Краткое содержание некрасов кому на руси жить хорошо точный пересказ сюжета за 5 минут

Кому на Руси жить хорошо

Краткое содержание Некрасов Кому на Руси жить хорошо точный пересказ сюжета за 5 минут

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно.

Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную.

Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия.

Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Продолжение после рекламы:

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести.

Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу.

Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится.

Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница.

Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика.

Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой.

Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь.

Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба.

Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев.

Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие.

Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины.

Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего.

Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей.

Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты.

Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие.

Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга.

Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова.

Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком.

Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом.

Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть.

Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь.

Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Источник: https://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/

Кратчайшее содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» для читательского дневника (Н. Некрасов) | Литерагуру

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» нелегко понять с первого раза.

Основные события запутанные, сюжет полон мистики и фольклорных символов, язык отдает глубокой стариной, ведь многие слова сейчас уже не используются в обиходе.

Чтобы помочь вам справиться с этим испытанием, команда «Литерагуру» разместила очень краткое содержание книги для читательского дневника и несложный анализ книги.

(526 слов) Произведение начинается со встречи семи мужиков — временно обязанных крестьян. Между ними возникает спор, кто на Руси живет лучше. В пути конфликт не прекращается, дошло до драки. Но вот один из них поймал птенца пеночки, и птица в обмен на его жизнь создает скатерть-самобранку, чтобы герои смогли обойти всю Русь и выяснить, кто прав.

В следующих главах писатель рассказывает о поисках мужиков. Сперва проверили благосостояние попа. Ответ мужики услышали не тот, который ожидали. Священнослужитель говорит, что счастье в спокойствии, но поп этого не имеет: его постоянно дергают на свадьбы, похороны, крестины, а денег дают мало.

Дальше мужики отправились на ярмарку — узнать у народа об их жизни. Находясь на ярмарке, мужики увидели пьющий народ и драки, сделав вывод, что здесь нет довольных жизнью людей.

Встречный человек Ермила Гирин делится историей, как он отправил постороннего человека вместо брата в рекруты, как раскаялся в этом, как просил у народа скинуться по рублю, а потом роздал каждому то, что взял на дело, как сидел в остроге после крестьянского бунта.

О своей жизни рассказывает следующий встречный, дворянин Гаврила, он вспомнил, как весело жил, держал крепостных, но после отмены крепостного права ничего не осталось веселого от прежнего раздолья.

Мужики уже не верили, что встретят счастливого человека и решили спросить у женщин. Они поделились историей о Матрене, которая сама рассказала свою историю. Она жила в хорошей семье.

В молодости вышла замуж, родители мужа невзлюбили невестку, и ей пришлось терпеть все обиды, вот только дедушка Савелий был добр к ней, но случилась трагедия, дед не уследил за сыном Матрены: Дёмушку съели свиньи. Матрена не смогла забыть это, хоть у нее потом родилось еще пятеро детей.

Сам дед полжизни провел на каторге за то, что убил управляющего, который довел крестьян до нищеты.

Читайте также:  Краткое содержание шеридан школа злословия точный пересказ сюжета за 5 минут

Но случилась еще одна беда, сына Матрены обвинили в неисправной работе, и она взяла всю вину на себя, получив побои. Потом, будучи беременной, она отправилась спасать своего мужа рекрутства и отстояла его освобождение, выпросив его у барыни – супруги чиновника. Сама героиня считает, что крестьянка не может быть счастлива.

Дальше мужики пришли к Волге и там заметили народ, который усердно работает. Но выяснилось, они это делают для старого помещика Утянина, который не знает об отмене крепостного права. Путники узнают историю, как его родня обманывает: они подговорили крестьян претворяться до смерти барина. В итоге простых людей богачи обманули, ничего не заплатив за участие в этой постановке.

В этом селе Вахлачиха они слушают песни. Есть история о Якове. Он постоянно помогал своему барину и, когда тот стал совсем стар, крестьянин возил его всюду на коляске. У Якова был племянник, который решил жениться на девушке, старик из ревности к красавице приказал отдать парня в рекруты. Слуга запил и решил отмстить барину, но на холопский лад: увез коляску в лес и там перед ним повесился.

Встретился мужикам странник Ион, который рассказал им историю грешников. Один из них был разбойник, совесть его мучила, и захотел он замолить грехи, но убил пана Глуховского. Следующая байка про Глеба, который решил скрыть за деньги освобождение крестьян.

В этой же деревне живет семинарист Гриша Добросклонов, который думает обо всей Русской земле и о народе, слагая песни. Он верит, что эта земля сильна и богата. Вот, кажется, мужики и нашли того самого счастливца.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-poemy-komu-na-rusi-zhit-horosho-dlya-chitatelskogo-dnevnika-n-nekrasov/

Кому на Руси жить хорошо — краткое содержание

   В прологе рассказывается о тех событиях, что происходят в самой поэме. Т.е. о том, как семеро крестьян из деревень Заплатово , Неурожайко , Дырявино , Знобишино , Разутово , Неелово , Горелово завели спор на тему «Кому живется вес ело, вольготно на Руси?».

Этот острый социальный вопрос Николай Алексеевич неспроста отдает на рассмотрение неграмотному и невежественному классу, коими и считались крестьяне в конце XIX века, это весьма смелый шаг – вверить поиски справедливости, а по-человечески – счастья, простым мужикам.

Ведь каждый из них судит по-своему «кому более вольготно» помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь. В произведение поэт включил такие сказочные условности, как вещая птица, скатерть-самобранка.

И мужики, бросив свои дела, отправляются в нелегкий путь поиска справедливости да счастья.

Глава I Поп

  На пути крестьянам встречаются разные странники: мастеровые, нищие, такой же, как и они крестьянин-лапотник, ямщики, да солдаты. Но вопросов о счастье мужики им не задают: « Солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются, Какое счастье тут? ». Ближе к вечеру мужики встретили попа.

Из его жалобных речей выясняется, что «разорились помещики», намекая на отмену крепостного права Александром II Освободителем в 1861 году. Идеал счастья попа — это «покой, богатство, честь».

Но в настоящей жизни этого у него не стало, в связи с обнищанием помещиков да крестьян и богатому сытому образу жизни попа наступил конец. 

Глава II Сельская ярмарка

  В этой главе мужики отправляются в торговое село Кузьминское , чтобы там расспросить о счастье народ. Они слышат разное: кто-то что-то покупает, продает, а кто-то и вовсе прогуляв все сбережения не может купить подарки родным. Русский люд умеет отдыхать, а потому гуляет с размахом, будто последний день живет. Наглядевшись вдоволь, мужики отправляются в путь.

Глава III. Пьяная ночь

   На ярмарке мужики познакомились с новым в поэме персонажем – Павлушей Веретенниковым. Он-то и вещает нашим «героям» об ужасной черте русского человека – пьянстве. Яким Нагой, в свою очередь, контраргументирует высказыванием, что горе приходится заливать вином. Поэт вообще создал Якима Нагого как воплощение пахаря- труженника , который способен к размышлениям.

Глава IV. Счастливые

   В этой главе образ героя Ермилы Гирина окрашивается новыми красками. Главный акцент делается на сцену с купцом Алтынниковым , по поводу покупки мельницы. Для «победы» над купцом, Гирину как можно быстрее необходима 1000 рублей. Ермила принимает решение о том, чтобы просить помощи у народа ссудить ему эту сумму.

И в базарный день на торговой площади осуществляет задуманное. Крестьяне, проникшись положением Гирина , «дают, кто чем богат». Эта история как ра з- таки и соотнесена с поисками счастья человека. Путники внимательно выслушав историю, захотели с ним встретиться, но этому не суждено было сбыться , т.к. Ермила сидит в остроге.

А в народе о нем идет добрая слава защитников крестьянских интересов. 

Глава V. Помещик

   Пятая глава поэмы посвящена рассказу помещика Оболт-Оболдуева о своей жизни. Ключевыми словами описания прошлой жизни являются: «дышала грудь помещичья свободно и легко»: «Кого хочу — помилую, Кого хочу-казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! ».

Сейчас же все изменилось, крестьяне отдают предпочтение воровству, как более простому и легкому делу, чем работе. В процессе рассказа, помещик понимает, насколько никчемна его жизнь: « …Чему учился я? Что видел я вокруг? Коптил я небо Божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную И думал век так жить».

Глава оканчивается слезами помещиками и его ощущением себя глубоко несчастным человеком. 

Часть ii . последыш

   Посвящена истории князя Утятина. Он до сих пор не может поверить, что реформа по освобождению крестьян навсегда лишила его помещичьих привилегий .

Княжеские сыны просят крестьянский народ хотя бы внешне сохранить прежние формы отношения «помещик-крестьянин». В тексте это отображается словами: «Помалкивайте, кланяйте сь, да не перечьте хворому , мы вас вознаградим».

Крестьяне вроде бы выражают согласие: «шутили мы, дурачились… » . В конце второй части становятся явным факт слабого самосознания крестьян. 

Часть iii. крестьянка

   Третья часть поэмы автор составил из пролога и восьми глав. Повествование происходит от лица Матрены Тимофеевны, которую все вокруг считают счастливицей, хотя самой Матрене так не кажется. Она рассказывает мужикам о своей жизни. В ее исповедь включены истории святорусского богатыря Савелия, которую он рассказывает самостоятельно.

Жизнь Матрены Тимофеевны наполнена трагизмом. Ее история начинается в далеком прошлом, в то время, когда об отмене крепостного права смели только мечтать. Узнавая те ситуации, в которых оказывалась Матрена Тимофеевна, трудно поверить в ту дикость людскую, через которую пришлось ей пройти. Первенца Матрена оставила на деда Савелия.

Тот не уследил за малышом и дитё съели свиньи.

   Полиция, игнорируя ее горе, не посчитав это оправданием, обвинила в сговоре с каторжником. Лекарь на глазах Матрены производит вскрытие маленького тела, горе матери не знает границ, и все время она проводит на могиле сына. Дед Савелий, чувствуя свою вину, уходит в леса, а затем на покаяние в «Песочный монастырь».

На этом ее беды не закончились : вскоре, она хоронит и своих родителей. Рожает Матрена ежегодно. Родители мужа – свекор со свекровью – не любят ее и пытаются сжить со свету. Мужа внеочередно забрали в рекруты на 25 лет. Матрена работает одна за всех. Не выдержав натиска, она просит помощи у губернаторши.

В ожидании, она теряет сознание, а придя в себя, узнает, что родила сына.

   Губернаторша делает максимально возможное для Матрены. Мужа возвращают домой. В итоге своей исповеди, Матрена говорит мужикам: «Не дело между бабами счастливую искать!». Старушка, в том же селении, дала очень точную характеристику женской доли: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого! » 

IV ЧАСТЬ. ПИР НА ВЕСЬ МИР

   Некрасов включил в свою заключительную часть поэмы вступление и пять глав. По сюжету, четвертая часть продолжает вторую: смерть князя Утятина повлекла за собой празднование крестьянского люда, обсуждение вопросов о лугах, что обещали сыновьям князя.

В тексте это отражено словами: «В день смерти князя старого Крестьяне не предвидели, Что не луга наемные, А тяжбу наживут». «Наши» мужики из семи деревень присутствуют на пиру в качестве гостей: слушают песни, рассказы о Кудеяре , о Якове, о старосте Глебе. Но всему рано или поздно приходит конец и «Уснув, остались под ивой наши странники» .

Песни Гриши Добросклонова отражают мысли о народе самого Николая Алексеевича Некрасова. Состоит из вступления и пяти глав.

   Сюжетно четвертая часть продолжает вторую часть: умер князь Утятин, и крестьяне устроили пир на весь мир, обсуждая вопрос о лугах, обещанных сыновьями князя («В день смерти князя старого //Крестьяне не предвидели, // Что не луга наемные, //А тяжбу наживут»).

Странники присутствуют как гости: они слушают песни, рассказы о Якове, о Кудеяре , о старосте Глебе. Но вот великий пир кончился. «Уснув, остались под ивой наши странники». А автор тем временем рассказывает о Грише Добросклонове .

Гриша Добросклонов поет песни, в которых отражаются думы о народе самого Некрасова: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! ..

» заключают произведение строки, которые выражают общий глубинный смысл всей поэмы: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею » . Этими строчками автор отвечает на вопрос, коим озаглавил свое произведение.

Хорошо на Руси живется интеллигенту-демократу Грише Добросклонову . Который являет собой революционера-демократа, который готов бороться за народное счастье. Чувство, побудившее Некрасова написать поэму, не что иное, как чувство настоящей искренней любви к русскому народу. Этим фактом и обуславливается незаконченность поэмы.

   Федор Михайлович Достоевский в своих очерках отзывался о Некрасове: «…Любовь к народу была у Некрасова как бы исходом его собственной скорби по себе самом. В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил свое очищение перед самим собой.

Народ был настоящею внутреннею потребностью его не для одних стихов. В любви к нему о н находил свое оправдание. Чувствами своими к народу он возвышал дух свой. < .. > Он преклонялся перед правдою народною.. .» .

Читайте также:  Краткое содержание купер последний из могикан точный пересказ сюжета за 5 минут

Эти слова выражают потребность Некрасова в любви народа, которая и послужила источником вдохновения для его поэзии.

Источник: http://szhato.ru/nekrasov-na/101-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова по частям и главам (краткий пересказ)

Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова по частям и главам

Часть 1 Пролог 

Однажды семеро крестьян собираются вместе и спорят, кому на Руси жить хорошо. Они дают друг другу обещание не возвращаться домой, пока не узнают, кому на Руси жить хорошо. 

Глава I. Поп

В пути крестьяне видят попа и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. Поп рассказывает крестьянам о своей непростой жизни. Крестьяне понимают, что жизнь у попов тяжела по-своему.  

Глава II. Сельская ярмонка

Мужики попадают на ярмарку в село Кузьминское. Они видят, как народ развлекается, торговцы продают разные товары. В балагане они смотрят спектакль и к вечеру уходят из села. 

Глава III. Пьяная ночь

Выйдя из села, мужики встречают пьяных крестьян то тут то там. Один из пьяниц, Яким Нагой, объясняет, что жизнь крестьянина на Руси очень тяжела. На крестьянском труде держится вся Русь, но сами крестьяне при этом живут в плохих условиях.  

Глава IV. Счастливые

На празднике семеро мужиков путаются отыскать счастливых людей. Кто-то рассказывает им историю о крестьянине Ермиле Гирине. Добрый и честный Ермило служил старостой на селе. Однажды он помог своему брату отклониться от армии. Вместо брата в рекруты забрали другого крестьянина.

Ермила не смог простить себе этого поступка. Наконец он отправил своего брата в армию, а того крестьянина вернул домой. После этого Ермил уволился с поста старосты и взял в аренду мельницу, на которой честно работал. В конце концов Ермилу посадили в острог (судя по всему, за участие в бунте).

Выслушав историю о Ермиле, семеро мужиков идут дальше.

Глава V. Помещик

В пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Крестьяне спрашивают барина, хорошо ли ему живется на Руси. Барин жалуется на то, что раньше он жил гораздо богаче и свободнее, он делал, что хотел, с крестьянами. Теперь, после отмены крепостного права, жизнь помещиков стала хуже.

Часть 2 «Последыш» Глава I 

I Семеро мужиков приходят в одно село. Здесь они видят, как старик-помещик, князь Утятин, ругается на крестьян за плохую работу. Путники не понимают, почему барин ругается, ведь крепостное право отменили. Крестьянин Влас объясняет мужикам, в чем дело.  

II  Князь Утятин был важным вельможей, жил роскошно и легкомысленно. Когда отменили крепостное право, он отказался верить в это. За это его прозвали Последышем. От волнений с ним случился удар.

Чтобы поберечь больного отца, дети Последыша сказали ему, что крепостное право вернулось. Семья барина также договорилась с крестьянами и те притворялись крепостными барина.

За эту услугу крестьяне должны были получить землю (луга). 

III Крестьяне всячески стараются делать вид, что они являются крепостными барина. Старик ничего не подозревает. Когда старик умирает, наследники не выполняют своего обещания и не дают крестьянам обещанные земли. Судебная тяжба между наследниками и крестьянами идет до сих пор.

Часть 3 «Крестьянка» Пролог

Мужики решают спросить мнение женщин-крестьянок, о том, каково им живется на Руси. Им советуют обратиться за ответом к крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Мужики находят Матрену и спрашивают, хорошо ли ей живется на Руси. 

Глава I. До замужества

Матрена рассказывает мужикам историю своей жизни. Матрена выросла в любви и ласке. Ее выдали замуж за Филиппа Корчагина, живущего далеко. Матрена  

Глава II. Песни

Матрена с мужиками поет песни и продолжает рассказ. Выйдя замуж, Матрена попала в семью мужа. Новая родня заставляля ее работать, как рабу. Вскоре у Матрены родился сын Демушка. В семье мужа у Матрены был только один близкий человек — дед Савелий. 

Глава III. Савелий, богатырь святорусский

Матрена рассказывает историю жизни деда Савельича. Дед Савельич был крепостным крестьянином. В имении, где жил молодой Савельич, делами управлял немец, который притеснял крестьян. Однажды Савельич и другие крестьяне расправились с немцем. За это Савелия отправили на каторгу на 20 лет и на поселение на 20 лет. Вернувшись на родину, он построил дом и завел семью. 

Глава IV. Демушка

Чтобы работать в поле, Матрена однажды оставила сына Демушку под присмотром деда Савельича. Старик уснул, и маленького Демушку загрызли свиньи. Савелий винил себя в смерти мальчика.   

Глава V. Волчица

В конце концов Матрена простила деда Савелия. Вскоре старик умер, прожив 107 лет.  После смерти Демушки у Матрены родился сын Федот. Однажды 8-летний Федот пас овец. Волчица схватила одну овцу. Федот убил волчицу, но овцу спасти не успел. Жители села решили высечь Федота розгами за погибшую овцу. Матрена отправилась к барину. Тот сжалился и велел отпустить ребенка. 

Глава VI. Трудный год

Когда мужа Матрены забрали в армию, она с детьми стала жить очень бедно. Семья мужа ничем ей не помогала. Бедная Матрена посылала детей просить милостыню. 

Глава VII. Губернаторша

В отчании Матрена пошла в город за помощью к губернатору. Матрена рассказывает губернаторше свое горе. Та возвращает мужа Матрены из армии. Когда у Матрены рожается сын Луидорушка, губернаторша становится его крестной матерью. Наконец Матрена возвращается домой. Семья мужа ей любезно кланяется.

Глава VIII. Бабья притча

После визита в город Матрену все зовут ее губернаторшей. Теперь у 38-летней Матрены 5 сыновей. Один из сыновей уже ушел в армию. Матрена говорит мужикам, что жизнь женщины-крестьяны тяжела. Матрена считает, что среди женщин-крестьянок не найти счастливых.  

Часть 4 «Пир — на весь мир»

Вступление

Семеро мужиков, Влас и другие крестьяне поминают барина-Последыша (см. Часть 2). 

Веселая

Собравшиеся крестьяне поют песню «Веселую». В песне идет речь о тяжелой, бесправной жизни крестьян на Руси. 

Барщинная

Крестьяне поют песню «Барщинную» о том, как крестьяне трерпят побои со стороны барина и работают на него большую часть недели. Для работы на себя у крестьян почти нет времени.  

Про холопа примерного – Якова Верного

Один из собравшихся крестьян рассказывает историю о Якове Верном. Яков всячески угождал своему барину, и барин не мог обходится без Якова. Однажды племянник Якова решил жениться на девушке Арише, которая нравилась барину. Из-за этого барин отдал соперника в армию. Эту обиду Яков не простил барину. Однажды барин с Яковом были в лесу. Яков покончил собой на глазах у барина.     

О двух великих грешниках

Странник Ионушка рассказывает собравшимся крестьянам историю о двух грешниках. Однажды у страшного разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал монахом и решил замолить свои грехи.

Он получил знак свыше о том, что он искупит свои грехи, если ножом спилит вековой дуб. Несколько лет монах пилил дуб, но дерево не падало. Однажды к монаху пришел другой большой злодей, пан Глуховский.

Пан стал хвалиться тем, что сам он спит спокойно со своими грехами. Услышав это, Кудеяр напал на пана и расправился с ним. Вековой дуб рухнул.

Крестьянской грех

Один из собравшихся, крестьянин Игнатий, рассказывает историю о «крестьянском грехе». Один адмирал оставил завещение. По завещанию все 8 тысяч его крепостных должны были получить вольную. Когда адмирал умер, староста Глеб («старший» крепостной) и наследник вступили в сговор и сожгли завещание. Крепостные адмирала так и не получили «вольную».

Староста совершил «крестьянский грех», предав таких же крестьян, как и он сам.  Голодная Крестьяне поют песнью «Голодную». В песне поется о том, как изголодавшийся крестьянин мечтает о еде. К крестьянам присоединяется крестник Власа, Гриша Добросклонов. Умный и неунывающий юноша говорит о том, что самое главное для него — чтобы крестьянам жилось хорошо на Руси.

Гриша уходит. Крестьяне поют песню.

Эпилог 

Гриша Добросклонов

I

Гриша Добросклонов, сын дьячка, живет в очень бедной крестьянской семье. Грише не спится, он идет гулять в поля. Он слышит, как крестьянки поют песню «Соленую». Эту песню пела покойная мать Гриши, когда его баюкала. 

Соленая

Песня «Соленая» о том, что в бедной крестьянской семье нет соли. Ребенок не хочет есть еду без соли. Когда на кусок капают соленые слезы матери, ребенок съедает его.  В 15 лет Гриша уже знал, что посвятит свою жизнь борьбе против рабства на Руси. 

II

Григорий идет по дороге и думает о судьбе Руси. Гриша идет к реке. Здесь он видит грузовые суда и одного бурлака.  Бурлак Гриша поет песню о тяжелой жизни бурлака.  Русь Гриша бродит, думая о Руси и русском народе. Он поет песню о Руси, великой и могучей стране. 

III

Грише нравится песня «Русь», сочиненная им. Он надеется, что теперь крестьяне будут петь эту новую, оптимистичную песню вместо старых грустных песен.

Конец. 

Источник: http://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/biblioteka/kratkoe_soderzhanie_poehmy_komu_na_rusi_zhit_khorosho_nekrasova_po_chastjam_i_glavam_kratkij_pereskaz/89-1-0-1321

«Кому на Руси жить хорошо» — краткое содержание по главам

Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» имеет свою уникальную особенность. Все названия деревень и имена героев ярко отражают сущность происходящего.

В первой главе читатель может познакомиться с семью мужиками из сел «Заплатово», «Дыряево», «Разутово», «Знобишино», «Горелово», «Неелово», «Неурожайко», которые спорят, кому на Руси хорошо живется, и никак не могут прийти к согласию.

Никто даже не собирается уступать другому… Так необычно начинается произведение, которое Николай Некрасов задумал для того, чтобы, как он пишет, «изложить в связном рассказе всё, что знает о народе, всё, что привелось услыхать из уст его…»

Читайте также:  Краткое содержание белов лад точный пересказ сюжета за 5 минут

Это, по замыслу автора, «эпопея современной крестьянской жизни». Но чтобы понять её глубже, нужно ознакомиться с историей создания.

Содержание статьи

История создания поэмы

Над своим произведением Николай Некрасов начал работать в начале 1860 годов и закончил первую часть через пять лет. Пролог напечатали в январской книжке журнала «Современник» за 1866 год. Затем начался кропотливый труд над второй частью, которая называлась «Последыш» и была издана в 1972 году.

Третья часть под названием «Крестьянка» увидела свет в 1973 году, а четвертая «Пир – на весь мир» – осенью 1976, то есть через три года. Жаль, автору легендарной эпопеи так и не удалось полностью окончить задуманное – написание поэмы прервала безвременная кончина – в 1877 году.

Однако, и спустя 140 лет это произведение остается важным для людей, его читают и изучают как дети, так и взрослые. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» входит в обязательную школьную программу.

Часть 1. Пролог: кто на Руси самый счастливый

Итак, пролог рассказывает, как семеро мужиков встречаются на столбовой дороге, а затем отправляются в путешествие, чтобы найти счастливого человека. Кому на Руси живется вольно, счастливо и весело – вот главный вопрос любопытных путников.

Каждый, споря с другим, считает, что именно он прав.

Роман кричит, что самая хорошая жизнь у помещика, Демьян утверждает, что замечательно живется чиновнику, Лука доказывает, что все-таки попу, остальные тоже выражают свое мнение: «вельможному боярину», «купчине толстопузому», «министру государеву» или же царю.

Такое разногласие приводит к нелепой драке, которую наблюдают птицы и животные. Интересно читать, как автор отображает их удивление происходящим. Даже корова «пришла к костру, уставила глаза на мужиков, шальных речей послушала и начала, сердечная, мычать, мычать, мычать!..»

Наконец, намяв друг другу бока, мужики образумились. Они увидели крохотного птенчика пеночки, подлетевшего к костру, и Пахом взял его в руки. Путники начали завидовать маленькой пичужке, которая может полететь куда захочет. Рассуждали о том, чего хочется каждому, как вдруг… птица заговорила человеческим голосом, прося отпустить на свободу птенчика и обещая за него большой выкуп.

Птичка показала мужикам дорогу туда, где закопана настоящая скатерть-самобранка. Вот это да! Теперь уж точно можно жить-не тужить. Но сообразительные странники попросили еще и о том, чтобы на них не снашивалась одежда. «И это сделает самобранная скатерть» –сказала пеночка. И выполнила свое обещание.

Началась у мужиков жизнь сытая и веселая. Вот только главный вопрос они пока не разрешили: кому же все-таки хорошо живется на Руси. И решили друзья не возвращаться к семьям, пока не отыщут ответ на него.

Глава 1. Поп

По дороге мужики встретили священника и, поклонившись низко, попросили ответить «по совести, без смеху и без хитрости», действительно хорошо ли ему живется на Руси. То, что рассказал поп, развеяло представления семерых любопытных о его счастливой жизни.

Как бы суровы ни были обстоятельства – глухая осенняя ночь, или лютый мороз, или вешнее половодье – приходится батюшке идти туда, куда его зовут, не споря и не прекословя. Работа не из легких, к тому же стоны отходящих в мир иной людей, плач сирот и рыдание вдов совершенно расстраивают покой души священника.

И только внешне кажется, что поп в почете. На самом деле нередко он – мишень для насмешек простого народа.

Глава 2. Сельская ярмонка

Дальше дорога ведет целеустремленных странников в другие деревни, которые почему-то оказываются пустыми. Причина в том, что весь народ на ярмарке, в селе Кузьминское. И решено отправиться туда, чтобы расспросить людей о счастье.

К вечеру все становятся настолько пьяными, что, кажется, шатается даже церковь с колокольней.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью мужики снова в пути. Они слышат разговоры пьяных людей. Вдруг внимание привлекает Павлуша Веретенников, который делает записи в блокноте. Он собирает крестьянские песни и поговорки, а также их истории.

После того, как все, сказанное запечатлено на бумаге, Веретенников начинает упрекать собравшийся народ за пьянство, на что слышит возражения: «пьет крестьянин в основном потому что у него горе, и поэтому нельзя, даже грех упрекать за это.

Глава 4. Счастливые

Мужики не отступают от своей цели – во что бы то ни стало найти счастливого человека. Они обещают наградить ведром водки того, кто расскажет, что именно ему вольготно и весело живется на Руси. На такое «заманчивое» предложение клюют любители выпить.

Но как ни стараются красочно расписать хмурые житейские будни желающие напиться даром, ничего у них не выходит.

Истории старухи, у которой уродилось до тысячи реп, дьячка, радующегося, когда ему нальют косушечку; разбитого параличом бывший дворового, сорок лет лизавшего у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, отнюдь не впечатляют упорных искателей счастливого на Русской земле.

Глава 5. Помещик

Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами.

Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать.

Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.

Часть 2. Последыш

На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин.

Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства.

  Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.

Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо.

За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости.

Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.

Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.

Часть 3. Крестьянка

Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю.

Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей.

Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка.

Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети.

Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.

Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.

Часть 4. Пир на весь мир

В конце села Валахчина проходил пир, куда были собраны все: и мужики-странники, и Влас-староста, и Клим Яковлевич. Среди празднующих – два семинариста, простые, добрые парни – Саввушка и Гриша Добросклонов. Они поют веселые песни и рассказывают различные истории.

Делают это потому, что так просят простые люди. С пятнадцати лет Гриша твердо знает, что посвятит жизнь счастью русского народа. Он поет песню о великой и могучей стране под названием Русь.

Не это ли тот счастливец, которого так упорно искали путники? Ведь он ясно видит цель своей жизни – в служении обездоленному народу. К сожалению, Николай Алексеевич Некрасов безвременно скончался, не успев дописать поэму до конца (по замыслу автора мужики должны были отправиться в Петербург).

Но размышления семи странников совпадают с мыслью Добросклонова, думающем о том, чтобы вольготно и весело на Руси жилось каждому крестьянину. В этом и был главный замысел автора.

Поэма Николая Алексеевича Некрасова стала легендарной, символом борьбы за счастливые будни простых людей, а также итогом размышлений автора о судьбах крестьянства.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Ссылка на основную публикацию