Краткое содержание оленьи рога казакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание “Оленьих Рогов” Казакова

Краткое содержание Оленьи Рога Казакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Ы

Шестнадца­тилетняя девочка уже давно живет в доме отдыха на Балтийском берегу, у Риги. Она болеет и начинает выходить из дома лишь на четвертый день. Ей нравятся сосновые леса и замерзшее у берега море. Как все выздорав­ливающие, девочка беспричинно счастлива. Она подолгу гуляет, и все окружающее кажется ей сказочным.

Однажды девочку замечает молодой, сухощавый лыжник. Она пугливо спешит пройти, а лыжник долго смотрит ей вслед. Потом он часто приезжает на место их встречи, но ее больше не видит.

По ночам, во сне, девочка летает над холмами под тихую музыку, и сердце ее замирает от страха и восторга. С ней происходит что-то непонятное и необычное. Она наслаждается одиночеством и почти не отвечает на письма.

Вечерами в гостиной дома отдыха растапливают камин. Девочка любит сидеть там, пока все отдыхающие в столовой, смотреть на огонь и подбирать на рояле приснившуюся мелодию.

В последнее время девочку привлекает пустой дом с мезонином, стоящий неподалеку. Участок его особенно велик, он обнесен особенно высоким забором. Окно в мезонине не закрыто ставнями, а под ним к стене прибиты рога оленя. Девочка называет этот дом “Оленьи Рога”, приходит к нему каждый день, “садится на пень и замирает”.

Она воображает его пустые, гулкие, сумрачные комнаты, тишину по ночам, тонкие лунные иглы, пробивающиеся сквозь ставни.

Однажды девочка видит, как окно в мезонине открывается, из него вылезает человечек и крепко хватается за отросток оленьих рогов. Сразу же в окно высовывается длинная и тонкая лестница, человечек устанавливает ее и спускается на крыльцо.

Вслед за первым человечком спускается второй. Оба одеты в старинную одежду – короткие штаны, чулки, длинные камзолы, красные колпачки – и похожи на сказочных длиннобородых троллей. Они долго сидят на крыльце и курят трубки, потом выкапывают в саду какие-то корешки, играют с пушистыми шариками вербы и возвращаются в дом.

Когда окно за троллями захлопывается, девочка возвращается в дом отдыха. Она уже не верит, что на самом… деле видит троллей. Ночью она идет к “Оленьим Рогам”, пролазит через дыру в заборе, подходит к дому и слышит, что внутри играет приснившаяся ей музыка.

Через щель в ставне девочка видит большую комнату, освещенную пылающим камином и свечами. Посреди комнаты – огромный стол с бочонком вина, оловянными кружками и головками сыру. За столом сидят серьезные бородатые тролли и играют в карты. У камина группа троллей играет на старинных струнных инструментах, остальные медленно и важно танцуют.

Девочка входит в комнату троллей. Они пугаются, но скоро успокаиваются, глядя на ее сияющее лицо. Однако, “потаенность их жизни нарушена”. Тролли открывают люк и уходят под пол, по очереди кланяясь незваной гостье. В комнате остается самый старый тролль с добрыми глазами.

Что-то говорит он ей глазами, своим тысячелетним мудрым лицом, своим вещим знанием печалей и радостей жизни, но она не понимает его, и ей больно от этого.

Девочка понимает, что тролли не могут разговаривать с людьми. Ей становится грустно, она выходит на крыльцо и замечает, что старый тролль идет за ней. Он подзывает девочку к щели в ставне и заставляет взглянуть.

Девочка видит не темную комнату, а солнечный день и холмы, по которым скользит худощавый лыжник. Наглядевшись, она обнаруживает, что тролль исчез.

На другой день девочка снова идет к “Оленьим Рогам”. К ее удивлению, следов у дома нет, окно в мезонине закрыто, и даже щель в ставне исчезла, словно не было троллей и музыки.

Тут у дома появляется лыжник. Девочка прячется за угол, а потом бежит проверить: вдруг он тоже не оставляет следов. Поднявшись на холм, она видит ту местность, что показал ей старый тролль. Девочка снова начинает верить в сказки и громко кричит от радости.

Услыхав крик, лыжник поворачивает обратно, а девочка стоит и ждет. Почему она летает во сне под музыку и встречает троллей? Чего она ждет так уверенно и страстно? И кто угадает, чего она ждет?

Краткое содержание “Оленьих Рогов” Казакова

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Казакова “Голубое и зеленое” Повествование ведется от первого лица, рассказчик – юноша Алеша. “Лиля, – говорит она глубоким грудным голосом”. Алеша знакомится с девушкой….
  2. Краткое содержание рассказа Казакова “Двое в декабре” Он долго ждал ее на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие…
  3. Краткое содержание рассказа Казакова “Во сне ты горько плакал” Был один из летних теплых дней… Мы с товарищем стояли и разговаривали возле нашего дома. Ты же прохаживался возле нас,…
  4. Краткое содержание рассказа Казакова “Адам и Ева” Художник Агеев жил в гостинице, в северном городе, приехал сюда писать рыбаков. Стояла осень. Над городом, над сизо-бурыми, заволоченными изморосью…
  5. Краткое содержание рассказа Акутагавы “Мандарины” Рассказчик сидит в вагоне второго класса поезда Екосука – Токио и ждет сигнала к отправлению. В последнюю секунду в вагон…
  6. Краткое содержание рассказа Казакова “Тихое утро” Ящка просыпается затемно – мать еще не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга. Глаза слипаются, но Яшка…
  7. Краткое содержание сказки Андерсена “Волшебный холм” Ящерицы обсуждают, что в волшебном холме готовятся к встрече знатных гостей. Когда холм раскрылся, из него вышла старая лесная фея,…
  8. Краткое содержание рассказа Куприна “Слон” Шестилетняя девочка Надя болеет, по словам доктора Михаила Петровича, “равнодушием к жизни”. Единственное средство ее вылечить – развеселить. Но девочка…
  9. Сюжет романа “Северный Дневник” Юрия Казакова “Северный дневник” зачинался в 1960 году как разновидность путевого очерка, с самого начала, однако, создаваемого по законам художественного творчества. Па…
  10. История создания книги “Северный Дневник” Юрия Казакова О чем эта книга, в окончательной редакции состоящая из девяти художественно далеко не равноценных очерков (“Северный дневник”, “Нестор и Кир”,…
  11. Краткое содержание сказки Андерсена “Снежная королева” Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а все негодное и…
  12. Главные герои романа “Северный Дневник” Юрия Казакова Симптоматично, что многие зарубежные литературоведы и критики как-то прошли мимо этих героев Юрия Казакова. Свое внимание они сосредоточили преимущественно на…
  13. Краткое содержание рассказа Брэдбери “Вельд” Автомати­зи­рованный дом “Все для счастья”, обладателями которого являются супруги Джордж и Лилия Хедли, благодаря встроенным механизмам выполняет за людей абсолютно…
  14. Краткое содержание рассказа Нагибина “Эхо” Рассказ ведется от лица мальчика Сережи. Действие происходит в местности под названием Синегория. Мальчик Сережа собирает камни на берегу моря….
  15. Краткое содержание рассказа Дойла “Пустой дом” Прошло три года со дня гибели Шерлока Холмса. В Лондоне при весьма загадочных обстоятельствах убит юный граф Рональд Адэр. Рональд…
  16. Краткое содержание пьесы Метерлинка “Там, внутри” Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на…
  17. Краткое содержание рассказа Дойла “Желтое лицо” К Шерлоку Холмсу обращается за помощью мистер Грант Монро. Три года назад он женился на женщине, которую искренне полюбил. Эффи,…
  18. Краткое содержание стихотворения По “Ворон” Человек, от чьего имени ведется повествование, в глухую декабрьскую ночь сидит за изучением старинных книг. В них он старается утопить…
  19. Краткое содержание сказки Платонова “Неизвестный цветок” Жил на свете маленький цветок. Рос он на сухой глине пустыря, среди старых, серых камней. Его жизнь началась с семечка,…
  20. Краткое содержание рассказа Т. Н. Толстой “Свидание с птицей” Ы Мальчик Петя живет на даче с мамой, маминым братом дядей Борей, маленьким братишкой и умирающим дедушкой. Однажды мяч Пети…
Читайте также:  Краткое содержание мольер скупой точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-olenix-rogov-kazakova/

Юрий Казаков: «Оленьи Рога». Как написать краткое содержание рассказа?

В рассказе Юрия Казакова «Оленьи рога» читатель знакомится с шестнадцатилетней девочкой, которая живет в Риге на Балтийском берегу в доме отдыха. Из-за болезни она не может выходить из дома. Когда она гуляет, она любуется природой, ей нравятся сосновые леса, замерший берег моря. Постепенно девочка начинает выздоравливать, на нее накатывают периоды беспричинного счастья.

Однажды на прогулке у девочки произошла встреча с молодым человеком. Это был лыжник. Девочка торопливо спешит пройти мимо молодого человека. А лыжник долго смотрит ей вслед. Потом он часто приезжает на место, где произошла их встреча, но девочку он больше не встречает на этом месте.

Девочке снятся волнующие сны. Она летает во сне над холмами, ее сердце замирает от волнения и радости. Необычные вещи происходят девочкой. Она погружена в свое состояние одиночества, получает удовольствие от него и почти не отвечает на письма.

В доме отдыха вечерами растапливают камин. Пока постояльцы находятся в столовой, девочка сидит напротив камина, подбирает на рояле мелодию из своих снов и смотрит на огонь.

Девочка пристально наблюдает за домом с мезонином, стоящим неподалеку. Дом обнесен высоким забором. Окно в мезонине не закрыто ставнями. Под ними видны оленьи рога, которые прибиты к стене. Девочка приходит к этому дому каждый день. Она назвала этот дом «Оленьи рога». Девочка представляет пустые, мрачные комнаты, тишину по ночам и тонкие лучи света, отбрасываемые луной.

Однажды наблюдая как обычно за этим домом, она видит человека, который открывает окно и

вылезает из него, крепко хватаясь за оленьи рога. Потом она видит длинную, тонкую лестницу, по которой человек спускается на крыльцо.

За первым человечком появляется второй. Они оба одеты в старинную одежду, а на голове у них красные шапочки. Человечки похожи на сказочных героев. Они курят трубки, а потом выкапывают в саду какие-то корешки и исчезают опять в доме. Девочка возвращается в дом отдыха.

Ночью она посещает «Оленьи рога», приближается к дому и слышит музыку, которую она слышала ночью во сне. Девочка подглядывает в щель в ставне и видит стоящий посреди комнаты огромный стол, за которым играют в карты бородатые тролли. Другие тролли играют на музыкальных инструментах и танцуют.

Девочка входит в комнату. Тролли сначала пугаются, а потом успокаиваются. Они по одному уходят под пол через люк. В комнате с девочкой остается самый старый тролль. У него добрые глаза.

Девочка вспоминает, что тролли не разговаривают с людьми, она собирается уходить. Тролль следует за ней. Он подзывает девочку к щели и просить заглянуть через нее.

Через эту щель девочке открывается вид солнечного зимнего дня и скользящего лыжника. Девочка не заметила, как тролль исчез.

На другой день девочка возвращается к «Оленьим рогам». Она обнаруживает, что следов вчерашнего присутствия троллей не осталось. Даже щель в ставне исчезла. Тут она видит появившегося лыжника. Девочка хочет проверить, оставляет ли лыжник следы. С высоты холма она видит ту местность, которую ей показал тролль. Девочка с удивлением и от радости кричит.

Услышав ее, лыжник меняет направление и устремляется к девочке. Девочка стоит и ждет. Автор оставляет читателя с открытыми вопросами, давая возможность самому догадаться, почему девочка видит странные сны, почему она слышит музыку во сне, чего она так уверенно ждет.

Источник: сайт Большой вопрос

Источник: https://varvarainfo.ru/2018/07/06/yuriy-kazakov-oleni-roga-kak-napisat/

Тема: «Лирическое в рассказе Ю.П. Казакова «Оленьи рога». Исцеление человека через соприкосновением с природой» – Коммунальное государственное учреждение “Куропаткинская средняя школа”

Тема: «Лирическое в рассказе Ю.П. Казакова «Оленьи рога». Исцеление человека через соприкосновением с природой»

Технология проблемного обучения и ГСО.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок- исследование. Исследователь- учитель, исследователь-ученик.

Предмет исследования автора – исцеление человека через соприкосновением с природой.

Предмет исследования учителя – эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей.

Предмет исследования учащихся – текст художественного произведения  с целью ответа на возникшие проблемные вопросы.

Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку – мини- проекты.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию.

  • Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей.
  • Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
  • Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

    Задачи: 

Ø  проследить тонкое душевное переживание выздоравливающей девочки;

Ø  развивать чувство сопричастности  человеческому горю;

Ø  формировать умение  чувствовать внутренний мир героя;

Ø  формировать чувство прекрасного;

    Оборудование:

      Портрет Ю.П. Казакова.

      Иллюстрационный материал.

      Мини-проекты учащихся.

  План.     1. Педуправление

                  2. Вступительное слово учителя. Мы с вами уже знакомы с рассказами Юрия Казакова. Это небольшие по объёму эпические произведения, которые лишены ярких событий, статичны по своему содержанию. Но это только на первый взгляд.

Слово писателя, краткое и лаконичное, проникает в сердце и душу вдумчивого читателя, тревожит его, заставляет думать, радоваться и переживать.

За строчками его рассказов открывается такой огромный внутренний мир его героев, что они одинаково близки и взрослому читателю и вам, только начинающим жить.

3. Несколько слов об авторе.  ( Индивидуальные сообщения учащихся.)

4. Слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом «Оленьи рога». Главный героине 16 лет, она оказалась на берегу моря после долгой болезни. Выздоравливая, она много гуляет в окрестных сосновых борах.

Находит заколоченный дом с оленьими рогами. Отныне этот дом волнует ее воображение, а оно полезно и романтично. Мы чувствуем, как укрепляются её душевные силы.

Читайте также:  Краткое содержание густав майринк голем точный пересказ сюжета за 5 минут

В её душе смешивается жизнь и сказка, реальное и воображаемое, фантастическое.

5. Выступление 1 группы учащихся.

Алгоритм работы 1 группы.

Тема исследования: «Душевное исцеление через соприкосновение с волшебным миром природы»

Задание.

  • Описать  состояние героини в начале рассказа.
  • Проследить начало душевного выздоровления девочки по указанной схеме.
  • Подобрать иллюстративный материал к данному исследованию.
  • Нарисовать в тетради кластер, отражающий состояние героини:

«Я не одна – меня согревают лучи яркого солнца!»

                                                      Схема исследования

Первые шаги… Соприкасаясь с природой…(Выводы в процессе исследования )
  1. Мрак, темнота, холод в душе героини.  
    В начале рассказа мы узнаем о том, что в доме отдыха на берегу моря живет девочка, перенесшая серьезное заболевание. Мы понимаем, что чувствует она себя еще не совсем хорошо. Стр.124 «Первые три дня не выходила из дома, сидела на гулкой холодной веранде, грустно смотрела на прыгающих по соснам белок…».
  1. Первые шаги в мир природы.
   Далее мы наблюдаем, как происходит постепенное выздоровление, не только физическое, но и душевное. Мы чувствуем, как тает её грусть и тоска, как оживляется её взгляд, желание выйти за пределы этого дома. Увидеть мир, который открывается её взору.     Стр.125. За окном «еще полутьма медленного весеннего рассвета, а она уже одевается, выходит на крыльцо и начинает розоветь от холода, от запаха мартовского снега, от вида поросших соснами холмов, от утренней чистоты и тишины…».
  1. Волшебная сила слова писателя.
   Какие простые слова! Но какова их волшебная сила! Мы читаем и сами  ощущаем трогательность, чарующую силу и этих сосен, и мартовского снега, и даже холодного воздуха!       Природа «оживляет» девочку. Героиня  сходит на дорожку еще слабенькая, расставив руки, делает осторожные шаги  и чувствует, как хрустят под ногами замерзшие за ночь льдинки. Автор употребляет такие слова, как « хруст и звон», которые  напоминают ей что-то сладкое и тайное, словно росточек в ее душе ожил.     Наша героиня идет все дальше и дальше от дома – от мрака в своей душе, от болезни, которая отступила, – к выздоровлению!  Возвращается она, пахнущая морозом. В столовой она здоровается с отдыхающими, низко наклоняет лицо, прячет улыбку, прячет одурманенные глаза.
    4. Вызов страху, обретение уверенности в себе    Мы наблюдаем, как выздоравливает девочка. Задумываемся над тем, почему это происходит. Во-первых, молодости всегда легче  преодолевать преграды. Она дает силы человеку, девочке только 16 лет. Во-вторых, душу ее лечит природа, ведь каждое утро, ставя ноги во вчерашние свои следы, она идет к холмам, замирая от страха, идет по льду, чувствуя, как покачивается, волнуется лед под ее ногами… Вместе с героиней хочется и нам испробовать хрупкий мартовский ледок, хрустящий под ногами…
Автор находит слова, которые рисуют ее состояние«Я не одна – меня согревают лучи яркого солнца!»Я-          пахнущая морозом;-          улыбка, одурманенные глаза;-          беспричинно счастлива;-          счастье свежо и остро;-          глаза загадочны, темны и влажны;-          воображение наивно и романтично;-          все вокруг необычайно и сказочно;-          розовеет от холода;-          запах мартовского снега;-          сердцебиение тайное и сладкое;-          головокружительная лёгкость;-          летает во сне над холмами;-          сердце щемит от страха и восторга;-          влюблена в глухие боры, музыку.

  Учащиеся приходят к мысли о том, что девочка постепенно, через контакт с природой, выздоравливает, обретает душевную гармонию.

Алгоритм работы 2 группы.

Тема исследования: «На грани реального и фантастического»

Задание.       

  • Раскрыть грани реального и фантастического мира в воображении девочки.
  • Угнетает ли её одиночество?
  • Встреча с молодым лыжником.
  • Мир природы- главное действующее лицо.
  • Подобрать иллюстративный материал к данному исследованию.

                                                      Схема исследования

Этапы исследования                   Версии исследователей
  1. Мир сказочной природы в воображении героини
   Прогулки на природе ведут ее в мир сказки, которые она, втайне от всех, читает и сейчас. Автор обращает ее взор на пустые заколоченные дома. Далее он пишет: «Ей делается отчего – то жутко весело, как будто она входит в мир фантастической сказки », и мы можем только догадываться, что рисует ее воображение при виде этих заколоченных серых домов…(Иллюстрирование)~    ·    ~    ·    ~    ·    ~    ·    ~    ·    ~    Вывод: «Она готова рисковать, потому что знает: она сильна, она не одна, с ней удивительный мир природы, который врачует ее,  бережет».
  1. Угнетает ли ее одиночество?           
      Девочка ни с кем не общается, она только здоровается со всеми, опустив глаза…Она  одна, но не одинока! С ней сосны, тонкий хрупкий лед, ласковое солнце, свежий мартовский ветер, и она частичка этой природы. В этом мире природы, никто не принесет ей боли, наоборот, только радость и счастье.
  1.  Встреча с молодым лыжником.  
   Знаменательная встреча девочки с лыжником: «В вязаном свитере, с тонкими сухими ногами, – он замедляет бег, останавливается и долго смотрит ей в спину».         Как реагирует девочка? «Она спешит пройти, упорно глядя себе под ноги, стараясь притвориться рассеянной, не замечая, какой пугливой делается ее походка».  Почему?Может быть, она еще не готова на общение, потому что боится нарушить душевное равновесие, которое обрела она в мире природы, но мы догадываемся, что ей приятно внимание юного лыжника.
  1. Мир природы – действующее лицо рассказа.
Своеобразно чувствует природу девочка. В тексте отсутствуют яркие эпитеты, характеризующие красоту окружающей природы, мы читаем:«горькие липкие почки»,«стеклянная вечерняя заря»,«глухие боры».    Здесь не важны яркость, обилие красок в изображении природы. Здесь важно восприятие девочки,  чувствующей  и понимающей  и холодное небо, и пронзительные звезды, и глухие боры, которые  делятся с ней своей свежестью, тишиной, энергией.

(Учащиеся  предлагают исследование текста произведения с использованием иллюстративного материала, делают выводы и обобщения)

Алгоритм работы 3 группы.

Тема исследования: «Дорога в мир сказки»

Задание.       

  • Проследить загадочность заколоченных серых домов.
  •  Встреча с троллями:
  • Мир удивительной сказки!
  • Подобрать иллюстративный материал к данному исследованию.
Путешествие в мир сказки Возвращение в мир людей(примерные ответы детей)
  1. Дом с заколоченными ставнями
       Еще в конце первой главы мы прочитали о том, что девочка обратила внимание на «один пустой дом»:      «Стоит он на большом участке под деревьями и еле виден из-за ограды. Двери его забиты, окна закрыты деревянными жалюзи, крыша под темной черепицей высока и остра, крыльцо занесено снегом – оттаяли только верхние ступеньки. Под окном в мезонине прибиты лаково – коричневые оленьи рога. Снег вокруг не тронут, участок…велик…глух. Ограда высока и прочна, только в одном месте выломаны плитки… в дыру лазят собаки, оставляя глубокие отчетливые следы, бегут они к старой прижитой сосне, а от нее – …в глубь участка».    Девочку заинтриговал этот дом и участок, которые назвала  «Оленьи рога». Она вновь и вновь приходит сюда, садится на пень и замирает. Она воображает «пустые, гулкие, сумрачные комнаты, тишину по ночам, тонкие лунные иглы, пробивающиеся сквозь ставни, …а поляна полна блеска, света и солнца!»
   В один из таких дней она вдруг увидела маленького человечка, который открыв окно, выглядывает из мезонина.  Мы видим сказку, в которую попадает героиня. Сказка удивительная. Девочка избегает общение с окружающими ее людьми, но ее тянет к сказочный мир волшебных троллей. Героиня на грани сна и реальности открывает дверь и оказывается в доме, где живут тролли.    «Дико и грозно» смотрят они на девочку, но они чувствуют, по ее смущению, выражению глаз,  что она не принесла с собой зла.   Разочарование охватывает героиню при виде покидающих ее троллей. От нее уходит сказка. Она расстроена. «Почему старый мудрый тролль ничего не сказал?» – с горечью думает девочка, покинув дом.    И когда старый тролль, появившийся вдруг за ее спиной, показывает удивительную картину солнечного дня, холмов, покрытых соснами, и знакомого лыжника, скользящего с холма на холм, девочка вскрикивает от удивления.
Читайте также:  Краткое содержание зощенко не надо врать точный пересказ сюжета за 5 минут

Беседа с учащимися.  

      В чем же смысл этой сцены с троллями?  

    Конечно,  это сказка. Но вместе с девочкой мы верим,  что она была в этом сказочном мире, пусть даже во сне. Ведь он подарил ей столько радости, удивления и восхищения. Она прочувствовала это душой. Вероятно, она спала в ту ночь, но ее душа парила, она соприкоснулась с жизнью сказочных троллей. И те не остались равнодушны к ней.

      Что попытался передать ей старый тролль картиной солнечного дня?

   Он попытался «сказать» ей, что она должна вернуться в мир людей. Но девочка этого еще не понимает. Проснувшись, она вновь бежит к Оленьим Рогам, пытается найти следы сказки, которая была в ее жизни – и не находит! Ей становится невыносимо больно и  одиноко, она плачет…

    И вдруг среди сосен видит лыжника. Она прячется от него. А потом поднимается на холм. И видит ту картину яркого солнечного дня, которую показал ей в щель ставней старый тролль!

Учащиеся приходят к выводу:

-Значит была сказка!

Она видела это!

    Прикрывая влажные ресницы, вытягивая горло,  она кричит «Эгей – ге – ай», а лыжник, услышав ликующий зов, возвращается назад по своей лыжне.

    И мы понимаем, осознаем и чувствуем оптимизм заключительных строк рассказа.

Заключительное слово учителя.

  Мы счастливы, что вера девочки не погибла.  Добрая сказка есть, если в нее верить. Девочка выздоровела,  и ей пора возвращаться в мир, в котором должен жить человек.

Домашнее задание: написать сочинение-эссе на одну из тем:

  • «Путешествие в мир сказки»
  • «Человек в мире природы».

Источник: https://sc0021.zerenda.akmoedu.kz/documents/view/1623C1388068E9EC

Лирическое в рассказах Набокова «Рождество» и Казакова «Оленьи рога»

Лирическое в рассказах Набокова «Рождество» и Казакова «Оленьи рога»

Образовательная цель:

    1. расширить знания уч-ся о писателях, их биографии и творчестве

    2. подвести к пониманию понятий чудесное и лирическое в художественном пр-ии через анализ пр-ий даны авторов

    3. показать автобиографичность рассказа Набокова и особенности изображения пейзажа и пространства в пр-иях

    4. учить характеризовать героя прозаического пр-ия

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда

  1. Постановка познавательных задач.

  2. Анализ самостоятельных работ прошлого урока.

  3. Чтение с. 213, проверка осмысленности

  1. годы жизни Набокова (1899-1977)

  2. сколько прочтений может иметь рассказ «Рождество» (3)

  3. где учился Набоков (Англия)

  4. сколько романов создал Набоков (16)

  5. какая бабочка описана в рассказе (индийский шелкопряд)

  1. Слово учителя об истории создания рассказа

  2. Составление плана рассказа.

  1. нежилой уголок усадьбы

  2. воспоминания о сыне

  3. увлечения сына

  4. ожившее чудо

6. Анализ рассказа

– какое время описано в рассказе? с какими событиями оно обычно связано?

– что вам известно о Рождестве?

– в чем смысл названия рассказа? (возрождение жизни в воспоминаниях и бабочке, возрождение чуда)

– почему рассказ о смерти назван именно так (надежда)

7. Групповая работа по анализу пр-ия

1 группа с. 214 № 4 (тетради, расправилка, коробка с крупным индийским коконом, порванный сачок, ряды бабочек, булавки в лаковой шкатулке, синяя тетрадь)

2 группа с. 214 № 5 (открытое сада – белые купола клумб, черные сучки, обрамленные серебром, ослепительная глубь, синие ямы от следов, черная тень от деревьев; закрытое флигель – комната плавала во тьме, сугробы подступали к окнам флигеля, держали в тисках, оглушенное деревянное строение; закрытое дом – незимний холодок, иней, желтый свет, мебель в саванах, тень С как мешок)

3 группа с. 214 № 6 (психологический портрет, почти нет внешнего описания, только чувства, постоянная ретроспекция во времени, смешение времени, портрет динамический, рассеянный: поднял руку с колена, высоко подняв ногу, положи тяжелую руку на могилу сына, поморщился, потирая ладонью лоб, приступ страшных сухих рыданий, зажмурился)

8. Подведение итогов анализа: в чем особенности изображения бабочки в рассказе?

9. Чтение с. 215: что вас поразило в авторе?

10. Анализ сюжета рассказа

– какие виды сюжета можно выделить в рассказе? (описательный и событийный, с ними связаны 2 микросюжета – психологический и фантастический)

– что является завязкой событийного сюжета? (появление в мезонине дома с оленьими рогами маленького человека, которого видит девочка – тролля гл.2)

кульминация? (девочка, заглядывая в окно, вскрикивает и вместо комнаты с веселящимися троллями видит яркий солнечный день, снежные холмы и знакомого лыжника)

развязка? (всё было во сне)

– в чем особенности описательного сюжета? (описание картин природы – мартовского утра, картина солнечного дня, описание интерьера – гостиная в доме отдыха, дои оленьи рога во сне и наяву, описание внешнего облика героини, описание внутреннего мира – ощущения и переживания выздоравливающей девочки)

11. Самостоятельный анализ ХП в пр-ии

Внешние и открытые

Холмы, море, сосновые боры, лес, поляны

Внутренние закрытые

Гроты, гостиная, заколоченные на зиму пустые дома, веранда оленьи рога, коридор, комната троллей

цивилизации

Дом отдыха, его территория, кирха, парк

жизнеподобное

Пространственные объекты, которые существуют в действительности

воображаемое

Виртуальное пространство сна

  1. Анализ пейзажей в рассказе и образов, их составляющих

суточный, годовой, географический, горизонтальный, спокойный, естественный, искусственный, национальный, земной и фантастический

зрительные образы: солнце, берег моря

звукообразы: гулкая веранда, льдинки хрустят, звенят, потрескивает дом, шуршит в трубе лед

запахи: мартовского снега, остро пахнет зернистым снегом, сосновой корой и липкими почками

осязательные: чувствует чье-то присутствие за спиной, как волнуется лед

что объединяет и различает рассказы Набокова и Казакова?

15. Обобщение и систематизация.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/lirichieskoie-v-rasskazakh-nabokova-rozhdiestvo-i-kazakova-olien-i-rogha

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector