Краткое содержание оперетты принцесса цирка (мистер икс) кальмана точный пересказ сюжета за 5 минут

Оперетта «Принцесса цирка» — факты, видео, содержание

Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана точный пересказ сюжета за 5 минут

И. Кальман оперетта «Принцесса цирка» (Мистер Икс)

«Принцесса цирка» является вершиной творчества Кальмана. Праздничность и нарядность оперетты не может оставить равнодушным.

Запутанность сюжета, интриги, сказочная атмосфера цирка, великолепная музыка Кальмана, и, конечно же, настоящая любовь, побеждающая все трудности.

В России постановка имела особенный успех, хоть и была исправлена в соответствии с советской цензурой. Другие особенности «Принцессы цирка», краткое содержание и множество интересных фактов, читайте в нашей статье.

Действующие лица Голос Описание
Оригинальная постановка Русская постановка
Федя Палинский Этьен Верде тенор Мистер Икс, цирковой артист
Федора Палинская Теодора Вердье  сопрано Княгиня, молодая вдова
Станиславский Ренар бас Заведующий цирком
Мейбл Гибсон Мари Лятуш сопрано Цирковая наездница
Тони Шлюбергер Тони Бонвиль  тенор Студент
Луиджи Пинелли Пуассо тенор Импресарио
Сергей Владимирович Барон Гастон де' Кревельяк баритон Князь, родственник императора
Пеликан Пеликан  Метрдотель
Карла Шлюбергер Карла Бонвиль  контральто   Управляющая отелем

 Второстепенные персонажи: Барон Разумовский, Сакусин, Петр Брюсовский, Портье, Макси, Лоллота, Карла Шлюмбергер, Олли, Лили, Сюзанна, Дейзи и другие цирковые артисты. 

Краткое содержание

Россия. Санкт-Петербург. Цирк Станиславского.

1912 год. Высшееобщество русской столицы обсуждает появление таинственного циркового артиста. Ходят слухи, что сам Станиславский не видел в лицо главного артиста собственного цирка. Всегда быть в маске – судьба Мистера Икса.

Появление недавно овдовевшей княгини Федоры в фойе цирка вызывает у общества не менее бурные обсуждения. Состояние вдовы, унаследованное от покойного мужа, может перейти родственникам, если Палинская не выполнит условия завещания и не выйдет замуж за соотечественника в течение шести недель.

Претендентов не только на сердце красавицы, но и на ее капитал не пересчитать. Среди них присутствует высоко почтенный князь Сергей Владимирович, имеющий родственные связи с императором Российской империи.

Он проявляет знаки внимания молодой вдове, но она лишь смеется над ним и отвергает его, выставляя на посмешище.

Внимание Федоры приковано к фигуре Мистера Икс, внезапно, появившемуся, в самом разгаре обсуждений публики. Артист желает поцеловать руку прекрасной княгине, но она с гордостью заявляет, что шут не может быть достоин подобной чести.

Любопытство публики нарастает, они пытаются снять маску с лица циркача, но в ссору вмешивается Палинская, она запрещает раскрывать интригу. Все уходят в зал.

Мистер Икс остается один, он размышляет о нелегкой доле артиста цирка. Размышления прерывается, ему пора выступать, публика неистовствует в ожидании.

Фойе пустеет лишь на мгновение. Возникает Тони, родившийся в Австрии. Он горячо влюблен в якобы англичанку Мейбл, появление которой заставляет трепетать молодого юношу.

Диалог в шутливой форме расставляет все точки над и. На самом деле Мейбл не англичанка, а австрийка по имени Лиза. Они договариваются о встрече. Артистка остается одна.

Впечатленный Мистер Икс раскрывает собственную тайну Мейбл. Он – Фёдор Палинский. Судьба сыграла с ним злую шутку, он влюбился в невесту собственного дяди. Князь не смог простить измены родственника, он посодействовал увольнению племянника из полка гусар. Чтобы избавиться от нищеты и насмешек, Фёдор устраивается цирковым артистом. Маска становится частью образа.

В это время, князь Сергей вновь получает отказ. Он считает, что только месть поставит на место и образумит Палинскую. Мгновенно в его голове возникает коварный план.

Сергей предлагает Мистеру Икс выдать себя за принца, и придти на бал без маски, ведь никто не знает его в лицо. Икс согласен, потому что хочет видеть прекрасную даму сердца.

Он приходит на бал без маски, княгиня влюбляется в него.   

Дворец князя. Бальный зал.

Исходит срок завещания. Любовь Федоры и Кирасова стала сильнее. Князь Сергей Владимирович продолжает строить козни, он подделывает письмо от императора, в нем вседержитель требует, чтобы Палинская немедленно явилась во дворец, где ей выберут жениха, чтобы капиталы ее покойного мужа остались в России. 

Княгиня решает ускорить события и закрепить брак в церкви. Они идут в церковь. До этого Сергей совершает еще один обман, он говорит, что все рассказал Палинской. Венчаются и Тони и Лиза. Венчание прошло успешно.

Цирковые артисты тоже приходят на праздник любви. В качестве подарка они приносят портрет Мистера Икс, они смеются, называют княгиню Принцессой цирка. Она готова выдерживать насмешки, ведь по-настоящему любит артиста. Князь открывает правду на мужа. Княгиня шокирована.

Фёдор рассказывает собственную историю, они уже давно знакомы. Княгиня пытается остановить Фёдора, но он покидает дом с артистами цирка.

Вена. Отель

Тони приезжает домой со своей невестой. Он не может придумать, как рассказать, о том, что женился,  не предупредив маму. Спускается Лиза, она хочет рассказать правду прямо сейчас, в этот момент заходит Карла. Истина всплывает на поверхность. Выясняется, что Лиза дочь известного человека в Вене. Невестка и свекровь мирятся. Ресторан готов принимать посетителей.

Гости наполняют зал, среди них княгиня Палинская и князь Сергей, он поддерживает ее после тяжелого расставания. Он не советует ей не идти на примирение.

Появляется Фёдор, он простил недоверие жены. Он хочет с ней поговорить, но без участия князя. Пеликан помогает герою и выводит Сергея из зала. Фёдор направляется к княгине. Они мирятся. Он показывает письмо, которое написал дядя много лет назад. Они оба были оклеветаны. Сейчас нет повода грустить, они снова вместе, а значит, любовь все победила.

Продолжительность спектакля
I Акт II — III Акт
50 мин. 85 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Оперетта имеет два названия: женское «Принцесса цирка» и мужское «Мистер Икс». Сам композитор склонялся именно к женскому из-за суеверия. Дело в том, что первые оперетты «Хороший товарищ» и «Маленький король» носили мужское название, но они провалились, после чего Кальман стал всерьез верен примете.
  • Многочисленные переделки оперы в СССР привели к тому, что все имена героев были заменены, текст был переведен на манеру 17 века, в результате чего текст и музыка не сошлись. Пришлось переписывать музыку, так появилась оперетта «Холопка» Николая Михайловича Стрельникова.
  • В русской постановке действие из Санкт-Петербурга перенесено в Париж.
  • Директор цирка Станиславский не случайность. Впечатленный книгой Станиславского Имре Кальман решил назвать директора цирка именем известнейшего драматурга.
  • В последствие, оперетта была посвящена жене композитора Вере, эмигрантке из России.
  • Мало знакомые с культурой России и русского быта, либреттисты допустили множество ошибок и курьезных ситуаций, в результате чего оперетта на русской сцене никогда не ставилась в первоначальном виде, в противном случае вместо успех, она была бы осмеяна.
  • Над опереттой Кальману пришлось изрядно потрудиться. Он написал «Принцессу цирка» за 8 месяцев. Ежедневно Имре уделял работе над произведением по 16 часов в сутки.
  • В России ария Мистера Икс во многом стала знаменита благодаря великолепному исполнению советского баритона Георга Отса. Его пение и на сегодняшний день является эталонным.
  • Огромную роль в осуществлении первой постановки «Принцессы цирка» в Вене сыграла княгиня Агнес Эстерхази, родственница князя Эстерхази, у которого длительное время на службе прибывал Гайдн.
  • Знаменитое название ресторана «Зеленый попугай» в третьем акте было придумано именно русскими либреттистами.
  • На данный момент времени существует 4 экранизации произведения, две из которых советские, и две немецкие.

Музыка и драматургия

Как известно, именно благодаря Кальману оперетта из низшего музыкального жанра превратилась в полноценное театральное представление. Причиной успеха является чётко выстроенная драматургическая композиция, включающая наличие лейтмотивов, закрепленных за героями. Например, тема любви из второго акта в дуэте «Кумир мой полон упоения, любовью», и возвращающийся уже в третьем акте.  

Драматургия оперетты «Принцесса цирка» построена по достаточно стандартному для Кальмана музыкально-сюжетному принципу. Главными героями являются двое молодых и обаятельных людей, которые искренно и по-настоящему полюбили друг друга.

Преградой на пути к их совместному счастью встают не только интриги врагов, но и сословное неравенство. Дополнительно вводится счастливая комическая парочка, разбавляющая действие легкими и беззаботными номерами, и веселящая публику.

Отличительной музыкальной особенностью является наличие больших финалов сквозного развития действия. Каждый финал несет в себе определенную драматургическую функцию.

  1. Финал 1-ого акта. Завязка конфликта. Князь Сергей предлагает Мистеру Иксу представиться принцем Кирасовым, он соглашается, коварный план идет к осуществлению.
  2. Финал 2-ого акта. Драматическая кульминация. Обман вскрывается, цирковые артисты приносят портрет Мистера Икс. Княгиня в ужасе, Федор открывает истинное лицо. Княгиня его прощает и пытается вернуть, но поздно. Кажется, надежды на счастливое будущее обречены, но впереди еще один акт.   
  3. Финал 3-его акта. Happy End. Примирение произошло, влюбленные вместе навсегда.

Немаловажную функцию играет хор циркачей, он играет роль рока предназначения и невозможности соединения циркача и княгини. 

Главные герои в оперетте не являются персонажами-масками, они проходят определенный путь становления. Музыкальная характеристика Фёдора Палинского и Федоры схожи. Как положено законам музыкального театра, главные герои имеют экспозиционные выходные арии.

В арии Федоры Палинской «Сердце мое всегда, словно в оковах льда», героиня имеет яркую индивидуальную характеристику. Она предстает непреступной красавицей. Во втором акте ария героини «Ночи весенние, много веселья» противоречит первой арии, раскрывается новая грань любящей и счастливой Федоры.

Выходная ария Мистера Икс «Шумит манеж» представляет его, как лирического героя, наполненного глубокими душевными переживаниями и чувствами. Ария имеет трехчастную форму с варьированной репризой и контрастной бравурной серединой.

Читайте также:  Краткое содержание ефремов звёздные корабли точный пересказ сюжета за 5 минут

Дуэт согласия из 1-ого акта имеет мелодию, окрашенную лирическими интонациями. В финале второго акта прозвучит яркий, и запоминающийся дуэт сквозного развития действия имеет горькую реминисценцию «Я вас не знал» является одним из напряженных моментов в кульминации. 

Оперетта начиналась хоровой сценой и завершилась хоровой сценой с солирующей парой Фёдора и Федоры «Кумир мой». Тем самым оперетта имеет законченность формы и строго выверенную музыкальную форму.

Стоит отметить, что безграничный талант композитора позволил создать интересную оперетту, отличающуюся яркостью музыкальных линий. Не смотря на однообразность структуры, использованную в таких опереттах, как «Королева чардаша» или «Сильва», «Марица». 

Популярные арии и номера:

Ария Мистера Икс — Снова туда, где море огней (слушать)

Дуэт Тони и Мари (слушать)

Ария Сюзанны «Все каждый день подряд мне о любви твердят» (слушать)

Песня гусар (слушать)

Выходная ария Теодоры (слушать)

История создания

Во второй половине 20-х годов, жизнь Кальмана кардинально меняется – умирает его любимая жена Паула Дворжак, с которой он прожил более чем 18 лет. Это было нелегкое время. Тем более что после оглушительного успеха оперетты «Марица», он долго не мог решить, что писать дальше.

Вдохновение пришло неожиданно. Прогуливаясь с либреттистами Грюневальдом и Браммером, мы подошли к зданию цирка. Композитор подумал, что раньше он много писал о театре, а теперь пришло время цирка.

Он предложил своим союзникам идею, они с радостью согласились написать либретто для реализации.

Лучшим средство от депрессии и хандры, в которую впал Кальман после смерти жены, была именно музыка. Работа понеслась в гору. Все свободное время автор, беспробудно сочиняет.

Минимально в день он тратил по 16 часов в день на сочинение. Клавир произведения был готов уже через 2 месяца после начала сочинения. Далее необходимо было оркестровать.

Спустя шесть месяцев тяжких трудов оркестровки, Кальман смог вздохнуть спокойно. Произведение готово.

В те годы, Кальман уже имел популярность и авторитет в музыкальном обществе, поэтому постановки не пришлось долго ждать. 

Литературная основа

В 20-е годы прошлого столетия Кальман сошелся с либреттистами Альфредом Грюневальдом и Юлиуслм Браммером. Союз был по-настоящему плодотворным, постановки одна за одной имели оглушительный успех. «Принцесса цирка» не стала исключением, написанная из-под пера двух великих либреттистов, стихи легко ложились на музыку. В результате чего оперетта была написана композитором меньше чем за год.

Постановки

Первая постановка состоялась в Венском театре 26 марта 1926 года. Лучшие артисты того времени исполняли партии в оперетте, лучшие декорации были доставлены в театр. Премьера имела огромный успех, зал ликовал. Радость и безмятежность произведения была актуальна для Европы в начале XX века.

Что касается России, то вначале оперетту запретили ставить на русской сцене, так как в ней было слишком много недочетов и курьезных ситуаций. В последствие, гнев сменился на милость, музыка была настолько обаятельна и прекрасна, что постановку разрешили с цензурными поправками.

Так действие было перенесено в столицу Франции, а герои стали носить иностранные имена. Первая постановка прошла в Московском театре оперетты в 1927 году. Зал был переполнен, люди с удовольствием приняли произведение.

В дальнейшем была выпущена знаменитая советская экранизация в двух сериях, носившая название «Мистер Икс», и ставшая классикой отечественного кино.

На сегодняшний день оперетта не теряет собственной актуальности, ее продолжают ставить на ведущих мировых сценах, в том числе и России. «Принцесса цирка» — это шедевр мировой культуры, который будет радовать слушателя вне зависимости от эпохи.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть оперетту «Принцесса цирка»

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперетты «Принцесса цирка» на вашем мероприятии.

Источник: http://soundtimes.ru/opera/operetty/printsessa-tsirka

Принцесса цирка (оперетта)

Имре Кальман

Автор(ы)либретто

Альфред Грюнвальд и Юлиус Браммер Количество действий

3 Год создания

1925 Первая постановка

26 марта 1926 года. Место первой постановки

Вена

Принцесса цирка (нем. Die Zirkusprinzessin) — оперетта в трёх актах венгерского композитора Имре Кальмана, немецкое либретто Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Браммера. Премьера состоялась в Theater an der Wien 26 марта 1926 года.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Либретто
    • 3.1 Акт 1. Санкт-Петербург. Фойе цирка Станиславского
    • 3.2 Акт 2. Бальный зал во дворце великого князя
    • 3.3 Акт 3. Вена. Гостиница «Эрцгерцог Карл»
  • 4 Судьба оперетты в России
  • 5 Дискография
  • 6 Экранизации
  • 7 Примечания

История создания

Имре Кальман вспоминает: «После «Марицы» передо мной и моими либреттистами — Грюнвальдом и Браммером — встал проклятый вопрос: что писать? Много недель мы не могли решить его.

Но однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — „Сильва“, оперетту, действие которой происходит в театре, — „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке».

И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».

— Г. Ярон. Аннотация к изданию монтажа оперетты. Ленинградский завод грампластинок, 1979.

Имре Кальман

Действующие лица

Мистер Икс/Федор Палинский тенор
Княгиня Федора Палинская сопрано
Мисс Мейбл Гибсон, цирковая наездница/Лиза Буршталлер сопрано
Тони Шлюмбергер тенор
Великий князь Сергей Владимирович баритон
Станиславский, директор цирка бас
Луиджи Пинелли, импресарио и клоун тенор
Карла Шлюмбергер, хозяйка гостиницы контральто
Пеликан, метрдотель разговорная роль
Граф Сакусин, ротмистр русской гвардии; Петрович, лейтенант гусарского полка; Барон Петр Брюсовский, адъютант великого князя; Макси, ученик метрдотеля; Портье; Михаил, лакей великого князя; Казачий гетман; Мари, барменша; Лолотта, продавщица цветов; Самуель Фридландер; Барон Разумовский; Олли, Соня, Бетти, Лили, Сюзанна, Дейзи — цирковые танцовщицы (разговорные роли)

Действие происходит в 1912 году в Санкт-Петербурге и Вене.

Либретто

Акт 1. Санкт-Петербург. Фойе цирка Станиславского

Великосветская публика русской столицы заинтригована появившейся новой цирковой звездой.

Это таинственный молодой артист, который никогда не снимает маски и выступает под псевдонимом Мистер Икс. Директор цирка Станиславский сообщает, что по условиям контракта даже он не видел лица Мистера Икс.

В окружении толпы поклонников в фойе цирка появляется молодая вдова, наследница огромного состояния княгиня Федора Палинская. По условиям завещания её покойного мужа она должна в течение шести недель выйти замуж за соотечественника, в противном случае весь капитал перейдет к другим родственникам её покойного мужа, живущим за границей.

Вокруг княгини множество претендентов на её руку, среди которых — родственник российского императора великий князь Сергей Николаевич. Но Федора с насмешкой отвергает его.

Она заинтересована личностью Мистера Икс. Появляется Мистер Икс. Его представляют публике. Федора отказывает артисту в просьбе поцеловать ей руку. Шут, циркач недостоин такой чести.

Поклонники княгини пытаются силой снять с Мистера Икс маску, чтобы удовлетворить любопытство своей дамы, но Федора останавливает ссору. Публика уходит в зал.

Мистер Икс размышляет о судьбе циркового артиста и отношении к нему светского общества, затем спешит на арену. Он должен выступать.

В фойе появляется Тони Шлюмбергер, молодой австриец из Вены, который влюблён в цирковую танцовщицу англичанку Мейбл Гибсон. Появляется Мейбл.

В ходе комического диалога выясняется, что на самом деле она тоже австрийка из Вены по имени Лиза, а за англичанку выдает себя по настоянию директора цирка для экзотики. Договорившись о встрече, Тони уходит.

Возвращается после выступления Мистер Икс. Он потрясен встречей с Федорой и рассказывает Мейбл свою тайну. Его зовут Федор Палинский, и несколько лет назад, он был влюблён в эту женщину, которая оказалась невестой его дяди князя Палинского.

Когда князь узнал о влюблённости племянника в свою невесту, он разрушил его карьеру в гусарском полку, и Федору пришлось бежать из дома и стать цирковым артистом.

Появляется великий князь Сергей Николаевич, которому Федора только что отказала в очередной раз. Расставшись с надеждой стать мужем княгини, великий князь решает отомстить ей, опозорив в глазах светского общества.

Для этого он предлагает Мистеру Икс познакомиться с Федорой под именем принца Кирасова. Теперь-то уж гордая княгиня позволит ему поцеловать руку.

Мистер Икс соглашается, он не может устоять перед искушением видеть любимую женщину и говорить с нею. Князь приглашает всех принять участие в праздничном ужине прямо здесь в фойе цирка.

Мистер Икс приходит без маски. Великий князь представляет его Федоре как принца Кирасова. Федора не сводит глаз с молодого красавца. План великого князя начинает осуществляться.

Акт 2. Бальный зал во дворце великого князя

Прошло шесть недель. Чувство Федоры и мнимого принца Кирасова окрепло.

Они влюблены друг в друга, но великий князь считает необходимым ускорить события.

На балу он передает княгине подделанное им письмо от царя, в котором тот якобы требует, чтобы Федора завтра же явилась во дворец, где царь сам назначит ей жениха для того, чтобы капиталы её бывшего мужа остались в России.

Единственный выход — тут же в домашней церкви великого князя обвенчаться с принцем Кирасовым. Влюблённые с восторгом принимают этот выход и отправляются вслед за князем в церковь. Перед этим князь обманывает Фёдора, говоря, что он обо всём рассказал Федоре.

Читайте также:  Краткое содержание завтра была война васильева точный пересказ сюжета за 5 минут

На балу появляются Тони и Мейбл, их отношения тоже достигли кульминации. Они решают также обвенчаться немедленно. Обряд венчания совершён. Из церкви выходят принц и принцесса Кирасовы.

Неожиданно в зал входят цирковые артисты во главе с директором Станиславским. Они преподносят паре портрет Мистера Икс. Великий князь сообщает Федоре, что её муж — подложный принц, на самом деле это циркач Мистер Икс, и она теперь стала принцессой цирка.

Княгиня в ужасе, она отвергает своего новоиспечённого мужа.

В гневе Фёдор открывает ей всю правду — он настоящий принц (князь) Палинский, влюблён в неё давно, и только из-за несчастной любви и ревности дяди вынужден был стать цирковым артистом. Федора пытается вернуть его, но Палинский уходит вместе с цирковыми артистами.

Акт 3. Вена. Гостиница «Эрцгерцог Карл»

В ресторане гостиницы хозяйка Карла Шлюмбергер и метрдотель Пеликан обсуждают дела гостиницы и личные дела хозяйки.

Она обеспокоена поведением своего сына Тони, который вернулся из Санкт-Петербурга сам не свой. Также подозрения вызывает таинственная дама, поселившаяся в гостинице одновременно с возвращением Тони. Карла уходит.

Появляется Тони, он в отчаянии: не знает, как сообщить матери, которую побаивается, новость о том, что женился без её ведома, да ещё и на цирковой артистке. Тони обо всём рассказывает Пеликану, тот обещает помочь.

В ресторан спускается Лиза, она настаивает на том, чтобы Тони представил её матери. Она не хочет больше находиться в ложном положении. В разгар объяснения входит Карла. Скрывать правду более невозможно.

После бурного объяснения Карла и Лиза находят общий язык и примиряются (Лиза оказывается дочерью австрийского офицера Буршталлера), Тони получает прощение. Ресторан открывается, появляется публика.

Среди гостей великий князь и Федора.

Федора безутешна, но и горда, она не будет первая искать примирения со своим мужем, который уехал в неизвестном направлении после свадьбы. Великий князь всячески поддерживает её в этом.

Появляется Фёдор. Он простил жену, но не хочет объясняться с ней при великом князе. С помощью Пеликана великого князя удаётся удалить из ресторана. Фёдор подсаживается к Федоре.

И вот супруги помирились и будут теперь жить долго и счастливо.

Судьба оперетты в России

Постановка оперетты в России имела особенности, связанные с последствиями революции и неправдоподобными обстоятельствами жизни в России, которых не замечала публика в Вене, и которые бросались в глаза русской публике.

Поэтому в русских вариантах либретто часто переносилось полностью в Вену либо в Париж, соответственно и действующие лица из русских великих князей и аристократов превращались в австрийцев или французов (впрочем, первые переделки переносили действие в среду русских белоэмигрантов).

Благодаря русским либреттистам появились также название ресторана «Зеленый попугай».

Одной из первых постановок была постановка в Московском театре оперетты в 1927 году, которая была осуществлена при непосредственном участии режиссёра и выдающегося комического актёра Григория Ярона (он исполнил роль Пеликана).

Также в Советских постановках партию Мистера Х часто исполняли баритоны (самым известным был Георг Отс), для чего некоторые места партии были странспонированы (допустим, знаменитая ария опущена на тон вниз).

Дискография

Кальман. Принцесса цирка. А.Яковенко (О.Викландт), Л.Казанская (Т.Карпова), Е.Савицкая, Д.Узунов (В.Зельдин), Н.Рубан, Г.Ярон, С. Ценин, А.Тихонов. Дирижёр Ю.Силантьев. Всесоюзное радио 1954.

Кальман. Принцесса цирка. С.Барабас, Ф.Фехрингер, В.Мюллер. Дирижёр Ф.Маршалек. Кёльнское радио 1955.

Кальман. Принцесса цирка. Р.Шок, М.Шрамм, Ю.Катона, Ж.Ловингер, Ф.Грубер. Дирижёр Р.Штольц. Берлинская опера. 1970.

Экранизации

  • Die Zirkusprinzessin (1929, Германия, реж. Виктор Янсон, сценарий Джейн Бесс, Имре Кальман)
  • Мистер Икс (СССР, 1958, реж. Юзеф Хмельницкий).
  • Принцесса цирка (ФРГ, 1970, реж. Манфред Кёхлер).
  • Принцесса цирка (фильм) (СССР, 1982, реж. Светлана Дружинина).

Примечания

  1. В оригинале — Fedja
  2. В оригинале — Korosoff
  3. Г. Ярон, О любимом жанре

Принцесса цирка (оперетта) Информация о

Принцесса цирка (оперетта)

Принцесса цирка (оперетта)
Принцесса цирка (оперетта) Просмотр темы.
Принцесса цирка (оперетта) что, Принцесса цирка (оперетта) кто, Принцесса цирка (оперетта) объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-5167.html

История оперетты «Принцесса цирка»

Оперетту «Принцесса цирка» венгерский композитор Имре Кальман написал в 1925 году. У него тогда было непростое время — умерла любимая жена, вдохновение не шло, а публика ждала нового шедевра от автора знаменитых «Сильвы», «Баядеры», «Марицы» и других популярных оперетт.

Однажды он проходил мимо цирка и подумал, что уже писал оперетты действия которых происходили около театра или в театре, так почему бы не написать что-нибудь о цирке? Тем более недавно ему в руки попала книга Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве», где в одной из глав рассказывалось о влюбленности театрального реформатора в цирковую наездницу.

Для вдохновения Кальман пошел на цирковое представление и увидел номер акробата в чёрной маске. Заинтригованный композитор, предчувствуя интересный сюжет, попросил пустить его за кулисы и познакомить с циркачом.

Акробатом оказался русский эмигрант из знатной семьи, офицер, который был вынужден покинуть Россию после революции.

Он не хотел, чтобы случайные знакомые видели, что аристократ вынужден зарабатывать на жизнь выступлениями, поэтому придумал костюм с маской…
Кальман рассказал сюжет либреттистам, и вскоре появилась оперетта, один из главных героев которой был в маске, другой носил фамилию Станиславский, а действие происходило в России.

У «Принцессы цирка» было второе название — «Мистер Икс», но суеверный Кальман считал, что только «женские» названия оперетт приносят ему удачу. Премьера состоялась в 1926 году в Вене, а вскоре её впервые поставили в России — в Московском театре оперетты.

Главный режиссёр и художественный руководитель театра изрядно переписали либретто, так как представление о русских и жизни в России Кальман имел очень приблизительное, и сюжет местами был развесистой «клюквой»… Вообще ни одна оперетта не имела столько вариаций, сколько «Принцесса цирка».

В разных театрах герои меняли имена, страны, чины и профессии и только в очень редких случаях события развивались по первоначальному сюжету.

В СССР «Принцесса цирка» экранизировалась два раза — в 1958 году под названием «Мистер Икс» и в 1982 году под оригинальным названием. Режиссёром первой версии был Юлий Хмельницкий, а главную роль исполнил оперный баритон Георг Отс. После выхода фильма его популярность взлетела в разы, и ни один концерт не обходился без просьбы исполнить арию Мистера Икса.

Хотя в целом фильм Отсу не нравился — своего героя он считал приторным, а сюжет слишком напоминал старую американскую мелодраму — эту арию он считал большой удачей. Она зазвучала ото всюду, её пели не только на театральной сцене, но и на эстраде, и даже в рок-кругах — в 1984 году Виктор Цой записал «Арию Мистера Икса» для своего альбома «Начальник Камчатки».

Правда произошло это на волне успеха второй экранизации оперетты…

В 1982 году за экранизацию оперетты взялась Светлана Дружинина.

У неё уже был удачный опыт съёмок музыкальных фильмов «Сватовство гусара» и «Дульсинея Тобосская», да и с темой цирка она была знакома — Дружинина год отучилась в цирковом училище в группе акробатики, а потом ушла в хореографию.

На главную роль она хотела пригласить своего однокурсника по хореографическому училищу Мариса Лиепу. Она пошла в Большой театр, чтобы договориться о пробах, но в буфете увидела необыкновенно красивого молодого человека. Это был студент четвёртого курса МГИМО Игорь Кеблушек…

Игорь Кеблушек приехал в Москву из Чехословакии. Его отец тоже когда-то тоже приезжал учиться в МГИМО, потом вернулся домой и поступил на дипломатическую службу.

Когда его сын получил предложение сняться в советском кино и пришёл за советом, тот сказал: «Не каждый актёр может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актёром!» — и Игорь поехал на съёмочную площадку.

Светлане Дружининой пришлось идти на многие хитрости, чтобы утвердить на роль Мистера Икс чешского студента. Она придумала целую легенду, по которой Кеблушек якобы был прибалтом.

Кеблушек понимал, что взяли его исключительно из-за внешних данных, но очень старался работать наравне с профессиональными актёрами.

И у него получилось прекрасно справиться с ролью и не потеряться рядом с опытными Натальей Белохвостиковой, Людмилой Касаткиной, Николаем Трофимовым, Владимиром Басовым и другими известными актёрами.

Все вокальные номера за Кеблушка исполнил баритон Большого театра Владимир Мальченко.

На главную женскую роль Светлана Дружинина пригласила тонкую драматическую актрису Наталью Белохвостикову. Та с детства любила фильм «Мистер Икс», поэтому сняться в новой экранизации согласилась сразу же.

Хотя многие шептали, что Дружинина с этим фильмом провалится и подставит актрису, и муж Белохвостиковой, режиссёр Владимир Наумов, тоже был против участия. Как она, изысканная психологическая актриса, которая училась у Герасимова, вдруг будет вытанцовывать и петь под фонограмму?..

Белохвостикова не смогла отказаться от детской мечты, но ни до, ни после в «лёгком» жанре не снималась. Вокальные партии за актрису исполняла оперная певица Галина Ковалёва.

В невероятной популярности фильма «Принцесса цирка» была большая заслуга Игоря Кеблушека — он свёл с ума половину СССР, в него были поголовно влюблены зрительницы от 16 до 60! Биография актёра только добавляла страстей — красавец, иностранец, да ещё и дипломат, настоящий «Мистер Икс»… Дебютанта завалили предложениями, но в кино он больше никогда не снимался. Вернулся в Чехословакию, отслужил в армии и уехал работать в Брюссель. Сейчас бизнесмен и отец троих сыновей Игорь Кеблушек живет в Праге. Его удивляет и очень радует, что фильм любят и помнят до сих пор.

Читайте также:  Краткое содержание шварц дракон точный пересказ сюжета за 5 минут

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43041197866

Оперетта Кальмана «Принцесса цирка» («Мистер Икс») (Die Zirkusprinzessin)

Оперетта Имре Кальмана в трёх действиях.
Либретто Ю. Браммера и А. Грюнвальда.

Первое представление состоялось 26 марта 1926 года в венском театре «Ан дер Вин».

Содержание излагается по русской пьесе И. Зарубина со стихами О. Фадеевой.

Действующие лица:

Мистер Икс, он же граф Анри де Шатонеф, он же Этьен Вердье (баритон); Теодора Вердье, молодая вдова (сопрано); барон Гастон де Кревельяк, потомок крестоносцев, король скаковых конюшен; Мари Лятуш, она же Мабель Гибсон, артистка цирка (сопрано); Тони Бонвиль, студент, ее поклонник (тенор); Каролина, его мать, хозяйка отеля «Золотой попугай»; Пеликан, метрдотель там же; Пуассон, секретарь барона; Ренар, директор цирка; Максик, мальчик-слуга; посетители цирка, гости барона, слуги.

Действие происходит в Париже в начале XX века.

«Принцесса цирка» возникла вслед за «Графиней Марицей» на либретто тех же драматургов. Оперетта точно следует уже выработанной схеме.

В ней — лирическая пара, причем благородный, но бедный герой скрывает свое подлинное имя, остродраматический конфликт между героями, основанный на недоразумении, достигает кульминации в финале второго действия и благополучно разрешается в третьем действии.

Либретто, в котором были тщательно соблюдены все детали схемы «Марицы», страдало многими погрешностями. В основу его авторы положили сюжет из русской жизни.

Главная героиня, русская княгиня Федора Палинская, должна была непременно выйти замуж за своего соотечественника, чтобы не ушли за границу доходы с ее огромных владений (перекличка с «Веселой вдовой»).

Как и во многих зарубежных пьесах «из русской жизни», в оригинальном либретто так много курьезов, что на русской сцене оперетта никогда не шла без переделок. (В оригинале действие происходит в Петербурге и Вене. Среди действующих лиц князь Федор и княгиня Федора Палинские, великий князь Сергей Владимирович, барон Разумовский, поручик фон Петрович, директор цирка Станиславский (!) и др. Князь Федор, Мистер Икс, представлен Федоре под именем «князя Карасева».)

Музыка «Принцессы цирка» привлекает широким лирическим распевом, искренностью больших чувств, заразительным весельем комических эпизодов.

Первое действие

За кулисами цирка. Хор посетителей воспевает Мистера Икса. Директор цирка и Пуассон судачат об этом артисте, который выступает всегда в черной маске. Его настоящего имени никто не знает. Входит Теодора Вердье, не пропускающая ни одного выступления Мистера Икса. Ее выходная ария «Сердце мое всегда словно в оковах льда».

Все расходятся по своим местам, так как звонки уже возвестили начало второго отделения. Входит опоздавший барон, который не смог достать билета. Увидев в одной из лож молодого человека, он хочет откупить у него ложу.

Молодой человек — Тони — соглашается с условием, что вернется в нее на время выступления иностранной акробатки Мабель Гибсон. Она как раз выходит, жонглируя шарами, и Тони знакомится с ней.

Девушка признается, что она вовсе не иностранка: директор придумал всем иностранные фамилии для привлечения публики. Мари и Тони ноют веселый дуэт «В цирк являлся каждый день я».

А вот и таинственный Мистер Икс, как всегда, в маске. Его выходная ария «Шумит манеж» богата разнообразными настроениями: задумчивость сменяется в ней горечью, потом бравадой и, наконец, глубокой грустью. Входит Теодора. Она хочет познакомиться с Иксом. Артист отвечает, что они давно знают друг друга.

Дуэт «Я вас не знал, но я страдал по вашей вине» отличается лирической мелодией, искренностью проснувшегося чувства. Объявлен выход Мистера Икс, и оба уходят: он — на сцену, она — в ложу, а за кулисами появляется барон в сопровождении Пуассона. Теодора только что в девятнадцатый раз отказала ему, н он кипит жаждой мщения.

Дождавшись возвращения Мистера Икс с манежа, барон предлагает ему быть сегодня у него на балу. Поскольку его лица никто не видел, его не узнают. Он должен стараться понравиться Теодоре, заинтересовать ее. Мистер Икс согласен, но предупреждает барона, что игрушкой в его руках он не станет.

Довольный барон уходит, а артист предается своим мыслям. Неожиданное предложение пришлось очень кстати. Теодора — женщина, которая разлучила его с дядей, много лет заменявшим ему отца. Однажды без всякого предупреждения, без малейшего повода он получил письмо: «Дорогой Этьен, завтра моя Теодора станет мадам Вердье.

Но она ставит условие: я должен навсегда порвать с тобой. Твой дядя Эмиль Вердье». Из-за нее Этьен Вердье потерял любовь дяди, потерял возможность учиться, стать настоящим музыкантом. Много лет он думал, что эта женщина заслуживает лишь презрение, по сегодня…

Оказалось, именно Теодора — та прекрасная незнакомка, которой он столько раз любовался с манежа. Он должен ее разгадать!

С манежа после выступления возвращается Мари, с другой стороны выходит директор и делает выговор за то, что она недостаточно любезна с посетителями. Мистер Икс утешает расстроенную Мари и уходит переодеться.

Большой музыкальный финал акта: барон приглашает завсегдатаев цирка и артистов к себе на бал. В маске и костюме Мистера Икс появляется его ассистент, раздающий автографы поклонницам, а капельдинер докладывает о приезде графа Анри де Шатонефа. Это Мистер Икс без маски.

Барон представляет его мадам Вердье, и все с песней «Праздник, друзья, нас ждет» отправляются в гости к барону.

Второе действие

Сад в особняке барона де Кревельяка. Бал-маскарад в разгаре. Звонко льется ария Теодоры «Ночи весенние, много веселья». Теодора счастлива: проснулось ее сердце, она любит графа де Шатонефа.

Мистера Икс разрывают противоречивые чувства. Он устал от двойной игры и не знает, что делать, чтобы не потерять любимую.

Дуэт Теодоры и Мистера Икс «Верьте, любовь свободна, словно птица» с рефреном «Кумир мой» полон упоения любовью.

Пуассон явился к барону с сенсацией. Он узнал,что Мистер Икс — племянник покойного мужа Теодоры.

Оказывается, шесть лет назад, собираясь жениться на юной красавице, ревнивый дядюшка порвал с молодым красивым племянником и лишил его наследства, а Теодору уверил, что Этьен — низкий и корыстный человек — распустил слух, будто был ее возлюбленным.

Наивная девушка, никогда не видевшая Этьена, считает его последним негодяем. Барон в восторге: теперь оба в его руках! Он говорит Мистеру Икс, что граф де Шатонеф должен исчезнуть. Тот согласен, но… он сам останется. Он откроет все Теодоре, и дальнейшее зависит от нее.

Тони и Мари принимают горячее участие в происходящем. Мари, сочувствуя Мистеру Икс и видя его любовь к Теодоре, хочет удалить с его пути Анри де Шатонефа, Тони предупреждает Теодору, что барон строит козни. Не забывают они и о собственных делах: их каскадный дуэт «Когда мы влюблены» заразительно жизнерадостен.

Финал акта — большая ансамблево-хоровая сцена обручения Теодоры и Икса. Барон от имени Икса сделал предложение Теодоре, и она приняла его от графа де Шатонефа. Мистеру Икс же барон сказал, что открыл Теодоре правду. Во время помолвки входит толпа циркачей.

Их барон пригласил на торжество их собрата. «Принцессою цирка вас назовут», — злорадно объявляет барон. Но Теодора согласна на этот титул. Она любит человека, а не графское достоинство и по-прежнему согласна выйти за него замуж. Мистер Икс счастлив, но радость его преждевременна.

«Этот человек обманул вас дважды», — говорит барон. Он открывает всем настоящее имя Икса — Этьен Вердье. И Теодора отшатывается от него. Горечью звучит реминисценция дуэта «Я вас не знал». Каждый считает, что другой жесток и несправедлив.

Теодора не хочет больше видеть Мистера Икс. Барон торжествует.

Третье действие

Ресторан при гостинице «Зеленый попугай». Тони женился на Мари, но боится сказать об этом своей грозной матери. Своими опасениями он делится со старым слугой Пеликаном, а потом убегает к Мари, которая живет здесь, в гостинице.

Каролина появляется и набрасывается на Пеликана с руганью, но постепенно оба переходят к сентиментальным воспоминаниям. Их дуэт — пародия на дуэт Теодоры и Мистера Икса «Кумир мой». Возвращается Тони вместе с Мари, которая решительно сообщает Каролине новость, называя ее мамочкой. Та уводит молодоженов, зловеще обещая серьезно поговорить с ними.

В ресторане Теодора встречается с Иксом. Это устроили Тони и Мари — их доброжелатели. Теодора уже дала слово барону. Завтра она станет его женой, но хочет узнать, почему Мистер Икс принял участие в этой интриге.

В ответ он протягивает ей старое письмо своего дяди. Все разъясняется: они оба были оклеветаны. Входят объяснившиеся и примирившиеся Каролина, Тони и Мари.

Влюбленные пары, Пеликан и Каролина с увлечением поют «Кумир мой, кумир мой мне снится во сне!»

Л. Михеева, А. Орелович

Источник: http://www.belcanto.ru/zirkusprinzessin.html

Ссылка на основную публикацию