Краткое содержание рассказов оноре де бальзака за 2 минуты

«Гобсек», подробный пересказ повести Бальзака

Зимой 1829-1830 года виконтесса де Гранлье разговаривает с семнадцатилетней дочерью Камиллой. Она предупреждает её о низком происхождении матери графа Эрнеста де Ресто, бывшей в девичестве Горио.

Пока жива эта женщина, считает виконтесса, никто в Париже не согласится выдать свою дочь замуж за молодого графа.

Друг семьи Камиллы стряпчий Дервиль, заметивший на последнем балу влюблённость девушки в Эрнеста, вмешивается в беседу.

Он рассказывает, как в бытность свою младшим писцом и студентом-правоведом последнего курса жил на улице Де-Грэ, где имел в соседях старого ростовщика. Последний вёл размеренную, спокойную, почти автоматическую жизнь. Его полное имя было Жан Эстер ван Гобсек (в переводе с французского фамилия звучит как «Живоглот»). На момент знакомства с Дервилем ростовщику было 76 лет.

Мать Гобсека была еврейкой, отец – голландцем. С десяти до тридцати лет он работал юнгой на корабле, бороздящим голландские владения Ост-Индии.

Жизнь молодого Гобсека была наполнена опасностями и романтикой, неожиданным приобретением богатства и стремительным разорением. В старости ростовщик замкнулся в себе. С родственниками он не общался.

Его единственными друзьями были такие же ростовщики, как и он сам. Временами Дервилю казалось, что Гобсек – существо бесполое и не верящее ни во что, кроме золота.

Как-то раз Гобсек поделился с молодым соседом своими взглядами на жизнь. По мнению ростовщика, все, кто играет в карты, мечтает о женщинах, обсуждает спектакли, хвастается перед соседями новой коляской – безумцы, прожигающие жизнь в ненужных страстях. Гораздо интереснее, по мнению Гобсека, наблюдать за людьми, проникая в суть их поступков, нежели уподобляться им в бесконечной порочности.

Ростовщик рассказывает Дервилю историю двух векселей. Первый был выдан графиней Анастази де Ресто, второй – некоей Фанни Мальво. Когда Гобсек пришёл к графине, она не сразу приняла его, и ему пришлось придти ещё раз.

Знатная должница произвела на старого ростовщика неизгладимое впечатление, какое только может произвести женщина на мужчину, но несмотря на это Гобсек не пощадил её. Приход мужа заставил графиню отдать Гобсеку один из бриллиантов, стоимостью в 1200 франков.

Фанни Мальво – полная противоположность графини, скромная труженица-белошвейка, вызвала в ростовщике чувство умиления и желание помочь, которое быстро сошло на «нет» при мысли о возможном двоюродном братце, разоряющем девушку.

Графиня де Гранлье прерывает Дервиля. Она не понимает, какое отношение Гобсек имеет к графу де Ресто. Дервиль просит не торопится. Он говорит, что старый ростовщик, доживший до 89 лет, умер на днях и теперь ничто не мешает Эрнесту вступить в права наследования превосходным состоянием. Что же касается Фанни Мальво, то она стала женой Дервиля.

После защиты диссертации Дервилем Гобсек стал обращаться к нему за советами. Через три года рассказчик получил должность старшего клерка и переехал с улицы Дэ-Грэ. Гобсек попрощался с Дервилем сухо, но впоследствии стал приходить к нему за бесплатными советами. В 1818-1819 годах патрон Дервиля оказался в стеснённых финансовых обстоятельствах и захотел продать контору.

Молодой клерк обратился за кредитом к Гобсеку. Изучив дело, ростовщик «по знакомству» предложил ссуду на 150 тысяч франков под 15 процентов в год. Другим своим клиентам он давал деньги под процент в 50, 100, 200 и даже 500 единиц.

Кроме того, Гобсек обещает предоставить Дервилю дополнительную клиентуру, но за это потребовал, чтобы стряпчий пожизненно бесплатно помогал ему юридическими советами.

Спустя год после покупки конторы Дервиль попадает на обед к другу, у которого встречает любовника графини де Ресто – Максима де Трая.

Молодой повеса очаровывает его и заручается обещанием быть представленным Гобсеку. На следующий день Дервиль ведёт случайного знакомого к ростовщику. Вслед за ними появляется графиня Анастази де Ресто.

Она просит Гобсека дать деньги под залог бриллиантов с правом их последующего выкупа.

Дервиль пытается спасти красавицу. Он отказывается писать акт, ссылаясь на то, что замужняя женщина не может сама распоряжаться своими драгоценностями.

Гобсек тут же извлекает выгоду из сложившегося положения: он предлагает выдать не сто тысяч франков, а восемьдесят и попутно оставить бриллианты у себя. Дервиль шепчет на ухо графини, что ей лучше бы броситься в ноги мужу.

Видя колебания Анастази, Максим прощается с ней навеки. Графиня сдаётся. Гобсек выдаёт ей банковский чек на 50 тысяч франков и векселя Максима де Трая на 30.

Через несколько минут после ухода Максима и Анастази к Гобсеку приходит граф де Ресто. Он требует признать сделку незаконной.

Дервиль предлагает решить дело миром, поскольку считает, что суд примет сторону Гобсека, да и графу вряд ли нужна огласка. Граф де Ресто выкупает бриллианты.

Ростовщик попутно советует ему перевести состояние на имя надёжного друга, чтобы жена не промотала его и не отдала детям, рождённым от любовника.

Спустя несколько дней граф де Ресто приходит к Дервилю и спрашивает, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий характеризует ростовщика как человека самой щепетильной честности.

Граф де Ресто говорит, что поручит своё имущество Гобсеку, которым тот будет владеть до совершеннолетия старшего сына Эрнеста. Дервиль должен быть свидетелем фиктивной сделки и вторым наследником имущества, в случае смерти ростовщика.

Стряпчий заставляет графа выделить долю и для младших детей.

Не получив встречной расписки, Дервиль наведывается к умирающему графу де Ресто. Анастази не пускает его к мужу.

В начале декабря 1824 года граф де Ресто, уже семь раз посылавший за Дервилем, просит Эрнеста бросить в почтовый ящик конверт и никому об этом не рассказывать. Анастази пытается узнать у сына тайну его разговора с отцом. Умирающий граф прерывает их беседу, но не успевает передать сыну документы.

Когда в полночь Дервиль с Гобсеком приходят к де Ресто, они застают в комнате графа настоящий хаос. Графиня не постеснялась сдвинуть даже тело покойного мужа, чтобы добраться до спрятанных под подушкой бумаг, которые впоследствии сожгла в камине.

Дервиль извещает графиню о том, что она собственноручно лишила наследства своих младших детей. Гобсек, пользуясь оплошностью Анастази, забирает себе всё имущество де Ресто.

Перед самой смертью ростовщик был назначен членом комиссии по оценке и ликвидации владений французских подданных в Республики Гаити. Всё своё состояние он оставил дальней родственнице по прозвищу Огонёк. Эрнест в ближайшее время получит своё наследство.

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • Разрушительная власть золота в романе “Гобсек” Оноре де Бальзака
  • «Шагреневая кожа», анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», краткое содержание по главам романа Бальзака
  • «Человеческая комедия», сочинение
  • «Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
  • «Отец Горио», краткое содержание романа Бальзака
  • «Евгения Гранде», художественный анализ романа Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Евгения Гранде», краткое содержание романа Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака

По произведению: «Гобсек»

По писателю: Бальзак Оноре де

Источник: https://goldlit.ru/balzac/323-gobsek-pereskaz

Краткое содержание повести Оноре де Бальзака “Гобсек”

Название курса: Краткое содержание повестей Оноре де Бальзака
Создатель курса: Elena Jelkovskaia

СОДЕРЖАНИЕ: Печальную и в то же время поучительную историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г.

у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.

Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведёт себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов.

Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.

Печальную и в то же время поучительную историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье.

Как-то раз зимой 1829/30 г.

у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.

Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери.

Хотя сейчас она ведёт себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша.

Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.

Дервиль, симпатизирующий влюблённым, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе — там он и познакомился с Гобсеком.

Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие — это был «человек-вексель», «золотой истукан».

Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет ростовщик.

В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы — страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика — этот щёголь, мот и игрок способен разорить всю семью.

Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент — и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов — обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима.

В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой — по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты.

Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счёты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды.

После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надёжному другу всё своё имущество путём фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей.

Читайте также:  Краткое содержание оперы пиковая дама чайковского точный пересказ сюжета за 5 минут

Через несколько дней граф пришёл к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа — подлое и возвышенное.

Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.

Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать — добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем — в рассказе идёт речь о графине де Ресто.

Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним.

Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, — на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика.

В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остаётся непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстаёт жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мёртвого.

Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье — лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние.

Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все своё богатство старый скряга завещал правнучке сестры — публичной девке по прозвищу «Огонёк».

Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами — и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию — он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние.

Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым — только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан — ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.

На примере старого Гобсека автор показывает читателям, насколько разрушительна и губительна для человека страсть к наживе, полностью уничтожившая в главном герое этой повести его лучшие человеческие качества.

Источник: http://MirZnanii.com/u/612/kratkoe-soderzhanie-povesti-onore-de-balzaka-quotgobsekquot

Краткое содержание – Гобсек – Бальзак

Оноре де Бальзак – повесть “Гобсек”. Имя героя повес­ти Бальзака стало нарицательным обозначением скупца, ростовщика. Гобсек у писателя – живое воплощение зла, рас­четливости, безжалостного отношения к людям.

Характерные черты заметны уже в самом портрете героя: желтоватая блед­ность лица его напоминает цвет серебра, у него маленькие гла­за, тихий, вкрадчивый голос. Движения его своей плавностью напоминают нам движения маятника, сердце его писатель упо­добляет слитку металла.

Так уже в самом портрете этого персо­нажа начинает звучать мотив денег, золота. Символична и фа­милия героя – “Гобсек”, что означает “живоглот”.

Однако не всегда Гобсек был таким, образ этот дан Баль­заком в развитии. Писатель говорит о романтическом про­шлом своего героя. Десяти лет отроду Гобсек поступил юнгой на корабль, двадцать лет он скитался на чужбине, имел связи с пиратами, искал клады в Южной Америке.

Жизнь по-разному обходилась с ним: были и трудные времена, познал он и “тайны безмерных радостей”, и горечь “попранной любви”. Все это сформировало в душе его вполне определенную, ци­ничную философию: “Человек везде одинаков: везде идет борь­ба между бедными и богатыми… И она неизбежна.

Так лучше самому давить, чем позволять, чтоб другие давили тебя”. Жизнь, по мнению Гобсека, – это “машина, которую приво­дят в движение

деньги”. “Золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества”, – замечает он.

Бальзак находит и положительные качества в этом герое.

Умный, проницательный, видящий насквозь человеческие пороки, Гобсек представляет фигуру гораздо более значитель­ную, чем безнравственные и эгоистичные светские персона­жи – альфонс Максим де Трай, “белокурый красавчик, хо­лодный, бездушный игрок”, разоряющий семьи, проматыва­ющий чужие состояния; графиня де Ресто, необыкновенная красавица, преступная жена, доводящая мужа до смерти. Гоб­сек предвидит их судьбы, однако сам он не противостоит злу. Напротив, он сам является источником зла. Он “достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять все­сильными министрами через их фаворитов…”. Гобсек безжа­лостен к людям. Жертвы его порой выходят из себя, плачут, умоляют, но ростовщик всегда сохраняет неизменное хлад­нокровие – это “человек-вексель”, “золотой истукан”. Он разоряет все семейство де Ресто, завладев их имуществом после смерти графа, отца семейства. Молодой адвокат Дер­виль умоляет ростовщика сжалиться над графиней и деть­ми, однако Гобсек остается непреклонным. Он заявляет, что “несчастье – лучший учитель”.

Образ жизни Гобсека напоминает нам образ жизни гого­левского персонажа Плюшкина, героя поэмы “Мертвые души”. Так, к концу жизни скупость ростовщика становится манией – он ничего не продает, боясь продешевить.

В доме его Дервиль обнаруживает огромное количество съестных при­пасов: запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. Жизнь Гобсека фактически проходит без­дарно.

Перед смертью он завещает все свое состояние прав­нучке сестры – публичной девке по прозвищу “Огонек”.

Таким образом, герой Бальзака не сумел распорядиться собственной жизнью, он оказался и “живоглотом”, и одно­временно жертвой собственной страсти. Писатель показыва­ет нам, как скупость “сушит душу”, превращается в манию, губит человека.

Глоссарий:

  • аргументы бальзак гобсек
  • что обозначает имя гобсек

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-gobsek-balzak/

Сокращенно “Гобсек” Оноре де Бальзака

Зимними вечерами 1829 года в салоне виконтессы де Гранлье до позднего времени задерживается некий Дервиль. Однажды он услышал разговор в виконтессы с 17-летней дочкой. Мать требовала, чтобы Камилла, перестала проявлять приверженность графа Эрнеста де Ресто.

Молодой граф имеет прекрасную репутацию в обществе, но его нельзя рассматривать, как потенциального жениха, потому что его мать, лицо низкого происхождения, о которой было много разговоров… И пока жива она, ни одно порядочное семейство не осмелится доверить юноше свою дочь и ее приданое.

Дервиль попросил разрешения вступить в разговор: он знает такую историю, услышав которую, мать-виконтесса может изменить отношение к молодому графу. Дервиль считается честным, знающим и скромным. Стряпчий рассказывает случай, свидетелем которого он когда-то оказался.

Он жил некоторое время в соседней комнате с ростовщиком Гобсеком. Во время своей болезни, и предсмертного состояния Гобсек рассказал Дервилю, за что он презирает светских женщин за их глупость и нелепые страсти. Молодой Дервиль выслушал две истории о женщинах. Героиней первой была мать графа де Ресто.

Она встречалась с молодым наглецом, который не имел никаких принципов, был растратчиком чужих средств. Его имя Максим де Трай.

Гобсек как-то пришел к графине требовать вернуть деньги, графиня сделала вид, что не понимает. Лихварь продолжил требовать уплату долга. И тут в комнату вошел человек. Графиня испугалась и отдала Гобсеку драгоценный перстень, шепотом умоляя, чтобы он покинул дом.

Графиня испугалась, что муж узнает об огромных тратах на любовника Максима де Трай.

Гобсеку хотелось высказаться, рассказать хоть кому-нибудь об этой тайне, которую он в течение многих лет скрывал. Он был достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть, обладать красавицами-женщинами и министрами.

Дервиль тоже обращался к Гобсеку с просьбой одолжить деньги. Он выкупил нотариальную контору хозяина, на которого некоторое время работал патроном.

Юноша пришел тогда к Гобсеку не с униженной просьбой, а с готовым планом, что и как он будет делать, и как отдавать деньги.

Несмотря на большие проценты, Дервиль сумел отдать ростовщику долг даже раньше, чем обещал. А Гобсек в течение всего времени рекомендовал молодого стряпчего всем своим клиентам.

Поэтому у Дервиля не было такого, чтобы он сидел без работы. Тогда успешный юноша женился на бывшей клиентке Гобсека Фанни Мальве. В те же годы он вел все тяжбы ростовщика.

Должен был выступать посредником между Траем и Гобсеком.

Вот тогда Дервиль познакомился с графиней де Ресто, которая оставила Гобсеку фамильные бриллианты за бесценок, чтобы оплатить долги своего любовника. А сразу после того, как Ресто и Трай покинули ростовщика, к нему пришел мужчина коварной женщины.

Он мог опротестовать согласие своей жены с Гобсеком, потому что по законам тогдашней Франции жена не имеет права продавать эти вещи без согласия мужа. Но такое поведение графа могло привести к скандалу в высшем обществе, раскрывая измену графини.

Граф не согласился на такой поступок, выкупил бриллианты. А дальше, призвав в посредники Дервиля, граф заключает соглашение с ростовщиком.

Он отписывает свое имущество старшему сыну, и выделив часть наследства и младшим детям, хоть они и не от него.

По совету стряпчего и Гобсека граф делает вид, что свое имущество проигрывает, а сам скрытно переводил все на имя Гобсека. Граф доверился ростовщику, считая его надежным и порядочным.

Дервилю стало интересно, почему Гобсек так отнесся к графу, и помогал и ему. На это Гобсек ответил, что граф стал единственным, кто доверился ростовщику без каких-либо хитростей.

А самому Дервилю он назначил такие большие проценты для того, чтобы юноша не чувствовал себя виновным.

Впоследствии все средства графа переходят к Гобсеку, а тот после смерти де Ресто и достижения старшим сыном совершеннолетия должен будет ввести юношу в наследование огромными средствами и имуществом. Поверенным был назначен Дервиль, который вел все бумаги.

Через некоторое время Граф де Ресто начал чувствовать себя настолько плохо, что перестал вставать с кровати. Он несколько раз приказывает привести к нему Дервиля, но попасть к графу стряпчему трудно. Графиня тоже не тупая.

Она понимает, что ее муж может лишить младших детей наследства. Она, как сторожевой пес сидит возле комнаты графа», контролирует всех, кто приходит к мужчине. Граф понял, что к нему жена не даст пройти Дервилю. Он тогда обратился за помощью к старшему сыну.

Но мать привлекла на свою сторону и его.

Читайте также:  Краткое содержание дудинцев белые одежды точный пересказ сюжета за 5 минут

Мать солгала своему сыну об отношениях с отцом. Именно поэтому сын не передал Дервилю письма отца. Лишь после смерти графа Дервиль и Гобсек получили возможность прийти к дому.

А в то время графиня сожгла завещание, согласно которому она и все ее дети обеспечивались большими частями наследия. И Гобсек заявил, что он становится обладателем всего имущества. Дервиль считал, что Гобсек поступил неправильно, что надо было сжалиться над женщиной, и ее детьми.

Но ростовщик остался непреклонным в своем решении. Он считает, что нищета исправят Ресто. Так и произошло.

Графиня посвятила свою жизнь детям, дала им хорошее образование. С Траем она разорвала все отношения.

Дервиль закончил свой рассказ тем, что сообщил о смерти Гобсека. А согласно завещанию ростовщика, молодой де Ресто на днях становится обладателем крупного состояния, которое завещал ему когда-то отец. Поэтому молодой граф де Ресто стал достойным женихом для дочери виконтессы.

Стряпчему еще надо разыскать племянницу Гобсека и передать все то, что он ей завещал.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2017/01/kratkoe-soderzhanie-gobsek.html

Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Главный герой одноименной повести величайшего писателя девятнадцатого века Оноре де Бальзака Гобсек является известным в округе Сен-Жерменского предместья, он относится к одним из самых влиятельных ростовщиков, который готов обслужить не любого человека, а лишь представителей знати и аристократии, дергая за ниточки их бедствий и затруднительных положений, в которые они себя заключили, управляя их судьбами, словно марионетками, является циничным, не щадит никого.

Повесть является одной из составных частей «Человеческой комедии», в ней мы встречаем героев из предыдущих произведений великого писателя, можем проследить динамику развития или деградацию их характеров, судеб, чем оно становится еще более ценным и интересным для читателя.

Историю этого ростовщика преподносит нам в салоне знатной виконтессы по фамилии де Гранлье, одной из влиятельных дам предместья, стряпчий по имени Дервиль, когда хочет выявить  настоящее положение дел, наблюдая, как дочь хозяйки Камилла проявила свою симпатию к графу Эрнесту де Ресто, но графиня протестует, поскольку граф небогат и имеет незнатное происхождение.

Дервиль рассказывает, что познакомился с ростовщиком, когда был еще студентом, и теперь он поддерживает отношения лишь с ним, в остальных людях видит подвох, никому не доверяя. Когда Дервилю понадобились деньги, чтобы открыть свою адвокатскую контору, ростовщик ссудил ему необходимую сумму на общих основаниях, мотивируя тем, что хочет избавить его от чувства долга.

Однажды к Дервилю обратился с просьбой молодой франт Максим де Трай, чтобы он отвел его к Гобсеку, но ростовщик отказывает в ссуде из-за его долгов, тогда он приводит к нему свою любовницу, графиню де Ресто, которая закладывает свои фамильные драгоценности.

После чего к нему ворвался разгневанный муж, которого Гобсек, под предлогом избавить детей от грозящего разорения, предлагает передать все имущество Гобсеку, под видом не имеющей силы сделки.

Вскоре граф тяжело заболел и находится при смерти, а графиня, не стесняясь даже мертвого, устроила настоящий погром, в поисках бумаг на имущество. На все просьбы Дервиля смилостивиться над вдовой с детьми, Гобсек невозмутимо говорит, что несчастье можно назвать лучшим учителем жизни.

Узнав о чувствах Эрнеста и Камилы, Дервиль направляется к ростовщику и застает на смертном одре, он завещал все дальней своей родственнице, а замок графа отдал Эрнесту.

В доме Гобсека находится очень много предметов и испортившейся еды, потому как он вовсе превратился в скрягу, боясь продешевить. Тем временем у молодого графа появляется шанс женится на Камилле.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/04/gobsek-kratkoe-soderzhanie-onore-de-balzak.html

10 историй из жизни Бальзака

Нищета, роман в письмах, прятки с кредиторами, мнимое безумие и фиктивный Рафаэль 

Подготовила Ася Чачко

Оноре де Бальзак. С литографии Г. Дагобера. XIX век © Bridgeman Images / Fotodom

О чердаке

Родители Оноре де Бальзака прочили ему юридическую карьеру. Однако, сдав экзамены на первую ступень бакалавра права, он бросил учебу и работу клерка и объявил семье, что намерен стать великим писателем. Это решение, конечно, сильно огорчило родителей.

Тем не менее они согласились финансировать его в течение двух лет, за которые он должен был либо добиться успеха, либо образумиться. В августе 1819 года Бальзаку сняли обшарпанную комнатку на чердаке на восточной окраине бедного парижского квартала Маре.

Об этом времени существует литературный анекдот: один парижский книготорговец прослышал про Бальзака — начинающего, но подающего большие надежды автора — и решил предложить ему три тысячи франков за будущий роман.

Разыскивая адрес писателя, издатель выяснил, что тот живет в бедном квартале Парижа, и, поняв, что автор — человек небогатый, решил скинуть цену до двух тысяч франков. Подойдя к дому, он увидел, что Бальзак снимает один чердак, и решил предложить писателю 500 франков.

Когда же издатель зашел в жилище и застал хозяина макающим хлебный мякиш в стакан воды, цена за роман упала до 300 франков, на которые Бальзак написал роман «Последняя фея, или Новая волшебная лампа».

На самом деле «Последнюю фею» Бальзак издал несколько лет спустя на деньги своей любовницы — мадам де Берни. «Женщина помогла мне напечатать 500 экземпляров, которые затем три года пылились на полках книжного магазина!» — вспоминал Бальзак позднее.

Но атмосферу того чердака история про книготорговца передает правдиво. Современники вспоминали, что в обшарпанной комнате были шаткий стол и стул, из которого сыпалась солома, кровать, кое-как прикрытая грязными занавесками, и огарок сальной свечи в бутылке.

А из еды — только хлеб, орехи, фрукты и вода, набранная в ближайшем фонтане.

О воровстве

Однажды ночью в квартиру к Бальзаку проник вор и стал взламывать замок в ящике его письменного стола, надеясь найти там деньги. Вдруг из темноты раздался громкий смех. «Любезный, вы зря рискуете, пытаясь в ночи найти то, что мне не удается найти даже при свете дня», — сообщил Бальзак со своей кровати.

О тайном обществе

За два года, на протяжении которых родители согласились его содержать, Бальзак не добился никаких серьезных успехов и был вынужден переехать в родительский дом в Вильпаризи. В этот период он наконец начал печатать (под псевдонимом) легковесные женские романы и даже добился некоторого финансового успеха.

Однако в 1824 году 25-летнего Бальзака постигла первая неудача, которую он называл своим Ватерлоо: роман «Аннета и преступник» с треском разгромили на страницах журнала Feuilleton littéraire. Та же участь постигла новое издание «Последней феи».

Для того чтобы переломить полосу неудач, Бальзак придумал тайное общество и назвал его «Красный конь» — в честь дешевого ресторана рядом с Ботаническим садом, где он провел первое заседание.

Целью общества, членами которого были литераторы, друзья Бальзака, было проникать в разные газеты и жюри, писать друг о друге положительные статьи, продвигать друг друга во Французскую академию, награждать друг друга медалями и в конце концов всем обществом разбогатеть и добиться признания. Впрочем, дальше совместных пирушек и проталкивания хвалебных статей о самом Бальзаке дело не пошло.

О рецензировании

В 1829 году в журнале Mercure de France Бальзак увидел объявление о выходе своего трактата «Физиология брака». Сообщалось также, что в следующем номере можно будет прочитать рецензию на него. Бальзак отправился к рецензенту Mercure de France Полю Лакруа — чтобы убедиться, что тот понимает все величие трактата.

Для верности Бальзак написал и собственную рецензию, которая была опубликована в номере от 23 января 1830 года: «Живой, красочный, живописный стиль, остроумный и язвительный, приятные анекдоты, еще приятнее от того, что их рассказывают целиком.

Мы искренне рекомендуем этот любопытный труд, в котором мысль смелее ее воплощения и который, подобно „Физиологии вкуса“ Брийя-Саварена, придется по вкусу всем».

После выхода «Физиологии брака» Бальзак действительно стал видной фигурой в светском и литературном Париже. Поклонницы осыпали его письмами — по некоторым подсчетам, их общее число превысило десять тысяч.

Об Эвелине Ганской

Роман «Шагреневая кожа» стал литературным событием 1831 года. В начале 1832 года Бальзак получил письмо, подписанное «Чужеземка», без обратного адреса. Отправительницу расстроили «цинизм» и «атеизм» «Шагреневой кожи», и она просила автора взяться за ум.

Это письмо настолько поразило Бальзака, что он даже дал объявление в Gazette de France: «Г-н де Б. получил письмо, посланное ему 28 февраля. Он сожалеет, что ему не указали способ ответа, и, хотя его желания не того свойства, чтобы о них можно было писать здесь, он надеется по меньшей мере на то, что его молчание будет понято».

Весной Бальзак получил еще одно анонимное письмо. Завязалась переписка, в ходе которой постепенно выяснилось, что таинственная незнакомка — Эвелина Ганская, происходившая из знатного польского рода. Ее отец был сенатором Российской империи, она была замужем за графом Венцеславом Ганским и жила в имении Верховня в Волынской губернии.

Переписка Бальзака с Ганской продолжалась 17 лет. Сначала влюбленные ждали смерти графа, супруга Ганской, а затем — разрешения на брак с иностранцем от российского императора. Женой Бальзака Эвелина Ганская стала лишь за пять месяцев до смерти Бальзака.

«Возлюбленным быть проще, чем мужем, — так же как высказать удачную остроту по случаю проще, чем блистать остроумием на протяжении всего дня», — писал Бальзак в «Физиологии брака».

О безумии

Бальзак страдал от периодических приступов афазии — психического расстройства, название которому придумали лишь в 60-х годах XIX века.

Оно характеризуется сокращением способности вспоминать названия предметов при речи: «В разговоре я долго подыскиваю существительные и постоянно забываю, как что называется». В автобиографическом, по-видимому, романе «Луи Ламбер» Бальзак описывает отчасти собственное душевное расстройство.

После выхода книги в 1832 году по Парижу поползли слухи о том, что Бальзак сошел с ума. Именно в то время родился следующий анекдот. Однажды знаменитый немецкий ученый барон фон Гумбольдт обратился к знакомому парижскому врачу с просьбой позвать как-нибудь на ужин сумасшедшего. Доктор собрал гостей.

За столом барон увидел двух чудаков. Один был одет во все черное, сидел мрачнее тучи и не проронил за весь вечер ни слова. Другой, напротив, весь растрепанный и взъерошенный, болтал без умолку.

За десертом Гумбольдт наклонился к доктору и с благодарностью стал уверять его, что с большим интересом провел вечер, общаясь с его сумасшедшим гостем, и указал на взъерошенного человека. «Что вы! — воскликнул доктор. — Сумасшедший — это тот господин в черном. Ваш собеседник — это Оноре де Бальзак».

О паролях

Долги были постоянной проблемой Бальзака — как считается, с 16 лет: еще в 1815 году он покупал у консьержа пансиона, в котором учился, кофе в кредит.

С тех пор из долгов он практически не вылезал, несмотря на все свои попытки разбогатеть: Бальзак пробовал работать издателем, печатником, составителем подарочных изданий большого формата и популярных брошюр. Он даже придумал новый шрифт. Но все его начинания заканчивались очередным банкротством.

Литературных заработков не хватало — он очень много работал, но и очень много тратил. В марте 1835 года, скрываясь от кредиторов, Бальзак пропал: «Я взял топор и обрубил все канаты. Через три дня я скроюсь в келье, которая станет непроницаемой даже для моих родных».

Кельей была квартира на окраине Парижа. Бальзак потребовал выгородить себе звуконепроницаемый будуар: там он скрывался от кредиторов. Посетителей он просил запомнить несколько паролей: консьержу надо было сказать «Сейчас сезон для слив». В прихожей гости шептали слуге: «Я привез бельгийские кружева». И наконец, служанка должна была услышать: «Мадам Бертран в добром здравии».

О творческой потенции

Французский романист Эдмон де Гонкур как-то писал про Бальзака: «Наконец-то я убедился, что Гаварни Поль Гаварни — французский график и карикатурист, иллюстратор романов Бальзака.

не ошибся, говоря, что Бальзак изо всех сил старается экономно расходовать свою сперму. Любовные игры и милования-поцелуйчики — сколько угодно, но только не доводя дело до семяизвержения. Сперма для него — выброс чистого мозгового вещества, потеря через член творческой силы.

И я не знаю, по какому роковому стечению обстоятельств он позабыл свои теории, когда пришел к Латушу Анри де Латуш — французский поэт и писатель, редактор Le Figaro., крича: „Сегодня утром я потерял роман!“».

Бальзак сообщил Александру Дюма — сыну, что «ночь любви» стоит «половины тома». Впрочем, полагал Бальзак, «ни одна живая женщина не стоит двух томов в год».

Читайте также:  Краткое содержание кондуит и швамбрания кассиля точный пересказ сюжета за 5 минут

О шести днях творения

Бальзака не оставляла надежда расплатиться с долгами с помощью литературы. «Полгода усердной работы, и я буду свободен», — писал он в августе 1834 года. «Рассуждая реалистически, мне нужен всего год, чтобы расплатиться со всеми долгами» — в декабре того же года. «Наконец я вижу голубое небо. Еще пять месяцев, и я буду спасен» — в октябре 1835 года.

«Если я не найду выхода через год, меня можно выкинуть, как выжатую губку» — в июне 1836 года. «Газета предложила 20 тысяч франков, если я представлю „Цезаря Бирото“ к 10 декабря… Должен признаться, мне доставит огромное удовольствие расплатиться через несколько месяцев с долгами, которые постоянно давят на меня вот уже девять лет» — в ноябре 1837 года.

За два года (1836 и 1837) он написал четыре романа, четыре повести, множество других произведений и журналистских статей. Зачастую ему приходилось работать с полуночи до шести утра, причем однажды он написал 15 тысяч слов за ночь — до этого его рекордом было 33 слова в минуту. «Я вынужден вечно творить! — расстраивался Бальзак.

— Даже Господь Бог творил всего шесть дней».

Об обюссонском гобелене

В 1837 году, едва избежав долговой тюрьмы, Бальзак купил земли в Севре, к юго-западу от Парижа, — свое поместье он называл «Ле Жарди».

Там он прятался от кредиторов и строил очередные несбыточные планы: собирался выращивать овощи, завести корову и снабжать молочными продуктами окрестные деревни, делать вино и завалить рынок дешевыми ананасами. В действительности его имение оставалось в разрухе и грязи.

Стены дома, в котором он жил, были голыми, и Бальзак писал на них углем: «Здесь обюссонский гобелен», «Здесь двери в трианонском стиле», «Здесь потолок, расписанный Эженом Делакруа», «Здесь мозаичный паркет, сделанный из редких пород дерева с Антильских островов».

Бальзак также мечтал о картинах Рафаэля, Тициана и Рембрандта. Ни одно из пожеланий так и не воплотилось в жизнь. Разочаровавшись в фермерстве, Бальзак пустился в еще одну безумную и окончившуюся провалом авантюру — в 39 лет он отправился на поиски серебряных рудников на Сардинии. 

Источник: https://arzamas.academy/materials/479

Краткое содержание повести “Гобсек” Бальзака О

Виконтесса де Гранлье принимает гостей. Она предупреждает свою семнадцатилетнюю племянницу от слишком нежных отношений с графом де Ресто — его мать, в девичестве Горио, имеет в свете дурную репутацию. Один из гостей, засидевшийся за полночь стряпчий Дервиль, предлагает рассказать одну интересную историю.

Стряпчий описывает Гобсека — старого ростовщика мерзкой внешности: изжелта-бледное лицо (как серебро, с которого слезла позолота), глаза, маленькие и желтые, словно у хорька…Ростовщик был соседом Дервиля.Болезненно жадный, старик жил впроголодь, экономил даже на дровах. Эмоции он тоже экономил.

Только иногда, когда день был особенно удачным, довольно потирал руки и беззвучно смеялся.Наследников (вернее, наследниц) своих он ненавидел — его возмущала сама мысль, что его богатство может достаться кому-то другому. Весть о гибели внучки его сестры (Прекрасной Голландки) оставила его равнодушным.Гобсек исповедует свою философию: все относительно, все изменчиво.

То, что в Париже считается грехом, на Азорских островах вполне приемлемо. Единственное незыблемое и неизменное благо — это золото. В нем сосредоточены все силы человечества.

Игра в карты, любовные приключения? Это все пустое. Политика? Искусство? Наука? Это обман.

Истинно только стремление к золоту. Гобсек владеет золотом — и может наблюдать все тайны мира, оставаясь равнодушным и спокойным. Странно, что у этого сухого и холодного человека была бурная молодость, полная приключений: в десять лет мать пристроила его юнгой на корабль, плывший в Ост-Индию.

С тех пор Гобсек пережил много страшных испытаний, о которых не рассказывал никому.Гобсек ссужает деньги под проценты отчаявшимся людям, которых он называет «загнанными оленями». Однажды ростовщик рассказал Дервилю о двух женщинах, подписавших векселя: сиятельной графине, жене помещика и скромной Фанн Мальво.

Гобсек явился в роскошный дом графини утром, но его не приняли – дама вернулась с бала в три часа утра и раньше полудня не встанет.

Гобсек говорит, что придет в полдень и уходит, с наслаждением пачкая ковры на лестнице своими грязными подошвами: пусть расточительные богачи почувствуют на своем плече «когтистую лапу Неотвратимости»!Мадемуазель Фанни Мальво жила в бедном и темном дворе-колодце. Деньги по векселю она оставила для Гобсека у привратницы.

Но тому интересно посмотреть на саму должницу. Небось, хорошенькая вертихвостка!Ростовщик возвращается к графине. Она принимает его в будуаре, где царит атмосфера неги и богатства: «во всем была красота, лишенная гармонии, роскошь и беспорядок».

Гобсек восхищается красотой и жизненной силой графини, но одновременно преисполняется мстительным чувством: «Плати за эту роскошь, плати за свое счастье…» Он дает женщине срок — до завтрашнего полудня. Неожиданно является сам граф. Гобсек понимает, что женщина полностью в его руках.

Ведь муж-то не знал ничего о займах жены! Да и деньги она тратила на прихоти молодого любовника. Испуганная до дрожи, графиня дает Гобсеку в обмен на вексель бриллиант.Во дворе ростовщик видит, как конюхи графской четы чистят лошадей, моют кареты.

Гобсек с презрением думает: «Чтобы не запачкать лакированных сапожек, эти господа с головой готовы окунуться в грязь!»По дороге старик сталкивается с белокурым красавчиком — возлюбленным графини. И уже только в лице его и манерах прозревает мудрый скупец всю его биографию: он разорит и графиню, и ее семью, и пойдет дальше, не обремененный совестью, в поисках дорогостоящих наслаждений. Ростовщик вновь отправляется к Фанни. Ее маленькая квартирка убрана просто, но чрезвычайно чисто. Девушка работает белошвейкой, трудится, не разгибая спины. Сама Фанни — милая молодая девушка, одетая небогато, но с изяществом парижанки. «От нее веяло чем-то хорошим, по-настоящему добродетельным…»

Так Гобсек развлекается: наблюдая сокровенные изгибы человеческого сердца. Люди для ростовщика — актеры, которые дают представление для него одного.

Для стряпчего Дервиля фигура старика вырастает до фантастического олицетворения власти золота. Не забудем, что в описываемое время Дервиль был молод. Рассказ о Фанни Мальво очаровал его. Он нашел девушку, окружил ее вниманием и, в конце концов женился на ней.

Молодой Дервиль покупает судебную контору, на что берет у Гобсека сто пятьдесят тысяч франков под пятнадцать процентов — в рассрочку на десять лет. Старый пройдоха обещает своему молодому знакомому поставлять клиентуру: так он будет больше зарабатывать и, значит, сможет расплатиться.

Стряпчему удалось выиграть дело о возвращении недвижимости виконтессы де Гранлье — это обеспечило ему дружбу со знатной дамой, принесло успех, новую клиентуру. Дядюшка Фанни, разбогатевший фермер, оставил ей наследство, что помогло семейной паре расплатиться с долгами.Однажды Дервиль попал на холостяцкую пирушку, где судьба свели его с маркизом де Траем: пустым блестящим светским человеком.

На пирушке все изрядно подвыпили, и де Трай «совсем околдовал» Дервиля, вырвав из него обещание на следующее утро свести маркиза к Гобсеку. Для некоей «порядочной женщины» срочно нужно было достать большую сумму денег. В это дело были замешаны карточные долги, счета каретнику, какие-то растраты и ревнивый муж.

Сам маркиз с Гобсеком был в ссоре и — как было договорено явился к Дервилю утром, дабы стряпчий примирил старого ростовщика и молодого повесу. Маркиз хвастается своими знакомствами с влиятельными, богатыми и знатными людьми, обещает обязательно вернуть долг, но старик холоден: он знает, сколько долгов у этого щеголя. Де Трай обещает принести достойный залог.

Маркиз приводит к Гобсеку одну из дочерей старика Горио — ту самую графиню, которую некогда посещал Гобсек с целью взыскания долга. Графиня чувствует себя несчастной и униженной. Это так явно отражается в ее поведении, что Дервилю становится ее жаль.В обмен на требуемую сумму Гобсеку предлагают бриллиантовые украшения — с правом их выкупить. Драгоценности очаровывают старого скрягу.

Он разглядывает их с лупой, вслух восхищаясь. Гобсек не упускает своей выгоды: он отказывается брать бриллианты с правом : выкупа, дает за них куда меньше их настоящей стоимости, причем чуть меньше половины — векселями маркиза де Трая. Эти безнадежные векселя (вряд ли маркиз их когда-нибудь оплатит!) купленны Гобсеком за бесценок.

Дервиль шепотом предлагает графине не совершать сделки, а «пасть к ногам мужа». Но отчаявшаяся женщина отдает свои драгоценности ростовщику.После ее ухода к Гобсеку врывается возмущенный граф, он требует вернуть бриллианты, грозя обращением в суд, — ведь по законам того времени женщина во всем зависит от мужа.

Гобсек отвечает графу, что в суде будет только опорочена громкая фамилия, а доказать-то ничего нельзя. В конце концов граф оставляет Гобсеку расписку, где обязуется уплатить за бриллианты восемьдесят пять тысяч франков (на пять тысяч больше, чем ростовщик дал графине).Ростовщик позволяет себе дать графу совет: графиня так обольстительна и так расточительна, что живо промотает все состояние.

Если графа волнует судьба его детей, то ему лучше перевести свое состояние на имя какого-либо надежного друга. Иначе все деньги будут промотаны маменькой и ее сердечными друзьями. Граф фиктивно, заручившись поддержкой Дервиля, передает свое имущество Гобсеку…. На этом моменте рассказа Дервиля мать отправляет Камиллу спать.

Дервиль теперь может не скрывать в своем рассказе имени графа де Ресто! Это отец того самого молодого человека, к которому так неравнодушна Камилла.От переживаний граф заболел. Лицемерная графиня под видом беспокойства о больном устраивает за ним слежку и чуть ли не круглосуточное дежурство: ей необходимо узнать, где граф прячет свои деньги.

Она опасалась, что де Ресто ничего не оставит своим младшим детям — ведь он биологически не является их отцом. Графиня наконец-то промела: поняла, как холоден и эгоистичен де Трай. Она пытается искупить свою вину перед младшими детьми, заботится о том, чтобы дать им блестящее образование. В стряпчем запутавшаяся женщина видит врага. Она не позволяет ему пройти к умирающему графу.

Как Дервилю забрать расписку Гобсека, удостоверяющую то, что передача имущества – ложная? Граф догадывается передать младшему сыну Эрнесту запечатанный конверт с просьбой опустить бумаги в почтовый ящик. Мать подстерегает Эрнеста и начинает выпытывать у него тайну.

Граф, шатаясь, выходит из спальни и обвиняет графиню: она — грешная женщина, плохая дочь, плохая жена! Она будет и плохой матерью! Несчастный де Ресто умирает, а графиня сжигает бумаги в камине. Это страшная ошибка! Теперь Гобсек имеет право на все имущество графа.

Ростовщик сдает его особняк внаем, а сам поселяется в его поместьях, где чувствует себя хозяином: чинит дороги, мельницы, сажает деревья.Он становится членом комиссии по ликвидации имущества французов бывшей колонии — Гаити. Ему несут дары — он не брезгует ни корзинкой с гусиным паштетом, ни серебряными ложечками. Его парижская квартира становится складом. В конце жизни старик впадает в помешательство: продукты испорчены, все покрыто плесенью, часть серебра полурасплавлена в камине… Все свое огромное богатство он завещал правнучке Прекрасной Голландки — девушка от бедности «пошла по рукам» и известна в кварталах Парижа под кличкой «Огонек»…Однако имущество молодого графа де Ресто Дервилю удалось отстоять. Так что Эрнест — достойная пара Камилле.

Виконтесса снисходительно обещает «подумать»…

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_povesti_Gobsek_Bal-zaka_O

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector