Краткое содержание рассказов айтматова за 2 минуты

Краткое содержание Плаха, Айтматов читать по частям

Краткое содержание рассказов Айтматова за 2 минуты

­Краткое содержание Плаха

Часть первая

Повествование романа начинается с описания Моюнкумского заповедника, в котором обитает волчья пара: Ташчайнар и Акбара. У пары летом впервые родились волчата, которым суждено было прожить до первой зимней охоты.

С наступлением первого снега волчье семейство отправилось на свою исконную добычу – сайгаков.

Они и представить не могли, что их там поджидает ловушка в виде вертолетов, разгоняющих стадо в сторону охотников, приехавших на «уахзиках».­

Как ни странно, в этот раз им разрешено было использовать «мясные запасы» заповедника. В этой погоне за сайгаками выжили только Акбара и Ташчайнар. Одного из волчат застрелил из ружья охотник, другие два были затоптаны копытами безумной массы.

Когда волки добрались до своего родного логова, они обнаружили, что и там ходили люди, собирающие трупы сайгаков. Главными организаторами этой охоты были бывший руководитель дисциплинарного подразделения Обер, верзила Мишка-Шабашник, захудалый актеришка Гамлет-Галкин и местный житель Узюкбай.

Для них это была неплохая возможность подзаработать. С собой они везли связанного сына бывшего дьякона Авдия Каллистратова.

Немного предыстории о том, как Авдий оказался пленным у этих бродяг. Недоучившийся студент духовной семинарии, человек, искренне верящий в добро и повсеместно проповедующий его, устроился работать внештатным сотрудником в областную газету, и был направлен на небезопасное и необычное «дело».

Газета поручила ему проследить путь наркотиков из Средней Азии и написать заметку о том, как анаша проникает в среду европейской молодежи. Здесь надо отметить, что Авдий, будучи последователем неизменных церковных постулатов, мечтал нести в массы свои представления о добре и морали.

Газета ему, как раз такую возможность давала.

В свою первую поездку с «гонцами за анашой» он был командирован в Примоюнкумские степи в самый пик цветения конопли. Группа молодых ребят формировалась на Казанском вокзале, при этом они были из самых разных концов страны, но больше всего было представителей портовых городов, откуда легче сбыть наркотик.

Ознакомившись с правилами, Авдий узнал, что друг с другом общаться было запрещено, на случай если последует провал, чтобы не выдать «сотоварища». Самым ценным товаром считался так называемый «пластилин» – масса из конопляной пыльцы. Но и соцветия растения приносили доход. Наиглавнейшим среди ребят был какой-то Сам.

Он руководил спецзаданием, но всегда оставался в тени, поэтому Авдий его лично не знал.

Чем больше он вникал в детали этого бизнеса, тем больше убеждался в существовании не только личных, но и общественных причин, порождающих тягу к пороку. Он даже хотел написать целый труд на эту тему или открыть социальную колонку в газете, чтобы уберечь молодежь от этой «современной болезни».

По пути в совхоз «Моюнкумский» Авдий познакомился с девушкой, которая сыграла немаловажную роль в его дальнейшей жизни. Встретил он ее в глухом поселке под названием Учкудук, когда остановился с Петрухой и Ленькой отдохнуть и немного подработать.

В то время, как они штукатурили какое-то здание, она подъехала на мотоцикле и навсегда произвела неизгладимое впечатление на Авдия. У нее были карие глаза и светлые волосы, что придавало девушке особый шарм.

Продолжив свой путь, «гонцы» вскоре набрели на конопляное поле, где взялись за добычу «пластилина». Каждый из них должен был сделать «презент» Самому – собрать спичечный коробок такой субстанции. Дело было хлопотным, выматывающим, но не мудреным.

Для этого нужно было, раздевшись догола, пробежаться по зарослям так, чтобы пыльца с соцветий прилипала к телу. Потом эта однородная масса соскребалась с тела и «пластилин» был готов.

Авдий занимался этим «варварским» промыслом только из-за перспективы встретиться с загадочным «боссом».

Теперь предстояла самая трудная часть задания. Когда они с сумками, набитыми до отказа анашой, отправились обратно в Москву, нужно было миновать милицейские посты на станциях.

У железной дороги, где «гонцам» нужно было сесть в вагон-товарняк, Авдий, наконец, увидел того Самого руководителя операции.

Как оказалось его настоящее имя Гришан и был он, конечно же, далек от «божественных» тем, которые проповедовал Авдий. В результате между ними разгорелся конфликт.

Часть вторая

Немного пообщавшись с «новобранцем», Гришан понял, что тот поехал с ними не ради наживы, а затем, чтобы морочить его «гонцам» голову всяческими разговорами о покаянии и спасении души. Тогда он решил поиздеваться над ним и разрешил ребятам вечером покурить травки.

Всем, кажется, это занятие нравилось. Один Авдий отказывался от предложенной самокрутки. Какое-то время он терпел это издевательство, но потом все-таки выхватил из рук у курильщиков эту дрянь и выкинул из вагона. Затем он начал туда же вытряхивать все содержимое рюкзаков.

За это «гонцы» чуть не убили бедного газетчика.

Теперь он понял, насколько злыми и жестокими могут быть наркоманы, которых лишили дозы. Гришан за всем этим наблюдал со стороны и даже пальцем не пошевелил, чтобы остановить своих озверевших поставщиков. В конце концов, изрядно избитого Авдия, выкинули из вагона поезда, движущегося на полном ходу.

Когда он очнулся уже шел дождь. Голова его стала мало по малу приходить в сознание. Ему казалось, что он существует в двух измерениях: в настоящем и прошлом.

Переждав ночь под мостом, наутро он обнаружил, что в кармане почти не осталось денег, а его паспорт, размокший от дождя, стал напоминать искомканный клочок.

На попутке Авдию удалось доехать до станции Жалпак-Саз, где его сразу же арестовали и забрали в участок, настолько у него был жалкий и потрепанный вид. Там он с удивлением обнаружил, что повязали почти всю группу «гонцов», кроме Гришана. Авдию повезло больше чем остальным. Его попросту приняли за сумасброда и отпустили.

Между тем ему становилось все хуже, а когда он окончательно заболел, Авдия положили в больницу. Там он снова встретился с кареглазой незнакомкой из села Учкудук. Теперь он узнал, что ее звали Ингой. Она была в разводе и одна воспитывала сына.

Сейчас ребенок был в Джамбуле у ее родителей, но вскоре она обещала познакомить Авдия с ними.

Ингу и Авдия связывал интерес к моюнкумской конопле. Девушка занималась изучением этого феномена и, узнав об истории больного газетчика, пришла поинтересоваться, не нужны ли ему научные данные. Так они и познакомились. Вскоре Авдия выписали и он смог вернуться в родной Приокск. Но там его ждало разочарование.

В редакции не хотели печатать его материал, а приятели и коллеги обходили стороной. С помощью Инги он смог преодолеть этот кризис, так как делился с ней своими проблемами. Она, в свою очередь, ему тоже рассказывала о себе, о разводе с мужем-летчиком.

Вскоре Инге пришлось надолго уехать, так как муж грозился через суд отобрать ребенка, и ей ничего не оставалось, как скрываться с маленьким сынишкой.

Так, на вокзале газетчик наткнулся на Обера (Кандалова), вместе с которым отправился в Моюнкумский заповедник охотиться на сайгаков. Вместе с ними поехала и вся известная «хунта». Когда живодеры стали массово убивать бедных животных, Авдий не выдержал и потребовал прекратить резню и немедленно покаяться.

Это и послужило предлогом, чтобы его связали и бросили в военный вездеход, где он лежал недвижно среди холодных трупов сайгаков. Но этого оказалось недостаточно. Обер устроил собственный суд, в результате которого было решено избить Авдия до полусмерти и распять на сухом дереве саксаула.

Так и закончилась жизнь бедного газетчика.

Перед смертью ему привиделась огромная водная гладь, над которой возвышалась фигура отца-дьякона. И слышался ему его собственный детский голос, читающий молитву. Где-то недалеко от заповедника крепко спали убийцы Авдия. А на рассвете его тело обнаружили Акабара и Ташчайнар.

Весь следующий год волки провели в приалдашских камышах. Они вновь обзавелись потомством. То были пятеро волчат, которые, как и предыдущие погибли от необдуманных действий человека. Камыши сожгли во время строительства очередной дороги, а вместе с ними сгорели и волчата.

Но все-таки самой страшной оказалась последняя попытка Акбары и Ташчайнара продолжить род.

Часть третья

Судьбу маленьких волчат решил невольно совсем неповинный человек, обладающий на самом деле добрым сердцем.

Бостон Уркунчиев был колхозным передовиком, у которого и работа была любимая, и жена-красавица, и сынишка славный, и хозяйство налаженное, и сам он был человек добропорядочный.

Завидовал ему черной завистью пастух Базарбай Нойгутов, который не мог понять, как у этого колхозника все так складно в жизни.

Однажды, получив зарплату и бутылку водки за работу с геологами, Базарбай возвращался домой. Когда он прилег у ручья, чтобы смаковать долгожданную бутылку, то услышал почти что детский плач.

То были маленькие волчата в логове, которых Базарбай поспешил забрать с собой, чтобы задорого продать. Он поспешно ушел с четырьмя волчатами до прихода их родителей.

Обнаружив пропажу, волки вышли на след Базарбая и догнали в надежде перекрыть ему путь.

Но мошеннику повезло. По пути была овчарня Бостона. Хоть он его и ненавидел, а другого выхода кроме как зайти в гости не оставалось. Хозяина дома не оказалось, а были только его жена Гулюмкан и полуторагодовалый сынишка.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов мамина-сибиряка за 2 минуты

Гулюмкан радушно приняла Базарбая, а тот, в свою очередь, рассказал про свой небывалый «подвиг». Когда он достал из сумки четверых волчат, малыш немного поиграл с ними, а потом Базарбай уехал. Родители волчат так и остались бродить возле подворья.

Каждую ночь они протяжно выли, не давая хозяевам спать.

Бостон не выдержал и лично поехал к Базарбаю, чтобы выкупить волчат, но напрасно. От своей алчности и завистливости Базарбай не хотел продавать волчат колхознику, которого так люто ненавидел.

Слишком все хорошо было в Бостоне: и шуба дорогая, и жена красивая, и конь славный, и дом уютный. Все в нем раздражало Базарбая. Так что он только поссорился с ним.

Волчат ни возвращать в логово, ни продавать пастух не согласился.

Акбара и Ташчайнар совсем потеряли покой и нарушили древний пакт о ненападении на людей. Они стали скитаться по округе и проявлять агрессивность. О волчьей паре пошла плохая слава, но никто не знал, отчего они так поступают.

А злосчастный пастух тем временем продал волчат и спокойно пропивал эти деньги. Между делом он хвалился, как отказал ненавистному Бостону, которому теперь приходилось совсем несладко.

Волки то и дело возвращались к нему во двор и выли в надежде отыскать своих малышей.

Стоит отметить, что у Бостона было отнюдь несладкое детство. Он рано осиротел и, будучи младшим в семье, рос самостоятельно. Он жил, не озираясь на других и всегда знал, что правда на его стороне, за исключением одного случая. На самом деле, Гулюмкан была женой его лучшего друга Эрназара, который погиб в горах. Всю жизнь Бостон винил себя, что не смог спасти друга.

А когда умерла его первая жена, то он женился на Гулюмкан. Его жена и сама просила не оставлять бедную женщину одну.

У обоих были уже взрослые дети от первых браков, и на счастье им родился совместный ребенок – малыш Кенджеш. Волки так и не уходили от дома Бостона и он не видел другого выхода, как пристрелить их.

Это решение ему далось нелегко. Уже второй раз за жизнь ему приходилось брать тяжелый грех на душу.

Убить он смог только Ташчайнара, Акбаре удалось бежать. Но с тех пор мир для нее утратил всякий смысл. Она затаилась на время, но все же отомстила колхознику.

Это произошло летом, когда старшие пили чай в доме, а малыш играл во дворе. Подкравшись Акбара утащила на спине ребенка.

Испуганный Бостон схватил ружье и начал стрелять ей вслед, все время промахиваясь, чтобы не задеть сына. А волчица уходила все дальше.

Очередной выстрел свалил волчицу. Когда Бостон подбежал, он увидел, что ребенок был уже мертв, а Акбара еле дышала. Обезумев от горя, он зарядил ружье и поехал убивать Базарбая. Застрелив негодяя, он поехал сдаваться властям. Такова была участь Бостона Уркунчиева.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Плаха, Айтматов

Сочинения по произведению Плаха, Айтматов

Краткая биография Чингиза Айтматова

Источник: http://www.sdamna5.ru/plaha_kratko

Чингиз Айтматов “Белый пароход”: краткое содержание, кто герои?

СОДЕРЖАНИЕ:

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул.

Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал.

Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый.

Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна.

Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!

Продолжение текста после рекламы

Благодаря рекламе Брифли бесплатен

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

.В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами.

Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят.

Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди…

И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко.

Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.

И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.

Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…

Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.

На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.

Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел.

Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову.

Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.

Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.

И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2647381-chingiz-ajtmatov-belyj-parohod-kratkoe-soderzhanie-kto-geroi.html

Детство и дети в произведениях Чингиза Айтматова

Уникальный художественный мир Чингиза Айтматова возник из страстного творческого переживания парадоксальности взаимоотношений человека и мира, личности и общества, ребенка и взрослых – величин несоизмеримых, трагически нераздельных и неслиянных.

Читайте также:  Краткое содержание хемингуэй иметь и не иметь точный пересказ сюжета за 5 минут

Уже в ранних рассказах – “Красное яблоко” и “Солдатенок” – с поразительной силой сопереживающего чувства передано кризисное состояние чистой детской души, открывшей свое одиночество, признавшей сиротство и замеревшей от ужаса незащищенности.

Изведанная не понаслышке, горькая безотцовщина стала постоянным мотивом айтматовских книг, неустанно говорящих о вине и ответственности общества, среды, дальних и ближних перед одним, зависящим от них, как взрослым, так и ребенком (“Тополек мой в красной косынке”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Прощай, Гульсары!”, “Ранние журавли”, все романы).

Особенно внимателен писатель к проявлениям человечности и жестокости в отношении к детям чужим, “чужой крови”.

В “Материнском поле” (1963) повествование развернуто как исповедь Толгонай, с любовью вырастившей чужого внука и страдающей в поисках ответа на вопрос: сказать ли Жанболоту правду о его рождении? Она боится ранить юную душу открытием тайны и не может взять на себя тяжесть его неведенья. Мы не узнаем, как поступит бабушка с приемным внуком, ее вопрос остается с нами как знак неотвратимой нравственной боли при соединении жизни, долга и правды.

Эта тема – по принципу контрапункта – развивается в наиболее известной повести “После сказки” (1970), имеющей и другое название, данное А. Твардовским при публикации в “Новом мире” и сохраненное в кинофильме, – “Белый пароход”.

“Чужая кровь” Мальчика, которому восемь лет, известна всем на лесном кордоне. Он не хочет, но должен оставаться чужим, брошенным родителями среди шестерых равнодушных, враждебных и жестоких (Орозкул) взрослых, не посторонних ему.

Один любящий, но бесправный и раздавленный злой волей зятя дед Момун подарил внуку мечту о спасительнице – Рогатой матери-оленихе, однако вынужден был “ради злосчастной своей дочери” убить ее.

Последнего страдания Мальчик вынести не мог и решил стать рыбой, доплыть до Белого парохода и сказать, наконец, отцу и всему миру: “Здравствуй, это я!” А вслед уплывающему Мальчику неслась пьяная песня о сплошь горбатом мире, отвергнутом детской душой.

В контрасте с трагическим непокорством героя “После сказки” пребывает спасение одиннадцатилетнего Кириска из повести “Пегий пес, бегущий краем моря” (1978).

Три взрослых рыбака-нивха, дед, отец и дядя, пожертвовали собой, один за другим ушли из лодки в море, чтобы мальчику хватило питьевой воды, чтобы он доплыл до родного берега, когда рассеется сплошной туман. В этом произведении наиболее полно и художественно убедительно выражены идеи, которым привержен Айтматов.

В “мифологической поэме о самопожертвовании” факты, события, слова, поступки, чувства и мысли измеряются космическими масштабами, высокая степень условности придает им философский, религиозный смысл. Не случайно самому старшему в лодке дано имя Орган.

Неказистый и неграмотный, старый, он обладает таким духовным богатством, излучающим нездешний загадочный свет (его сны о Великой Рыбе-женщине), что ошеломляет нас и заставляет поверить простым словам: “Я был великим человеком! Это я знаю”.

Взрослые мужчины достойно выдержали последнее испытание, спасли будущее своего рода, и Кириск, преодолевая отчаяние недетским терпением и волей, подтвердил физическую и духовную прочность деда Органа, отца Эмрайина и дяди Мылгуна, ставших в его “именной песне” ветром, путеводной звездой и волнами, чтобы войти в мифологическую память.

Чрезвычайно важно понять, что проблема сиротства и преодоления его, выхода из него обладает у Айтматова онтологической глубиной, означенной мифопоэтическими сюжетами песен, легенд, сказаний, загадочных снов, ирреальных воспоминаний и привычных народных обрядов.

Ярким доказательством является присутствие во всех текстах мотива старинной киргизской песни о белой верблюдице, потерявшей черноглазого верблюжонка. Вечно и неустанно ищет она его, окликает: “Где ты? Отзовись!” – и “бежит молоко из вымени, из переполненного вымени. Белое молоко”.

“Плач верблюдицы” возникает в первой повести “Лицом к лицу” (1958), настойчиво повторяется, цитируется в “Прощай, Гульсары!” (1966).

В романе “И дольше века длится день” (1980) он преобразуется в реалистическое повествование о судьбе белой верблюдицы и ее черноглазого верблюжонка, ставшего могучим Каранаром, и в мифологическое – о манкурте и его матери. Наконец, в “Плахе” (1986) древний плач сопровождает судьбу людей и волков, становясь символом бытия – космического, природного, человеческого.

Трагедия не-встречи родителей и детей смертельна, но у Айтматова смерть не окончательна и не бесповоротна, напротив, умерший, ушедший в смерть возвращается в другом облике и уже из другого измерения окликает: “Где ты? Чей ты? Отзовись!” Дети и родители не прекращают искать друг друга, как Найман-ана, ставшая птицей Доненбай, Казангап, обратившийся лисой, маленький сын чабана Бостона, превратившийся в волчонка.

Чингиз Айтматов не боится испытывать юных героев на прочность, предлагая им действовать в крайне опасных, максимально трудных, жестоких обстоятельствах (“Ранние журавли”), он уважает их за стойкое непокорство, ценит их предельную нравственную чистоту, любуется ими.

Дети в его книгах олицетворяют хрупкость и прочность связи времен. Детство, убежден он, принадлежит будущему: “Все, что человек познает в детстве, все, что он выстрадал, узнал, все горе, вся боль и все открытия – все это сохраняется в нем навсегда…” (“В соавторстве с землею и водою…” С.

370).

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта: Наука, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/ajtmatov_ch_t/detstvo_i_deti_v_proizvedenijakh_chingiza_ajtmatova/105-1-0-1600

Роман Чингиза Айтматова

Искусство и развлечения 27 июня 2015

В этой статье мы рассмотрим роман Чингиза Айтматова “Плаха”. Краткое содержание этого написанного в 1986 году произведения представлено ниже.

Прежде всего, опишем кратко биографию автора. Чингиз Айтматов родился в 1928 году, 12 декабря, в киргизском селе Шекер. Он окончил с отличием Джамбульский зоотехникум, а затем – Киргизский сельскохозяйственный институт, после чего работал ветеринаром.

В печати этот автор появился в 1952 году. Его перу принадлежит множество известных произведений, по многим из которых были сняты художественные фильмы. Участие в их создании принимал неоднократно сам Айтматов, выступая в роли соавтора или сценариста.

Умер этот писатель в 2008 году.

К числу других его произведений относятся повести: “Джамиля”, “Верблюжий глаз”, “Белый пароход”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, а также сборник, вышедший в 1963 году (“Повести гор и степей”), за который он получил Ленинскую премию, и др.

Первая часть: гибель потомства Ташчайнара и Акбары

Из шести глав состоит первая часть произведения, которое создал Айтматов Ч.Т. (“Плаха”). Краткое содержание по главам событий, происходящих в ней, следующее.

В Моюнкумском заповеднике начинается действие интересующего нас романа. Здесь жила пара волков – Ташчайнар и Акбара. У них летом родились волчата.

После того как выпал снег, пара отправилась на охоту и обнаружила, что на территории заповедника множество людей. Сюда прибыли охотники для того, чтобы выполнить план сдачи мяса. Эти люди стреляли сайгаков.

Жившие в заповеднике волки также погибли во время охоты. Лишь Ташчайнару и Акбаре удалось выжить, но волчата их были мертвы.

Авдий Каллистратов

Айтматов Чингиз Торекулович (“Плаха”) вводит в повествование нового героя – Авдия Каллистратова. Впервые он появляется в следующем эпизоде.

Прибывшие в заповедник охотники складывали в вездеход туши сайгаков.

Здесь же находился и связанный Каллистратов Авдий, внештатный сотрудник комсомольской областной газеты, в свое время исключенный из духовной семинарии.

Этот человек имел собственные представления о том, какую жизнь можно назвать “праведной”. Он открыто боролся всеми силами с теми, кто, как он считал, жил не так, как следует.

Видео по теме

Задание, данное Авдию в редакции газеты

Продолжаем описывать произведение Чингиза Айтматова “Плаха”. Краткое содержание передает лишь основные события романа.

Однажды Авдию было предоставлено задание от газеты узнать о том, каким способом в среднюю полосу России попадают наркотики. Каллистратов, для того чтобы выполнить эту миссию, присоединился к одной из компаний “гонцов за анашой”, следовавшей в Среднюю Азию.

Он понял еще на вокзале, что в среде этих людей существуют свои особые правила. Так, например, они друг с другом практически не общались для того, чтобы не могли никого выдать в случае поимки. Каллистратов также понял во время пути, что есть человек, всеми руководящий. Именно он разрабатывает план.

Его “гонцы” называли “Сам”. Каллистратов ради встречи с этим человеком решает идти до конца. Он собирает коноплю вместе с остальными гонцами, набивает ею рюкзак, после чего возвращается назад.

Знаменательная встреча происходит по дороге на поле – Авдий знакомится с кареглазой белокурой девушкой, которой удалось оставить в сердце героя глубокий след.

Каллистратов, добравшись, наконец, до железной дороги, у товарного поезда замечает Гришана и догадывается, что он и есть “Сам”, таинственный человек, для встречи с которым Авдий проделал столь тяжелый путь.

Вторая часть: встреча с “Самом”

Переходим ко второй части произведения, которое написал Чингиз Айтматов (“Плаха”). Краткое содержание романа делится на три части. Отметим, что, в свою очередь, в каждой из частей есть несколько глав. Первая и третья состоят из шести, а вторая – из пяти глав.

“Сам” сразу же сообразил, что Каллистратов не просто “гонец”, что он человек с принципами, которые прямо противоположны собственным его убеждениям. Гришан захотел, чтобы Каллистратов отдал ему добычу и ушел, однако тот решил остаться вместе со всеми. “Гонцам” удалось запрыгнуть в вагон проходящего товарного поезда.

Читайте также:  Краткое содержание кавалер глюк гофмана точный пересказ сюжета за 5 минут

Здесь Гришан им разрешил выкурить по самокрутке с травой. “Сам” это сделал нарочно, для того чтобы позлить Каллистратова. Гришан не курил, как и Авдий. Каллистратов понимал, что в данный момент сделать ничего не может. Однако нервы его все-таки не выдержали.

Когда к нему начал приставать один из “гонцов”, требуя присоединиться к остальным курящим, Каллистратов выхватил из пальцев его бычок и выбросил в открытую дверь вагона. Затем он стал высыпать и траву из рюкзака, призывая других сделать то же. Авдия в результате этого выкинули из вагона, жестоко избив.

Мы не будем подробно описывать этот эпизод, поскольку представляем произведение “Плаха” Айтматова в кратком изложении.

Сцена, которая привиделась Каллистратову

Обязательно нужно сказать пару слов о видении Авдия. Каллистратов, герой произведения Чингиза Айтматова “Плаха”, краткое содержание которого нас интересует, упал в кювет, находившийся у железнодорожных путей.

Ему вдруг привиделась сцена разговора Иисуса Христа с Понтием Пилатом. Затем, когда Каллистратов пришел в себя, он представил вдруг, что живет сразу в двух мирах.

Один из них – этот мир, а второй – тот, в котором он пытается спасти своего Учителя, Иисуса.

Эпизод в милиции

Авдий переночевал под мостом. Утром он заметил, что его деньги и паспорт промокли насквозь. Авдий сумел добраться до станции на попутке. Однако у него был такой грязный вид, что его сразу же по прибытии арестовали, после чего доставили в участок.

Здесь он увидел “гонцов”, с которыми ехал. Среди них не было лишь Гришана. Услышав о том, что его хотят отпустить, Каллистратов потребовал, чтобы его посадили к этим “гонцам”. Он вдруг решил, что ему удастся убедить их возвратиться к “правильной” жизни.

Приняв Каллистратова за сумасшедшего, милиционер привел его на станцию и сказал Авдию, что ему лучше уехать. Однако здесь Каллистратову стало плохо. Его отвезли в местную больницу на скорой помощи. В больнице Каллистратов снова встретился с девушкой, так впечатлившей его.

Об Авдии Инга узнала от врача и пришла для того, чтобы навестить его.

Инга рассказывает Авдию о том, что произошло у нее в семье

Каллистратов, вернувшись на место, где он работал (в город Приозерск), вдруг узнает, что никого уже не интересует собранный им материал. О случившемся он рассказывает Инге.

Девушка, в свою очередь, говорит ему о своей проблеме. Дело в том, что она развелась со своим мужем. Сын Инги живет сейчас у ее родителей, и девушка хочет забрать его к себе.

Авдий и Инга договариваются о том, что осенью он приедет к девушке, и она его познакомит со своим сыном.

Авдий едет к Инге

Однако когда наступает осень, приехавший к Инге Авдий находит вместо девушки письмо. В нем она сообщает, что вынуждена скрываться, чтобы не отдавать мужу сына.

Распятие на саксауле

Вернувшись на вокзал, Каллистратов встречает человека, руководящего операцией по истреблению в заповеднике сайгаков. Он решает присоединиться к созданному для этой цели отряду, однако не может наблюдать, как животных убивают, и требует прекратить это истребление.

В результате Авдия связывают, а затем избивают и распинают на саксауле. Для того чтобы оставить Каллистратова одного, отряд отъезжает в сторону. Здесь, на саксауле, его и замечают Ташчайнар и Акбара, ищущие своих волчат.

Когда охотники на рассвете возвращаются за Каллистратовым, тот уже мертв.

Новое горе у пары волков

Ташчайнар и Акбара ушли из саванны. Они решили найти себе другое место. У пары вновь родились волчата, однако, когда началось строительство дороги, рабочие подожгли камыши, в которых животные устроили логово, и волчата опять погибли. Вновь пара ушла, отыскала новое место и обзавелась новым потомством.

Третья часть: Базарбай находит волчат

Уже в следующей, третьей, части разворачиваются дальнейшие события произведения, которое создал Чингиз Айтматов (“Плаха”). Краткое содержание по частям предлагается вам для того, чтобы можно было понять, где примерно в тексте можно прочитать подробнее о том или ином событии.

Нойгутов Базарбай возвращался мимо котлована к себе домой. Он услыхал напоминающие детский плач странные звуки. Пойдя на них, он заметил четверых волчат. Базарбай, недолго думая, положил их в сумку и ускакал прочь, понимая, что за ним бросятся в погоню взрослые волки.

Ташчайнар и Акбара шли в поисках своего потомства по следу Базарбая. Они его догнали и пытались сделать так, чтобы он не смог добраться до людей. Однако на дороге находился дом Бостона Уркунчиева, колхозного передовика. В нем Базарбай и спрятался от волков. Жена Уркунчева встретила его приветливо.

А Базарбал ей показал волчат и даже дал с ними поиграть маленькому сыну Бостона. Затем он уехал.

Волки не уходят

Подходит к концу краткое содержание книги “Плаха”. Автора (Чингиз Айтматов – создатель произведения) беспокоит дальнейшая судьба волков. Он не мог не рассказать о ней читателям.

Так и остались волки возле дома Бостона. Уркунчиев слышал каждую ночь их вой. Он даже отправлялся к Базарбаю и просил его продать волчат для того, чтобы вернуть их родителям. Однако тот отказался наотрез, поскольку ненавидел Бостона. Волки начали бродить по округе.

Они нападали на людей. Выручив немалые деньги, Базарбай продал волчат. Ташчайнар и Акбара, наконец, возвратились к дому Бостона. Тот решил их убить, поскольку не видел иного выхода из сложившейся ситуации. Однако застрелить ему удалось лишь Ташчайнара.

Акбара решила ждать, и она дождалась.

Финал

Волчице удалось подкрасться летом к самому дому и схватить игравшего на улице ребенка Бостона. Отец пытался стрелять в волчицу, но боялся ранить ребенка. Тем не менее он выстрелил и попал. Но, подбежав к месту, где лежала раненая Акбара, он понял, что та еще дышит, а сын его мертв. Тогда Бостон взял ружье, отправился к Базарбаю и застрелил его, после чего сдался властям.

На этом завершается роман Чингиза Айтматова “Плаха”. Краткое содержание произведения поможет вспомнить события романа тем, кто его читал, и познакомиться с ним тем, кому, возможно, еще предстоит это сделать. Произведение по объему довольно большое, но прочесть его стоит. Многим нравится творчество Чингиза Айтматова (“Плаха”). Краткая биография этого автора была описана в начале статьи.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
“Плаха”, Чингиз Айтматов: краткое содержание по главам. О чем роман “Плаха” Айтматова?

Айтматов Чингиз Торекулович – знаменитый киргизский и российский писатель. Его творчество было отмечено многими критиками, а произведения признавались поистине гениальными. Многие из них принесли автору мировую извест…

Искусство и развлечения
Д. С. Лихачев, “Земля родная”: краткое содержание по главам

Вы знаете такого писателя, как Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание далее в статье) – это его выдающиеся творение, которое следовало бы читать каждому подростку и всем тем, кто стоит на пороге…

Искусство и развлечения
“Андромаха”, Расин: краткое содержание по главам

Один из самых известных французских драматургов 17 века – Жан Расин. «Андромаха» признается лучшим произведением великого писателя. Об этой пьесе мы и поговорим в нашей статье.О произведении

Искусство и развлечения
“Песнь о Гайавате”. Краткое содержание по главам

В этой статье мы рассмотрим одно из самых известных произволений Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Краткое содержание и анализ поэмы будут интересовать нас в первую очередь.О произведении

Искусство и развлечения
Василий Белов, “Привычное дело”: краткое содержание по главам, характеристика героев и отзывы

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал Василий Белов. «Привычное дело» (краткое содержание будет представлено ниже) – повесть, написанная в 1966 году. Она принесла своему автору из…

Искусство и развлечения
«Палата № 6» Чехова: краткое содержание по главам

«Палата № 6» Чехова – одно из самых известных произведений писателя. Впервые повесть была опубликована в 1892 году. Именно об этом произведении пойдет речь в данной статье. А если говорить конкретнее…

Искусство и развлечения
В. Ерофеев, «Москва – Петушки»: краткое содержание по главам

Одним из самых известных советских произведений 70-х гг. является повесть «Москва – Петушки». Краткое содержание книги, написанной Венедиктом Ерофеевым, – это рассказ о главном герое Вене (Веничке), …

Искусство и развлечения
Гёте И. В., “Страдания юного Вертера”: краткое содержание по главам

Роман «Страдания юного Вертера» (краткое содержание представим ниже) является самым известным, после «Фауста», произведением немецкого писателя 18 века И. В. Гете. Именно об этом драматическом …

Искусство и развлечения
Краткое содержание по главам: “Прощание с Матерой” В. Г. Распутина

В этой статье мы обратимся к творчеству выдающегося писателя XX века – Валентина Григорьевича Распутина. А точнее, мы разберем программную повесть автора и ее краткое содержание по главам. «Прощание с Мате…

Искусство и развлечения
Солоухин, “Черные доски”: краткое содержание по главам

Книги Владимира Солоухина всегда являлись классическим образцом русской прозы. Написанные живым языком, посвященные актуальным темам, они привлекали внимание современников. Все это относится и к произведению под назва…

Источник: http://monateka.com/article/127261/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector