Краткое содержание лавкрафт зов ктулху точный пересказ сюжета за 5 минут

Пугающе-занудный Лавкрафт

Краткое содержание Лавкрафт Зов Ктулху точный пересказ сюжета за 5 минут

  • Рецензия CandidaAvis на «Зов Ктулху»

    19/05/2014 3

    С чего бы начать эту рецензию? Пожалуй, с Эдгара Аллана По.

    Ведь именно что-то в его стиле я просила, выходя на флэшмоб.

    Что ж, По здесь в избытке. Практически в каждом третьем рассказе есть какая бы то ни было, но отсылка на великого писателя. То герой читает его книги, то журналист сравнивает испытанные ощущения с впечатлениями от рассказов По, а то и вовсе весь рассказ строится вокруг пришельцев, как две капли воды похожих на него… А образ, согласитесь, колоритный.

    Что касается стиля — то мне они все-таки показались весьма разными. Хотя и мрачная атмосфера и изящная утонченность ушедшего века присутствуют и там, и там. Меня даже последнее произведение сборника — История Чарльза Декстера Варда — до странности поразила своей современностью — машинами и фотокопиями — настолько я как-то вся вжилась в прошлое.

    Теперь что касается плана ужасов. Не все меня впечатлило и порадовало, но все же такие моменты были — примерно треть рассказов в моем сборнике.

    Это, конечно, сам «Зов Ктулху» — в счет того, что я уже видела один любительский фильм, снятый поклонниками творчества Лавкрафта, в стилистке немого кино и буквально слово за словом по тексту рассказа.

    А самый же яркий эмоциональный след оставила история «За гранью времен».

    Лавкрафт одним из первых приоткрыл неискушенному уму то, за что мне так нравятся фильмы вроде Черной дыры, Прометея, Пекло или Пандорум. В его историях — вся бездна космоса. Холодного, бесконечного и безмерно враждебного к человеку.

    Это все мыслимые и немыслимые чудовища Вселенной. Но более того — это глубины безумия самого человека…

    Порой очень сложно определить, верит ли герой в настоящего монстра, либо он просто безумен и все кровавые ужасы творил сам, своими руками…

    У Лавкрафта, неожиданно для меня, я нашла и перемещения во времени, и призывы монстров из иных сфер, и затопленные храмы культистов, и остатки городов, выстроенных на земле расами, жившими до нас, и радиоактивные метеориты… Чего только здесь не было.

    Но вот чего не хватило — это легкости чтения. И конкретики.

    Если в первом случае все можно объяснить давностью лет, что, конечно, не делало все награмождения описаний и оборотов хоть сколько-нибудь легче для понимания, то вот во втором впечатление совсем уж портилось.

    Представьте, что вам страницу за страницей приходится читать что-то вроде «это был неописуемый ужас», «его было невозможно описать» и все. И ты сам придумывай себе самого страшного монстра, какого только захочешь. Или сумеешь.

    Мне как-то лучше бы было сразу знать, где сколько щупалец, где какие челюсти, и пр. Ну и все же общих абстрактных описаний поменьше бы… Потому что на ночь читать было тяжело. Нет, не страшно потом спать. А просто засыпаешь сразу под монотонность повествования.

    Так что я очень рада, что смогла наконец-то познакомиться с Лавкрафтом, но вот читать его полностью я вряд ли буду. Если только непосредственно из цикла о Ктулху.

    Прочитано в рамках Книжного Флэшмоба 2014, ну и брат уже чуть не по голове этой книгой стучал, чтоб я ее взяла.

    Зов Ктулху

    Ещё рецензии на книгу

    CandidaAvis

    Другие рецензии участника

    Зов Ктулху

    Ещё отзывы о книге

  • Источник: https://bookmix.ru/review.phtml?rid=113437

    Говард Лавкрафт — Зов Ктулху (сборник)

    Здесь можно купить «Говард Лавкрафт — Зов Ктулху (сборник)» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: foreign-prose, издательство ЛитагентАСТc9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2016.

    Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

    https://www.youtube.com/watch?v=F3ctlVN0dGs

    На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

    Описание и краткое содержание «Зов Ктулху (сборник)» читать бесплатно онлайн.

    При жизни этот писатель не опубликовал ни одной книги, после смерти став кумиром как массового читателя, так и искушенного эстета и неиссякаемым источником вдохновения для кино– и игровой индустрии; его называли «Эдгаром По ХХ века», гениальным безумцем и адептом тайных знаний; его творчество уникально настолько, что потребовало выделения в отдельный поджанр; им восхищались Роберт Говард и Клайв Баркер, Хорхе Луис Борхес и Айрис Мёрдок.Один из самых влиятельных мифотворцев современности, человек, оказавший влияние не только на литературу, но и на массовую культуру в целом, создатель «Некрономикона» и «Мифов Ктулху» – Говард Филлипс Лавкрафт.

    Говард Филлипс Лавкрафт

    Зов Ктулху

    © Д. Афиногенов; О. Колесников;

    © Ю. Соколов; Е. Любимова, наследники,

    © перевод на русский язык

    © ООО «Издательство АСТ», 2016

    Я пишу эти слова в состоянии понятного умственного напряжения, ибо сегодня вечером меня не будет в живых.

    Оставшийся без гроша, и даже без крохи зелья, которое одно делает мою жизнь терпимой, я не могу более переносить это мучение и скоро выброшусь из чердачного окна на нищую мостовую. И если я раб морфия, не надо считать меня слабаком или дегенератом.

    Прочитав эти торопливо набросанные строки, вы можете догадаться, хотя, наверное, никогда полностью не поймете, почему я добиваюсь забвения или смерти.

    Случилось, что посреди одной из наиболее открытых и редко посещаемых частей широкого Тихого океана пакетбот, на котором я был суперкарго, пал жертвой германского рейдера.

    Великая война была тогда в самом начале, и океанский флот гуннов еще не успел достичь тех глубин падения, к которым ему суждено было опуститься потом; поэтому наше судно было объявлено законным призом, а к экипажу отнеслись с теми справедливостью и вниманием, которых требовало наше положение военнопленных.

    Победители установили на борту настолько либеральные порядки, что через пять дней после захвата я сумел ускользнуть в небольшой шлюпчонке, захватив с собой достаточное количество воды и провизии.

    Оказавшись наконец на воде и в полной свободе, я не имел особо точного представления о том, где нахожусь. Не будучи компетентным навигатором, я мог только догадываться по солнцу и звездам, что нахожусь к югу от экватора. Долгота известна мне не была, а островов или берегов вблизи не было видно.

    Погода была ясной, и несчетные дни я бесцельно дрейфовал под обжигающим солнцем, ожидая, пока меня подберет проходящий корабль либо прибьет к берегам какой-нибудь населенной земли.

    Однако не появлялось ни корабля, ни земли, и я уже начал отчаиваться, оставаясь в уединении на неторопливо вздыхающем синем просторе.

    Перемена произошла, пока я спал. Подробности ее так и остались неведомыми для меня, ибо мой сон, хотя и тревожный и полный сновидений, так и не прервался.

    Когда я наконец пробудился, оказалось что меня засасывает в адски черную, полную слизи лужу, монотонно колыхавшуюся во все стороны от меня, куда достигал взгляд, a лодка моя лежала на ней как на суше неподалеку.

    Хотя можно подумать, что моим первым ощущением при виде столь неожиданного и огромного преображения окрестностей должно было стать удивление, на самом деле я скорее пребывал в ужасе, чем был удивлен, ибо в воздухе и в гнилой почве присутствовало нечто зловещее, пробравшее меня до глубины души.

    Вокруг валялись гниющие мертвые рыбины, а посреди отвратительной грязи бесконечной равнины торчали и менее понятные останки. Возможно, не стоит и пытаться передать простыми словами ту неизреченную мерзость, которая обитала в этом абсолютно безмолвном и бесплодном просторе.

    Слух не улавливал звуков, a зрение – ничего иного, кроме бесконечной черной грязи со всех сторон; и все же сама полнота тишины и однородность ландшафта вселяли в меня тошнотворный страх.

    https://www.youtube.com/watch?v=lhxTJ9-3htI

    Солнце пылало на небесах, уже казавшихся мне черными в своей безоблачной жестокости и словно бы отражавшихся в чернильной болотине под ногами. Перебравшись в оказавшуюся как бы на суше лодку, я подумал, что положение мое способна объяснить лишь одна теория.

    Какой-то беспрецедентный вулканический выброс вынес на поверхность часть океанского дна, обнажив область его, которая в течение бесчисленных миллионов лет оставалась скрытой в неизмеримых водяных глубинах.

    И настолько велика была сия поднявшаяся подо мной земля, что, усердно напрягая слух, я никак не мог уловить даже слабого отзвука доносящихся издалека рокочущих океанских волн. Не было видно и чаек, охотящихся за мертвечиной.

    Несколько часов я сидел в лодке, лежавшей на боку и дающей некоторую тень по мере того, как солнце ползло по небу.

    С течением времени почва потеряла долю своей липкости и достаточно подсохла, чтобы по ней можно было пройти.

    В ту ночь я спал немного, и на следующий день приготовил себе поклажу из пищи и воды, собираясь в сухопутное путешествие в поисках исчезнувшего моря и возможного спасения.

    На третье утро я обнаружил, что почва высохла настолько, что по ней можно идти без труда. От рыбной вони можно было сойти с ума; но я был озабочен вещами куда более серьезными, чтобы обращать внимание на столь мелкое зло, и потому отправился к неведомой цели. Весь день я упорно шагал на запад, в сторону пригорка, казавшегося выше прочих на гладкой равнине.

    Ночь я провел под открытым небом, a на следующий день все еще шел в сторону пригорка, и цель моего пути едва ли казалась ближе, чем когда я впервые заметил ее. На четвертый вечер я приблизился к основанию холма, оказавшегося много выше, чем это казалось мне издали, и отделявшая меня от него долинка еще резче выделяла бугор на ровной поверхности.

    Слишком усталый для восхождения, я задремал в тени его.

    Не знаю, почему сны мои в ту ночь оказались настолько бурными; но прежде чем фантастический лик убывающей горбатой луны восстал над восточной равниной, я пробудился в холодном поту, решив не смыкать более глаз. Тех видений, что я только что пережил, было для меня довольно. И в свете луны я понял, насколько неразумным было мое решение путешествовать днем.

    Без обжигающих лучей солнца путь не стоил бы мне таких затрат энергии; в самом деле, я уже чувствовал в себе достаточно сил, чтобы решиться на устрашавший меня на закате подъем. Подобрав пожитки, я направился к гребню возвышенности.

    Читайте также:  Краткое содержание белов плотницкие рассказы точный пересказ сюжета за 5 минут

    Я уже говорил о том, что ничем не прерывавшаяся гладь монотонной равнины вселяла в меня непонятный ужас; однако кошмар этот сделался еще более тяжким, когда, поднявшись на вершину холма, я увидел по ту сторону его неизмеримую пропасть, каньон, в чьи темные недра не могли проникнуть лучи еще невысоко поднявшейся луны. Мне казалось, что я очутился на самом краю мира, что заглядываю за край бездонного хаоса и вечной ночи. В ужасе припоминал я уместные строки «Потерянного рая»[1], повествующие о жутком подъеме Сатаны через бесформенные области тьмы.

    Когда луна поднялась на небе повыше, я увидел, что склоны долины оказались не столь отвесными, как мне только что привиделось.

    Карнизы и выступы скал предоставляли достаточную опору для ног, и когда я спустился на несколько сотен футов, обрыв превратился в весьма пологий откос.

    Повинуясь порыву, истоки которого я положительно не могу определить, я не без труда спустился с камней на ровный склон под ними, заглядывая в стигийские бездны, куда еще не проникал свет.

    И тут вдруг мое внимание приковал к себе громадный и одинокий объект, круто выраставший на противоположном склоне передо мной; объект, блеснувший белым светом под только что нисшедшими к нему лучами восходящей луны. Я скоро уверил себя в том, что вижу всего лишь громадный камень, но при этом осознавал, что очертания и положение его едва ли были делом рук одной только Природы.

    Более близкое исследование наполнило меня ощущениями, которые невозможно выразить; ибо несмотря на огромный размер и положение в пропасти, разверзшейся на дне моря в те времена, когда мир был еще молод, я без доли сомнения понимал, что вижу перед собой обработанный монолит, над боками которого потрудились руки мастеров; камень, быть может, знавший поклонение живых и разумных существ.

    Потрясенный и испуганный, и все же на самую каплю наполненный восторгом исследователя-археолога, я огляделся уже повнимательнее.

    Призрачный свет луны, теперь стоявшей почти в зените, падал на крутые стены, заключавшие между собой пропасть, открывая тот факт, что по дну ее в обе стороны от моих ног, едва не касаясь их, простирался широкий водоем.

    На той стороне пропасти мелкие волны омывали подножие циклопического монумента, на поверхности которого я теперь мог различить надписи и примитивные скульптурки.

    Письмена были выполнены неизвестными мне иероглифами, непохожими на все, что случалось мне видеть в книгах; в основном они изображали некие обобщенные символы моря: рыб, угрей, осьминогов, ракообразных, моллюсков, китов и тому подобное. Несколько знаков, очевидно, изображали неизвестных современному человеку морских тварей, чьи разлагающиеся тела видел я на поднявшейся из океана равнине.

    Однако более всего меня заворожили высеченные на камне рисунки. Ясно видимые за разделявшим нас водоемом благодаря свое колоссальной величине, располагались барельефы, темы которых были способны породить зависть Доре[2].

    Думается, что эти фигуры должны были изобразить людей – во всяком случае, некую разновидность людей; хотя существа эти были изображены резвящимися как рыбы в водах какого-то морского грота или же поклоняющимися какому-то монолиту, также как будто бы находившемуся под волнами. O лицах и очертаниях их не стану рассказывать, ибо меня мутит от одного воспоминания.

    Гротескные силуэты, превышающие возможности воображения Эдгара По или Бульвер-Литтона, мерзостно напоминали людей, невзирая на перепонки на руках и ногах, неприятно широкие и дряблые губы, стеклянистые выпуклые глаза и прочие черты, еще менее приятные для памяти.

    Забавно, однако, что они были изображены без соблюдения пропорций с их окружением, ибо одно из созданий на рельефе убивало кита, изображенного всего лишь чуть более крупным, чем эта самая тварь.

    Отметив, как я уже сказал, гротескный облик и странную величину этих существ, я немедленно решил, что вижу перед собой воображаемых богов племени неких примитивных рыболовов и мореходов, принадлежавших к племени, последний потомок которого сгинул за эры до появления на свет первого из предков пильтдаунского или неандертальского человека. Потрясенный неожиданным откровением, выходящим за рамки воображения самого отважного из антропологов, я стоял, размышляя, а луна рассыпала странные отблески на воды лежавшего предо мной безмолвного протока.

    Конец ознакомительного отрывка

    ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

    Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

    СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

    Хотите узнать цену?
    ДА, ХОЧУ

    Источник: https://www.libfox.ru/585321-govard-lavkraft-zov-ktulhu-sbornik.html

    Зов Ктулху, Говард Филлипс Лавкрафт

    После прочтения этой книги ваш мир навсегда изменится.
    Кто-то просто захочет забыть прочитанное, кто-то задумается, но каждому во сне будут порой грезится циклопические города с гигантскими зданиями и устремленными ввысь монолитами, покрытыми тиной. Таинственные города, стены и колонны которых украшены загадочными надписями.

    И в этих снах будет слышаться странная фраза: «Пнглуи мглунафх Ктулху Р'лайх угахнагл фтагн», что в переводе значит «В своем доме в Р'лайх мертвый Ктулху проснется в назначенный час». Мистический рассказ «Зов Ктулху» Говарда Филлипса Лавкрафта (1890-1937) был впервые опубликован в 1926 году.

    «Зов Ктулху» представлен как записки Фрэнсиса Терстона, жителя Бостона, который занимался расследованиями, связанными с божеством Ктулху.

    Фрэнсис  разбирает записи своего дяди, профессора антропологии, умершего при загадочных обстоятельствах, и находит особым образом запертый ящик, скрывающий в себе странный глиняный барельеф с изображением древнего божества, записи дяди и вырезки из газет.

    Заинтересовавшись, герой начинает свое собственное расследование, чтобы доказать или опровергнуть выводы своего дяди. Только он не знает, к каким страшным тайнам ему придется приообщиться, и сколь высока цена знания этих тайн…
    Обратите внимание — в рассказе мрачная реалистичная атмосфера, есть жестокие описания убийства людей, не рекомендую для чтения особо впечатлительным лицам.

    Говард Филипс Лавкрафт — удивительный писатель, создавший уникальную мифологию. Его рассказ «Зов Ктулху» написан в реалистичной манере, свойственной Эдгару Аллану По и современному Стивену Кингу. Его жуткие произведения оставляют неизгладимое впечатление.

    Недаром творчество Лавкрафта выделяют в отдельный поджанр — так называемые Лавкрафтовские ужасы.

    Автор пишет о том, как мало знает человечество об окружающих его тайнах мироздания, о том, что человеческий разум не способен познать этот мир, полный загадочных чудес, и в этом не проклятие, а благо для человека:

    «Проявлением наибольшего милосердия в нашем мире является, на мой взгляд, неспособность человеческого разума связать воедино все, что этот мир в себя включает. Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности… «

    По мотивам произведений Лавкрафта снято несколько десятков фильмов, выпущены компьютерные игры. Что касается именно «Зова Ктулху», в 2005 году вышел одноимённый фильм, который в точности повторяет сюжет книги, стилизованный под немые черно-белые фильмы 20-х годов.

    Образу Ктулху посвящены следующие музыкальные композиции:

    • The Call of Ktulu группы Metallica (Ride the Lightning, 1984 год)
    • The Thing That Should Not Be группы Metallica (Master Of Puppets, 1986 год)
    • Cthulhu группы Therion (Beyond Sanctorum, 1992 год)
    • Kutulu (The Mad Arab Part II) группы Mercyful Fate (Into The Unknown, 1996 год)
    • Cthulhu Fhtagn группы Endura (Liber Leviathan, 1996 год)
    • R’lych Awakens группы Endura (Elder Signs, 1999 год)
    • Cthulhu Dawn группы Cradle Of Filth (Midian, 2000 год)
    • Cthulhu Rising группы Draconian (Dark Oceans We Cry, 2002 год)
    • Kutulu! группы The Vision Bleak (Carpathia — A Dramatic Poem, 2005 год)
    • Grand Grimoire группы CrazY JulieT (Grand Memories, 2009 год)
    • Rise of Cthulhu группы Thriumvirath (альбом неизвестен)
    • Группа Catacombs посвятила Ктулху концептуальный альбом In the Depths of R'lyeh (2006 год)

    Образ Ктулху вдохновил и многих писателей. Упомяну лишь о нескольких из них. Прежде всего, о моем любимом Стивене Кинге. Ктулху упоминается в его рассказе «Крауч-Энд», кроме того, влияние этого мифа, на мой взгляд, чувствуется и в произведении «Дьюма-Ки» (древнее зло, приходящее из воды, начало прихода зла — найденная статуэтка, нашептывающая разные нехорошие вещи). У современного писателя Александра Рудазова в цикле «Архимаг» спящий на дне моря Ктулху является одной из важных фигур созданного мира. Кстати, цикл «Архимаг» сам по себе тоже достаточно интересный. И, напоследок, нельзя пройти мимо образа Ктулху в рассказах Нила Геймана  «Я — Ктулху» и «Особое шогготское».

    Вердикт — читать обязательно (за исключением особо впечатлительных лиц).

    Источник: https://rufanbook.livejournal.com/17039.html

    Живая книга

    Интересно общаться с подросшими детьми! Постоянно узнаешь от них что-то новое, а часто и интересное.

    Как-то, например, пару лет тому назад дочка-подросток заявила мне, что Ктулху съел ее мозг… Кто это такой и почему он поступил так нехорошо, она и сама не знала.

    Из врожденного любопытства (а также в целях укрепления родительского авторитета) пришлось обратиться к Гуглу, чтобы узнать об этом чудовище. Ну и заодно открыть для себя американского писателя Говарда Лавкрафта.

    Не могу сказать, что повесть «Зов Ктулху» захватила меня с первых минут – я почему-то ждала яркого динамичного повествования в духе Стивена Кинга.

    А вместо этого – старомодно-тягучий рассказ о старичке-профессоре и таинственном барельефе, который нашли после его смерти.

    Вот закончилась одна история и за ней последовала другая – суховатый отчет о секте, поклоняющейся неведомому существу… И итог – газетная статья о страшном приключении, которое пришлось пережить морякам в открытом море, где они лицом к лицу столкнулись с Чудовищем…

    Как я уже упоминала, все это написано сдержанным, псевдонаучным стилем, практически без эмоций. Автор очень отстраненно ведет свой рассказ и вместе с тем безошибочно выдерживает интригу, все нагнетая и нагнетая жутковато-таинственную атмосферу.

    Нельзя даже сказать, что он создает свой мир (как это обычно делают писатели), нет, он просто добавляет к нашей жизни долю мистики – видимо, для того, чтобы мы не забывали о дремлющих силах природы, которые в любую минуту могут проснуться.

    Меня несколько разочаровало, однако, слишком конкретное описание Ктулху (может, это мои личные тараканы?): мне кажется, повесть бы только выиграла, если б он так и остался абстрактной, таинственной силой.

    Читайте также:  Краткое содержание казаков запах хлеба точный пересказ сюжета за 5 минут

    Лавкрафт словно бы приоткрывает нам дверь в неведомое, балансируя на тонкой грани фантастики и реальности.

    Он так подробно пишет о древних знаниях и о секте, поклоняющейся Ктулху, что сразу же возникает вопрос, а не лежат ли в основе этой повести реальные факты о неведомых культах? И даже если это не так, сама постановка такой проблемы говорит о многом: ведь это значит, что читатель поверил писателю.

    В то же время не буду утверждать, что это произведение как-то эмоционально повлияло на меня, породив в душе страх, а тем более ужас.

    Скорее, я восприняла его отстраненно, как литературное произведение превосходного качества, которое читаешь, восхищаясь словом и изобразительным искусством автора.

    Хотя вполне возможно, что современники Лавкрафта, жившие в первых десятилетиях прошлого века и неизбалованные еще потоком мастерски написанных и снятых «ужастиков», воспринимали его творения гораздо сильнее.

    Очевидно, что «Зов Ктулху» и другие произведения Лавкрафта следует прочитать всем любителям хоррора, хотя бы затем, чтобы знать, как начинался этот жанр, столь популярный в наши дни. А впрочем, их можно порекомендовать и просто всем любителям хорошей литературы.

    Это действительно изящная словесность – авторский стиль и композиция выше всяких похвал.

    В то же время в творчестве Лавкрафта наряду с удивительным изобразительным мастерством мы не находим никакой социальной проблематики: в его величественно-холодных строках сложно отыскать даже жалость к маленькому человеку…

    Источник: http://livekniga.ru/zov-ktulxu/

    Книга Зов Ктулху. Автор — Лавкрафт Говард Филлипс. Содержание — Говард Лавкрафт Зов Ктулху

    «Можно предположить, что еще сохранились представители тех могущественных сил или существ… свидетели того страшно далекого периода, когда сознание являло себя в формах и проявлениях, исчезнувших задолго до прихода волны человеческой цивилизации… в формах, память о которых сохранили лишь поэзия и легенда, назвавшие их богами, чудовищами и мифическими созданиями всех видов и родов…»

    Элджернон Блэквуд

    I. Ужас в глине

    Проявлением наибольшего милосердия в нашем мире является, на мой взгляд, неспособность человеческого разума связать воедино все, что этот мир в себя включает. Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния.

    Науки, каждая из которых тянет в своем направлении, до сих пор причиняли нам мало вреда; однако настанет день и объединение разрозненных доселе обрывков знания откроет перед нами такие ужасающие виды реальной действительности, что мы либо потеряем рассудок от увиденного, либо постараемся скрыться от этого губительного просветления в покое и безопасности нового средневековья.

    Теософы высказали догадку о внушающем благоговейный страх величии космического цикла, в котором весь наш мир и человеческая раса являются лишь временными обитателями. От их намеков на странные проявления давно минувшего кровь застыла бы в жилах, не будь они выражены в терминах, прикрытых успокоительным оптимизмом.

    Однако не они дали мне возможность единственный раз заглянуть в эти запретные эпохи: меня дрожь пробирает по коже, когда я об этом думаю, и охватывает безумие, когда я вижу это во сне.

    Этот проблеск, как и все грозные проблески истины, был вызван случайным соединением воедино разрозненных фрагментов – в данном случае одной старой газетной заметки и записок умершего профессора.

    Я надеялся, что никому больше не удастся совершить подобное соединение; во всяком случае, если мне суждена жизнь, то я никогда сознательно не присоединю ни одного звена к этой ужасающей цепи. Думаю, что и профессор тоже намеревался хранить в тайне то, что узнал, и наверняка уничтожил бы свои записи, если бы внезапная смерть не помешала ему.

    Первое мое прикосновение к тому, о чем пойдет речь, случилось зимой 1926–27 года, когда внезапно умер мой двоюродный дед, Джордж Геммел Эйнджелл, заслуженный профессор в отставке, специалист по семитским языкам Брауновского университета в Провиденсе, Род-Айленд.

    Профессор Эйнджелл получил широкую известность как специалист по древним письменам, и к нему часто обращались руководители крупнейших музеев; поэтому его кончина в возрасте девяноста двух лет не прошла незамеченной. Интерес к этому событию значительно усиливали и загадочные обстоятельства, его сопровождавшие.

    Смерть настигла профессора во время его возвращения с места причала парохода из Ньюпорта; свидетели утверждали, что он упал, столкнувшись с каким-то негром, по виду – моряком, неожиданно появившимся из одного из подозрительных темных дворов, выходивших на крутой склон холма, по которому пролегал кратчайший путь от побережья до дома покойного на Вильямс-стрит. Врачи не могли обнаружить каких-либо следов насилия на теле, и, после долгих путаных дебатов, пришли к заключению, что смерть наступила вследствие чрезмерной нагрузки на сердце столь пожилого человека, вызванной подъемом по очень крутому склону. Тогда я не видел причин сомневаться в таком выводе, однако впоследствии кое-какие сомнения у меня появились – и даже более: в конце концов я счел его маловероятным.

    Будучи наследником и душеприказчиком своего двоюродного деда, который умер бездетным вдовцом, я должен был тщательно изучить его архивы; с этой целью я перевез все папки и коробки к себе в Бостон.

    Основная часть отобранных мною материалов была впоследствии опубликована Американским Археологическим Обществом, но оставался еще один ящик, содержимое которого я нашел наиболее загадочным и который не хотел показывать никому.

    Он был заперт, причем я не мог обнаружить ключ до тех пор, пока не догадался осмотреть личную связку ключей профессора, которую тот носил с собой в кармане. Тут мне, наконец, удалось открыть ящик, однако, сделав это, я столкнулся с новым препятствием, куда более сложным.

    Ибо откуда мне было знать, что означали обнаруженный мной глиняный барельеф, а также разрозненные записи и газетные вырезки, находившиеся в ящике? Неужели мой дед в старости оказался подвержен самым грубым суевериям? Я решил найти чудаковатого скульптора, несомненно ответственного за столь очевидное расстройство прежде трезвого рассудка старого ученого.

    Барельеф представлял собой неправильный четырехугольник толщиной менее дюйма и площадью примерно пять на шесть дюймов; он был явно современного происхождения.

    Тем не менее изображенное на нем ничуть ни отвечало современности ни по духу, ни по замыслу, поскольку, при всей причудливости и разнообразии кубизма и футуризма, они редко воспроизводят ту загадочную регулярность, которая таится в доисторических письменах.

    А в этом произведении такого рода письмена безусловно присутствовали, но я, несмотря на знакомство с бумагами и коллекцией древних рукописей деда, не мог их идентифицировать с каким-либо конкретным источником или хотя бы получить малейший намек на их отдаленную принадлежность.

    Над этими иероглифами располагалась фигура, которая явно была плодом фантазии художника, хотя импрессионистская манера исполнения мешала точно определить ее природу. Это было некое чудовище, или символ, представляющий чудовище, или просто нечто рожденное больным воображением.

    Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной.

    Фигура располагалась на фоне, который должен был, по замыслу автора, изображать некие циклопические архитектурные сооружения.

    Записи, которые содержались в одном ящике с этим барельефом вместе с газетными вырезками, были выполнены рукой профессора Эйнджелла, причем, видимо, в последние годы жизни.

    То, что являлось, предположительно, основным документом, было озаглавлено «КУЛЬТ КТУЛХУ», причем буквы были очень тщательно выписаны, вероятно, ради избежания неправильного прочтения столь необычного слова. Сама рукопись была разбита на два раздела, первый из которых имел заглавие – «1925 – Сны и творчество по мотивам снов Х. А.

    Уилкокса, Томас-стрит, 7, Провиденс, Лонг-Айленд», а второй – «Рассказ инспектора Джона Р. Легресса, Вьенвилльстрит, 121, Новый Орлеан, А. А. О. – собр, 1908 – заметки о том же + свид. Проф. Уэбба».

    Остальные бумаги представляли из себя краткие записи, в том числе содержание сновидений различных лиц, сновидений весьма необычных, выдержки из теософских книг и журналов (в особенности – из книги У.

    Скотта-Эллиота «Атлантис и потерянная Лемурия»), все остальное же – заметки о наиболее долго действовавших тайных культовых обществах и сектах со ссылками на такие мифологические и антропологические источники как «Золотая ветвь» Фрезера и книга мисс Мюррей «Культ ведьм в Западной Европе». Газетные вырезки в основном касались случаев особенно причудливых психических расстройств, а также вспышек группового помешательства или мании весной 1925 года.

    Первый раздел основной рукописи содержал весьма любопытную историю. Она началась 1 марта 1925 года, когда худой темноволосый молодой человек, нервически-возбужденный, явился к профессору Эйджеллу, принеся с собой глиняный барельеф, еще совсем свежий и потому влажный.

    На его визитной карточке значилось имя Генри Энтони Уилкокс и мой дед узнал в нем младшего сына из довольно известной семьи, который в последнее время изучал скульптуру в Художественной Школе Род-Айленда и проживал в одиночестве в Флер-де-Лиз-Билдинг, неподалеку от места своей учебы.

    Уилкокс был не по годам развитой юноша, известный своим талантом и своими чудачествами. С раннего детства он испытывал живой интерес к странным историям и непонятным сновидениям, о которых имел привычку рассказывать.

    Он называл себя «психически гиперсензитивным», а добропорядочные степенные жители старого коммерческого района считали его просто «чудаком» и не воспринимали всерьез.

    Почти никогда не общаясь с людьми своего круга, он постепенно стал исчезать из поля зрения общества и теперь был известен лишь небольшой группе эстетов из других городов. Даже Клуб Искусств Провиденса, стремившийся сохранить свой консерватизм, находил его почти безнадежным.

    1

    Источник: https://www.booklot.ru/authors/lavkraft-govard-fillips/book/zov-ktulhu/content/675831-govard-lavkraft-zov-ktulhu/

    Зов Ктулху

    Лавкрафт — как много в этом слове для сердца русского слилось. К нему какое-то очень странное отношение.

    Я понимала бы, если бы его не любили, но признавали, потому что его тяжеловесную по нынешним временам прозу не всем легко читать, особенно каким-нибудь неискушённым ранее читателям, привлечённым постоянным упоминанием господа нашего Ктулху всуе.

    Читайте также:  Краткое содержание великолепная шестерка васильева точный пересказ сюжета за 5 минут

    Но почему-то его совершенно не признают, утверждая, что вообще он не писатель, а уныния кусок, равняя собственное «не понравилось» с «ты не писатель, ты говно», отчего Лавкрафт как богомерзкая тростинка закачался и немедленно много лет назад скончался.

    При этом частый аргумент, что это плохо, потому что не страшно. Вот серьёзно? То есть, Лавкрафт когда-то к кому-то приходил и обещал сделать страшно — и это единственный критерий, по которому его следует оценивать?

    Мне кажется, что со «страшно-нестрашно» большинство интернет-храбрецов лукавят. Не в том смысле, что на самом деле они в штаны надули, просто не признаются, а в том, что они не соотносят реальность и писательство. Современное телевидение и видеоигры нас избаловали, поэтому читательская фантазия стала работать по-другому.

    А Лавкрафт страшен именно настолько, насколько у нас живое воображение. Попробую пояснить. Одна моя знакомая утверждала, что Лавкрафт совсем нестрашный, хотя я прекрасно помнила, как год назад мы с ней попали на рыбалку, и она пять минут орала, потрогав живого червяка, а потом неделю вспоминала попытки использовать его в качестве наживки как героическое побоище.

    То есть, страх склизких извивающихся тварей в ней сидит глубоко, просто она недостаточно живо вообразила всю эту дрянцу, пока читала Лавкрафта. Он действительно пишет об этом непривычно многословно. Ну гигантская рыба с щупальцами и человеческими чертами и фиг с ней, кого сейчас селедкой-переростком напугаешь. А вы представьте это в деталях.

    Тяжелый запах, как в рыбном отделе, склизкие неприятные ощущения на кончиках пальцев, попробуйте потрогать такую гигантскую зубастую гадину. Представьте, что она вся, как глазное яблоко, такое пружинистое, того и гляди лопнет и начнёт сочиться слизью. И щупальца ещё эти прилипчивые, так и шарят.

    Думаю, что когда появится ощущательный кинотеатр, то Лавкрафт снова будет в цене, потому что его надо не только читать, но и представлять всеми органами чувств от обоняния до осязания.

    Всё же самое страшное в нём не рыбки и щуплы, а непознаваемость, которую сейчас тоже вычленить и напугаться, хотя она, конечно, ужасна.

    Может быть, кто-нибудь смотрел фильм It follows, где за главными героями гоняется не пойми что и не пойми почему, и именно поэтому эта малобюджетная картина иногда пугает до усрачки. Конец, конечно, смазан, но фильм неплох.

    Непонятки и невозможность постичь причины ужаса чем-то близки к Лавкрафту — не по духу, конечно, а по общей концепции. С конкретными монстрами обычно понятно, что к чему.

    Ты оказался не в то время и не в том месте или конкретно накосячил, поэтому вот тебе преследователь, проклятье или что-то ещё мистическое и злобное. А тут гадости происходят нипочему. Если ты будешь аккуратен, то маньяк или мерзкий призрак тебе не страшны, но как защититься от чего-то, что не может быть понято человеческим мозгом?

    Ещё отдельно хотела сказать про издание книжки, потому что изначально брала его, чтобы заценить серию. В ней есть что-то неплохое, хотя с покетбуками я обычно не дружу. И это не фирменная фишка про экологическую бумагу (уверена, что это аргумент в пользу серии для очень редких единиц, если не кривить душой).

    Книги подобраны хорошие, которые во взрослом возрасте наверняка уже всеми прочитаны, потому что известные и торчат во всех списках мастридов, так что серия явно для молодёжи. Оформление специфическое, мне скорее нравится, чем нет. Яркие полоски и минималистичные рисунки поверх.

    Иногда очень красивые и удачные (Миллиган и как раз Лавкрафт мне понравились), реже так себе. Сам покетбук раскрывается с трудом, как и все покеты, но зато оооочень прочный. После моего прочтения выглядит совершенно как новый. Бумага не белоснежная, но и не серая, такой шершавый плотный вариант, ближе к белой.

    В общем, если цена будет выходить 150 рублей и меньше, то хороший вариант для студентоты или взять с собой в поездку, где вес книги имеет значение.

    Источник: https://www.livelib.ru/work/1000944167/reviews-zov-ktulhu-govard-fillips-lavkraft

    «Зов Ктулху» краткое содержание

    «Зов Ктулху» Говард Лавкрафт краткое содержание рассказа 1926 года. Ктулху — божество, которому поклоняются адепты жестокого культа.

    І Ужас, воплощенный в глине

    Зимой с 1926 на 1927 год скоропостижно на 92 году жизни скончался мой двоюродный дед, который был профессором университета и считался знатоком семитских языков и древних надписей.

    Его смерть носила загадочный характер после случайной встречи с чернокожим моряком. Теперь я должен был разобрать его вещи.

    Среди груды различных бумаг, я нашел спрятанный ящик, история содержимого которого будет рассказана в этой книге.

    В ящике находились вырезки из газет и глиняная дощечка с барельефом, на котором было изображено существо похожее на осьминога, дракона и человека в одном лице. Все документы носили название «Культ Ктулху» и были разделены на две части: 1925год — Сновидческий опыт Г.Э. Уикокса и 1908 год — факты инспектора полиции Д.Р. Леграсса.

    В 1925 году к профессору пришел молодой скульптор Уилкокс со своим новым творением глиняной дощечкой, на которой он изобразил свое сновидение. Сначала профессор хотел его отправить, но когда скульптор произнес «Ктулху фхтагн» это сразу навеяло старые воспоминания.

    В те дни произошло крупное землетрясение и дед начал ежедневно встречаться со скульптором и узнавать новые детали ночных кошмаров Уилкокса. Вскоре скульптору стало плохо и пробыл некоторое время в бреду, после чего неожиданно все прекратилось и он вернулся к обыденной жизни.

    Профессор начал переписку с различными творческими личностями и большинство ему дало ответ, что они тоже чувствовали что-то странное в период землетрясения. Какой-то архитектор сошел с ума и вскоре умер, еще один человек ночью выбросился от страха с окна.

    В этот период по всему миру прошла волна буйствия.

    ІІ Рассказ полицейского инспектора Леграсса

    В 1908 году на собрание археологов прибыла полиция во главе с инспектором Леграссом. Инспектор искал помощи. С собой он привез старинную статуэтку, которая служила идолом для тайной секты, которая в жертвоприношение убивала невинных людей.

    Жестокость обряда и поведение сектантов, большинство из которых были чернокожими матросами, привело полицию к мысли, что это новая секта и, теперь Леграсс хотел узнать откуда она появилась. Сама статуэтка была очень похожа на барельеф, который в будущем принесет Уилкокс.

    Ученые не знали о существование данного культа, не могли определить возраст статуэтки и происхождение материала, из которого она была изготовлена, а также перевести текст, который был на ней.

    Однако один из ученых мужей рассказал о своей встрече в Гренландии с исчезающим племенем эскимосов, которое проповедовало дьяволопоклонничество и удивило его своей кровожадностью. У них также был идол, который был похож на статуэтку. Последующее расследование подтвердило родство сектантов и дала разгадку-перевод заклинания: «В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху ждет и видит сны».

    Задержанные сектанты с болот рассказали, что они поклоняются Властителям Древности, которые жили задолго до людей, но потом ушли под землю, и теперь они ждут их возвращения. Задержанный Кастро рассказал, как он встречался в Китае с древними жрецами культа.

    Властители Древности прибыли на нашу планету с других миров и могут освободиться только когда планеты станут в определенный порядок. А тем временем они влияют на сознание чувствительных людей через сны и дают дальнейшие приказы.

    В последнее время Властители общаются меньше, так как их город скрылся под воду.

    После этих двух связанных событий профессор посвятил свою жизнь этой тайне и вскоре умер. Я решил самостоятельно проверить подлинность данных и встретился с Леграссом и Уилкоксом. Мои встречи все подтвердили и я решил продолжить дело профессора.

    ІІІ Безумие, вышедшее из моря

    Я продолжил изучение культа Ктулху и однажды случайно увидел австралийскую газету от 18 апреля 1925 года. В ней была статья с рисунком идола, который был похож на сектантский. В статье была информация о схватке двух кораблей «Эммы» и «Алерт».

    Команда «Эммы» приняла бой и убила всех нападавших, но потеряла судно и троих людей. Далее в количестве 8 человек продолжили плавание на «Алерт» и высадились на неизвестном острове, где погибло еще 6 членов команды.

    После очередного шторма, судно «Виджилант» обнаружило дрейфующий «Алерт», на борту которого остался один выживший Густаф Йохансен.

    Я оправился в Австралию и продолжил там свое расследование, но общение с матросами и местными не принесли полезной информации. Зато я изучил статуэтку, которая хранилась в музее, она была копией статуэтки сектантов.

    Далее я отправился в Осло, чтобы встретиться с Густафом Йохансен, но он был уже мертв, причина смерти была такой же как и у профессора — внезапная остановка сердца. Супруга отдала мне его рукописи, в которых он описал, что на самом деле произошло во время плавания.

    «Эмма» попала в шторм, который был вызван сильным землетрясением. На следующий день их атаковало судно «Алерт», на борту которого находились обезумевшие матросы, которые хотели только убивать и не желали пропускать их дальше.

    После победы над командой «Алерта», команда «Эммы» продолжила свое плавание на «Алерт», так как их судно потонуло. Они наткнулись на рукотворный мрачный остров, который возник из воды. Это был город Р’льехе, команда корабля поднялась на основной пик острова и открыли дверь, которая вела вглубь земли.

    Из-за двери возникло чудовище Ктулху, которое убило шестерых из команды. Густаф и еще один матрос успели вернуться на корабль, но существо продолжило за ними погоню. Тогда Густаф развернул судно и протаранил Ктулху, которое превратилось в жижу, но вскоре жижа начала опять собираться в чудовище.

    Этого времени хватило, чтобы успеть спастись бегством морякам. Вскоре было новое землетрясение со штормом и остров с чудовищем пропали под водой.

    Теперь я уверен в том, что наши глубины скрывают не одну страшную тайну и остается только надеяться, что они никогда не придут в наш мир.

    Источник: http://kratkoe.com/zov-ktulhu-kratkoe-soderzhanie/

    Ссылка на основную публикацию