Краткое содержание плаха айтматова точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание “Плаха” Айтматова

Краткое содержание Плаха Айтматова точный пересказ сюжета за 5 минут

Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, . Автор уделяет много внимания отношениям между людьми и природой.

Это очень важно, потому что, чем больше мы узнаем о человеческих взаимоотношениях, о поступках людей, тем лучше мы понимаем друг друга, ведь каждый человек – это целый мир, который можно изучать вечно.

Прочитав эту книгу, понимаешь, как сложно порой могут переплетаться судьбы людей, как сильно их жизни зависят от обстоятельств и от действий других людей. В романе можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.

Первая линия – это судьба пары волков – Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Но, продолжая читать, понимаешь, что автор сделал это намеренно. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей.

Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню – охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера.

Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова – молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования.

Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться.

Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои . Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой.

Но Авдий не застает её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для (охоты на сайгаков) .

Айтматов описал эту так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей.

Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного.

В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе.

Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, – сына Кенджеша.

Роман привлекает читателей не только содержанием, но и проблематикой. Автор затрагивает много важных проблем, которые находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о том, что же делает человека человеком. Людям дан великий дар – способность мыслить, и она должна помогать людям полюбить мир, жизнь и все живое.

Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожают жизнь, защита и охрана которой не обязанность, а призвание человека. за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет.

А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Такие, как они, просто не знают, что такое жалость.

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. И у читателей возникает вопрос: в ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям.

Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда – у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость.

Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына. В романе много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям.

Айтматов показывает, до какой низости, до каких преступлений могут довести человека зависть и желание жить лучше других.

Когда Авдий спросил у , Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Но честно работать можно тоже по-разному.

Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них. За это Бостона из превратили в . А парторг Кочсорбаев старался помешать добиться большего.

Все это происходило потому, что та же государственная идеология, которая не допускала возможности существования таких пороков, как наркомания, была против любого неравенства. Айтматов прекрасно понимал противоестественность ситуации, в которой для всеобщего равенства все должны жить и работать одинаково плохо, а не одинаково хорошо.

Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху.

Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к .

Такая критика системы в то время, когда был написан этот роман, была очень смелым шагом. В наше время проблемы, затрагиваемые в романе , уже не так злободневны, но многие из них все ещё актуальны.

Поэтому я считаю, что ещё не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать роман Ч. Айтматова .

Источник: http://sochineniya-na5.ru/kratkoe-soderzhanie-plaxa-ajtmatova/

Краткое содержание Плаха, Айтматов читать по частям

­Краткое содержание Плаха

Часть первая

Повествование романа начинается с описания Моюнкумского заповедника, в котором обитает волчья пара: Ташчайнар и Акбара. У пары летом впервые родились волчата, которым суждено было прожить до первой зимней охоты.

С наступлением первого снега волчье семейство отправилось на свою исконную добычу – сайгаков.

Они и представить не могли, что их там поджидает ловушка в виде вертолетов, разгоняющих стадо в сторону охотников, приехавших на «уахзиках».­

Как ни странно, в этот раз им разрешено было использовать «мясные запасы» заповедника. В этой погоне за сайгаками выжили только Акбара и Ташчайнар. Одного из волчат застрелил из ружья охотник, другие два были затоптаны копытами безумной массы.

Когда волки добрались до своего родного логова, они обнаружили, что и там ходили люди, собирающие трупы сайгаков. Главными организаторами этой охоты были бывший руководитель дисциплинарного подразделения Обер, верзила Мишка-Шабашник, захудалый актеришка Гамлет-Галкин и местный житель Узюкбай.

Для них это была неплохая возможность подзаработать. С собой они везли связанного сына бывшего дьякона Авдия Каллистратова.

Немного предыстории о том, как Авдий оказался пленным у этих бродяг. Недоучившийся студент духовной семинарии, человек, искренне верящий в добро и повсеместно проповедующий его, устроился работать внештатным сотрудником в областную газету, и был направлен на небезопасное и необычное «дело».

Газета поручила ему проследить путь наркотиков из Средней Азии и написать заметку о том, как анаша проникает в среду европейской молодежи. Здесь надо отметить, что Авдий, будучи последователем неизменных церковных постулатов, мечтал нести в массы свои представления о добре и морали.

Газета ему, как раз такую возможность давала.

В свою первую поездку с «гонцами за анашой» он был командирован в Примоюнкумские степи в самый пик цветения конопли. Группа молодых ребят формировалась на Казанском вокзале, при этом они были из самых разных концов страны, но больше всего было представителей портовых городов, откуда легче сбыть наркотик.

Ознакомившись с правилами, Авдий узнал, что друг с другом общаться было запрещено, на случай если последует провал, чтобы не выдать «сотоварища». Самым ценным товаром считался так называемый «пластилин» – масса из конопляной пыльцы. Но и соцветия растения приносили доход. Наиглавнейшим среди ребят был какой-то Сам.

Он руководил спецзаданием, но всегда оставался в тени, поэтому Авдий его лично не знал.

Чем больше он вникал в детали этого бизнеса, тем больше убеждался в существовании не только личных, но и общественных причин, порождающих тягу к пороку. Он даже хотел написать целый труд на эту тему или открыть социальную колонку в газете, чтобы уберечь молодежь от этой «современной болезни».

По пути в совхоз «Моюнкумский» Авдий познакомился с девушкой, которая сыграла немаловажную роль в его дальнейшей жизни. Встретил он ее в глухом поселке под названием Учкудук, когда остановился с Петрухой и Ленькой отдохнуть и немного подработать.

В то время, как они штукатурили какое-то здание, она подъехала на мотоцикле и навсегда произвела неизгладимое впечатление на Авдия. У нее были карие глаза и светлые волосы, что придавало девушке особый шарм.

Продолжив свой путь, «гонцы» вскоре набрели на конопляное поле, где взялись за добычу «пластилина». Каждый из них должен был сделать «презент» Самому – собрать спичечный коробок такой субстанции. Дело было хлопотным, выматывающим, но не мудреным.

Для этого нужно было, раздевшись догола, пробежаться по зарослям так, чтобы пыльца с соцветий прилипала к телу. Потом эта однородная масса соскребалась с тела и «пластилин» был готов.

Авдий занимался этим «варварским» промыслом только из-за перспективы встретиться с загадочным «боссом».

Теперь предстояла самая трудная часть задания. Когда они с сумками, набитыми до отказа анашой, отправились обратно в Москву, нужно было миновать милицейские посты на станциях.

У железной дороги, где «гонцам» нужно было сесть в вагон-товарняк, Авдий, наконец, увидел того Самого руководителя операции.

Как оказалось его настоящее имя Гришан и был он, конечно же, далек от «божественных» тем, которые проповедовал Авдий. В результате между ними разгорелся конфликт.

Часть вторая

Немного пообщавшись с «новобранцем», Гришан понял, что тот поехал с ними не ради наживы, а затем, чтобы морочить его «гонцам» голову всяческими разговорами о покаянии и спасении души. Тогда он решил поиздеваться над ним и разрешил ребятам вечером покурить травки.

Читайте также:  Краткое содержание зощенко не надо врать точный пересказ сюжета за 5 минут

Всем, кажется, это занятие нравилось. Один Авдий отказывался от предложенной самокрутки. Какое-то время он терпел это издевательство, но потом все-таки выхватил из рук у курильщиков эту дрянь и выкинул из вагона. Затем он начал туда же вытряхивать все содержимое рюкзаков.

За это «гонцы» чуть не убили бедного газетчика.

Теперь он понял, насколько злыми и жестокими могут быть наркоманы, которых лишили дозы. Гришан за всем этим наблюдал со стороны и даже пальцем не пошевелил, чтобы остановить своих озверевших поставщиков. В конце концов, изрядно избитого Авдия, выкинули из вагона поезда, движущегося на полном ходу.

Когда он очнулся уже шел дождь. Голова его стала мало по малу приходить в сознание. Ему казалось, что он существует в двух измерениях: в настоящем и прошлом.

Переждав ночь под мостом, наутро он обнаружил, что в кармане почти не осталось денег, а его паспорт, размокший от дождя, стал напоминать искомканный клочок.

На попутке Авдию удалось доехать до станции Жалпак-Саз, где его сразу же арестовали и забрали в участок, настолько у него был жалкий и потрепанный вид. Там он с удивлением обнаружил, что повязали почти всю группу «гонцов», кроме Гришана. Авдию повезло больше чем остальным. Его попросту приняли за сумасброда и отпустили.

Между тем ему становилось все хуже, а когда он окончательно заболел, Авдия положили в больницу. Там он снова встретился с кареглазой незнакомкой из села Учкудук. Теперь он узнал, что ее звали Ингой. Она была в разводе и одна воспитывала сына.

Сейчас ребенок был в Джамбуле у ее родителей, но вскоре она обещала познакомить Авдия с ними.

Ингу и Авдия связывал интерес к моюнкумской конопле. Девушка занималась изучением этого феномена и, узнав об истории больного газетчика, пришла поинтересоваться, не нужны ли ему научные данные. Так они и познакомились. Вскоре Авдия выписали и он смог вернуться в родной Приокск. Но там его ждало разочарование.

В редакции не хотели печатать его материал, а приятели и коллеги обходили стороной. С помощью Инги он смог преодолеть этот кризис, так как делился с ней своими проблемами. Она, в свою очередь, ему тоже рассказывала о себе, о разводе с мужем-летчиком.

Вскоре Инге пришлось надолго уехать, так как муж грозился через суд отобрать ребенка, и ей ничего не оставалось, как скрываться с маленьким сынишкой.

Так, на вокзале газетчик наткнулся на Обера (Кандалова), вместе с которым отправился в Моюнкумский заповедник охотиться на сайгаков. Вместе с ними поехала и вся известная «хунта». Когда живодеры стали массово убивать бедных животных, Авдий не выдержал и потребовал прекратить резню и немедленно покаяться.

Это и послужило предлогом, чтобы его связали и бросили в военный вездеход, где он лежал недвижно среди холодных трупов сайгаков. Но этого оказалось недостаточно. Обер устроил собственный суд, в результате которого было решено избить Авдия до полусмерти и распять на сухом дереве саксаула.

Так и закончилась жизнь бедного газетчика.

Перед смертью ему привиделась огромная водная гладь, над которой возвышалась фигура отца-дьякона. И слышался ему его собственный детский голос, читающий молитву. Где-то недалеко от заповедника крепко спали убийцы Авдия. А на рассвете его тело обнаружили Акабара и Ташчайнар.

Весь следующий год волки провели в приалдашских камышах. Они вновь обзавелись потомством. То были пятеро волчат, которые, как и предыдущие погибли от необдуманных действий человека. Камыши сожгли во время строительства очередной дороги, а вместе с ними сгорели и волчата.

Но все-таки самой страшной оказалась последняя попытка Акбары и Ташчайнара продолжить род.

Часть третья

Судьбу маленьких волчат решил невольно совсем неповинный человек, обладающий на самом деле добрым сердцем.

Бостон Уркунчиев был колхозным передовиком, у которого и работа была любимая, и жена-красавица, и сынишка славный, и хозяйство налаженное, и сам он был человек добропорядочный.

Завидовал ему черной завистью пастух Базарбай Нойгутов, который не мог понять, как у этого колхозника все так складно в жизни.

Однажды, получив зарплату и бутылку водки за работу с геологами, Базарбай возвращался домой. Когда он прилег у ручья, чтобы смаковать долгожданную бутылку, то услышал почти что детский плач.

То были маленькие волчата в логове, которых Базарбай поспешил забрать с собой, чтобы задорого продать. Он поспешно ушел с четырьмя волчатами до прихода их родителей.

Обнаружив пропажу, волки вышли на след Базарбая и догнали в надежде перекрыть ему путь.

Но мошеннику повезло. По пути была овчарня Бостона. Хоть он его и ненавидел, а другого выхода кроме как зайти в гости не оставалось. Хозяина дома не оказалось, а были только его жена Гулюмкан и полуторагодовалый сынишка.

Гулюмкан радушно приняла Базарбая, а тот, в свою очередь, рассказал про свой небывалый «подвиг». Когда он достал из сумки четверых волчат, малыш немного поиграл с ними, а потом Базарбай уехал. Родители волчат так и остались бродить возле подворья.

Каждую ночь они протяжно выли, не давая хозяевам спать.

Бостон не выдержал и лично поехал к Базарбаю, чтобы выкупить волчат, но напрасно. От своей алчности и завистливости Базарбай не хотел продавать волчат колхознику, которого так люто ненавидел.

Слишком все хорошо было в Бостоне: и шуба дорогая, и жена красивая, и конь славный, и дом уютный. Все в нем раздражало Базарбая. Так что он только поссорился с ним.

Волчат ни возвращать в логово, ни продавать пастух не согласился.

Акбара и Ташчайнар совсем потеряли покой и нарушили древний пакт о ненападении на людей. Они стали скитаться по округе и проявлять агрессивность. О волчьей паре пошла плохая слава, но никто не знал, отчего они так поступают.

А злосчастный пастух тем временем продал волчат и спокойно пропивал эти деньги. Между делом он хвалился, как отказал ненавистному Бостону, которому теперь приходилось совсем несладко.

Волки то и дело возвращались к нему во двор и выли в надежде отыскать своих малышей.

Стоит отметить, что у Бостона было отнюдь несладкое детство. Он рано осиротел и, будучи младшим в семье, рос самостоятельно. Он жил, не озираясь на других и всегда знал, что правда на его стороне, за исключением одного случая. На самом деле, Гулюмкан была женой его лучшего друга Эрназара, который погиб в горах. Всю жизнь Бостон винил себя, что не смог спасти друга.

А когда умерла его первая жена, то он женился на Гулюмкан. Его жена и сама просила не оставлять бедную женщину одну.

У обоих были уже взрослые дети от первых браков, и на счастье им родился совместный ребенок – малыш Кенджеш. Волки так и не уходили от дома Бостона и он не видел другого выхода, как пристрелить их.

Это решение ему далось нелегко. Уже второй раз за жизнь ему приходилось брать тяжелый грех на душу.

Убить он смог только Ташчайнара, Акбаре удалось бежать. Но с тех пор мир для нее утратил всякий смысл. Она затаилась на время, но все же отомстила колхознику.

Это произошло летом, когда старшие пили чай в доме, а малыш играл во дворе. Подкравшись Акбара утащила на спине ребенка.

Испуганный Бостон схватил ружье и начал стрелять ей вслед, все время промахиваясь, чтобы не задеть сына. А волчица уходила все дальше.

Очередной выстрел свалил волчицу. Когда Бостон подбежал, он увидел, что ребенок был уже мертв, а Акбара еле дышала. Обезумев от горя, он зарядил ружье и поехал убивать Базарбая. Застрелив негодяя, он поехал сдаваться властям. Такова была участь Бостона Уркунчиева.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Плаха, Айтматов

Сочинения по произведению Плаха, Айтматов

Краткая биография Чингиза Айтматова

Источник: http://www.sdamna5.ru/plaha_kratko

Роман Чингиза Айтматова “Плаха”: краткое содержание по главам

В этой статье мы рассмотрим роман Чингиза Айтматова “Плаха”. Краткое содержание этого написанного в 1986 году произведения представлено ниже.

Прежде всего, опишем кратко биографию автора. Чингиз Айтматов родился в 1928 году, 12 декабря, в киргизском селе Шекер. Он окончил с отличием Джамбульский зоотехникум, а затем – Киргизский сельскохозяйственный институт, после чего работал ветеринаром.

В печати этот автор появился в 1952 году. Его перу принадлежит множество известных произведений, по многим из которых были сняты художественные фильмы. Участие в их создании принимал неоднократно сам Айтматов, выступая в роли соавтора или сценариста.

Умер этот писатель в 2008 году.

К числу других его произведений относятся повести: “Джамиля”, “Верблюжий глаз”, “Белый пароход”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, а также сборник, вышедший в 1963 году (“Повести гор и степей”), за который он получил Ленинскую премию, и др.

Первая часть: гибель потомства Ташчайнара и Акбары

Из шести глав состоит первая часть произведения, которое создал Айтматов Ч.Т. (“Плаха”). Краткое содержание по главам событий, происходящих в ней, следующее.

В Моюнкумском заповеднике начинается действие интересующего нас романа. Здесь жила пара волков – Ташчайнар и Акбара. У них летом родились волчата.

После того как выпал снег, пара отправилась на охоту и обнаружила, что на территории заповедника множество людей. Сюда прибыли охотники для того, чтобы выполнить план сдачи мяса. Эти люди стреляли сайгаков.

Жившие в заповеднике волки также погибли во время охоты. Лишь Ташчайнару и Акбаре удалось выжить, но волчата их были мертвы.

Авдий Каллистратов

Айтматов Чингиз Торекулович (“Плаха”) вводит в повествование нового героя – Авдия Каллистратова. Впервые он появляется в следующем эпизоде.

Прибывшие в заповедник охотники складывали в вездеход туши сайгаков.

Здесь же находился и связанный Каллистратов Авдий, внештатный сотрудник комсомольской областной газеты, в свое время исключенный из духовной семинарии.

Этот человек имел собственные представления о том, какую жизнь можно назвать “праведной”. Он открыто боролся всеми силами с теми, кто, как он считал, жил не так, как следует.

Задание, данное Авдию в редакции газеты

Продолжаем описывать произведение Чингиза Айтматова “Плаха”. Краткое содержание передает лишь основные события романа.

Однажды Авдию было предоставлено задание от газеты узнать о том, каким способом в среднюю полосу России попадают наркотики. Каллистратов, для того чтобы выполнить эту миссию, присоединился к одной из компаний “гонцов за анашой”, следовавшей в Среднюю Азию.

Он понял еще на вокзале, что в среде этих людей существуют свои особые правила. Так, например, они друг с другом практически не общались для того, чтобы не могли никого выдать в случае поимки. Каллистратов также понял во время пути, что есть человек, всеми руководящий. Именно он разрабатывает план.

Его “гонцы” называли “Сам”. Каллистратов ради встречи с этим человеком решает идти до конца. Он собирает коноплю вместе с остальными гонцами, набивает ею рюкзак, после чего возвращается назад.

Знаменательная встреча происходит по дороге на поле – Авдий знакомится с кареглазой белокурой девушкой, которой удалось оставить в сердце героя глубокий след.

Каллистратов, добравшись, наконец, до железной дороги, у товарного поезда замечает Гришана и догадывается, что он и есть “Сам”, таинственный человек, для встречи с которым Авдий проделал столь тяжелый путь.

Читайте также:  Краткое содержание верн путешествие к центру земли точный пересказ сюжета за 5 минут

Вторая часть: встреча с “Самом”

Переходим ко второй части произведения, которое написал Чингиз Айтматов (“Плаха”). Краткое содержание романа делится на три части. Отметим, что, в свою очередь, в каждой из частей есть несколько глав. Первая и третья состоят из шести, а вторая – из пяти глав.

“Сам” сразу же сообразил, что Каллистратов не просто “гонец”, что он человек с принципами, которые прямо противоположны собственным его убеждениям. Гришан захотел, чтобы Каллистратов отдал ему добычу и ушел, однако тот решил остаться вместе со всеми. “Гонцам” удалось запрыгнуть в вагон проходящего товарного поезда.

Здесь Гришан им разрешил выкурить по самокрутке с травой. “Сам” это сделал нарочно, для того чтобы позлить Каллистратова. Гришан не курил, как и Авдий. Каллистратов понимал, что в данный момент сделать ничего не может. Однако нервы его все-таки не выдержали.

Когда к нему начал приставать один из “гонцов”, требуя присоединиться к остальным курящим, Каллистратов выхватил из пальцев его бычок и выбросил в открытую дверь вагона. Затем он стал высыпать и траву из рюкзака, призывая других сделать то же. Авдия в результате этого выкинули из вагона, жестоко избив.

Мы не будем подробно описывать этот эпизод, поскольку представляем произведение “Плаха” Айтматова в кратком изложении.

Сцена, которая привиделась Каллистратову

Обязательно нужно сказать пару слов о видении Авдия. Каллистратов, герой произведения Чингиза Айтматова “Плаха”, краткое содержание которого нас интересует, упал в кювет, находившийся у железнодорожных путей.

Ему вдруг привиделась сцена разговора Иисуса Христа с Понтием Пилатом. Затем, когда Каллистратов пришел в себя, он представил вдруг, что живет сразу в двух мирах.

Один из них – этот мир, а второй – тот, в котором он пытается спасти своего Учителя, Иисуса.

Эпизод в милиции

Авдий переночевал под мостом. Утром он заметил, что его деньги и паспорт промокли насквозь. Авдий сумел добраться до станции на попутке. Однако у него был такой грязный вид, что его сразу же по прибытии арестовали, после чего доставили в участок.

Здесь он увидел “гонцов”, с которыми ехал. Среди них не было лишь Гришана. Услышав о том, что его хотят отпустить, Каллистратов потребовал, чтобы его посадили к этим “гонцам”. Он вдруг решил, что ему удастся убедить их возвратиться к “правильной” жизни.

Приняв Каллистратова за сумасшедшего, милиционер привел его на станцию и сказал Авдию, что ему лучше уехать. Однако здесь Каллистратову стало плохо. Его отвезли в местную больницу на скорой помощи. В больнице Каллистратов снова встретился с девушкой, так впечатлившей его.

Об Авдии Инга узнала от врача и пришла для того, чтобы навестить его.

Инга рассказывает Авдию о том, что произошло у нее в семье

Каллистратов, вернувшись на место, где он работал (в город Приозерск), вдруг узнает, что никого уже не интересует собранный им материал. О случившемся он рассказывает Инге.

Девушка, в свою очередь, говорит ему о своей проблеме. Дело в том, что она развелась со своим мужем. Сын Инги живет сейчас у ее родителей, и девушка хочет забрать его к себе.

Авдий и Инга договариваются о том, что осенью он приедет к девушке, и она его познакомит со своим сыном.

Авдий едет к Инге

Однако когда наступает осень, приехавший к Инге Авдий находит вместо девушки письмо. В нем она сообщает, что вынуждена скрываться, чтобы не отдавать мужу сына.

Распятие на саксауле

Вернувшись на вокзал, Каллистратов встречает человека, руководящего операцией по истреблению в заповеднике сайгаков. Он решает присоединиться к созданному для этой цели отряду, однако не может наблюдать, как животных убивают, и требует прекратить это истребление.

В результате Авдия связывают, а затем избивают и распинают на саксауле. Для того чтобы оставить Каллистратова одного, отряд отъезжает в сторону. Здесь, на саксауле, его и замечают Ташчайнар и Акбара, ищущие своих волчат.

Когда охотники на рассвете возвращаются за Каллистратовым, тот уже мертв.

Новое горе у пары волков

Ташчайнар и Акбара ушли из саванны. Они решили найти себе другое место. У пары вновь родились волчата, однако, когда началось строительство дороги, рабочие подожгли камыши, в которых животные устроили логово, и волчата опять погибли. Вновь пара ушла, отыскала новое место и обзавелась новым потомством.

Третья часть: Базарбай находит волчат

Уже в следующей, третьей, части разворачиваются дальнейшие события произведения, которое создал Чингиз Айтматов (“Плаха”). Краткое содержание по частям предлагается вам для того, чтобы можно было понять, где примерно в тексте можно прочитать подробнее о том или ином событии.

Нойгутов Базарбай возвращался мимо котлована к себе домой. Он услыхал напоминающие детский плач странные звуки. Пойдя на них, он заметил четверых волчат. Базарбай, недолго думая, положил их в сумку и ускакал прочь, понимая, что за ним бросятся в погоню взрослые волки.

Ташчайнар и Акбара шли в поисках своего потомства по следу Базарбая. Они его догнали и пытались сделать так, чтобы он не смог добраться до людей. Однако на дороге находился дом Бостона Уркунчиева, колхозного передовика. В нем Базарбай и спрятался от волков. Жена Уркунчева встретила его приветливо.

А Базарбал ей показал волчат и даже дал с ними поиграть маленькому сыну Бостона. Затем он уехал.

Волки не уходят

Подходит к концу краткое содержание книги “Плаха”. Автора (Чингиз Айтматов – создатель произведения) беспокоит дальнейшая судьба волков. Он не мог не рассказать о ней читателям.

Так и остались волки возле дома Бостона. Уркунчиев слышал каждую ночь их вой. Он даже отправлялся к Базарбаю и просил его продать волчат для того, чтобы вернуть их родителям. Однако тот отказался наотрез, поскольку ненавидел Бостона. Волки начали бродить по округе.

Они нападали на людей. Выручив немалые деньги, Базарбай продал волчат. Ташчайнар и Акбара, наконец, возвратились к дому Бостона. Тот решил их убить, поскольку не видел иного выхода из сложившейся ситуации. Однако застрелить ему удалось лишь Ташчайнара.

Акбара решила ждать, и она дождалась.

Финал

Волчице удалось подкрасться летом к самому дому и схватить игравшего на улице ребенка Бостона. Отец пытался стрелять в волчицу, но боялся ранить ребенка. Тем не менее он выстрелил и попал. Но, подбежав к месту, где лежала раненая Акбара, он понял, что та еще дышит, а сын его мертв. Тогда Бостон взял ружье, отправился к Базарбаю и застрелил его, после чего сдался властям.

На этом завершается роман Чингиза Айтматова “Плаха”. Краткое содержание произведения поможет вспомнить события романа тем, кто его читал, и познакомиться с ним тем, кому, возможно, еще предстоит это сделать. Произведение по объему довольно большое, но прочесть его стоит. Многим нравится творчество Чингиза Айтматова (“Плаха”). Краткая биография этого автора была описана в начале статьи.

Источник: http://fjord12.ru/article/192104/roman-chingiza-aytmatova-plaha-kratkoe-soderjanie-po-glavam

Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова “Плаха” 1

(I вариант) Больше десяти лет назад вышел в свет роман Чингиза Айтматова “Плаха”. Это произведение привлекает читателей своей проблематикой и необычными героями.

Действующими лицами этой книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, “кулаки”. Автор уделяет много внимания отношениям между людьми и природой.

Это очень важно, потому что, чем больше мы узнаем о человеческих взаимоотношениях, о поступках людей, тем лучше мы понимаем друг друга, ведь каждый человек — это целый мир, который можно изучать вечно.

Прочитав эту книгу, понимаешь, как сложно порой могут переплетаться судьбы людей, как сильно их жизни зависят от обстоятельств и от действий других людей. В романе “Плаха” можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой. Первая линия — это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара.

В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Но, продолжая читать, понимаешь, что автор сделал это намеренно. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей.

Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню — охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата.

Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера.

Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек.

А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Калли-стратова — молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь, после чего он стал корреспондентом газеты.

Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой “гонцов” (собирателей анаши), чтобы написать о них статью.

Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться. Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои “степные очерки”.

Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с “гонцами” и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой.

Но Авдий не застает ее в городе и идет на вокзал, где его подбирает для “сафары” (охоты на сайгаков) “Обер-Кандалов — бывалый человек… в прошлом военный, причем из штрафбата”.

Айтматов описал эту “сафару” так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей.

Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного.

В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базарбай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе.

Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, — сына Кенджеша.

Роман привлекает читателей не только содержанием, но и проблематикой. Автор затрагивает много важных проблем, которые находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о том, что же делает человека человеком.

Людям дан великий дар — способность мыслить, и она должна помогать людям полюбить мир, жизнь и все живое. Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожают жизнь, защита и охрана которой не обязанность, а призвание человека. “Гонцы” за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет.

А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Такие, как они, просто не знают, что такое жалость.

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти.

Читайте также:  Краткое содержание маяковский необычайное приключение точный пересказ сюжета за 5 минут

И у читателей возникает вопрос: в ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям.

Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей.

Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына. В романе много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям. Айтматов показывает, до какой низости, до каких преступлений могут довести человека зависть и желание жить лучше других.

Когда Авдий спросил у “гонцов”, Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом.

Но честно работать можно тоже по-разному. Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них.

За это Бостона из “передовика производства” превратили в “кулака”.

А парторг Кочсорбаев старался помешать “кулаку” добиться большего. Все это происходило потому, что та же государственная идеология, которая не допускала возможности существования таких пороков, как наркомания, была против любого неравенства.

Айтматов прекрасно понимал противоестественность ситуации, в которой для всеобщего равенства все должны жить и работать одинаково плохо, а не одинаково хорошо.

Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху.

Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к “плахе”. Такая критика системы в то время, когда был написан этот роман, была очень смелым шагом.

В наше время проблемы, затрагиваемые в романе “Плаха”, уже не так злободневны, но многие из них все еще актуальны.

Поэтому я считаю, что еще не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать роман Ч. Айтматова “Плаха”.

Источник: http://www.school-essays.info/recenziya-na-roman-ch-t-ajtmatova-plaxa-1-2/

Краткий сюжет романа Айтматова «Плаха»

Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе «Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Этот роман — призыв одуматься,

Осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков.

Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса».

Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце…

тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…»

В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву».

Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости.

Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика.

Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром.

В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Ба-зарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы.

Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это — элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью.

И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласен с автором «Плахи»: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

Многие в современной русской литературе писали о честности, доброте и любви. Но мне все-таки хочется поговорить о честности. И вначале я хочу назвать имя Ч. Айтматова и его роман «Плаха». Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. В романе он поднимает вопросы, которые требуют своего осмысления: Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки — все это в романе связано.

Этот роман — крик, отчаянный призыв задуматься, осознать свою ответственность за все то, что так обострилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, автор стремится постичь прежде всего как проблему состояния души человеческой.

Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне.

Он уничтожает и сайгаков, и волков.

Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчай-наре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним.

В романе затронута еще одна острая социальная тема — проблема наркомании. Автор показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, сколько возможности пожить в ином мире, в иллюзиях.

Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий — сын священника, изгнанный из академии как «еретик-новомысленник».

Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека, он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим.

Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Поступки его достойны глубокого уважения.

Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный. С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма, идею веры и доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ.

Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не ожидая, выходи воином в поле за правду. Тревога — вот лейтмотив романа. Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую его среду. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь.

В наше время очень остро стоит вопрос наркомании, особенно наркомании среди подростков. Каждый день умирают десятки наркоманов из-за передозировки и еще сотни заражаются СПИДом. К тому же, если смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы — глубоко безнравственные люди.

И это не от того, что были такими, такими их сделали именно наркотики. Они делали их холодными, бездумными. Человек становится полностью зависимым от них. Наркоману неведомо чувство жалости, сострадания. Наркотики полностью овладевают человеком.

Наркоманы не видят вокруг той красоты, которая видна человеку нормальному.

Впервые эту острую социальную проблему затрагивает в своем романе «Плаха» Ч. Айтматов. Он описывает нам образ Авдия Каллистратова, человека, который был честным, добрым и порядочным.

Он всегда хотел что-нибудь исправить в жизни в лучшую сторону, помочь людям, наставить их на путь истинный, из-за чего и поплатился своей жизнью. Авдий думал, что у каждого человека должно быть что-нибудь хорошее в душе, но люди оказались бесстрастными и равнодушными не только к природе, но даже к своим близким.

В романе подробно описывается, как наркоманы добывают те самые наркотики, из-за которых рушится вся жизнь, и зачастую рушится навсегда. Авдий Каллистратов, попадая в общество наркоманов, если это можно назвать обществом, пытается исправить их, разуверить в том, что только таким образом можно жить хорошо.

Он пытается объяснить, что нужно жить не ради денег и кратковременных удовольствий, а для того, чтобы приносить пользу людям. Авдий протестует против наркомании, убийств, против безжалостности к природе, человеку. Одновременно с протестом Авдий пытается понять, раскрыть причину роста наркомании, помочь.

Особенно жалко ему тех, кто еще сам не понимает, насколько все это серьезно. Но как Авдий Каллистратов ни старался сделать мир лучше, он не смог один противостоять этой безнравственности, бесчеловечности, которая толкает человека на самые безумные поступки.

Чингиз Айтматов своим произведением призывает читателя не смотреть на эту трагедию, а бороться и бороться всем вместе, всем обществом.

Источник: http://www.testsoch.info/kratkij-syuzhet-romana-ajtmatova-plaxa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector