Краткое содержание ломоносов пётр великий точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание по главам «Пётр Первый» Толстой Алексей

Краткое содержание Ломоносов Пётр Великий точный пересказ сюжета за 5 минут

Книга первая

Глава 1

Дворянин Василий Волков размышляет о том, как го­сударственная казна, опустевшая от войн и бунтов, обирает помещиков. Крестьянин Волкова, Ивашка Бровкин, в это же время думает о тяжелой доле мужика. И дворяне, и кре­стьяне затаили злобу на богатеющих бояр.

Волков собирается в Москву на ежегодный смотр войск. Ратных повезет Бровкин, чей сын Алешка находится в веч­ной кабале на дворе Волкова.

Вместо Ивашки Бровкина в Москву едет его сын Алешка. Москва пугает: ругань, давка, суета. На Лубянской площади каждый год перед весенними походами происходил смотр го­сударевых служилых людей — дворянского ополчения.

Михайла Тыртов посылает Алешку Бровкина на двор к царскому конюху Даниле Меншикову за статным конем, чтобы показаться на смотре.

Бояре размышляют, кого крикнуть царем. Петр — сын Нарышкиной, горяч умом, крепок телом. Иван — сын Милославской, слабоумный, больной, вей из него веревки… Кто победит — Нарышкины или Милославские?..

После смерти Федора Алексеевича патриарх с красного крыльца спросил толпу, кому быть на царстве? В толпе вы­крикнули имя Петра.

Алешка Бровкин на дворе Данилы Меншикова. Мен­шиков беседует с гостями о московских порядках: царское жалованье не платится два года, стрельцы грозятся учинить в Москве бунт, никониане (сторонники реформы патриарха Никона 1553 г.

) живут в сытости, а духовности нет, древнее благочестие исчезло; стрельцы переходят в «раскол» (в оп­позицию официальной вере).

Шурин Данилы сообщает, что царь Федор Алексеевич умер, а вместо него крикнули Пе­тра — это означает дальнейшее торжество бояр и никониан.

Алешка Бровкин знакомится с Алексашкой Менши­ковым, сыном Данилы.

В кружало (царский кабак) к гостинодворцам (купцам) приходят стрельцы. У них общие интересы: вся торговля в ру­ках немцев Кукуевой слободы, а власть Нарышкиных означа­ет новые дани и пошлины.

В качестве доказательства вседоз­воленности иностранцев стрельцы показывают человека, яко­бы избитого немцами на Кукуе.

Стрельцы уверяют, что все посады на их стороне, нужна только финансовая поддержка купцов.

Алексашку Меншикова вновь до полусмерти выпорол отец. На рассвете они с Алешкой уходят из дома.

На Крас­ной площади мальчики встречают стрельцов, которые рас­сказывают историю про немцев и их будущее засилье при Нарышкиных, демонстрируя избитого на Кукуе человека. В толпе разгорается злоба.

Из Кремля прискакали князья: воевода Хованский, древних боярских кровей, ненавистник худородных Нарышкиных, и Василий Голицын, фаворит царевны Софьи. Хованский призвал идти за реку в стрелец­кие полки и восстать против Нарышкиных.

К Софье приходит Голицын и сообщает, что ее ждут Хо­ванский и дядя Иван Милославский. Хованский доложил, что почти все полки за нее. Царевна соглашается править, если полки скинут Петра и прокричат ее на царство. Взамен стрельцам — вольность, земли, жалованье.

Алексашка с Алешкой в толпе близ Всесвятского мо­ста через Москву-реку. Появился Петр Толстой, племянник Милославского, и сообщил, что Нарышкины задушили ца­ревича Ивана. Толпа хлынула в Кремль.

Софья, Голицын и Хованский предлагают смертельно напуганной царице Наталье Кирилловне выйти на Крас­ное крыльцо с Иваном и Петром, чтобы народ убедился, что дети живы.

Наталья Кирилловна вынесла на крыльцо Петра, спе­циально прибывший в Москву Артамон Матвеев (прибли­женный царя Алексея Михайловича) вывел Ивана. Бунту­ющая толпа требует выдать ей Нарышкиных и их сторонни­ков. Матвеева сбросили на копья.

Глава 2

Истреблены братья Нарышкины, Долгорукие, Ромодановские, Черкасский, Матвеев и др. Стрельцам выдано жа­лованье и наградные. На Красной площади поставили па­мятный столб с именами убитых бояр, их виной и злодея­ниями. А в остальном все пошло по-старому: нищета, хо­лопство, бездолье.

Недовольны были даже бояре и имени­тые купцы, которые захотели жить не хуже польских па­нов, лифляндцев или немцев. При этом — нестерпимые по­боры, дань, истощенная земля, плохая торговля. В Москве два даря — Иван и Петр, при них — правительница царев­на Софья. Одних бояр сменили другие. Опять пошел ропот в народе.

К Софье пришла делегация раскольников и срами­ла патриарха и духовенство, требовала «старой веры».

Начались разброд и беспорядки. Самые отчаянные ре­шили убить обоих царевичей и Софью, но царевна отбыла со всем двором в Коломенское и стала собирать там дворян­ское ополчение.

Главаря стрельцов-бунтовщиков раскольни­ка Хованского казнили, стрельцов из его отряда порубили. Оставшиеся стрельцы были вынуждены послать к отбывшей под защиту стен Троице-Сергиевой лавры Софье челобитчи­ков с повинной.

Так воля стрельцов закончилась. Столб на Красной площади снесли, вольные грамоты забрали.

Алексашка и Алешка на Яузе, неподалеку от Преобра­женского дворца, познакомились с царевичем Петром. Алексашка предложил ему показать за серебряный рубль «хитрость»: протащил сквозь щеку иглу. С тех пор мальчи­ки повадились приходить на берег Яузы, но Петра видели лишь издали.

Весной Алексашка наткнулся на давно его разыскивав­шего отца, Данилу, и чудом спасся от него, вскочив на за­пятки немецкой кареты. Так, с каретой Франца Лефорта, Алексашка попал на Кукуй, в немецкую слободу. Лефорт позволил Алексашке остаться в услужении.

Учитель и дядька Петра Никита Моисеевич Зотов был слишком легок духом — не такой наставник был нужен упрямому и норовистому царевичу.

Царица Наталья Ки­рилловна переживала, что сын недостаточно изучает Закон Божий: не в этом ли причина его непохожести на настояще­го царя? Петр выстроил на земляном валу перед дворцом «потешную» крепость, где играл с дворовыми мужиками: выстраивал их, командовал стрельбой из деревянной пуш­ки и рукопашными схватками «солдат».

При дворе царя Петра находятся (для приличия) всего четверо бояр: князья Михайла Черкасский, Лыков, Трое­куров и Борис Голицын. Приписаны были к Петрову двору и стольники — боярские дети из мелкопоместных, худород­ных. В их числе — Василий Волков, который и обнаружил исчезнувшего однажды Петра в Кукуйской слободе.

Капитана Франца Лефорта, знакомого по кремлевским приемам иностранных послов, Петр встретил, плывя в сво­ем струге по Яузе мимо Кукуя.

Лефорт предложил показать царевичу «умственные штуки»: водяную мельницу, изукра­шенный музыкальный ящик, зрительную трубку, заспир­тованного младенца-уродца. Любопытный Петр не устоял.

Посетив множество домиков кукуйцев, Петр увидел в кабаке- аустерии красивую девушку, которая пела по-немецки в его честь, — это была дочь виноторговца Анна Моне.

Московский двор отличался от европейских отсутстви­ем галантного веселья, игр, изысканной музыки. Бояре го­ворили в Кремле только о торговых сделках и ценах на то­вары.

Жизнь русского человека была укоренена в традици­ях: даже усадьба в Москве — с крепкими воротами с ты­ном.

Свободного времени было мало: бояре проводили вре­мя во дворце, в ожидании приказа от царя; купцы у лавки зазывали покупателей; приказный дьяк сопел над грамота­ми.

Привычное течение дел всколыхнула просьба Польши вступиться за братьев-христиан — вступить в войну с тур­ками, послав русские войска в Крым. Василий Голицын по­ставил условие: поляки возвращают исконно русский Киев с городками. Поляки долго спорили, но Киев отдали и под­писали вечный мир с Москвой. Теперь нужно было идти во­евать против турецкого султана.

В своем доме Василий Голицын вел на латыни беседу с прибывшим из Варшавы де Невиллем о сословиях рос­сийских — кормящем и служилом, размышляя, что было полезно оторвать помещиков от крестьян, дабы два сосло­вия приносили максимум возможной пользы.

Свои рассуж­дения Голицын сформулировал в сочинении «О граждан­ском житии или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу…»: вспахать и засеять пустующие пока миллионы десятин, скот преумножить за счет английской тонкорун­ной овцы, заинтересовать людей различными промыслами и рудным делом; множество непосильных оброков, барщин, податей и повинностей заменить единым поголовным, уме­ренным налогом, для чего всю землю у помещиков взять и посадить на ней крестьян вольных, а все бывшие кре­постные кабалы уничтожить. Взамен земли помещики получат жалованье из общей земельной подати. Войска будут состоять из одних дворян, чтобы каждый занимался сво­им делом. По подсчетам Голицына, такое положение вещей должно было привести к увеличению доходов казны вдвое. Дворянских детей-недорослей следовало посылать учить­ся в Польшу, Францию и Швецию для изучения воинского дела, а на Руси открыть академии и завести науки и искус­ства. В проекте князя были и каменные мостовые, здания из камня и кирпича… Василий Васильевич допускал даже переломить древнее упрямство дворян силой, если потребу­ется.

К Голицыну прибыла (как всегда, тайно) правитель­ница Софья. В последнее время она отслеживала все слухи и сплетни бояр. В основном говорили, что великих дел от Софьи не видно, да и править ей, женщине, в тягость.

Со­фья настаивает на войне в Крыму и уже подготовила грамо­ту об объявлении князя Василия большим воеводой.

Война была необходима, чтобы показать мощь войск Софьи: шеп­чутся, что в Преображенском подрастает истинный царь- вояка, который требует вербовать к себе в «потешные вой­ска» всех конюхов и сокольничих.

Под началом Петра было уже триста «солдат», с кото­рыми он ходил «походами» по деревням и монастырям во­круг Москвы. В войске появился воевода — Автоном Го­ловин, хорошо знавший солдатскую экзерцицию. При нем Петр стал проходить военную науку в первом «Преображен­ском» батальоне. Благодаря Лефорту в полку появились пушки, стрелявшие чугунными бомбами.

У дома Лефорта Петр столкнулся с Алексашкой. После застолья Алексашка провожает Петра верхом в Преображен­ское и становится царским постельничим.

Глава 3

Дворянское ополчение под угрозой опалы и разорения собиралось всю зиму. В народе шептались о дурных пред­знаменованиях, сопровождавших сборы в поход. В кон­це мая Голицын выступил в поход на юг.

В пути люди гиб­ли от жажды, в полках роптали. Татары впереди подожгли степь; идти по пеплу опасно — ни корма, ни воды. Первыми повернули назад казачьи разъезды. Приказано было от­ступать к Днепру.

Бесславно закончился крымский поход.

Полковники донесли Голицыну, что степь посылал под­жигать украинский гетман Самойлович. Он-де не хочет уси­ления Москвы, а полковники готовы поддержать Софью, лишь бы их вольности им оставили. Самойлович клялся, что это происки его заклятого врага Мазепы, желающего отдать Украину Польше. Новым гетманом выкрикнули Мазепу.

Потешная крепость в Преображенском была перестрое­на: при случае здесь можно было и отсидеться. Уже два пол­ка — Преображенский и Семеновский подвергались экзерцициям.

Немец Тиммерман учил Петра математике и фор­тификации. Немец Брандт взялся строить суда по примеру найденного в селе Измайлове ботика.

Все чаще из Москвы приезжали бояре: посмотреть на «игры» царя в «стольном городе Прешпурге».

Денщик Алексашка всюду рядом с «мин херцем» Пе­тром. Лефорт нахваливал Петру Алексашку, одаривал его подарками. Алексашка пристроил барабанщиком Алешку Бровкина.

Народ обнищал от поборов на крымский поход. Тысяча­ми люди бегут к раскольникам — на Урал, в Поморье, По­волжье, на Дон. Сотнями староверы совершают самосожже­ние ради спасения от царствующего антихриста. Наталья Кирилловна всерьез думает женить сына, чтобы он остепе­нился. Выбор пал на дочь окольничего Евдокию Лопухину.

В Преображенское зачастил Борис Голицын, кузен Ва­силия Васильевича, недовольный действиями брата и поли­тикой бояр. Он стал покровительствовать потешному судостроительству: прислал книги, чертежи, листы, а для их пе­ревода прислал карлов-арапов.

Василий Голицын, вернувшись в Москву, озвучил пред­ложение от французов: освоить Сибирь и проложить через русские земли торговый тракт в Персию, Индию и Китай. Предложение в гневе отвергнуто боярами.

Глава 4

Ивашка Бровкин встречается с Алешкой и просит у сына денег на хозяйство.

Источник: http://libaid.ru/katalog/t/tolstoj-aleksej-nikolaevich/4317-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-pjotr-pervyj-tolstoj-aleksej

Ломоносов «Петр Великий» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Ломоносов «Петр Великий» – краткое содержание

Как и требовалось правилами сочинения героических поэм классического направления, Ломоносов начинает первую песнь своего «Петра Великого» (см. анализ этой поэмы) объявлением темы, причем не забывает традиционное для зачина слово «пою»:

Читайте также:  Краткое содержание домский собор астафьев точный пересказ сюжета за 5 минут

Пою премудрого российского героя, Что грады новые, полки и флоты строя, От самых нежных лет со злобой вел войну,

Сквозь страхи проходя, вознес свою страну…

Михайло Ломоносов. Десять новелл из жизни гения

Следующим обязательным пунктом поэмы должно было идти обращение поэта к музам с просьбой об укреплении творческих сил автора. Ломоносов также просит о помощи в создании поэмы, но направляет свои слова не к музам, а к Богу:

К тебе я вопию, Премудрость бесконечна: Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна И полон ревности спешит в восторге дух

Петра Великого гласить вселенной слух…

Музыкальный инструмент, который нужен поэту, собирающемуся воспеть Петра I, также особого свойства. Это не лира, на которой нужно было бряцать, не цевница – они не подходят для задуманной цели.

Дерзаю возгласить военною трубою, –

говорит Ломоносов, определяя тон и характер своего произведения.

После всех обращений и призывов Ломоносов начинает текст первой песни с показания времени действия поэмы:

Уже освобожден от варвар был Азов; До Меотисских Дон свободно тек валов, Нося ужасный флот в струях к пучине Черной, Что создан в скорости Петром неимоверной. Уже великая покоилась Москва,

Избыв от лютого злодея суровства.

В следующих строках, заключающих риторическое сожаление о том, что автор не присутствовал на берегах Двины во время приезда туда Петра I, можно предположить и личное чувство Ломоносова, родившегося неподалёку от Архангельска:

О холмы красные и островы зелены, Как радовались вы, сим счастьем восхищенны! Что поздно я на вас, что поздно я рожден И тем толикого веселия лишен? Не зрех, как он сиял величеством над вами

И шествовал по вам пред новыми полками…

Далее в поэме «Петр Великий» Ломоносов показал одну фантастическую сцену, по-видимому уступая могущественной традиции, но сделал все для того, чтобы и ей придать в известной степени рационалистический вид.

В первую песнь он вводит эпизод, происходящий в подводных палатах «царя пространныя пучины», Морского царя.

В образе Морского царя русский поэт восходит не к античному Нептуну, а к колоритному образу русских сказок и былин о Садко.

Но и описывая сказочный подводный дворец, Ломоносов не забывает о том, что он ученый-натуралист, и дает читателю заметить это свое качество. Сцена начинается чудесным северным морским пейзажем, который мог создать только видевший его собственными глазами автор:

Достигло дневное до полночи светило, Но в глубине лица горящего не скрыло, Как пламенна гора казалось меж валов И простирало блеск багровый из-за льдов. Среди пречудныя при ясном солнце ночи

Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

К. Н. Батюшков, приводя эти строки в статье «Нечто о поэте и поэзии», восклицает: «Мы не остановимся на красоте стихов.

Здесь все выражения великолепны: горящее лицо солнца, противуположное хладным водам океана, солнце, остановившееся на горизонте и, подобно пламенной горе, простирающее блеск из-за льдов, суть первоклассные красоты описательной поэзии. Два последних стиха, заключающие картину, восхитительны…».

Престол Морского царя окружают «огромные кристаллы, по коим обвились прекрасные кораллы», место капителей занимают раковины:

Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых,

Что кажет укротясь нам громовая буря.

Описание бури на Белом море в поэме «Петр Великий» поражает своей фонетической цельностью:

Перуны мрак густой сверкая разделяют, И громы с шумом вод свой треск соединяют; Меж морем рушился и воздухом предел; Дождю навстречу дождь с кипящих волн летел;

В сердцах великой страх сугубят скрыпом снасти…

На берегах «печальной Уны» Петр посещает место изгнания своих предков, бояр Романовых, что также сходится с показаниями исторических источников, которыми пользовался Ломоносов. Но речь, сказанная им спутникам после выхода из Унской губы, сочинена поэтом и представляет развитие любимой идеи Ломоносова – отыскания пути по Северному Ледовитому океану в Восточную Индию.

Колумбы росские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнет в Америку держава.

Но ныне настоит в войнах иная слава.

Петр как бы откладывает поиски морского пути, ссылаясь на обстановку военного времени, но вдохновляет своих соратников на этот подвиг. Он напоминает славные открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана и говорит, что русским «судьбой дана» задача – «пройти покрыту льдами воду».

В 1763 году Ломоносов представил в Адмиралтейств-коллегию свой отлично обоснованный проект открытия Северного морского пути и сумел добиться его принятия. Правительство отпустило 20 тысяч рублей на проведение экспедиции.

Ломоносов принял горячее участие в подготовке судов, команды, снаряжения, разработал программу исследований. Экспедиция на трех кораблях под командой адмирала В. Чичагова в мае 1765 года, через месяц после смерти Ломоносова, из Колы вышла в море и прибыла на Шпицберген.

Неблагоприятная ледовая обстановка заставила затем Чичагова возвратиться в Архангельск. На следующий год экспедиция была повторена, но также неудачно.

Вторая песнь поэмы предварена обширным вступлением публицистического характера. Ломоносов обращается к «войску славному» – к потомкам героев-сподвижников Петра I:

Военны подвиги Петровы начинаю,
В отцах и дедах вам примеры представляю.

Он с восхищением говорит о храбрости русских солдат и офицеров в Семилетнюю войну и желает им новых успехов в наступившем 1761 году,

Чтоб гордостью своей наказанный Берлин Для беспокойства царств не умышлял причин И помнил бы, что Петр ему был оборона:

Его десницею удержана корона…

Центральная часть второй песни отведена подробному описанию осады Нотебурга, представляющему собой поэтический пересказ фактов, изложенных в «Поденной записке» Петра I.

Ломоносов восстанавливает отдельные эпизоды битвы: штурм крепостных стен, куда взбираются воины, несмотря на то что осадные лестницы оказались короткими; подвиг майора Преображенского полка Карпова; сожаление царя о гибели солдат и его приказ отступить; упорство Голицына, продолжавшего приступ, и наконец, капитуляцию шведского гарнизона.

А затем мысль Ломоносова вновь касается всегда волновавшей его темы войны и мира. Он восклицает:

О смертные, на что вы смертию спешите? Что прежде времени вы друг друга губите? Или ко гробу нет кроме войны путей?

Везде нас тянет рок насильством злых когтей!

В дальнейшем рассуждении Ломоносов кратко излагает историю оружия, изображая огромный ущерб, причиняемый войнами человечеству, но с сожалением должен признать, что не знает средств, способных учредить на земле вечный мир:

И зданий красота, что ныне возростает,
В оружии свое начало признавает.

В двух написанных им песнях неоконченного «Петра Великого» Ломоносов создал тип эпической поэмы, усвоенный затем литераторами последующих поколений.

Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5415-lomonosov-petr-velikij-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание поэмы “Медный всадник” Пушкина по частям читать: краткий пересказ (по главам)

Иллюстрация к “Медному всаднику”.Художник А. Н. Бенуа

Поэма “Медный всадник” является одним из самых известных поэтических произведений А. С. Пушкина.

В этой статье читайте краткое содержание поэмы “Медный всадник” Пушкина по частям (главам): краткий пересказ основных событий и фактов из произведения.

Смотрите: Все материалы по поэме “Медный всадник”

Краткое содержание поэмы “Медный всадник” Пушкина по частям (главам): краткий пересказ

Вступление

Во вступлении автор рассказывает о том, почему Петр I основал Петербург. История такова: отвоевав берега Балтийского моря у шведов, Петр I решил основать здесь стратегически важный портовый город – Петербург. Петр I сделал его столицей государства. Вскоре Петербург стал крупнейшим торговым портом и красивейшим городом мира.

Часть I

Ноябрь 1824 года. Главный герой поэмы – Евгений, бедный молодой чиновник, потомок обедневшего боярского рода. Евгений живет на съемной квартире в Петербурге. Он влюблен в девушку Парашу, на которой собирается жениться. С ней он надеется завести детей и обрести тихое семейное счастье.

В этот день льет сильный дождь, вода в Неве подымается. Евгений понимает, из-за плохой погоды он не увидит свою любимую Парашу 2-3 дня. На следующий день в Петербурге начинается наводнение: тонут люди, вода сметает на своем пути целые дома. Евгений с ужасом смотрит на остров, где живет его любимая Параша и ее мать. Евгений не знает, успели ли бедные женщины спастись.

Часть II

Наконец, когда вода отступает и Нева успокаивается, Евгений нанимает лодку и плывет к Параше. Он в ужасе видит, что дом Параши унесло рекой. Девушка и ее мать, судя по всему, утонули, и река унесла их тела. Не выдержав этого удара, Евгений сходит с ума. Он становится бродягой, живет на улице и спит на пристани. Проходит около года.

В начале осени Евгений проходит мимо памятника Петру I “Медный всадник”. Он обращается к Петру I и упрекает его в гибели своей невесты (Евгений имеет в виду то, что Петр основал Петербург в опасном месте, где из-за наводнений гибнут люди). Внезапно Евгению кажется, что “Медный всадник” (Петр I на коне), разозлившись, оживает.

Евгений бежит от ожившего памятника, но тот всю ночь преследует несчастного по городу. После этой ночи Евгений с тревогой ходит мимо “Медного всадника”. Однажды Евгений находит старый домик Параши на маленьком острове неподалеку: домик занесло туда наводнением. Вскоре Евгений умирает в этом домике в полном одиночестве.

Конец поэмы.

Это было краткое содержание поэмы “Медный всадник” Пушкина по частям (главам): краткий пересказ основных событий и фактов из поэмы.

Читайте: Все материалы по поэме “Медный всадник”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/kratkoe-soderzhanie-mednyj-vsadnik-pushkin-chitat.html

Краткое содержание третьей книги «Петр Первый» Толстой А.Н

Книга 3

Глава 1

Скучно стало в Москве. Многие работали теперь на но­возаведенных мануфактурах; полотно и сукно оттуда шли прямо в Преображенский приказ. Колокольного звона преж­него не было: колокола переплавили в пушки. Дворовые все на войне, боярские дети — в полках унтер-офицерами либо усланы за границу, недоросли отданы в школы — учиться математике, навигации и фортификации.

Сестры Меншикова Анна и Марфа взяты в Измайлов­ский дворец для обучения грамоте и политесу. Здесь же — и мариенбургская полонянка Катерина Василевская, отдан­ная Меншиковым Петру. Влюбленный царь отовсюду писал Катерине короткие письма.

Приехавшая в Измайлово царев­на Наталья Алексеевна планирует устроить осенью в Крем­ле «тиатр». Она сама переводит трагедии с французского на русский, сочиняет, работает с комедиантами.

Наталья в теа­тре велит быть всем — или насильно сгонять будут.

Наталья Алексеевна отправляется в Немецкую слобо­ду: опять жалобы на сестриц. Екатерина и Марья после за­точения Софьи в монастыре были выселены на Покровку. Их всем обеспечивали, но денег на руки не давали. Теперь царевны повадились ездить на Кукуй, напрашивались на обеды и просили денег, позоря Петра на всю Европу.

Появился князь-кесарь Федор Юрьевич Ромода­новский — самый страшный на Москве человек. Выясняет­ся, что царевны не по своей воле на Кукуй ездили: через не­скольких людей они имеют связь с Софьей Алексеевной, за­пертой в Новодевичьей обители.

Глава 2

Яков и Гаврила Бровкины занимались строительством цейхгаузов (амбаров) на левом берегу Невы, причалов у воды, бонов (плавучих заграждений) на воде, и крепили весь берег сваями — в ожидании первых кораблей балтий­ского флота, что строился на Свири.

Живется в Питербурхе трудно, плохо с продовольствием. Но место военное, удоб­ное. Швед постоянно беспокоит, но теперь с моря не сунет­ся: в заливе около Котлина острова опустили под лед ряжи с камнями — будет бастион о пятидесяти пушках — Кроншлот.

Читайте также:  Краткое содержание приключения алисы в стране чудес льюиса кэрролла точный пересказ сюжета за 5 минут

Строится собор Петра и Павла.

В Европе — войны: Франция воюет с Англией, Гол­ландией. Турки с Венецией и Испанией жгут друг у дру­га флоты, не поделив Средиземное море. Саксония, Си­лезия и Польша с Литвой пылают войной. В Польше два короля — Август Саксонский и Станислав Лещинский. Карл ХII разоряет Польшу, планируя позднее пойти на Москву.

Гаврила Бровкин помогает Наталье Алексеевне с теа­тром (сестра Санька рекомендовала). Влюбленный Гаврила весь отдался новой работе, забросив Навигационную шко­лу, где преподавал недорослям.

У генерал-губернатора Ингрии, Карелии и Эстляндии и губернатора Шлиссельбурга — Александра Данилови­ча Меншикова собрались гости.

По указанию Петра ныне «знатность по годности считали», и простые торговые люди вместе с представителями древних родов наперебой обсуж­дали поставки провианта и фуража в Питербурх.

Конфузия под Нарвой пошла русским на пользу: от битья человек му­жает. Карл отважен, но не умен. Необходимо наступать са­мим — и снова брать Нарву — на сей раз без конфузии.

Живописец из рода богомазов (иконописцев) из Палехи Андрюшка Голиков подал Петру челобитную: сила чуд­ная в нем пропадает. Он предложил Петру рисовать парсу­ны (портреты), морские пейзажи, корабли в дыму сражения. Петр заинтересовался и велел послать Андрюшку учиться в Голландию.

Король Август разорен балами и пирами в честь своих фавориток. Польша погрязла в междоусобицах и пьянстве. Петр признает, что функция Польши — только отвлекать неприятеля.

Глава 3

Поход на Кексгольм был прерван в самом начале. Пра­порщик Ягужинский доставил Петру письмо от Апраксина, начальника гарнизона крепости в Ямбурге, в двадцати вер­стах к северу от Нарвы. Апраксин писал, что вышел весной из Ямбурга к устью Наровы (Нарвы). Прибыли пять швед­ских кораблей, один из которых русские разбили.

Тогда шве­ды встали на якорь на взморье. Апраксин следил, чтобы шве­ды не выгрузились на берег, разбивал их караулы. Пленные говорили, что в крепости Нарве очень нуждаются, а шве­ды из-за русских в наровском устье не могут подвезти про­довольствие.

Схваченный нарочный от ревельского губерна­тора к нарвскому коменданту рассказал, что в Нарву ждут большое войско. Апраксин просил помощи у Петра.

Петр собрал военный совет: Меншиков, Головкин, Брюс и вице-адмирал Корнелий Крейс. Следовало решить: вести ли гвардию на Кексгольм, отдавая Нарву шведам? Совет был единодушно против: без Нарвы и Юрьева оставались открытыми подступы к Петербургу. Войска и гребной флот вернулись в Петербург: им через неделю следовало быть под Нарвой.

Король Август отступал после роковой битвы при Клис- сове. Три года уже Карл колесил за ним по ненавистной Поль­ше, а хотелось настоящего сражения! К Карлу в лагерь при­была фаворитка Августа, графиня Козельская и стала убеж­дать короля, что прибыла сюда единственно спасти Речь Посполитую, вернуть Польше ее беспечность, пиры и охоты.

Легкомысленный Август раскаивается, что по наущению ко­варного ливонского посла Иоганна Паткуля стал врагом Кар­ла, и готов разорвать позорный договор с Петром. Но Карл и слышать не хочет о мире: только капитуляция! В конце бе­седы графиня сообщила, что с голубиной почтой доставили депешу Петра: он с большими силами двинулся на Нарву.

Варшавский сейм декороновал короля Августа, назначив королем Станислава Лещинского, но этого не признала поло­вина воеводств. Восток Польши пылал кровавым восстанием.

Август боялся короля Карла: его нельзя было ни купить, ни соблазнить — только война! Август нетерпеливо ждал возвра­щения графини Козельской. На ужине у пана Собещанского Август узнает, что в округе собираются войска. Это мог быть только король Карл.

Но это оказались войска Петра Алексее­вича, прибывшие в полное распоряжение Августа.

Глава 4

Петр объезжает место гибели своей армии под Нарвой: здесь Карл нашел свою славу, а русские — силу. Крепость нужно брать очень быстро, не дав Карлу подойти к ее сте­нам. Меншиков предлагает применить хитрость.

Пришло письмо от Григория Долгорукого о благополуч­ном прибытии к королю Августу русских войск. Из-за под­крепления король рвется в генеральное сражение с Карлом, но его удалось уговорить идти на незащищенную Варшаву.

Русские войска обложили Нарву подковой, упираясь в речку выше и ниже города. Также окружили на другой стороне реки Иван-город.

Меншиков доложил Петру свою хитрость. Четыре пол­ка оделись как шведы и перекрасили орудия в цвет швед­ского флага. Расположились в десяти верстах от Нарвы. Восьмого июня в русском лагере началась суета: по ревельской дороге шли «шведы».

Старый комендант Нарвы Горн радостно приветствовал их и приготовился присоединиться к подступающим войскам. Все смешалось на поле «машкерадного боя», и Горн с ужасом увидел царя Петра, наряжен­ного в шведский мундир.

Шведы окружены, но крепость еще не взята.

Теперь следовало окружить корпус настоящих шве­дов — под Везенбергом.

Король Август без боя взял Люблин и стремительно шел на Варшаву. Русский атаман Данила Апостол с вой­ском пробирался к Праге. Русские уже заняли Брест. Ста­нислав Лещинский готов сложить корону, но его военный совет против. Племянник коменданта Нарвы Арвед Горн предлагает Станиславу созвать посполитое рушение (народ­ное ополчение на случай войны) и сражаться с Августом.

В прошлом году великий гетман Любомирский, знат­нейший магнат (крупный феодал) Польши, Пяст по крови (представитель первой династии польских королей), пре­тендовал на польский престол и был избран двумя третями сейма, но этому воспротивился Карл, которому нужна была марионетка. Полковник Горн выкрикнул тогда Лещинского. Великий гетман затаил злобу: Карл затронул его честь.

Любомирский заявил, что польские войска ненадежны, и он их не поведет. Он швырнул булаву под ноги Лещинскому со словами: «Я более не гетман». Получив депешу царя Петра, Карл решил сначала доконать Августа. Привести Польшу в покорность Лещинскому, а на следующий год, летом, лег­ко одолеть армию Петра. Против этого высказывались все военачальники шведского короля, но он был глух.

Гетман Любомирский прибыл в лагерь Августа и про­сил прощения за измену, предлагая взамен свою жизнь. Ав­густ великодушно простил. Любомирский рассказал о пе­реполохе в Варшаве: кардинал примас Радзиевский бежал, Лещинский тоже, — как и все паны, связанные с ним. Лю­бомирский советует немедленный штурм Варшавы — до подхода короля Карла.

Глава 5

Гаврила Бровкин с Андрюшкой Голиковым прибы­ли в Москву. В доме Ивана Бровкина появился мажордом- иностранец. По Москве идут разговоры, что Ивану Артемичу вот-вот дадут титул.

Гаврила привез князю-кесарю письмо от Петра о побед­ном «машкерадном бое».

Ромодановский допрашивает распопа Гришку, кото­рый являлся посланником к Софье Алексеевне. Следовало раскрыть заговор.

Наталья Алексеевна устраивает пир в Измайловском дворце по случаю прибытия Гаврилы Бровкина.

Глава 6

У шведов отбиты двенадцать бригантин и фрегатов — вся разбойничья эскадра капитана Лешерта, который два года не пропускал в Чудское озеро ни одного российского судна.

Штурмом взят Юрьев. Меншиков советует Петру не тя­нуть взятие Нарвы и встретить выехавшего к нему короля Ав­густа в крепости. Жители Нарвы требуют сдать город. После недельной канонады (Петр дал на взятие Нарвы самое боль­шее — семь дней) крепость пала. Петр назначил Меншикова комендантом и приказал остановить разграбление Нарвы.

На этой странице искали :

  • петр 1 книга 3 краткое содержание
  • петр 1 книга 3
  • Петр1 это манарх
  • петр 1 книга 3 краткое содержание по главам
  • петр первый кратко по главам книга 3

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-tretej-knigi-petr-pervyj-tolstoj-a-n.html

Петр первый – краткое содержание

   После смерти царя Федора, в конце семнадцатого века, Россия переживала смуту и борьбу наследников за престол.

К бунтам были подключены и стрелковые отряды, во главе которых была супруга царя Софья вместе со своим любовником князем Голицыным.

На престол претендовали два мальчика: Петр и Иван, поэтому на этот момент они оба считались царями, но правила всем София. В государстве ничего не менялось, люди жили в крайней нищете и голоде, над государством повисли сумерки на сто лет.

   В это же время в деревне, принадлежащей Василию Волкову, проживала семья Бровкиных. Бровкины были обыкновенной крестьянской семьей. Отец семейства Ивашка позвал с собой сына Алексея в столицу Москву. Там Алексей теряет упряжку и сбегает, чтобы избежать наказания. После некоторого количества скитаний он знакомится с Александром Меншиковым.

Алексей находит себе работу в торговле пирожками и жизнь у него начинает налаживаться. Как-то раз Александр встречает царя Петра, еще совсем юного, в странной зеленой одежде, на рыбалке, на реке Яуза, недалеко от Лосиного острова и показывает ему, как может проколоть свою щеку иглой.

Маленькому Петру понравился мальчик, и они решили, что еще обязательно увидятся.

   Молодой Петр проживает со своей матушкой Наташей в Преображенском. Молодому человеку скучно там жить и он находит себе друзей из иностранцев, проживающих в России. Среди них был Франц Лефорт, именно у него и работал Александр.

В этом же месте он находит свою первую любовь, дочь торговца вином, Анхен. Мать Петра решает его судьбу и женит его на Евдокии Лопухиной. Жена Петру совсем не нравится, и он занимается все дни напролет миниатюрными войсками, игрушками.

   Федору Зомину нравятся увлечения Петра, и он их поддерживает. Петр забрал в свой дом и Александра на должность постельничего. Тем самым Александр попадает в близкий круг царя. Алексея тоже смогли пристроить, он был барабанщиков в войске игрушек царя.

Однажды Алексей встретил своего отца на улице и дал ему денег. Несмотря на то, что по меркам Алексея он дал небольшую сумму денег своему отцу, Иван смог уйти из крепостных и начать торговать. Сестра Алексея становится женой Волкова, у которого раньше они были крепостными.

   В государстве вновь вспыхнул бунт стрелкового войска. Мать с Петром быстро собираются и уезжают в Троицкий монастырь. Бунт подавляют, а зачинщиков отправляют навсегда в ссылку, вместе с их семьями.

Софья тоже получает свое наказание и попадает в монастырь. Евдокия беременеет, но Петр влюбляется в Монсиху, из-за которой постоянные стычки с женой. Евдокия рожает мальчика, Алексея.

Мать Петра умирает, но проблемы в браке не исчезают.

   На Петра возлагают надежды, и он отправляется в Крым, а часть своего многочисленного войска отправляет на Азов. Начался восемнадцатый век, Петру очень тяжело было проводить новые реформы. Протесты и бунты начались с новой силой.

Слуги царя подавляю бунты, но народ сжигает себя заживо, топит, только не пойти против церкви. Запад все ближе и ближе подбирается к русской культуре. Русский народ вместе с боярами не желали перемен, но все-таки западная культура была сильнее.

Царь потребовал постройку новых кораблей, после чего начались проблемы с османской империей. Петр начинает искать союзников в Европе, там же постигает новые ремесла.

   В России начались новые возмущения, так как люди решили, что царя подменили. Царевна София даже из монастыря устраивает мятежи.

По возвращению, Петру приходится множество народа казнить, чтобы наладить порядок в государстве. Свою супругу он отправляет в монастырь в Суздале.

Новой женой Петра становится Анна, хотя официальной ее не может сделать даже Петр. Корабли достроены, происходит война с Крымом, Босфором и Османской империей.

   Иван Бровкин становится все более и более крупным торговцем, сыновей он пристраивает в разные страны на обучение и лишь младший остается рядом с отцом. Алексей, его сын, все больше времени проводит с сестрой царя Наташей.

   Король Карл третий побеждает российский флот под Нарвой, он желает вновь наступить на Россию, но его отговаривают. Русский царь пытается вновь набрать войска для армии в разных городах, отстроить флот и отлить пушки.

Читайте также:  Краткое содержание от первых проталин до первой грозы скребицкого точный пересказ сюжета за 5 минут

   Так как в войне с Карлом третьим множество погибших, Перт вызывает в армию всех желающих освободиться от господ, к нему выстраиваются все новые и новые желающие. Русские войска захватывают Мариенбург, генерал замечает красивую девушку и забирает ее себе, но она интересна еще и Александру Меньшикову, поэтому он, обладая высшим чином, отбирает девушку Катю у генерала.

   Новая жена Петра изменяет ему с Кенгисеком, послом. Александр предлагает царю Екатерину и тот с радостью соглашается взять ее новой женой. Именно о ней Россия скоро узнает, как о Екатерине первой. Петр идет на Нарву вместе с войском и штурмом ее захватывает.

Источник: http://szhato.ru/a-tolstoy/214-petr-pervyy.html

Анализ романа “Петр Первый” | Инфошкола

Алексей Толстой в романе «Петр Первый» отдал дань образу Петра Великого, создав одноимённый роман. Приняв революционные события, Толстой выбрал для лучшего их понимания наиболее точную в русской истории аналогию — с эпохой Петра.

Произведения исторического жанра, особенно крупной формы, отличает наличие выраженного художественными средствами авторского представления о закономерностях истории, её движущих силах и конфликтах.

В отличие от романов 1920-1930-х годов, изображавших народные восстания и их руководителей («Разин Степан» и «Гулящие люди» А.Чапыгина, «Салават Юлаев»
С.Злобина, «Повесть о Болотникове» Г.Шторма и др.). А.

Толстой поставил в центр произведения фигуру царя, деятеля исторического масштаба.

В Петре писатель в первую очередь показал его преобразовательский гений, понимание необходимости коренных изменений в жизни страны («В России все нужно ломать — всё эаново»).

Историческая перспективность реформ уже не вызывает у автора сомнений. Смысл петровской эпохи в романе А.Толстого – это рывок из прошлого в будущее, от изоляции и патриархальности в число передовых держав мира, время резкого столкновения старого и нового. В этом Толстой видел созвучие между «трагической и творческой» эпохой Петра и революционной историей России.

Если для традиционного исторического романа характерна сосредоточенность на
изображении прошлого, то А.Толстой стремился воссоздать связь времён, раскрыть общие черты переломных исторических эпох. Такой подход стал принципиально новым явлением для исторической прозы.

«Становление личности в исторической эпохе» — так определил А.Толстой главный принцип изображения. Автор не просто воссоздаёт биографию Петра, он стремится показать, с одной стороны, как эпоха влияла на формирование личности героя, а с другой — каково было воздействие петровских
преобразований на судьбу страны.

С решением этой основной задачи связаны и все другие проблемы романа: вопрос об объективной необходимости и значении петровских преобразований; изображение острой борьбы нового со старым; «выявление двигающих сил эпохи», роль личности И народа в истории.

Замысел произведения определил особенности композиции и сюжета.

Произведение отличает эпический размах в изображении жизни страны рубежа XVII-XVIII веков. Основой сюжета являются реальные события краткого по продолжительности, но насыщенного содержанием периода с 1682 по 1704 год.

Первая книга романа (1930) представляет собой предысторию  петровских преобразований. Это период детства и юности Петра, жестокие жизненные уроки, учёба у иностранцев, начало создания флота, военные «конфузим», подавление стрелецкого бунта.

Вторая книга (1934) включает описание начального периода Северной войны и
завершается строительством Петербурга.

Апогеем изображения государственной деятельности Петра должна была стать третья книга, но роман остался незавершённым. В опубликованных главах третьей книги (1943-1944), в соответствии с духом военного времени, когда она создавалась, основным стал мотив славных побед русского оружия (взятие Нарвы). В романе воссоздана живая, динамичная, многоплановая картина эпохи.

Первая глава представляет собой историческую экспозицию, рисующую жизнь допетровской России. Здесь акцентированы отрицательные стороны патриархальной российской жизни: «нищета, холопство, бездолье», отсутствие движения («кисли столетние сумерки»).

Всеобщее недовольство жизнью подчёркивают авторские отступления (начало гл. 2; гл. 5, подгл. 12; начало гл. 7). В них сформулирован общий вывод: «Что за Россия, заклятая страна, — когда же ты с места сдвинешься?».

Создавая образ ждущей пере мен России, автор использует кинематографический приём смены ракурсов. Действие, начавшееся в крестьянской избе Ивашки Бровкина, переносится в усадьбу Василия Волкова,
оттуда в Москву, не один раз задержится на дорогах России, приведёт в царские палаты, где у постели умирающего Фёдора Алексеевича решается, кому быть царём.

Местом действия становятся кабак на Варварке, где высказывается мнение простых людей, светлица царевны Софьи, площадь, где бунтуют стрельцы, Троице-Сергиева лавра, Переславль, Архангельск, Дон, Воронеж, Германия с Голландией, Нарва.

Многоплановая композиция дала автору возможность отобразить жизнь всех сословий и групп русского общества: от царской семьи, бояр, иностранцев до торговых и военных людей, крестьян, раскольников, каторжников, беглых. Наряду с реальными фактами и персонажами истории в романе важную роль играют вымышленные события и герои.

Можно особо отметить в этом плане тесно связанную с Петром- историю семьи Бровкиных, на примере которой показаны конкретные изменения жизни русских людей.

Быт, нравы, обычаи, сам дух прошедшей эпохи воссозданы в романе с опорой на документы, исторические труды и другие источники. Важнейшим из них стала книга профессора Н.

Новомбергского «Слово и дело государевы», в которой содержатся акты Тайной канцелярии и Преображенского приказа.

В этих «пыточных записях» «рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь» (XIII, с. 567-568).

Простой и точный разговорный язык XVII века лёг в основу языка романа А.Толстого. Это позволило придать произведению исторический колорит, живость и образность, при этом сделав его доступным современному читателю.

Язык произведения отражает дух петровских преобразований, в нём сочетаются народные слова и выражения, архаизмы, иностранные заимствования. Исследователи едины во мнении о романе Толстого как вершине речевого и изобразительного мастерства художника.

Образ Петра Первого.

Особенность изображения героя состоит в том, что писатель показывает Петра не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств.

Изображаемые события жизни страны становятся вехами личной биографии Петра, этапами его взросления. Толстой делает юного героя свидетелем
расправы стрельцов с его близкими, и эта память отзовётся в дальнейшем непримиримым конфликтом с сестрой Софьей и боярами в борьбе за власть и жестокой расправой над стрельцами.

Посещение Немецкой слободы пробуждает у Петра интерес к европейскому образу жизни. Поездка в Архангельск и вид иностранных кораблей укрепляет в сознании Петра мысль о необходимости преобразований.

Автор неоднократно использует приём парных эпизодов, показывая быстрые изменения в характере героя (к примеру, два заседания Боярской думы — до
Азовского похода (кн. 1, гл. 5, подгл. 20.) и после него (кн. 1, гл. 7, подгл. 1) — подчёркивают: Пётр теперь « … другой человек: зол, упрям, деловит».

Рисуя образ Петра, автор широко пользуется контрастом: Пётр — Софья, Пётр —
Василий Голицын, Пётр — КарлХII и АвгустVI.

В этих противопоставлениях раскрываются энергия и решительность главного героя, его готовность учиться у самых разных людей, извлекать уроки из поражений, его искренняя боль за нищету и отсталость страны, простота и отсутствие высокомерия.

Алексей Толстой показывает Петра сложной и противоречивой личностью (например, сцены крестного хода в Успенском соборе — кн. 1, гл. 4, подгл. 2; конец кн.1 — подавление стрелецкого мятежа; Пётр у курфюрстин — кн. 1, гл. 7, подгл. 8; в кузнице у Жемова — кн. 2. гл. 1, подгл. 10; Пётр под Нарвой — кн. 2, гл. 4, подгл. 3; кн. З. гл. 4, подгл. 1; Пётр В землянке — кн. 3, гл. 2, подгл. 5).

Он, пользуясь пушкинским определением, «рукой железной / Россию поднял на дыбы». Преобразования осуществляются за счёт жестокой эксплуатации, ценой тысяч жизней, из отсталости страна вырывается через массовые казни, пытки, насильственное введение элементов европейской культуры.

Но автор уравновешивает острый драматизм ситуации вниманием к изображению
результатов дела Петра (можно сравнить описание жизни крестьян в имении Волкова в годы правления Софьи (кн. 1, гл. 4, подгл. 1) и в имении Буйносова в период царствования Петра (кн. 2, гл. 1, подгл. 3); проследить за изменениями в жизни Ивашки Бровкина).

Пётр показан глазами разных людей: матери, Софьи, бояр, соратников: Меншикова, Бровкина, немца Лефорта, простых людей — кузнеца Жемова, художника Голикова, крестьян, строителей, солдат. Это позволяет передать полифонию мнений о главном содержании образа — деле Петра.

Писатель запечатлел уникальное для изображаемой эпохи явление: изменение традиционных социальных траекторий, выдвижение людей не по знатности рода, а по уму, деловитости, приверженности новому (Меншиков, Алёшка Бровкин и его сестра Санька, Демидов и др.).

Определяя взаимоотношения между персонажами, писатель располагает их между двумя полюсами: сторонники и противники петровских преобразований. По отношению ко всем персонажам, даже второстепенным, действует принцип многогранности изображения (например, образ боярина Буйносова).

В раскрытии психологии героя Толстой широко использует приём «внутреннего жеста». Речь идёт о передаче внутреннего состояния через внешнее проявление. через движение, жест.

Писатель был убеждён, что «нельзя писать портрет героя на целых десяти страницах», «портрет героя должен проявиться из самого движения, борьбы, в столкновениях, в поведении») (XIII, с. 499)3.

Именно поэтому движение и его выражение — глагол — являются основой создания образа.

Народ в романе « Пётр Первый».

Пётр В романе А.Н.Толстого предстаёт как ярчайшее воплощение русского национального характера. Поставив в центр произведения царя-реформатора, писатель уделил особое внимание изображению активной роли народа в петровских преобразованиях.

В произведении постоянно слышна оценка происходящего народом, и для автора это является важнейшим критерием исторической справедливости дела Петра. В массовых сценах народ изображён не статично, а в столкновении противоречивых настроений.

Толстой мастерски пользуется полилогом, выделяет в обобщённом образе народа отдельные фигуры.

Во второй и третьей книгах автор показывает нарастание народного недовольства, свидетельство чему — частое упоминание имени мятежного Степана Разина. Движение раскольников также трактуется Толстым как одна из форм протеста против усиления гнёта в петровскую эпоху.

Воплощением конфликта стали данные крупным планом образы Овдокима, пегобородого Ивана и Федьки Умойся Грязью.

Символически звучит финал второй книги романа: угрюмый, клеймёный, закованный в кандалы мужик «Федька умойся Грязью, бросая волосы на воспалённый мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи … ».

Здесь и подчёркнуты кровавые усилия, которыми создаётся проход из Ладоги в открытое море, и акцентируется угроза, которую несёт строительство новой столицы империи.

Рассказывая о жизни русского человека, А.Толстой подчёркивает его трудолюбие, талантливость (образы Кузьмы Жемова, Кондрата Воробьёва (кн. 2, гл. 5, подгл. 3); палехского живописца Андрея Голикова (кн. 2, гл. 5, подгл. 3; кн. 2, гл. 2, подгл. 5).

В сражениях, которые ведёт Пётр, ярко проявляются такие качества русского народа, как героизм и мужество. Благодаря взаимодействию образов Петра и народа автору удалось показать бурное противоречивое историческое движение России и раскрыть судьбу нации в переломный момент, на многие века определивший ход её истории.

Роман «Петр Первый» — это вершинное произведение Толстого, получившее признание и в России, и в русском зарубежье. Если историческую концепцию петровской эпохи приняли не все, то высочайшее мастерство изобразительности, живой язык, неиссякаемый юмор сделали роман классическим произведением русской литературы.

Война как испытание русского характера «В дни войны Алексей Толстой оказался на посту. Его слова приободряли, веселили, горячили бойцов, Толстой не ушёл в молчание, не ждал, не ссылался на отчуждённость муз от музыки боя. Толстой говорил в октябре 1941 года, и Россия этого не забудет», — писал Илья Эренбург.

Ведущая тема творчества Толстого — русский характер в его историческом развитии — в годы Великой Отечественной войны приобрела особую актуальность.

Как и в исторической теме, центральным в произведениях военных лет стал образ родной земли, политой кровью предков, защищаемой «умными, чистыми, неторопливыми», «берегущими своё достоинство» русскими людьми.

Характерное для общественного сознания и культуры периода Великой Отечественной войны обращение к героическим образам отечественной истории и культуры, подвигам отцов и дедов способствовало укреплению национального самосознания. Задачу литературы писатель видел в том, чтобы быть «голосом героической души
народа».

Источник: https://info-shkola.ru/16489-2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector