Краткое содержание оперы пиковая дама чайковского точный пересказ сюжета за 5 минут

Пиковая дама

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Петербург. В Летнем саду много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский.

Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна, и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе.

В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза – невеста Елецкого.

При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине. В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние.

Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом – они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза.

В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.

Картина вторая

Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви.

Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня. Скрывшись на балконе, Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина третья

Бал в доме богатого столичного сановника. На бал прибывает царственная особа. Все с воодушевлением встречают императрицу. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности.

Среди гостей Герман. Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действуют на его расстроенное воображение.

Начинается представление – пастораль «Искренность пастушки». По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом.

Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.

Картина четвертая

Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает.

Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Графиня в ужасе молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы.

Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина пятая

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман перечитывает письмо Лизы: она просит прийти его в полночь на свидание.

Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини.

Она называет ему заветные карты: «Тройка, семерка и туз». Герман повторяет их как в бреду.

Картина шестая

Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду.

Герман приходит с большим опозданием: ни Лиза, ни ее любовь для него уже не существуют. В его обезумевшем мозгу лишь одна картина: игорный дом, где он раздобудет богатство.

В порыве безумия он отталкивает от себя Лизу и с криком: «В игорный дом!» – убегает.

Лиза в отчаянии бросается в реку.

Картина седьмая

Зал игорного дома. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий.

Герман объявляет туза, но… вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой.

В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.

Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/pchajkovskij-pikovaya-dama/brief/

«Пиковая дама» — содержание оперы

Либретто М.И. Чайковского по повести А.С.Пушкина

1 действие

1 картина

Петербург. Летний сад. Проходя мимо оживленных групп гуляющих, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда около игорного стола сидел Герман, он всю ночь мрачно смотрел на игру других, но сам не принимал в ней участия.

В сад приходят Герман и граф Томский. Герман влюблен в девушку, имени которой он не знает, ему известно только, что она знатна и поэтому не может быть его женой.

Князь Елецкий сообщает своим друзьям, что он женится. Герман спрашивает, кто его невеста. «Вот она», — говорит Елецкий, указывая на Лизу, сопровождающую свою бабушку — старую графиню, прозванную Пиковой дамой. Лиза — та девушка, в которую влюблен Герман.

«Счастливый день, тебя благословляю!» — говорит Елецкий. «Несчастный день, тебя я проклинаю!» — восклицает Герман.

Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня была красавицей. Страстная картежница, она однажды, находясь в Париже, проигралась дотла.

Граф Сен-Жермен назвал ей три беспроигрышные карты, которые и помогли «московской Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что ей принесет смерть тот, кто, горя пылкой страстью, придет к ней узнать, какие это карты. Рассказ Томского производит сильное впечатление на Германа.

Сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему, или он умрет.

2 картина

Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги. Лиза и Полина поют дуэт «Уж вечер; облаков померкнули края…». Полина исполняет грустный романс «Подруги милые», но тут же переходит на русскую плясовую песню «Ну-ка, светик-Машенька». Веселье прервано строгой гувернанткой — графиня сердится: уже поздно, девушки мешают ей спать. Девушки расходятся.

Оставшись одна, Лиза поверяет «царице ночи» свою сокровенную тайну: она любит Германа.

В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в своей любви.

Но раздается властный стук в дверь. Старая графиня сама приходит к Лизе, чтобы узнать причину шума, нарушающего ее покой. Успевший укрыться в глубину балкона Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновенье любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну карт.

Графиня уходит, и Герман приходит в себя. С еще большей силой страсти он говорит Лизе о своей любви. Сначала Лиза умоляет его уйти, но затем, покоренная силой его чувства, произносит слова ответного признания.

2 действие

1 картина

Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза печальна, и просит поведать ему причину ее печали. Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы жениха, она равнодушна к Елецкому.

Лиза передает Герману ключ от потайной двери дома графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню бабушки. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты.

2 картина

Спальня графини. Отсюда Герман должен проникнуть в комнату Лизы. Одержимый желанием узнать три карты, Герман решает остаться здесь и добиться от графини заветного ответа.

Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы в Париже.

Внезапно появившийся Герман просит графиню открыть ему тайну трех карт. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать ему эти три карты. Графиня от страха умирает.

Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!».

3 действие

1 картина

Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы. Она просит его придти на набережную для объяснения.

Воспоминания о смерти и похоронах графини преследуют Германа: ему чудится призрак старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе, и тогда три карты — тройка, семерка, туз — выиграют кряду.

2 картина

Набережная Канавки. Близится полночь. Лиза ждет Германа. Но его все нет.
Когда Лиза теряет надежду, Герман приходит. На мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что забыты все страданья. Но, одержимый мыслью о трех картах, Герман отталкивает Лизу и убегает в игорный дом. Лиза бросается в воду.

3 картина

Карточная игра в игорном доме в разгаре. Все свои деньги Герман ставит на названную призраком карту: тройку, и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта – семерка – снова приносит ему удачу.

Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов — сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом, а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини. Он сходит с ума и стреляется.

Источник: http://diafon.ru/pikovaya-dama-soderzhanie/

Краткое содержание «Пиковая дама»

Повесть «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1833 году. В 1834 произведение было впервые опубликовано во втором номере «Библиотеки для чтения». Читать краткое содержание «Пиковой дамы» по главам для подготовки к уроку по литературе либо для ознакомления с произведением можно прямо на нашем сайте.

«Пиковая дама» Пушкина написана в традициях литературного направления реализм. Идея и сюжет произведения были подсказаны писателю молодым князем Голицыным, который как-то смог отыграться, поставив, по совету своей бабушки Н. П. Голициной, во время игры на три карты. Голициной в свое время, подсказал эти карты сам Сен-Жермен.

Германн – военный инженер, сын обрусевшего немца, получивший в наследство маленький капитал, был «скрытен и честолюбив».

Лизавета Ивановна – молодая барышня, бедная воспитанница графини***.

Графиня *** – восьмидесятилетняя женщина, бабушка Томского, знающая «тайну трех выигрышных карт», в повести является олицетворением судьбы.

Поль Томский – внук старой графини ***, приятель Германна.

Чекалинский – мужчина шестидесяти лет, известный московский игрок.

Нарумов – конногвардеец, приятель Томского и Германа.

Читайте также:  Краткое содержание трое в лодке, не считая собаки джерома точный пересказ сюжета за 5 минут

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Ведя светскую беседу после игры, мужчины удивляются одному из присутствующих – Германну, который весь вечер следил за игрой других, но сам при этом не играл. Мужчина ответил, что его игра сильно занимает, однако он не в состоянии «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Один из гостей – Томский, заметил, что Германн немец, а потому расчетлив и его отношение к игре легко объяснимо. Что же действительно удивляло Поля, так это то, почему не играет его бабушка Анна Федотовна.

Шестьдесят лет назад она, будучи в Париже, проиграла при дворе очень крупную сумму герцогу Орлеанскому. Муж категорически отказался оплачивать долг Анны Федотовны, поэтому она решила обратиться к богачу Сен-Жермену.

«Старый чудак» вместо того, чтобы одолжить денег, раскрыл женщине тайну трех карт, которые непременно помогали выиграть, если ставить на них подряд. В тот же вечер женщина полностью отыгралась, однако после этого случая графиня никому не раскрывала секрета.

Гости с недоверием отнеслись к этой истории.

Глава 2

Графиня ***, бабушка Томского, «была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему».

Постоянно жертвой упреков и капризов старухи была ее воспитанница, барышня Лизавета – «пренесчастное создание». Девушка везде сопровождала старуху, на балах «сидела в углу,, «в свете играла она самую жалкую роль.

Все ее знали и никто не замечал», поэтому барышня терпеливо ждала своего «избавителя».

Через несколько дней после вечера у Нарумова возле окна Лизаветы появился молодой инженер, которого девушка заметила, сидя у окна за пяльцами. «С того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома». Через неделю Лизавета ему впервые улыбнулась.

Этим тайным поклонником был Германн. Рассказ Томского о картах «сильно подействовал на его воображение», поэтому Германн решил, что должен обязательно узнать секрет графини. Однажды гуляя по Петербургу, мужчина случайно приходит к ее дому.

После этого Германну приснился сон, как «он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».

Утром мужчина вновь приходит к дому графини и в окне видит Лизавету – «эта минута решила его участь».

Глава 3

Лизавета получает письмо от тайного поклонника, в котором он признавался ей в любви. Барышня пишет ответ и возвращает послание Германна, бросив ему письмо на улицу через форточку.

Но это не остановило Германна – он начал слать письма девушке каждый день, прося свидания.

Наконец Лизавета уступила, бросив ему в окошко послание, в котором объяснила, как незаметно прийти к ней в комнату ночью, пока графиня будет на балу.

Проникнув ночью в дом графини, Германн спрятался в кабинете, ведущем в комнату графини. Когда старуха осталась одна, мужчина вышел к ней. Прося графиню не кричать, он объяснил, что пришел за тем, чтобы узнать тайну трех карт. Видя, что старуха не хочет делиться с ним секретом, мужчина достал пистолет (как после оказывается – незаряженный). Испугавшись вида оружия, графиня умирает.

Глава 4

Лизавета, сидя в это время в своей комнате в ожидании Германна, вспоминает слова Томского, которыми он охарактеризовал своего друга (Германна) с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля» на балу: «у этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

Тут к ней заходит сам Герман и рассказывает, что был у графини и виновен в ее смерти. Девушка понимает, что мужчина на самом деле искал встречи с ней ради обогащения, а она, по сути, является помощницей убийцы. Лизавету поражает внешнее сходство мужчины с Наполеоном. Утром мужчина тайно покидает дом.

Глава 5

Через три дня Германн отправился в монастырь, где отпевали графиню. Когда он подошел к гробу и посмотрел на покойницу, ему показалось, что «мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом». Отступив назад, Германн упал в обморок.

Ночью мужчина проснулся без четверти три и услышал, как кто-то сначала постучал к нему в окно, а затем вошел в комнату. Это была женщина в белом платье – покойная графиня.

Она сказала, что пришла к нему не по своей воле, а чтобы исполнить его просьбу.

Графиня открыла тайну трех карт – «тройки, семерки и туза», однако оговорилась, что выигрыш ждет мужчину только при условии, что он «в сутки более одной карты» не будет ставить, после всю жизнь играть не будет и женится на Лизавете.

Глава 6

Эти три карты не выходили из головы Германна. Как раз в это время в Петербург приехал известный игрок Чекалинский. Германн решается сыграть с Чекалинским и первый раз, поставив на тройку 47 тысяч, выигрывает. Получив выигрыш, он сразу уехал домой.

На следующий день Германн поставил все деньги на семерку. Выиграв 94 тысячи, мужчина «с хладнокровием и в ту же минуту удалился». На третий день Чекалинский раздал пиковую даму и туз.

Германн, воскликнув, что его туз побил даму, вдруг пригляделся и увидел, что на самом деле вытянул даму: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась.

Необыкновенное сходство поразило его… — Старуха! — закричал он в ужасе».

Заключение

После случившегося Германн сошел с ума и попал в Обуховскую больницу. Лизавета вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

В повести «Пиковая дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему преступления, злодеяния против человека. Автор показал, что зло всегда порождает зло, приводя к отчуждению от общества и постепенно убивая в преступнике человека.

Краткий пересказ «Пиковой дамы» позволяет быстро ознакомиться с содержанием повести, а также освежить в памяти основные события, однако для лучшего понимания произведения рекомендуем прочесть повесть полностью.

После прочтения краткого содержания произведения Пушкина обязательно пройдите тест:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/pushkin/pikovaya-dama

Пиковая дама (опера)

Пиковая дама — опера П.И. Чайковского в 3-х действиях, 7-ми картинах, либретто М.И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А.С. Пушкина.

Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, автор либретто — брат композитора, Модест Чайковский, первая постановка — 7(19) декабря 1890г. в Мариинском театре в Петербурге.

История создания

Написать оперу на пушкинский сюжет Чайковскому предлагали неоднократно, даже, как вспоминал композитор, «приставали года два», но он не видел в повести Пушкина должной сценичности, не особенно был увлечён её героями. Действительно, повесть написана довольно отстранённым языком и имеет главного героя, не вызывающего сердечных симпатий.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, он никогда не станет «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», Лиза для него только средство на пути к обогащению — легко согласиться, что такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя.

И лишь когда, по собственным словам, он оценил, что «сцена в спальне графини великолепна», создание оперы «и пошло, и пошло».

Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев. Герман у Чайковского — пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.

Лиза у Чайковского не бедная воспитанница Лизавета Ивановна, она внучка и наследница Старой графини — и это уже конфликт социальный.

События оперы происходят во времена Екатерины Второй (на этом настаивал директор Императорских театров, пекшийся о пышности постановки), но герои Чайковского — не люди 18-го века, они даже не современники Пушкина, они современники самого композитора, особенно Герман, который буквально рождён духом лет, когда создавалась опера.

«Пиковая дама» была написана в необыкновенно коротний срок, всего за 44 дня и является одним из тех великих произведений, в котором автору удалось выразить себя и своё время.

Действующие лица

  • Герман — тенор
  • Граф Томский — баритон
  • Князь Елецкий — баритон
  • Чекалинский — тенор
  • Сурин — бас
  • Чаплицкий — тенор
  • Арумов — бас
  • Распорядитель — тенор
  • Графиня — меццо-сопрано
  • Лиза — сопрано
  • Полина — контральто
  • Гувернантка — меццо-сопрано
  • Маша — сопрано
  • Мальчик-командир — без пения

Действующие лица в интермедии:

  • Прилепа — сопрано
  • Миловзор (Полина) — конральто
  • Златогор (граф Томский) — баритон

Нянюшки, гувернантки, гуляющие, распорядитель бала, гости, дети, игроки.

Краткое содержание

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XVIII в.

Первое действие

Первая картина. Солнечный Летний сад, заполненный гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре появляется сам Герман в сопровождении графа Томского.

Герман признаётся, что страстно влюблен, хотя имени своей избранницы не знает.

Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о своей скорой женитьбе: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!» Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.

Обе женщины, заметившие горящий взгляд несчастного Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями.

Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной московской «львицей» проиграла все состояние и «ценой одного рандеву», узнав роковую тайну трех всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: “Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: “Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, прийдет, чтобы силой узнать у тебя три карты, три карты, три карты!”» Герман внимает рассказу с особым напряжением. Приятели подшучивают над ним и предлагают выведать у старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: “Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам ее, не знаю как, но отниму!”.

Вторая картина. Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи свою тайну:«И вся моя душа во власти его!» – признается она в любви к таинственному незнакомцу. Неожиданно на балконе возникает Герман.

Его пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук разбуженной Графини их прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден самим видом старухи, в лице которой ему чудится страшный призрак смерти.

Не в силах больше скрывать свои чувства, Лиза отдается во власть Германа.

Читайте также:  Краткое содержание князь михайло репнин толстого точный пересказ сюжета за 5 минут

Второе действие

Первая картина. Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет ее в своей любви.

Приятели в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, прийдет чтоб узнать от нее три карты, три карты, три карты?» Герман взволнован, их слова будоражат его воображение.

По окончании интермедии «Искренность пастушки» он сталкивается с Графиней. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трех карт.

Вторая картина. Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости. Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле.

Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трех карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом. Старуха падает.

«Она мертва, а тайны не узнал я», – сокрушается близкий к помешательству Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.

Третье действие

Первая картина. Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится заупокойное пение.

Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает: «Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семерка! Туз!» «Тройка… Семерка… Туз…

» – как заклинание повторяет Герман.

Вторая картина. Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Ее разрывают сомнения: «Ах, истомилась, исстрадалась я».

Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей.

Лиза убеждается, что Герман — виновник смерти Графини. Он с криком убегает в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.

Третья картина. Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», – возглашают присутствующие. Игра продолжается.

На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!» Он закалывается.

В проясненном сознании возникает образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/265a203314de8fb9.html

Краткое содержание повести “Пиковая дама” Пушкина по главам: краткий пересказ читать

Германн у графини.Художник Т. Шишмарева

Повесть “Пиковая дама” – одна из самых известных повестей А. С. Пушкина.

В этой статье читайте краткое содержание повести “Пиковая дама” Пушкина по главам: краткий пересказ основных событий и фактов из каждой главы произведения.

Смотрите: Все материалы по повести “Пиковая дама”
Глава I (История о графине)

Действие повести происходит в Петербурге в первой половине XIX века.
Однажды молодой инженер Германн слышит от своего приятеля любопытную историю о графине Анне Федотовне Томской.

Будучи молодой, графиня проиграла в карты крупную сумму денег. Один знакомый открыл графине тайну, которая помогла ей в тот же день отыграть долг. Уже много лет графиня хранит этот секрет. Только однажды она сделала исключение и помогла одному человеку: она назвала ему три карты, которые принесли ему выигрыш. 

Глава II (Встречи под окнами Лизы)

Небогатый, но расчетливый Германн ищет способ познакомиться с графиней. Он надеется, что она назовет ему три карты, которые принесут выигрыш.
Чтобы встретиться с графиней, Германн решается на авантюру. Он хочет очаровать воспитанницу графини – милую и неопытную девушку Лизу. Германн приходит к ее окнам и подолгу смотрит на нее. Доверчивая Лиза обращает внимание на молодого человек.  

Глава III (Встреча Германна с графиней)

Спустя три недели тайной переписки Лиза соглашается на тайное свидание. В записке она объясняет Германну, как тайно попасть в дом, пока она с графиней будет на балу.

Пробравшись ночью в дом, Германн не идет к Лизе, а прячется в комнате старухи. Когда графиня остается одна, Германн появляется и умоляет ее называть три заветные карты, которые принесут выигрыш. Но старуха отказывается ему помочь. Тогда Германн угрожает ей пистолетом. От испуга графиня умирает. 

Глава IV (Признание Лизе)


Покинув графиню, Германн приходит в комнату Лизы и сообщает, что старуха умерла. Он рассказывает Лизе правду о том, что ему была нужна не Лиза, а старуха и ее карточный секрет. Лиза понимает, что Германн жестоко воспользовался ею. Утром с помощью Лизы Германн тайно выбирается из дома.

Глава V (Призрак графини)


Три дня спустя Германн приходит на похороны графини в надежде получить ее прощение и очистить совесть. На похоронах, подойдя к гробу, Германн видит, как старуха ему как будто бы подмигивает. Ему становится не по себе. В ту же ночь Германну является призрак графини и называет ему три заветные карты, которые принесут ему выигрыш: тройка, семерка и туз.

Глава VI (Проигрыш)


Вскоре на светском вечере Германну выпадает шанс сыграть в карты. Он ставит 47 тысяч рублей на тройку и выигрывает еще столько же. На следующий день Германн ставит на семерку все деньги и снова выигрывает. На третий вечер Германн ставит все свои деньги на туза. Когда вскрываются карты, Германн обнаруживает, что вместо туза у него лежит пиковая дама. В результате он проигрывает все деньги. 

Заключение

После проигрыша Германн сходит с ума и попадает в психиатрическую больницу. Лиза выходит замуж за уважаемого и состоятельного человека.

Конец

Это было краткое содержание повести “Пиковая дама” Пушкина по главам: краткий пересказ основных событий и фактов из каждой главы произведения. 

Смотрите: Все материалы по повести “Пиковая дама”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/05/kratkoe-soderzhanie-pikovaja-dama-pushkin-po-glavam.html

Переработка пушкинского сюжета в либретто оперы П.И. Чайковского “Пиковая дама”

Тема моего исследования – переработка пушкинского сюжета в либретто оперы «Пиковая дама». В 2014 году исполняется 180 лет с публикации повести Пушкина.

Поэтому мне кажется особенно актуальной цель моего исследования: изучение развития пушкинского сюжета в либретто оперы.

Я учусь в школе с музыкальным уклоном, поэтому мне с стало интересно, как с помощью музыки и литературной основы, то есть либретто, можно интерпретировать произведение.

В центре моего исследования именно либретто, написанное в 1890 году. Конечно, музыка является важнейшим элементом в оперных постановках, но либретто можно рассматривать и как литературный жанр тоже. Недаром на раннем этапе развития оперы, то есть в 17-18 веке, ее авторами считались поэты, а не композиторы.

Что такое интерпретация сюжета? Где заканчивается одно произведение и начинается новое, далёкое от первоисточника? Казалось бы, ответ лежит на поверхности: литература и опера – это очень непохожие виды искусства, поэтому неизбежны несовпадения. Прозаическая речь А.С. Пушкина превращается в арии и речитативы, средством характеристики героя становится не только привычный портрет или внутренний монолог, но и музыка. Однако достаточно ли такого объяснения?

Предприняв попытку сравнения повести «Пиковая дама» с оперным либретто, читатель сразу заметит множество различий.

Сын обрусевшего немца, инженер Германн оборачивается гусаром Германом, несчастная воспитанница графини Лизавета Ивановна предстаёт перед нами в качестве завидной невесты, чьей руки просит князь Елецкий – персонаж, который в произведении А.С. Пушкина не встретится вовсе.

Именно с оперной сцены мы слышим своеобразные «крылатые выражения», которые ассоциируются у нас с загадочной историей о трёх картах. Пожалуй, самое известное из них – «Что наша жизнь? – Игра!»

Нельзя не заметить, что во многих своих произведениях А.С. Пушкин не только рассказывает историю, но и ведёт своеобразную игру со своими литературными оппонентами, выступая в качестве критика. Может быть, и П.И.

Чайковский, внося правки в либретто, заботился не только о сценичности своей оперы? Позволим себе не согласиться с критическим репликами об углублении социального конфликта в произведении Чайковского, которые можно найти, например, в статье О.

Меликяна «Пиковая дама» П.И. Чайковского».

Не зря автор либретто Модест Чайковский укажет, что сюжет повести А.С. Пушкина заимствован. Переосмысляя судьбу Германа и Лизы, Чайковский не только по-другому смотрит на героев, но и полемизирует с Пушкиным. И главный спорный вопрос, как представляется, связан не с неравенством положения в обществе героев оперы, а с другим отношением к теме судьбы.

У Пушкина Германн предстаёт лицом истинно романтическим. «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля,» – заметит Томский в мазурочной болтовне.

Он вступает в игру, поединок с роком по своему желанию, обдуманно. И наказание для него поэтому – сумасшествие, то есть потеря той самой практичности, которую Германн так в себе ценит. «Я не мот.

Я знаю цену деньгам,» – говорит он графине, пожалуй, даже горделиво.

Такой характеристики в опере мы не найдём. Главное чувство, движущее Германом Чайковского – это любовь к Лизе. Он изначально затянут в этом водоворот страстей, и становится, скорее, не игроком, а игрушкой судьбы. Атмосфера таинственности, страха, бесовства присутствует уже в тот момент, когда Герман впервые выходит на сцену.

Я имени ее не знаю

И не могу узнать,

Земным названьем не желая,

Её назвать…[1]

Страсть, которая томит Германа – любовная. И, что важно, Лиза влюбляется в него тоже абсолютно чисто и бескорыстно. Это подчеркнуто и с помощью пасторали «Искренность пастушки», разыгранной на балу. Как и Лиза, Прилепа выбирает мужчину, полагаясь на чувства, а не на расчёт.

И в таком случае безусловно, что безумие Германа в опере не является наказанием. Оно представляется насмешкой судьбы, проявлением враждебности света к герою (Чекалинский и Сурин буквально нашёптывают Герману идею о трёх картах; их поддерживает хор, традиционно символизирующий силу рока в театре).

Читайте также:  Краткое содержание басни крылова стрекоза и муравей точный пересказ сюжета за 5 минут

Герман, таким образом, скорее жертва не страсти к деньгам, а таинственной силы судьбы. Показательна и принципиальна в этом плане и участь Лизы: если в повести Пушкина бедная девушка в итоге даже может обрести счастье, то в опере Чайковского такое невозможно.

Это не дань мелодраматичности, а логичное разрешение судьбы героини. Она так же, как и Герман – игрушка для таинственных сил, и боязнь её даже более очевидна.

Даже в моменты истинного счастья, понимания взаимности чувства, его истинности Лизой владеет иррациональный страх.

Как и Герман, она отдаётся этой игре без остатка. И очевидно, что выстоять в противостоянии с фатумом не могут ни Лиза, ни Герман. Захваченные будто вихрем, герои гибнут.

Примечательно, что в либретто оперы Лиза именно бросается в реку. Графиня в повести боится именно таких исходов в романах. И Чайковский, видимо, делает такой выбор не случайно.

С одной стороны, споря с Пушкиным по поводу роли рока в жизни человека, он, с другой стороны, повторяет в видоизменённом варианте иронический вывод Пушкина: видимо, романа, где нет утопленников, для Чайковского на самом деле нет.

[1]  Чайковский М. И., Чайковский П. И., Шиловский К. С. «Пиковая дама» П. И. Чайковского. — М.: Музгиз, 1956. – С. 38

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/12/08/pererabotka-pushkinskogo-syuzheta-v-libretto-opery-pi

Пиковая дама – краткое содержание

   В один прекрасный день происходит карточная игра у Нарумова. После сыгранной партии, Томский рассказывает историю бабушки, в ней говорится о загадке трех карт. Открыта она всем известным Сеном-Жерменом. В загадке говорится о том, что необходимо делать три одинаковые ставки, на определенную карту. Немного порассуждав о этой истории, все расходятся. 

   Герман и все остальные не придали значения этой истории, так как посчитали ее неправдоподобной. Молодой офицер Герман не играл, но он старательно наблюдал за происходящим на столе.

Бабуля господина Томского находится в уборной, в окружении прислуги. Недалеко от нее сидит воспитанница, что-то вышивая. Томский приходит в помещение и начинает беседовать с графиней.

Немного пообщавшись, он уходит.

   Елизавета, воспитанница бабушки, смотрит через окно на уходящего офицера.

Графиня застает Лизу перед этим действием, и отдает ей непонятные приказы, но не смотря на то, что воспитанница ничего не поняла, ей приходится делать вид, что она отправилась их исполнять.

Графиня делает жизнь Елизаветы совершенно несносной. Она постоянно придирается, и Лиза очень хочет побыстрее от нее избавиться. По этой причине красивый молодой офицер Герман очень ее заинтересовал.

   Герман очень красивый сильный молодой мужчина, в нем сочетаются жесткие принципы и удивительное воображение. Герман был заинтересован рассказом и захотел с ним разобраться. Эта загадка никак не могла отпустить офицера, и он невольно пришел в дом бабушки Томского.

Герман случайно замечает на себе взгляд Елизаветы Ивановны. Потихоньку молодой офицер начинает ухаживать за воспитанницей графини, правда делает это исключительно для проникновения в дом. Герман незаметно отдает любовное послание, в котором признается в любви. Елизавета дает ответ.

В следующем послании он просит свидания. Он тактично добивается Лизоньку, и вскоре она соглашается на свидание, в тот момент, когда графиня собирается уйти на бал. Елизавета рассказывает, как Герману попасть в дом.

Графиня уходит, а офицер тайком пробирается в дом и кабинет бабушки Томского.

   Когда графиня возвращается с бала, Герман проходит к ней в комнату, и начинает умолять разгадать загадку. В итоге он достает пистолет, а сердце пожилой женщины не выдерживает и она падает замертво.

В это же время с бала возвращается Лиза, она немного переживает за встречу в офицером, и даже рада, когда не видит его в своей спальне. Но немного погодя в комнату заходит Герман и говорит о том, что графиня умерла.

Елизавета понимает, что она не является целью молодого офицера, и признает свою невольную виновность в ее смерти.

   К утру офицер покидает дом, приезжая только на отпевание хозяйки дома. Герман, заметил странную ухмылку на лице усопшей. Он напивается до беспамятства и засыпает до утра.

Ночью к нему приходит умершая хозяйка. Она делится с ним загадкой этих карт, в которых говорится, что надо поставить подряд тройку, семерку и туза.

Единственное условие раскрытия тайны это свадьба с Елизаветой Ивановной.

Эти карты преследуют офицера. Молодой мужчина не может справится с искушением, и начинает играть в карточные игры со всем известным Чекалинским, о делает огромную ставку на карту тройку. Герман выиграл.

На следующий день он решается сделать ставку на карту семь, и снова выигрывает. И вновь он у стола, теперь он хочет поставить на последнюю карту, но в его руках появляется дама пик. Эта карта сильно напоминает, графиню.

Офицер лишается ума, а Елизавета, воспитанница графини, выходит замуж. 

Источник: http://szhato.ru/pushkin/139-pikovaya-dama.html

Пиковая дама

Действие I
Картина первая. Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых – Германа.

Он стал угрюм, молчалив, ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признается – он влюблен! Влюблен в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может».

Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с сегодняшнего дня он – счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения.

А Герман узнает в ней ту, которую он любит и, как он теперь понимает, любит безнадежно.

Томский рассказывает приятелям анекдот о графине, которую молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица графиня страстно любила карточную игру, и однажды, при крупном проигрыше, ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду.

Тайну эту графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть. На Германа рассказ Томского произвел глубокое впечатление. Однако более всего ему не дает покоя мысль о счастливом сопернике.

Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром – ничто в сравненье… Она моею будет, иль умру!»

Картина вторая. Вечером, в день помолвки Лизы, в ее комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни ее любимый романс, исполненный Полиной, ни веселая плясовая.

Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина ее смятения: ее с неодолимой силой влечет к Герману: «Вся моя душа во власти его!» Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что на счастье надежды больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть.

Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздается стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами графиня. Лизе удается успокоить ее и увести.

Герману, находящемуся еще под впечатлением объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О, страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!» Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.

Действие II
Картина третья. Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить ее в глубине, силе и неизменности своего чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю. Германа мучает неотвязная мысль о трех картах.

Ему кажется, узнай он тайну – и все преграды к счастью с Лизой будут сметены. После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждет его.

Лиза отдает Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню графини, а оттуда – в комнату Лизы.

Герман потрясен: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!»

Картина четвертая. Спальня графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого».
Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздраженную графиню и оставляют ее в одиночестве.

Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далекой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к графине. Он просит открыть тайну трех карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что графиня мертва.

Рассудок его не выдерживает.

Действие III
Картина пятая. Герман в казарме читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти графини, и будет ждать его на набережной до полуночи.

Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мертвой старухе. Перед ним возникает призрак старой графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу.

Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз!…»

Картина шестая. Набережная Зимней канавки. Лиза ждет Германа. Часы бьют полночь, но его все нет. Лиза в отчаянии.
Наконец появляется Герман.

Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но – прерывает он ее – старая графиня все-таки назвала три карты.

Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне – мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Ее жизнь отныне лишена смысла.

Картина седьмая. Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлен, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждет Германа, чтоб отомстить.

Появившийся Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, – тройка и семерка, выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов.

Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке – дама пик.

Потрясенному Герману кажется, что он видит графиню, она ждет его смерти. Герман умирает, и последние его мысли о Лизе.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/9/25/2_1900

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector