Краткое содержание куприн молох точный пересказ сюжета за 5 минут

А.И. Куприн: обзор жизни и творчества. “Молох”

Краткое содержание Куприн Молох точный пересказ сюжета за 5 минут

Рис. 1. Куп­рин Алек­сандр Ива­но­вич (1870 – 1938)

Алек­сандр Ива­но­вич Куп­рин – та­лант­ли­вый пи­са­тель на­ча­ла XX века.

 Очерк жизни Куприна

Куп­рин ро­дил­ся в селе На­ров­ча­то­ве Пен­зен­ской об­ла­сти в семье кан­це­ляр­ско­го слу­жа­ще­го.

Бо­га­тая со­бы­ти­я­ми жизнь Куп­ри­на, его мно­го­об­раз­ное твор­че­ство – все это со­став­ля­ло чрез­вы­чай­но слож­ную кар­ти­ну.

Уди­ви­тель­на и тра­гич­на его судь­ба: ран­нее си­рот­ство (отец умер, когда маль­чи­ку был год), непре­рыв­ное сем­на­дца­ти­лет­нее за­твор­ни­че­ство в ка­зен­ных за­ве­де­ни­ях (си­рот­ский дом, во­ен­ная гим­на­зия, ка­дет­ский кор­пус, юн­кер­ское учи­ли­ще).

Но по­сте­пен­но у Куп­ри­на со­зре­ла мечта стать “по­этом или ро­ма­ни­стом”. Со­хра­ни­лись стихи, на­пи­сан­ные им в воз­расте 13-17 лет. Годы во­ен­ной служ­бы в про­вин­ции дали Куп­ри­ну воз­мож­ность узнать буд­нич­ную жизнь цар­ской армии, опи­сан­ную им впо­след­ствии во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях.

В по­ве­сти “Впотьмах”, рас­ска­зах “Пси­хея”, “Лун­ной ночью”, на­пи­сан­ных в эти годы, еще пре­об­ла­да­ют ис­кус­ствен­ные сю­же­ты. Одним из пер­вых про­из­ве­де­ний, ос­но­ван­ных на лично пе­ре­жи­том и уви­ден­ном, стал рас­сказ из ар­мей­ской жизни “Из от­да­лен­но­го про­шло­го” (“До­зна­ние”) (1894).

В 1890 году мо­ло­до­го под­по­ру­чи­ка Куп­ри­на по окон­ча­нии учи­ли­ща от­прав­ля­ют в го­ро­док Проску­ров По­доль­ской гу­бер­нии слу­жить в пе­хот­ном полку. Ка­зар­мен­ные по­ряд­ки стали тя­гост­ным вре­мя­про­вож­де­ни­ем для Алек­сандра, и он пол­но­стью углуб­ля­ет­ся в ли­те­ра­ту­ру.

На­ча­лом твор­че­ской ка­рье­ры Куп­ри­на можно счи­тать 1893 год, когда на свет по­яв­ля­ют­ся рас­ска­зы «Лун­ной ночью», «До­зна­ние» и по­весть «Впотьмах». В 1894 году он воз­вра­ща­ет­ся в Киев и пол­но­стью про­хо­дит «пе­ре­ква­ли­фи­ка­цию».

Мест­ные га­зе­ты и жур­на­лы пе­ча­та­ют его очер­ки, фе­лье­то­ны и рас­ска­зы, кроме этого Куп­рин под­ра­ба­ты­ва­ет жур­на­ли­стом, пе­ча­та­ет­ся в по­ли­цей­ской и су­деб­ной хро­ни­ках, но это не спа­са­ет от ни­ще­ты. Он пишет, чтобы за­глу­шить чув­ство го­ло­да. Ра­бо­та­ет, где при­дет­ся.

Семь лет он ли­хо­ра­доч­но ищет себя, за­ра­ба­ты­вая ко­пей­ки. Он как бы кол­лек­ци­о­ни­ру­ет про­фес­сии. 

Чу­ков­ский вспо­ми­на­ет о Куп­рине: « Вечно его му­чи­ла жажда ис­сле­до­вать, изу­чить и по­нять как живут и ра­бо­та­ют люди раз­лич­ных про­фес­сий,… жаж­дал узнать всю под­но­гот­ную, по­то­му что в изу­че­нии быта не тер­пел по­лу­знай­ства…» 

Рис. 2.  Кор­ней Чу­ков­ский

Один за дру­гим по­яв­ля­ют­ся сбор­ни­ки: очер­ков «Ки­ев­ские типы» и рас­ска­зов «Ми­ни­а­тю­ры».

После уволь­не­ния из армии, Куп­рин пошел ра­бо­тать на самый круп­ный ста­ле­ли­тей­ный и рель­со­про­кат­ный завод, где с 1896 года тру­дит­ся в долж­но­сти за­ве­ду­ю­щим уче­том куз­ни­цы и сто­ляр­ной ма­стер­ской.

Глядя на бес­прав­ное по­ло­же­ние ра­бо­чих, Алек­сандр Ива­но­вич пишет свое пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние «Молох». С него, по за­ве­ре­нию ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков, и на­чи­на­ет­ся рас­цвет Куп­ри­на.

Ра­бо­тая на за­во­де, Куп­рин не от­вле­ка­ет­ся по ме­ло­чам: те­перь его ра­бо­та по при­зва­нию там, дома, где лежит стоп­ка ак­ку­рат­но сло­жен­ных ру­ко­пи­сей, там, где мыс­лям про­стор­но, а сло­вам тесно. С 1896 по 1901 год из-под пера та­лант­ли­во­го (его уже стали та­ко­вым на­зы­вать) пи­са­те­ля А.

Куп­ри­на вы­хо­дит по­весть «По­еди­нок» и рас­ска­зы: «Олеся», «Пра­пор­щик ар­мей­ский», «В цирке», «Ко­но­кра­ды», «Белый пу­дель».

Жизнь пре­под­но­сит еще один шанс по­ко­рить се­вер­ную сто­ли­цу, и в 1901 году пи­са­тель от­прав­ля­ет­ся вновь в Санкт-Пе­тер­бург, где перед ним от­кры­ва­ют­ся двери самых зна­чи­мых на то время из­да­ний «Мира Бо­жье­го» и «Рус­ско­го мира».

Куп­ри­на те­перь хо­ро­шо знают и в Москве бла­го­да­ря его зна­ком­ству с клас­си­ка­ми ми­ро­вой оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры: И.А.Бу­ни­ным, М.Горь­ким, А.П.Че­хо­вым. В 1903 году к Куп­ри­ну при­хо­дит дол­го­ждан­ный успех вме­сте с то­ми­ком «Куп­рин­ских» рас­ска­зов, ко­то­рые вы­пус­ка­ет «Зна­ние».

Пер­вое де­ся­ти­ле­тие 20-го века для Куп­ри­на – бла­го­дат­ное время, когда его твор­че­ство поль­зу­ет­ся неве­ро­ят­ной по­пу­ляр­но­стью.

В 1909 году пи­са­тель вме­сте с А.Бу­ни­ным по­лу­ча­ет Ака­де­ми­че­скую пре­мию им. А.С.Пуш­ки­на за три тома своих про­из­ве­де­ний.

В ав­гу­сте 1894 года Куп­рин вы­хо­дит в от­став­ку и от­прав­ля­ет­ся в стран­ство­ва­ние по югу Рос­сии.

На ки­ев­ских при­ста­нях раз­гру­жа­ет баржи с ар­бу­за­ми, в Киеве ор­га­ни­зу­ет ат­ле­ти­че­ское об­ще­ство, в 1896 году несколь­ко ме­ся­цев ра­бо­та­ет на одном из за­во­дов Дон­бас­са, на Во­лы­ни слу­жит лес­ным объ­езд­чи­ком, управ­ля­ю­щим име­ни­ем, пса­лом­щи­ком, за­ни­ма­ет­ся зу­бо­вра­чеб­ным делом, иг­ра­ет в про­вин­ци­аль­ной труп­пе, ра­бо­та­ет зем­ле­ме­ром, сбли­жа­ет­ся с ар­ти­ста­ми цирка. Запас на­блю­де­ний Куп­ри­на до­пол­ня­ет­ся упор­ным са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем и чте­ни­ем. Имен­но в эти годы Куп­рин ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ным ли­те­ра­то­ром, по­сте­пен­но пуб­ли­куя свои про­из­ве­де­ния в раз­лич­ных га­зе­тах. Один за дру­гим по­яв­ля­ют­ся сбор­ни­ки: очер­ков «Ки­ев­ские типы» и рас­ска­зов «Ми­ни­а­тю­ры».  Глядя на бес­прав­ное по­ло­же­ние ра­бо­чих, Алек­сандр Ива­но­вич пишет свое пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние «Молох». С него, по за­ве­ре­нию ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков, и на­чи­на­ет­ся рас­цвет Куп­ри­на.(09:50) Глав­ная тема этой по­ве­сти – тема рус­ско­го ка­пи­та­лиз­ма, Мо­ло­ха, – про­зву­ча­ла необыч­но ново и зна­чи­тель­но. Автор по­пы­тал­ся при по­мо­щи ино­ска­за­ния вы­ра­зить мысль о бес­че­ло­веч­но­сти про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та. Прак­ти­че­ски до конца по­ве­сти ра­бо­чие по­ка­за­ны как тер­пе­ли­вые жерт­вы Мо­ло­ха, очень часто зву­чит срав­не­ние их с детьми.  И за­ко­но­ме­рен итог по­ве­сти – взрыв, чер­ная стена ра­бо­чих на фоне пла­ме­ни. Эти об­ра­зы при­зва­ны были пе­ре­дать идею на­род­но­го бунта. 

 Повесть «Молох»

Молох – это бо­же­ство, ко­то­ро­му при­но­си­ли че­ло­ве­че­ские жерт­вы. Сам образ за­во­да, ко­то­рый на­по­ми­на­ет древ­нее чу­до­ви­ще, ко­то­рое про­сит че­ло­ве­че­ских жертв.

По­весть “Молох” стала этап­ным про­из­ве­де­ни­ем не толь­ко для Куп­ри­на, но и для всей рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Эта по­весть была опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле «Рус­ское бо­гат­ство».

Рис. 3. Об­лож­ка жур­на­ла «Рус­ское бо­гат­ство»

В конце 19 века, когда по­яв­ля­ет­ся новая фаб­рич­ная ци­ви­ли­за­ция, тема опас­но­сти ста­но­вит­ся ак­ту­аль­ной.

Герой у Куп­ри­на – че­ло­век сла­бый. В по­ве­сти по­яв­ля­ет­ся сила, ко­то­рая может со­про­тив­лять­ся Мо­ло­ху. Это ра­бо­чие, они пы­та­ют­ся взо­рвать котлы. По­весть за­кан­чи­ва­ет­ся по­жа­ром, и ос­нов­ной цех сго­ра­ет. Еже­днев­но завод гре­мел, а после по­жа­ра он за­мол­чал. С этим Мо­ло­хом уда­лось спра­вить­ся.

В 1898 году пе­ча­та­ет­ся по­весть “Олеся” – одно из пер­вых про­из­ве­де­ний, в ко­то­ром Куп­рин пред­ста­ет перед чи­та­те­ля­ми ве­ли­ко­леп­ным ху­дож­ни­ком любви.

В твор­че­ство пи­са­те­ля проч­но вхо­дит и пре­жде близ­кая ему тема пре­крас­ной, дикой и ве­ли­че­ствен­ной при­ро­ды.

Неж­ная, ве­ли­ко­душ­ная лю­бовь лес­ной “кол­ду­ньи” Олеси про­ти­во­по­став­ле­на ро­бо­сти и нере­ши­тель­но­сти ее воз­люб­лен­но­го, “го­род­ско­го” че­ло­ве­ка.

«Олеся» яв­ля­ет­ся одним из про­из­ве­де­ний Куп­ри­на, в ко­то­рых рас­кры­лись луч­шие черты его пи­са­тель­ско­го та­лан­та: уме­ние со­зда­вать ха­рак­те­ры своих ге­ро­ев, яркие кар­ти­ны при­ро­ды, на­пря­жен­ное раз­ви­тие сю­же­та и ли­ризм по­вест­во­ва­ния.

Эта по­весть имеет тра­ди­ци­он­ный для пи­са­те­ля сюжет, в ко­то­ром глав­ную роль иг­ра­ет ин­тел­ли­гент из го­ро­да, обык­но­вен­ный че­ло­век сред­них мо­раль­ных и нрав­ствен­ных ка­честв, ко­то­рый по­па­да­ет в непри­выч­ную для него сель­скую среду. Непо­хо­жей на дру­гие по­ве­сти «Олесю» де­ла­ет на­ли­чие ро­ман­ти­че­ской струи, свя­зан­ной с об­ра­зом ге­ро­и­ни, имя ко­то­рой и носит по­весть.

Олеся — это необыч­ная де­вуш­ка, че­ло­век с силь­ным и цель­ным ха­рак­те­ром, спо­соб­ный лю­бить своим вер­ным и го­ря­чим серд­цем. Она стала такой по­то­му, что жила всю жизнь вдали от ци­ви­ли­за­ции, не толь­ко го­род­ской, но и де­ре­вен­ской.

Читайте также:  Краткое содержание маяковский необычайное приключение точный пересказ сюжета за 5 минут

Куп­рин в лице Олеси вос­хи­ща­ет­ся есте­ствен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о мире и осуж­да­ет об­ще­ство мещан, ко­то­рое несет ги­бель и раз­ру­ше­ние.

Толь­ко сли­я­ние че­ло­ве­ка с при­ро­дой могло со­здать такой ха­рак­тер и яркий внут­рен­ний мир, ко­то­рый при­вле­ка­ет Ивана Ти­мо­фе­е­ви­ча. Он видит в ней тайну, за­гад­ку, и, несмот­ря на свою доб­ро­ту и мяг­кость, при­чи­ня­ет де­вуш­ке огром­ное горе.

Его пас­сив­но­сти и без­дей­ствия ока­зы­ва­ет­ся до­ста­точ­но, чтобы Олеся, из­би­тая до по­лу­смер­ти де­ре­вен­ски­ми ба­ба­ми, была вы­нуж­де­на бе­жать из род­но­го края.

На при­ме­ре Ивана Ти­мо­фе­е­ви­ча И.А. Куп­рин по­ка­зы­ва­ет, как мог бы из­ме­нить­ся че­ло­век, могла бы пре­об­ра­зить­ся его лич­ность под вли­я­ни­ем на­сто­я­щей любви, но это не про­ис­хо­дит с глав­ным ге­ро­ем. Он не про­сто со­вер­ша­ет зло своей лег­ко­мыс­лен­но­стью и без­дей­стви­ем, Иван не видит своей вины и не ис­пы­ты­ва­ет угры­зе­ний со­ве­сти.

В 1901­го­ду пе­ре­ез­жа­ет пе­тер­бург­ских жур­на­лах Куп­рин пуб­ли­ку­ет рас­ска­зы “Бо­ло­то” (1902), “Ко­но­кра­ды” (1903), “Белый пу­дель” (1904) и др. В ге­ро­ях этих рас­ска­зов автор вос­хи­ща­ет­ся стой­ко­стью, вер­но­стью в друж­бе, непод­куп­ным до­сто­ин­ством про­стых людей.

В 1905 году была опуб­ли­ко­ва­на по­весть “По­еди­нок”, по­свя­щен­ная М. Горь­ко­му. Куп­рин писал Горь­ко­му: “Все сме­лое и буй­ное в моей по­ве­сти при­над­ле­жит Вам”.

Куп­рин ста­но­вит­ся по­пу­ляр­ным.

Вни­ма­ние ко всем про­яв­ле­ни­ям жи­во­го, зор­кость на­блю­де­ний от­ли­ча­ют рас­ска­зы Куп­ри­на о жи­вот­ных: “Изу­мруд” (1907), “Сквор­цы” (1906), “За­ви­рай­ка” (1906), “Ю-ю”.

О любви, ко­то­рая оза­ря­ет че­ло­ве­че­скую жизнь, Куп­рин пишет в рас­ска­зах “Су­ла­мифь” (1908), “Гра­на­то­вый брас­лет” (1911), изоб­ра­жая яркую страсть биб­лей­ской кра­са­ви­цы Су­ла­ми­фи и неж­ное, без­на­деж­ное и са­мо­от­вер­жен­ное  ма­лень­ко­го чи­нов­ни­ка Желт­ко­ва.  Для Куп­ри­на лю­бовь – тра­ге­дия.

Рис. 4. Куп­рин на воз­душ­ном шаре

Раз­но­об­ра­зие сю­же­тов под­ска­зы­вал Куп­ри­ну его жиз­нен­ный опыт. Он под­ни­ма­ет­ся на воз­душ­ном шаре, в 1910 году со­вер­ша­ет полет на одном из пер­вых в Рос­сии аэро­пла­нов, изу­ча­ет во­до­лаз­ное дело и опус­ка­ет­ся на мор­ское дно, гор­дит­ся друж­бой с ба­ла­клав­ски­ми ры­ба­ка­ми.

Все это укра­ша­ет стра­ни­цы его про­из­ве­де­ний яр­ки­ми крас­ка­ми, духом здо­ро­вой ро­ман­ти­ки. Герои по­ве­стей и рас­ска­зов Куп­ри­на – люди самых раз­лич­ных клас­сов и со­ци­аль­ных групп цар­ской Рос­сии, на­чи­ная от ка­пи­та­ли­стов-мил­ли­о­не­ров и кон­чая бо­ся­ка­ми и ни­щи­ми.

Куп­рин писал “обо всех и для всех”…

Фев­раль­скую ре­во­лю­цию Куп­рин встре­ча­ет с вос­тор­гом. От­кры­ва­ет гос­пи­таль.

Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию не при­нял, по­то­му что сразу уви­дел ее же­сто­кость.

Куп­рин вы­сту­па­ет про­тив вла­сти боль­ше­ви­ков. В 1919 году по­ки­да­ет Ро­ди­ну.

Пи­са­тель дол­гие годы про­вел в эми­гра­ции.  Эми­грант­ская жизнь об­ры­воч­на. Куп­рин в пись­мах пишет о тоске по Ро­дине. Он тяжко рас­пла­тил­ся за эту жиз­нен­ную ошиб­ку – рас­пла­тил­ся же­сто­кой тос­кой по Ро­дине и твор­че­ским спа­дом. Самое зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние этого вре­ме­ни – роман «Юн­ке­ра». Но в это время ему не пи­са­лось.

“Чем та­лант­ли­вее че­ло­век, тем труд­нее ему без Рос­сии”, – пишет он в одном из писем. Од­на­ко в 1937 году Куп­рин воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву.

Рис. 5. Куп­рин воз­вра­ща­ет­ся на Ро­ди­ну

Он пуб­ли­ку­ет очерк “Москва род­ная”, у него со­зре­ва­ют новые твор­че­ские планы. Но здо­ро­вье Куп­ри­на было по­до­рва­но (у него рак), и в ав­гу­сте 1938 года его не стало.

 Статья Куприна «Десять заповедей для писателя реалиста»

Куп­рин ни­ко­гда не писал ли­те­ра­тур­ных ма­ни­фе­стов. Счи­та­ет­ся, что он не раз­ра­бо­тал но­во­го стиля и ничем не обо­га­тил тео­рию ли­те­ра­ту­ры. Но это имен­но Куп­рин оста­вил “де­сять за­по­ве­дей” пи­са­те­ля, ко­то­рых при­дер­жи­вал­ся и сам. Это имен­но Куп­рин ука­зал мо­ло­до­му пи­са­те­лю, как ор­га­ни­зо­вать свою ра­бо­ту.

Ко­неч­но, и до, и после Куп­ри­на по­да­ва­лись со­ве­ты и со­став­ля­лись некие про­фес­си­о­наль­ные ко­дек­сы. Но куп­рин­ский ко­декс, сфор­му­ли­ро­ван­ный пре­дель­но чётко и крат­ко, на­хо­дит­ся вне сти­лей и на­прав­ле­ний. Он уни­вер­са­лен, и, чтобы за­ост­рить перо, ему могут сле­до­вать пред­ста­ви­те­ли любых ли­те­ра­тур­ных те­че­ний.

“1. Если хо­чешь что-ни­будь изоб­ра­зить… сна­ча­ла пред­ставь себе это со­вер­шен­но ясно: цвет, запах, вкус, по­ло­же­ние фи­гу­ры, вы­ра­же­ние лица… Найди об­раз­ные, неза­тас­кан­ные слова, лучше всего неожи­дан­ные. Дай соч­ное вос­при­я­тие ви­ден­но­го тобою, а если не уме­ешь ви­деть сам, от­ло­жи перо…

2. В опи­са­ни­ях помни, что так на­зы­ва­е­мые “кар­ти­ны при­ро­ды” видит дей­ству­ю­щее лицо: ре­бё­нок, ста­рик, сол­дат, са­пож­ник.

Каж­дый из них видит по-сво­е­му… Если опи­сы­ва­ешь от сво­е­го лица, по­ка­жи это своё лицо, свой тем­пе­ра­мент, на­стро­е­ние, об­сто­я­тель­ства жизни.

Сло­вом, ни­че­го “внеш­не­го”, что не было бы про­пу­ще­но “сквозь приз­му” твоей ин­ди­ви­ду­аль­ной души или ко­го-ни­будь дру­го­го. Мы не знаем “при­ро­ды” самой по себе, без че­ло­ве­ка.

3. Из­го­ни шаб­лон­ные вы­ра­же­ния: “С быст­ро­тою мол­нии мысль про­мча­лась в его го­ло­ве…”… Не пиши: “за­пла­кал”, а по­ка­жи те из­ме­не­ния в лице, в дей­стви­ях, ко­то­рые ри­су­ют нам зре­ли­ще “пла­ка­нья”. Все­гда жи­во­пи­суй, а не веди по­ли­цей­ско­го про­то­ко­ла.

4. Кра­соч­ные срав­не­ния долж­ны быть точны… Изоб­ра­жай гром, как Чехов, — слов­но кто про­шёл­ся бо­сы­ми но­га­ми по крыше…

5. Пе­ре­да­вая чужую речь, схва­ты­вай в ней ха­рак­тер­ное: про­пус­ки букв, по­стро­е­ние фразы. Изу­чай, при­слу­ши­вай­ся, как го­во­рят. Жи­во­пи­суй образ речью са­мо­го го­во­ря­ще­го…

6. Не бойся ста­рых сю­же­тов, но под­хо­ди к ним со­вер­шен­но по-но­во­му, неожи­дан­но. По­ка­зы­вай людей и вещи по-сво­е­му, ты — пи­са­тель. Не бойся себя на­сто­я­ще­го, будь ис­кре­нен, ни­че­го не вы­ду­мы­вай, а по­да­вай, как слы­шишь и ви­дишь.

7. Ни­ко­гда не вы­кла­ды­вай в рас­ска­зе своих на­ме­ре­ний в самом на­ча­ле. Пред­ставь дело так, чтобы чи­та­тель ни за что не до­га­дал­ся, как рас­пу­ты­ва­ет­ся со­бы­тие.

За­пу­ты­вай и за­пу­ты­вай, за­би­рай чи­та­те­ля в руки… Не давай ему от­дох­нуть ни на ми­ну­ту. Пиши так, чтобы он не видел вы­хо­да, а нач­нёшь вы­во­дить из ла­би­рин­та, делай это доб­ро­со­вест­но, прав­ди­во, убе­ди­тель­но.

Хо­чешь оста­вить в ту­пи­ке, раз­ри­суй тупик вовсю, чтобы горло сжа­лось…

8. Об­ду­май ма­те­ри­ал: что по­ка­зать сна­ча­ла, что после. За­ра­нее вы­ве­ди нуж­ных впо­след­ствии лиц, по­ка­жи пред­ме­ты, ко­то­рые по­на­до­бят­ся в дей­ствии. Опи­сы­ва­ешь квар­ти­ру — со­ставь её план, а то, смот­ри, за­пу­та­ешь­ся сам.

9. Знай, что, соб­ствен­но, хо­чешь ска­зать, что лю­бишь, а что нена­ви­дишь. Вы­но­си в себе сюжет, сжи­вись с ним… Ходи и смот­ри, вжи­вай­ся, слу­шай, сам прими уча­стие. Из го­ло­вы ни­ко­гда не пиши.

10. Ра­бо­тай! Не жалей за­чёр­ки­вать, по­тру­дись “в поте лица”. Болей своим пи­са­ни­ем, бес­по­щад­но кри­ти­куй, не читай недо­де­лан­но­го дру­зьям, бойся их по­хва­лы, не со­ве­туй­ся ни с кем. А глав­ное, ра­бо­тай, живя… Кон­чил пе­ре­жи­вать, бе­рись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не до­бьёшь­ся, чего надо. До­би­вай­ся упор­но, бес­по­щад­но”.

“За­по­ве­ди”, по сви­де­тель­ству В.Н. Афа­на­сье­ва (В.Н. Афа­на­сьев. А.И. Куп­рин. Кри­ти­ко-био­гра­фи­че­ский очерк.— М.: Ху­до­же­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра, 1960.), были вы­ска­за­ны Куп­ри­ным при встре­че с одним мо­ло­дым ав­то­ром, а спу­стя годы, вос­про­из­ве­де­ны этим ав­то­ром в “Жен­ском жур­на­ле” за 1927 г.

Читайте также:  Краткое содержание куприн впотьмах точный пересказ сюжета за 5 минут

Но, по­жа­луй, глав­ная за­по­ведь Куп­ри­на, остав­лен­ная по­том­кам, — это лю­бовь к жизни, к тому, что есть в ней ин­те­рес­но­го и кра­си­во­го: к за­ка­там и рас­све­там, к за­па­хам лу­го­вой травы и лес­ной прели, к ре­бён­ку и ста­ри­ку, к ло­ша­ди и со­ба­ке, к чи­сто­му чув­ству и доб­рой шутке, к бе­рё­зо­вым лесам и сос­но­вым рощам, к птице и рыбе, к снегу, дождю и ура­га­ну, к ко­ло­коль­но­му звону и воз­душ­но­му шару, к сво­бо­де от при­вя­зан­но­сти к тлен­ным со­кро­ви­щам. И пол­ное непри­я­тие всего, что уро­ду­ет и пач­ка­ет че­ло­ве­ка.

Огля­ды­ва­ясь се­год­ня на жизнь, про­жи­тую Алек­сан­дром Ива­но­ви­чем Куп­ри­ным, читая и пе­ре­чи­ты­вая на­пи­сан­ное им, по­ни­ма­ешь: стоит по­сле­до­вать этой за­по­ве­ди, как вдруг ста­нет ясно, ка­ки­ми счаст­ли­вы­ми можем мы быть, ка­ки­ми неис­чис­ли­мы­ми бо­гат­ства­ми уже вла­де­ем и как много можем при­об­ре­сти с те­че­ни­ем жизни.

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3519

Краткое содержание «Чудесный доктор»

Рассказ «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях. Литературные критики отмечают в произведении признаки рождественского рассказа.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Чудесного доктора». На уроках литературы рассказ изучается в рамках домашнего чтения.

Мерцалов Емельян  – отец семейства. Работал управляющим дома, но после болезни лишился работы, и его семья осталась без средств на существование.

Профессор Пирогов – врач, с которым Мерцалов познакомился в общественном саду, помог семье Мерцалова. Реальный прототип героя – великий русский медик Н. И. Пирогов.

Елизавета Ивановна – жена Мерцалова.

Гриша (Григорий) – старший сын Мерцалова, ему 10 лет.

Володя – младший сын Мерцалова.

Машутка – дочь Мерцалова, «девочка лет семи».

Киев, «лет около тридцати тому назад». Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.

Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.

Семья Мерцаловых, страдая от нищеты, жила более года в подвале ветхого покосившегося дома. Младшая дочь Машутка сильно болела, и измученная мать, Елизавета Ивановна, разрывалась между девочкой и грудным ребенком.

«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью». Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы.

Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь».

Но все находили причины отказать или просто выгоняли.

Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи».

Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы».

Он начал размахивать руками и закричал, о том, что его дети умирают с голоду, пока незнакомец говорит о подарочках.

Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие». Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.

Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел.

Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом.

Покупая лекарство, Мерцалов узнал имя врача, оно было указано на аптечном ярлыке: профессор Пирогов.

Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков».

Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью». Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии.

Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню».

В «Чудесном докторе» на первый план выходит личность доктора, «святого человека», который спасает всю семью Мерцалова от голодной смерти. Слова Пирогова: «не падайте никогда духом», становятся ключевой мыслью рассказа.

Предлагаемый пересказ «Чудесного доктора» будет полезен школьникам при подготовке к урокам литературы и проверочным работам.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/kuprin/chudesnyy-doktor

Книга Страшная минута. Автор – Куприн Александр Иванович. Содержание – Александр Иванович Куприн Страшная минута

Просторная новая терраса дачи была очень ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами, расставленными на длинном чайном столе. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад, густо обступивший со всех сторон дачу, потонул в теплом мраке.

Только листья сирени, в упор освещаемые лампой, резко и странно выступали из темноты, неподвижные, гладкие и блестящие, точно вырезанные из зеленой жести. Ни шороха, ни звука не доносилось из заснувшего сада. Несмотря на раздвинутые полотняные занавеси, свечи горели ровным, немигающим пламенем.

Было душно, и чувствовалось, что в нагретом наэлектризованном воздухе медленно надвигается ночная гроза. Пахло медом, цветущей липой и бузиной.

Варвара Михайловна Рязанцева приготовляла на террасе с помощью горничной чай для собравшихся гостей. Перебравшись на дачу, она и ее муж не прекратили по вторникам своих интимных вечеров, которые сделались только малолюднее и теснее, потому что собирались на них исключительно дачные знакомые. Городским было неудобно ездить за пятнадцать верст на какие-нибудь три-четыре часа.

Варвара Михайловна веселыми, возбужденными глазами оглядывала стол, покрытый новой, нигде не смятой скатертью, на снежной белизне которого так приятно веселили глаз серебряные сухарницы, молочники, и ложки, и блестящие хрустальные вазы с вареньем, конфетами и фруктами. В продолжение всех четырех лет замужества она интересовалась своим небольшим хозяйством с живой и искренней любовью, свойственной молодым женщинам, привыкшим окружать мужа нежной заботливостью.

Читайте также:  Краткое содержание бунин солнечный удар точный пересказ сюжета за 5 минут

Она обожала своего мужа, несмотря на двадцатилетнюю разницу в их годах. Этот человек, известный всему ученому миру крупными работами в области бактериоло­гии, был в частной жизни большим ребенком, болезненным, хилым, бесконечно добрым, рассеянным до анекдотической степени и деликатным до робости.

Варвара Михайловна гордилась честью носить его славную фамилию неутомимого ученого и безукоризненно честного человека, но еще больше гордилась тем, что она создала для него и постоянно поддерживала комфорт и порядок семейной жизни и что сумела незаметно сделаться во всем ему необходимою: его нянькою, его памятной книжкой, его другом. И теперь, занятая хлопотливыми обязанностями хозяйки, часто с заботливой любовью поглядывала через двери в гостиную, где в углу над шахматным столиком склонилась большая, характерная голова Рязанцева с открытым шишковатым лбом мыслителя и с детскими глазами, голубыми и ясными.

Когда чай был готов, Варвара Михайловна пригласила гостей на террасу. В гостиной остались только ее муж и его всегдашний партнер, старый профессор Ильченко, оканчивавшие партию.

Она подошла к ним и, облокотившись сзади на стул мужа, спросила, где они будут пить чай.

Ильченко, проигравший уже две партии и теперь видевший, что никак не может защитить своего короля от ладьи Рязанцева, встал из-за стола.

– Я положительно не в состоянии сегодня скомбинировать двух самых простых

ходов,– сказал он с досадою.– Голова – точно свинцовая. Вероятно, ночью будет

гроза.

Он вышел на террасу. Рязанцев, весь вечер не видавший жены, взял ее за руку и слегка притянул к себе.

– Какая ты сегодня красавица, моя девочка,– сказал он, ласково ей улыбаясь.

Она стояла перед мужем, легкая и грациозная, во всем пышном расцвете своей двадцативосьмилетней красоты, с высокою грудью и гибкой талией.

Легкая кофточка из тонкого белого крепа, лежавшая на ней свободными складками и не скрывавшая стройных очертаний ее молодого тела, оставляла открытыми по локоть круглые и крепкие, чуть пушистые руки.

У нее было нежное, матовое лицо темной шатенки; губы маленькие, полные и круто изогнутые, какие встречаются только у женщин на картинах Рубенса; большие глаза, казавшиеся вечером совсем черными благодаря расширившимся зрачкам; пышные, немного жесткие, черно-рыжеватые волосы, вьющиеся мелкими завитками на висках и на затылке…

– Ты мной доволен, папа? – спросила она, нежно притрагиваясь пальцами к его маленькой жилистой руке.

– Знаешь,– сказал Рязанцев, любуясь женой,– мне иногда начинает казаться, что ты чересчур хороша для такого старого гриба, как я.

Варвара Михайловна покраснела. Ей было больно и неприятно слышать такие слова от него, которого она обожала до самозабвения. Ей часто казалось, что она еще слишком мало платит ему за его трогательную и доверчивую любовь к ней. У нее вдруг явилось неудержимое желание стать перед ним на колени и обнять руками его ноги.

– Не смей так никогда говорить,– прошептала она.

И жестом ребенка, берущего что-нибудь украдкой, она быстро поднесла к губам его руку и поцеловала ее два раза – сверху и снизу ладони.

Потом она вышла на террасу и принялась разливать чай, прислушиваясь к общему разговору, готовая поддержать его, если он ослабеет. Но разговор не клеился. Все жаловались на жару и истому перед грозою. Некоторые поговаривали уже о том, как бы попасть домой до дождя.

– А что же вашего Андрея Лукича сегодня нет? – спросила у Варвары Михайловны жена Ильченки, полная, суровая на вид дама, любившая винт и сплетни и державшая своего мужа под башмаком.

– Я не знаю, отчего его нет до сих пор,– ответила Варвара Михайловна.– Он обещал быть, и даже не один. С ним придет его приятель… Позвольте, как его фамилия?.. Он еще так известен своим голосом. Ах да, вспомнила: Ржевский.

– Разве вы до сих пор не были с ним знакомы? – спросила удивленно Ильченко.

– Нет. Но зато я об нем очень много слышала. Ильченко сделала лукавое лицо и погрозила Рязанцевой пальцем.

– Смотрите, не влюбитесь. Этот господин очень опасен для молодых жен и старых мужей.

Госпожа Ильченко принадлежала к числу тех привилегированных сплетниц, которые под предлогом «высказывания всей правды в глаза» говорят повсюду дерзости и гадости, рассеивая за собою грязь, смуту и ненависть. Ее никто не любил, большинство терпеть не могло, и все побаивались.

Варвара Михайловна ничего не ответила на это циничное предостережение и только улыбнулась немного свысока и презрительно, с сознанием чистоты и ничем не запятнанной репутации. Зато словами Ильченко очень заинтересовалась Мария Федоровна Тиль, гимназическая подруга Рязанцевой, красивая, глупая и сентиментальная вдовушка, за которой считались уже три-четыре всем известных связи.

– А он очень хорош, этот Ржевский? – спросила она.

Многие из гостей улыбнулись. Репутация Ржевского была очень хорошо известна в некоторых отношениях. Ильченко обязательно сообщила все, что о нем знала. Хорош ли он? Это как кому нравится, но, по ее мнению, у него лицо слишком выставочное, так сказать, парикмахерское.

Нравственности у него нет никакой, и это-то, кажется, и привлекает к нему искательниц приключений, как бабочек на огонь, хотя в то же время, надо ему отдать справедливость, он очень молчалив относительно своих связей. Что касается до его пения, то правда, поет он изумительно хорошо. Его с удовольствием приняли бы на любую сцену, если бы только он выразил желание.

Но он предпочитает вести свою праздную и легкомысленную жизнь, потому что не нуждается в средствах и не желает себя стеснять никакими условиями…

Варвара Михайловна не дослушала окончания характеристики Ржевского. Ее чуткое ухо заботливой матери уловило за две комнаты возню, всегда сопровождавшую укладывание ее четырехлетней дочери в постель. Она извинилась перед гостями и поспешила в детскую.

В полутемной детской, слабо освещаемой трепетным мерцанием лампады перед образом, Аля стояла на коленях в своей постели, обнесенной вокруг высокой сеткой, в одной нижней рубашке, с голой шеей и голыми, милыми детскими ручонками.

Старая няня, когда-то носившая на руках Рязанцева, со старческим кротким терпением уже целых полчаса добивалась, чтобы Аля прочла как следует «Богородицу». Аля не хотела молиться и барахталась в руках няни, закидывая назад голову и звонко смеясь.

Увидев входящую мать, она быстро вскочила на ноги и протянула ей навстречу руки с растопыренными пальчиками.

1

Источник: https://www.booklot.ru/authors/kuprin-aleksandr-ivanovich/book/strashnaya-minuta/content/860936-aleksandr-ivanovich-kuprin-strashnaya-minuta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector