Краткое содержание невозвратимое мгновение цвейг точный пересказ сюжета за 5 минут

С. Цвейг. Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Краткое содержание Невозвратимое мгновение Цвейг точный пересказ сюжета за 5 минут

Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: “Судьбу влечет к могущест­венным и властным. Годами она рабски покорст­вует своему избраннику – Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, по­добные ей самой – непостижимой стихии”. С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассужде­нии?

Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу почти живым и реальным участником и судьей событий.

Такое толкование едва ли может удов­летворить читателя-реалиста. Непреодо­лимая сила судьбы, рока не приемлется большинством читателей. Чаще в споре по этому поводу противники всевластия судьбы выдвигают как важнейшие дока­зательства важность конкретных обсто­ятельств и их неожиданного стечения и взаимодействия.

У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочитайте и согласитесь или поспорьте: “Но иногда – хотя во все эпохи лишь изредка – она вдруг по стран­ной прихоти бросается в объятия посредственнос­ти.

Иногда – и это самые поразительные мгнове­ния в мировой истории – нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества.

И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вов­лекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу”.

Мы

видим, что и это суждение столь же романтично и пронизано верой во все­властие судьбы. У человека обычного, то­го, кого Цвейг именует посредственно­стью, практически нет шансов на главную роль в событиях, и он, как правило, на это и не претендует: иные возможности по­рождают и иные запросы.

И способность реально оценивать свой масштаб требует от обычного человека ничуть не меньшего мужества, чем такая же способность у че­ловека гениального. Для Цвейга важны только великие люди и перед ними он не только преклоняется сам, но и с полным убеждением заставляет склонить голову и саму судьбу.

Для большинства людей такая заносчивость и аристократизм не свойственны и мы с уважением смотрим на судьбу любого человека.

В чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры? Можно ли считать, что она полностью отражена в названиях главок ми­ниатюры? Попробуйте обосновать свой вывод.

Главы новеллы: “Груши”, “Ночь в Кайу”, “Утро Ватерлоо”, “Ошибка Гру­ши”, “Решающее мгновение в мировой истории”, “После полудня”, “Развязка”, “Возврат в повседневность”.

Композиция новеллы полностью отражена в названиях глав, которые ее составляют и отчетливо подчеркивают ее кульминацию: едва ли может быть два решающих мгновения у одной истории.

Оценивая роль каждой из крохотных главок новеллы, мы видим, как подготавливается кульминация: на­капливаются сведения, которые связаны с Груши, обрушиваясь затем его ошибкой и приводя к поражению. Естественно так­же, что “Возврат в повседневность” – своеобразный эпилог.

Внимательно перечитайте кульминацион­ную главку. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Автор настойчиво убеждает нас, что именно та секунда, в которую Груши ре­шил слепо следовать приказу Наполеона, предопределила поражение под Ватерлоо. Груши не пришел на помощь, и армия На­полеона была разбита. Автор видит толь­ко такое объяснение событий.

Военная ис­тория знает множество трудов, которые оценивают это событие, и не нам, читате­лям без специальной подготовки, предла­гать свое решение. Но очевидно также и то, что теперь военная наука определила то множество причин, которые породили это событие.

И нам, читателям, имеющим определенные взгляды на ход истории, ре­шение Цвейга не кажется единственно верным. Решение писателя очень эффект­но с точки зрения яркости преподнесения событий, оно носит чисто эмоциональный характер, и чаще всего мы, подумав, от него отказываемся.

Художественный текст живет в этой новелле так напряжен­но, как это часто свойственно драматур­гии.

Попробуйте дать хотя бы краткую характе­ристику одному из исторических героев, изобра­женных на страницах этой миниатюры.

Среди героев, которые изображены в новелле, наиболее полно дан Груши. Именно ему посвящена первая глава но­веллы и в ней – четкая характеристика этого человека.

“Груши – человек за­урядный, но храбрый, усердный, чест­ный, надежный, испытанный в боях на­чальник кавалерии, но не больше, чем на­чальник кавалерии… Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, предан­ный, храбрый и рассудительный коман­дир, – Наполеону хорошо известно… На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую исто­рию. Только на один миг, но какой миг!” Так происходит наше знакомство с Гру­ши. И в главе “Ошибка Груши” мы узна­ем, как эта ошибка определила поражение Наполеона. И описание этого события – завершение рассказа о судьбе Груши как героя истории.

Как бы вы охарактеризовали главные осо­бенности творчества Стефана Цвейга, которые за­метили в этой миниатюре или в других, прочитан­ных вами произведениях? Приведите примеры из текста.

Произведения Стефана Цвейга отлича­ют драматизм повествования, стремитель­ность развития сюжетов, напряженность изображения характеров, насыщенность языка, романтичность и приподнятость манеры повествования.

В учебнике-хрес­томатии вы прочли одну из новелл цикла “Звездные часы человечества”. Само на­звание этого цикла дает возможность ощутить отношение писателя к истории и ее героям. Автора привлекает яркость, си­ла, необычность, отталкивает серость и обыденность.

Даже в ординарном герое – Груши – он находит краткий отблеск славы.

Глоссарий:

  • невозвратимое мгновение краткое содержание
  • стефан цвейг невозвратимое мгновение краткое содержание
  • цвейг невозвратимое мгновение краткое содержание
  • в чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры
  • краткое содержание невозвратимое мгновение

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/s-cvejg-nevozvratimoe-mgnovenie-vaterloo-18-iyunya-1815-goda-soglasny-li-vy-s-xodom-rassuzhdenij-i-vyvodami-avtora/

Читать

Стефан ЦВЕЙГ

НЕВОЗВРАТИМОЕ МГНОВЕНИЕ

(Из цикла «ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»)

Перевод с немецкого П.Бернштейн

ОГЛАВЛЕНИЕ

Груши

Ночь в Кайу

Утро в Ватерлоо

Ошибка Груши

Решающее мгновение в мировой истории

После полудня

Развязка

Возврат в повседневность

(Ватерлоо,

18 июня 1815 года)

Судьбу влечет к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику — Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой — непостижимой стихии.

Но иногда — хотя во все эпохи лишь изредка — она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда — и это самые поразительные мгновения в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества.

И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу. Мало кому из них дано схватиться за счастливый случай и возвеличить себя вместе с ним.

Ибо лишь на миг великое снисходит до ничтожества, и кто упустит этот миг, для того он потерян безвозвратно.

ГРУШИ

В разгар балов, любовных интриг, козней и препирательств Венского конгресса словно пушечный выстрел грянула весть о том, что Наполеон — плененный лев — вырвался из своей клетки на Эльбе; и уже летит эстафета за эстафетой: он занял Лион, изгнал короля, полки с развернутыми знаменами переходят на его сторону, он в Париже, в Тюильри — напрасна была победа под Лейпцигом, напрасны двадцать лет кровавой войны. Точно схваченные чьей-то когтистой лапой, сбиваются в кучу только что пререкавшиеся и ссорившиеся министры; спешно стягиваются английские, прусские, австрийские, русские войска, дабы вторично и окончательно сокрушить узурпатора; никогда еще Европа наследственных королей и императоров не была так единодушна, как в этот час смертельного испуга. С севера на Францию двинулся Веллингтон, ему на помощь идет прусская армия под предводительством Блюхера, на Рейне готовится к наступлению Шварценберг, и в качестве резерва медленно и тяжко шагают через Германию русские полки.

Наполеон единым взглядом охватывает грозящую ему опасность. Он знает, что нельзя ждать, пока соберется вся свора. Он должен их разъединить, должен напасть на каждого в отдельности — на пруссаков, англичан, австрийцев — раньше, чем они станут европейской армией и разгромят его империю.

Он должен спешить, пока не поднялся ропот внутри страны; должен добиться победы раньше, чем республиканцы окрепнут и соединятся с роялистами, раньше, чем двуличный неуловимый Фуше в союзе с Талейраном — своим противником и двойником — вонзит ему нож в спину. Он должен, пользуясь воодушевлением, охватившим его армию, одним стремительным натиском разбить врагов.

Каждый упущенный день означает урон, каждый час усугубляет опасность. И он немедля бросает жребий войны на самое кровавое поле битвы Европы — в Бельгию. 15 июня в три часа утра авангард великой и ныне единственной наполеоновской армии переходит границу. 16-го, у Линьи, она отбрасывает прусскую армию.

Это первый удар лапы вырвавшегося на свободу льва — сокрушительный, но не смертельный. Побежденная, но не уничтоженная прусская армия отходит к Брюсселю.

Наполеон готовит второй удар, на этот раз против Веллингтона. Ни минуты передышки не может он позволить ни себе, ни врагам, ибо день ото дня растут их силы, а страна позади него, обескровленный, ропщущий французский народ должен быть оглушен дурманом победных сводок. Уже 17-го он подступает со всей своей армией к Катр-Бра, где укрепился холодный, расчетливый противник — Веллингтон.

Никогда распоряжения Наполеона не были предусмотрительнее, его военные приказы яснее, чем в тот день: он не только готовится к атаке, он предвидит и опасность ее: разбитая им, но не уничтоженная армия Блюхера может соединиться с армией Веллингтона.

Чтобы предотвратить это, он отделяет часть своей армии — она должна преследовать по пятам прусские войска и помешать им соединиться с англичанами.

Командование этой частью армии он вверяет маршалу Груши. Груши — человек заурядный, но храбрый, усердный, честный, надежный, испытанный в боях начальник кавалерии, но не больше, чем начальник кавалерии. Это не отважный, горячий предводитель конницы, как Мюрат, не стратег, как Сен-Сир и Бертье, не герой, как Ней.

Его грудь не прикрыта кирасой, его имя не окружено легендой, в нем нет ни одной отличительной черты, которая принесла бы ему славу и законное место в героическом мифе наполеоновской эры; только злополучием своим, своей неудачей прославился он.

Двадцать лет он сражался во всех битвах, от Испании до России, от Нидерландов до Италии, медленно поднимаясь от чина к чину, пока не достиг звания маршала, не без заслуг, но и без подвигов.

Пули австрийцев, солнце Египта, кинжалы арабов, морозы России устранили с его пути предшественников: Дезе при Маренго, Клебера в Каире, Ланна при Ваграме; дорогу к высшему сану он не проложил себе сам — ее расчистили для него двадцать лет войны.

Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, преданный, храбрый и рассудительный командир, — Наполеону хорошо известно. Но половина его маршалов в могиле, остальные не желают покидать свои поместья, по горло сытые войной, и он вынужден доверить посредственному полководцу решающее, ответственное дело.

Читайте также:  Краткое содержание сервантеc дон кихот кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

17 июня в одиннадцать часов утра — назавтра после победы у Линьи, в канун Ватерлоо — Наполеон впервые поручает маршалу Груши самостоятельное командование. На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую историю. Только на один миг, но какой миг! Приказ Наполеона ясен.

В то время как сам он поведет наступление на англичан, Груши с одной третью армии должен преследовать пруссаков. На первый взгляд очень несложное задание, четкое и прямое, но вместе с тем растяжимое и обоюдоострое, как меч. Ибо Груши вменяется в обязанность во время операции неукоснительно держать связь с главными силами армии.

Маршал нерешительно принимает поручение. Он не привык действовать самостоятельно; человек осторожный, без инициативы, он обретает уверенность лишь в тех случаях, когда гениальная зоркость императора указывает ему цель.

Помимо того, он чувствует за спиной недовольство своих генералов и — кто знает?- быть может, зловещий шум крыльев надвигающейся судьбы.

Только близость главной квартиры несколько успокаивает его: всего три часа форсированного марша отделяют его армию от армии императора.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=74054&p=1

Вопросы и ответы к рассказу С. Цвейга «Невозвратимое мгновение»

Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: «Судьбу влечет к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику — Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой — непостижимой стихии». С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассуждении?

Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу почти живым и реальным участником и судьей событий.

Такое толкование едва ли может удовлетворить читателя-реалиста. Непреодолимая сила судьбы, рока не приемлется большинством читателей. Чаще в споре по этому поводу противники всевластия судьбы выдвигают как важнейшие доказательства важность конкретных обстоятельств и их неожиданного стечения и взаимодействия.

У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочитайте и согласитесь или поспорьте: «Но иногда — хотя во все эпохи лишь изредка — она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности.

Иногда — и это самые поразительные мгновения в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества.

И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу».

Мы видим, что и это суждение столь же романтично и пронизано верой во всевластие судьбы. У человека обычного, того, кого Цвейг именует посредственностью, практически нет шансов на главную роль в событиях, и он, как правило, на это и не претендует: иные возможности порождают и иные запросы.

И способность реально оценивать свой масштаб требует от обычного человека ничуть не меньшего мужества, чем такая же способность у человека гениального. Для Цвейга важны только великие люди и перед ними он не только преклоняется сам, но и с полным убеждением заставляет склонить голову и саму судьбу.

Для большинства людей такая заносчивость и аристократизм не свойственны и мы с уважением смотрим на судьбу любого человека.

В чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры? Можно ли считать, что она полностью отражена в названиях главок миниатюры? Попробуйте обосновать свой вывод.

Главы новеллы: «Груши», «Ночь в Кайу», «Утро Ватерлоо», «Ошибка Груши», «Решающее мгновение в мировой истории», «После полудня», «Развязка», «Возврат в повседневность».

Композиция новеллы полностью отражена в названиях глав, которые ее составляют и отчетливо подчеркивают ее кульминацию: едва ли может быть два решающих мгновения у одной истории.

Оценивая роль каждой из крохотных главок новеллы, мы видим, как подготавливается кульминация: накапливаются сведения, которые связаны с Груши, обрушиваясь затем его ошибкой и приводя к поражению. Естественно также, что «Возврат в повседневность» — своеобразный эпилог.

Внимательно перечитайте кульминационную главку. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Автор настойчиво убеждает нас, что именно та секунда, в которую Груши решил слепо следовать приказу Наполеона, предопределила поражение под Ватерлоо. Груши не пришел на помощь, и армия Наполеона была разбита. Автор видит только такое объяснение событий.

Военная история знает множество трудов, которые оценивают это событие, и не нам, читателям без специальной подготовки, предлагать свое решение. Но очевидно также и то, что теперь военная наука определила то множество причин, которые породили это событие.

И нам, читателям, имеющим определенные взгляды на ход истории, решение Цвейга не кажется единственно верным. Решение писателя очень эффектно с точки зрения яркости преподнесения событий, оно носит чисто эмоциональный характер, и чаще всего мы, подумав, от него отказываемся.

Художественный текст живет в этой новелле так напряженно, как это часто свойственно драматургии.

Попробуйте дать хотя бы краткую характеристику одному из исторических героев, изображенных на страницах этой миниатюры.

Среди героев, которые изображены в новелле, наиболее полно дан Груши. Именно ему посвящена первая глава новеллы и в ней — четкая характеристика этого человека.

«Груши — человек заурядный, но храбрый, усердный, честный, надежный, испытанный в боях начальник кавалерии, но не больше, чем начальник кавалерии… Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, преданный, храбрый и рассудительный командир, — Наполеону хорошо известно… На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую историю.

Только на один миг, но какой миг!» Так происходит наше знакомство с Груши. И в главе «Ошибка Груши» мы узнаем, как эта ошибка определила поражение Наполеона. И описание этого события — завершение рассказа о судьбе Груши как героя истории.

Как бы вы охарактеризовали главные особенности творчества Стефана Цвейга, которые заметили в этой миниатюре или в других, прочитанных вами произведениях? Приведите примеры из текста.

Произведения Стефана Цвейга отличают драматизм повествования, стремительность развития сюжетов, напряженность изображения характеров, насыщенность языка, романтичность и приподнятость манеры повествования.

В учебнике-хрестоматии вы прочли одну из новелл цикла «Звездные часы человечества». Само название этого цикла дает возможность ощутить отношение писателя к истории и ее героям. Автора привлекает яркость, сила, необычность, отталкивает серость и обыденность.

Даже в ординарном герое — Груши — он находит краткий отблеск славы.

Источник: http://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-rasskazu-s-cvejga-nevozvratimoe-mgnovenie/

С. Цвейг. Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Краткое содержание Невозвратимое мгновение Цвейг точный пересказ сюжета за 5 минут

Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: «Судьбу влечет к могущест­венным и властным. Годами она рабски покорст­вует своему избраннику — Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, по­добные ей самой — непостижимой стихии». С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассужде­нии?

Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу почти живым и реальным участником и судьей событий.

Такое толкование едва ли может удов­летворить читателя-реалиста. Непреодо­лимая сила судьбы, рока не приемлется большинством читателей. Чаще в споре по этому поводу противники всевластия судьбы выдвигают как важнейшие дока­зательства важность конкретных обсто­ятельств и их неожиданного стечения и взаимодействия.

У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочитайте и согласитесь или поспорьте: «Но иногда — хотя во все эпохи лишь изредка — она вдруг по стран­ной прихоти бросается в объятия посредственнос­ти.

Иногда — и это самые поразительные мгнове­ния в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества.

И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вов­лекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу».

Мы видим, что и это суждение столь же романтично и пронизано верой во все­властие судьбы. У человека обычного, то­го, кого Цвейг именует посредственно­стью, практически нет шансов на главную роль в событиях, и он, как правило, на это и не претендует: иные возможности по­рождают и иные запросы.

И способность реально оценивать свой масштаб требует от обычного человека ничуть не меньшего мужества, чем такая же способность у че­ловека гениального. Для Цвейга важны только великие люди и перед ними он не только преклоняется сам, но и с полным убеждением заставляет склонить голову и саму судьбу.

Для большинства людей такая заносчивость и аристократизм не свойственны и мы с уважением смотрим на судьбу любого человека.

В чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры? Можно ли считать, что она полностью отражена в названиях главок ми­ниатюры? Попробуйте обосновать свой вывод.

Главы новеллы: «Груши», «Ночь в Кайу», «Утро Ватерлоо», «Ошибка Гру­ши», «Решающее мгновение в мировой истории», «После полудня», «Развязка», «Возврат в повседневность».

Композиция новеллы полностью отражена в названиях глав, которые ее составляют и отчетливо подчеркивают ее кульминацию: едва ли может быть два решающих мгновения у одной истории.

Оценивая роль каждой из крохотных главок новеллы, мы видим, как подготавливается кульминация: на­капливаются сведения, которые связаны с Груши, обрушиваясь затем его ошибкой и приводя к поражению. Естественно так­же, что «Возврат в повседневность» — своеобразный эпилог.

Внимательно перечитайте кульминацион­ную главку. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Автор настойчиво убеждает нас, что именно та секунда, в которую Груши ре­шил слепо следовать приказу Наполеона, предопределила поражение под Ватерлоо. Груши не пришел на помощь, и армия На­полеона была разбита. Автор видит толь­ко такое объяснение событий.

Военная ис­тория знает множество трудов, которые оценивают это событие, и не нам, читате­лям без специальной подготовки, предла­гать свое решение. Но очевидно также и то, что теперь военная наука определила то множество причин, которые породили это событие.

И нам, читателям, имеющим определенные взгляды на ход истории, ре­шение Цвейга не кажется единственно верным. Решение писателя очень эффект­но с точки зрения яркости преподнесения событий, оно носит чисто эмоциональный характер, и чаще всего мы, подумав, от него отказываемся.

Художественный текст живет в этой новелле так напряжен­но, как это часто свойственно драматур­гии.

Попробуйте дать хотя бы краткую характе­ристику одному из исторических героев, изобра­женных на страницах этой миниатюры.

Читайте также:  Краткое содержание ивэйн, или рыцарь со львом кретьен де труа точный пересказ сюжета за 5 минут

Среди героев, которые изображены в новелле, наиболее полно дан Груши. Именно ему посвящена первая глава но­веллы и в ней — четкая характеристика этого человека.

«Груши — человек за­урядный, но храбрый, усердный, чест­ный, надежный, испытанный в боях на­чальник кавалерии, но не больше, чем на­чальник кавалерии… Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, предан­ный, храбрый и рассудительный коман­дир, — Наполеону хорошо известно… На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую исто­рию. Только на один миг, но какой миг!» Так происходит наше знакомство с Гру­ши. И в главе «Ошибка Груши» мы узна­ем, как эта ошибка определила поражение Наполеона. И описание этого события — завершение рассказа о судьбе Груши как героя истории.

Как бы вы охарактеризовали главные осо­бенности творчества Стефана Цвейга, которые за­метили в этой миниатюре или в других, прочитан­ных вами произведениях? Приведите примеры из текста.

Произведения Стефана Цвейга отлича­ют драматизм повествования, стремитель­ность развития сюжетов, напряженность изображения характеров, насыщенность языка, романтичность и приподнятость манеры повествования.

В учебнике-хрес­томатии вы прочли одну из новелл цикла «Звездные часы человечества». Само на­звание этого цикла дает возможность ощутить отношение писателя к истории и ее героям. Автора привлекает яркость, си­ла, необычность, отталкивает серость и обыденность.

Даже в ординарном герое — Груши — он находит краткий отблеск славы.

На этой странице искали :

  • невозвратимое мгновение краткое содержание
  • стефан цвейг невозвратимое мгновение краткое содержание
  • в чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры
  • цвейг невозвратимое мгновение краткое содержание
  • краткое содержание невозвратимое мгновение

Источник: http://vsesochineniya.ru/s-cvejg-nevozvratimoe-mgnovenie-vaterloo-18-iyunya-1815-goda-soglasny-li-vy-s-xodom-rassuzhdenij-i-vyvodami-avtora.html

«Невозвратимое мгновение»: краткое содержание по главам

Каждая эпоха вносит свои коррективы в привычки людей. Особенно стремительно такие изменения происходят в последние несколько десятилетий. Прежде всего, это связано с постоянной нехваткой времени, которая заставляет отказываться от многих видов досуга.

В частности, многим приходится лишать себя удовольствия читать художественную литературу, так как они не могут себе позволить часами изучать описание пейзажа или помещения, на фоне которого происходит развитие сюжета произведения.

Для таких вечно занятых любителей романов, повестей и рассказов были придуманы аудиокниги и так называемые брифли. Ниже вы найдете краткое содержание «Невозвратимого мгновения» Цвейга.

Несколько слов о цикле «Звездные часы человечества»

Один из лучших новеллистов начала 20 века — Стефан Цвейг — написал множество ярких произведений, которыми зачитывалось не одно поколение. В 1927 году он создал легендарный цикл «Звездные часы человечества», в котором рассказал о поворотных событиях в истории и о личном подвиге людей, в буквальном смысле слова изменивших мир.

Первая новелла «Гений одной ночи» посвящена Руже де Лилю, создавшему «Марсельезу», ставшую гимном Франции и сделавшую своего ничем до этого не примечательного автора знаменитым на весь мир. Вторая группа рассказов под названием «Невозвратимое мгновение», краткое содержание по главам см.

далее, посвящена битве при Ватерлоо. В сборнике нашла место и история освоения Калифорнии, представляющая собой описание звездного часа Иоганна Августа Зутера, который положил начало Золотой лихорадке.

Четвертая группа новелл — это рассказ о тех, кто боролся за пальму первенства в покорении Южного полюса и погиб, после того как потерпел поражение.

Вот такая мозаика, состоящая из историй о людях, между которыми были тысячи километров и десятки и даже сотни лет, разобранная по главам!

Книга «Невозвратимое мгновение»: главный герой

Все персонажи цикла новелл «Звездные часы человечества» — реальные исторические личности. Хотя в «Невозвратимом мгновении» речь идет о сражении при Ватерлоо, героями которого были Наполеон, маршал Ней, а также фельдмаршалы Веллингтон и Блюхер, на первый план Цвейг вывел Эммануэля Груши.

Этот аристократ начал воинскую службу в 14 лет, а в самом начале Французской революции отказался от титула маркиза и поддержал республиканцев. Позже он участвовал во всех сражениях Наполеона, в том числе в Бородинской битве.

К моменту событий, описываемых в цикле новелл «Невозвратимое мгновение» (краткое содержание см.

далее), он, будучи назначенным Людовиком Восемнадцатым генерал-инспектором конных егерей и легких улан, перешел на сторону императора и принял от него командование 7-м корпусом и Альпийской армией.

«Невозвратимое мгновение»: краткое содержание первой части

«Груши» — именно так озаглавил Цвейг начальную главу «Невозвратимого мгновения». Она следует после короткого вступления. В нем писатель пишет о шутке, которую может сыграть Фортуна, передав на мгновение нить судьбы в руки ничтожества и сделав его вершителем судеб миллионов.

Рассказ начинается с описания положения, в котором оказался «вырвавшийся на свободу пленный лев» — Наполеон, на которого со всех сторон надвигаются полки союзников. Император вступает в схватку с пруссаками у Линьи и одерживает последнюю в своей жизни победу. Она его воодушевляет и внушает уверенность его верным солдатам, которые продолжают верить в счастливую звезду Наполеона.

Теперь императору нужно победить Веллингтона. Он проявляет осторожность и передает часть своей и так небольшой по численности армии под командование Груши. Последний получает приказ во что бы то ни стало не допустить соединения англичан с остатками прусской армии Блюхера. Наполеон считает Груши честным и преданным воякой, но ему хорошо известно, что он не герой и не стратег.

Глава вторая: «Ночь в Кайу»

Краткое содержание «Невозвратимого мгновения» Цвейга не может передать стилистику изложения великого новеллиста, поэтому стоит прочитать произведение полностью. Однако для тех, кто предпочитает брифли, продолжим.

Итак, глава вторая, под названием «Ночь в Кайу» начинается с описания армии Наполеона, которая двигается в ночи под проливным дождем.

Наконец в 5 часов утра император принимает решение дать бой Веллингтону, тем более что Груши доносит, что пруссаки отступают, и обещает продолжить их преследование.

Глава третья: «Утро в Ватерлоо»

Краткое содержание книги «Невозвратимое мгновение» не может передать всего драматизма того, что описывает Цвейг.

Глава третья рассказывает о дне, поставившем последнюю точку в военной карьере Наполеона. В 9 часов утра он устраивает смотр своим войскам. К часу дня и англичане, и французы уже достигли изнеможения. Обе армии понимают, что исход битвы решит подкрепление, и весь вопрос в том, кто прибудет на поле брани первым — Блюхер или Груши.

Глава четвертая

Произведение Стефана Цвейга «Невозвратимое мгновение» (краткое содержание см. далее) достигает своей кульминации в главе «Ошибка Груши».

Писатель описывает, как солдаты и офицеры, отправленные преследовать прусскую армию, слышат звуки боя. Их командиры требуют у Груши двинуться на подмогу.

Но он, как всегда, верен приказу и отвечает, что не может нарушить приказ императора. Тогда генерал Жерар требует позволить ему взять часть армии и двинуться к месту сражения.

Глава пятая

По главам книги «Невозвратимое мгновение» легко проследить, как развивались события в самый несчастливый день в жизни великого Наполеона. Кульминация истории описывается в главе «Решающее мгновение в мировой истории». Груши отвергает предложение генерала Жерара и тем самым раз и навсегда закрывает страницу истории, главным героем которой был корсиканец Бонапарт.

Вскоре обнаруживается, что пруссаки давно уже повернули в сторону Ватерлоо, где армия Наполеона ведет отчаянную борьбу с предрешенным исходом.

Глава шестая

После полудня император видит на горизонте приближающиеся войска. У него мелькает последняя надежда, что это Груши, но это Блюхер. Тогда Наполеон бросает в бой старую гвардию, которая ему верна и безропотно идет на штурм высот, где закрепились основные силы Веллингтона.

Глава седьмая: «Развязка»

Но уже ничего не может спасти императора. Мощным потоком армия Блюхера теснит французов, и они отступают, бросая все и вся. Сам император вынужден спасаться бегством и скрыться в деревенском трактире.

Глава восьмая: «Возврат в повседневность»

Пока весь мир оплакивает поражение или празднует победу, один лишь Груши находится в неведении. Он, наконец, находит небольшой прусский отряд и одерживает бесполезную победу.

Груши узнает о поражении при Ватерлоо и, оставшись без командира, начинает принимать верные решения. Ему удается вывести всех своих солдат из окружения без потерь, чтобы сохранить армию для императора.

Однако Наполеон уже никогда не встанет во главе войска…

Теперь вы знаете, о чем произведение «Невозвратимое мгновение» Цвейга. Краткое содержание (брифли) этого цикла новелл наверняка заинтересует вас, и вы захотите познакомиться с полным содержанием этой книги.

Источник: http://2dcom.ru/article/320819/nevozvratimoe-mgnovenie-kratkoe-soderjanie-po-glavam

Читать онлайн «Невозвратимое мгновение» автора Цвейг Стефан — RuLit — Страница 2

Под проливным дождем Груши выступает. Медленно шагают его солдаты по вязкой, глинистой дороге вслед за пруссаками или — по крайней мере — по тому направлению, где они предполагают найти войска Блюхера.

НОЧЬ В КАЙУ

Северный дождь льет беспрерывно. Словно промокшее стадо, подходят в темноте солдаты Наполеона, таща на подошвах фунта по два грязи; нигде нет пристанища — ни дома, ни крова.

Солома так отсырела, что не ляжешь на нее, поэтому солдаты спят сидя, прижимаясь спинами друг к другу, по десять — пятнадцать человек, под проливным дождем. Нет отдыха и императору.

Лихорадочное возбуждение гонит его с места на место; рекогносцировкам мешает непроглядное ненастье, лазутчики приносят лишь путаные сообщения. Он еще не знает, примет ли Веллингтон бой; нет также известий о прусской армии от Груши.

И в час ночи, пренебрегая хлещущим ливнем, он сам идет вдоль аванпостов, приближаясь на расстояние пушечного выстрела к английским бивакам, где то тут, то там светятся в тумане тусклые дымные огоньки, и составляет план сражения.

Лишь на рассвете возвращается он в Кайу, в свою убогую штаб-квартиру, где находит первые депеши Груши: смутные сведения об отступающих пруссаках, но вместе с тем и успокоительное обещание продолжать погоню. Постепенно дождь стихает. Император нетерпеливо шагает из угла в угол, поглядывая в окно на желтеющие дали, — не прояснился ли наконец горизонт, не настало ли время принять решение.

В пять часов утра — дождь уже прекратился — все сомнения рассеиваются. Он отдает приказ: к девяти часам всей армии построиться и быть готовой к атаке. Ординарцы скачут по всем направлениям. Уже барабаны бьют сбор. И только после этого Наполеон бросается на походную кровать для двухчасового сна.

УТРО В ВАТЕРЛОО

Девять часов утра. Но еще не все полки в сборе. Размякшая от трехдневного ливня земля затрудняет передвижение и задерживает подходящую артиллерию.

Дует резкий ветер, лишь постепенно проглядывает солнце; но это не солнце Аустерлица, яркое, лучистое, сулящее счастье, а лишь уныло мерцающий северный отсвет. Наконец полки построены, и перед началом битвы Наполеон еще раз верхом на своей белой кобыле объезжает фронт.

Читайте также:  Краткое содержание айтматов ранние журавли точный пересказ сюжета за 5 минут

Орлы на знаменах склоняются, словно под буйным ветром, кавалеристы воинственно взмахивают саблями, пехота в знак приветствия подымает на штыках свои медвежьи шапки.

Исступленно гремят барабаны, неистово-радостно встречают полководца трубы, но весь этот фейерверк звуков покрывает раскатистый, дружный, ликующий крик семидесятитысячной армии: «Vive l'Empereur!» [Да здравствует император! (франц.)]

Ни один парад за все двадцать лет правления Наполеона не был величественнее и торжественнее этого — последнего — смотра. Едва утихли крики, в одиннадцать часов — с опозданием на два часа, роковым опозданием, — канонирам отдан приказ бить картечью по красным мундирам у подножия холма. И вот Ней, «храбрейший из храбрых», двинул вперед пехоту.

Настал решающий час для Наполеона. Несчетное число раз описана эта битва, и все же не устаешь следить за ее перипетиями, перечитывая рассказ о ней Вальтер Скотта или описание отдельных эпизодов у Стендаля. Она равно знаменательна и многообразна, откуда ни смотреть на нее — издалека или вблизи, с генеральского холмика или кирасирского седла.

Эта битва — шедевр драматического нагнетания с непрерывной сменой страхов и надежд, с развязкой, в которой все разрешается конечной катастрофой, образец истинной трагедии, ибо здесь судьба героя предопределила судьбы Европы, и фантастический фейерверк наполеоновской эпопеи, прежде чем навеки угаснуть, низвергаясь с высоты, еще раз ракетой взвился к небесам.

С одиннадцати до часу французские полки штурмуют высоты, занимают деревни и позиции, снова отступают и снова идут в атаку. Уже десять тысяч тел покрывают глинистую мокрую землю холмистой местности, но еще ничего не достигнуто, кроме изнеможения, ни той, ни другой стороной.

Обе армии утомлены, оба главнокомандующих встревожены. Оба знают, что победит тот, кто первый получит подкрепление — Веллингтон от Блюхера, Наполеон от Груши.

Наполеон то и дело хватается за подзорную трубу, посылает ординарцев; если его маршал подоспеет вовремя, над Францией еще раз засияет солнце Аустерлица

ОШИБКА ГРУШИ

Груши, невольный вершитель судьбы Наполеона, по его приказу накануне вечером выступил в указанном направлении. Дождь перестал. Беззаботно, словно в мирной стране, шагают роты, вчера впервые понюхавшие пороха; все еще не видно неприятеля, нет и следа разбитой прусской армии.

Вдруг, в то время как маршал наскоро завтракает в фермерском доме, земля слегка сотрясается под ногами. Все прислушиваются. Снова и снова, глухо и уже замирая, докатывается грохот: это пушки, далекий орудийный огонь, впрочем, не такой и далекий, самое большее — на расстоянии трехчасового перехода.

Несколько офицеров по обычаю индейцев приникают ухом к земле, чтобы уловить направление. Непрерывно доносится глухой далекий гул. Это канонада у Мон-Сен-Жана, начало Ватерлоо. Груши созывает совет.

Горячо, пламенно требует Жерар, его помощник: «Il faut marcher au canon» — вперед, к месту огня! Другой офицер его поддерживает: туда, скорее туда! Все понимают, что император столкнулся с англичанами и ожесточенный бой в разгаре. Груши колеблется.

Приученный к повиновению, он боязливо придерживается предначертаний, приказа императора — преследовать отступающих пруссаков. Жерар выходит из себя, видя нерешительность маршала: «Marchez au canon!» [Идите к месту огня! (франц.

)] — командой, не просьбой звучит это требование подчиненного в присутствии двадцати человек — военных и штатских. Груши недоволен. Он повторяет более резко и строго, что обязан в точности выполнять свой долг, пока император сам не изменит приказа. Офицеры разочарованы, и пушки грохочут среди гневного молчания.

Источник: http://www.rulit.me/books/nevozvratimoe-mgnovenie-read-111339-2.html

Письмо незнакомки

Вы здесь

Произведение «Письмо незнакомки» — это новелла, которую в 1922 году написал австрийский писатель Стефан Цвейг. Новелла оказалась весьма успешной, была экранизирована.

Суть сюжета в том, что известному писателю Р. попадает письмо от незнакомки, из которого выясняется, что на протяжении всей своей жизни она любила лишь его, а кроме того она приводит несколько случаев, когда в жизни они пересекались. Читайте ниже краткое содержание «Письмо незнакомки» Цвейга.

Известный беллетрист Р. после трехдневной поездки в горы возвращается в Вену и, взглянув на число в газете, вспоминает, что в этот день ему исполняется сорок один год. Просмотрев накопившуюся почту, он откладывает в сторону толстое письмо, написанное незнакомым почерком. Немного погодя, уютно устроившись в кресле и закурив сигару, он распечатывает письмо.

Ни на нем, ни на конверте нет имени и адреса отправителя. Письмо начинается словами «Тебе, никогда не знавшему меня», и непонятно, что это — обращение или заголовок. Заинтригованный, Р. погружается в чтение. Незнакомка пишет о том, как она впервые увидела Р. Ей было тринадцать лет, когда Р. поселился в их доме.

Дочь бедной вдовы, девочка с восхищением следила за ним, он казался ей воплощением далекой, прекрасной жизни, недоступной ей. Она часами сидела в прихожей, чтобы увидеть его в глазок, целовала ручку двери, к которой он прикасался.

Однажды ей даже удалось побывать у него в квартире: в отсутствие хозяина старый слуга выбивал ковры, и девочка помогла ему втащить их обратно. Но через три года девочке пришлось уехать: мать ее вторично вышла замуж, и состоятельный отчим увез ее вместе с девочкой в Инсбрук. Перед отъездом девочка набралась храбрости и позвонила в дверь своего кумира.

Но на ее звонок никто не вышел: очевидно, Р. не было дома. Она дождалась его возвращения, готовая броситься ему в ноги, но, увы, он вернулся домой не один: с ним была женщина. В Инсбруке девочка прожила два года: от шестнадцати до восемнадцати лет.

Ни обеспеченная жизнь, ни заботы родителей, ни внимание поклонников не отвлекли ее от мыслей о любимом, и она при первой возможности, отвергнув помощь родных, уехала в Вену и поступила в магазин готового платья. Каждый вечер она шла после работы к дому Р. и часами стояла под его окнами.

Когда она однажды столкнулась с ним на улице, он не узнал в ней бывшую соседку. Он никогда не узнавал ее. Через два дня он снова встретил ее и пригласил поужинать вместе. После ресторана он пригласил девушку к себе, и они провели вместе ночь. На прощание он подарил ей белые розы. Потом он еще дважды приглашал девушку к себе. Это были самые счастливые мгновения ее жизни.

Но вот Р. понадобилось уехать. Он снова подарил ей розы и обещал по возвращении сразу известить девушку, но она так и не дождалась от него ни строчки. У нее родился ребенок, их общий ребенок.

Она ушла с работы, бедствовала, но не хотела просить помощи ни у родных, ни у него: она не хотела связывать его, не хотела вызывать в нем недоверие, не хотела, чтобы он помогал ей только из жалости или из стыда. Незнакомка всю себя отдала ребенку, а Р.

напоминала о себе лишь раз в году: в день его рождения она посылала ему букет белых роз — точно такой, какой он подарил ей после первой ночи их любви. Она так и не знает, понял ли он, кто и почему посылает ему эти цветы, вспомнил ли ночи, проведенные с ней.

Чтобы ребенок ни в чем не нуждался, незнакомка стала содержанкой, она была очень хороша собой, имела много поклонников. Бывало, что любовники привязывались к ней и хотели жениться, но она в глубине души все еще надеялась, что Р. когда-нибудь позовет ее, и боялась лишиться возможности откликнуться на его зов.

Однажды в ресторане, где незнакомка была с друзьями, Р. увидел ее и, не узнав, принял за кокотку. Он позвал ее к себе, и она пошла за ним прямо с середины вечера, не думая о том, что обижает человека, с которым пришла, ни с кем не попрощавшись, даже не взяв с вешалки манто, потому что номерок был у ее друга.

Они снова провели вместе ночь. А утром Р. рассказал, что собирается в путешествие в Африку. Она робко заметила: «Как жаль!» Он сказал, что из путешествий всегда возвращаются. «Возвращаются, но успев забыть», — возразила она. Она надеялась, что в этот миг он узнает ее, но он не узнал.

Более того, когда она собралась уходить, он украдкой сунул ей в муфту деньги. Она сделала последнюю попытку: попросила у него одну из белых роз, стоявших в синей вазе. Он с готовностью протянул ей цветок. Он объяснил, что не знает, кто посылает ему цветы, и именно за это он их любит.

«Может быть, они тоже от женщины, забытой тобой», — сказала незнакомка, взглядом моля его узнать ее. Но он ласково и непонимающе смотрел на нее. Он так и не узнал ее. Выбегая из квартиры, она чуть не столкнулась с его старым слугой.

Когда она сквозь слезы взглянула на старика, в его глазах вспыхнул какой-то свет: она уверена, что он узнал ее, хотя ни разу не видел со времен ее детства. Она выхватила из муфты деньги, которые Р. заплатил ей, и сунула их старику. Он испуганно взглянул на нее — ив этот миг узнал о ней больше, чем Р. за всю свою жизнь. Ребенок незнакомки умер.

Чувствуя, что она и сама заболевает, она решила написать Р. письмо и раскрыть тайну своей любви к нему. Он получит это письмо только в том случае, если она умрет. Она просит его в память о ней раз в год покупать белые розы и ставить их в синюю вазу.

Дочитав письмо, Р. долгое время сидит задумавшись. В нем просыпаются смутные воспоминания — о соседской девочке, о встреченной на улице девушке, о женщине в ночном ресторане, но лица ее он вспомнить не может.

Вдруг взгляд его падает на синюю вазу. Впервые за много лет она пуста в день его рождения.

«Он ощутил дыхание смерти и дыхание бессмертной любви; что-то раскрылось в его душе, и он подумал об ушедшей жизни, как о бесплотном видении, как о далекой страстной музыке».

Вы прочитали краткое содержание новеллы «Письмо незнакомки». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.

Другие краткие содержания

Источник: https://reedcafe.ru/summary/pismo-neznakomki

Ссылка на основную публикацию