можно квалифицировать как «мертвую».

И вот этот в зрелых летах ростовщик женится на молоденькой и чистой девушке, которая несколько раз приносила ему в залог вещи. В его душе роятся противоречивые чувства.

С одной стороны, он безжалостно рассчитывает на то, что он выше этой девушки и в ее обществе не будет чувствовать себя униженным.

С другой стороны, ему действительно хочется наконец-то расстаться с холодной, одинокой «мертвой жизнью» и обрести «живую жизнь», где находится место задушевному разговору, улыбке, теплоте. Именно поэтому ростовщику и нужна добрая и любящая женщина.

Девушке, между тем, лет пятнадцать или шестнадцать, в сущности, ее еще можно назвать девочкой. Она страдает от своей крайней бедности, ей не на кого положиться, она выбивается из сил, но она сумела сохранить доброту души и гордость.

Ей не хочется думать, что ростовщик покупает ее благосклонность за деньги. Она хочет любить и уважать мужа, и, несмотря на разницу в возрасте, она мечтает о том, что будет жить с ним на равной ноге. Она искренне верит, что это возможно.

Однако брак не способен преобразить «мертворожденного» ростовщика.

В душе своей он вроде бы и хочет жить с женой по-человечески, но из-за того, что он столь длительное время пребывал в «замороженном» состоянии и никому не открывал своей души, он не знает, как разговаривают с людьми.

Он ведет себя с женой холодно и отталкивает ее от себя, пытаясь защитить себя с помощью молчания. С остальным же миром он тоже продолжает поддерживать исключительно деловые отношения.

Юная и наивная жена мучается оттого, что наладить человеческих отношений с мужем ей не удается, она погружается в мучительное одиночество. Она не знает, о чем думает ее муж, она боится его и упрекает себя, ее нервы приходят в расстройство.

У этой женщины нет подруги, с которой она могла бы посоветоваться; когда мужа нет дома, она тихонечко поет. Только в эти минуты ее мягкое детское сердце получает передышку. Ростовщик осознает одиночество и страдания своей жены, но он не может «отпереть» свою душу перед ней.

Эти странные отношения оставляют у читателя тяжелое чувство.

Муж все-таки рассчитывает позабыть свое унизительное прошлое, смягчиться и обрести способность к разговору. Поэтому он начинает строить планы отправиться вместе с женой попутешествовать в Европу, но та, держа в руках икону богоматери, бросается вниз из окна четвертого этажа и умирает.

Для ростовщика его мир, который только начал чуть светлеть и теплеть, вдруг превращается в арену ужасной смерти. Этот «мертворожденный ребенок» навсегда обречен на «мертвую жизнь».

Сополагая «Записки из подполья», «Кроткую», «Преступление и наказание» (Раскольников), «Бесов» (Ставрогин), мы видим, как долго волновала Достоевского одна и та же тематика: переход «жизни мертвой» в «жизнь живую». В конце романа Раскольников видит свет новой жизни, но герой «Кроткой» заканчивает крахом: он едва увидел брезжущий свет, но страшная и безжалостная сила снова вернула его в мир тьмы.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/krotkaja_dostoevskij_kratkoe_soderzhanie_rasskaza/66-1-0-950

Краткое содержание повести «Белые ночи» Достоевского по главам: краткий пересказ

«Белые ночи» — одна из самых известных повестей великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Главными героями этого произведения являются сентиментальный молодой человек Мечтатель и юная девушка Настенька.

В этой статье представлено краткое содержание повести «Белые ночи» Достоевского по главам: краткое содержание, повесть в сокращении.

Смотрите: 
Все материалы по повести «Белые ночи»
Характеристика Мечтателя
Характеристика Настеньки
Повесть «Белые ночи» состоит из 5 глав с необычными названиями:

  1. Ночь первая (знакомство Мечтателя и Настеньки)
  2. Ночь вторая (встреча и разговор об истории Настеньки)
  3. Ночь третья (встреча и ожидание любимого Настеньки)
  4. Ночь четвертая (признание Мечтателя в любви и встреча с «жильцом»)
  5. Утро (Мечтатель снова один)


Ночь первая

Молодой человек, который сам себя называет Мечтателем, рассказывает о себе и своей жизни. Мечтатель живет в Петербурге и ведет одинокую, уединенную жизнь. Ему 26 лет. Он небогат и служит мелким чиновником. У Мечтателя нет друзей и приятелей. Его любимым занятием являются мечтания о самых разных вещах.

Однажды на одном из мостов Петербурга Мечтатель видит плачущую девушку (Настеньку). Когда к девушке подходит пьяный хулиган, Мечтатель заступается за нее и провожает ее домой. Из разговора он понимает, что у Настеньки есть какая-то тайна. Девушка ничего не объясняет, но просит не влюбляться в нее. Прощаясь, герои договариваются встретиться завтра в 10 вечера.

Ночь вторая

На следующий вечер в 10 часов Мечтатель и Настенька снова встречаются. Молодой человек рассказывает Настеньке о себе, о своей одинокой, скучной жизни. Он признается, что спасается от скуки, все свободное время проводя в мечтах и фантазиях.
Настенька рассказывает свою историю (см. История Настеньки). Девушка живет со своей слепой бабушкой, которая почти не выпускает ее из дома. Год назад Настенька влюбилась в молодого человека, который снимал комнату в ее квартире. «Жилец» уехал в Москву, но обещал вернуться ровно через год, чтобы жениться на Настеньке. Уже второй день Настенька ждет возлюбленного «жильца» на мосту в назначенный час, но тот не приходит и не сообщает о себе. Настенька просит Мечтателя передать письмо к ее возлюбленному через знакомых. Настенька и Мечтатель договариваются встретиться завтра в 10 вечера на том же месте.

Ночь третья

Мечтатель снова встречается с Настенькой. Он сообщает, что передал ее письмо знакомым. В этот вечер «жилец» не появляется в назначенном месте. Настенька говорит Мечтателю, что завтра она не придет, если будет дождливая погода. Действительно, на следующий день идет дождь и герои не встречаются. Следующая встреча происходит через день.

Читайте также:  Краткое содержание оперы пиковая дама чайковского точный пересказ сюжета за 5 минут

Ночь четвертая

Мечтатель и Настенька снова встречаются. Настенька грустит, потому что ее возлюбленный «жилец» так и не появился и не присылает ответ на письмо. Обиженная Настенька решает разлюбить своего «жильца», который забыл о ней. Мечтатель признается Настеньке в любви.

Девушка говорит, что пока еще любит другого («жильца»), но что любовь Мечтателя может помочьей забыть о нем. Это дает Мечтателю надежду. Герои решают быть вместе. Они договариваются о том, что завтра Мечтатель снимет комнату в квартире Настеньки, чтобы быть ближе к ней. Герои гуляют по улицам.

Внезапно они видят того самого «жильца», в которого влюблена Настенька. Счастливая девушка прощается с Мечтателем и уходит со своим возлюбленным.

Утро

На утро Мечтатель, печальный и опустошенный, просыпается в своей комнате. Он получает письмо от Настеньки, в котором она просит прощения за то, что осталась со своим «жильцом». Настенька просит Мечтателя быть другом их семьи. Мечтатель не злится на Настеньку.

Он благодарен ей за те счастливые минуты, которые провел с ней. Мечтатель желает девушке счастья, пусть и не с ним. В пустой и скучной жизни Мечтателя встреча с Настенькой, вероятно, остается самым ярким и счастливым событием.


Конец повести.

Таково краткое содержание повести «Белые ночи» Достоевского по главам: краткий пересказ, повесть в сокращении.

Смотрите: 

Все материалы по повести «Белые ночи»
Характеристика Мечтателя
Характеристика Настеньки

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/Belye-nochi-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-dostoevskij.html

Рассказ Ф. М. Достоевского «Кроткая»

Среди огромного наследия величайшего русского писателя Федора Михайловича Достоевского заслуживают пристального внимания не только романы, но также повести и рассказы. В моей работе я хочу обратиться к рассказу Достоевского «Крот-кая». Это произведение является результатом творчества позднего периода.

Повесть была включена Федором Михайловичем цикл художественно-публицистических произведений «Дневник писателя». Данный цикл представляет собой образец особенного жанра литературы. Достоевский выступает в нем как хроникер, внима-тельно следящий за всеми социальными и политическими явлениями, происходя-щими в современной ему действительности, и анализирующий их.

Цикл перемежается публицистическими статьями и художественными произведениями.

В октябрьском выпуске «Дневника писателя» 1876 года Достоевский приводит пример самоубийства молодой женщины, которая выбросилась из окна с иконой в руке. «Смиренное, кроткое самоубийство», нечто совершенно новое и непонятное для автора, много размышлявшего о проблеме суицида.

Он пытается осмыслить встреченное в жизни, делает выводы. Однако в результате художественной работы над сюжетом выходит нечто совершенно иное, почти перечеркивающее прежние идеи по этому поводу. От сходства остается только название — «Кроткая».

Как шла мысль писателя, можно сказать, остается «за кадром».

Рассказ «Кроткая» повествует о людях, которых нельзя причислить ни к пра-ведникам, ни к закоренелым злодеям. Главный герой, от лица которого ведется повествование, довел до самоубийства горячо любимую им жену. Форма «Кроткой» продиктована обстоятельствами сюжета.

Это работа мысли, происходящая здесь и сейчас, на глазах у публики, благо персонаж имеет привычку разговаривать сам с собой, и всякий желающий может спрятаться за стеной вместе с автором и подслушать. Важная пластическая деталь: речь персонажа в первый момент сбивчива и отрывиста. Нервное напряжение росло и, наконец, привело сознание человека к тому, что он принялся рассуждать вслух.

Разговаривая сам с собой, он как будто успокаивается, пока не приходит в результате своих размышлений к холодному отчаянию.

Достоевский с только ему присущим гениальным психологизмом показывает, как люди сами разрушают и губят собственные благие устремления. Ведь и офицер-ростовщик, и его молодая жена хотели создать по-настоящему счастливую семью. Однако их погубила гордыня. Достоевский подводит нас к мысли о том, что оба они преступники, оба ощущают себя преступниками.

Кроткая решается на самоубийство, сбивчиво покаявшись перед этим мужу в своей преступности по отношению к нему. Действительно, пыталась изменить ему, пыталась убить его — согрешила мыслью.

Характерно, что это — преступления в сугубо религиозном смысле, так как грех может быть совершен «мыслью, словом, делом и неисполнением долга». Кроткая осознает себя грешницей и, с иконой в руках, идет на самоубийство. Подобно большинству персонажей произведений Ф. М.

Достоевского у Кроткой имеется свой прототип. Автор рассказа писал о ней в одной из своих публицистических статей.

Прототип Кроткой, швея Борисова, совершила самоубийство, также выбросившись из окна с иконой в руках. Ее толкнули на то вполне понятные причины — «потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы», как писали об этом происшествии в газете. Достоевского событие поразило некоторыми своими чертами.

«Этот образ в руках — странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! — замечает писатель в статьей. — Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто — стало нельзя жить…» — но «нельзя жить» по сугубо материальным причинам.

Почему же «нельзя жить» Кроткой, героине рассказа, которая таких трудностей не испытывает?

Герой, офицер-ростовщик, отличается тем, что в прошлом, до гибели жены, упорно не желал ощущать себя неправым. Он совершал действия, с точки зрения презираемого им общества определяемые как «подлые», и заставлял себя не чувствовать вины за них.

Но уже после страшного события, сумев, кажется, «собрать мысли в точку», он заключает, что сам он — мертвец среди мертвецов, и все мертво вокруг. «Одни только люди, а кругом них молчание — вот земля!».

Где-то на периферии сознания он понимает, что в каком-то смысле виновен в смерти жены, он и раньше сумел ощутить свою виновность перед ней, а отчасти и перед миром, и желал загладить свою вину — доказать собственную храбрость, раздать свои деньги бедным и т. п.

Но после материализовавшегося факта его греха офицер-ростовщик ощутил, что его внутренняя преступность убила его. Он не сумел получить прощения грехов и нравственно умер.

Кроткая в минуту странной задумчивости, мечты, когда она вдруг, неожиданно для всех, взяла икону и прыгнула в окно, могла присудить себя к смерти за внутреннюю, нравственную смерть.

Трагедия героев рассказа в том, что они не смогли очиститься от скверны. Са-моубийство одного лишило этой возможности их обоих.

Несмотря на то, что перед ними, казалось бы, открывались радостные перспективы, какими их рисовал в своем уме главный герой: «…повезу ее в Булонь купаться в море, теперь, сейчас…

» — Булонь, солнце — достижение рая не было возможно для грешников. Ощущение от рассказа — беспросветное.

В «Кроткой» виновность, греховность человека становится тотальной, обвинить во внутренней преступности можно каждого, что и становится причиной трагедии семьи. Ситуация накалилась до предела и отсюда — полное разрушение жизни.

«Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Это кроткая, истребившая себя душа, невольно мучает мысль», — писал Ф. М. Достоевский в статье «Два самоубийства» о происшествии со швеей Борисовой.

Однако, несмотря на безнадежность ситуации, описанной в рассказе, Достоевский подводит читателей к мысли о том, что внутри каждого человека есть способность к любви и преданности искренней, очищенной от себялюбия и гордыни.

Источник: http://www.school-essays.info/rasskaz-f-m-dostoevskogo-krotkaya/

Философские взгляды Достоевского в рассказе «Кроткая»

Философские взгляды Ф.М. Достоевского в рассказе «Кроткая»

достоевский рассказ кроткая

В рассказе «Кроткая» Достоевский рисует образ отвергнутого обществом и оттого ожесточившегося человека. Достоевский строит свой рассказ в виде внутреннего монолога героя после самоубийства жены. Это помогает раскрыть перед читателем все оттенки психологии героя в его взаимоотношении с Кроткой.

Отставной офицер, изгнанный из полка за трусость, затем – бездомный побирушка, а ныне – преуспевающий ростовщик, закладчик самоутверждается тем, что унижает и пытается полностью подчинить себе свою молодую жену.

Со своей будущей женой герой познакомился, когда она пришла к нему заложить вещи, и почувствовал, что в ее лице он встретился с таким же несчастным и страдающим существом, как он сам.

Он решил, что она будет способна понять все его тайные муки. После позорного изгнания из полка рассказчик в гордом самомнении отделяет себя от людей, он их презирает, презирает их муки и беды.

И состояние свое собирается «удесятерить» на слезах и страданиях обездоленных.

Таков он и в жизни, у него всё рассчитано, и жену он выбирает из бедных воспитанниц, с умыслом: принимая ее в свой дом, герой хотел полного уважения и полного подчинения, чтобы «она стояла предо мной в мольбе за мои страдания…»

Он даже имел план: жена поймет, что он суров и горд, молча страдает, «увидит потом, что тут было великодушие, догадается об этом когда-нибудь, то оценит вдесятеро и падет в прах, сложа в мольбе руки»[1]

Не мог герой предполагать, что жена не подчиниться ему полностью, что она сможет бунтовать и делать что-то против его воли. Женщина не может не подчиниться воле мужчине, — считает герой, а женщина любящая даже все пороки и злодейства «любимого существа обоготворит».

При первой встрече герой понимает, что Кроткая смиренна от природы, но в душе ее уже произошел надлом, когда герой указывает на ее бедность. «А как вспыхнула! Я понял, что уколол». И спрашивает сам себя, стоило ли торжество над ней двух рублей и подтверждает: да, стоило.

С этого момента «у меня вдруг забродили некоторые на ее счет мысли», — говорит герой. Он уже не сомневался в своем могуществе над ней: она ниже его по положению, живется ей у теток тяжело.

Для нее он для нее будет существом из «высшего мира», освободителем, она будет его ценить и беспрекословно подчиняться ему.

Героиня согласилась выйти замуж за ростовщика, и с этого момента начинается его поединок с Кроткой. Но этот поединок – это и его борьба со своим страхом, и, в то же время самоутверждение за счет унижения и подавления воли другого человека. Герой размышляет: «Гордые особенно хороши, когда…ну, когда уж не сомневаешься в своем над ними могуществе, а?».[2]

Это также и конфликт ценностей. Когда ростовщик отрицает самопожертвование и великодушие, которое, по мнению героя «гроша не стоит», на губах Кроткой появляется «недоверчивая, молчаливая, нехорошая» улыбка и с этого момента она начинает больше молчать, чем вести диалог с героем.

Герой пытается воспитать в Кроткой свое отношение к жизни, но наталкивается на препятствие — Кроткая хочет жить по совести, но с чувствами героини ростовщик не хочет считаться. Он добивается ее любви, хочет подчинения и поклонения себе, ему нужна власть над чувствами и мыслями другого человека.

Но она не хочет подчиняться, пытается бунтовать, начинает сомневаться в том, что ее муж «благороднейший из людей», как он себя называл. Заканчивается это тем, что он измучил ее — тем, что унизил, уведя за руку с пошлого рандеву с Ефимовичем, что выдержал «страшную» минуту под револьвером, приставленным Кроткой к его виску. Его «победа» над Кроткой отозвалась бедой: он губит ее.

Не получив прощения, Кроткая замыкается в своем мире, молчание становится ее защитой: «…Она как бы рада была не сказать лишнего слова».

Герой считал, что она слишком потрясена и слишком побеждена после истории с револьвером, главное, она поняла, что он не трус, но ей нужно время, чтобы придти в себя.

«Я нарочно отдалил развязку: того, что произошло, было слишком пока довольно для моего спокойствия… а об ней я думал, что подождет».

Герою нравится неравенство между ним и женой. Его пленяло, что ей шестнадцать лет, а ему сорок один. «Это ощущение неравенства, очень сладостно это, очень сладостно», — размышляет он.

После случая с револьвером, он простил свою жену, хотя и купил ей кровать, и как бы развелся с ней, но в его глазах она была побеждена окончательно и так унижена, «что я мучительно жалел ее иногда, хотя мне при всем этом решительно нравилась иногда идея об ее унижении. Идея этого неравенства нашего нравилась…»

После болезни Кроткой и долгой зимы, когда они постоянно молчали, герой заметил в ней перемену, она стала задумчива, потом однажды он услышал ее пение. Это его потрясло, песенка была «слабенькая», в голосе было что-то «надтреснутое, сломанное», с его глаз как будто пелена упала. Он подошел к ней и решился заговорить.

«…Не отвечай мне ничего, не замечай меня вовсе и только дай из угла смотреть на тебя, обрати меня в свою вещь, в собачонку». Кроткую пугает такое изменение со стороны мужа: сначала он играет роль Бога, теперь он в ней видит своего кумира. Она пугается его, ей уже ничего не надо, она ничего не хочет, Кроткая устала жить.

Его попытка преодолеть возникшее за время «сна гордости» отчуждение лишь ускоряет трагическую развязку. Она гибнет — жить по совести оказалось невозможным для нее, можно только умереть.

Смерть Кроткой меняет героя. В предисловии к рассказу мы читаем: «Ряд вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде; правда неотразимо возвышает его ум и сердце… Истина открывается несчастному довольно ясно и определительно, по крайней мере для него самого». [3]

Читайте также:  Краткое содержание айтматов ранние журавли точный пересказ сюжета за 5 минут

Он включается в диалог с уже ушедшей из жизни женой, и это дает возможность ростовщику понять свою вину: «…Я не безумный и не брежу вовсе, напротив, никогда еще так ум не сиял… Измучил я ее – вот что!».

Таким образом, в сердце героя, в его покаянии и великодушии, залог его будущего возрождения.

Эти слова, искренний и безжалостный суд над самим собой, очищает и возвышает душу героя — в конце концов он понимает, что всё могло быть иначе: не было бы этого одиночества вдвоем, если бы вместо соперничества в его душе явилось великодушие, вместо «обособления» — любовь.

На протяжении всего рассказа герой скрывает от себя сам свои чувства, свою любовь к Кроткой, которую он полюбил уже в начале рассказа, уже тогда, когда строил план, в котором сам себя видел ее освободителем.

«Разве не любил я ее даже тогда уже?» И в долгие зимние вечера, когда она перестали общаться, он часто глядел на нее украдкой. А молчал он из гордости, чтобы она сама догадалась о том, какой он благородный.

Весь его монолог сводится к тому, чтобы заставить себя, наконец, увидеть и признать то, что он уже с самого начала знает и видит: это он замучил ее.

Он жаждал в душе гармонии и счастья, но прятал свои истинные чувства под маской гордости, не допускал никаких порывов, чтобы не унизиться и не показаться смешным. Если она бросалась обнимать его, то он принимал это холодно, «мне надо было твердого счастья, с уважением от нее».

Когда Кроткая при первых встречах с ним с восторгом рассказывала о себе, о своем детстве, он на все это упоение отвечал благосклонным молчанием.

Несмотря на то, что в душе он страстно любил жену и страдал от своего духовного одиночества, герой решается открыть ей свою истинную натуру и признается ей в любви только в самом конце. Таким образом, страдая от одиночества, он сам оттолкнул единственное любимое им существо, стал причиной смерти жены и уже навсегда остался один.

1. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

2. Кулешов В.И. «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»: Очерк/ М.; Дет. лит., 1979г. – 206с.

3. Туниманов В. «Приемы повествования в Кроткой», Вестник Ленинградского государственного университета, 1965, № 2 /Серия истории, языка, литературы. Вып. 1/, стр. 110.

4. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. Л.,1964, с. 15-19

[1] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

[2] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

[3] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

Источник: http://MirZnanii.com/a/136557/filosofskie-vzglyady-dostoevskogo-v-rasskaze-krotkaya

Читать

Я прошу извинения у моих читателей, что на сей раз вместо «Дневника» в обычной его форме даю лишь повесть. Но я действительно занят был этой повестью бо́льшую часть месяца. Во всяком случае прошу снисхождения читателей.

Теперь о самом рассказе. Я озаглавил его «фантастическим», тогда как считаю его сам в высшей степени реальным. Но фантастическое тут есть действительно, и именно в самой форме рассказа, что и нахожу нужным пояснить предварительно.

Дело в том, что это не рассказ и не записки. Представьте себе мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько часов перед тем выбросившаяся из окошка. Он в смятении и еще не успел собрать своих мыслей. Он ходит по своим комнатам и старается осмыслить случившееся, «собрать свои мысли в точку».

Притом это закоренелый ипохондрик, из тех, что говорят сами с собою. Вот он и говорит сам с собой, рассказывает дело, уясняет себе его. Несмотря на кажущуюся последовательность речи, он несколько раз противуречит себе, и в логике и в чувствах.

Он и оправдывает себя, и обвиняет ее, и пускается в посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство. Мало-помалу он действительно уясняет себе дело и собирает «мысли в точку». Ряд вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде; правда неотразимо возвышает его ум и сердце.

К концу даже тон рассказа изменяется сравнительно с беспорядочным началом его. Истина открывается несчастному довольно ясно и определительно, по крайней мере для него самого.

Вот тема. Конечно, процесс рассказа продолжается несколько часов, с урывками и перемежками и в форме сбивчивой: то он говорит сам себе, то обращается как бы к невидимому слушателю, к какому-то судье. Да так всегда и бывает в действительности.

Если б мог подслушать его и всё записать за ним стенограф, то вышло бы несколько шершавее, необделаннее, чем представлено у меня, но, сколько мне кажется, психологический порядок, может быть, и остался бы тот же самый. Вот это предположение о записавшем всё стенографе (после которого я обделал бы записанное) и есть то, что я называю в этом рассказе фантастическим.

Но отчасти подобное уже не раз допускалось в искусстве: Виктор Гюго, например, в своем шедевре «Последний день приговоренного к смертной казни» употребил почти такой же прием и хоть и не вывел стенографа, но допустил еще большую неправдоподобность, предположив, что приговоренный к казни может (и имеет время) вести записки не только в последний день свой, но даже в последний час и буквально в последнюю минуту. Но не допусти он этой фантазии, не существовало бы и самого произведения — самого реальнейшего и самого правдивейшего произведения из всех им написанных.

…Вот пока она здесь — еще всё хорошо: подхожу и смотрю поминутно; а унесут завтра и — как же я останусь один? Она теперь в зале на столе, составили два ломберных, а гроб будет завтра, белый, белый гроденапль, а впрочем, не про то… Я всё хожу и хочу себе уяснить это.

Вот уже шесть часов, как я хочу уяснить и всё не соберу в точку мыслей. Дело в том, что я всё хожу, хожу, хожу… Это вот как было. Я просто расскажу по порядку. (Порядок!) Господа, я далеко не литератор, и вы это видите, да и пусть, а расскажу, как сам понимаю.

В том-то и весь ужас мой, что я всё понимаю!

Это если хотите знать, то есть если с самого начала брать, то она просто-запросто приходила ко мне тогда закладывать вещи, чтоб оплатить публикацию в «Голосе» о том, что вот, дескать, таки так, гувернантка, согласна и в отъезд, и уроки давать на дому, и проч., и проч.

Это было в самом начале, и я, конечно, не различал ее от других: приходит как все, ну и прочее. А потом стал различать.

Была она такая тоненькая, белокуренькая, средне-высокого роста; со мной всегда мешковата, как будто конфузилась (я думаю, и со всеми чужими была такая же, а я, разумеется, ей был всё равно что тот, что другой, то есть если брать как не закладчика, а как человека). Только что получала деньги, тотчас же повертывалась и уходила. И всё молча.

Другие так спорят, просят, торгуются, чтоб больше дали; эта нет, что дадут… Мне кажется, я всё путаюсь… Да; меня прежде всего поразили ее вещи: серебряные позолоченные сережечки, дрянненький медальончик — вещи в двугривенный.

Она и сама знала, что цена им гривенник, но я по лицу видел, что они для нее драгоценность, — и действительно, это всё, что оставалось у ней от папаши и мамаши, после узнал. Раз только я позволил себе усмехнуться на ее вещи.

То есть, видите ли, я этого себе никогда не позволяю, у меня с публикой тон джентльменский: мало слов, вежливо и строго. «Строго, строго и строго». Но она вдруг позволила себе принести остатки (то есть буквально) старой заячьей куцавейки, — и я не удержался и вдруг сказал ей что-то, вроде как бы остроты.

Батюшки, как вспыхнула! Глаза у ней голубые, большие, задумчивые, но — как загорелись! Но ни слова не выронила, взяла свои «остатки» и — вышла. Тут-то я и заметил ее в первый раз особенно и подумал что-то о ней в этом роде, то есть именно что-то в особенном роде.

Да; помню и еще впечатление, то есть, если хотите, самое главное впечатление, синтез всего: именно что ужасно молода, так молода, что точно четырнадцать лет. А меж тем ей тогда уж было без трех месяцев шестнадцать. А впрочем, я не то хотел сказать, вовсе не в том был синтез. Назавтра опять пришла. Я узнал потом, что она у Добронравова и у Мозера с этой куцавейкой была, но те, кроме золота, ничего не принимают и говорить не стали. Я же у ней принял однажды камей (так, дрянненький) — и, осмыслив, потом удивился: я, кроме золота и серебра, тоже ничего не принимаю, а ей допустил камей. Это вторая мысль об ней тогда была, это я помню.

В этот раз, то есть от Мозера, она принесла сигарный янтарный мундштук — вещица так себе, любительская, но у нас опять-таки ничего не стоящая, потому что мы — только золото. Так как она приходила уже после вчерашнего бунта, то я встретил ее строго. Строгость у меня — это сухость.

Однако же, выдавая ей два рубля, я не удержался и сказал как бы с некоторым раздражением: «Я ведь это только для вас, а такую вещь у вас Мозер не примет». Слово «для вас» я особенно подчеркнул, и именно в некотором смысле. Зол был.

Она опять вспыхнула, выслушав это «для вас», но смолчала, не бросила денег, приняла, — то-то бедность! А как вспыхнула! Я понял, что уколол. А когда она уже вышла, вдруг спросил себя: так неужели же это торжество над ней стоит двух рублей? Хе-хе-хе! Помню, что задал именно этот вопрос два раза: «Стоит ли? стоит ли?» И, смеясь, разрешил его про себя в утвердительном смысле.

Очень уж я тогда развеселился. Но это было не дурное чувство: я с умыслом, с намерением; я ее испытать хотел, потому что у меня вдруг забродили некоторые на ее счет мысли. Это была третья особенная моя мысль об ней.

…Ну вот с тех пор всё и началось. Разумеется, я тотчас же постарался разузнать все обстоятельства стороной и ждал ее прихода с особенным нетерпением. Я ведь предчувствовал, что она скоро придет. Когда пришла, я вступил в любезный разговор с необычайною вежливостью. Я ведь недурно воспитан и имею манеры. Гм.

Тут-то я догадался, что она добра и кротка. Добрые и кроткие недолго сопротивляются и хоть вовсе не очень открываются, но от разговора увернуться никак не умеют: отвечают скупо, но отвечают, и чем дальше, тем больше, только сами не уставайте, если вам надо. Разумеется, она тогда мне сама ничего не объяснила.

Это потом уже про «Голос» и про всё я узнал. Она тогда из последних сил публиковалась, сначала, разумеется, заносчиво: «Дескать, гувернантка, согласна в отъезд, и условия присылать в пакетах», а потом: «Согласна на всё, и учить, и в компаньонки, и за хозяйством смотреть, и за больной ходить, и шить умею», и т. д., и т. д.

, всё известное! Разумеется, всё это прибавлялось к публикации в разные приемы, а под конец, когда к отчаянию подошло, так даже и «без жалованья, из хлеба».

Нет, не нашла места! Я решился ее тогда в последний раз испытать: вдруг беру сегодняшний «Голос» и показываю ей объявление: «Молодая особа, круглая сирота, ищет места гувернантки к малолетним детям, преимущественно у пожилого вдовца. Может облегчить в хозяйстве».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=49896&p=1

«Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского

Автор знакомит читателей с бывшим студентом, красивым, но чрезвычайно бедным молодым человеком. Это главный герой романа. Его имя пока не упоминается. В летний день мужчина отправляется по делу, суть которого также еще не ясна.

Герой приходит в дом к старухе-процентщице. Он намерен заложить здесь свои часы. Но из поведения молодого человека становится ясно, что не это главная причина визита. Посетитель нервничает, не может на что-то решиться.

По дороге домой герой заходит в распивочную и встречает там отставного титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, известного пристрастием к алкоголю. Мармеладов рассказывает о своей жизни.

Несколько лет назад он пожалел молодую вдову с тремя детьми Катерину Ивановну и женился на ней. От первой супруги у Мармеладова дочь Соня. Сначала дела у семьи шли неплохо, несмотря на тяжелый характер Катерины Ивановны. Она вспыльчива, часто выплескивает свой гнев на мужа, падчерицу и своих детей.

Серьезные проблемы начались, когда Мармеладова уволили. С горя он стал прикладываться к рюмке. Семен Захарович пропил все, что было в доме, довел семью до полной нищеты. И Катерина, и Соня работали, но денег все равно не хватало. От полной безысходности и упреков мачехи дочь чиновника решила пойти на панель.

Читайте также:  Краткое содержание некрасов кому на руси жить хорошо точный пересказ сюжета за 5 минут

Тогда Мармеладов обратился с просьбой к бывшему начальнику. Из сострадания и за былые заслуги титулярного советника вновь приняли на службу. Но Семен Захарович уже не мог обходиться без спиртного. Молодой человек встретил его на пятый день запоя, когда Мармеладов пропил мундир и все наличные. Последние рюмки он заказывал уже на копейки, выпрошенные у дочери.

Мармеладов горько раскаивается, но бросить пить не помышляет. Он просит героя отвести его домой. Там взору молодого человека предстает ужасающая картина: в нищенской квартире плачут голодные дети. Катерина Ивановна в гневе стала таскать мужа за волосы под насмешки собравшихся соседей. Герой незаметно оставляет в доме небольшую сумму денег и спешит покинуть это место.

Утром молодого человека разбудила кухарка, которая принесла письмо от матери. Наконец становится известно, что молодого человека зовут Родион Раскольников. В письме описываются события, которые произошли с сестрой героя Авдотьей Романовной. Девушка служила гувернанткой в семье богатого купца Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Однажды тот стал приставать к красавице, предлагая ей совместную поездку в столицу. Но Дуня в гневном письме отказала настойчивым просьбам хозяина. Жена купца случайно услышала их разговор и обвинила во всем девушку. С позором Дуню выгнали из дома и ославили на всю округу. Бедную девушку едва не затравили. Но вдруг купец раскаялся и предъявил жене письмо бывшей гувернантки.

Вскоре Дуня была оправдана, и госпожа Свидригайлова стала ее всячески восхвалять.

После этого случая к Дуне посватался состоятельный, но очень скупой делец Петр Петрович Лужин. Девушка, надеясь, что он поможет карьере брата, дала согласие. Скоро молодые должны прибыть в Петербург.

Раскольников приходит в ярость. Он не позволит сестре вступить в этот брак, не допустит, чтобы она жертвовала ради него! Вне себя от ярости Родион бежит из дома. На торговой площади он случайно подслушивает разговор, из которого становится ясно, что младшая сестра старухи-процентщицы Лизавета завтра вечером уйдет из дома.

Раскольников понимает, что другой такой случай вряд ли представится. Дома он сразу засыпает и приходит в себя только вечером следующего дня. Все приготовления Родион выполняет в спешке. Взять топор ему мешает кухарка, но затем орудие убийства удается спрятать под пальто.

Старуха очень недоверчиво отнеслась к визиту Раскольникова, но Родиону удалось отвлечь ее внимание и ударить топором по голове. Забрав ключи убитой, Раскольников открыл сундук с драгоценностями и набил ими карманы. С шеи старухи Родион срезал кошелек. На свою беду, вернулась сестра старухи Лизавета. Опасаясь, что женщина поднимет шум, Раскольников убивает и ее.

Отмыв руки и топор на кухне, он спешит покинуть квартиру. Но неожиданно в дверь звонят – к старухе пришли два посетителя. Поскольку никто не отвечает, они подозревают неладное и уходят за дворником.

Родион выскакивает из комнаты, но не успевает выйти во двор – по лестнице уже идут. Тогда он забегает в открытую квартиру этажом ниже и там прячется. В этой квартире идет ремонт, рабочие ненадолго вышли.

Родион дожидается пока дворник и другие люди поднимутся выше, а затем благополучно уходит.

Дома он, не раздеваясь, падает на кровать и засыпает.

Часть вторая

С утра убийца пребывает в бредовом состоянии. Он плохо воспринимает действительность, но догадывается спрятать награбленное. Приходит дворник и сообщает, что Раскольникова вызывают в околоток.

Решив, что его хотят арестовать, Родион отправляется туда со смешанным чувством страха и облегчения. Но выясняется, что вызвали его совсем по другому делу – хозяйка квартиры подала в суд за неуплату.

Пока Родион пишет ответ на заявление, появляется один из жандармов и рассказывает о произошедшем убийстве. Раскольников падает без сознания. Вокруг него хлопочут, подозревая лихорадку. С трудом добравшись домой, Родион принимает решение выбросить награбленное в Неву.

Набив драгоценностями карманы, молодой человек идет на берег. Но по дороге находит пустой двор и прячет там свою добычу под камнем. Плохо соображая, куда несет его рок событий, Родион приходит к своему приятелю Дмитрию Разумихину.

Раскольников выглядит ужасно, как тяжелобольной человек.

Только на третьи сутки Родион приходит в сознание и обнаруживает, что находится в своей квартире. Он даже не помнит, как добрался домой. Все это время Разумихин был рядом.

На деньги от матери Родиона Разумихин покупает больному приличную одежду и еду. Врач Зосимов считает, что Родион находится на грани сумасшествия.

Случайно Раскольников узнает, что дело об убийстве процентщицы поручено следователю Порфирию Иванову. Это родственник Разумихина.

Выясняется также, что один из ремонтников в квартире, куда забегал Раскольников, нашел коробку с драгоценностями и пропил их. Теперь этот человек является главным подозреваемым в резонансном убийстве.

Неожиданно появляется жених Дуни Лужин, которого Раскольников прогоняет в гневе. Родиона тянет на место преступления, и он снова идет в дом старухи. Но в квартире убитой уже делают ремонт. Раскольников, как в лихорадке, бегает по комнате, дергает звонок и страшно пугает ремонтников. Они считают, что барин сильно пьян или не в своем уме.

В полном смятении Родион бежит на улицу, где попадает в толпу зевак, которые собрались на месте происшествия. Говорят, что экипаж раздавил какого-то пьяницу. В пострадавшем Раскольников узнает Мармеладова.

Молодой человек помогает доставить несчастного домой. На руках у Сони Семен Захарович умирает. Родион дает деньги на похороны. За событиями наблюдает Лужин. Оказывается, он снимает в этом доме квартиру.

Раскольников чувствует себя настолько больным и разбитым, что не решается идти домой один. Он заходит к Разумихину и просит провести его. Дома Родиона ожидают приехавшие мать и сестра.

Часть третья

Раскольников требует, чтобы Дуня отказалась от брака с Лужиным. Девушка производит большое впечатление на Разумихина, который сразу в нее влюбляется и буквально боготворит. Дуня приглашает всех провести вместе вечер. Должен прийти и Лужин для окончательного объяснения.

Неожиданно появляется Соня, чтобы позвать Раскольникова на похороны отца. Мать и сестра Родиона знакомятся с бедной девушкой и проникаются к ней симпатией. Оказывается, скряга Лужин снял для них самые дешевые комнаты в доме, который пользуется скверной репутацией. Узнав об этом, Раскольников еще больше ненавидит ухажера сестры.

Родион хочет вернуть часы и кольцо, которые отдал старухе, поскольку опасается, что мать узнает о закладе. Ведь это подарок сестры и последняя вещь, оставшаяся от отца. Но денег на выкуп нет. В спешке Раскольников принимает необдуманное решение: обратиться за помощью к Порфирию Иванову как к родственнику Разумихина.

Вместе с другом Родион идет к сыщику. Оказывается, Иванов читал статью Раскольникова, где излагаются идеи о том, что существует высший вид людей, для которых нет законов. Они имеют право даже убивать «во благо». Сыщик обещает помочь с возвращением заклада. Раскольников напуган проницательностью и хитростью Порфирия.

Родион все больше погружается в тягостные мысли, ему снятся кошмары. Неожиданно в гости к молодому человеку приходит купец Свидригайлов, тот самый, из-за которого пострадала Дуня. Он уже вдовец.

Часть четвертая

Свидригайлов оказывается довольно умным человеком. Он приехал сообщить, что его покойная жена завещала три тысячи рублей Дуне, а сам хочет отдать девушке в виде компенсации десять тысяч. Но Раскольников с негодованием отвергает эту «помощь».

Вечером у Дуни сходятся Разумихин, Лужин и Родион. Наглость и жадность Петра Петровича вызывают всеобщее возмущение. Девушка выставляет Лужина вон, и отвергнутый жених решает отомстить.

После его ухода Родион заявляет, что хочет порвать отношения с сестрой и матерью, он поручает Разумихину позаботиться о них. Затем Раскольников приходит проститься к Соне.

Их разговор слышит через стену Свидригайлов.

Родион вновь идет к Иванову решать вопрос заложенных вещей. Порфирий заводит с ним хитрый и опасный разговор. Он не обвиняет Раскольникова явно, но намекает, что правда ему известна. Родион впадает в злобное отчаяние, но тут неожиданно является с повинной один из ремонтников. Порфирий явно разочарован прерванной беседой, но обещает, что они с Раскольниковым еще встретятся.

Часть пятая

Катерина Иванова пригласила на поминки мужа Петра Лужина. Но, не желая встречаться с Раскольниковым, тот не пришел на обед, однако вызвал Соню и вручил ей десять рублей «из сострадания».

На поминках разразился скандал между Катериной Ивановой и хозяйкой квартиры, которая пренебрежительно высказывалась о Соне. В разгар этой перепалки пришел Лужин и объявил, что Соня украла у него сто рублей. Оскорбленная Катерина Иванова бросилась выворачивать карманы падчерицы, чтобы доказать ее невиновность. Но неожиданно из кармана выпала сторублевая купюра.

Все потрясены. Ситуацию спас сосед Лужина Лебезятников, который видел, как Петр Петрович подложил деньги в карман девушки. Месть не удалась, и Лужин уходит, угрожая, что заявит на воровку в полицию. Соня в страхе бежит домой.

Квартирная хозяйка решает, что скандалов из-за семейства Мармеладовых с нее довольно и велит всем немедленно убираться. В это время Родион приходит к Соне и признается в убийстве. «Разве я старушонку убил? Я себя убил…», – произносит он, раскаявшись.

Прибегает Лебезятников и сообщает, что Катерина Иванова сошла с ума. Все спешат на улицу, где несчастная вдова заставляет петь и танцевать детей. Уговоры вернуться домой не помогают. Перепуганные дети убегают, а Катерина Иванова бросается за ними вдогонку. Внезапно она падает, у женщины горлом идет кровь. Ее приносят на квартиру Сони, где на руках у девушки несчастная умирает.

К потрясенному Родиону неожиданно подходит Свидригайлов. Он уверяет, что потратит обещанные Дуне десять тысяч на устройство похорон, а также на Соню и детей. Купец намекает, что слышал, как Раскольников признавался Соне в убийстве. Родион в ужасе.

Часть шестая

К Раскольникову приходит Порфирий Иванов, чтобы обвинить Родиона в убийстве. Дело в том, что рабочий, взявший на себя вину, воспитывался среди раскольников. А для них пострадать от властей – богоугодное дело.

Сыщик признается, что у него почти нет доказательств, но есть одна улика, поэтому он предлагает Родиону прийти с повинной. Раскольников отказывается.

Тогда Порфирий дает убийце «погулять» еще денька два на свободе, а затем обещает арестовать.

Раскольников идет на встречу со Свидригайловым, чтобы выяснить его намерения. Купец предлагает устроить Родиону побег. Раскольников в ответ угрожает убить Свидригайлова, если тот не оставит Дуню в покое.

Оказывается, вдовец написал Дуне письмо, в котором попросил о встрече, так как он знает страшную тайну ее брата. Свидригайлов рассказывает девушке, что подслушал, как Родион признавался в убийстве.

За свое молчание он требует, чтобы Дуня, в которую безумно влюблен, осталась с ним. Дуня выхватывает револьвер и угрожает застрелить шантажиста, если тот приблизится. Свидригайлов бросается к ней, девушка стреляет, но пуля лишь царапает купца.

Второго выстрела не получилось – осечка. Дуня в отчаянии бросает оружие на пол.

Неожиданно Свидригайлов отпускает Дуню. Купец уже понимает, что девушка никогда его не полюбит. После ухода Дуни Свидригайлов поднимает револьвер и заходит попрощаться к Соне. Он оставляет девушке три тысячи рублей и объявляет, что уезжает в Америку.

Затем Свидригайлов идет в гостиницу, где проводит кошмарную ночь. Ранним туманным утром он выходит из гостиницы на улицу и стреляет себе в висок.

Тем же утром Раскольников прощается с сестрой, матерью и Соней. Он идет сдаваться в полицию. Там Родион узнает о самоубийстве Свидригайлова. Эта новость ошеломляет Раскольникова, но молодой человек все же признается в убийстве.

Эпилог

Раскольникову присудили восемь лет каторги. Верная Соня отправляется за ним в Сибирь. Спустя два месяца женятся Дуня и Разумихин. Мать Раскольникова болеет, слегка не в себе и постоянно хлопочет об освобождении Родиона. Она придумала дату возвращения сына и ждет этот день. Когда же ее надежда умерла, женщина слегла и вскоре отправилась в мир иной.

Соня каждый день приходит к Раскольникову, заботится о нем. Каторжники относятся к ней с любовью и уважением. Только Родион равнодушен, поглощенный своими душевными терзаниями. Но однажды Соня заболела и не пришла. Раскольников так испугался, что осознал: эта девушка – вся его жизнь.

Болезнь Сони оказывается неопасной. С этого времени Раскольников любит и оберегает девушку, а она считает дни до его выхода на свободу.

  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Идиот», анализ романа
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Преступление и наказание»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/629-prestuplenie-i-nakazanie-kratkoe-soderzhanie

Ссылка на основную публикацию