Краткое содержание одоевский бедный гнедко точный пересказ сюжета за 5 минут

Владимир Одоевский – Бедный Гнедко: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Посмотрите, посмотрите, мои друзья, какой злой извозчик, как он бьёт лошадку!.. В самом деле, она бежит очень плохо… Отчего ж это? Ах, бедный Гнедко, да он хромает…

— Извозчик, извозчик! Как не стыдно: ведь ты совсем испортишь свою лошадь; ты её до смерти убьёшь…

— Что нужды, — отвечает извозчик. — Уж или мне, или ей умереть! Нынче праздник.

— То-то и есть, что праздник, любезный: ты подгулял да и не посмотрел, что лошадь потеряла подковку: оттого она поскользнулась, спотыкнулась и зашибла ногу. Что мудрёного, что она не может бежать? Она, бедная, что шагнёт, то ей больно: тут не побежишь.

А ты знаешь, что тебе надо будет платить за её леченье, за подковку, да ещё хозяин тебя будет бранить.

Так тебе хочется во что бы то ни стало выручить деньги, навести, как ты говоришь; теперь же благо праздник, езды много, платят дорого… Да бедная-то лошадка в чём виновата? Виноватый-то ты, глупый мальчик: зачем ты не смотрел за нею, зачем не видал, когда она потеряла подковку?

Но он не слушает нас, он уже далеко. Вон он на Неве и всё погоняет бедную лошадь, а лошадь всё спотыкается, и что шагнёт, то ей больно. Бедная лошадка! Какое ей мученье!

А ещё ребятишки бегут за санями да смеются и над лошадкой и над извозчиком. А он ещё больше злится и вымещает свою злость на лошадке.

Но скажите, сделайте милость, как не стыдно этому толстому господину, который сидит в санях! Как он не запретит извозчику мучить бедную лошадку! Этот толстый господин завернулся в шубу, нахлобучил на глаза шляпу и сидит сиднем, как ни в чём не бывало.

— А мне что за дело, — бормочет про себя толстый господин, — я спешу на обед. Пусть извозчик убьёт свою лошадь; не моя лошадь, мне что за дело.

Как вы думаете об этом, мои друзья? Будто оттого, что это не его лошадь, так и надобно ему смотреть равнодушно на её мученье?

Бедный Гнедко! Как мне жаль его! Я давно знаю эту лошадку. Я помню, как она была ещё жеребёнком. Тогда, бывало, по весне солнце светит, птички чиликают, роса блестит на лужайках, в воздухе свежо и душисто.

Вот Серко пашет землю, а наш жеребёнок бегает вокруг матки: то подбежит к ней, то отскочит, пощиплет молодую травку, и опять к матери, и опять брыкнет: весёлая тогда была его жизнь! Вечером возвратится домой: его встретят Ванюша с Дашею, расчешут его коротенькую гривку, вытрут соломкою.

Уж как Ванюша с Дашею любили своего жеребёночка! Бывало, вместо того чтобы бегать без всякого дела, они нарвут молодой травки, положат в коробок и кормят своего жеребёночка; на ночь натаскают ему подстилки, да и днём кусочка хлеба не съедят, чтобы не поделиться с своим приятелем.

И как жеребёнок-то знал их! Бывало, издали увидит Ванюшу с Дашею, пустится к ним со всех ног, прибежит, остановится и смотрит на них, как собачка. В такой холе подрос наш жеребёночек, выровнялся и стал статною лошадкою. Вот отец Ванюши подумал, подумал, погадал: «Жалко такую лошадь в соху запречь; сведу-ка я её в город, да продам; мне за неё цену двух лошадей дадут».

Сказано, сделано: свели Гнедка на Конную, в Петербург, продали извозчику. А уж как плакали Ванюша с Дашею, как они упрашивали извозчика беречь их Гнедка, не заставлять его возить тяжести, не мучить его… Они возвратились домой очень печальные: чего-то им недоставало. Отец радовался, что получил за Гнедка хорошие деньги, дети же горько плакали.

Но в этих разговорах мы прошли почти всю набережную… Посмотрите, посмотрите: что это там столпился народ!.. Пойдём. Ах, это наш бедный Гнедко! Посмотрите: он упал и не может больше встать; прохожие помогают извозчику поднять его; они поднимут, он опять упадёт. Как нога у него вспухла! Сам извозчик теперь плачет навзрыд.

«Поделом ему», — вы скажете; нет, не говорите этого: он уже сам видит свою вину и уже довольно наказан. Как он покажется на глаза хозяину? Да и что делать теперь с лошадью? Оставить её на улице нельзя; сама она идти не может; надо нанять другую лошадь с санями и на сани взвалить бедного Гнедка.

Но на это нужны деньги, а у извозчика их нет: толстый господин рассердился, зачем лошадь упала, и не заплатил ничего… Бедный Гнедко! Он не может шевельнуться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами, как бы требуя помощи.

Бедный, он не может даже кричать, потому что лошади не кричат, как бы жестоко ни страдали.

«Злой извозчик! Зачем ты так измучил бедного Гнедка?» — Но перестанем упрекать его, хотя он и много виноват, а лучше дадим ему денег, пусть он наймёт товарища свезти Гнедка на квартиру, да прибавим совет: вперёд не ездить на хромой лошади и не требовать от больной, чтобы она бежала, как здоровая. На днях пошлём узнать, лучше ли нашей лошадке.

Вообще, друзья мои, грешно мучить бедных животных, которые нам служат для пользы или для удовольствия. Кто мучит животных без всякой нужды, тот дурной человек. Кто мучит лошадь, собаку, тот в состоянии мучить и человека.

А иногда это бывает и очень опасно.

Вы видели, как иногда дурные ребятишки дразнят на улице собак, кошек, бьют их, привязывают им палки к хвосту; послушайте же, что однажды случилось с такими ребятишками, как они жестоко были наказаны за свою злобную охоту.

Несколько лет тому назад здесь, в Петербурге, на площади, отстала от хозяина маленькая, смирная собачка Шарло: она испугалась, прижалась к стене и не знала, что делать. Тогда окружили её ребятишки; ну дразнить её, ну бить, бросать каменьями, таскать за хвост.

Они вывели бедную собачку из терпения, она бросилась на них и некоторых укусила. Что же вышло? Собачка осталась здоровою, а ребятишки?..

Вы знаете, что бывает с человеком, когда его укусит бешеная собака? Он получает отвращение к воде, желание укусить и умирает в ужаснейших терзаниях: подумать страшно! Поверите ли? То же случилось и с укушенными ребятишками: они взбесились.

Да, мои друзья, этот случай был новым доказательством того, что когда собаку долго дразнят и она, рассердившись, укусит, то её укушение бывает так же опасно, как укушение бешеной собаки. Не мучьте же никакого животного, друзья мои, потому что это грешно и показывает злое сердце, и не мучьте собак, даже в шутку, потому что это и дурно, и опасно.

Источник: https://skazki.rustih.ru/vladimir-odoevskij-bednyj-gnedko/

В.Ф. Одоевский,

Искусство и развлечения 5 февраля 2015

Читайте также:  Краткое содержание жуковский сельское кладбище точный пересказ сюжета за 5 минут

Передать весь смысл того или иного литературного произведения порою помогает даже его краткое содержание. «Бедный Гнедко» – это рассказ Владимира Федоровича Одоевского, в котором он обращается к теме жестокого обращения с животными.

Повествование в нем ведется от имени автора. Произведение написано для детей понятным для них языком. В нем он призывает молодежь гуманно относиться к животным, будь то кошка, собака или лошадь.

Ведь жестокое обращение с «братьями нашими меньшими» – это не только плохо, безнравственно, но и может быть опасно для здоровья и жизни человека.

Несколько фактов из биографии автора

Владимир Федорович Одоевский – известный русский писатель, музыковед и музыкальный критик, философ и активный общественный деятель. Он родился в Москве 1 августа 1803 года в семье дворянского происхождения. Его отец приходился внуком князю Ивану Васильевичу.

Владимир рано осиротел. Воспитывался мальчик в доме опекуна по отцовой линии. В нем рано проснулся интерес к музыке и литературе. Всю жизнь и творчество этого человека условно можно разделить на три периода: первый московский, петербургский и второй московский.

Все это время он увлекается философией, мистикой, музыкальной критикой, пишет романы и рассказы, создает литературный кружки, привлекая единомышленников. Именно во время петербургского периода, в 1841 году, написал рассказ В.Ф. Одоевский «Бедный Гнедко». Краткое содержание произведения приведено ниже.

Главные персонажи сказки

  • Автор, прогуливающийся по набережной Невы. Именно он наблюдает картину пренебрежительного и порою очень жестокого обращения с животными.
  • Извозчик. Мальчик, управляющий лошадью. Его нанял владелец жеребца Гнедко.
  • Толстый господин в очках. Сидит в бричке, которую везет Гнедко.
  • Ванюша с Дашей. Дети первого хозяина жеребца Гнедко. Они знали эту лошадку еще жеребенком, очень ее любили и заботились о ней.

О ком еще повествуется в рассказе «Бедный Гнедко»? Главные герои в нем не только люди, но и животные, например, извозчичья лошадь, маленькая собачка Шарло.

Видео по теме

Больной Гнедко

По набережной реки Невы бежит лошадка с бричкой. На козлах сидит молодой извозчик и погоняет ее. Нынче праздник, на улицах многолюдно. Извозчик торопится выручить как можно больше денег в этот день.

Ведь сегодня много ездят и хорошо платят. Лихач не заметил, как его лошадка потеряла подкову, поскользнулась и зашибла ногу. Бедный Гнедко (так зовут жеребца) идет и хромает. Извозчик не обращает на это внимания и погоняет лошадь.

Прохожий, автор, делает ему замечание, указывая на то, что животное уже не может бежать. Но мальчик на козлах отмахивается. Хозяин, который его нанял, наверняка вечером спросит с него хорошую выручку.

А следом за Гнедко бегут мальчишки и дразнят его. Им кажется забавным то, что лошадь идет и спотыкается.

Извозчик сердится на них и все свое раздражение вымещает на бедном животном, все сильнее и сильнее подхлестывая его.

А в бричке, которую везет Гнедко, сидит толстый господин в очках. Он завернулся от холода в шубу и нахлобучил на глаза шапку. Этот барин спешит к кому-то на обед, и ему совершенно нет никакого дела до больной лошадки, везущей его.

Он так рассуждает: «Лошадь не моя. Пусть возница хоть убьет ее, мне до этого дела нет». Чем же закончатся мучения больного животного? Далее рассказ «Бедный Гнедко» повествует о том времени, когда этот жеребец был еще маленьким.

Гнедко – жеребенок

Нелегкая жизнь теперь у лошадки. А ведь когда-то, когда она была маленькой, все было по-другому. На дворе весна, зеленеет травка, чирикают птички, а жеребенок Гнедко резвится возле своей матери, кобылицы Серко, пашущей землю.

А вечером, когда лошади вернутся в загон, Гнедко встретят Ванюша с Дашей, дети хозяина. Они расчешут ему коротенькую гриву, вытрут его соломкой, дадут свежей сочной травки, нарванной специально для него заранее. На ночь дети натаскают своему подопечному подстилки, чтобы ему было мягко лежать.

Как любил их жеребенок! Чуть завидит Ванюшу с Дашей, несется к ним на своих резвых ногах. Прибежит и вытянет доверчиво шею. А они его кормят хлебушком. Вскоре вырос Гнедко и превратился в статного жеребца.

Решил хозяин продать его, прикинув, какие хорошие деньги можно выручить за такую лошадь. Как плакали дети, когда Гнедко увели на Конную, как они просили покупателя о том, чтобы он не мучил их славную лошадку, не заставлял ее таскать тяжести.

Передать всю горечь утраты, разочарование детей, описанные в произведении, может даже его краткое содержание. «Бедный Гнедко» – это история, способная вызвать жалось даже у самого черствого человека. Именно на это и надеялся автор рассказа.

Отчаянная ситуация

На набережной столпился народ. Что случилось? Бедный Гнедко, не в силах больше бежать, упал, зарываясь мордой в снег от боли. Его нога вспухла. Извозчик суетится возле него, пытаясь поднять больную лошадь. Прохожие помогают ему. Но жеребец только храпит, а встать не может. Извозчик готов уже заплакать. Теперь ему попадет за испорченную лошадь от хозяина.

Толстый господин, сидевший в бричке, рассердился и ушел, не заплатив мальчику ни копейки. Как быть? Сердобольный прохожий, автор рассказа, дает извозчику денег, чтобы тот вызвал товарища с лошадью и санями отвезти бедного жеребца домой. Незадачливый кучер получил урок – не ездить впредь на больной лошади и не мучить ее, так как ничем хорошим это не закончится.

Вот такую поучительную историю рассказал М.Ф. Одоевский. «Бедный Гнедко», краткое содержание которого здесь приводится – рассказ, читающийся на одном дыхании. Наверняка детям он понравится.

Не мучайте бедных животных!

В заключение автор приводит еще одну поучительную историю. Речь в ней идет о маленькой собачке Шарло, потерявшей своего хозяина. Это беззащитное животное, оставшись без надзора, жалось к стене и смотрело на всех исподлобья. Ее окружили уличные мальчишки, которые принялись дразнить ее, таскать за хвост и бросать камни.

Читайте также:  Краткое содержание мамлеев шатуны точный пересказ сюжета за 5 минут

Бедная Шарло не выдержала и бросилась на некоторых из них и покусала. Что случилось с собачкой? Ничего. А вот укушенные мальчики заболели бешенством. Известно, что это страшная коварная болезнь, часто заканчивающаяся смертью больного.

На этом история заканчивается.

Чем бы мы хотели завершить рассказ (его краткое содержание)? Бедный Гнедко наверняка выздоровел и вновь стал возить людей, извозчик стал к нему внимательнее, а собачка Шарло нашла своих хозяев… Это, пожалуй, самый желанный конец данного произведения.

Мораль творения автора

В сборник рассказов В.Ф. Одоевского под названием «Сказки дедушки Иринея» вошла и сказка «Бедный Гнедко». Краткое содержание ее вполне может передать то, что хотел автор донести до своих маленьких читателей.

Владимир Федорович призывает детей не издеваться над животными и не дразнить их. Ведь даже самая маленькая собачка, защищаясь, может укусить своих обидчиков.

А это уже очень опасно для здоровья, так как болезнь бешенство, передаваемая к человеку от животных, является смертельной.

И, наконец, жестокое обращение с «братьями нашими меньшими» говорит о том, что такой человек зол и безнравственен. Вряд ли кто-то когда-нибудь захочет с ним дружить или общаться.

Есть даже пословица к рассказу «Бедный Гнедко». Она звучит так: «Через силу и конь не скачет». А есть и еще несколько пословиц про лошадей, например, такая: «Не гони коня кнутом, а гони коня овсом».

И еще такая: «Либо корму жалеть, либо лошадь».

Мы прочитали произведение В.Ф. Одоевского из сборника «Сказки дедушки Иринея», вернее его краткое содержание. «Бедный Гнедко» – это рассказ о том, как не нужно обращаться с животными.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Образование
В. Ф. Одоевский, “Мороз Иванович”: краткое содержание

Как же все-таки часто нечто великое кажется простым, поскольку не имеет привычки бросаться в глаза. И только время показывает, насколько гениальна та или иная композиция. Вот уже третий век передают из уст в уста сказ…

Искусство и развлечения
В. Гроссман, “Жизнь и судьба”: краткое содержание и анализ образов героев

Василий Семенович Гроссман – писатель, самое талантливое и правдивое произведение которого увидело свет только в период оттепели. Военным корреспондентом он прошел всю Великую Отечественную войну и был свидетеле…

Искусство и развлечения
Тургенев, “Дым”: краткое содержание. “Дым” Тургенева: главные герои романа, сюжет

Понять школьникам смысл произведения часто помогает его краткое содержание. «Дым» Тургенева – это одно из наиболее крупных произведений не только в творчестве самого писателя, но и в активе русской л…

Искусство и развлечения
“Бег”, Булгаков: краткое содержание, история создания, главные герои

«Бег» – пьеса, написанная М. Булгаковым в 1926-1927 гг. По этой пьесе создавалось множество спектаклей, которые, к сожалению, были поставлены уже после смерти автора, потому что Сталин запретил все р…

Искусство и развлечения
“Корова”: краткое содержание. “Корова” Платонова: главные герои

Этот рассказ был написан примерно в конце 30-х – начале 40-х годов, но опубликован был лишь в 1962. Сначала название произведения было “Добрая корова”. А. Платонов в сороковые годы предпринял попытки напечатать свое т…

Искусство и развлечения
Бажов, “Голубая змейка”: краткое содержание. “Голубая змейка”: главные герои, краткий пересказ

Нравы и обычаи народов Урала хорошо знал и описывал в своих произведениях Павел Петрович Бажов. “Голубая змейка” (краткое содержание сказа будет представлено ниже) относится к той же группе произведений, что и “Серебр…

Искусство и развлечения
«Последние холода»: краткое содержание. «Последние холода»: главные герои рассказа

Альберт Лиханов – это детский писатель. Сегодня мы предста…

Искусство и развлечения
Маршак, “Двенадцать месяцев”: краткое содержание. “Двенадцать месяцев”: главные герои

Сказка “Двенадцать месяцев” – это зимняя история, которая рассказывае…

Образование
“Детвора”: краткое содержание. “Детвора”, Чехов: главные герои

Трудно написать краткое содержание рассказа «Детвора». Чехов был искусным мастером короткого рассказа. Это ему принадлежит фраза о том, что краткость приходится сестрой таланту. Величайший отечественный пи…

Искусство и развлечения
В. П. Астафьев, «Домский собор»: краткое содержание, особенности произведения и отзывы

Виктор Петрович Астафьев – автор рассказа «Домский собор» – родился в смутное время и сполна глотнул всех бед и несчастий, которых только могла приготовить ему судьба. С ранних лет жизнь не баловала его: с…

Источник: http://monateka.com/article/129015/

В. Ф. Одоевский. Противоречия мировоззрения писателя – Бесплатное эссе

Критика – биография творчества писателя. Писатель Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) был человеком высокой культуры и разносторонних интересов в области искусства и науки. Он издавал вместе с декабристом Кюхельбекером альманах «Мнемозина».

Сочувствуя порабощенному крестьянству, критикуя дворянство за корыстолюбие и мелочность интересов, Одоевский, однако, верил в возможность классовой гармонии. Он считал филантропию достаточным средством для улучшения народной жизни. Эти противоречия мировоззрения писателя отразились и на его художественном творчестве.

Автор известных в свое время повестей «Княжна Мими», «Княжна Зизи», «Пестрых сказок», Одоевский немало внимания уделял и детской литературе. Как общественный деятель писатель принимал участие в организации детских приютов и больниц. В 1834-1835 годах он постоянно сотрудничал в журнале «Детская библиотека» А.

Очкина, печатая здесь рассказы и сказки для детей. В 1834 году отдельной книжкой вышла сказка Одоевского «Городок в табакерке», а в 1838 году – сборник его произведений в двух частях «Сказки и повести для детей дедушки Иринея».

В него вошли волшебные и научно-художественные сказки, рассказы о реальной жизни, научных явлениях и замечательных людях прошлого, пьесы бытового и фантастического характера. Перу Одоевского принадлежит и неоконченный утопический роман «4338-й год».

Как и в произведениях для взрослых, Одоевский стремился в своих детских рассказах и сказках для детей отразить важнейшие, по его убеждению, начала человеческой жизни: науку, искусство, религию я гуманизм.

«Благодатные чувства» и «бескорыстную любовь» к людям писатель хотел разбудить у детей моралистически-художественными рассказами и сказками: «Бедный Гнедко», «Сиротка», «Мороз Иванович». Научные рассказы и сказки Одоевского: «Червячок», «Городок в табакерке» – должны были «привести в движение орудие мышления» детей и дать им образное представление о живой природе и технике.

Читайте также:  Краткое содержание кийосаки богатый папа, бедный папа точный пересказ сюжета за 5 минут

Писатель создал произведения, сыгравшие большую роль в истории детской литературы. Анализируя произведения Одоевского, написанные для юных читателей, Белинский смог сделать вывод о специфике детской книги. Великий критик восторженно писал об Одоевском: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций».

Но ценя Одоевского за «гуманистическое миросозерцание», за страстное утверждение истины и умение говорить с детьми, Белинский упрекал его за любовь к моральным сентенциям.

В рассказе «Бедный Гнедко» писатель связывает идею гуманного отношения к животным с критикой господствующих классов. Не по собственной злой воле мучит извозчик свою лошадку Гнедко. К этому его принуждает разжиревший господин. «А мне что за дело, – бормочет про себя толстый господин, – я спешу на обед, пусть извозчик убьет свою лошадь, не моя лошадь, мне что за дело».

Одоевский стремится вызвать у детей сострадание к лошади и ненависть к бездушному барину, не только повествуя о том, как замученный Гнедко упал на мостовую и «не может пошевелиться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами».

Эти чувства сострадания и ненависти усиливаются и лирической историей бедного Гнедко: когда-то он был маленьким веселым жеребенком и его любили и холили дети – Ванюша и Даша; Гнедко радостно бежал за ними и смотрел на них, «как собачка». Рассказ «Бедный Гнедко» отличается излишней «трогательностью», сентиментальностью, назидательностью.

Из другого рассказа Одоевского – «Сиротка» мы узнаем о том, как по выходе из приюта девушка-сиротка учит крестьянских детей грамоте и ремеслам. Предчувствуя смерть царицы Марии Федоровны, она умирает от горя.

Консервативные идеи менее всего проявились в сказках Одоевского, Это лучшие произведения писателя для детей.

Одни его сказки явились обработкой народных: русских, ямайских, индийских («Мороз Иванович», «Разбитый кувшин», «О четырех глухих»), другие оригинальны по своему содержанию («Городок в табакерке»). В основе сказки «Мороз Иванович» лежит сюжет известной народной сказки «Морозко».

В центре повествования стоят здесь две девочки: в народной сказке – это гонимая падчерица и родная дочь, у Одоевского – две родные сестрицы: Рукодельница и Ленивица. Они отличаются не положением в семье, а своим поведением: Рукодельница трудолюбива и добра, Ленивица беспечна и зла.

Такая интерпретация фольклорного сюжета ослабила идейно-художественную ценность сказки Одоевского. В ней исчезла социальная направленность. В народной сказке, щедро наградив терпеливую и ласковую падчерицу, Морозко беспощадно казнит, умерщвляет дочку мачехи за ее злость и грубость.

В сказке Одоевского Мороз Иванович также щедр по отношению к Рукодельнице. Но он сравнительно легко наказывает Ленивицу: дал ей «целый слиток серебряной… да и бриллиант… чуть не с кулак», а они растаяли под насмешливый крик петуха: «У Ленивицы в руках ледяная сосулька».

Несмотря на абстрактно-моралистические идеи, некоторую искусственность сюжета, сказка «Мороз Иванович» отличается высокой художественностью.

Образное повествование, выразительные диалоги действующих лиц, меткие психологические детали в обрисовке девочек, комические сцены – все это обеспечило успех сказки у детей. Она печаталась в сборниках лучших детских произведений Одоевского.

Близка по теме к «Морозу Ивановичу» его другая сказка – «Разбитый кувшин». По словам Белинского, эта сказка подлинно волшебная и «действует на фантазию детей, а не на их рассудок, и поэтому практическая истина является в ней не моральной сентенцией, но живым чувством».

Удачной была и индийская сказка «О четырех глухих», в которой рассказ о физической глухоте четырех чудаков, обвиняющих друг друга во всех смертных грехах, подводит читателя к мысли о нравственной глухоте, разъединяющей людей.

По-настоящему новаторской явилась сказка Одоевского «Городок в табакерке» – первая научно-художественная сказка в русской литературе. Она не потеряла своего значения и в наши дни.

Белинский называл «Городок в табакерке» «поэтической пьеской» и так определил его смысл и значение: здесь «дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица». Мастерству сказочного повествования Одоевский учился у народа. В сказке «Городок в табакерке» сюжет, тема и идея принадлежат самому Одоевскому.

Они не имеют аналогий в народной поэзии: сказка о технике – творчество исключительно писателей, которые следили за развитием научного прогресса, понимали значение пропаганды научных идей среди подрастающего поколения. Но «Городок в табакерке» – произведение сказочного жанра, и, как во всякой сказке, в нем органически сочетается рассказ о реальных фактах и явлениях с фантастическим вымыслом.

Большую роль п освещении идейного содержания сказки играет композиция. Герой сказки «Городок в табакерке» Миша, странствуя по сказочному городку музыкальной табакерки в сопровождении мальчика-колокольчика, знакомится сначала с каждой технической деталью в отдельности. Каждую деталь (колокольчики, молоточки, валик, пружинку) писатель уподобляет какому-нибудь живому существу.

В конце сказки, как бы обобщая сказанное, Одоевский заставляет пружинку рассказать Мише о техническом устройстве музыкальной шкатулки в целом. Пружинка говорит: «Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся, кабы валик не вертелся, то за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было».

Каждая техническая деталь в сказке Одоевского – это своеобразный художественный образ, находящийся в движении: мальчики-колокольчики, с золотыми головками, в стальных юбочках, постоянно звенят; дядьки-молоточки, господа на тонких ножках, с длинными носами, стучат по колокольчикам; надзиратель валик лежит в халате на диване и изредка поворачивается с боку на бок; царевна-пружинка, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно толкает под бок надзирателя валика.

Выступая действующими лицами, технические детали ведут живой диалог с Мишей и даже имеют свой характер: колокольчики напоминают шаловливых мальчиков – они «теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», дядьки-молоточки – «уж какие злые!», ленивый надзиратель валик – «предобрый человек» и т. д. И, наконец, каждой детали-образу писателем дана своя звуковая характеристика: мальчики-колокольчики весело звенят: «Динь, динь, динь», дядьки-молоточки шепчут между собой: «Тук, тук, тук! Тук, тук! тук!», а надзиратель валик ворчит: «Шуры-муры! Шуры-муры!» Сказочно прекрасен городской пейзаж, который открывается Мише: ворота, башенки, бесчисленные домики: стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, золотые деревья с серебряными листьями, солнце с его розовыми лучами, рассеянными по всему небу.

Источник: http://schooltask.ru/v-f-odoevskij-protivorechiya-mirovozzreniya-pisatelya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector