Краткое содержание рассказов томаса манна за 2 минуты

«Волшебная гора», краткое содержание по главам романа Томаса Манна

Во вступлении автор рассказывает читателям о том, что им предстоит услышать историю Ганса Касторпа, произошедшую перед «великой войной».

Глава 1

В самый разгар лета молодой человек отправляется из Гамбурга в Давос, погостить три недели в интернациональном санатории «Берггоф». В горах его встречает двоюродный брат – Иоахим Цимсен. Гансу Касторпу выделяют тридцать четвёртую комнату, в которой два дня назад умерла одна американка. Вечером братья ужинают. Иоахим представляет Ганса доктору Кроковскому.

Глава 2

Ганс Касторп рано потерял родителей. Полтора года после их смерти он прожил с дедом. Потом его опекуном стал двоюродный дед (дядя матери) – консул Тинапель. Выросший утончённым человеком Ганс Касторп не был лишён тяги к грубым радостям существования – хорошей еде, одежде, сигарам.

Одно время ему нравилось рисовать корабли, но полуголодное существование художника никогда не прельщало героя. Ганс Касторп уважительно относился к труду, но ничегонеделание было для него более естественным. К 22 годам молодой человек уже успел проучиться несколько семестров в трёх политехнических учебных заведениях и предполагал стать инженером.

Главные экзамены сильно вымотали его. Доктор Хейдекинд посоветовал Гансу провести пару-другую недель в высокогорной местности.

Глава 3

Утром Ганс Касторп слышит, как соседствующая с ним русская пара предаётся любовным утехам.

Вместе с Иоахимом он завтракает в зале, обставленном в стиле модерн, знакомится с обитателями санатория и его главой – гофратом Беренсом.

На прогулке Ганс встречает компанию молодых людей с пневомтораксами – газом, закачанным в поражённое лёгкое для его заживления. Иоахим знакомит кузена с итальянским литератором Сеттембрини.

После прогулки братья лежат на воздухе. Иоахим измеряет температуру. Ганс рассуждает о сущности времени. Перед обедом герои спускаются вниз, в курортную деревню. Ганс ощущает сильное сердцебиение и усталость.

Во время обеда молодой человек замечает, что больные с огромным аппетитом поглощают пищу. Герою наконец-то удаётся узнать, кто так громко хлопает дверью каждый раз, когда входит в столовую. Виновницей шума оказывается молодая рыжеволосая девушка – мадам Шоша, сидящая за «хорошим» русским столом.

Лёжа в шезлонге после обеда, Ганс слышит, как на общей террасе молодой господин Альбин пугает дам в начале ножом, а затем револьвером, который он держит для того, чтобы убить себя, когда поймёт, что лечение бессмысленно.

К вечеру (после чая, очередной прогулки, лежания в шезлонге и ужина) Ганс Касторп чувствует себя окончательно вымотанным. Перед сном он проводит время в кругу пациентов, разговаривает с Сеттембрини. Ночью герой никак не может заснуть, а когда, наконец, забывается, ему снятся сумбурные и ужасные сны.

Глава 4

На третий день пребывания Ганса в «Берггофе» курортную долину покрывает снег.

Иоахим объясняет брату, что времена года в горах практически ничем не отличаются друг от друга: снег идёт с августа по май, а зимой может наступить внезапная оттепель.

После второго завтрака кузены отправляются вниз за одеялами для Ганса. Возвращаюсь назад, они встречают Сеттимбрини. Итальянец оспаривает точку зрения Ганса о том, что глупость и болезнь несовместимы.

В воскресенье в санатории звучит музыка, русские уезжают кататься. В понедельник Ганс Касторп, желая вырваться из привычного круга жизни, совершает самостоятельную прогулку в горы, где у него открывается сильное кровотечение из носа.

Лёжа на скамейке, герой вспоминает свою юношескую любовь – Пшибыслава Хиппе и понимает, что мадам Шоша очень похожа на него. В одиннадцать часов начинается лекция доктора Кроковского.

Медицинские рассуждения о любви Ганс слушает, сидя рядом с мадам Шоша.

Во вторник герой оплачивает счёт за первую неделю пребывания в санатории. От Иоахима он узнаёт, что гофрат Беренс и сам, возможно, является таким же больным, как и все остальные.

После прогулки в горы у Ганса Касторпа начинает трястись голова. Соседка по столу – учительница, фрейлин Энгельгарт замечает его интерес к мадам Шоша. Она начинает подтрунивать над Гансом и становится его сообщницей в любовных переживаниях.

Ганс Касторп старается поймать взгляд Клавдии (так зовут мадам Шоша) за столом и подстраивает случайные встречи с ней в коридоре.

Лодовико Сеттимбрини изводит братьев разговорами о всеобщем равенстве и братстве.

Ганс Касторп высчитает, что пребывание в санатории обходится каждому больному в двенадцать тысяч франков в год, а его ежегодный доход составляет около девятнадцати тысяч.

К концу третьей недели пребывания в «Берггофе» герой простужается. На осмотре гофрат Беренс находит у Ганса шумы и хрипы в одном из лёгких и предлагает ему остаться в санатории для лечения.

Глава 5

Ганс Касторп соблюдает постельный режим. В течение дня его навещает Иоахим. Как-то раз к нему в номер заходит Сеттимбрини. Итальянец рассказывает герою историю об одной даме, которая плохо почувствовала себя в «Берггофе» именно из-за климата. Он предостерегает Ганса от привыкания к здешнему образу жизни и отказу от возвращения в привычный мир здоровых людей.

Через три недели Гансу разрешают встать. От фрейлин Энгельгарт он узнаёт о том, что по вечерам Клавдию навещает её соотечественник, а гофрат Беренс пишет её портрет. Сам Ганс замечает, что один из пациентов санатория – тридцатилетний мангеймец постоянно буравит мадам Шоша взглядом.

В очереди на рентген Клавдия разговаривает с Иоахимом. Ганс Касторп видит в этом хороший знак. В октябре он пишет родственникам о том, что болен и ему придётся задержаться в «Берггофе».

Ганс Касторп всё больше влюбляется в Клавдию Шоша. Он оказывает ей мелкие знаки внимания. Иногда между героями происходят незримые размолвки. Постепенно они начинают обмениваться друг с другом отдельными словами и приветствиями. Ганс не старается скрыть от окружающих своё чувство – напротив, он делает всё для того, чтобы его влюблённость заметили.

Сеттимбрини рассказывает Гансу о деятельности «Лиги содействия прогрессу» и об их стремлении описать и классифицировать человеческие горести в рамках многотомного издания «Социология страданий».

Лодовико поручают работу над литературным томом, в котором он должен будет исследовать все возможные конфликты, встречающиеся в книгах.

Итальянец говорит, что он сможет работать и в горах, а вот профессия Ганса Касторпа предполагает активную деятельность внизу, поэтому ему следует уехать из санатория, пока он ещё не пустил здесь корни.

Как-то раз братья встречают в саду гофрата Беренса. Ганс напрашивается к нему в гости с целью увидеть портрет мадам Шоша.

В ноябре в горы приходит зима. «Берггоф» погружается в ожидание Рождества. Ганс Касторп начинает интересоваться анатомией. Шесть предпраздничных недель пролетают как один миг.

После Рождества, которое в санатории празднуют весело и с подарками, умирает аристократ-австриец. Пациенты предпочитают не говорить об этом, и только Ганс Касторп с Иоахимом наносят визит вдове покойного.

Ганс Касторп решает проявлять больше внимания к лежачим и умирающим больным. Он посылает горшок с цветами молодой девушке Лейле Гернгросс и тяжелобольному Фрицу Ротбейну и навещает их вместе с Иоахимом. Фриц умирает через несколько дней, Лейла чуть позже.

Гофрат Беренс одобряет начинание Ганса и знакомит его с другими «лёгочными свистунчиками в клетках». По просьбе доктора братья начинают опекать живущую в дешёвом пансионе Карен Карстед. Они водят больную на каток и в кинотеатр, гуляют с ней по курортным улицам, как-то раз совершают прогулку на Деревенское кладбище.

На карнавальной неделе Ганс Касторп просит у Клавдии карандаш, чтобы принять участие в весёлой забаве по рисованию свинки с закрытыми глазами. Просьба перерастает в непринуждённую беседу на французском языке и лёгкий флирт. Ганс Касторп признаётся Клавдии в любви. Мадам Шоша говорит своему поклоннику о предстоящем отъезде.

Глава 6

Клавдия обещает Гансу вернуться в «Берггоф» и дарит на память о себе рентгеновский снимок лёгких.

Обидевшийся на непослушание Ганса Сеттимбрини несколько недель не общается с юношей. На Пасху он прощается с братьями, говоря, что после постановки «пожизненного» диагноза, решил покинуть санаторий и разместиться в деревне, сняв квартиру у дамского портного Лукачека.

Весной в «Берггофе» начинаются самовольные отъезды. Иоахим замечает, что Ганс посещает доктора Кроковского, увлекается ботаникой и астрономией.

Как-то раз на прогулке в долине братья встречают Сеттимбрини, который с неохотой представляет их своему спутнику – профессору древних языков Нафте.

Вчетвером герои спорят о важности трудового и созерцательного начала, о необходимости войны для оздоровления общества.

Через год своего пребывания в горах Ганс Касторп делает вывод о том, что он относится к разряду тех людей, которым никогда не удастся акклиматизироваться в «Берггофе».

Братья наносят визит Нафте. Профессор спорит с Сеттимбрини о важности христианской морали и террора для гармоничного развития общества. Итальянец уводит молодых людей к себе в гости – в каморку под крышей и предостерегает их от разрушительного духовного воздействия Нафты, оказавшегося членом ордена иезуитов.

В начале сентября Иоахим извещает гофрата Беренса о своём отъезде. Разозлённый доктор говорит Гансу Касторпу, что он – здоров и может покинуть санаторий вместе с братом, но молодой человек решает остаться.

Через несколько месяцев после отъезда Иоахима Ганса пересаживают за другой стол, на место Сеттимбрини. Влюблённый в мадам Шоша мангеймец Фердинанд Везаль завязывает с ним дружбу.

Джемс Тинапель навещает племянника в «Берггофе».

Консул пытается вырвать Ганса из безмятежной санаторной жизни, но терпит неудачу и сбегает, никому ничего не сказав, испугавшись того, что может остаться здесь навеки.

Отец Лео Нафты – Элия был раввином. Его распяли после загадочной смерти двух христианских детей.

Кончина матери открыла для Лейбе (так звали Нафту раньше) возможность выбора своего жизненного пути, который определила встреча с католическим священником – Унтерпертингером. Лейбе крестился и поселился в пансионе «Утренняя звезда».

Болезнь не дала ему шанса стать настоящим иезуитом. Нафту отправили в горы, предоставив ему место преподавателя в одном из учебных заведений Давоса.

Ганс Касторп, Сеттимбрини, Нафта, Везаль и Ферге проводят время в совместных прогулках и беседах.

Вторая зима в «Берггофе» оказывается очень снежной. Ганс Касторп в тайне от докторов начинает кататься на лыжах. Как-то раз он попадает в снежную пургу и чуть не погибает в горах.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин жених точный пересказ сюжета за 5 минут

В конце июля в санаторий возвращается Иоахим. Вместе с ним приезжает его мать – Луиза Цимсен. Двоюродный брат передаёт Гансу привет от мадам Шоша, собирающейся осенью в Испанию, а зимой – в «Берггоф».

От Нафты Ганс Касторп узнаёт о том, что Сеттимбрини – масон.

Осенью у Иоахима находят туберкулёз гортани. Перед смертью он впервые позволяет себе беседу с любимой девушкой, длительное время бывшей его соседкой по столу – пышногрудой Марусей. Иоахим умирает в своей постели в присутствии матери и брата.

Глава 7

В Рождественский пост в «Берггоф» возвращается Клавдия Шоша. Её сопровождает мингер Питер Пеперкорн – голландец с Явы, богатый кофейный плантатор. Ганс Касторп ведёт себя с Клавдией вежливо и отстранённо, но внутри сгорает от злости.

Через несколько недель после возвращения мадам Шоша заводит с героем разговором и знакомит его с Пеперкорном. Вместе с другими обитателями санатория Клавдия, Питер и Ганс шесть часов играют в карты, пьют вино, лакомятся разнообразными блюдами.

Между Гансом Касторпом и мингером Пеперкорном устанавливаются дружеские отношения, основанные на взаимной симпатии. Яркая индивидуальность голландца вызывает в молодом человеке чувство искреннего восхищения.

Ганс Касторп вводит Пеперкорна и мадам Шоша в круг своих знакомых гуманистов – Сеттимбрини, Нафты, Ферге и Везаля.

В одном из разговоров один на один Клавдия рассказывает герою о том, что находится рядом с голландцем в силу его огромной любви к ней.

Она предлагает молодому человеку заключить дружеский союз ради Пеперкорна, личность которого временами вызывает у неё страх и трепет, и закрепляет новые отношения с Гансом поцелуем в губы.

В одной из частных бесед Пеперкорн прямо спрашивает у Ганса о том, любит ли он мадам Шоша. Молодой человек без утайки рассказывает обо всём. Голландец предлагает ему заключить дружеский союз из любви к Клавдии.

Мингер Пеперкорн умирает от внезапного кровоизлияния после поездки на водопад в Флюэлатальском лесу. Гофрат Беренс констатирует, что голландец совершил самоубийство.

Чтобы удержать Ганса Касторпа от самовольного отъезда, Беренс говорит ему об излечении, а колебания температуры объясняет наличием в организме стрептококков, избавиться от которых можно за несколько месяцев. Лечение оказывается безрезультатным. Герой вновь погружается в бесцельные занятия, поддаваясь «демону тупоумия».

Администрация санатория покупает для больных граммофон. Ганс Касторп берёт в свои руки управление музыкальным аппаратом. Ночью он тайком слушает пластинки и окончательно влюбляется в волшебство музыки. Особенно близка ему становится опера «Аида».

С годами лекции доктора Кроковского становятся более мистическими. Он рассуждает о гипнозе, телепатии и вещих снах.

Девятнадцатилетняя датчанка Элли Бранд оказывается носительницей необычных способностей – она общается с духом юноши по имени Холгер, который рассказывает ей о том, что думают другие люди.

На спиритическом сеансе пациентам санатория удаётся узнать, что невидимый друг Элли при жизни был поэтом. На сеансе, устроенном доктором Кроковским, Холгер показывает Гансу Ксторпу дух Иоахима.

Тридцатилетний антисемит коммерсант Видеман погружает «Берггоф» в состояние ссор и раздоров.

Спустя годы Сеттимбрини и Нафта начинают чувствовать себя всё хуже и хуже, но даже это не удерживает их от бесконечных споров и дуэли, на которую иезуит вызывает масона. Сеттимбрини стреляет в воздух. Нафта обвиняет его в трусости и убивает себя выстрелом в висок.

Ганс Касторп прожил в «Берггофе» семь лет. За это время умер его двоюродный дед и воспитатель – консул Тинапель. Из санатория молодого человека «вырвала» Первая мировая война. Последний раз читатель встречается с Гансом Касторпом на поле боя.

По произведению: «Волшебная гора»

По писателю: Манн Томас

Источник: https://goldlit.ru/tomas-mann/569-volshebnaya-gora

Творчество Томаса Манна

Как настоящий патриот своей Родины, известный немецкий писатель Томас Манн больно переживал события Первой мировой войны и не менее болезненно воспринимал роль Германии в этой войне и дальнейшую непопулярность страны в мировом обществе.

Этим и пояснялся интерес художника международной и национальной политики.

А попыткой немецкого писателя-патриота оправдать свою страну в глазах демократического мира стали новеллы и эссе времен войны, среди которых наиболее известные “Размышления аполитичного”.

Фашистский переворот заставил Томаса Манна эмигрировать. Именно в эмиграции писатель сблизился с наиболее активными антифашистами.

За время Второй мировой войны художник вел цикл радиопередач, которые предназначались специально для немецких слушателей.

В этих передачах Манн подчеркивал, что неотъемлемой частью немецкой культуры является гуманистическая мораль и что только она способна защитить сознание соотечественников писателя от влияния нацистской идеологии.

Одним из величайших произведений Томаса Манна по праву считается новелла “Смерть в Венеции”, которая является предостережением человечества от духовного упадка.

Главный герой новеллы — писатель Густав фон Ашенбах — человек, посвятивший всю свою жизнь искусству, но лишила себя всех человеческих чувств.

Герой был уверен, что для настоящего художника лишние любые чувства, достаточно наблюдать за тем, что творится вокруг и отображать это в своих произведениях.

Ашенбаху пришлось вместе с другими жителями Венеции переживать страшную эпидемию холеры, но и здесь вместо того, чтобы бороться с болезнью, он просто наблюдал за тем, что происходило в городе. В результате писатель умирает от холеры, а вот Венеция остается такой же прекрасной и незыблемой. И если и другие будут относиться к жизни так, как и герой новеллы, погибнуть может не только человек и культура, но и весь мир.

Еще одним ярким произведением является рассказ Томаса Манна “Марио и Волшебник”, которым в 1930 году писатель начал антифашистскую тему в своем творчестве. Это повествование — утверждение победы добра в его извечной борьбе со злом.

Выдающимся произведением Томаса Манна считается роман “Будденброки”, который сразу же после выхода в свет стал настоящим бестселлером. Не менее известны и такие произведения писателя, как философские романы “Доктор Фаустус” и “Волшебная гора”, в которых осуждаются людские пороки, и восхваляется человеческая нравственность.

Томас Манн, антифашист и гуманист, истинный поклонник искусства и талантливый художник, сказал простые и в то же время гениальные слова, которые быстро стали крылатым выражением: “Война — это всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени”.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2017/08/tvorchestvo-tomasa-manna.html

Краткое содержание Тонио Крёгер (Томас Манн)

Тонио Крёгер — главное действующее лицо новеллы, одной из первых у Томаса Манна «новелл о художнике». Т. К. в двух начальных эпизодах новеллы предстает перед читателем юношей сперва четырнадцати, затем шестнадцати лет.

Отпрыск некогда богатого, но неуклонно хиреющего бюргерского семейства (вариация на тему «Будденброков») в прибалтийском городе, сын ганзейского консула и экстравагантной матери, уроженки романского юга, натуры музыкальной и артистической, он тяготится своей непохожестью на других: необычностью своего «дурацкого» имени (он «предпочел бы называться Генрихом или Вильгельмом»), своей внешностью: вялый мечтательный брюнет, он чувствует себя «отщепенцем» среди белокурых и голубоглазых северян, особенно переживая эту свою неполноценность рядом с другом и одноклассником, стройным, кудрявым, спортивным и поверхностным Гансом Гансеном и обворожительной хохотушкой Ингой Хольм, предметом его робких и безнадежных юношеских воздыханий.

Катастрофическая неловкость на уроке танцев, выставившая его на всеобщее, в том числе и Ингино, посмешище, лишь один из виртуозно расставленных автором акцентов, отделяющих Т. К. от остального человечества, здорового, жизнерадостного и заурядного. Эти «знаковые» приметы отторгнутости Т. К.

находят разъяснение в дальнейших эпизодах новеллы, где герой, уже тридцатилетний писатель, покинувший родной город (старинный род Крёгеров пришел в полный упадок, отец его умер, мать после годичного траура вышла замуж за музыканта-итальянца и уехала за ним в «голубые дали», фамильный дом объявлен к продаже), беседует об искусстве со своей подругой, русской художницей Лизаветой Ивановной.

В этих беседах все очевидней выявляется горькая убежденность т. к. в том, что удел художника предполагает, по сути, отказ от жизни в привычном, «житейском» смысле этого слова, всецело подчиняя существование творца лишь одной цели — его искусству.

Беда Т. К. как раз в том и состоит, что он не способен принять этот удел без боли, как величайшее отличие, а продолжает мечтать о простейших мирских радостях заурядной жизни, за что бескомпромиссная Лизавета и обзывает его «заблудшим бюргером».

Последний поворот сюжета завершает болезненную, во многом глубоко личную и выстраданную автором тему по принципу музыкального контрапункта, где внешняя и событийная достоверность описываемого таит в себе символическую многозначность деталей: снова оказавшись в родном городе, Т. К. посещает отчий дом и едва его узнает — в знакомых с детства комнатах разместилась народная библиотека, литература как бы съела его прошлое. Самого его на родине тоже не признают и чуть не арестовывают, приняв за давно разыскиваемого афериста.

Источник: http://vip-gdz.ru/kratkoe-soderzhanie-tonio-kryoger-tomas-mann/

Краткое изложение романа Томаса Манна “Волшебная гора”

Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезном санатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провел семь лет в плену у богини Венеры.

Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий “Берггоф” навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения.

Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трех недель, но к концу намеченного срока чувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебного осмотра у него обнаруживаются признаки туберкулеза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остается в санатории на более долгий срок.

С самого момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течет совсем не так, как на равнине, а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лег прошло между теми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа.

В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провел в санатории в общей сложности семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как определенную художественную условность.

Собственно говоря,

Читайте также:  Краткое содержание бондарев берег точный пересказ сюжета за 5 минут

сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны для понимания его смысла.

Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим его проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX столетия.

В романе чередой проходят несколько десятков персонажей – в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает “Берггоф”, кто-то умирает, но на их место постоянно поступают новые.

Среди тех, с кем Гане Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини – потомок карбонариев, масон, гуманист, убежденный сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой, часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, который начинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.

Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациентке санатория мадам Клавдии Шоша – любовь, которой он в силу полученного им строгого воспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной – это происходит во время карнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.

За время, проведенное в санатории, Ганс Касторп серьезно увлекся множеством философских и естественнонаучных идей.

Он посещает лекции по психоанализу, серьезно штудирует медицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку, используя для своих целей новейшее достижение техники – грамзапись и т. д.

По сути дела, он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждет работа, практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.

С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорно готовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведенный в горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты.

В какой-то момент он не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий, поступает на воинскую службу и получает офицерский чин.

Однако проходит совсем немного времени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.

Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж – иезуит Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятии современную буржуазную цивилизацию.

Ганс Касторп оказывается в некотором смятении – слушая долгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потом находит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей стороне правда.

Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врожденное недоверие к иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.

Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна, а в сопровождении своего нового знакомого – богатого голландца Пеперкорна.

Почти все обитатели санатория “Берггоф” попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной, загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с ним некоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизнь обрывается трагически.

Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафт и переходят на “ты”, несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий – на этот раз, видимо, навсегда.

С определенного момента в душах обитателей санатория “Берггоф” начинает ощущаться какое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки – датчанки Элли Бранд, обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мысли на расстоянии и вызывать духов.

Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы, в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов, а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санатории оказывается нарушенным.

Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самому ничтожному поводу.

Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеями развращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потом и к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. Ганс Касторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, где близкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсем другую сторону.

В заключительной сцене Ганс Касторп изображен бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны.

Автор сознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя – повесть о нем закончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон для повествования.

Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у Ганса Касторпа небольшие.

Б. М. Волхонский

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века. М.: “Олимп”; ООО “Издательство ACT”.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/kratkoe-izlozhenie-romana-tomasa-manna-volshebnaya-gora/

Творчество Томаса Манна. «Будденброкки»



Томас Манн Выдающийся немецкий писатель, романист, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1929 год и один из наиболее ярких и влиятельных европейских писателей XX века, Томас Манн рассматривал себя и рассматривался другими как ведущий поборник германских ценностей и главный представитель немецкой культуры с 1900 года вплоть до его смерти в 1955 году. Являясь стойким противником национал-социализма (нацизма) и режима немецкого диктатора Адольфа Гитлера, он стал хранителем жизненности этих ценностей и этой культуры в один из наиболее темных периодов истории Германии. Бесчисленное множество людей со всего мира читало переведённые на многие языки романы и рассказы Манна, наслаждаясь ими, изучая их и восхищаясь ими. А его повесть “Смерть в Венеции” признана лучшим произведением литературы XX столетия, среди тех, которые посвящены теме однополой любви.

Томас Манн родился 6 июня 1875 года, 4 года спустя после появления на свет своего старшего брата Генриха, в знатной и богатой купеческой семье в порту Любек, важном центре торговли на Северном море.

В этом старинном, тихом немецком городе не сразу стали ощутимыми грядущие перемены, связанные с золотым дождем контрибуций из Франции, результата проигранной ею войны.

Позднее именно он вызвал в Германии деловую лихорадку, спешное учредительство всяких предприятий и акционерных обществ.

Семья, в которой вырос будущий знаменитый писатель, всеми своими привычками, укладом, идеалами принадлежала предшествующей эпохе. Она тщетно силилась сохранить традиции купеческого патрицианского рода, культивировала обычаи “вольного города”, каким столетиями был и продолжал считаться в конце XIX века Любек.

Юный Томас, впрочем, в большей степени интересовался поэзией и музыкой, чем семейным предприятием или занятиями в школе. После смерти отца в 1891 г., оставшаяся в наследство торговая контора была продана и семейство переехало жить в Мюнхен.

Томас, работая в страховом агентстве, а потом учась в университете, обратился к журналистике и вольнонаемному писательству.

Именно в Мюнхене Томас начал свою карьеру литератора самым серьезным образом, достигнув настолько приличного успеха рядом рассказов, что его издатель предложил ему попытаться создать более крупное произведение.

Дом Маннов и упадок в точности такой же, как его, семьи за три поколения можно хорошо представить себе по роману “Будденброки”, первой значительной работы Манна.

Во многом автобиографическая, эта замечательная семейная хроника, созданная Манном в юношеские годы, была принята с таким единодушным одобрением, что некоторые критики по-прежнему считают роман наилучшей работой писателя.

В конце концов, книга оказывается в числе пользующихся наибольшим спросом, принося её автору славу и известность, хотя Томасу было еще только 26 лет. Успех произведения позволил Манну жить безбедно и посвятить себя писательскому ремеслу на всю оставшуюся жизнь.

Оба брата – Томас и Генрих Манны – рано решили посвятить себя литературе. Первые шаги на этом поприще они совершили в полном согласии и поддерживая друг друга. Вскоре их пути разошлись. Далеко и надолго. Причиной отчасти была, вероятно, слава, выпавшая на долю младшего, едва он опубликовал “Будденброков”.

Она далеко превзошла известность старшего и могла вызвать в нем чувство понятной ревности. Но для взаимного охлаждения были более глубокие причины – различия в представлениях о том, чем должен и чем не должен заниматься писатель. Генрих и Томас сблизились вновь спустя десятилетия.

Их объединила общая гуманистическая позиция и ненависть к фашизму.

Томасом Манном планировался, но был отложен ряд других крупных работ, и не было опубликовано после этого почти ничего, кроме рассказов, среди которых отмечают “Тристана” и “Тонио Крёгера”.

Только один роман, обычно не включаемый в свод его основных произведений, появился позднее: “Королевское Высочество”.

Ранние романы и рассказы Манна раскрывают его увлеченность вопросом взаимоотношения между мещанской жизнью и чувственностью современного искусства, его поглощенность темой смерти и философское влияние на него Вагнера и Шопенгауэра.

Несмотря на то, что Манн был женат с 1905 года и стал отцом шестерых детей, его эротические фантазии главным образом были направлены на мужчин. В человеческом отношении брак Манна был счастливым: писатель глубоко уважал и любил свою красавицу жену и честно выполнял свои супружеские обязанности.

“Что касается лично меня, то мой интерес в какой-то мере делится между двумя… принципами, принципом семьи и принципом мужских союзов. Я по инстинкту и убеждению сын семьи и отец семейства…

Читайте также:  Краткое содержание драйзер финансист точный пересказ сюжета за 5 минут

Но если речь идёт об эротике, о небюргерской, духовно-чувственной авантюре, то дело представляется немного иначе”.

Томас Манн, счастливо женатый мужчина и отец шестерых детей, считался сексуально благонадежным и в высшей степени организованным человеком. Его интерес к однополой любви казался чисто интеллектуальным. Но когда была опубликована его огромная переписка и дневники, большую часть которых писатель сжёг, оказалось, что эта заинтересованность была также глубоко личной.

Во время первой мировой войны, Манн стал выразителем шовинистических чувств в весьма изощренной манере, в своих эссе о Фридрихе Великом, восхищаясь напором, самопожертвованием и судьбоносностью прусского короля и представляя эту войну как борьбу между немецкой культурой и западной цивилизацией.

Впоследствии Манн подвергся нападкам за предательство дела германского национализма после мужественного отстаивания Веймарской демократии в эссе Von Deutscher Republik (1923) и других сочинениях и речах. Ясную и понятную для современников полемику с Томасом Манном содержал опубликованный в 1915 году братом Генрихом очерк “Золя”.

В ответ на то, что младший брат в годы первой мировой войны дал одурманить себя шовинистическими идеями, выраженными в апологетическом эссе о Фридрихе II, Генрих Манн в своем очерке прославляет французского писателя-гуманиста. Томас же прославляет прусского короля.

Любопытная контроверза! Мотив идейного спора с самым близким человеком, с которым связывают воспоминания об отчем доме, об общем очаге, о детской дружбе, о материнских уроках – один из важнейших в дилогии Генриха Манна “Молодые и зрелые годы короля Генриха IV”. Отношения короля Генриха и его сестры – своеобразная парафраза отношений братьев Манн.

Нотации, которые читает сестра Генриху с позиций узко понятых традиций и догм, заставляют вспомнить нотации, которые старшему из Маннов в косвенной форме приходилось порой выслушивать от младшего.

Оставаясь консервативным пессимистом, верящим, тем не менее, в прогресс, Томас Манн пишет второй полномасштабный роман “Волшебная гора” (Der Zauberberg, 1924, англ. пер. 1927), который представляет собой грандиозную панораму упадка европейской цивилизации. С изданием этого романа Манн утверждается в положении ведущего писателя Веймарской Германии.

Двойственное отношение к однополой любви, которой он любуется и которую одновременно осуждает, сквозит во многих произведениях Томаса Манна. Не исключение из этого и данный роман. Главный герой “Волшебной горы” молодой инженер Ганс Касторп преодолевает наваждение своей подростковой – все те же 14 лет! – влюбленности в одноклассника в осуществленной любви к похожей на этого мальчика женщине.

Между тем, летом 1927 г. 52-летний писатель влюбился в 17-летнего Клауса Хойзера, сына своего друга, дюссельдорфского профессора-искусствоведа. Мальчик ответил взаимностью и некоторое время гостил у Маннов в Мюнхене.

Несколько лет спустя читаем в дневнике писателя: “Это была моя последняя и самая счастливая страсть”. А 20 февраля 1942 г. писатель снова возвращается в дневнике к этим воспоминаниям: “Ну да – и я любил и был любимым.

Черные глаза, пролитые ради меня слезы, любимые губы, которые я целовал, – всё это было, и умирая, я смогу сказать себе: я тоже пережил это”.

В 1929 году Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе в первую очередь за его монументальное юношеское произведение роман “Будденброки”.

Впервые антифашистские убеждения Томаса Манна нашли выражение в произведении “Марио и волшебник”, рассказывающем об Италии времен Муссолини, где показываются опасности харизматической концепции политического руководства и бессилие народа в руках усыпляющего волю демагога. С наступлением нацистского режима Томас Манн вместе с остальными членами своей семьи эмигрирует в Швейцарию перед лицом угрозы гонений от фашистов, пришедших к власти. Большая группа немецких писателей – среди них и его брат Генрих, эмигрировала во Францию.

В 1936 году писателя в официальном порядке лишили германского гражданства и в том же году на заседании сената Академии наук в Бонне с него сняли звание почетного доктора и члена Академии так же, как и с Генриха Манна. Нацисты избегали всякого упоминания этого имени, пытаясь стереть память о нем из сознания немецкого народа.

В свою очередь Томас Манн принял активное участие в антифашистской борьбе, обличая “ужасающую изощрённость университетского образования Германии” в потворстве “тем идеям, которые разрушают Германию в моральном, культурном и финансовом аспектах”.

Немаловажно то обстоятельство, что в Ассоциацию писателей, созданную на Международном конгрессе в защиту мира и культуры (Париж, 1935), вошли оба брата, таким образом перечеркнув свою былую размолвку.

Понятным ввиду грозящей оккупации Франции становится решение Манна с семьёй перебраться в Соединенные Штаты Америки в 1938 году. Сначала он поселяется в Принстоне, в штате Нью-Джерси, где он преподает некоторое время в Принстонском университете, а затем переезжает в Пасифик-Палисэйдс, в Калифорнию.

В Америке Манн сочиняет ряд антифашистских очерков, в число которых входит эссе “Грядущая победа демократии».

Находясь в изгнании в Швейцарии и США, он завершает свой монументальный четырехтомный роман “Иосиф и его братья”, трогательная дань уважения евреям в их самое мрачное историческое время, в которой изображается свобода личности, борющейся против продажной тирании.

Последнее столкновение Манна с миропорядком Гитлера, смесью гения и безумия в немецкой “душе” и ужасов рухнувшей цивилизации, произошло в его последнем большом романе “Доктор Фаустус”.

Осмысливая в нем уроки германского фашизма, Манн опять обращается к природе гомоэротического желания, персонализированного похожим на Пауля Эренберга Руди Швердтфегером, и снова видит в нем деструктивное начало, подрывающее стабильность общества.

Как и 80-летнего Гёте, испытавшего страсть к 17-летней Ульрике фон Леверцов, 75-летнего Манна по-прежнему волнует юношеское тело: “Боже мой, как привлекательны молодые люди: их лица, даже если они наполовину красивы, их руки, их ноги” (дневник, 18 июля 1950 г.).

В курортном парке он любуется силой и грацией молодого аргентинского теннисиста. Но очарование юности лишь подчеркивает бессилие старости.

“Я близок к тому, чтобы пожелать смерти, потому что не могу больше выносить страсть к “божественному мальчику” (я не имею в виду конкретно этого мальчика)” (6 августа 1950 г.).

Последней страстью 75-летнего писателя был 19-летний баварский кёльнер Франц Вестермайер. “Постоянно думаю о нем и стараюсь найти повод для встречи, хотя это может вызвать скандал” (8 июля 1950 г.). “Засыпаю, думая о любимом, и просыпаюсь с мыслью о нём.

“Мы всё ещё болеем любовью”. Даже в 75. Ещё раз, ещё раз!” (12 июля 1950 г.). “Как замечательно было бы спать с ним…” (10 июля 1950 г.). Этой мечте Томаса Манна не суждено сбыться, но он превратит кёльнера Франца в лукавого авантюриста Феликса Круля.

Не в силах ни побороть, ни принять свои гомоэротические желания, Манн говорит намеками и загадками. “Хорошо, конечно, что мир знает только прекрасное произведение, но не его истоки, не то, как оно возникло; ибо знание истоков, вспоивших вдохновение художника, нередко могло бы смутить людей, напугать их и тем самым уничтожить воздействие прекрасного произведения”.

В 1952 году писатель переехал обратно в Швейцарию, напуганный атмосферой политических репрессий, инициированных в США крестовым походом сенатора Джозефа Р. Макарти против коммунизма при воинствующей гомофобии. Томас Манн остался жить в Швейцарии до самой смерти и, прожив целый год в Цюрихе, скончался 12 августа 1955 г.

Будденброки – Томас Манн приступил к написанию своего большого детища, задуманного им в духе скандинавских романов о гибели детства, семьи и родного города.

Причем в отличие от многих писателей, Томас написал сначала не только первое предложение «Что это? Что – же – это?», но и последнюю фразу «Вот и вся история». В течение двух последующих лет писатель копил материалы о своем родном городе Любеке и его обществе.

Первоначально запланированные 250 страниц писатель написал в 1897 году, но потом роман стал жить своей собственной жизнью и незаметно по объему вырос к 1890 году в три раза. Почти год Манну пришлось бороться с издательством за сохранение этого объема и победить.

Издатель же не только признал свое поражение, но предложил молодому писателю редко встречающийся даже сегодня договор, согласно которому гонорар составил 20 процентов от реализации книги!

Первые 1000 экземпляров романа «Будденброки. История заката одной семьи» стоимостью 12 марок (огромные по тем временам деньги!) вышли уже в октябре 1901 года и принесли автору такой успех, что уже через год понадобилось второе издание. Знатоков литературы и общественность сразило наповал мастерство Манна.

А критик Самуэль Люблинский уже после первого издания написал пророческие слова, ставшие актуальными и в наше время – «Этот роман останется недосягаемой книгой. Со временем он будет только вырастать, его будут читать многие и многие поколения.

Ведь это произведение, которое действительно переживет не только свое время, но и века». О правоте этих слов могут свидетельствовать, например, цифры тиражей «Будденброков» — до 1933 года только на немецком языке было издано 1,2 миллиона экземпляров романа.

Потом наступил перерыв, связанный с запрещением и сожжением книг Томаса Манна в фашистской Германии, но после 1945 года в обеих частях Германии было издано уже более 3 миллионов экземпляров книги. Это не считая переводов на 31 иностранный язык. А к 100-летию «Будденброков» издательство S.

Fischer Verlag, впервые опубликовавшее роман, намерено выпустить собрание сочинений Томаса Манна с подробными комментариями к первому его крупному произведению.

Возможно ли сегодня написание подобного романа? Вопрос спорный, хотя вряд ли – и речь идет не только о нехватке молодых талантов, но и о том, что с течением времени потерялись традиции общественного романа. Тем ценнее для нынешнего поколения гуманистов «Будденброки» – не только история заката семьи, но и история торжества подлинного гуманизма.



Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://gumfak.ru/zarub_html/bilet3/zaruba24.shtml

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector