Краткое содержание рассказов альберта лиханова за 2 минуты

Лиханов, Последние холода краткое содержание

Многие писатели обращались к теме войны, изображая судьбу людей в сложное для них время. Лиханов также написал замечательное произведение, которое посвятил детям войны. Повесть Лиханова Последние холода передает лишения и недетские страдания, раскрывая читателю тему детей и войны.

Изучение повести Последние холода в кратком содержании для читательского дневника, позволит за короткое время прикоснуться к прошлому, к событиям, которые оставили отпечаток и в детских сердцах.

В своем рассказе, изображая тяжкие испытание детей военного времени, автор отражает настоящие ощущения и переживания, ведь он был свидетелем всего происходящего.

Начнем же знакомство с кратким содержанием работы Альберта Лиханова и его произведением Последние холода.

Повествование автор ведет от первого лица. Это Коля, который уже глазами взрослого смотрит на пережитое и делится с читателями страшными мгновениями из своей жизни.

Краткое содержание книги Последние холода

Рассказчик вспоминает школьные годы и свою учительницу. Звали ее Анной Николаевной. Это была прекрасная женщина, которая не только преподавала школьные предметы такие как математика, география, русский язык, но и давала уроки жизни, преподнося их ненавязчиво, произнося тихо, как будто разговаривая сама с собой.

Из рассказа мы узнаем имя героя. Это Коля, который живет в городе. Хоть на улице военное время, отец на фронте, сам город в тылу. Это последний год войны и из радиоприемников постоянно сообщается об очередной победе. Повсюду царит голод, и его испытывают как взрослые, так и дети.

Живет мальчик с мамой и бабушкой, которые стараются защитить ребенка от лишений, голода и холода. Коля ходит в третий класс и ему, как и другим детям, полагаются талоны на питание.

Несмотря на то, что родные старались всеми силами сделать так, чтобы их ребенок не испытывал нужды, у Коли все равно присутствует ощущение не сытости.

Мальчику предстоит посещать восьмую столовку, которая ему представляется райским местом, но в реальности все было другим. Это был большой холодный зал, который наполняли голодные дети. Талоны доставались не всем, поэтому дети ходили питаться по очереди. Получали же они хлеб и невкусную овсянку. Еда была безрадостной для героя, но другие дети поглощали все быстро и с аппетитом.

Доедал свои обеды и главный герой, ведь так его учила мать. Поэтому в силу своего воспитания он старался съесть холодную кашу. Сам мальчик рос в окружении заботы, но в школе он увидел и судьбы других детей. Как раз рассказ Лиханова помогает понять всю тяжесть их судьбы. Дети старались все доедать, а крошки оставлять птицам, чтобы те не оставались шакалам.

О шакалах Коля слышал часто и уже на следующий день понял кто это. Это были те дети, которым не доставались талоны и они приходили в столовую, чтобы выпрашивать питание, а то и воровать. Так герой встречает брата с сестрой, которые попрошайничают. Но кроме них еще есть шайка злых детей, которые только и умеют, что насмехаться и издеваться.

Как рассказали Коле, среди шакалов были и те, кто забирал не только хлеб, но и кашу. В этот раз получилось, что мальчик, которому Коля давал еду, также обворовал девочку. Шайка с носатым предводителем решает побить вора, и догнав на улице, стали его избивать.

Защищаясь, мальчик хватает главного за шею и начинает душить. Дети разбегаются, а Коля подходит к пострадавшему ворюге, который потерял сознание. Герой спасает мальчишку, позвав гардеробщицу. Та угощает пострадавшего чаем.

Мальчик рассказывает, что уже более пяти дней ничего не ел.

У мальчишки оказалось имя, и Вадим рассказывает о своей сестре Марье, и о том, что их отец воевал и погиб на фронте. Их эвакуировали из Минска, а без талонов они оказались, так как потеряли их. Мать же, заболев тифом, находится в больнице, а дети, чтобы той не стало известно об их проблемах, пишут веселые письма, где в каждом слове сплошная ложь.

Коля не остался равнодушным к горю детей. Вадим одалживает у Коли курточку, так как решает продать свое дорогое пальто, чтобы прокормиться до раздачи новых талонов. Коля соглашается отдать свою верхнюю одежду.

Когда Вадим примерял куртку, мама Коли увидела эту картину и подошла к детям. От сына она узнала о бедах детей. Она пытается им помочь, пригласив в дом, накормив и уложив спать. Дальше она позвонила в школу, сообщая об ужасном положении детей, хотя те просили держать их историю в тайне.

Следующий день ознаменовался Колиным прогулом. Тот пропустил уроки, так как подался с Вадимом на поиски еды. Как показала прогулка, новый знакомый уже хорошо знал злачные места. По дороге Вадим рассказал о детях, которые отбирают еду, угрожая ножом.

Мальчики подошли к коммуналке, которую выделили семье Русаковых. Такой убогой комнаты Коля еще не видел. В этот день он опять делится своей едой с другом. Когда они ели, увидели Марью, что радостно бежала к брату. Она рассказала о том, что им выделяют новые талоны, и еще для них собрали небольшую сумму денег.

Сестра Вадима получила обед первой, но не успела его съесть, как к ней подбежал с лезвием шакал и отобрал котлету. Вадька пошел заступаться за сестру, напугав вора. Тот бросил котлету и убежал. Теперь надкушенная котлета осталась без внимания, хотя только вчера дети тут же доели бы ее. Получается, когда чувство голода покидает человека, он становится другим.

Выходя из столовой, на Вадима напал все тот же шакал с лезвием и подпортил парню пальто, которое тот хотел продать. Это расстраивает Вадима.
Дети расстались.

Вадька направился на уроки, а Коля с Марьей, написав письмо, пошли в барак, где находились тифозные больные.

Дорогой Марья делилась, как было стыдно воровать и как стыд со временем сменяется, ведь голод быстро убивает все человеческие начала.

Коля вечером узнает от Марьи и ее брата о том, что учителя вновь дали портфель с продуктами, при этом мама Коли не признавалась, что это ее рук дело.

Позже Марья рассказала о своем походе в баню, но в женское отделение брат ее не пустил, так как боялся, что сестра там ошпарится и взял ее с собой в мужскую баню. Теперь сестре стыдно посещать баню.

А еще вечером Коля получил нагоняй от мамы, которой стало известно о прогуле ее сына. Несмотря на объяснения, мама была неумолимой и считала, что брат с сестрой плохо влияют на ее ребенка.

Далее из краткого пересказа повести Последние холода, мы узнаем о том, что мама Коли передавала Вадиму вести о хорошем состоянии их мамы. А вот восьмого мая, накануне дня Победы, мать пришла расстроенная. Собрав еды, они направляются в гости к детям. Там она странно себя ведет.

На следующий день город праздновал знаменательный день. Учителя просят всех детей запомнить пережитое и пронести эти воспоминания через всю жизнь, передав память своим внукам.

После праздника Коля идет к Вадиму и узнает о их горе. Мать Вадима умерла от тифа. Теперь стало понятно странное поведение его мамы. Теперь знакомых Коли увезут в детский дом. Наш герой еще пару раз встретится со своим другом, который в последствии сообщит, что их детский дом переезжает в другой город.

Уже осенью Коля пойдет вновь в школу, в следующий класс. Там опять будут талоны на допитание и вновь он увидит голодного мальчугана, с которым поделится своей едой.

(4 голоса, в среднем: 4.3 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/lixanov-poslednie-xoloda-kratkoe-soderzhanie.html

2016-02-19Читаем вместе Альберта Лиханова

              В начале года состоялось награждение победителя Всероссийского читательского конкурса «Читаем книги Альберта Лиханова: книги об истинах, честности и победах», организаторами которого являются Российский детский фонд и Российская государственная детская библиотека.

               Конкурс был приурочен к 70-летию Победы, Году литературы в Российской Федерации  и 80-летию со дня рождения писателя, академика, лидера Российского детского фонда Альберта Анатольевича Лиханова.

Оценкой работ занималось компетентное жюри, в состав которого вошли: М.А. Веденяпина – директор Российской Государственной  детской библиотеки; В.А. Бочаров -герой России, заместитель председателя «Российского детского фонда»; В.А. Бахревский – писатель; Л.А.

Анненский -литературный критик; Л.У.Звонарёва – литературовед, искусствовед.

              На конкурс, проходивший в 4 этапа, были представлены литературные работы детей всех регионов России.

От Степновского муниципального района Ставропольского края в конкурсе приняла участие лучшая читательница районной детской библиотеки – Наталия Сорокина, со своей творческой работой в номинации «Мальчишечьи романы».

Глубокое пронзительное сочинение по повести Альберта Лиханова «Обман» было высоко оценено жюри.

              За победу  Наталия награждена дипломом лауреата Всероссийского конкурса и памятным подарком-книгой «Северная Америка» от Российского детского фонда.

«Мальчишечьи романы» Альберта Лиханова.

«Обман».

«Придёт время, когда ты решишь,

что всё кончено. Это и будет начало»

Луис Ламур

               Человеку дана жизнь, чтобы жить. Человеку дан ум, чтобы понимать жизнь. А все ли её понимают? Наверное, нет. Иначе не делали бы поспешных выводов, не разочаровывались бы так быстро в смысле своего существования.

Как же людям иногда хочется взять и бросить всё, пустить на самотёк, не догадываясь о последствиях! И причиной всему служит какой-либо жизненный случай, заставивший посмотреть на мир по-другому.

Неважно, какой он, хороший или плохой, гораздо важнее то, как его воспринять, что делать, как поступить. Не всё так просто на этой Земле.

               Вот и Серёжа Воробьёв – главный герой романа Альберта Лиханова «Обман» – очень быстро разочаровался в жизни после смерти матери.

До этого момента он был счастлив, потому что мечтал стать лётчиком как его «погибший» отец; получил награду за своё изобретение, поразившее дальностью полёта; обрёл, казалось бы, настоящего отца в лице Никодима… Но, как стремительно смерть ворвалась в жизнь Серёжи! Сначала мать, потом новорождённый братик, который, по-видимому, был лишён будущего. Он был нужен только Серёже и никому более: бабушка не в силах была ухаживать за ним, Никодим… Нет, ребёнок для него перестал существовать в тот момент, когда оборвалась последняя нить, связывающая его с матерью Серёжи. Печаль поселилась в сердце мальчика на долгое время. Не думал он, что так быстро сдастся. Обман, кругом один сплошной обман. Ещё один удар судьбы – «погибший» отец, «выживший» отец… Впрочем, целый и невредимый. Бедный Серёжа! Все свои юные годы он думал, что отец – лётчик, что он погиб в небе, что он герой… А оказалось? Мать обманывала его, навесила вуаль лжи над лицом правды. Но винить её нельзя, она просто хотела лучшего для своего сына, ведь отцу он был не нужен. И чтобы оградить мальчика от душевной раны, мать решила придумать историю с лётчиком, погибшим у неё на глазах. Но она не учла одного: всё тайное когда-то становится явным. Серёжа узнал об отце. И возненавидел его. Старался разорвать с ним всяческие связи, чтобы больше не вспоминать об этом человеке. Да, такова судьба. Она постоянно играет с нами в злую шутку, не догадываясь о том, что это роковая ошибка. Но кто-то вовремя осознаёт, что надо бороться, а кто-то слишком поздно это понимает.

В течение всего романа Серёжу Воробьёва настигают сплошные неудачи: девиантное поведение в отношении отца, окончательное разочарование в Никодиме и его матери, кража, побег… Одним словом, в жизни наступает чёрная полоса. И именно в это время Бог посылает мальчику нужных людей, помогающих ему разобраться в себе.  

Читайте также:  Краткое содержание убийство роджера экройда агаты кристи точный пересказ сюжета за 5 минут

Дядя Ваня – человек-оптимист, никогда не унывающий и хорошо понимающий жизнь. За плечами у него опыт, житейская мудрость, поэтому его уроки – это нравственное сознание, дающее человеку билет в будущее. Ну а теперь – Андрон – яркий пример того, как нельзя жить.

Он пытался внушить Серёже, что ни к чему в жизни стремиться не следует, что вовсе не нужно добиваться поставленных целей и искать смысла бытия. Мечтами человек себя губит и к чему-то обязывает, а надо жить без предрассудков и принципов, вот тогда всё само и приплывёт к тебе в руки.

Мальчик легко с этим соглашался, но, ни к чему хорошему это не привело, наоборот, усугубило положение дел.

  И, наконец, человек с большой буквы – Доронин. Строгий, справедливый и понимающий, он смог вселить в сердце мальчика надежду на что-то лучистое, тёплое, как солнышко.

Этот человек – символ озарения и просветления разума Серёжи.

Благодаря его улыбке и взгляду, мальчик понял, что впереди – жизнь, и её нужно принять такой, какая она есть, учиться жить со всеми невзгодами и уметь противостоять им.

  История Серёжи Воробьёва не уникальна. Подобные случаи происходят в нашем мире постоянно. Это борьба добра и зла, справедливости и подлости, правды и лжи, гордости и предубеждения, сочувствия и ненависти, реальности и выдуманного сюжета. В каждом происшествии – свой смысл, в каждой ситуации – своя истина. Маски сорваны – карты раскрыты; рулетка остановлена – представление окончено.

Что же дальше? Прошлый мир разрушен, потому что в основе фундамента были не те составляющие. Пора строить новый мир, тот, где зарождаются три семени: вера, надежда, любовь. И, скорее всего, именно на этих трёх китах и будет держаться наша Земля, потому что они перерастают все тяжбы человечества, выдерживают проверку на прочность, распускают свои почки, ознаменовав начало новой жизни.

Источник: http://crb-stepnoe.stv.muzkult.ru/news_article/1238847/

Рецензия на повесть А. Лиханова «Обман» — фанфик по фэндому «Лиханов Альберт «Обман»»

Сообщить об ошибке в выделенном тексте

Повесть Альберта Лиханова «Обман» пронзительная, где-то резкая, где-то романтичная и лёгкая. Она цепляет с первых страниц, обращает на себя внимание читателя и не отпускает до последних строчек.

Это история о жизни, а потому в ней поднято так много тем, каждая из которых является актуальной на сегодняшний день. В первой части остро стоит тема любви. На ярком примере Серёжи и Анны показывается, на что готовы пойти мать и сын ради друг друга.

«Оранжевый самолёт» полон красочных сравнений, эпитетов и метких метафор:

Потом берёт карточку в руки, трогает её, словно гладит Никодима, и вдруг рвёт в мелкие клочки.

Вся повесть строится на контрастах: покой — стремительность, беспечность — ответственность, счастье — трагедия. Вот и вторая часть стала очень контрастной по сравнению с тремя другими. Её можно даже назвать самой безмятежной и умиротворённой. Однако Серёжа всё больше думает о людях, и нельзя сказать, что что эти думы всегда радостны.

Третья часть становится переломной. Смерть мамы и новорождённого братика, которого Сергунька успевает полюбить всем сердцем, жгучая тоска и необходимость быстро повзрослеть. На мальчика резко наваливается ответственность. Ему внезапно открывается правда о его отце, и детские мечты и стремления в один момент рушатся.

Он разочаровывается в людях, но легко может попасть под влияние чужих взглядов, и нужно быть стойким, чтобы этого избежать. Однако есть в этом беспросветном мраке светлые лучики надежды — это юная Галя, это взрослые тётя Нина и Олег Андреевич, которые стремятся помочь.

Следует обратить внимание на описание чувств Серёжи.

Многоточия в сцене маминых похорон показывают потерянность мальчика, его страх и горе: Это тётя Дуся, узнаёт он, вахтёрша… Олег Андреевич, кладущий в ноги красные-красные, как кровь, тюльпаны… Короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных, подчёркивают его отстранённость и резкость восприятия: Автобус с траурной полосой. Ещё автобус. Машины.

В четвёртой части Сергей борется за свою честь и гордость и проигрывает в попытке прийти к победе. Он понимает ценность правды, готов признать свои ошибки и понести за них наказание.

В конце повести перед нами совсем другой человек, и мы не узнаём в нём прежнего Сергуньку. А ведь прошёл всего год.

Эта повесть о людях и их жизни. О трагедиях, счастье, правде и лжи, о взрослении и о любви.

Нужно ценить каждый момент и уметь наслаждаться им, ведь никто не знает, что принесёт нам новый день.

Источник: https://ficbook.net/readfic/6360911

Читать онлайн “Увидеть всё

“Из подростков созидаются поколения…” Эта мысль Достоевского очень дорога Альберту Лиханову, мне не раз приходилось слышать, как он к ней обращается в своих выступлениях. И своих героев-подростков он показывает в ситуациях, когда надо самим разобраться в сложнейших вопросах бытия, разобраться и принять решение. Об этом повесть “Обман”.

В одном из германских издательств повесть “Обман” вышла под заглавием “Падение”. Здесь один из случаев, когда простое русское слово непереводимо во всей своей многозначности.

Обманывать – это не единственно обжулить, обсчитать, это еще и манить, вводить в заблуждение, дурачить, прибегать ко святой лжи во спасение…

И у Альберта Лиханова в повести “Обман” не только “тема молодого поколения, которое слишком легко складывает оружие, допускает действия, продиктованные состоянием аффекта”, как писал один из западных рецензентов.

Б “Обмане ” перед Сережей Журавлевым поставлен один из вечных вопросов – о совести, а его юношеский максимализм – это невозможность житейского компромисса между добротой и корыстью, правдой и обманом, привычного в мире взрослых. Однако в том-то и дело, что эти несовместимые качества вполне могут уживаться в одном человеке, и в Сереже Журавлеве тоже.

И это сразу же уловили юные русские читатели. По выходе ли-хановской повести обсуждения в школах и библиотеках проходили очень бурно. Споры бушевали и после спектаклей в театрах, где шла пьеса, написанная по этой повести.

Детский суд осудил Сережу Журавлева за возмутительный эгоизм, как осудила его и в повести одноклассница Галка, узнав от Сережи, что он противится решению матери выйти замуж: “Но ведь замуж не ты выходишь… Мама”.

Альберт Лиханов построил повесть “Обман” так, что она как бы сложена из двух разных частей: первая половина – о счастье, вторая – об отчаянии.

Не таким уж плохим человеком оказался новый муж матери Сергея Никодим Михайлович, живет счастливая семья, где скоро появится еще один ребенок.

И вдруг всему конец: при родах умирает мать, и сразу же выясняется, что Сережа своему отчиму не нужен, с неприличной поспешностью тот разменивает квартиру матери, себе берет отдельную, Сережу с бабушкой – в коммуналку…

И беда не ходит одна: как раз в эти дни Сережа узнает о самом для него страшном обмане. Оказывается, его родной отец никакой не летчик, погибший при испытаниях самолета, а всего-навсего некий неприятный тип, когда-то бросивший его мать. Но лгал-то ему не этот “родной отец” – лгала мама, самый близкий человек.

И вот тут возле осиротевшего мальчишки появляется новый знакомец Андрон со своей убогой философией алкоголика. Увы… Пока хорошие люди занимаются своими хорошими делами, за “воспитание” Сережи берется вот такой “старший друг”, всегда готовый выпить на чужие деньги.

Ситуация в повести “Обман”, опубликованной в 1973 году, обращена к нашему времени, к тому, что происходит с русскими мальчиками сейчас. То же ощущение, что ты никому не нужен и что тебя все обманывают. С той только разницей, что сейчас прибавилось спившихся “знатоков жизни”, всегда готовых поделиться своим опытом с юнцами.

И как мы знаем, сейчас стало легче легкого любому мальчишке угодить в лапы организованной преступности.

И здесь, нарушая хронологию, надо поставить рядом с “Обманом” написанную Альбертом Лихановым в 1999 году повесть “Никто”. “Никто” кличка Николая Топорова (Никто, от имени и фамилии).

Он с малолетства сирота, сданный матерью в дом ребенка и оттуда переданный в интернат. Сдали – передали. Ничей. Единственным человеком со стороны, который заинтересовался Колей, причем искренне, оказался местный авторитет Валентин, промышляющий рэкетом.

Кстати, он в прошлом детдомовец, так что в его симпатии к Коле можно не сомневаться.

Но история Коли впереди, а сейчас вернемся к Сереже Журавлеву. Нет, не о падении рассказывает повесть “Обман”. Падение совершается быстро. А повесть – о восхождении, о том, как шаг за шагом Сережа выбирается из грязи, в которую угодил, – и выбирается сам, своими силами.

Например, он мог бы увернуться от суда, в этом-то ему бы помогли друзья матери. Но он не хочет прятаться за спины взрослых и не хочет лгать, не хочет оказаться соучастником еще одного обмана. В финале повести мальчишка выслушивает приговор: к одному году лишения свободы…

наказание считать условным с испытательным сроком…

“Вот и все, – думает Сережа, – вот и все. Кончился обман…” Он теперь знает, как ему жить: “Жизнь эта не будет без облаков, как не бывает без облаков небо.

Но – помните? – ведь это к облакам струятся от земли невидимые воздушные потоки.

Они поднимают в высоту модели, планеры и людей”.

Альберт Лиханов не боится высоких слов – если есть высокие чувства, то должны, непременно должны быть и высокие слова. Писатель знает, что юность с ним в этом согласна. И он любит подмечать у детей и подростков саму эту устремленность взгляда ввысь – туда, где носились стрижи его детства.

Источник: http://www.rulit.me/books/uvidet-vsyo-i-ponyat-o-tvorchestve-alberta-lihanova-read-127137-2.html

Лиханов А.А. «Детская библиотека» – Русский язык

События в повести А. Лиханова происходят во время Великой Отечественной войны.

Главный герой – мальчик Коля, ученик 2 класса. В его жизни происходит важное событие – первое посещение библиотеки. Учительница объявила, что весь класс может пойти и записаться в библиотеку. Все дети обрадовались.

Коля пошел в библиотеку с бабушкой, и библиотекарь предложила ему выбрать книгу. Он растерялся, потому что не знал, о чем хочет читать. Библиотекарь посоветовала ему Б. Житкова «Что я видел».

Это была первая книга в жизни Коли. Она была толстой и большой. Он с упоением ее читал. Альберт Лиханов ярко описывает чувства мальчика, наслаждение от чтения автор сравнивает с поеданием вкуснейшего десерта или мороженого.

Все ученики посещали библиотеку, и Коля часто туда ходил. Его приняли в актив библиотеки, а это много значило.

Дети помогали библиотекарю ремонтировать старые и потрепанные книги: подклеивали корешки, склеивали рваные страницы. Чтение книг и бережное к ним отношение было важным делом для детей того времени.

Книг осталось мало, книги использовали вместо дров в те тяжелые военные времена, чтобы только не умереть от холода и голода.

Коля познакомился со старушкой-библиотекарем. Она эвакуировалась из блокадного Ленинграда вместе с внуком Артуром. Библиотекаря звали Татьяна Львовна, в молодости она была известной балериной Мариинского театра в Питере.

Ребята заботились о библиотеке. Они знали, что в помещении холодно, дров нет, потому что их украли. Татьяна Львовна мерзнет и может заболеть.

Книги тоже страдают, от холода портится переплет, и книга рассыпается на части. Однажды ребята узнали, что в библиотеку привезли дрова, но пилить и колоть некому.

Читайте также:  Краткое содержание белая гвардия булгакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Собрались и всем классом смогли распилить, расколоть и занести дрова в библиотеку, чтобы их снова не украли.

И вот Коля прочитал свою первую книгу и пошел в библиотеку, но она оказалась закрытой. Мальчик в недоумении вернулся домой и понял, что очень хочется еще что-то почитать.

Нашел папины книги, но они оказались чертежами и показались неинтересными. Наткнулся на толстенную книгу и подумал, что это книга о сокровищах, ведь она называлась «Капитал».

Мама сказала, что ему еще рано такие книжки читать.

Оказалось, библиотека закрылась, потому что у библиотекаря заболел внук Артур. Бабушка очень любила внука и старалась его вылечить.

Коля продолжал ходить в библиотеку, подклеивал книги и наслаждался запахом книг. Этот запах будил фантазию ребенка, и он представлял себя то Филиппком из рассказа Л. Толстого, то царевичем из сказки А. Пушкина, то Гаврошем из романа В. Гюго.

Однажды случилось важное событие в жизни Коли. Татьяна Львовна дала ему почитать книгу Пушкина и сказала, что это очень ценная и редкая книга в издании Вольфа. Это была книга ее юности, которую она не могла оставить в блокадном Ленинграде и привезла ее с собой.

Мальчик нес книгу Пушкина домой как сокровище: завернул в газету и крепко прижимал к груди. Боялся, что по дороге кто-нибудь из хулиганов отнимет ее. Повстречался со своим другом Вовкой и поделился с ним радостью, сказал, что будет читать Пушкина как взрослый.  Вовка тоже захотел читать. Придя домой, они просто восхищались книгой, рассматривали картинки, а потом вдохновенно читали стихи.

Стихи Пушкина так сильно повлияли на мальчиков, что они запоминали их на лету и разговаривали между собой словами из стихов. Пушкин снился Коле по ночам, во сне мальчики читали ему стихи или просили его почитать им стихи.

Позднее по инициативе Татьяны Львовны в школе провели конкурс «Юный чтец Пушкина». В конкурсе участвовало много учеников. Победила девочка Света, одноклассница Коли.

Позднее Коля узнал, что внук Татьяны Львовны серьезно болен. Мальчику поставили диагноз туберкулез. В библиотеке она часто плакала и переживала за внука. Денег не было, и она продавала на рынке свою последнюю одежду и покупала Артуру топленое масло, еду и лекарства.

Татьяна Львовна совсем отчаялась и решила продать книгу Пушкина. Коля узнал об этом и пытался спасти книгу, но тщетно, денег не было ни у его мамы, ни у знакомых. Библиотекарь трясущимися руками отдала Пушкина военному за 500 рублей. Она это сделала ради спасения внука.

Коля переживал, он понимал это как предательство по отношению к Пушкину. Он даже намеревался выкупить книгу, но понял, что не сможет этого сделать. Коля успокаивал себя тем, что Пушкин спасет Артура.

Все надеялись, что внук Татьяны Львовны поправится, но мальчик Артур умер. Его не смог спасти даже Пушкин.

Прошло время. Татьяна Львовна уехала обратно в Ленинград. В библиотеке работала новая молоденькая библиотекарша. Коля читал все новые и новые книги. Но первая книга «Пушкина, собрание сочинений в одном томе, издание Вольфа» врезалась в память навсегда.

Коля придумал историю о дальнейшей судьбе книги. Он успокаивал себя тем, что мужчина в военной форме, купивший книгу, был из Ленинграда. И книга вернулась на родину вместе с ним. Мальчику было жаль, что ни Татьяна Львовна, ни он больше никогда не встретятся с этой редкой книгой.

С книгой, которая стала ему вечным другом и помощником.

  • Лиханов Альберт Анатольевич – русский писатель

Источник: http://russkijege.ru/kratkoesoderganie/lixanov-a-a-detskaya-biblioteka.html

Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»

/ Сочинения / Лиханов А. / Высшая мера / Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Повесть Альберта Лиханова “Высшая мера” читается без отрыва, но очень нелегко, и будучи “короткой” повестью, она вместила в себя целый жизненный роман, драматичный, современный.     Начинаешь читать ее настороженно и даже с некоторым недоверием.     Повествование ведется от первого лица. Это не ново. И даже модно.

Но вот лицо-то непривычное — пожилая женщина рассказывает о себе и о своей небольшой семье в момент ее развала, и даже не развала — кончины, краха.     Быть может, обаяние этой повести состоит в том, что она ведется по законам бесхитростного дорожного рассказа о себе, о судьбе своей, о своих близких.

    Вот она, славная, добрая, самоотверженная женщина — Софья Сергеевна, обыкновенная работница студенческой библиотеки, едет в двухместном вагонном купе одна, оглушает себя снотворным, чтобы забыться и забыть, да плохо у нее это получается, и побеседовать возможно только с одним человеком — с собою.

Пробует милая вагонная проводница завязать разговор, развеять явно чем-то расстроенную и больную пассажирку, но даже и этот привычный дорожный контакт не налаживается…     Да и как ему наладиться? Сердце надорвано. Жизнь сломлена. И если бы одна ее жизнь! У всех ее близких и у самой Софьи Сергеевны отныне все пойдет по другому, не по лучшему пути.     Жили две сестры: Софья и Женечка.

В трудное время, в войну, разом осиротели. И вот в самый тяжкий период войны Женя влюбилась, ну конечно же, по всем законам “жестокой” военной истории влюбилась в героя, настоящего Героя Советского Союза. Если бы одна влюбилась, а то и сестра ее, Софья, тоже “тайно страдала” по Герою.     “Роковая” любовь привела к тому, что у Женечки родился-сын Саша, а потом и дочь Аля.

    После смерти сестры Софья Сергеевна забирает малышей, уезжает в провинцию и там растит “сына и дочь”.     Итак, маленький домашний мир, полный забот о хлебе насущном, каждодневная, привычная и любимая работа в очень небольшом и славном коллективе, веселый народ студенты, среди которых Саша.     Будучи студентом, он повстречал Ирину и женился на ней. В общем-то типичная история.

Только в квартире сделалось еще тесней и материально трудней. Саша, окончив институт на тройки, остался учителем в школе, тоже средненьким, а вот жена его — отличница — осталась вовсе без работы: она “испанистка”, в “испанцах” же этот провинциальный город не нуждается.     И вот Ирина решила устраивать свою судьбу.

И устроила! Достигла своего, определилась секретаршей к директору огромного завода.     Директор так и останется ее “восторженным воздыхателем”, но все, что надо и возможно от него получить, Ирина получит, даже путь в столицу ей и мужу откроется.

Вот и захочется супругам “маленько обзавестись”, пожить “для себя”, да где граница этого “маленько”, кто ее указывал? Нет такой границы, что со всей очевидностью доказывает нам окружающая жизнь.     Наша повседневная действительность дает примеры того, как рушатся судьбы, семьи под напором алчности, все возрастающих потребностей, страсти к накопительству, или вещизму, как это ныне называется.

В другой семье, может быть, это накопительство и почиталось бы, сделалось бы смыслом жизни, но куда деть “влияние старой библиотекарши”, ее щепетильность, всю жизнь экономившей “рублевки и копейки”?! Но дети “справились” с ее моралью: “разбежались” выгодно для себя: Саша пристроился возле денежной вдовы, Ирина “при ее полете хватанула выше” — вышла замуж за дипломата.

    “Тебе трудно, понимаю, такие новости,— говорит Саша матери, и говорит-то обиженным голосом.— Но я, кажется, впервые счастлив. Меня любят. Я люблю тоже…”     Вот она, мораль: “Я — счастлив”, “Меня любят”, “Я, я, я, мое”. Ну, а где же мать? Где, наконец, сын Игорь, которого родители “вырвали” у строптивой бабушки, избавились от нее и от ее надоедливого досмотра?..

    А сын Игорек, подросток еще, учащийся школы, живет в хорошо обставленной квартире, с холодильником, набитым едой. Мама приезжает убираться в квартире, папа навещает его, интересуется учебой, отвлекает и развлекает…     Превосходно написана сцена “торжества”, во время которой не покидает читателя чувство нарастающей тревоги и протеста.

“Не так-то просто стереть доброту, да и не купить ее ни за какие деньги, ни за какие вещи” — так мыслит героиня повести. Да, добро со злом несовместимо, как “гений и злодейство”.     Игорь и десяти классов не закончит — он разобьется на том самом мотоцикле “Ява”, который ему преподнесли родители в честь окончания девятого класса.

Его незрелую душу разорвут надвое — с одной стороны, ложная жизнь родителей, а с другой — такая простая, но праведная жизнь Софьи Сергеевны, которая и бабкой-то ему не была.     Когда-то она не бросила больную девочку и маленького мальчика. Могла ведь выйти замуж, нарожать своих детей, испытать полноценное чувство материнства.     А долг? А исполнение простых человеческих обязанностей? И мыслимо ли все рассчитать? Мыслимо ли добиться счастья, думая лишь о себе?     “Нет, немыслимо!” — отвечает своей повестью Альберт Лиханов.     И вот они, двое, провожают бабку домой — все трое, чужие друг другу, разъединенные смертью любимого, ни в чем не повинного человека, приговорившие себя к “высшей мере” — к вечной муке и вине.

    Тревожная повесть, своевременная повесть.

5732 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лиханов А. / Высшая мера / Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00014701184864105343/woid/00738791205069589291

Читать

Оркестр заиграл туш, духовики из музыкального кружка весело раздували розовые щеки. Кто-то ткнул Сережку в бок, кто-то шлепнул по плечу – он покрылся испариной, только кончик носа почему-то мерз, – вскочил, отбросил со лба светлую челку и побежал к сцене.

Сережка бежал вдоль рядов, и на него все смотрели. И от музыки, играющей в честь его, и от аплодисментов, и от яркого сияния многоярусной люстры он как бы потерял себя, не чувствуя ни рук, ни ног, ни тела. Он словно летел туда, к сцене, и полет этот был бесконечным, медленным, тягучим…

Потом он оказался в слепящем свете рамп. Растерянно топтался на виду у всех. Со страхом, как в пропасть, смотрел в зал, шевелящийся и возбужденный. Оборачивался на президиум, в котором о чем-то шептались.

– Главный приз, – наконец сказал конопатый судья, – вручается Сергею Воробьеву, установившему абсолютный рекорд. Его модель самолета с бензиновым моторчиком, подхваченная воздушными потоками, пролетела сто девятнадцать километров! Приз и ценный подарок – именные часы вручает Герой Советского Союза, пилот первого класса Юрий Петрович Доронин.

Аплодисменты загрохотали, как канонада, высокий, толстоносый Доронин протянул Сереже широкую и грубую ладонь, сказал в шуме: «Поздравляю» – и начал давать ему одну за одной кучу грамот – за первое место среди юношей, среди взрослых, от комсомола, за абсолютный рекорд и еще, еще какие-то, и с каждой грамотой в зале нарастал добродушный смешок, а когда Герой положил прямо в блестящий кубок коробочку с часами, потому что руки у Сережи уже были заняты многими наградами, зал захохотал.

Доронин поднял руку, и стало тихо.

Так тихо, что Сережа слышал тоненький звон висюлек в многоярусной, похожей на пирожное люстре.

– Ребята! – сказал летчик. – Это знаменитый самолет! – Он поднял вверх оранжевую модель с перебитым крылом, Сережину победу, абсолютный рекорд. – Его нашли колхозники в лесу за много километров от старта. – Он повернулся к Сереже.

 – Мне сказали, что Сергей Воробьев мечтает стать летчиком. Я уверен, он станет им, потому что во всяком стремлении должны быть вера и воля. Сегодня мы празднуем первую Сережину победу. Придет время, и у него и у вас будут победы поважнее.

Читайте также:  Краткое содержание кладовая солнца пришвина точный пересказ сюжета за 5 минут

Стремитесь же к ним!

Сережа бежал обратно, и снова грохали аплодисменты, отмечая самый радостный день в его жизни.

Голова немножко кружилась.

Слава! Фу ты, он ее и не ждал. И не готовился вовсе – она обрушилась, как шквал, как ураган, как ливень.

Впрочем, какая это слава? Случайность! Выигрыш по лотерее! Ведь любую модель могли подхватить эти невидимые, стремительные восходящие потоки, прилепить потом, как марку к открытке, к густому, кудреватому облаку с золотистыми краями! И привет горячий! Не страшно, что кончится горючее, что остановится мотор… В общем, просто выигрыш – слава бывает не такой, слава – это же когда ты сам, сам что-то делаешь… Вот если бы быть там, в модели, если бы управлять ею хотя бы с земли, по радио, тогда другой разговор. А тут… Крутанули колесо, развернули билетик – вам, гражданин, часы, и кубок, и стопка грамот.

– По-моему, ты уже зазнался, – говорит Галка Васина, Васька попросту, – уже рисуешься!

Она идет в метре от Сережи – он ее всю разглядеть может; черная коса на плече лежит, а когда Васька поворачивается, глаза ее – два черных выстрела.

– Слово самурая! – смеется Сережа. – Знаешь, на каждую модель мы наклеиваем табличку: при нахождении просим вернуть туда-то и туда-то, но, клянусь, никто не думает, что наклейка пригодится.

– А все-таки приклеиваете? – не верит она.

– По правилам так положено! – говорит Сережа.

Он разглядывает удивленно свой оранжевый самолет, отмочивший такой номер, и сам себе не верит.

Когда модель ушла под облако, как водится, стартовал спортивный самолет. Он должен был преследовать ее и преследовал, пока, делая какой-то маневр, не потерял из виду. Сережа жутко расстроился – ведь он выбыл из соревнований, но через неделю оранжевую модель привез шофер грузовушки. Он сказал, что модель ему дали в сельсовете, и назвал село. Сто девятнадцать километров!

И вот теперь Сережа нес свою птицу с переломанным крылом, разглядывал ее удивленно.

– Вот Доронин! – говорит Сережа восхищенно. – Это да! Человек! Вражеский самолет таранил.

– И все-таки у твоего Доронина, – спорит Васька, – славы меньше, чем у той же Дорониной, у артистки. – Она улыбается. – Ты прямо смешной! Времена другие!

Другие, соглашается про себя Сережа. Ведь этот герой Доронин теперь на «кукурузнике» летает, на четырехкрыл ой этажерке. А когда-то немцев таранил! Но с Васькой он спорит:

– Допустим! Все, допустим, относительно! Но тогда нельзя так спорить! Ведь в ответ я скажу, что твою Доронину не сравнить с Гагариным.

– К старости, – Галины глаза рассматривают Сережу, – ты, наверное, станешь жутким сухарем, – она машет ладонью, – и уж, конечно, будешь технарем!

– Буду, – смеется Сережа, – для авиации гуманитарного образования маловато.

Он кивает Ваське и бежит к дому.

Сережа вшагивает в комнату, и его сразу оглушает самодельная музыка:

– Труу-ру-ру-ру-ру! Ру-ру-ру-ру! Труу-руу-у-у-у!

Мама трубит в свернутый журнал. Олег Андреевич играет на расческе, тетя Нина стучит ложками по блюду.

Сережу слепит крахмальная скатерть, золотистая пробка на толстой бутыли.

– Итак, – говорит Олег Андреевич, – торжественный банкет считаю открытым!

Он в милицейском мундире, на погонах – майорские звезды.

Сережа кладет на пол свою замечательную модель, гости разглядывают грамоты, часы, кубок.

– За удачу, – говорит Олег Андреевич. – За чемпиона!

Пробка жахает в потолок, шампанское гибкой струей выливается из горлышка.

Сереже наливают тоже – самую капельку на дне. Сережа смакует сладкую шипящую водицу, похожую на компот, крутит завод у первых своих часов, надевает на руку, сверяет время у Олега Андреевича, радио включает – пора.

Все никак не может наудивляться Сережа этим чудесам.

Вот мама возле него сидит, с тетей Ниной разговаривает, улыбается, папироску размягчает, в пальцах вертит – и в эту же минуту по радио говорит. Про колхозы, как там хлеб сеют и кто впереди; про заводы, какие у кого дела; или рассказ какой-нибудь под музыку.

Сереже больше всего нравятся рассказы или стихи. Их мама читает как-то особенно. Неторопливо, плавно так. Словно артистка.

Лично он, Сережа, разницы между мамой и артисткой совершенно не видит. Артистка только на сцене выступает, а мама – по радио. Но чем диктор хуже артистки? Ничем.

Вон летом, когда мама в отпуск уходит, вместо нее артистки разные работают. Подзарабатывают, мама говорит. Так у них в сто раз хуже получается.

Про картошку, например, говорят и уж так декламируют, будто из самодеятельности только что выскочили. И голоса-то скрипучие, угловатые, немягкие какие-то.

То ли дело у мамы. Вот разговаривают они тут, дома, с тетей Ниной, и голос у нее хрипловатый, даже грубый. А по радио совсем иначе звучит. Красиво, сильно. Тетя Нина говорит – контрастно.

Тетя Нина вообще про маму хорошо говорит. Что она настоящий талант. Что ничем она не хуже московских дикторов. Что, живи бы мама в Москве, она бы там давно заслуженной артисткой стала. Дают же дикторам такие звания.

Мама на тетю Нину машет рукой.

– С такой-то харей! – говорит.

Мама вообще говорит грубо. Грубые словечки выбирает зачем-то. Это ей не идет, она совсем другая. Она, когда с Сережей одна остается, совсем другие слова выбирает. Добрые и ласковые.

– При чем тут лицо?! – возмущается тетя Нина. – Знаешь поговорку: по одежке встречают, по уму провожают?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=17433&p=1

Презентация книги Альберта Лиханова “Слётки”

Выступила.
С бумажки прочитала только цитату и введение, остальное – отсебятина, но вроде грамотная, хотя то, что очень хотелось сказать, как раз забыла. Ну ничего. Альберт Анатольевич улыбнулся, сказал спасибо, а в конце, когда я поднесла ему книгу за его подписью, он попросил у меня текст выступления.

А я, дура, успела его почиркать, сделать заметки для себя, которыми не пришлось воспользоваться.. Как чувствовала, что не надо к докладику прикасаться)) Ну ничего, я обещала ему передать текст через нашего профессора Юрия Владимировича, хотя тот сказал, что наши выступления будут напечатаны..

о_О Вобщем, я получила массу положительных впечалтений, мое дебютное выступление в Университете состоялось, держалась я неплохо, хоть и чувствовала, что в начале голос немного задрожал, но одногруппники сказали, что ничего не заметили. А Альберт Анатольевич – восхитительный человек, благородный, очень добрый, с большим сердцем. Я так увидела его, или мне так захотелось его увидеть.

И у меня есть книга, подписанная рукой такого известного человека! :)А это моя рецензия на книгу:

“Из выступления Альберта Анатольевича Лиханова 12 июня в Детской библиотеке на презентации его книг:

В книге «Слётки» нет указания на географию: вы не поймете, в Вятке ли происходит действие, на Урале или в Сибири… Это история того, как сегодня русский народ выживается со своих территорий тихим, вкрадчивым, но уверенным способом.

Ибо детьми, у которых нет своих кровных отцов, обязательно займутся другие.

И если мы завтра увидим русских детей с нерусским мировоззрением, необязательно прозападным, может быть, и провосточным или проюжным, то это будет наша окончательная подписка под собственным крахом и бесчестием.

            Начать стоит с расшифровки названия книги. Как говорит цитата из словаря Даля, взятая в качестве эпиграфа, – «Слёток, слёточек и слётыш – молодая птица, уже слетевшая из гнезда…». Речь, конечно, о героях романа, и не только о главных, но и о второстепенных. Все они с течением времени становятся слётками, одни раньше, другие позже, при разных обстоятельствах и с разным исходом.

Главные герои – два брата – Борис и Глеб, разница в возрасте у которых 9 лет. Они растут без отца, воспитывают мальчиков мать и бабушка, а потом и майор Хаджанов, заместитель начальника местного санатория по хозяйственной части, «южный» так сказать человек. И жизнь их нам описывается от рождения Глебки вплоть до его совершеннолетия.

            Действие происходит в маленькой деревне Горево, которая постепенно поглощается соседним городом Краснополянском. В этом автор очень точно сумел передать атмосферу: когда вроде бы еще деревня-деревней со всем деревенский бытом, но уже перерастающая сознанием жителей, новыми домами, магазинами именно в пригород.

            Жизни братьев, не смотря на их близость, развиваются в книге параллельно.

Борис естественно раньше взрослеет, всерьез увлекается стрельбой под чутким предводительством Хаджанова, получает кандидата в мастера спорта, заканчивает школу и поступает в десантное училище.

Глебка тоже стеляет, но с меньшим азартом, идет в школу, растет. И с отъездом старшего брата чувствует полную опустошенность – такими близкими они были, и так сильна была братская любовь.

            С этого момента все меняется. Борис, приезжая, много времени проводит с девушкой, которую Глеб мягко говоря недолюбливает и не понимает их любви в силу своего возраста.

Стрельбой заниматься последний постепенно прекращает, отрекаясь тем самым от выбора «идти по стопам брата».

Глебка больше тянется к литературе, много читает, поглощая книги сначала из детской, а потом и из взрослой библиотеки.

            Переломный момент для него настает, когда приходит известие о гибели Бориса. Здесь, на мой взгляд, не хватает убедительности. Хоть и общая картина весьма драматична, и всеми способами автор заставляет читателя сопереживать – лично я в правдивости усомнилась.

А может в так и было задумано мудрым писателем 🙂 Ведь не бывает так, что главный герой погибает в середине книги. Но тем не менее, Глеб очень переживает, отчуждается от всего, что его окружает, в какой-то степени замыкается – но именно это дает ему новую силу, заставляет думать, опять же читать, много размышлять, а оттого – взрослеть.

Поэтому к тому времени, как вернется Борис, оказавшись живым, – совсем изменившимся, и Глеб уже совсем другим станет.

            Много тайн скрывает «воскресший» Борис. Говорит только, что был в плену и бежал. Но становится ясным, что то, что произошло за время отсутствия, увело его по тропе, которую сложно назвать хорошей и доброй. Глеб это чувствует, хоть и чувств своих до конца еще не понимает. И Борис, хоть и не договаривает брату, но тем не менее хочет уберечь его от чего-то.

            Борис опять исчезает. На этот раз вместе с Мариной, своей девушкой. Как позже случайно выясняется – за границу. А для Глеба приходит время решать, кем становиться в жизни. В этом значительную роль играет ряд событий. Но в итоге и Глебка не торопясь, а созрев до конца, «слетает из гнезда».

            Книга учит любви и заботе. Уважению. Не только к старшим, но и к равным себе и даже младшим. Тем более младшим. Вежливости. Упорству и целеустремленности. Книга учит думать.

            Кроме того, автор рассуждает не только о подрастающем поколении, о проблеме выбора жизненного пути, но и о жизни в целом, о современном обществе, и от отчасти о субкультурах, о религии, об интернете и телевидении, о дружбе, о любви и даже о порнографии. Все эти рассуждения современны, просты, некритичны, но имеют собственную позицию, изложенную в довольно мягкой форме. Они не открывают ничего нового, но заставляют вновь задуматься над тем, что уже приелось и давно не замечается.

            Главным образом, поражает то, с какими теплом и любовью пишет автор о детях, как за них переживает. За этим чувствуется огромное доброе сердце и волнение за будущее нашей нации.

Одним словом, спасибо вам, Альберт Анатольевич.”

Источник: https://dear-lemoncello.livejournal.com/24097.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector