Краткое содержание шмелёв человек из ресторана точный пересказ сюжета за 5 минут

Пересказ повести Шмелева «Человек из ресторана»

Краткое содержание Шмелёв Человек из ресторана точный пересказ сюжета за 5 минут

По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и обещал донести, что Колюшка с Кириллом Северьянычем про политику спорят. Он же, Кривой, в сыскном отделении служит.

А удавился-то он оттого, что выгнали его отовсюду и жить ему стало не на что.

Как раз после этого Колюшкин директор вызвал к себе Якова Софроныча, и Наташа с офицером встречаться стала, и квартиру сменить пришлось, и новые жильцы появились, от которых Колина жизнь пошла прахом.

В училище требовали, чтобы сын (он и вправду резок, даже с отцом) извинился перед преподавателем. Только Колюшка стоял на своем: тот первым унизил его и с первого класса издевался, оборвышем звал и не Скороходовым, а Скомороховым.

Одним словом, исключили за полгода до окончания. На беду, еще подружился с жильцами. Бедные, молодые, живут как муж с женой, а не венчаны. Вдруг исчезли.

Явилась полиция, сделали обыск и Колю забрали — до выяснения обстоятельств забрали, — а потом выслали.

Не радовала и Наталья. Зачастила на каток, стала еще более дерзкой, приходила поздно. Черепахин, влюбленный в нее жилец, предупредил, что за ней ухаживает офицер. Дома стоял крик и рекой лились оскорбления. Дочь заговорила о самостоятельной жизни. Вот скоро выпускные экзамены, и она будет жить отдельно.

Ее берут в приличный универмаг кассиршей на сорок рублей. Так и произошло. Только жила она теперь, невенчанная, с человеком, обещавшим жениться, но лишь когда умрет его бабушка, завещавшая миллион. Конечно, не женился, требовал избавиться от беременности, совершил растрату и подсылал Наташу просить денег у отца.

А тут как раз директор г-н Штосе оповестил об увольнении Скороходова. В ресторане им очень довольны, и работает он уже двадцать лет, все умеет и знает до тонкости, но… арест сына, а у них правило… Вынуждены уволить. Тем более сын-то к этому времени бежал из ссылки. Это была правда. Яков Софроныч уже виделся с Колюшкой.

Был — не как раньше, а ласков и добр с ним. Мамаше передал письмо и снова скрылся.

Луша, как прочитала весточку от сына, плакать начала, а потом за сердце схватилась и умерла. Остался Яков Софроныч один. Тут, правда, Наталья, не послушав сожителя, дочку Юленьку родила и отдала отцу. Он уже работал приходящим официантом, тоскуя по белым залам, зеркалам и солидной публике.

Конечно, на прежнем месте бывали обиды, предостаточно было безобразий и несправедливостей, было, однако, и своего рода искусство, доведенное до совершенства, и Яков Софроныч этим искусством владел вполне. Пришлось научиться держать язык за зубами.

Почтенные отцы семейств просаживали здесь с девицами тысячи; уважаемые старцы приводили в кабинет пятнадцатилетних; тайком подрабатывали мужние жены из хороших фамилий. Самое страшное воспоминание оставили кабинеты, обитые плюшем. Можно сколько угодно кричать и звать на помощь — никто не услышит. Прав все же был Колюшка.

Какое в нашем деле благородство жизни?! На что уж Карп, приставленный к этим комнатам человек, — так и тот раз не вытерпел и постучал в дверь: так одна кричала и билась.

А то вот еще играл при ресторане дамский оркестр, состоявший из строгих барышень, окончивших консерваторию. Была там красавица, тоненькая и легкая, как девочка, и глаза — большие и печальные. И вот стал заглядываться на нее коммерции советник Карасев, чье состояние невозможно было прожить, потому что каждую минуту оно прибывало на пять рублей.

Посидит он в ресторане три часа — вот и тысяча. Но барышня даже не глядит, и букет из роз в сотни рублей не приняла, и на шикарный ужин, заказанный для всего оркестра Карасевым, не осталась. Якову Софронычу на утро наряжено было отнести букет ей на квартиру. Букет приняла старушка. Потом вышла сама тоненькая и захлопнула дверь: «Ответа не будет».

Много времени прошло, но в ресторане все-таки сыграли свадьбу господина Карасева. Тоненькая от него с другим миллионером за границу укатила из-за того, что господин Карасев все от брака с ней отказывался. Так нагнал он их на экстренном поезде и силой привез. Колю все-таки нашли и арестовали. В письме писал: «Прощайте, папаша, и простите за все, что причинил».

Но перед самым судом двенадцать арестантов убежали, и Коля с ними, а спасся чудом. Спасался от погони и оказался в тупике. Бросился в лавочку: «Спасите и не выдавайте». Старик лавочник отвел его в подвал. Яков Софроныч ездил к этому человеку. Благодарил, но тот в ответ только и сказал, что без Господа не проживешь, а верно сказал, будто глаза ему на мир открыл.

Через месяц пришел неизвестный и передал, что Колюшка в безопасности. После этого стало все понемножку 'налаживаться.

Лето Яков Софроныч проработал в летнем саду, управлял кухней и буфетом у Игнатия Елисеича, из того же ресторана, где он когда-то работал. Тот очень был доволен и пообещал похлопотать.

А тут еще профсоюз (с ним директору пришлось теперь считаться) потребовал восстановить незаконно уволенного.

И вот Яков Софроныч снова в том же ресторане за привычным делом. Только детей нет рядом.

И. Г. Животовский

Источник: http://www.testsoch.info/pereskaz-povesti-shmeleva-chelovek-iz-restorana/

Лаборатория Фантастики

Произведение — пример того, как выглядел бы «Папаша Горио» в русских реалиях начала двадцатого века. По сути это тот же бальзаковский период — после буржуазной революции.

Жизнь главного героя, Якова Софроныча Скороходова окружена буржуазией — он работает официантом в достойном ресторане и видит свет общества в его неприкрытом виде. Камнем преткновения всех его рассуждений при этом всегда бывает понятие «образования», за которым он видит «воспитание».

Богачи приходят в ресторан кутить, издеваться над дамами, не привыкшими есть пищу с незнакомыми названиями и необычными вкусами, пить, а после опорожнять желудки неподалеку, а также посещать особую комнатку, где могут оставаться наедине с выбранными из каталога метрдотеля девушками.

Зато называют себя образованными, размышляет Яков Софроныч, понимая, что такие люди должны подавать пример, а не вести себя подобным образом.

Влияние образования сказалось и на детях Скороходова. Он не очень понимает Колюшку с его особыми идеями. Но Наташа пытается вести себя как люди из высшего общества, считая, что ее образование именно это и дает — выход в высокий свет.

Она не хочет признаваться, что дочь официанта, желает прилично одеваться и быть наравне с теми омерзительными людьми, за которыми чуть ли не каждый день наблюдает ее отец. И это оборачивается для нее темной стороной.

Как и политические взгляды Колюшки, связавшегося с революционерами.

Та эпоха была особой средой, когда человек мог пасть в разных состояниях: одни погибнуть на волне политических размышлений, другие — не пережив терзаний совести за то, что написали на них донос; одни — поддавшись влиянию привычек «нового барства», другие — посчитав, что любовь тоже может держаться на деньгах; одни — проигрывая на экономических операциях, другие — в тотализаторах; кому-то могли разбить контору, а кто-то сам сходил потихоньку с ума от всего творящегося в жизни. В связи с этим здесь сильна тема объединяющего начала в человеке. Яков Софроныч им обладает, во многом потому, что в нем живет вера в Бога. А его наблюдательность вкупе с этим дает осознае границ приличия, разобраться в сфере экономики помогает ему Кирилл Саверьяныч.

Многое во взглядах «русского папаши» наивно, и Колюшка пытается открыть ему глаза на понимание некоторых людей, например того же Кирилла Саверьяныча, которому в жизни важна только его парикмахерская и доход с нее (он даже не предупреждает Скороходова о падении цены бумаг, которые они вместе купили, в то время как сам продает свои в нужный момент во избежание убытка) и на самого Якова, прислуживающего по-лакейски любому вышестоящему, который по собственной прихоти ставит себя выше любого лакейского звания, а ведет себя хуже официанта, пытаясь н пасть в глазах своего непосредственного патрона. Колюшка понимает равенство людей, но скорее по политическим убеждениям, в то время как его отец осознает это равенство через божественное начало в человеке, его правда хоть и приходит к согласию с сыновьей, но неоспоримо глубже, потому что равны могут быть только совестливые люди, сочувствующие.

Якову кажется, что весь мир отвернулся от него, когда открывается связь Колюшки с революционными группировками, а Наташа уходит жить к своему приказчику. Но это мнимая черная полоса.

Читайте также:  Краткое содержание кроткая достоевского точный пересказ сюжета за 5 минут

Еще один официант, Икоркин, почти двойник Колюшки создает своеобразный «профсоюз», поддерживая Якова Софроныча материально, а потом и восстанавливает на работе. Именно его общество, а не метрдотель, напоминает Икоркин, занималось этим вопросом.

Как и Колюшка он против лакейского поведения и потому хочет отмены чаевых, чтобы все шло через кассу.

В результате силы, объединяющие людей, берут верх. Хоть семья Скороходова и расстроилась с появлением проблем, а жильцы-соседи все время оказывались проблемными, Яков Софроныч разрывает связи с миром продажных богачей, за которыми ничего не стоит, а жизнь постепенно превращается либо в денежный долг, либо в игру на деньги.

Он находит силы помочь брошенной с ребенком дочери, волнуется за сбегающего от полиции Колюшки, о поиске которого специально ходит спрашивать в участок, чтобы знать, что не поймали. Апогеем истории русского Горио становится просьба Наташи оплатить долговой вексель ее «гражданского мужа», за которым следует резкий отказ папаши Скороходова.

Он точно знает границу, где проходит его долг и отныне проникается идеей того, где заканчиваются его должностные обязанности на службе, а где начинается произвол и лакейство. Теперь он не задумывается, какую пользу получит от знакомства с подобными лицами и не будет ставить лицо заведения выше лица своей человечности.

В совести человека находится его Бог и его богатство.

Источник: http://fantlab.ru/work260796

Духовные искания в повести И. Шмелёва «Человек из ресторана»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 г. КРАСНЫЙ КУТ

Духовные искания в повести И.Шмелёва «Человек из ресторана»

Материал к уроку литературы в 11 классепо творчеству И.ШмелеваУчитель русского языка и литературыБабинецкая НадеждаАлексеевна

И. ШМЕЛЕВ — яркий представитель неореализма

в русской литературе XX века.Круг проблем, изучаемых в гуманитарном классе, значительно расширился. В частности, мы познакомились с таким важным явлением русской литературы XX века, как неореализм. К его крупнейшим представителям относится И. ШМЕЛЁВ.

Среди замечательных русских писателей первой половины XX века особое место принадлежит И. ШМЕЛЁВУ. Он начал публиковаться в период — в 1900- 1910 годы.

Оставаясь сторонником правдивого воссоздания жизни этот писатель обогащал свой творческий метод достижениями символизма, импрессионизма, экспрессионизма и примитивизма, то есть, в сущности создал новый реализм.

Этот термин возник в 1900-е годы в статьях А. БЕЛОГО, Ф. СОЛОГУБА и других. Наиболее точно определила особенности нового реализма критик Е.А. КОЛТАНОВСКАЯ — по её мнению, это «творческая комбинация» «натуралистической школы» и модернизма.

Основной у неореалистов была тема национальной самобытности РОССИИ, раскрывавшаяся по- разному, в том числе и на религиозно — философском материале, столь важном для литературы той эпохи. В своей повести «Человек из ресторана» Шмелёв решает, но по — своему, вечную в мировой литературе проблему добра и зла.

Продолжает тему «маленьких людей», показывая их строгую мораль, которая не позволяет нарушать им библейские заповеди ни при каких жизненных обстоятельствах.

В романе творчески обработана евангельская притча о блудном сыне. Тема отца и сына для ШМЕЛЁВА была интимной. Сам он самозабвенно Любил сына Сергея и тяжело переживал его гибель. В 1920 году Сергей Шмелёв, офицер Добровольческой армии, не пожелавший покинуть родину, был взят из лазарета и расстрелян Бела Куном в Феодосии.

Автор в повести показывает, насколько трудна дорога даже искренне верующего человека к Богу. Главный герой, страдающий из-за распада самого дорого в его жизни — семьи, выражает свой протест Творцу. Он обретает истинную веру «через муку и скорбь после чудесного спасения» его сына-революционера Колюшки. Символично, что это совершилось в Рождественские праздники.

Итог нравственно-духовных исканий Скороходова раскрывается в «глубоком слове», сказанном причастным к спасению Колюшки Старичком-торговцем: «Без Господа не проживёшь». ШМЕЛЁВ устами своих героев говорит о самом сокровенном. Вот отчего повесть « Человек из ресторана» актуальна в наши дни.Среди замечательных русских писателей первый половины хх века особое место принадлежит Шмелеву.

Годы его жизни 1873 — 1950.Иван Сергеевич Шмелев в своем творчестве был сторонником правдивого воссоздания жизни, он также, в сущности, был одним из создателей нового реализма. В 1900 — 1910-е годы Иван Сергеевич направленностью своего творчества был близок писателям- радикалам.

В лучших своих произведениях этих лет — «Распад», «Патока», «Гражданин Уклейкин», и, наконец, в повести «Человек из ресторана» — Шмелев продолжает развивать характерную для русской литературы XIX в. тему «маленького человека», блудного сына, а также важное для древнерусского искусства слова изображение жизненного пути праведника.

«Человек из ресторана» — самое значительное произведение Ивана Сергеевича дореволюционной поры. Оно было напечатано в издательстве «Знание» в 1911 году. В появлении этой «тузовой» вещи, да и в самой судьбе писателя важную и благотворную роль сыграл М. Горький.

Именно ему Шмелев во многом обязан завершением работы над повестью «Человек из ресторана», которая выдвинула его в первые ряды русской литературы. В письме М.Горькому от 22 декабря 1910 года Иван Сергеевич поделился с ними замыслом этой повести» Хотелось выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни.

» В таком замысле «Человек из ресторана» обнаруживается сердцевина писательской индивидуальности Шмелева, выходца из торгово — промысловой среды, у которого уже в детстве формировалась «любовь и уважение» к сотням « простых людей с мозолистыми руками». Этим в частности, Шмелев близок М. Горькому. Повесть «Человек из ресторана» имела большой успех, о чем можно судить по отзыву К.

Чуковского, писавшего, что И. Шмелев, автор «по-старинному прекрасной, волнующей повести, сумел так страстно, так взволнованно и напряженно полюбить тех бедных людей, а которых говорит повесть, — что любовь заменила ему вдохновение».

В самом деле, в «Человеке из ресторана» острый анализ социальных и моральных проблем, предпринятый героем-рассказчиком, доверенным лицом автора, сопровождается волнующими переживаниями «маленького человека» ресторане Якова Скороходова. Скороходов и др.

Читайте также:  Краткое содержание оперы кармен жоржа бизе точный пересказ сюжета за 5 минут

персонажи шмелевской повести свободно ориентируются в таких жизненных реалиях начала XX в, как оборот капиталов, вкладывание денег в ценные бумаги, развитие промышленности. В повести отдельными штрихами изображены главные события российской истории 1900-х годов, пропущенные через сознание главного героя: разразившийся в России голод, русско — японская война.

Более заинтересованно повествует Яков Софронович о революционных событиях 1905 года, что в них участвуют живущие у Скороходова революционер и его сын. И все же впечатления рассказчика от революции — впечатления человека, к ней не причастного. Вместе с тем в отличие от «маленьких людей» русской литературы XIX в.

Яков Софронович активно не приемлет несправедливость и развращенность, лицемерие, равнодушие к народу представителей социальных верхов и интеллигенции. Яков Софронович — тихий бунтарь, думающий о себе.

« Да за мои мысли меня бы, может, уж в каторжные работы давно угнали!» Образ человека из ресторана, Скороходова, в силу своей профессии имеющего возможность наблюдать за представителями привилегированных слоев общества в тех ситуациях, когда эти люди наиболее естественны в проявлении своих чувств, приобретает повести важную сюжетно-Композиционную функцию.

Он объединяет множество сюжетных Линий, нередко соотносящихся друг с другом по принципу контраста. Так, история волокитства одного из «гостей» ресторана богача — промышленника Карасева за красавицей Гуттлет резко отличается от истории неравного союза между Наташей Скороходовой с управляющим из магазина, где она служит.

История Карасева и Гуттлет рисует поединок хищников, в котором побеждает более умный и расчетливый. Гуттлет по мере развития сюжета становится дорогой игрушкой для Карасева, но такая жизнь учит ее быть дальновидной. Она, пригрозив своему «возлюбленному», что уйдет к другом, более состоятельному кавалеру, рассчитывает женить богача — промышленника на себе.

Развязка второй истории еще раз подтвердила неразвитость господина, потребовавшего, чтобы Наташа отдала их ребенка в воспитательный дом. Резкий контраст этому господину составляет Скороходову, он был очень рад своей крохотной внучке! Скороходов в воем повествовании обличает завсегдатаев увеселительных заведений. Им лакей выносит суровый, но справедливый приговор: «…

как иной раз мерзит и мерзит. И образованный тоже…И никто не скажет…И ничего! Хамы, хамы и холуи! Вот кто холуи и хамы!» Скороходов болезненно относится к равнодушию интеллигенции чиновников к простому народу. Герой, видящий все это, обнаруживает присущую Шмелеву социальную зоркость.

Мозаика житейских впечатлений Скороходова складывается в повести в общую картину жизни, на которой помимо бездушных господ нарисованы контрастные им социально — психологические типы: революционер, юноша и девушка из мещанской среды, разрывающие связи с нею и ищущие свою независимую дорогу в жизни. Но центральной фигурой на шмелевском «полотне» является лакей из ресторана.

Скороходов более мудр, нравственен, стоек, чем господа, которым он служит, которых он наблюдает. Хотя Скороходов и служит в месте, где люди предаются самым низменным порокам, он остается, целомудрен и чист. С особой симпатией в «Человеке из ресторана» показано братство «маленьких людей»: это семья Якова Скороходова, верного супруга и хорошего, денно и нощно заботящегося о детях отца.

Шмелев явно симпатизирует своему герою за его благородство, Яков Софронович вернул хозяевам потерянные ими деньги, хотя сам в них очень нуждался. Герой Шмелева переживает здесь жестокую внутреннюю борьбу: « И остановился я у фонаря. Не знаю, как быть. … Да что же это? Значит, всю жизнь насмарку? … Сам Господь, думаю, теперь на меня смотрит. И ждет он, как я распоряжусь…

Может, нарочно и послал бумажки, чтобы знать, как распоряжусь…» Шмелев в этой сцене предельно заострил проблему добра и зла, схватка между этими вечными врагами идет в душе героя. Яков Софронович преодолевает искушение, соблюдая закон « не укради», отказывается от денег, от мечты купить домик.

Он знает, что эти деньги, которые он вернул, господа потратят на удовлетворение своих эгоистических замыслов. Но в этом весь характер героя, он противостоит аморальным господам и выше их. Особое место в образе лакая Якова занимает его огромная любовь к детям. Николаю он советует, наставляет его: «…Бери пример с Иисуса Христа…

» А сын по своей неопытности противоречит отцу, но когда он попадает в беду, то только отец, преданный и любящий, поддерживает его. Судьба Николая трагична, он будет приговорен к казни, но хотя поздно, он раскаивается в своей холодности к отцу.Наташа тоже, подобно брату, будет пытаться оторваться от семьи, стать «независимой». Но жизнь показывает ей, что такая независимость — угроза стать одиноко, поэтому она находит опору в отце, когда попадает беду.Главное в шмелевском официанте — сердечность, человечность, глубокое религиозное чувство. Скороходов искренне верит: «Господь все видит и всему положит суд свой». Эта вера — нравственный стержень героя. Она дает ему силы противостоять жизненным невзгодам. Так социально — бытовая повесть обнаруживает свой глубинный — религиозно — философский пласт. При этом Шмелев показывает, сколь трудна дорога даже искренне верующего человека к Богу. Скороходов переживает распад семьи. Он обретает истинную веру «через муки и скорбь» после чудесного спасения его сына — революционера Колюшки. Это чудо связано с Рождественскими праздниками. Итог нравственно — духовных исканий Скороходова раскрывается в «глубоком слове» старичка -торговца:«Без Господа не проживешь». А я ему говорю:

  • Да и без добрых людей трудно.
  • Добрые — то люди имеют внутри себя силу от Господа!

И вот когда осветилось все для меня. Сила от Господа…. Ах, как бы легко было жить, если бы все понимали это и хранили в себе». Писатель устами своих героев говорит здесь о самом сокровенном, непреходящем. Вот отчего повесть Шмелева актуальна и в наши дни.

Списоклитературы:

Шмелев И.С. Собр. соч. 5т — М: Русская книга, 1999 — 2001.

Михайлов 0.Н. Иван Шмелев. Избранное — М., 1989.

Михайлов О.Н. Из статьи «И.С. Шмелёв» — М., 2002.

Ильин И.И. Из статьи ''Творчество Шмелева» — М., 2002.

Источник: http://ist.na5bal.ru/literatura/20071/index.html

Краткое содержание Человек из ресторана Шмелев

По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и обещал донести, что Колюшка с Кириллом Северьянычем про политику спорят. Он же, Кривой, в сыскном отделении служит.

А удавился-то он оттого, что выгнали его отовсюду и жить ему стало не на что.

Читайте также:  Краткое содержание ломоносов пётр великий точный пересказ сюжета за 5 минут

Как раз после этого Колюшкин директор вызвал к себе Якова Софроныча, и Наташа с офицером встречаться стала, и квартиру сменить пришлось, и новые жильцы появились, от которых Колина жизнь пошла прахом.

В училище требовали, чтобы сын (он и вправду резок, даже с отцом) извинился перед преподавателем. Только Колюшка стоял на своем: тот первым унизил его и с первого класса издевался, оборвышем звал и не Скороходовым, а Скомороховым.

Одним словом, исключили за полгода до окончания. На беду, еще подружился с жильцами. Бедные, молодые, живут как муж с женой, а не венчаны. Вдруг исчезли.

Явилась полиция, сделали обыск и Колю забрали — до выяснения обстоятельств забрали, — а потом выслали.

Не радовала и Наталья. Зачастила на каток, стала еще более дерзкой, приходила поздно. Черепахин, влюбленный в нее жилец, предупредил, что за ней ухаживает офицер. Дома стоял крик и рекой лились оскорбления. Дочь заговорила о самостоятельной жизни. Вот скоро выпускные экзамены, и она будет жить отдельно.

Ее берут в приличный универмаг кассиршей на сорок рублей. Так и произошло. Только жила она теперь, невенчанная, с человеком, обещавшим жениться, но лишь когда умрет его бабушка, завещавшая миллион. Конечно, не женился, требовал избавиться от беременности, совершил растрату и подсылал Наташу просить денег у отца.

А тут как раз директор г-н Штосе оповестил об увольнении Скороходова. В ресторане им очень довольны, и работает он уже двадцать лет, все умеет и знает до тонкости, но… арест сына, а у них правило… Вынуждены уволить. Тем более сын-то к этому времени бежал из ссылки. Это была правда. Яков Софроныч уже виделся с Колюшкой.

Был — не как раньше, а ласков и добр с ним. Мамаше передал письмо и снова скрылся.

Луша, как прочитала весточку от сына, плакать начала, а потом за сердце схватилась и умерла. Остался Яков Софроныч один. Тут, правда, Наталья, не послушав сожителя, дочку Юленьку родила и отдала отцу. Он уже работал приходящим официантом, тоскуя по белым залам, зеркалам и солидной публике.

Конечно, на прежнем месте бывали обиды, предостаточно было безобразий и несправедливостей, было, однако, и своего рода искусство, доведенное до совершенства, и Яков Софроныч этим искусством владел вполне. Пришлось научиться держать язык за зубами.

Почтенные отцы семейств просаживали здесь с девицами тысячи; уважаемые старцы приводили в кабинет пятнадцатилетних; тайком подрабатывали мужние жены из хороших фамилий. Самое страшное воспоминание оставили кабинеты, обитые плюшем. Можно сколько угодно кричать и звать на помощь — никто не услышит. Прав все же был Колюшка.

Какое в нашем деле благородство жизни?! На что уж Карп, приставленный к этим комнатам человек, — так и тот раз не вытерпел и постучал в дверь: так одна кричала и билась.

А то вот еще играл при ресторане дамский оркестр, состоявший из строгих барышень, окончивших консерваторию. Была там красавица, тоненькая и легкая, как девочка, и глаза — большие и печальные. И вот стал заглядываться на нее коммерции советник Карасев, чье состояние невозможно было прожить, потому что каждую минуту оно прибывало на пять рублей.

Посидит он в ресторане три часа — вот и тысяча. Но барышня даже не глядит, и букет из роз в сотни рублей не приняла, и на шикарный ужин, заказанный для всего оркестра Карасевым, не осталась. Якову Софронычу на утро наряжено было отнести букет ей на квартиру. Букет приняла старушка. Потом вышла сама тоненькая и захлопнула дверь: «Ответа не будет».

Много времени прошло, но в ресторане все-таки сыграли свадьбу господина Карасева. Тоненькая от него с другим миллионером за границу укатила из-за того, что господин Карасев все от брака с ней отказывался. Так нагнал он их на экстренном поезде и силой привез. Колю все-таки нашли и арестовали.

В письме писал: «Прощайте, папаша, и простите за все, что причинил». Но перед самым судом двенадцать арестантов убежали, и Коля с ними, а спасся чудом. Спасался от погони и оказался в тупике. Бросился в лавочку: «Спасите и не выдавайте». Старик лавочник отвел его в подвал. Яков Софроныч ездил к этому человеку.

Благодарил, но тот в ответ только и сказал, что без Господа не проживешь, а верно сказал, будто глаза ему на мир открыл.

Через месяц пришел неизвестный и передал, что Колюшка в безопасности. После этого стало все понемножку налаживаться.

Лето Яков Софроныч проработал в летнем саду, управлял кухней и буфетом у Игнатия Елисеича, из того же ресторана, где он когда-то работал. Тот очень был доволен и пообещал похлопотать.

А тут еще профсоюз (с ним директору пришлось теперь считаться) потребовал восстановить незаконно уволенного.

И вот Яков Софроныч снова в том же ресторане за привычным делом. Только детей нет рядом.

Вариант 2

Кривой служил в сыскном отделении. Яков Софроныч поссорился с ним, он пригрозил донести на сына, Колюшку, за то, что тот разговаривает на политические темы с Кириллом Северьянычем. Кривого отовсюду выгнали, и он повесился. Появились новые жильцы, из-за которых жизнь Колюшки пошла наперекосяк.

За полгода до окончания училища Колюшку исключили. Он подружился с новыми жильцами. Те жили вместе не венчанными, бедно, а однажды пропали. Полиция арестовала Колюшку, произвели обыск, а потом выслали его в ссылку.

Наталья дерзила, приходила домой поздно. Закончила школу, устроилась кассиршей в универмаг. Жила с мужчиной, обещавшим жениться после получения эфемерного наследства от бабушки. Он растратил деньги и подослал Наташу к отцу взять в долг.

Директор ресторана уволил Скороходова. Им были все довольны, но арестованный сын вынуждает администрацию поступить именно так. Колюшка сбежал из поселения. Яков Софроныч виделся с ним недолго. Он передал письмо для мамаши и быстро ушел.

Мать прочитала письмо и умерла от волнения. Наташа не послушала сожителя, родила девочку, Юленьку.

Яков Софроныч устроился приходящим официантом. Играл в ресторане оркестр барышень из консерватории. Одна из них с печальными глазами понравилась советнику Карасеву. Букет от него не приняла, от ужина отказалась.

Яков Софроныч утром понес девушке букет. Она хлопнула перед ним дверью. Карасев не хотел на ней жениться. Девушка хотела уехать с другим миллионером за границу. Карасев их догнал, привез назад.

Сыграли свадьбу в ресторане.

Колюшку поймали. Он написал отцу прощальное письмо. Перед судом арестанты устроили побег. Коля забежал в тупик, а какой-то старик спрятал его в подвале. На благодарности Якова Софроныча он ответил, что без Господа не проживешь.

Пришло известие от Коли через месяц: он в безопасности. Яков Софроныч все лето работал управляющим буфетом и кухней у знакомого. Профсоюз обязал директора ресторана восстановить Скороходова в должности.

Яков Софроныч оказался при своем любимом деле, только в одиночестве.

Источник: http://russkaya-literatyra.iusite.ru/2468_kratkoe_soderzhanie_chelovek_iz_restorana_shmelev.htm

Ссылка на основную публикацию