Краткое содержание лесков соборяне точный пересказ сюжета за 5 минут

Соборяне

Краткое содержание Лесков Соборяне точный пересказ сюжета за 5 минут

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Краткие содержания / Лесков Н.С. / Соборяне / Вариант 1

  Скачать краткое содержание

    Во второй половине 1860-начале 1870-х гг. Лесков работает над романом из жизни духовенства провинциального города Старгорода. Окончательный вариант, названный «Соборяне», был напечатан в 1872 г. «Соборяне» – произведение необычное по жанру. Это роман-хроника, в котором отсутствует единая сюжетная линия.

Основная часть текст «Соборян» – повествование от лица автора о старгородских событиях и о судьбах и смерти трех героев – протопопа Савелия Туберозова, священника Захарии Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына.

Также в текст хроники включен пространный дневник протопопа Савелия Туберозова, рассказывающий о предшествующих годах его жизни, раскрывающий внутренний мир героя.
    В центре хроники Лескова – судьба смелого проповедника, ревнителя благочестия и патриота священника Савелия Туберозова.

Жизненный рубеж в судьбе Туберозова – приезд в Старгород проходимца, бывшего нигилиста Термосесова, который обвиняет протопопа в проповеди антигосударственных, опасных идей. Независимость протопопа давно вызывала недовольство духовной и светской власти. Донос подлеца Термосесова оказался очень кстати для его недоброжелателей.

Туберозову запрещают священнослужение и переводят в другой город на низшую церковную должность. Для Туберозова наступает новое время, исполненное страданий. Он осознает свою слабость перед лицом гонителей, но не признает себя виновным. В «Соборянах» сплетены воедино трагические, драматические и комические эпизоды.

Комический и одновременно героический персонаж –дьякон Ахилла Десницын, воплощающий черты русского национального характера: богатырскую удаль, неуемную страстность и простодушие. По своему поведению он больше похож на удалого казака, нежели на чинного и смиренного дьякона. Ахилла – искренний союзник Туберозова в противостоянии злу и неправде.

Но он совершенно лишен осмотрительности, обидчив и несдержан. Из-за поступков Ахиллы на долю протопопа выпадают многие хлопоты и бедствия. Комично-карикатурны в романе образы старгородских нигилистов – учителя Варнавы Препотенского и жены местного чиновника Дарьи Бизюкиной.

Хроника «Соборяне» построена на противопоставлении старого, яркого времени, рождающего такие крупные и сильные характер, как священник Савелий Туберозов, измельчавшим людям нового поколения, лишенным нравственных принципов, безразличных к судьбам России.

Кончина протопопа Савелия и вскоре за ней – смерть дьякона Ахиллы и второго старгородского священника Захарии Бенефактова отмечают символический рубеж – умирание старой Руси. «Соборяне» принесли автору литературную славу и огромный успех. По свидетельству И.А. Гончарова, хроникой Лескова «зачитывался весь beau-monde» Петербурга.

Газета «Гражданин», которую редактировал Ф.М. Достоевский, отнесла хронику к числу «капитальных произведений» современной русской литературы, поставив произведение Лескова в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого и «Бесами» Ф.М. Достоевского. Анонимный рецензент из «Гражданина» отметил в Туберозове «великую, непомерную душевную силу, которою испокон веку велась и будет вестись история наша». После выхода романа Лесков постепенно вновь завоевывает сочувственное внимание многих читателей. В общем отношении к нему произошел перелом. Стало, наконец, «устраиваться» положение Лескова в литературе.

Добавил: OlessyaX

Смотрите также по произведению “Соборяне”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00297681223574045690/

«Соборяне», краткое содержание по частям романа Лескова

Главные герои – трое «жителей старгородской соборной поповки». Первый – протоиерей Савелий Туберозов. Ему за шестьдесят, он высок и полон, но при этом сохранил бодрость и подвижность. Детей у него не было, что расстраивало их с женой Натальей Николаевной.

Второй – священник Захария Бенефактов, маленький и худой, кроткий и смиренный. Третий – дьяк Ахилла Десницын, бездетный вдовец, богатырь возрастом далеко за сорок, отличавшийся силой и бестолковостью. Человеком он был веселым, смешливым и «безмерно увлекающимся».

Однажды местный предводитель дворянства Плодомасов привез из Петербурга три трости и подарил духовенству. У Туберозова и Бенефактова они были одинаковыми – с набалдашниками из червонного золота. У трости, которая досталась Десницыну, набалдашник был из серебра с чернью.

Протоиерей съездил в губернский город. Там на двух тростях выгравировали надписи. На туберозовской – «Жезл Ааронов расцвел», на бенефактовской – «Даде в руку его посох». У Десницына Туберозов, вернувшись, трость отобрал, так как она «его сану не принадлежит».

Как-то ночью Савелию не спалось. Он сел читать собственный дневник, который вел с 4 февраля 1831 года, – с того дня, как его сделали иереем. В частности, там описывалось знакомство Туберозова со старой барыней Марфой Андреевной Плодомасовой и борьба с раскольниками в Старгороде.

Дочитав дневник до конца, протоиерей сделал новую запись. Он рассказал о том, как лекарь с городничим отдали учителю Варнавке Препотенскому труп неизвестного утопленника.

Варнавка сварил тело, а кости отвез в губернский город. Там из них собрали скелет, который Препотенский выставил в окне. Мать учителя эти кости закопала под яблоней. Варнавка их откопал.

Так они несколько раз похищали друг у друга скелет, пока в дело не решил вмешаться Ахилла.

Утром группа старгородцев – градоначальник и его слуги, лекарь и Ахилла – отправились купаться. Дьяк сообщил им, что выкрал у Варнавки скелет. Сделал он это по просьбе лекаря и градоначальника, которые поняли, что совершили глупость, отдав утопленника учителю. Вот только скелет у Ахиллы украли, оставив одну «щиколоточную косточку». Чуть позже выяснилось, что вором был Варнавка.

Днем к учителю Препотенскому пришел Валериан Николаевич Дьяков. Варнавка начал жаловаться гостю на жизнь. По словам Препотенского, «учиться здесь невозможно». Его родная мать не понимает, что скелет утопленника необходим ему для изучения человека.

Также Варнавка рассказал, как «срезал» Туберозова. Протоиерей рассуждал о праздничных днях, которые якобы «заключают в себе что-то особенное этакое».

Учитель ему указал на «математически доказанную неверность исчисления праздничных дней» и привел в пример рождество, ведь его в России и за рубежом отмечают в разные дни.

В доме у Варнавки гостила молодая помещица, вдова Серболова. Вечером к ней зашел Туберозов. Когда и он, и Серболова уже собрались уезжать, появился Варнавка с костями, положенными в неглубокое корыто. Проходя мимо протоиерея, учитель показал ему язык, после чего вышел на улицу. Гости и мать Варнавки отправились за ним. На ближайшем перекрестке учителя встретил Ахилла.

Испугавшийся Варнавка пустился наутек и успел добраться до дома своей подруги Дарьи Николаевны Бизюкиной. Ей он и отдал кости. Ахилла сказал Бизюкиной, что зря она заступилась за учителя. Из дома послышался хохот. Затем муж Бизюкиной показал дьяку в окно череп и стал щелкать его челюстями.

Оскорбленный Ахилла пригрозил всех перебить и попытался кинуть в обидчиков камень, но был остановлен Туберозовым.

Часть вторая

На следующий день Туберозов отслужил обедню и сел дома пить чай. Вскоре пришел Ахилла, державший за ухо мещанина Данилку. Его дьяк обвинил в ереси. Оказалось, Данилка, наученный Варнавкой, говорил на улице, что дождь пошел по естественным причинам, а не благодаря «молебствию». Туберозов приказал Данилку отпустить, а Ахиллу отругал.

Чуть позже в город приехали из Петербурга князь Борноволоков, ревизор, и его секретарь Измаил Термосесов. Они решили остановиться в доме акцизного чиновника Бизюкина, так как были его старыми знакомыми. Когда столичные гости прибыли, сам Бизюкин был в отъезде, поэтому их встретила его супруга Дарья Николаевна.

Она практически сразу влюбилась в Термосесова, который показался ей настоящим мужчиной – решительным и неуступчивым. Помывшись после дороги, Измаил пришел к Бизюкиной. Сперва он начал говорить с ней об избалованности местного слуги Ермошки. Затем быстро перешел от слов к действиям и поцеловал Дарью Николаевну. Потом Термосесов спросил, кто ее злейшие враги.

Бизюкина назвала дьяка Ахиллу и протоиерея Туберозова.

После общения с Дарьей Николаевной Термосесов поговорил с князем Борноволоковым. Измаил настоятельно рекомендовал ревизору взяться первым делом за Туберозова с целью доказать сначала его личную вредность, а после «вредность вообще подобных независимых людей в духовенстве». Борноволоков согласился, уполномочив Термосесова действовать.

В гости к Бизюкиной зашел Варнавка. Учитель познакомился с Термосесовым и рассказал ему о своих горестях. В частности, упомянул о том, как нынешним утром Ахилла схватил мещанина Данилку и привел к Туберозову. Измаила история заинтересовала. Он попросил прислать к нему завтра с утра Данилку. Варнавка пообещал все устроить. Также Термосесов пожелал лично познакомиться с Туберозовым.

Учитель сказал, что нет ничего проще – нужно посетить вечером раут, который устраивает исправник Порохонцев. Там обязательно будет протоиерей. Затем Варнавка отправился за приглашениями. Вернувшись с ними, Препотенский сообщил, что привел Данилку. Термосесов заставил его подать жалобу на имя Борноволокова.

В ней описывалась утренняя история с Ахиллой и упоминался Туберозов, как «поощритель самоуправства».

Часть третья

Бизюкина в сопровождении Термосесова и Варнавки прибыла на раут к исправнице. Мужчин проводили в кабинет, где уже находились предводитель Туганов, Туберозов, дьяк Ахилла, отец Захария и другие.

Варнавка спорил с Тугановым о религии и пьянстве, свободе и равенстве, отмене крепостного права. Предводитель все споры с явным преимуществом выиграл. После отъезда Туганова всеобщим вниманием завладел Термосесов.

Ему даже удалось подружиться с дьяком и отцом Захарией. Только Туберозов не желал с ним сближаться.

После раута Термосесов позвал Препотенского и Ахиллу в гости к Бизюкиной. Дарья Николаевна подала пиво и мед в садовую беседку. Термосесов приказал Варнавке написать донос с пересказом разговора, который они слышали «от попов и дворян» в доме исправника. Учитель отказался. Измаил его выгнал из беседки, перед этим ударив.

Ахилла собрался уходить, но Термосесов ему не позволил. Измаил пытался уговорить дьяка написать донос, но тот не согласился. Термосесов ударил и Ахиллу. Дьяк вышел из беседки, поднял на ноги Варнавку, не успевшего оправиться от удара Измаила, и проводил его до дома.

Перед уходом они столкнулись с вернувшимся из уезда акцизником Бизюкиным.

Туберозов, пришедший под утро домой от исправника, начал жаловаться жене на то, что в России повсеместно распространяется убеждение, будто «развитому человеку “стыдно веровать”». Разбуженная супругом Наталья Николаевна в полусне его речи поняла не до конца. Протоиерей оставил ее досыпать, уйдя курить на крыльцо.

Рассыльный солдат Бизюкина принес Туберозову письмо. В нем протоиерей приглашался к Борноволокову «для дачи объяснений относительно важных предметов, а также соблазнительных и непристойных поступков дьякона Ахиллы Десницына». Туберозов послал ревизору отказ, после чего отправился в «уезд по благочинию».

Перед этим он успел пообщаться с Ахиллой и попросил его быть «посолиднее».

Измаил с утра написал донос на Туберозова и Туганова от имени Борноволокова. Затем пошел к почтмейстерше, с которой сдружился еще на рауте у исправника. Сначала Термосесов дал понять женщине, что ему небезразличны две ее дочери, а на одной из них он даже почти готов жениться.

Затем рассказал, будто Борноволоков за глаза про него плохое говорит. Немногим ранее Термосесов убедился, что почтмейстерша вскрывает чужие письма. Он дал ей бумажку с образцом почерка Борноволокова и попросил проследить за тем, что князь отправляет. Почтмейстерша согласилась.

Читайте также:  Краткое содержание оленьи рога казакова точный пересказ сюжета за 5 минут

В тот же день она вручила Измаилу письмо, посланное Борноволоковым кузине. В нем князь жаловался на Термосесова, называл его вором и подлецом. При этом Борноволоков писал, что опасается Измаила, так как он знает о «старых глупостях» князя (имеются в виду давние связи с революционерами). Термосесов снял с письма копию и оставил себе оригинал.

Измаил шантажом заставил князя подписать донос на Туберозова и Туганова. Кроме того, Термосесов устроил свое будущее – взял у Борноволокова 200 рублей наличностью и вексель на 800 рублей, а также позаботился о том, чтобы в дальнейшем получить хорошую должность.

Туберозов, не успев объехать все «благочиния», решил вернуться домой. До него дошли слухи, что готовится суд над Ахиллой из-за случая с Данилкой. Тревожные известия застали протоиерея в далеком приходе, от которого до города было около двух суток езды.

По дороге Савелий попал в страшную грозу, едва не умерев. Вернувшись домой, Туберозов послал записку исправнику Порохонцеву. В ней Савелий сообщал, что собирается завтра «совершить соборне литургию по случаю торжественного дня». Он просил оповестить всех чиновников, чтобы те явились в храм.

Если кто-то не придет, Туберозов доложит начальству.

На другой день протоиерей прочел в церкви проповедь. Он сказал, что чиновники пришли не по собственному желанию, а из-за боязни его угроз. Получается, молитва их – «торговля во храме». После этого даже друзья и приятели Туберозова обвинили его «в неосторожном возбуждении страстей черни».

К Борноволокову прибежал испуганный комиссар Данилка. По его словам, народ ему чуть ли не смертью грозится за то, что он донес на Туберозова. Князь поехал разбираться, а Термосесов навсегда покинул Борноволокова.

Через несколько дней проповедь протоиерея в городе начала забываться. Зато к нему пожаловали квартальный и консисторский чиновник. Они забрали его в губернский город. Народ, собравшийся провожать Туберозова, плакал.

Часть четвертая

Чтобы спасти Туберозова, старгородский судья написал письмо своему другу – губернскому прокурору. Доставить послание доверили Ахилле. Протоиерей, которого за дерзкую проповедь перевели на низшую должность и оставили в губернском городе, от заступничества отказался, но попросил, чтобы к нему приехала жена.

Во время визита к Туберозову Ахилла встретил Термосесова. Перед отъездом Измаила почтмейстерша дала ему альбом, чтобы тот написал какие-нибудь стихи. Термосесов лично его вернуть не успел, поэтому попросил об этом дьяка. Ахилла согласился.

Оказалось, в альбоме Измаил написал оскорбительный стишок. Об этом узнал весь Старгород. Чтобы восстановить репутацию, почтмейстерша пригласила на именины крестницы своего мужа госпожу Мордоконаки – влиятельную петербургскую даму, отдыхавшую неподалеку от Старгорода.

План был прост – попросить важную гостью заступиться за Туберозова.

Почтмейстерше не удалось совершить задуманное. В течение вечера она не могла поговорить с Мордоконаки о протоиерее, а закончился прием крайне неудачно, частично по вине Варнавки. Муж почтмейстерши, опасаясь гнева супруги, отправился спать в контору.

Там с ним остался Варнавка, не желавший идти домой, так как боялся Ахиллы. Почтмейстерша перед сном решила поговорить с мужем. Дверь в контору была заперта. Оттуда слышалось дыхание двух человек. Ослепленная ревностью почтмейстерша взяла нож, вскрыла дверь и, не узнав в темноте Варнавку, надавала ему пощечин.

Когда правда открылась, учителя прогнали. После этого он покинул Старгород.

Туберозов, будучи в ссылке и не желая повиниться, чтобы получить свободу, снимал каморку у жандарма. Приехавшая к мужу Наталья Николаевна взяла заботы о хозяйстве на себя. Она много работала, из-за чего заболела и умерла.

Часть пятая

К Туберозову приехал карлик Николай Афанасьевич – он когда-то служил у Марфы Андреевны Плодомасовой и очень нравился протоиерею. Карлик привез «мирскую просьбу», подписанную людьми из прихода отца Савелия. Благодаря ей и хлопотам Николая Афанасьевича, Туберозова простили.

Правда, протоиерею нужно было подать записку, что впредь он подобного не совершит, и извиниться за проповедь. Савелий отказался приносить извинения. Карлик решился на хитрость. Он попросил начальство Туберозова приказать ему «повиниться». Приказа ослушаться протоиерей не смог и отправил кому следовало бумагу с подписью «Требованное всепокорнейшее прошение».

Савелия отпустили домой, но за эту «требованность» оставили «на полгода под запрещением».

Вскоре после возвращения Туберозова Ахиллу забрал с собой на заседания в синоде архиерей. Дьяк отправлял протоиерею письма. В одном из них он рассказал, что встретил в Петербурге Варнавку, который женился на местной барыне и сделался несчастным, так как супруга его била.

Сообщил дьяк и о судьбе Термосесова. Измаил попал в острог за выпуск «фальшивых бумажек». Из Петербурга Ахилла вернулся, нахватавшись новомодных слов и идей. Например, дьякон узнал о доказательствах того, что бога не существует. Туберозову удалось наставить засомневавшегося Ахиллу на путь истинный.

Более того – «немудрый Ахилла стал мудр».

Через некоторое время Савелий, «хилый и разбитый событиями», скончался. Карлик Николай Афанасьевич успел добиться того, чтобы с протоиерея сняли «запрещение» раньше срока, поэтому похоронили Туберозова «во всем облачении».

В город прибыл новый протопоп Иродиан Грацианский. Он предложил поставить на могиле Туберозова маленький памятник и собрал по подписке 32 рубля. Ахилла скидываться отказался. Ему хотелось установить большой монумент. Дьякон решил потратить 200 рублей, полученные от продажи всего своего имущества. Он отправился к предводителю Туганову.

По дороге Ахилла случайно съел деньги, лежавшие у него двумя бумажками в одном кармане с лепешками. Туганов согласился заплатить за возведение памятника. В итоге у Ахиллы получился монумент в виде «широчайшей расплюснутой пирамиды, с крестом наверху и с большими вызолоченными деревянными херувимами по углам».

Спустя некоторое время после этих событий умер карлик Николай Афанасьевич.

Приближалась весна. Неизвестный, уже ограбивший нескольких горожан и принимаемый всеми за черта, осквернил монумент на могиле Туберозова. Ахилле удалось поймать злодея на кладбище.

Им оказался переодетый в черта мещанин Данилка, который пошел на преступления из-за голода. Когда дьяк ловил черта, то вместе с ним угодил в холодную канаву. Это стало причиной болезни Ахиллы, которая свела его в могилу.

Отец Захария ненамного пережил дьяка и Туберозова, скончавшись во время богослужения по случаю Светлого Воскресения.

  • «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
  • Лесков Николай Семенович, краткая биография
  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Зверь», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1234-soboryane-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание «Очарованный странник»

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Очарованного странника» по главам. Он позволит ознакомиться с основными сюжетными линиями произведения и будет удобен для школьников и студентов.

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева, у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки, которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя».

Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть».

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии».

Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован».

Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.

Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради», засек на смерть монаха.

В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан», а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».

Через время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост.

Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить».

Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый». Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал.

Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь.

Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он безпаспортный, и герой угодит в степь.

Читайте также:  Краткое содержание тургенев в дороге точный пересказ сюжета за 5 минут

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль – стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку», «запорол» Савакирея до смерти.

Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу.

После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи», от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров». «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают». «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет».

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы, подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись.

Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину.

Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк».

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами.

Когда его «слава по ярмаркам прогремела», пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером.

Периодически у героя случаются «выходы» – мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина.

В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести». Иван попросил его избавить от зависимости.

Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках», а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку, и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал», лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома, с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван как мог ее развлекал и утешал. Всем кроме Груши было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна», у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Головин занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь», но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок», следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть – так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя – будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Головин, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Головин, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок – его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына.

Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет.

Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали, за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел.

Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества.

На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию», чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом».

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования».

На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Очарованного странника», но и оценить повесть Лескова в полном варианте.

После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/leskov/ocharovannyy-strannik

краткий пересказ Лесков “Левша

Андрей Пучков Высший разум (206394) 4 года назад

Когда император Александр I приехал в Англию, там ему показали маленькую стальную блоху, которая умела танцевать. Император купил блоху и привез во дворец. После смерти Александра I на престол взошел Николай I.

Николай нашел эту блоху среди старых вещей Александра. Николай I был уверен в превосходстве русских и приказал Платову, донскому казаку, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, найти мастера, который бы придумал нечто, что могло превзойти по замыслу эту блоху.

В Туле Платов нашел мастерового по прозвищу “Левша”. Левша придумал подковать крошечными подковами эту блоху. За это Левша получил орден в Петербурге от Николая I лично и был отправлен в Англию, чтобы продемонстрировать это изобретение.

Левше предлагали остаться в Европе, но он решил вернуться в Россию. По пути домой он держал пари с полшкипером, что перепьет его. Левша умер от отравления алкоголем в простонародной боьнице.

Последними словами Левши были: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся» . К сожалению, слова Левши так и не смогли передать Николаю I.

Антон Шпет Ученик (109) 2 года назад

хороший ответ, спасибо

Евгения Литвиненко Ученик (106) 2 года назадСобытия повести начинаются приблизительно в 1815 году [3]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, [4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга.

По приезду в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

Читайте также:  Краткое содержание куприн молох точный пересказ сюжета за 5 минут

Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышев, заявивший доктору: «Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Ахмед Османова Ученик (134) 2 года назад

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ

Инна Осколкова Ученик (112) 2 года назад

спасибо, просто выруручили!!!

жека мещеряков Ученик (130) 1 год назад

Когда император Александр I приехал в Англию, там ему показали маленькую стальную блоху, которая умела танцевать. Император купил блоху и привез во дворец. После смерти Александра I на престол взошел Николай I. Николай нашел эту блоху среди старых вещей Александра.

Николай I был уверен в превосходстве русских и приказал Платову, донскому казаку, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, найти мастера, который бы придумал нечто, что могло превзойти по замыслу эту блоху.

В Туле Платов нашел мастерового по прозвищу “Левша”. Левша придумал подковать крошечными подковами эту блоху. За это Левша получил орден в Петербурге от Николая I лично и был отправлен в Англию, чтобы продемонстрировать это изобретение.

Левше предлагали остаться в Европе, но он решил вернуться в Россию. По пути домой он держал пари с полшкипером, что перепьет его. Левша умер от отравления алкоголем в простонародной боьнице.

Последними словами Левши были: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся» . К сожалению, слова Левши так и не смогли передать Николаю I.

Светлана Газизова Знаток (349) 1 год назадПо окончании венского совета государь Александр Павлович вместе с казаком Платовым отправляется в путешествие по Европе.В последней кунсткамере император приобретает блоху, которая умеет танцевать. Вскоре Александр покидает чужие края и приезжает на Родину, где потом и умирает. Новому руководителю страны блоха нравится, но уступать в мастерстве иностранцам он не хочет. Николай Павлович посылает Платова с блохой к тульским ремесленникам. Трое тульских мастеров соглашаются помочь и запираются у косого Левши в доме. По окончании работы ремесленники наотрез отказываются выдавать казаку “секрет”. Платов решает отвезти Левшу в Санкт-Петербург.Государь и его дочка замечают, что механизм в блохе почему-то перестал работать. Платов ругает Левшу, но тот рекомендует взглянуть на ножку блохи в самый мощный “мелкоскоп”. Император замечает, что блоха подкована! Левша, лукаво улыбаясь, уточняет, что на каждой подкове “имя мастерово” написано и мелкие гвоздики он выковал “собственноручно”.Казак извиняется за свои слова. Левшу отправляют к англичанам, чтобы блоху отвезти в подарок. Жить в Англии мастер отказывается, аргументируя это иной верой и оставшимися дома родителями. На уговоры англичан жениться, Левша отвечает резким отказом, так как не нравятся ему худые англичанки. Больше всего мастеру запоминается, как англичане следят за своими старыми ружьями на заводах.В скором времени Левша на корабле отправляется в Россию. От безделья на спор он напивается вместе со шкипером. В Питере англичанина везут в посольство, а мастера – в место, где забирают подарки, требуют документы и увозят в больницу. На следующий день английский полшкипер находит своего русского товарища. Левша просит передать несколько слов императору Николаю, англичанин же обещает помочь. Сначала он приезжает к казаку Платову, затем к коменданту Скобелеву. Скобелев посылает к мастеру врача, но тот уже “кончается” и просит сказать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом, поэтому они и стреляют хорошо. Доктор говорит о словах тульского умельца графу Чернышеву, но тот никак не реагирует, поэтому ружья так и чистят “по-старинке”. Если бы только Николай знал это, то по-другому закончилась бы война в Крыму…

Сейчас это уже “предания старины”, но имя Левши и других русских мастеров сами ремесленники и по сей день вспоминают с любовью и гордостью.

Данил Ученик (167) 1 год назад

исак

Алена Шахова Профи (529) 1 год назад

класс

Игорь Мосунов Ученик (166) 1 год назад

спасик

egor seliverstov Ученик (136) 1 год назадСобытия повести начинаются приблизительно в 1815 году [3]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, [4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга.

По приезду в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышев, заявивший доктору: «Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Артёмц Костицын Ученик (129) 1 год назад

ы

Анджелина Суханова Ученик (137) 1 год назад

вам лень прочитать?

toxa teysh Ученик (97) 1 год назад

лол

Александр Пономарев Ученик (144) 9 месяцев назадПо окончании венского совета государь Александр Павлович вместе с казаком Платовым отправляется в путешествие по Европе.В последней кунсткамере император приобретает блоху, которая умеет танцевать. Вскоре Александр покидает чужие края и приезжает на Родину, где потом и умирает. Новому руководителю страны блоха нравится, но уступать в мастерстве иностранцам он не хочет. Николай Павлович посылает Платова с блохой к тульским ремесленникам. Трое тульских мастеров соглашаются помочь и запираются у косого Левши в доме. По окончании работы ремесленники наотрез отказываются выдавать казаку “секрет”. Платов решает отвезти Левшу в Санкт-Петербург.Государь и его дочка замечают, что механизм в блохе почему-то перестал работать. Платов ругает Левшу, но тот рекомендует взглянуть на ножку блохи в самый мощный “мелкоскоп”. Император замечает, что блоха подкована! Левша, лукаво улыбаясь, уточняет, что на каждой подкове “имя мастерово” написано и мелкие гвоздики он выковал “собственноручно”.Казак извиняется за свои слова. Левшу отправляют к англичанам, чтобы блоху отвезти в подарок. Жить в Англии мастер отказывается, аргументируя это иной верой и оставшимися дома родителями. На уговоры англичан жениться, Левша отвечает резким отказом, так как не нравятся ему худые англичанки. Больше всего мастеру запоминается, как англичане следят за своими старыми ружьями на заводах.В скором времени Левша на корабле отправляется в Россию. От безделья на спор он напивается вместе со шкипером. В Питере англичанина везут в посольство, а мастера – в место, где забирают подарки, требуют документы и увозят в больницу. На следующий день английский полшкипер находит своего русского товарища. Левша просит передать несколько слов императору Николаю, англичанин же обещает помочь. Сначала он приезжает к казаку Платову, затем к коменданту Скобелеву. Скобелев посылает к мастеру врача, но тот уже “кончается” и просит сказать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом, поэтому они и стреляют хорошо. Доктор говорит о словах тульского умельца графу Чернышеву, но тот никак не реагирует, поэтому ружья так и чистят “по-старинке”. Если бы только Николай знал это, то по-другому закончилась бы война в Крыму…

Сейчас это уже “предания старины”, но имя Левши и других русских мастеров сами ремесленники и по сей день вспоминают с любовью и гордостью.

Ильяс Гамаев Ученик (159) 8 месяцев назад

спасибо очень выручил

Источник: https://otvet.mail.ru/question/169535034

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector