Краткое содержание мольер скупой точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание комедии «Скупой» Мольера

Краткое содержание Мольер Скупой точный пересказ сюжета за 5 минут

Дочь состоятельного буржуа Гарпагона Элиза влюблена в молодого человека по имени Валер, спасшего ее во время кораблекрушения. Не желая расставаться с любимой, Валер поступает в услужение к ее отцу в качестве дворецкого. Они мечтают заключить брак, но препятствием является крайняя скупость Гарпагона, который почти наверняка не пожелает отдать дочь замуж за неимущего слугу.

В то же время Клеант, сын Гарпагона, испытывает те же трудности, юноша влюблен в красавицу Мариану, не так давно поселившуюся поблизости от их дома, но у девушки нет никакого приданого, и брат Элизы опасается, что отец никогда не позволит ему на ней жениться.

Для Гарпагона в жизни самым главным являются деньги, этот человек постоянно подозревает всех, в том числе собственных детей, в том, что они стремятся его ограбить.

Когда ему возвращают долг размером в десять тысяч экю, счастливый скупец складывает деньги в шкатулку и закапывает ее в саду, боясь, как бы кто-нибудь не узнал об этом сокровище.

Клеант и Элиза все же решаются заговорить с отцом о семейной жизни, о браке, и Гарпагон, к их немалому удивлению, начинает всячески расхваливать Мариану, сообщив затем, что планирует жениться на ней. Его сына намерения отца приводят в ужас, юноша не знает, что же ему теперь делать.

В то же время Гарпагон говорит детям о том, что нашел подходящего жениха для Элизы, господину Ансельму не более пятидесяти лет, он вполне достойный и обеспеченный человек, к тому же согласен взять девушку в жены без всякого приданого.

Элиза потрясена, но твердо объявляет отцу о том, что никогда не пойдет за этого старика, что для нее легче окажется добровольно покончить с жизнью.

В доме Гарпагона появляется сваха Фрозина. Хитрая и ловкая женщина старательно превозносит его достоинства, утверждая, что в свои отнюдь не юношеские годы он прекрасно выглядит и проживет еще не один десяток лет.

Фрозина хвалит и Мариану, рассказывая о том, что девушка скромна, порядочна, непритязательна и на ее содержание не потребуется никаких особых расходов. К тому же Мариане, по словам Фрозины, вовсе не нравятся молодые люди, ей нужен муж солидного возраста, такой, как Гарпагон.

Скупец очень доволен этим разговором, однако не собирается давать свахе ни единого гроша, как ей и предсказывали заранее.

Мариана, сопровождаемая Фрозиной, приходит с визитом в дом будущего супруга, хотя сама девушка и в ужасе от предстоящего брака, в который ее заставляет вступить мать. Сваха утешает ее тем, что Гарпагон весьма состоятелен и к тому же наверняка проживет недолго.

Только во время этого приема Мариана узнает о том, что ее возлюбленный Клеант приходится сыном пожилому кандидату в женихи, которого ей нашла Фрозина.

Находчивые молодые люди в присутствии Гарпагона ведут беседу, обращаясь друг к другу, тогда как сам скупец полагает, что Мариана разговаривает с ним, а сам Клеант выступает от имени отца.

В конце этого посещения юноша дарит возлюбленной роскошный перстень, сняв его с отцовской руки. Гарпагон просто в ужасе от расточительности сына, но не решается потребовать якобы свой подарок обратно.

Хозяин дома ненадолго отлучается по делам, а по возвращении видит, что его сын Клеант целует руку предполагаемой мачехе. После ухода Марианы Гарпагон расспрашивает юношу о том, как она ему понравилась, и молодой человек замечает, что девушка вовсе не так уж красива, и в отношении умственных способностей ей также абсолютно нечем похвастаться.

Хитрый Гарпагон в ответ замечает, что ему искренне жаль, что Мариана не пришлась Клеанту по душе, ведь он уже передумал жениться на ней и решил уступить эту девушку сыну. Юноша действительно попадается в отцовскую ловушку и сообщает Гарпагону, что уже давно любит Мариану, скупец понимает, что не ошибся в своих предположениях.

Между отцом и сыном вспыхивает ужасный скандал, Гарпагон громко объявляет Клеанту, что лишает его наследства и навсегда изгоняет из своего дома. В это же время слуга Лафлеш находит в саду шкатулку и поспешно выкрадывает ее. Скупец, обнаружив пропажу того, что является для него наибольшей ценностью в жизни, едва не лишается рассудка и подозревает в краже абсолютно всех окружающих.

При допросе повар Жак сообщает полиции, что видел шкатулку в руках у Валера, желая свести счеты с дворецким, к которому давно испытывает сильнейшую неприязнь. Когда Гарпагон начинает яростно обвинять Валера в хищении самого дорогого, что у него имеется, юноша, полагая, что скупец говорит о своей дочери Элизе, признает свою вину.

Но при этом Валер клянется, что побуждения его были благородными, хотя Гарпагон и не понимает, как возможно было совершить кражу из наилучших побуждений. Молодой человек твердит о добродетельности Элизы, о своей искренней любви к ней, а отец девушки считает, что тот говорит о шкатулке.

Гарпагон наконец осознает, в чем заключается вся история, когда Валер сообщает ему, что уже подписал с его дочерью брачный договор.

В этот же вечер на ужин в дом Гарпагона приходит Ансельм, желая познакомиться с будущей невестой Элизой. Неожиданно открывается истина о том, что на самом деле Валер и Мариана приходятся детьми знатному и состоятельному жителю Неаполя дону Томазо, который теперь обитает в Париже, скрываясь под именем Ансельма.

Шестнадцать лет назад корабль, на котором дон Томазо плыл вместе с женой, сыном и дочерью, утонул из-за бури. В течение многих лет дочь с матерью, сын и отец считали, что никого из остальных членов семьи давно нет в живых.

Ансельм даже принимает решение снова жениться, но теперь выясняется правда, которая заставляет всех изменить первоначальные планы и намерения.

Гарпагон дает согласие на брак Элизы и Валера.

В то же время он разрешает Клеанту взять в супруги Мариану с условием, что ему вернут шкатулку с деньгами, господин Ансельм полностью оплатит все расходы, связанные с обеими предстоящими свадьбами, предоставит Гарпагону новую одежду и заплатит полицейскому комиссару за проведенное расследование, которое оказалось напрасным. Скупец оставляет домочадцев наслаждаться своим счастьем, торопясь скорее увидеть шкатулку и пересчитать находящиеся в ней деньги.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/kratkoe-soderzhanie-komedii-skupoj-moler.html

Краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

Ковьель – слуга Клеонта.

Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

Николь – служанка Люсиль.

Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

Учителя танцев, музыки, фехтования, философии, которых нанимал Журден.

Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке».

Явление 2

Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле», «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

Явления 2-3

Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы наносить противнику удары» и «самому таковых не получать». Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

Явления 4-5

Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

Явление 6

Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость», «Ваше сиятельство», «Ваша светлость», за что получают щедрую плату.

Действие третье

Явления 1-3

Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом», а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

Явления 4-5

Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне», чем тешит самолюбие мещанина.

Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей», чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой», а Доранта «проходимцем».

Явления 6

Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило».

Явления 7-11

Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет». Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явления 13-14

Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю».

Явления 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

Читайте также:  Краткое содержание сказок салтыкова-щедрина за 2 минуты

Явления 19-20

Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

Действие четвертое

Явление 1

Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир». Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей», считая, что женщина знает, что это подарок от него.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

Явления 5-8

Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

Ковьель просит Доранта подыграть им.

Явления 9-13

Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

Действие пятое

Явление 1

Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

Явления 2-3

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

Явления 4-7

Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно». Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!».

«Комедия заканчивается балетом».

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мещанина во дворянстве», а прочесть комедию в полном варианте.

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/moler/meshhanin-vo-dvoryanstve

Краткое содержание “Скупой” Мольера

Дочь Гарпагона Элиза и Валер давно любили друг друга. Их первая встреча была весьма романтична: корабль, на котором они оба находились, начал тонуть, и Валер спас Элизу от страшной смерти.

Валер так влюбился в Элизу, что переехал в Париж и устроился дворецким в дом отца возлюбленной. Они мечтали выйти замуж, но между ними стоял жадный и тщеславный отец Элизы. Он ни за что бы не отдал свою дочь за того, у которого нет ни гроша.

Валеру целыми днями приходилось потакать прихотям скупца, надеясь завоевать его расположение.

Брат Элизы, Клеант, влюбился в новую соседку, Мариану. Ее семья тоже была бедна, и Клеант опасался гнева отца.

Гарпагон считал деньги главным в жизни, он был бесконечно скуп и бесконечно подозрителен: он считал, что каждый. начиная от слуг и заканчивая его собственными детьми, хотят его ограбить.

Когда случились описанные в комедии события, у Гарпагона был приступ подозрительности: за день до этого он обогатился на десять тысяч экю.

Не считая сундуки надежным укрывательством его богатств, он прячет деньги в шкатулку, зарывает ее в землю и целыми днями трепещет при мысли о том, что кто-то раздобудет его клад.

Элиза и Клеант, заручившись поддержкой друг друга, решились поговорить с отцом о том, что они оба влюблены и представить ему своих избранников. Ко всеобщему удивлению, Гаргапон одобрил выбор Клеанта – ну и что, что она бедна, зато в остальном – баба хоть куда! Он разрешает сыну жениться на ней. Клеанту, не готовому к такому повороту, становится дурно.

Элизе Гарпагон нашел подходящего мужа: состоятельного и степенного господина Ансельма. Он мужчина в самом расцвете сил – ему всего пятьдесят; – и он согласен взять в жены бесприданницу Элизу. Элиза проявляет твердость характера и говорит отцу о том, что покончит с собой, если он соберется отдать ее этому старику.

Клеанту критически не хватает денег – скупой отец даже не дает ему денег на платье. Тогда он решается стать ростовщиком. Маклер Симон находит для него заимодавца, не называя при этом его имени.

Тот ссужал деньги под процент гораздо больший, чем принятые пять, и дает на руки только двенадцать из обещанных пятнадцати, но у Клеанта не было выбора – пришлось брать то, что предлагают. Оказывается, что жадный заимодавец – это его родной отец.

Гарпагон с удовольствием соглашается сотрудничать с каким-то молодым неопытным юношей. Кроме того, Симон сказал ему, что этот юноша ожидает скорой смерти своего богатого папаши.

Сотрудничество Гарпагона и Клеанта перетекает во взаимное обвинение друг друга: отец распекает сына за то, что тот все глубже увязает в долгах, сын пеняет отцу на то, что тот постыдно занимается ростовщичеством.

Гаргапон прогоняет Клеанта и встречается со свахой Фрозиной. Фрозина с ходу осыпает старика комплиментами: что он в шестьдесят лет не уступает двадцатилетнему юнцу, проживет еще сто лет и успеет похоронить своих детей и внуков.

Сваха переключается на невесту: Мариана – красавица хоть куда, отсутствие у нее приданого не отнимает у нее природной скромности и неприхотливости; содержать ее – одно удовольствие: посмотри, как она мало кушает! И ей не интересны молодые, она любит шестидесятилетних, да в очках и с бородой.

Гаргапон остается чрезвычайно удовлетворен, но все же не дает Фрозине ни гроша. Сваха не сильно расстроилась: она все равно добьется своего, не так, так по-другому.

Гаргапон устраивает невидалое событие – званый ужин, и приглашает жениха Элизы, старика Ансельма с Марианой. Однако и тут Гарпагон проявляет скупердяйство, дав повару (который на самом деле кучер) приказ приготовить дешевый и вкусный ужин. Валер вторит хозяину, и без конца разглагольствует об экономии, чтобы угодить Гарпагон.

Жаку противно смотреть на то, как Валер из кожи вон лезет, чтобы лишний раз подлизаться. Жак чистосердечно выкладывает хозяину всю правду: о том, как весь город судит о его невероятной жадности. Сначала слугу бьет сам Гарпагон, а потом и его…дворецкий. Насчет побоев хозяина он ничего не говорит, но Валеру обещает отомстить.

Как это обсуждалось раньше, Мариана и Фрозина приезжают к Гарпагону днем. Девушка шокирована тем, за кого мать заставляет ее выходить замуж. Фрозина утешает ее тем, что Гарпагон, хоть и богат, но уже скоро обязательно помрет. Только в гостях Мариана выясняет, что ее любимый Клеант – сын этого мерзкого старика.

Но даже при Гарпагоне, который был, в общем-то, глуповат, молодые умудряются побеседовать на свои темы – Клеант говорил якобы от лица своего отца, а Мариана якобы разговаривала с Гарпагоном, когда на самом деле обращалась к его сыну. Увидев, что уловка прокатила, Клеант дарит Мариане перстень с бриллиантом, снимая его прямо с отцовского пальца.

Тот рассвирепел, но ничего не сказал пройдохе.

Когда Гарпагону пришлось уйти по важным делам, Клеант, Мариана и Элиза заговорили об отношениях. Фрозина, слушавшая их, поняла, в каком отчаянном положении все они оказались, и искренне сочувствовала им. Она попросила их не отчаиваться и пообещала как-нибудь разрешить сложившуюся ситуацию.

Возвратившись, Гарпагон видит, как сын целует руку своей будущей мачехи, и тут же стал подозрителен: а не обманывают ли его. Он начал выспрашивать у Клеанта, как ему нравится его будущая мачеха.

Клеант, чтобы успокоить обеспокоенного отца, говорит, что вблизи она не так уж и хороша: весьма посредственная внешность, наигранное поведение, и умом она не блещет.

Тогда Гарпагон решил схитрить и выражает сочувствие по поводу того, что Мариана не понравилась сыну: ведь он собрался отменить женитьбу и уступить дорогу сыну. Клеант попадается на этот трюк и признается, что горячо любит Мариану. Это было как раз то, чего добивался Гарпагон.

Отец и сын начинают ссорится и не переходят к драке только благодаря своевременному появлению Жака. Тот взял на себя роль посредника, передавая слова отца сыну и наоборот.

Ему показалось, что он устранил конфликт, и слуга ушел. Едва за ним закрылась дверь, как брань снова возродилась с пущей силы.

В ходе ссоры Гарпагон отказывается от сына, лишает его наследства, проклинает и приказывает выметаться вон.

Пока Клеант был занят выяснением отношений с отцом, его слуга, Лафлеш раскопал шкатулку Гарпагона в саду и украл ее. Когда тот обнаруживает пропажу клада, он впадает в истерику: ругает и винит всех, даже себя самого.

Он со всех ног бросается в полицию и объясняет комиссару, что вором может оказаться любой из домашних, даже больше – любой из жителей целого города, да что уж там, вообще любой человек. Он просит допросить всех и каждого. Допрос полиция начинает с Жака. Тот усматривает в этом случай отомстить Валеру за побои и указывает на него.

Валера обвиняют в “похищении самого дорогого, что было у Гарпагона”: Валер решает, что они узнали об их отношениях с Элизой, и признается во все.

Так же он говорит, что все содеянное им было сделано исключительно во благо. Несмотря речи дворецкого об Элизе, о любви и о добродетельности, Гарпагон продолжал считать, что Валер говорит о шкатулке.

Он понимает, что происходит только тогда, когда Валер упоминает о брачном контракте с Элизой.

Когда на ужин приходит господин Ансельм, Гарпагон продолжает буйствовать. Через несколько минут вдруг выясняется, что Валер и Мариана приходятся друг другу братом и сестрой. Оба они – дети богатого дона Томазо, который в данный момент живет в Париже, называясь господином Ансельмом.

Шестнадцать лет до этого, когда дон Томазо и его семья бежали из родного города, их корабль утонул во время бури. Крушение разделило спасшуюся семью: все считали, что кроме него никто не выжил. Господин Ансельм не хотел умирать в одиночестве и решил заиметь семью.

Как хорошо, что все так вовремя разрешилось!

Гарпагон наконец-то разрешил Валеру жениться на Элизе, а Клеанту – на Мариане, если те вернут ему шкатулку. Так же он потребовал, чтобы господин Ансельм профинансировал обе свадьбы и сшил ему, Гарпагону, новый костюм.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-skupoj-molera/

Скупой

Элиза, дочь Гарпагона, и юноша Валер полюбили друг друга уже давно, и произошло это при весьма романтических обстоятельствах — Валер спас девушку из бурных морских волн, когда корабль, на котором оба они плыли, потерпел крушение. Чувство Валера было так сильно, что он поселился в Париже и поступил дворецким к отцу Элизы.

Читайте также:  Краткое содержание ломоносов пётр великий точный пересказ сюжета за 5 минут

Молодые люди мечтали пожениться, но на пути к осуществлению их мечты стояло почти непреодолимое препятствие — невероятная скаредность отца Элизы, который едва ли согласился бы отдать дочь за Валера, не имевшего за душой ни гроша.

Валер, однако, не падал духом и делал все, чтобы завоевать расположение Гарпагона, хотя для этого ему и приходилось изо дня в день ломать комедию, потворствуя слабостям и неприятным причудам скупца.

Брата Элизы, Клеанта, заботила та же проблема, что и ее: он был без ума влюблен в поселившуюся недавно по соседству девушку по имени Мариана, но поскольку она была бедна, Клеант опасался, что Гарпагон никогда не позволит ему взять Мариану в жены.

Деньги являлись для Гарпагона самым главным в жизни, причем безграничная скупость его сочеталась еще и со столь же безграничной подозрительностью — всех на свете, от слуг до собственных детей, он подозревал в стремлении ограбить его, лишить любезных сердцу сокровищ.

В тот день, когда разворачивались описываемые нами события, Гарпагон был более мнителен, чем когда-либо: еще бы, ведь накануне ему вернули долг в десять тысяч экю.

Не доверяя сундукам, он сложил все эти деньги в шкатулку, которую потом закопал в саду, и теперь дрожал, как бы кто не пронюхал о его кладе.

Собравшись с духом, Элиза с Клеантом все же завели с отцом разговор о браке, и тот, к их удивлению, с готовностью поддержал его; более того, Гарпагон принялся расхваливать Мариану: всем-то она хороша, разве что вот бесприданница, но это ничего… Короче, он решил жениться на ней. Эти слова совершенно ошарашили брата с сестрой. Клеанту так просто стало дурно.

Но это еще было не все: Элизу Гарпагон вознамерился выдать замуж за степенного, благоразумного и состоятельного г-на Ансельма; лет ему было от силы пятьдесят, да к тому же он согласился взять в жены Элизу — подумать только! — совсем без приданого. Элиза оказалась покрепче брата и решительно заявила отцу, что она скорее руки на себя наложит, чем пойдет за старика.

Клеант постоянно нуждался в деньгах — того, что давал ему скупердяй отец, не хватало даже на приличное платье — и в один прекрасный день решился прибегнуть к услугам ростовщика. Маклер Симон нашел для него заимодавца, имя которого держалось в секрете.

Тот, правда, ссужал деньги не под принятые пять процентов, а под грабительские двадцать пять, да к тому же из требуемых пятнадцати тысяч франков только двенадцать готов был дать наличными, в счет остальных навязывая какой-то ненужный скарб, но выбирать Клеанту не приходилось, и он пошел на такие условия.

Заимодавцем выступал родной папаша Клеанта. Гарпагон охотно согласился иметь дело с неизвестным ему молодым повесой, так как, по словам Симона, тот в самое ближайшее время ожидал кончины своего богатого отца.

Когда наконец Гарпагон с Клеантом сошлись в качестве деловых партнеров, возмущению как одного, так и другого не было предела: отец гневно клеймил сына за то, что тот постыдно залезает в долги, а сын отца — за не менее постыдное и предосудительное ростовщичество.

Прогнав с глаз долой Клеанта, Гарпагон был готов принять дожидавшуюся его Фрозину, посредницу в сердечных делах, или, попросту говоря, сваху.

С порога Фрозина принялась рассыпаться в комплиментах пожилому жениху: в свои шестьдесят Гарпагон и выглядит лучше иных двадцатилетних, и проживет он до ста лет, и еще похоронит детей и внуков (последняя мысль пришлась ему особенно по сердцу).

Не обошла она похвалами и невесту: красавица Мариана хоть и бесприданница, но так скромна и непритязательна, что содержать её — только деньги экономить; и к юношам её не потянет, так как она терпеть их не может — ей подавай не моложе шестидесяти, да так чтоб в очках и при бороде.

Гарпагон был чрезвычайно доволен, но, как ни старалась Фрозина, ей — как и предсказывал слуга Клеанта, Лафлеш, — не удалось выманить у него ни гроша. Впрочем, сваха не отчаивалась: не с этого, так с другого конца она свои денежки получит.

В доме Гарпагона готовилось нечто прежде невиданное — званый ужин; на него были приглашены жених Элизы г-н Ансельм и Мариана.

Гарпагон и тут сохранил верность себе, строго велев слугам не дай Бог не ввести его в расходы, а повару (кучеру по совместительству) Жаку приготовить ужин повкуснее да подешевле.

Всем указаниям хозяина относительно экономии усердно вторил дворецкий Валер, таким образом пытавшийся снискать расположение отца возлюбленной. Искренне преданному Жаку было противно слушать, как бессовестно Валер подлизывался к Гарпагону.

Дав волю языку, Жак честно рассказал хозяину, как весь город прохаживается насчет его невероятной скаредности, за что был побит сначала Гарпагоном, а потом и усердствующим дворецким. Побои от хозяина он принял безропотно, Валеру же обещал как-нибудь отплатить.

Как было договорено, Мариана в сопровождении Фрозины нанесла Гарпагону и его семейству дневной визит. Девушка была в ужасе от женитьбы, на которую её толкала мать; Фрозина пыталась утешить её тем, что в отличие от молодых людей Гарпагон богат, да и в ближайшие три месяца непременно помрет.

Только в доме Гарпагона Мариана узнала, что Клеант, на чьи чувства она отвечала взаимностью, — сын её старого уродливого жениха.

Но и в присутствии Гарпагона, не отличавшегося большой сообразительностью, молодые люди ухитрились побеседовать как бы наедине — Клеант делал вид, что говорит от имени отца, а Мариана отвечала своему возлюбленному, тогда как Гарпагон пребывал в уверенности, что слова её обращены к нему самому.

Увидав, что уловка удалась, и от этого осмелев, Клеант, опять же от имени Гарпагона, подарил Мариане перстень с бриллиантом, сняв его прямо с папашиной руки. Тот был вне себя от ужаса, но потребовать подарок обратно не посмел.

Когда Гарпагон ненадолго удалился по спешному (денежному) делу, Клеант, Мариана и Элиза повели беседу о своих сердечных делах. Присутствовавшая тут же Фрозина поняла, в каком нелегком положении оказались молодые люди, и от души пожалела их. Убедив молодежь не отчаиваться и не уступать прихотям Гарпагона, она пообещала что-нибудь придумать.

Скоро возвратясь, Гарпагон застал сына целующим руку будущей мачехи и забеспокоился, нет ли тут какого подвоха.

Он принялся расспрашивать Клеанта, как тому пришлась будущая мачеха, и Клеант, желая рассеять подозрения отца, отвечал, что при ближайшем рассмотрении она оказалась не столь хороша, как на первый взгляд: наружность, мол, у нее посредственная, обращение жеманное, ум самый заурядный.

Здесь настал черед Гарпагона прибегнуть к хитрости: жаль, сказал он, что Мариана не приглянулась Клеанту — ведь он только что передумал жениться и решил уступить свою невесту сыну. Клеант попался на отцовскую уловку и раскрыл ему, что на самом деле давно влюблен в Мариану; это-то и надо было знать Гарпагону.

Между отцом и сыном началась ожесточенная перепалка, не закончившаяся рукоприкладством только благодаря вмешательству верного Жака.

Он выступил посредником между отцом и сыном, превратно передавая одному слова другого, и так добился примирения, впрочем недолгого, так как, едва стоило ему уйти, соперники разобрались что к чему.

Новая вспышка ссоры привела к тому, что Гарпагон отрекся от сына, лишил его наследства, проклял и велел убираться прочь.

Пока Клеант не слишком успешно боролся за свое счастье, его слуга Лафлеш не терял даром времени — он нашел в саду шкатулку с деньгами Гарпагона и выкрал её. Обнаружив пропажу, скупец едва не лишился рассудка; в чудовищной краже он подозревал всех без исключения, чуть ли даже не самого себя.

Гарпагон так и заявил полицейскому комиссару: кражу мог совершить любой из его домашних, любой из жителей города, любой человек вообще, так что допрашивать надо всех подряд. Первым под руку следствию подвернулся Жак, которому тем самым неожиданно представился случай отомстить подхалиму-дворецкому за побои: он показал, что видел у Валера в руках заветную Гарпагонову шкатулку.

Когда Валера приперли к стенке обвинением в похищении самого дорогого, что было у Гарпагона, он, полагая, что речь, без сомнения, идет об Элизе, признал свою вину. Но при этом Валер горячо настаивал на том, что поступок его простителен, так как совершил он его из самых честных побуждений.

Потрясенный наглостью молодого человека, утверждавшего, что деньги, видите ли, можно украсть из честных побуждений, Гарпагон тем не менее упорно продолжал считать, что Валер сознался именно в краже денег — его нимало не смущали слова о непоколебимой добродетельности шкатулки, о любви к ней Валера… Пелена спала с его глаз, только когда Валер сказал, что накануне они с Элизой подписали брачный контракт.

Гарпагон еще продолжал бушевать, когда к нему в дом явился приглашенный на ужин г-н Ансельм.

Лишь несколько реплик потребовалось для того, чтобы вдруг открылось, что Валер и Мариана — брат и сестра, дети знатного неаполитанца дона Томазо, ныне проживающего в Париже под именем г-на Ансельма, Дело в том, что шестнадцатью годами ранее дон Томазо вынужден был с семьей бежать из родного города; их корабль попал в бурю и утонул. Отец, сын, мать с дочерью — все жили долгие годы с уверенностью, что прочие члены семьи погибли в море: г-н Ансельм на старости лет даже решил обзавестись новой семьей. Но теперь все встало на свои места.

Гарпагон позволил наконец Элизе выйти за Валера, а Клеанту взять в жену Мариану, при условии, что ему возвратят драгоценную шкатулку, а г-н Ансельм возьмет на себя расходы по обеим свадьбам, справит Гарпагону новое платье и заплатит комиссару за составление оказавшегося ненужным протокола.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII−XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Источник: http://Kratkoe-Soderjanie.ru/moler/skupoi.html

Мольер «Мещанин во дворянстве» — краткое содержание

Комедию «Мещанин во дворянстве» написал в 1670 году Жан-Батист Поклен, больше известный как Мольер. Произведение относится литературному направлению реализм. Автор высмеивает типичного богатого буржуа – господина Журдена, который вознамерился стать аристократом. Но на деле лишь неуклюже подражал дворянской жизни.

1

Мольер «Мещанин во дворянстве» — действие первое

Действие происходит в Париже. Учитель музыки вместе с учителям танцев репетируют перед предстоящим выступлением. Между собой они обсуждают глупость и невежество господина Журдена. Но, когда появляется сам богач, учителя всячески льстят ему, нахваливая новый халат.

Журден не понимает красоты звучания скрипки, считают ее игру скучной. Собеседники советуют ему больше времени уделять изучению искусств.

2

Мольер «Мещанин во дворянстве» — действие второе

Журден отдает распоряжение вечером устроить балет, так как к нему приедет очень важная гостья. Учителя, предвкушая наживу, советуют горе-аристократу давать концерты чаще. Далее приходит учитель фехтования. Он считает танцы и музыку никчемными занятиями. Учителя начинают спорить друг с другом.

Пытаясь прекратить спор, Журден призывает на помощь учителя философии. Но тот и сам ввязывается в перепалку. Дело доходит до драки.

Учитель философии преподает Журдену такие научные дисциплины, как физику, этику и логику. Богач считает это неинтересным и скучным. Тогда учитель начинает преподавать грамоту. Журден просит помочь написать любовную записку и неожиданно открывает для себя, что всю жизнь говорил прозой.

Затем приходит портной с новым костюмом. Журден замечает, что он сшит из точно такой же ткани, как и у самого портного. К тому же рисунок расположен неправильно — перевернут вверх дном. Но портной уверяет, что это писк моды и именно так одеваются в высших кругах.

3

Мольер «Мещанин во дворянстве» — действие третье

Служанка дочери Журдена, Николь, смеется над новым костюмом мещанина. Жена богача тоже осуждает внешний вид мужа.

Граф Дорант же нахваливает обновку мещанина, а потом просит у него деньги. Госпожа Журден осуждает графа, а мужа называет «дойной коровой». Дорант говорит, что договорился с маркизой, чтобы та посетила дом мещанина.

Жена господина Журден хочет выдать дочь замуж за Клеонта. Служанка Николь в восторге от этой новости, ведь ей так нравится слуга Клеонта.

Клеонт просит у мещанина руки его дочери, но тот отказывает. Журден не хочет отдавать дочь за человека недворянского происхождения. Расстроенного Клеонта утешает его слуга Ковьель, уверяя, что придумал, как обмануть богача.

Оказывается, все подарки маркизе от мещанина, Дорант преподносил как свои. Аристократка согласилась на встречу у Журдена, так как не хотела компрометировать себя, приглашая Доранта к себе или посетив его сама.

Маркиза смеется над неуклюжим поклоном Журдена. Дорант предупреждает его, чтоб тот не говорил о драгоценностях, ранее подаренных мещанином гостье. Объясняет свою просьбу тем, что в высшем обществе о таком не напоминают.

 4) Мольер «Мещанин во дворянстве» — действие четвертое

Идет пир. Доримена удивлена, что такое торжество посвящено именно ей. Журден, полагая, что та знает, кто купил ее бриллиант называет украшение безделицей.

Появляется госпожа Журден. Она считает, что муж нашел себе новую пассию и ради нее выпроводил жену из дома.

Ковьель представляется Журдену давним другом его отца. Он рассказывает, что Клеонт на самом деле — сын дворянина. Также от сообщает, что на дочери мещанина желает жениться сын султана из Турции. Появляется Клеонт, переодетый турком, и говорит о своем намерении.

Церемония проходит на турецкий лад, с танцующими и поющими дервишами.

5

Мольер «Мещанин во дворянстве» — действие пятое

Мещанин говорит жене, что отныне он — мамуши. Госпожа Журден сетует, что ее муж очевидно сошел с ума. Люсиль отказывается от предложение руки и сердца, но затем узнает в чужестранце своего любимого, Клеонта. Девушка дает согласие на брак. Госпожа Журден тоже узнав правду, отдает приказ привезти нотариуса.

Граф говорит, что он и маркиза скоро поженятся. Журден уверен, что это объявление лишь для отвода глаз. Он отдает Николь переводчику, переодетому Ковьелю, а собственную жену — кому угодно.

Ковьель называет господина Журдена сумасбродом.

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» — шедевр не только французской, но и мировой литературы. Произведение стоит того, чтобы потратить время на чтение полной версии, а не только краткого пересказа.

Источник: http://SovetClub.ru/moler-meshhanin-vo-dvoryanstve-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание Мещанин во дворянстве, Мольер по действиям читать

Краткое содержание Мещанин во дворянстве

Комедия в пяти действиях

Действующие лица:

Г-н Журден – мещанин

Г-жа Журден – его жена

Люсиль – их дочь

Клеонт – молодой человек, влюбленный в Люсиль

Доримена – маркиза

Дорант – граф, влюбленный в Доримену

Николь – служанка в доме г-на Журдена

Ковьель – слуга Клеонта

Действие 1

У почтенного господина Журдена есть все, о чем можно только мечтать: и семья, и здоровье, и деньги. Однако ему этого недостаточно и он хочет стать истинным аристократом. Эта мания причиняла массу неудобств его домочадцам, но была на руку услужливым парикмахерам, портным, учителям.

Журден платил им большие деньги за то, чтобы они сделали из него знатного кавалера. Вот теперь с самого утра его ожидали учитель музыки и учитель танцев. Они были счастливы поработать на такого щедрого господина.

Он же их пригласил, чтобы они подготовили интересное представление для одной знатной особы, которую он пригласил сегодня на обед.

Когда Журден появился, первым делом, он спросил у учителей, нравится ли им его новый халат. По словам портного в таких по утрам ходили все аристократы. Музыкант и танцор, понимая, что от их оценки зависит размер гонорара, не скупясь, нахваливали халат как могли.

Затем они стали показывать Журдену номера, которые сочинили для сегодняшнего вечера. Не понимая ничего в искусстве, он лишь делал вид, что наслаждается представлением, а про балет даже сказал, что «танцоры лихо откалывают».

Серенада ему показалось пресноватой, потому он исполнил свою уличную песенку, за что снова был осыпан похвалой.

Действие 2

Учителя от души обрадовались своему успеху и Журдена и пригласили господина заниматься у них. Музыкант даже посоветовал почаще устраивать такие домашние представления, как это принято во всех знатных домах. Учитель танцев предложил обучаться изысканному танцу – минуэту.

Журден попросил его научить, как правильно кланяться, чтобы он мог поклониться перед своей гостьей – маркизой, в которую он был тайно влюблен. Затем появился учитель фехтования. Он объяснил, что вся суть его «науки наук» в том, чтобы наносить удары, а самому избегать их.

Следующим в списке был урок философии. Учитель спросил господина, чему бы тот хотел обучаться: логике, физике или может быть этике. Журден попросил разъяснить, что это за предметы такие, но услышав много незнакомых слов, отказался их изучать.

Он попросил заняться с ним правописанием и очень радовался своим познаниям в этой сфере. Весь урок они занимались произношением гласных букв, в частности буквы «у». Для того чтобы ее правильно произнести, нужно было верхние и нижние губы приблизить и вытянуть их в «у».

Вслух он сожалел, что раньше этому не учился.

Он попросил учителя философии помочь ему написать записку для маркизы. Когда учитель поинтересовался в прозе или в стихах, Журден сказал, что ему не нравится ни то, ни другое. Философ объяснил, что все написанное бывает либо в прозе, либо в стихах.

Сделав открытие, что сам он говорит прозой, Журден выбрал прозу. Появился портной и принес ему новый костюм. Подмастерье, надевая его на господина, не скупился на лестные слова, называл его то «Ваша светлость», то «Ваша милость». За каждую похвалу он получал деньги.

А если бы назвал его еще «Ваше высочество», то получил бы целый кошелек денег.

Действие 3

В своем новом костюме господин решил прогуляться по городу. В этот момент появились госпожа Журден и служанка Николь. Служанка, увидев своего хозяина в таком костюме, не могла удержаться от смеха. Госпожа Журден упрекнула мужа в том, что он вырядился как шут, на что он ответил, что так полагают только дураки и дуры.

Затем он собрался показать жене и Николь чему научился за сегодняшний день. Для начала он спросил их, знают ли они, как правильно произносить букву «у». Ничего не понимающих женщин он назвал невеждами. Для того, чтобы продемонстрировать искусство фехтования он попросил Николь кольнуть его шпагой, что она и сделала.

Журден закричал и сказал, что это слишком быстро, ведь он не успевает отразить удары.

Госпожа Журден сказала мужу, что с ним все водятся только из-за богатства и денег, как, например, граф Дорант. Появился сам Дорант и просил подсчитать, сколько он уже задолжал господину. Журден сказал, что сумма составляет пятнадцать тысяч восемьсот. Тогда Дорант попросил занять еще двести рублей, дабы округлить сумму.

За это госпожа Журден назвала его «дойной коровой». Когда мужчины остались одни, Дорант попросил Журдена не напоминать Доримене о бриллианте, подаренном через него, так как маркиза не любит таких разговоров. Пока они обсуждали предстоящий ужин, Николь сказала госпоже, что у мужчин какие-то планы.

На это госпожа ответила, что давно подозревает своего муженька в том, что он за кем-то приударяет.

Молодой юноша Клеонт был влюблен в Люсиль и она вроде тоже отвечала ему взаимностью. Госпожу Журден он полностью устраивал как зять. Она попросила Николь отвести юношу к господину Журдену, чтобы он мог просить руки их дочери. Николь и сама была заинтересована в этом, так как была влюблена в слугу Клеонта по имени Ковьель и собиралась за него замуж.

Господин Журден, в первую очередь, поинтересовался у Клеонта дворянин ли он. Когда тот ответил, что нет, то Журден отказал ему. Жена напомнила ему, что он и сам мещанин, но он, и слышать об этом не хотел. Появились Дорант с Дорименой. Все устроенное Журденом, как и бриллиант, Дорант причислял к своим подаркам. Он ведь и сам давно приударял за маркизой.

Приписывая все безумные траты Журдена себе, он все-таки смог покорить ее сердце.

Действие 4

Позабавив гостей своими неуклюжими поклонами, Журден пригласил их за стол. Доримена была польщена роскошным обедом, но упрекнула Доранта в излишних затратах. Она с удовольствием поглощала изысканные яства под комплименты странного буржуа.

В этот момент появилась госпожа Журден, которую муж отправил к сестре. Теперь она поняла, для чего были все эти приготовления, и устроила скандал. Журден уверял ее, что обед был устроен в честь маркизы графом Дорантом, но она не унималась.

Маркиза, смутившись, покинула их дом, так как не желала вносить разлад в чужую семью. Граф последовал за ней.

Как только они удалились, прибыл новый гость. Это был переодетый Ковьел. Он представился бывшим другом покойного отца Журдена, которого он называл истинным дворянином. После этого заверения он мог рассказывать, что угодно и тот всему верил. Ковьель рассказал, что в Париже находился его хороший друг, сын турецкого султана, который был без памяти влюблен в Люсиль.

Для того чтобы породниться тестя нужно было посвятить в мамамуши, то есть паладины. Журдену эта идея понравилась. Затем прибыл сам сын турецкого султана – переодетый Клеонт. Он говорил на каком-то непонятном языке, а Ковьель переводил. С сыном султана прибыли «важные» муфтии и дервиши для проведения обряда посвящения.

Далее проходила колоритная церемония с турецкой музыкой, плясками и даже ритуальными побоями посвящаемого.

Действие 5

В это время вернулись Дорант с Дорименой. Граф уже был посвящен в план Ковьеля и смог уговорить маркизу вернуться, чтобы не пропустить такое представление. Они с маркизой с самым серьезным видом поздравили Журдена с посвящением в паладины. Тот, в свою очередь, хотел поскорее выдать замуж Люсиль за сына турецкого султана.

Бедная девушка сначала не желала идти за турка, но как только узнала в нем Клеонта, сразу же согласилась. Журден благословил молодых и послал за нотариусом, чтобы поскорее заверить этот союз. Услуги нотариуса пригодились еще одной паре – Доранту с Дорименой.

А пока они ждали, все наслаждались славным балетом и просто весело проводили время.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Мещанин во дворянстве, Мольер

Сочинения по произведению Мещанин во дворянстве, Мольер

Краткая биография Жана-Батиста Мольера

Источник: http://www.sdamna5.ru/mecshanin_kratko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector