Краткое содержание рассказов владислава крапивина за 2 минуты

Библиотечное мероприятие «Мир Владислава Крапивина»

Краткое содержание рассказов Владислава Крапивина за 2 минуты

Подготовка:выучить песни под гитару: “Бригантина”, “Синий краб”, “Песня о барабанщиках”, подготовить инсценирование текста, ведущих.

На доске: в рамке, изображающей море, стоит портрет Крапивина, рядом – корабль, ракушки, на стене висит штурвал.

Оформление: книжная выставка, посвященная жизни и творчеству поэта, презентация, музыкальное оформление.

Ход мероприятия:

Библиотекарь

-Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о замечательном современном детском писателе Владиславе Крапивине и его книгах. Мы окунёмся в мир этого писателя, ведь он в свои 75 лет остаётся в душе ещё совсем мальчишкой и это помогает ему писать такие замечательные книги для детей.

1 чтец Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.             
     Давным – давно, когда писатель ещё был мальчиком Славой, он любил сочинять стихи и всякие истории. Первое стихотворение он придумал в очень юном возрасте. Было ему тогда 4,5 года.

Дело в том, что Славкин сосед придумал ему обидное прозвище – «Комнатный балбес», за то, что весной сорок третьего года Славке не в чем было выйти на улицу и он, глядя в окошко на пускавших кораблики пацанов, с досады корчил всякие рожи.

Тогда он сочинил короткую эпиграмму, в которой сообщалось о некоторых нехороших качествах Славкиного соседа-первоклассника.

За те несколько строчек, распеваемых на весь дом, будущий писатель был поставлен в угол, но стремление к сочинительству не потерял и продолжал придумывать стихи, сказки, рассказы, а во втором классе даже написал «роман». В этом произведении было всего 20 страниц.

Речь в нём шла о пиратах, буре, кораблекрушении и прочих морских приключениях. Дело в том, что второклассник Славка мечтал стать капитаном дальнего плавания. Этот роман он назвал «Остров Привидения». И читатели нашлись. Это были сосед Мишка и его одноклассники. Роман им понравился.

В ту пору многие мальчики мечтали стать капитанами. Удавалось это, конечно, не всем. Мальчику Славке не удалось.

2 чтец Когда он окончил школу, врачи дали ему от морского училища, как говориться, отворот на 180 градусов. «Не с вашим здоровьем, молодой человек, соваться в моря-океаны». Видимо, в давние военные годы «молодой человек» недобрал положенной нормы калорий и витаминов». «Ну и ладно, – подумал Владислав Крапивин, – пойду в учителя!» Ведь его родители были педагогами.

«Буду давать ребятам такие уроки, что другие учителя помрут от зависти; стану добрым, мудрым и справедливым наставником». Но и здесь опять случилась неудача: почему-то в том году в местном пединституте не было приёма документов. Будущий писатель пережил и эту неудачу: «Ладно, с морем не вышло, с педагогикой тоже, но уж сочинять истории мне никто не помешает!».

3 чтец И чтобы научиться этому делу как следует, он из родного города Тюмени поехал в Свердловск и поступил в университет на факультет журналистики. Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты “Вечерний Свердловск”.

Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале “Уральский Следопыт”. Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу. 
Он начал писать рассказы. Очень скоро начинающий литератор понял: чтобы писать о чём-то всерьёз, надо это «что-то» знать. Нужно понимание темы.

А что мог понимать вчерашний школьник, кроме своего детства, приятелей-одноклассников и всяких случаев из своей мальчишечьей жизни? Вот и стал писать именно про детство. Герои книг Владислава Крапивина – мальчишки и девчонки, наши ровесники.

В его книгах добро всегда побеждает зло, царит вера в справедливость, действуют законы верности и чести. Первая книга Владислава Крапивина “Рейс “Ориона”” вышла в 1962 году в Свердловске.

4 чтец Если спустить на воду все бриги, фрегаты, каравеллы, шхуны, клипера и баркентины, описанные в повестях Владислава Крапивина, получится невиданная флотилия. Если созвать всех его героев: горнистов и барабанщиков, всадников, летчиков для особых поручений, мушкетеров – предстанет ребячье племя со всей неуёмной фантазией.

А если бы вдруг понадобилось собрать для большого, а может, и рискованного дела много стойких, чистых, бесстрашных людей, то этому человеку достаточно было бы сказать несколько слов – и примчались бы, приехали, прилетели бы сотни людей со всей страны: и взрослые, и ребята, которым этого было бы достаточно.

Ведь Крапивин смог в РЕАЛЬНОЙ жизни, в городе далеком от морей стать настоящим командором.

5 чтец Однажды Владислав Крапивин сказал: «Ничего другого, как сочинять книги, я не умею». Но это не совсем правда. Есть у него ещё одно занятие, которое тоже на всю жизнь.

Ещё в юности, в 1961 году в городе Свердловске Славка собрал ребячью компанию. Через несколько лет компания превратилась в крепкий отряд, где ребята занимались корреспондентским делом, учились фехтовать, строили парусники, на которых ходили по уральским озёрам. Отряд называется «Каравелла» и живёт до сих пор.

Жизнь этих ребят наполнилась содержанием и смыслом с их неизменным капитаном – Вячеславом Петровичем Крапивиным, для них – Славиком. Именно им он первым открывал тайну только что написанных книг, книг о них и для них. Все для них было узнаваемым, родным, домашним. В его героях они узнавали себя, и гордились этим.

И объединяла их всех клятва, данная ими: «Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам».

Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги”. Это строки – из устава «Каравеллы».

А вот ещё один пункт из этого устава: “ Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы я их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня”

А Владислав Крапивин не меньше, чем написанными книгами, гордиться двумя десятками яхт, которые они вместе с ребятами построили собственными руками и по собственным чертежам.

Правда, сейчас уже Владислав Крапивин не командует «Каравеллой», но остаётся наставником и сохраняет полученное от ребят навечно звание Командора.

7 чтец А кто такой Командор?

В его рассказе “Выстрел из монитора” парнишка, один из героев, говорит: «Командоры – это… просто люди, которые защищали детей. Во время всяких несчастий, эпидемий, войн.

Они вообще хранители от всякого зла. Они говорили, что именно в детях надежда на хорошее будущее. Взрослые теряют способность делать необыкновенное, а дети могут.

Вот и надо их беречь для спасения человечества.»

Так и зовут его ребята, взрослые-моряки, писатели и художники, журналисты, учителя и библиотекари.Владислава Крапивина часто приглашают на встречи с ребятами, студентами, где он рассказывает о своем творчестве.

Нам не посчастливилось побывать на встречах с этим писателем, давайте совершим хотя бы заочную экскурсию в его штаб-квартиру, как он сам её называет, ибо именно там собирались и собираются до сих пор его ученики.

8 чтец

-Некоторые писатели любят работать в пустых просторных комнатах, за широкими, ничем не занятыми столами — чтобы лишние предметы не отвлекали их внимание. У Командора иначе. Он не терпит пустых стен. Стены его каюты завешаны фотографиями, картинами, портретами, картами и приборами.

Заставлены стеллажами, которые много лет назад он сконструировал и сколотил сам — из досок, оставшихся от строительства яхт (яхты конструировал и строил тоже он сам, вместе с мальчишками). На стеллажах — не только книги. Там множество занимательных предметов.

Командор считает, что в каждом таком предмете живая душа и о любом из них можно написать рассказ, повесть, стихотворение, и даже песню. Вот одна из них на стихи Крапивина «Песня о клипере»

Библиотекарь

Барабаны, паруса, шпаги – неизменные атрибуты книг Владислава Крапивина, выросшие до уровня символа. Романтика – в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов.

В своих произведениях писатель создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки – «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства.

Они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому его герои часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то.

Крапивина убежден: “Все начинается в детстве: первые паруса, первые стихи и первые неудачи. Первая любовь и первый смелый поступок… И от того, разрешишь ли ты первые свои трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты станешь”.

В какое бы время ни поселил Крапивин своих героев, с какой бы планеты они ни были, все они связаны узами духовного братства, одинаковыми представлениями о самом важном: чести, верности, дружбе.

9 чтец Книга «Голубятня на жёлтой поляне»

Эта книга повествует о судьбе разведчика Дальнего космоса Ярослава Родина и его друзей, которые вступили в борьбу с цивилизацией пиратов. Взрослым и юным героям надо пройти немало трудных путей и порой они решаются на смертный риск.

Ребята, еще такие маленькие, а уже столько сделали! Спасли целую галактику, мир на своей планете.

А Ярослав Родин, видно, сам был в душе мальчишка, раз ради мальчишек ушел на неведомую Планету спасать четверых ребят, а потом и целую Планету от захватчиков!

Нам бы в горны трубить,

По дорогам шагать,

Штормовые рассветы встречать

Нам коней горячить,

Догоняя врага,

Карабины срывая с плеча

Пусть проснется горнист,

Протрубит общий сбор –

Нам пора выходить на врага.

Будет ветер и снег,

Будут пули в упор

И слова посвинцовее пуль.

Это слова из песни в книге Владислава Крапивина «Голубятня на жёлтой поляне»

10 чтец Вкнигах КРАПИВИНА часто рассказывается о настоящей дружбе. И совсем неважно кто ты: девчонка, дошкольник или мальчишка-подросток. Главное, чтобы ты был хорошим другом, и в трудную минуту не предал, не струсил, а поддержал.

Вот таким настоящим другом для подростка Володи и стал маленький мальчик Аркашка, по простому Кашка, из книги «Оруженосец Кашка». Кашка ходил за  Володей Новоселовым в пионерском лагере, как привязанный, ему очень хотелось, чтобы Володя его заметил, похвалил.

Кашка очень радовался, когда они победили в рыцарском турнире. Не сразу, но все-таки и Володя привязался к Кашке, потому что с ним было интересно. Кашка никогда не предаст Володю, он надежный друг. Ведь не убежал же он, когда на них побежала большая собака.

Хоть и сильно испугался, но не оставил Володю одного. Значит, и у маленького человечка может быть большое доброе сердце.

11 чтец

Главный герой книги «Мальчик со шпагой» – Сережа Каховский – мечтатель. Он Доброта и справедливость, верная дружба и рыцарство, ответственность за свои поступки и готовность отстаивать правду – не пустые слова для этих ребят. Они свято следуют своему кодексу чести в жизни – реальной, но в то же время граничащей со сказкой.

12 чтец Книги Крапивина не оставляют равнодушными и современных нам мальчишек и девчонок. Они читают их, живут ими, сочиняют стихи об их героях. Послушайте стихотворение Андрея Земскова, посвященное Владиславу Крапивину, его произведению “Мальчик со шпагой”.

Читайте также:  Краткое содержание перро красная шапочка точный пересказ сюжета за 5 минут

Легион не сбивается с шага,

Строем двигаясь в небытие.

Повзрослевший мальчишка со шпагой,

Ненадежно оружье твое.

Сопредельности солнечных граней

Разошлись на крутом вираже.

Подорожник, приложенный к ране,

Не спасает от смерти уже.

Брось клинок свой, покуда не поздно, –

Никому не страшна его сталь.

Ты же видел, как в городе Грозном

Струи пламени рвали асфальт,

Как в Афгане внезапной атакой

Вдруг откликнулся мирный кишлак.

Что ты скажешь, мальчишка со шпагой,

Генералам без чести и шпаг?

Он дрожит на ветру от озноба:

“Да, оружье такое старо.

Но, когда в мире властвует злоба,

Кто-то должен стоять за Добро.

Пусть перо расплевалось с бумагой,

А театр перестроился в тир,

Кто-то – с кистью, с гитарой, со шпагой–

Все же должен спасать этот мир!”

13 чтец Сюжет книги «Дети синего фламинго» необычный: все происходит в наше время, в нашей стране и одновременно в сказочной — на острове Двид. Мы часто задумываемся над тем, почему взрослые так жестоки, властны, алчны? Ведь детьми они не были такими. Например, Правитель в детстве любил людей, жизнь, был честным, умел дружить.

Став взрослым, он изменился. Ему так понравилось властвовать, что ради этого он готов пожертвовать дружбой и честью. Ученый и остальные жители сказочной страны бездеятельны, обижены. Им совсем не хочется бороться с Ящером, их устраивала эта жизнь. Каждый из них часами может говорить о своих несчастьях, о том, что их предали, но изменить ничего не пытаются.

Жертвами такой жизни становятся дети, у которых отбирают детство. Они сразу становились взрослыми – послушными и задавленными. Как победить ужасного монстра, который держит в страхе жителей острова и хранит баланс общественной жизни?
Этими героями стали Женька и Юлька Гаранин, дети с чистой душой.

На этом острове оно нашли себе друзей, испытали боль потерь, но в конце концов смогли одолеть Ящера.

( показать отрывок из фильма)

БиблиотекарьВладиславом Крапивиным было написано огромное количество книг. Среди низ «оранжевый портрет с крапинками», «Самолёт по имени «Сирена», «Дырчатая луна», «Кораблики», «Мушкетёр и фея».

Начиная с 1992 г. стал создаваться космический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой.Появились книги «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га», «Застава на якорном поле», «Крик петуха», «Белый шарик матроса Вильсона», «Сказки о рыбаках и рыбках», «Лоцман». Все эти книги вошли в серию книг под нвзванием «Мир Великого Кристалла».

«Мир Великого Кристалла»-это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени» и главные герои этих книг конечно же дети. Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению.

Нескольких премий был удостоен фильм “Колыбельная для брата” по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина. 

библиотекарьЧтобы проверить, насколько вы знаете биографию и творчество Владислава Крапивина, ответьте на вопросы.

Кроссворд. (Слайды 18-30) 1. В каком городе родился Владислав Петрович Крапивин? (г.Тюмень)

2Где прожита большая часть его жизни? (г. Екатеринбург)

3. Кем были его родители? (педагоги)

4. Любимый писатель В.П.Крапивина? (Паустовский К.Г.)

5. Название детской организации, созданной Крапивиным, которой он руководил в течение 30 лет? (Каравелла)

6. Кто чаще всего является героями произведений Крапивина? (Мальчишки)

7. Как называли и до сих пор часто называют Крапивина его ученики? (Командор)

8. Имя старшего сына В.П.Крапивина, являющегося иллюстратором произведений отца? (Павел).

9. Имя младшего сына Крапивина? (Алексей)

10.Любимый жанр Крапивина? (повесть)

11. Какой поэтический образ присутствует не только в жизни Крапивина, но и его питомцев и героев книг? (море)

-Творчество В.Крапивина оценено по достоинству: в 2006 году Ассоциацией писателей Урала и региональным общественным фондом Владислава Крапивина учреждена Международная литературная премия имени В.П. Крапивина. В Интернете открыт сайт писателя Крапивина, который ведут его ученики и поклонники.

В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в “Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества”, “Библиотеку приключений и научной фантастики”, “Библиотеку мировой литературы для детей”, в японскую 26-томную серию “Избранные сочинения русских писателей для подростков”. 

Владислав Петрович Крапивин имеет множество наград и премий. 

Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. 
    В настоящее время писатель вернулся на родину и проживает в городе Тюмень. 14 октября его друзья отмечали день рождения Крапивина– 75 лет. Это и много, и мало – как поглядеть!

Всегда мальчишки и девчонки будут спешить на зов моря, на зов помощи, храня верность дружбе, справедливости, чести. И вести их будут книги Крапивина, его горнисты и барабанщики, его герои и друзья из “Каравеллы”.

Закрывая наше мероприятие, я зачитаю слова одного из гостей сайта В. Крапивина, в которых он благодарит писателя: «Спасибо Вам… за живую сказку. Вы как чудесная машина времени.

Прочитать вашу книгу, это как вдруг встретить волшебника, поболтать с драконом, найти друга, даже если уже не верил, что это случиться.

Не знаю, как вам это удается, но я уверен, что летать на ковре самолете вы не разучились» и словами самого Крапивина из его книги “Выстрел с монитора” : “Будьте счастливы, ребята!”

Песня «Вновь тревога» (заключительная)

Источник: https://infourok.ru/bibliotechnoe_meropriyatie__mir_vladislava_krapivina-483303.htm

Краткое содержание рассказов Крапивина

Алька – это мальчик, которому семь лет. Он – большой романтик, любит и верит в сказке. А также, он очень добрый, хотя это не мешает его старшей сестре по имени Марина часто ругать и наказывать его. Сам Алька имеет место Читать далее

Валькины друзья и паруса

Что делать, если в тебя никто не верит, и считают только тем, кто постоянно и неуклонно нарушает дисциплину и порядок? И это весьма трудная ситуация, в которую попал один маленький мальчишка Читать далее

Дети синего фламинго

Повесть Дети синего фламинго – это рассказ о приключениях, в которых побывал самый обычный мальчик из нашего времени. Обманным путем его заманивают на остров, которого нет ни на одной карте Читать далее

Журавлёнок и молнии

Главный герой произведения – одиннадцатилетний мальчик Юрий Журавин, или Журка, который встречает на своём жизненном пути много разных людей, оставивших значимый след в его жизни. Читать далее

Звезды под дождем

Звезды под дождем – звучит очень красиво и романтично. Но на свете стало столько практичных людей и совсем не романтиков, что иногда становиться скучно жить, ведь на свете столько всего интересного Читать далее

Ковер самолет

Жизнь наша проходит очень важный этап – детство. Именно в этих летах мы чувствуем себя хорошо, необычайно легко, и кажется, нет никаких проблем. Именно потому, наше детство и юность должны быть самыми насыщенными и яркими я наших воспоминаниях Читать далее

Колыбельная для брата

Главного героя зовут Кирилл. Он учится в седьмом классе. В начале года он попадает в очень неприятную ситуацию. Так случилось, что он был в раздевалке для учителей и его обвинили в краже. Читать далее

Мальчик со шпагой

История начинается на маленькой железнодорожной станции, куда приходит юный герой. Мальчик Серёжа Каховский совсем один, но все замечают, какой он воспитанный и вежливый. Там он находит себе друга – бездомного лохматого пса. Читать далее

Мушкетер и фея

Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, в жизни каждого человека, потому очень важно все то, что происходит в то время. Джонни, фамилия которого Воробьев Читать далее

Оруженосец Кашка

Володя – мальчик, который отдыхает в летнем лагере вот уже какое-то время. Он – симпатичный, веселый и преданный дружбе со всем, с кем дружит. Володя – к тому же подросток, что важно Читать далее

Та сторона, где ветер

Генке на протяжении долгого времени не удается сдать английский. Обстоятельство может обернуться для него неприятными последствиями. Его могут оставить на второй год, к тому же при не исправлении ситуации отец грозит его сурово наказать. Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/krapivin

Очень нужно!!! Напишите пожалуйста краткое содержание рассказа Владислава Крапивина «Колыбельная для брата»!

  • Пересказ на три листа? Девочка, ты правда думаешь, что кто-то станет тебе здесь писать такой опус? Да на три листа вообще никто в здравом уме писать не будет.

    Скажи училке (и посмотри на е реакцию) , что столь подробное изложение сюжета, с вынужденным изложением даже незначительных сюжетных деталей, может быть расценено как создание производной работы от объекта действия имущественных авторских прав Владислава Петровича Крапивина.

    Использование не в личных целях такой работы является противоправным. И написана она без согласия В. П. Крапивина быть не может по причинам, изложенным в четвртой части Гражданского кодекса Российской Федерации. И пусть не занимается дурью твоя училка.

    Письменный пересказ небольшого произведения на 3 листа – это именно дурь.

    Тем более, пересказывать это произведение достаточно сложно. Повествование нелинейное. Перегружено флешбэками.

    Краткий пересказ:

    На классном собрании семиклассника Кирилла обвиняют в том, что он украл кошелк у студентки-практикантки в школьной учительской. Обвинение строится на том факте, что Кирилл был застигнут в учительской и, в отличии от своих товарищей, не позволил дежурному учителю обыскать свои карманы. Чувство собственного достоинства не позволило.

    Спустя некоторое время, Кирилл узнат кто на самом деле стащил кошелк. И узнат также, что укравший кошелк мальчик вынужден был это сделать в связи с имевшими место быть фактами шантажа со стороны уличной шпаны.

    Кирилл пытается помочь мальчишке, выгораживает его на классном собрании и фактически старается переключить внимание хулиганов на себя. Успешно. В конце книги, Кирилла жестоко избивают. Спасает его лишь помощь вовремя подоспевшего друга.

    В общем, автор дат понять: борьба будет продолжена.

    Повествование прерывается флешбэками (отсылками в прошлое) . Читатель видит жизнь главного героя в течение года до описываемых событий. В этот год, мальчишка нашл хороших друзей. Смастерил вместе с ними из старой шлюпки парусное судно (гафельный кеч) .

    И побывал в переделке, которая вполне могла закончится фатально. Если кратко и для увеличения объма твоего пересказа: когда ребята смастерили судно и отправились в плавание по озеру вместе с 24-летним неформальным руководителем этой компании, началась буря. А по берегам озера тем временем бушевал лесной пожар.

    Поняв, что несколько туристов, которых ребята видели ранее, могут оказаться в окружении огня, им пришлось выйти на самодельном парусном судне во время шквала. Кирилл, будучи рулевым, успешно провл яхту меж бетонных блоков (не помню чего – причала что ль какого-то) .

    Читайте также:  Краткое содержание астафьев звездопад точный пересказ сюжета за 5 минут

    Правда, к тому времени туристов уже эвакуировали настоящие спасатели на обычной моторной лодке.

    И эти две сюжетные линии (Кирилл сейчас и Кирилл раньше ) идут фактически на равных.

    Главному герою иногда придат сил и решимости своеобразное чувство ответственности, любовь к своему новорожденному брату. В числе прочего, он в качестве колыбельной для брата использует дорогую сердцу песню, услышанную им в компании своих товарищей. Причм, о происхождении песни читатель узнат ближе к концу книги. Потому произведение и носит такое название – Колыбельная для брата .

    p.s: можешь также глянуть фильм – произведение было экранизировано в 1982 году. Правда, все острые углы там срезаны. И мне очень жаль, что Крапивина начали проходить в школе.

    Он всегда громил и громит до сих пор вот такой тупой формализм школьных учителей, ни во что не ставящих человеческое достоинство учеников. Раньше, по его словам, из сборников в школьных библиотеках выдирали страницы с его произведениями. А теперь. . дожили. .

    пересказ из под палки на 3 листа произведения, которое как-раз учит чувству собственного достоинства, чести и умению всегда стоять на свом.

    p.s.s: а ещ лучше – плюнь на пересказ и прочитай книжки Крапивина. Это действительно очень интересное чтиво. И отнюдь не такое детское, как может показаться в начале.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/shkoli/ochen-nuzhno-napishite-pozhalujsta-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-vladislava-krapivina-kolibelnaya-dlya-brata/

    Читать

    Владислав Крапивин

    Рассказы

    АЛЫЕ ПЕРЬЯ СТРЕЛ АЛЬФА БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ БЕГСТВО РОГАТЫХ ВИКИНГОВ ВОСЬМАЯ ЗВЕЗДА ГВОЗДИ ДАЛЕКИЕ ГОРНИСТЫ ЗВЕЗДЫ ПОД ДОЖДЕМ КАПИТАНЫ НЕ СМОТРЯТ НАЗАД КОСТЕР КРАСНЫЙ КЛИВЕР МИННОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ НАДПИСЬ НА БРАНДМАУЭРЕ НАСТОЯЩЕЕ ОСТРОВ ПРИВИДЕНИЯ ПАЛОЧКИ ДЛЯ ВАСЬКИНОГО БАРАБАНА ПЕРВЫЙ ШАГ ПИСЬМО СЕВЕРНОЙ КОРОЛЕВЫ ПЛАНШЕТ ПОЧЕМУ ТАКОЕ ИМЯ? ПУТЕШЕСТВЕННИКИ НЕ ПЛАЧУТ РЕЙС “ОРИОНА” РИСК РУКАВИЦЫ САМЫЙ МЛАДШИЙ СИГНАЛ ГОРНИСТА СНЕЖНАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ СТРАНА СИНЕЙ ЧАЙКИ ТАБАКЕРКА ИЗ БУХТЫ ПОРТ-ДЖЕКСОН ТРОЕ С БАРАБАНОМ ШТУРМАН КОНОПЛЁВ Я ИДУ ВСТРЕЧАТЬ БРАТА

    Владислав Крапивин

    ПОЧЕМУ ТАКОЕ ИМЯ?

    Рассказы. 1960 – 1963 гг

    ПОЧЕМУ ТАКОЕ ИМЯ?

    Тоник, Тимка и Римма возвращались с последнего детского киносеанса из клуба судостроителей.

    – Далеко до моста, – сказал Тимка. – Айда на берег. Может, кто-нибудь перевезёт.

    – Попадёт, если дома узнают, – засомневался Тоник.

    Римма презрительно вытянула губы:

    – Мне не попадёт.

    – Он всегда боится: “Нельзя, не разрешают…” Петька и тот не боится никогда, – проворчал Тимка. – Пойдёшь?

    Тоник пошёл. Уж если маленький Петька, сосед Тоника, не боится, то ничего не поделаешь.

    Обходя штабеля мокрого леса и перевёрнутые лодки, они выбрались к воде. Было начало лета, река разлилась и кое-где подошла вплотную к домам, подмывала заборы. Коричневая от размытого песка и глины, она несла брёвна и обрывки плотов.

    По середине реки двигалась моторка.

    – Везёт нам, – сказал Тимка. – Вон Мухин едет. Я его знаю.

    – Какой Мухин? Инструктор ДОСААФ? – поинтересовалась Римка.

    – Ага. Его брат в нашем классе учится.

    Они хором несколько раз позвали Мухина, прежде чем он помахал кепкой и повернул к берегу.

    – Как жизнь, рыжие? – приветствовал ребят Мухин. – На ту сторону?

    Рыжей была только Римка.

    – Сами-то вы красивый? – язвительно спросила она.

    – А как же! Поехали.

    – Женя, дай маленько порулить, – начал просить Тимка. – Ну, дай, Жень!

    – На брёвна не посади нас, – предупредил Мухин.

    Тимка заулыбался и стиснул в ладонях рукоятку руля. Всё было хорошо. Через несколько минут Тимка развернул лодку против течения и повёл её вдоль плотов, которые тянулись с правого берега.

    – Ставь к волне! – закричал вдруг Мухин.

    Отбрасывая крутые гребни, мимо проходил буксирный катер. Тимка растерялся. Он рванул руль, но не в ту сторону. Лодка ударилась носом о плот. Тоник ничего не успел сообразить. Он сидел впереди и сразу вылетел на плот. Скорость была большой, и Тоник проехал поперёк плота, как по громадному ксилофону, пересчитав локтями и коленками каждое брёвнышко.

    Мухин обругал Тимку, отобрал руль и крикнул Тонику:

    – Стукнулся, пацан? Ну, садись!

    – Ладно, мы отсюда доберёмся, – сказала Римка и прыгнула на плот. За ней молча вылез Тимка.

    Тоник сидел на брёвнах и всхлипывал. Боль была такая, что он даже не сдерживал слёз.

    – Разнюнился, ребёночек, – вдруг разозлился Тимка. – Подумаешь, локоть расцарапал.

    – Тебе бы так, – заступилась Римка. – Рулевой “Сено-солома”…

    – А он хуже девчонки… То-о-нечка, – противно запел Тимка.

    Теперь Тоник всхлипнул от обиды. Кое-как он поднялся и в упор поглядел на Тимку. Когда Тимка начинал дразниться, он становился противным: глаза делались маленькими, белёсые брови уползали на лоб, губы оттопыривались… Так бы и треснул его.

    Тоник повернулся, хромая, перешёл на берег, и стал подниматься на обрыв по тропинке, едва заметной среди конопли и бурьяна.

    В переулке, у водонапорной колонки он вымыл лицо, а дома поскорей натянул шаровары и рубашку с длинными рукавами, чтобы скрыть ссадины. И всё же мама сразу спросила:

    – Что случилось, Тоничек?

    – Ничего, – буркнул он.

    – Я знаю, – сказал папа, не отрываясь от газеты. – Он подрался с Тимофеем.

    Мама покачала головой:

    – Не может быть, Тима почти на два года старше. Впрочем… она коротко вздохнула, – без матери растёт мальчик. Присмотра почти никакого…

    Тоник раздвинул листья фикуса, сел на подоконник и свесил на улицу ноги. В горле у него снова запершило.

    – Тимка никогда не дерётся.

    Папа отложил газету и полез в карман за папиросой.

    – Так что же произошло?

    – А вот то… Придумали такое имя, что на улице не покажешься. То-о-нечка. Как у девчонки.

    – Хорошее имя. Ан-тон.

    – Чего хорошего?

    – А чего плохого? – Папа отложил незажжёную папиросу и задумчиво произнёс: – Это имя не так просто придумано. Тут, дружище, целая история.

    – Мне не легче, – сказал Тоник, но всё-таки обернулся и поглядел украдкой сквозь листья: собирается ли папа рассказывать?

    Вот эта история.

    Тогда папа учился в институте, и звали его не Сергеем Васильевичем, а Сергеем, Серёжей, и даже Серёжкой. После второго курса он вместе с товарищами поехал в Красноярский край убирать хлеб на целине.

    Папа, то есть Сергей, жил вместе с десятью товарищами в глинобитной мазанке, одиноко белевшей на пологом склоне. Рядам с мазанкой были построены два крытых соломой навеса. Всё это называлось: “Полевой стан Кара-Сук”.

    Больше кругом ничего не было. Только степь и горы. На горах по утрам лежали серые косматые облака, а в степи стояли среди колючей травы горячие от солнца каменные идолы и странные синие ромашки. Среди жёлтых полей ярко зеленели квадраты хакасских курганов. В светлом небе кружили коршуны. Их распластанные тени скользили по горным склонам.

    По ночам ярко горели звёзды.

    Но однажды из-за горы, похожей на двугорбого верблюда, прилетел сырой ветер, и звёзды скрылись за глухими низкими облаками.

    В эту ночь Сергей возвращался с соседнего стана. Он ходил туда с поручением бригадира и мог бы там заночевать, но не стал. Утром к ним на ток должны были прийти первые машины с зерном, и Сергей не хотел опаздывать к началу работы.

    Он шагал прямиком по степи. Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. Но сумерки сгущались, и горизонт растаял.

    А скоро вообще ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. И не было звёзд. Только низко над землёй в маленьком разрыве туч висела едва заметная хвостатая комета.

    Но Сергей увидел комету впервые и не мог узнать по ней направление.

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=61639&p=2

    Почему привлекательны для современного читателя герои произведений Владислава Крапивина?

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………2

    Глава I. Биография Владислава Крапивина……………………………………3

    Глава II. Главные темы в произведениях писателя……………………………4

    1.     Романтика и приключения………………………………………………….4

    2.     Тема дружбы на страницах произведений Крапивина ……………………5

    3.     Рыцарство и благородство героев………………………………………….6

    Глава III. Результаты анкетирования одноклассников……………………… 7

    Заключение……………………………………………………………….……..8

    Приложения……………………………………………………………………..9

    Список литературы……………………………………………………………13

                                                                                                                                       1  

     ВВЕДЕНИЕ

       Приступая к исследованию, необходимо определить цель. Цель данной работы – ответить на вопрос: почему привлекательны для современного читателя герои произведений Владислава Крапивина.

       Для достижения цели исследовательской работы предстоит решить следующие задачи:

       – изучить биографию Владислава Крапивина;

       – ознакомиться с творчеством писателя;

       – сделать тематический анализ произведений автора;

       – изучить читательские интересы и уровень знаний учащихся 4 «б» класса о творчестве В. Крапивина через анкетирование.

       В работе будут использоваться такие методы исследования:

       – изучение художественных произведений В. Крапивина;

       – анкетирование одноклассников.

                                                                                                                                       2

          Глава I. Биография Владислава Крапивина.

       Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в городе Тюмени в семье педагогов. Детство будущего писателя пришлось на тяжелое военное и послевоенное время. Большой ценностью в те годы были продукты, одежда. А книги вообще считались роскошью. Когда в очередной раз семилетнему Владику не удалось найти и прочитать интересную книжку, он решил написать свою.

       Вот так все и началось – с тетрадки, сшитой вручную из старых газет. На роман первоклассника Крапивина не хватило, получился всего лишь рассказ. Но, как и было задумано, – с пиратами, сокровищами и приключениями…

       Эти два увлечения – море и книги – прошли через всю жизнь Владислава Петровича. После окончания школы он мечтал поступить в мореходное училище, но не прошел по здоровью. Это решило его судьбу.

    Он поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета в Свердловске, в это же время он начинает работать в газете «Вечерний Свердловск». Спустя несколько лет Крапивин переходит на работу в редакцию журнала «Уральский следопыт».

    В 60-х годах начинают выходить в свет его первые книги, благодаря которым его приняли в Союз писателей СССР. Параллельно Владислав Петрович создает детский разновозрастной отряд «Каравелла», которым он руководил более 30 лет.

    Ребята в нем занимались журналистикой, фехтованием, парусным спортом, съемками фильмов. Отряд, из которого вышло немало талантливых людей, существует до настоящего времени.

       Вся жизнь и творчество Владислава Крапивина связано с детьми. Причин тому несколько. Во-первых, «недоигранное» детство. Другая причина – «Каравелла». А самое главное – на одном из съездов писателей он узнал, что «детских» писателей в двадцать раз меньше, чем «взрослых». Он решил, что изменять детской тематике было бы просто дезертирством.

    Читайте также:  Краткое содержание рассказов джорджа байрона за 2 минуты

       И он не ошибся. На его книгах выросло не одно поколение. Труд писателя был достойно отмечен наградами: премия Ленинского комсомола, нагрудный знак имени Аркадия Гайдара, звание отличника народного просвещения РСФСР. Крапивин был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», а также удостоен многих литературных премий.

       В творчестве Владислава Крапивина преобладают произведения реалистические, но с неизменной долей романтики. В поздних работах автор больше обращается к фантастике и сказке.

    Но независимо от жанра произведения, жизненную позицию его героев можно охарактеризовать одной строчкой из устава «Каравеллы»: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил.

    Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

                                                                                                                                    3

       Глава II. Главные темы в произведениях писателя.

      2.1. Ну, кто не мечтает о путешествиях и приключениях? Да еще если рядом верные друзья! Тогда не страшны никакие опасности! Ведь приключения не всегда бывают приятные.

       Невероятные события, то ли сон – то ли явь, происходят с героями повестей-сказок «Летчик для особых поручений», «Ковер-самолет». В этих увлекательных путешествиях столько всего необычного, столько романтики, что мальчишкам снова хочется в дорогу навстречу со старыми друзьями и новыми приключениями. А еще они чувствуют вину за то, что они оставили своих друзей там, в сказке…

       Но не сказочные приключения, а вполне реальные, происходят с Джонни Воробьевым из повести «Мушкетер и фея».

    Его непоседливый характер и неуемная фантазия становятся причиной многих веселых историй, которые заставляют смеяться от души не только детей, но и взрослых.

    Кто бы додумался перемазать оранжевой краской щиты воинственных викингов с соседней улицы, а затем выпустить на них ни разу не видевшую такого цвета козу? А сколько еще других «штучек» на счету у Джонни!

       «Та сторона, где ветер» – так называется повесть о дружбе Владика, Генки и Ильки. Они мечтают о море, о парусах, о ветре. Ребята сами  ремонтируют старую рыбацкую лодку, смолят ее, заделывают пробоину и даже изготавливают парус.

    «У лодки был запах праздника, солнца и путешествий». Приходя вечером домой, мальчишки падали в постель и видели сны, которые тоже пахли краской, смолой и мокрым песком отмелей. Им «снились реки с заросшими берегами.

    Мачта цеплялась за сплетение веток, разгоняя оранжевых попугаев. Высокие пароходы осторожно выползали из-за мохнатых от зелени мысов и обрадовано трубили, выбравшись на широкую солнечную воду.

    Львы неторопливо выходили из джунглей и провожали спокойными взглядами маленький парус. На мелководье, как громадные цветы, стояли на розовых ногах фламинго…»

       Настал долгожданный день. Ветер упруго навалился на парус, и лодка пошла легко и бесшумно. Тихий восторг переполнял сердца юных путешественников. После недолгого плаванья им еще предстоял ночлег на берегу реки и разговоры у костра.

        Но произошел несчастный случай. Владик вывихнул ногу, и его пришлось доставлять в ближайшую больницу. Да еще Илька со страху натворил дел – спалил лодку! И только дружба помогла друзьям выдержать все испытания.

       А вот юному герою из романа «Давно закончилась осада…» повезло «по-настоящему». Об этом мечтают все мальчишки. Он оказался на корабле во время шторма, когда палуба уходит из-под ног, свинцовое небо и волны выше корабля касаются друг друга. Ветер, соленые брызги, шипучая пена. Все это незабываемо…

                                                                                                                                       4

       Далеко не шуточные приключения происходят с ребятами.

    События                                                                                                                               развиваются в послевоенные годы позапрошлого столетия в Севастополе.

    Детей привлекают городские развалины, катакомбы, которые полны тайн и загадок. Здесь можно найти гильзы, пульки, осколки черепков от скифских кладов. Но в страх и трепет приводят маленьких кладоискателей неразорвавшиеся бомбы…

       2.2. Дружба – вот что объединяет все произведения Владислава Крапивина.

    Испытанная трудностями, проверенная временем, она делает людей надежными и верными друзьями. Дружба начинается с желания кому-то помочь, защитить слабого, а иногда и наоборот – отомстить, как это было в повести «Та сторона, где ветер».

       Мальчишки страсть как любили запускать воздушных змеев. Они знали все «конверты» по расцветке, условными знаками приветствовали друг друга и передавали «телеграммы».

    Но однажды появился в небе белый змей, дерзкий, не отвечающий на позывные. Он поднялся на такую высоту, на какую ничей змей не поднимался. Было принято решение сбить его и посмотреть, кто же за ним придет.

    Пришел мальчик, он оказался слепым…

       Так познакомились Генка и Владик. Чтобы помочь своему другу, Генка твердо решил стать врачом. А врач обязательно должен знать латынь и еще какой-нибудь иностранный язык. И Генке пришлось достать из-за поленницы закинутый и промокший под дождями учебник английского языка, и засесть за него.

       Многие герои Крапивина способны ради друзей отказаться от чего-то важного и интересного, только бы их не предать. Так Володя бросил все свои дела, предупредил родных, и поехал после окончания лагерной смены со своим верным оруженосцем Кашкой (одноименная повесть). Возможно, им предстояло расстаться навсегда, и поэтому Володя не хотел обидеть своего юного друга.

       Также и Лешка из повести-сказки «Летчик для особых поручений» не мог успокоиться, пока не отправился пешком по заросшему колючками оврагу к одинокому летчику, который остался сидеть на летном поле и ждать случайных пассажиров.

       А вот Джонни Воробьев («Тайна пирамид») отказался от своей мечты – поездки в Крым. Его друг Юрка, который долго лечился в больнице, отпросился у врача на несколько дней, чтобы выполнить очень важное дело – посетить с ним (с Джонни) Корабельный музей в Москве. Этот поступок заставил взрослого человека, директора школы, по-другому взглянуть на свои проблемы и принять правильное решение.

       Герои Крапивина очень дорожат дружбой, они воспринимают ее как подарок судьбы. Детская дружба часто становится дружбой на всю жизнь. Даже находясь далеко друг от друга, связанные чувством долга, они сохраняют преданность и верность.  

                                                                                                                                       5

     2.3. Одной из главных тем в произведениях Владислава Петровича является рыцарство и благородство. Это не победы над врагами во время битв, не размахивание кулаками в отместку за обиды. Это умение простить соперника, и с достоинством «выйти из игры». Ярким примером того можно считать поступок Джонни Воробьева из повести «Мушкетер и фея».

       После публичного унижения и насмешек он не бросился в драку, не оскорбил своего противника ни одним гадким словом, он обратился к помощи друзей, и вместе они нашли верное решение. Они написали стихи:

    Не нужны ни локоны до плеч,

    Ни большая шляпа и ни шпоры –

    Лишь бы мушкетер умел беречь

     Боевое званье мушкетера.

    Мушкетер известен не плащом

    И не шпагой, острой, как иголка.

    Мушкетеры могут быть хоть в чем:

    В запыленных кедах и футболках…

    Честь и смелость сами не придут,

    Хоть надень оружие любое.

    Ведь и кольт на кожаном заду

    Сам собой не делает ковбоя…

    Кружева и локоны – пустяк.

    Главное в бою – назад ни шага, –

    А червяк – он все равно червяк,

    Если даже он прямой, как шпага.

       Этими словами Джонни «положил на обе лопатки» своего обидчика Шпуню, и сделал это с честью.

       Во многих рассказах Крапивина его герои, в конце концов, примиряются со своими противниками. Так перестали враждовать Джонни и Шпуня («Шлем витязя»), подружился Володя с деревенскими мальчишками, которые хотели его побить («Оруженосец Кашка»). Это очень важно: сегодня сделать первый шаг навстречу вчерашнему врагу, чтобы завтра он стал другом.

       Яркие примеры героизма мы видим в произведении «Та сторона, где ветер». Ценой собственной жизни школьник Яшка спас от гибели двух малышей, оказавшихся на обрыве, при сходе лавины из талого снега. А главный герой Генка Звягин во время сильнейшей грозы, рискуя попасть под напряжение оборванного электрического провода, вынес на руках с мокрой крыши слепого друга Владьку.

                                                                                                                                       6

       Глава III. Результаты анкетирования одноклассников.

       Для ответа на вопрос, чем же привлекательны герои Крапивина, мной было проведено анкетирование одноклассников. Мне предстояло выяснить, какие жанры литературы интересуют моих сверстников, с какими произведениями автора они знакомы, за какие качества они любят книжных героев.

       В опросе участвовал 21 человек. Из них предпочитают:

       – повести                                               6 чел.

       – рассказы                                            12 чел.

       – сказки                                                11 чел.

       – приключения                                    10 чел.

       – стихи                                                 14 чел.

       – фантастику                                       12 чел.

        К сожалению, произведения Владислава Крапивина не входит в школьную программу, поэтому с его работами в нашем классе мало кто знаком. Однако после изучения его повести «Оруженосец Кашка» на уроках внеклассного чтения, интерес к творчеству писателя возрос. У школьников появилось желание прочесть другие книги.

       По результатам опроса видно, что ученикам интересно читать про своих сверстников. Вот какие черты характера привлекают читателей:

       – смелость                                           8 чел.

       – интересные личности                      7 чел.

       – доброта                                             5 чел.

      – мужество                                          2 чел.

       А также верность, дружба, самостоятельность, храбрость, честность, веселое настроение и ум.

                                                                                                                                       7

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Отсюда можно сделать вывод, что все произведения Крапивина отвечают требованиям современных читателей. Обязательным содержанием в книгах писателя являются стихи. Все работы автора, независимо от жанра, построены на дружбе, приключениях и доброте. Они пронизаны духом рыцарства, благородства, героизма.

       Герои Владислава Крапивина являются примером, идеалом, на который равняются мальчишки и девчонки. Они всегда готовы постоять за свои честь и достоинство, помочь попавшему в беду другу, защитить слабого.

       На сайтах Интернета можно найти много писем и статей, посвященных творчеству писателя. В большинстве своем это признания в любви автору и его героям от детей и взрослых. Но встречаются и критические отзывы от профессионалов.

       Мне кажется, что истинными ценителями творчества Крапивина являются дети, так как все его книги для детей и о детях. Несмотря на критику взрослых, читатели любят его героев и ждут новых встреч с ними.

       Сам же автор говорит, что в своих книгах он хочет показать жизнь, какой она должна быть.

                                                                                                                                       8

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.     В. Крапивин. «Мушкетер и фея». М., 2004

    2.     В. Крапивин.  «Та сторона, где ветер». М., 2005

    3.     В. Крапивин. «Возвращение клипера «КРЕЧЕТ». Н.,1994

    4.     В. Крапивин. «Давно закончилась осада…» М., 2008

    5.     В. Крапивин. «Оруженосец Кашка»

    6.     Официальная страница В. Крапивина на сайте «Русская фантастика»

    http: www rust. ru/vk/

    Источник: http://old.edu54.ru/node/88154

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector