Краткое содержание сказок салтыкова-щедрина за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо Читать далее

Бедный волк

Волк – самый страшный хищник в лесу. Он не щадит ни зайцев, ни овец. Он в состояние убить весь скот у обычного мужика и оставить его семью голодать. Но и мужик, разозлившийся волка без наказания, не оставит. Читать далее

Богатырь

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную. Читать далее

Верный Трезор

Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался. Читать далее

Ворон-челобитчик

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по – другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум. Читать далее

Вяленая вобла

Вяленая вобла – это произведение Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина, русского писателя с великим сатирическим талантом. Читать далее

Гиена

Рассказ – поучение «Гиена» – это рассуждение о том, как некоторые люди схожи с гиенами. Читать далее

Господа Головлевы

Автор в своем произведении показал, к какому исходу приводит «головлевщина». Несмотря на трагичность развязки романа, Салтыков-Щедрин дает понять, что в самом опустившемся, лживом и выжившем из ума человеке возможно пробуждение совести. Читать далее

Деревенский пожар

Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар. Читать далее

Дикий помещик

В рассказе говорится о зажиточном помещике, у которого было всё, кроме ума. Больше всего на свете его печалили простые мужики, и очень он хотел, чтобы их не было на его земле. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье Читать далее

Дурак

В стародавние времена произошла эта история. Жили на свете муж с женой, они были довольно умны, а родился у них сын – дурак. Родители спорили, в кого же он такой уродился, и назвали младенца Иванушкой. Читать далее

История одного города

За столетнюю историю сменилось 22 градоначальника. И обо всех архивариусы, составлявшие летопись, писали правдиво. Город торговал квасом, печенкой и вареными яйцами. Читать далее

Карась идеалист

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Читать далее

Кисель

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо Читать далее

Коняга

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга Читать далее

Либерал

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг. Читать далее

Медведь на воеводстве

Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство. Читать далее

Орел-меценат

В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик. Читать далее

Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены Читать далее

Премудрый пескарь

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях. Читать далее

Пропала совесть

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге Читать далее

Рождественская сказка

На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации. Читать далее

Самоотверженный заяц

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. Читать далее

Соседи

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми. Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/saltykov-shchedrin

Салтыков-Щедрин «Коняга»: какое краткое содержание, кто герои?

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга. Летом пашет, зимой «произведения» возит.

Сил ему взять неоткуда, потому что корм плохой. Летом можно еще травы сочной поесть. А вот зимой только прелую солому дают. Зиму пережить трудно.

Весной жердями на ноги ставят Конягу, до того он обессилен.

Подробнее: chitatelskij-dnevnik.ru

Это известный рассказ Салтыкова-Щедрина, где под измученной работой конягой автор подразумевает несчастный простой народ. Крестьянин и коняга трудятся из дня в день, но ничего не получают кроме жуткой усталости. Брат коняги Пустопляс только и занимается, что ведет рассуждения о жизни народа, но за это получает и кров теплый, и овес…

Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб.

С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает.

Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному, тощему животному с выступающими ребрами, с глазами и носом, залитыми слизью, и со сбитыми в кровь ногами.

Эта статья о сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга». В кратком содержании попытаемся понять, о чем хотел сказать автор. Об автореСалтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) – выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных.

Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей.

После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности с помощью элементов фантастики. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что “мир не оканчивается стенами хлева”. Овцы стали глумливо именовать его “умником” и “филозофом” и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный “вольного -барана во сне видел”.

Одна из самых известных и поучительных сатирических сказок великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина это «Дикий помещик» — социальная аллегорическая сатира на жизнь русского помещика в 60-80 годах девятнадцатого столетия.

Произведение было написано в 1869 году и стало первой сатирой автора, высказанной в сказочной, мифологической форме.

В своем произведение Дикий помещик краткое содержания, автор ярко показывает все недостатки верхушки власти, с присущим мастерством описывает паразитических помещиков, всю жизнь живущих за чужой счет.

Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб.

С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает.

Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

Источник: http://www.chsvu.ru/saltykov-shhedrin-konyaga-kakoe-kratkoe-soderzhanie-kto-geroi/

Салтыков-Щедрин: Дикий помещик, краткое содержание

Всем известно, что сказки с удовольствием читают дети, но жанр сказки существует не только для детей. Освещая разные социальные проблемы, к жанру сказки прибегал Салтыков-Щедрин. Давайте познакомимся со сказкой для взрослых Дикий помещик, краткое содержание которой пригодится для нашего читательского дневника.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина знакомит читателя с князем, который был богатым, но слишком глупым. То и дело перелистывал ежедневно газету Весть и раскладывал свои пасьянсы, думая о том, насколько бесполезен мужик.

Часто он просил бога избавить поместье от мужика, но всевышний не внимал его просьбе, понимая насколько глуп помещик. Чтобы добиться своего, он начинает давить мужиков штрафами и налогами. Те и попросили бога, чтобы в поместье не оказалось ни одного мужика.

И в этот раз Господь удовлетворил просьбу.

Живет помещик, не нарадуется чистому воздуху. Правда, все его дураком из-за подобного желания называли. Теперь и готовить некому было, и убирать.

Надумал пригласить к себе театр, но даже занавес поднять было некому. Актеры и уехали. Решил пригласить гостей, которые пришли голодными, да кроме пряников да леденцов у князя ничего не оказалось.

Недовольные гости разбежались, называя помещика глупым дураком.

Князь же стоит на своем, постоянно размышляя об английских машинах. Мечтая о саде, что будет расти возле дома, да о коровах, которые разведет в своем поместье. Иногда забудется помещик, зовет слугу, а никто не идет.

Читайте также:  Краткое содержание флаг катаева точный пересказ сюжета за 5 минут

Приехал к помещику как-то исправник, жалуясь, что некому теперь налоги платить, мужика-то нет. Рынок опустел, имение приходит в упадок. И тоже называет помещика глупым.

Тот уже и сам помещик стал думать, неужели он и правда глуп, но все равно своего придерживается.

Тем временем поместье заросло, запустело, даже медведь появился. Сам же помещик одичал, оброс волосами, что даже в холод ему не было холодно. Уже и человеческая речь стала забываться. Стал охотится на зайца, и как дикарь, поедать добычу прямо со шкурой. Стал сильным и даже завел дружеские отношения с медведем.

В это время исправник поднял вопрос пропажи мужиков и на совете принимают решение, изловить мужика и вернуть обратно. Князя же наставить на путь истинный, чтобы не чинил препятствий в дальнейшем и не чинил препятствий по поводу поступления налогов в казну. Так и было сделано.

Мужик теперь в поместье, хозяина привели в порядок. Имение тут же стало прибыльным. На рынках появилась продукция. Хозяина поручили под присмотр слуге Сеньке, отобрав при этом у князя его любимую газету.

Помещик живет и по сей день, изредка умываясь по принуждению и временами мыча и жалея о диком этапе своей жизни.

На этом наше краткое содержание сказки Дикий помещик завершается.

Дикий помещик: главные герои

При помощи главных героев Салтыков-Щедрин показал сословные отношения и зависимость верхов от простого люда, без которого первые не могли прожить совершенно.

Сказка Дикий помещик знакомит нас с глупым помещиком, которому показалось, что без мужика будет лучше. Но, как оказалось, без мужика помещик оказался ни на что не способен. В итоге он одичал и превратился в подобие зверя.

В качестве главных героев можно еще выделить мужиков. Это бесправные люди, которые попросили бога спасти их от хозяина. В итоге они исчезли, но в конце сказки вновь были возвращены в поместье, которое тут же стало приносить доход.

Второстепенными героями можно назвать исправника, Сеньку, генералов и медведя.

На этой странице искали :

  • дикий помещик краткое содержание для читательского дневника
  • дикий помещик очень краткое содержание для читательского дневника

(3 голоса, в среднем: 4.3 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/saltykov-shhedrin-dikij-pomeshhik-kratkoe-soderzhanie.html

Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина

«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случай­но называют итоговым произведением ав­тора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, кото­рые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России выска­зывались многие точки зрения.

Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увле­чен «народной» идеей и сетовал на пассив­ность мужика.

Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни об­ратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается».

Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его ли­тературное творчество.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех – великая сила. Вот и в «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чи­новников, помещиков, либеральную интел­лигенцию.

Показывая беспомощность и ник­чемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щед­рин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.

Так, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух ге­нералов, оказавшихся на необитаемом ост­рове. Несмотря на то, что кругом было в изо­билии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.

Чиновники, которые «родились, воспита­лись и состарились» в какой-то регистрату­ре, ничего не понимали и не знали «даже слов никаких», кроме разве что фразы: «При­мите уверение в совершенном моем почте­нии и преданности», генералы делать-то ни­чего не умели и совершенно искренне вери­ли, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто «где-ни­будь спрятался, от работы отлынивает». И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказы­вает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно под­чиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке «Дикий помещик».

Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Ку-чум-Кильдибаев всячески притесняет мужи­ков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Че­рез некоторое время «весь он… оброс воло­сами.

.. а когти у него сделались железными». Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скры­тые силы народа видна в сказке «Коняга». Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью.

Все ее существование заключается в беско­нечной тяжелой работе, а тем временем сы­тые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии.

Ско­рее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интелли­генцию, переливавшую из пустого в порож­нее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен кре­стьянин-труженик.

Героями «Сказок» зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольк­лор. Обращение к нему позволяет Салтыко­ву-Щедрину е лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку «Медведь на воеводстве».

Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, «а так, скоти­на», а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их прав­ления здесь ни при чем.

Мы видим, что ни­что не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. «Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая те­ория неблагополучного благополучия», — иронизирует автор.

Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены са­модержавия ничего не изменится.

Говоря об идейном содержании «Сказок» Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булга­ков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и пока­зали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы раз­вития природы, общества.

Мы можем ска­зать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полеми­зирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыко­ва-Щедрина. События начала XX века приве­ли мыслящую интеллигенцию к разочарова­нию в народе, в то время как «мысль народ­ная» в XIX веке была определяющей у многих русских писателей.

Но тем богаче наше лите­ратурное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.

Источник: http://lit-helper.com/p_ideinoe_soderjanie_skazok_saltikova-shedrina

Краткое содержание Салтыков-Щедрин, сказки: год создания, идейное содержание

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные “сказочные” сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Список такой:

  • “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (1869).
  • “Дикий помещик” (1869).
  • “Премудрый пискарь” (1883).

“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на необитаемый остров. Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями.

Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача – его найти и заставить работать. Сказано – сделано.

Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к родным пенатам.

Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Идейное содержание

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей.

Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

“Дикий помещик” (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю.

Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким.

Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного “запаха мужика” в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда.

Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Читайте также:  Краткое содержание мастер и маргарита булгакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо.

Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Идейное содержание сказки

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

“Премудрый пискарь” (1883)

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо.

Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью.

Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия. Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его линия судьбы была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия. Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники).

И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески.

Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне поля зрения школьной программы.

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/kratkoe-soderzhanie-saltikov-shedrin-skazki-god-sozdaniya-idejnoe-soderzhanie/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60—80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию.

В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен «народной» идеей и сетовал на пассивность мужика.

Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается».

Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его литературное творчество.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех — великая сила. Вот и в «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чиновников, помещиков, либеральную интеллигенцию.

Показывая беспомощность и никчемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щедрин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.

Так, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было в изобилии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.

Чиновники, которые «родились, воспитались и состарились» в какой-то регистратуре, ничего не понимали, и не знали «даже слов никаких», кроме разве что фразы: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности», генералы делать-то ничего не умели и совершенно искренне верили, что булки растут на деревьях.

И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто «где-нибудь спрятался, от работы отлынивает». И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке «Дикий помещик».

Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время «весь он… оброс волосами…

а когти у него сделались железными». Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке «Коняга». Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью.

Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интеллигенцию, переливавшую из пустого в порожнее, рассуждая о судьбах русского народа.

Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.Героями «Сказок» зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольклор. Обращение к нему позволяет Салтыкову-Щедрину в лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку «Медведь на воеводстве».

Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, «а так, скотина», а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их правления здесь ни при чем. Мы видим, что ничто не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. «Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия», — иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены самодержавия ничего не изменится.

Говоря об идейном содержании «Сказок» Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булгаков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и показали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы развития природы, общества.

Мы можем сказать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полемизирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыкова-Щедрина. События начала XX века привели мыслящую интеллигенцию к разочарованию в народе, в то время как «мысль народная» в XIX веке была определяющей у многих русских писателей.

Но тем богаче наше литературное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/m-e-saltykov-shchedrin/3312-idejnoe-soderzhanie-skazok-m-e-saltykova-shchedrina

М. Салтыков-Щедрин

Искусство и развлечения 13 апреля 2015

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные преимущественно в 80-е годы XIX века (их часто называют политическими), стали сатирой на существовавшие в России порядки.

Описанию положения русского мужика посвящено произведение «Коняга», особенность которого в том, что автор за образом несчастного животного показывает угнетенного рабством человека.

Важным моментом является то, что Коняга символизирует в сказке одновременно и несокрушимую силу народа, и его забитость и нежелание сопротивляться установившемуся режиму. Символичны и образы Пустоплясов, за которыми скрываются основные слои русского общества середины XIX века.<\p>

Как живет Коняга

Краткое содержание сказки начинается с описания самого животного. Нелегкая досталась ему доля. Вот выпряг его мужик, дал покормиться, а Коняга лег у дороги и дремлет. Трудная полоса сегодня выдалась: одни камешки – едва на пару с мужиком одолели.

Вид у Коняги неприглядный: плечи истерлись, ребра выпирают, ноги разбиты, грива свалялась, вечно понурый ходит. А все от работы непосильной – круглый год под хомутом – и еды несносной. Летом еще травки где ухватить можно, а зимой лишь прелая солома. Вот и приходится мужику его по весне жердями поднимать.

Таким изображает героя сказки «Коняга» Салтыков-Щедрин.

Краткое содержание вступления дополнит картина жизни хозяина животины. Мужик у Коняги добрый, даром не калечит, окриком поднять старается. Скотина передними ногами упирается, задними забирает, голову к груди прижимает; глядишь – и пошла. А мужик сзади на соху налегает, сил не жалеет. Полосу пройдут, и обоим кажется, будто смерть пришла. Но нет – отошли. И так каждый день.

Непосильная задача

Сказка «Коняга», краткое содержание которой здесь приводится, продолжается описанием полей, что раскинулись по обе стороны дороги. Нет им конца, плотным кольцом окружили они деревню.

Читайте также:  Краткое содержание басни крылова стрекоза и муравей точный пересказ сюжета за 5 минут

Вот движется на нескончаемом пространстве фигурка крестьянина, а потом вдруг пропадет, словно поле ее засосало. Веками пытаются разгадать, как победить эту сказочную силу, мужик и Коняга.

От рождения и до самой могилы бьются над тем, как освободиться из плена, в котором оказались, но все напрасно. И нет спасения им от изнуряющей работы.

Видео по теме

В агонии

Описанием «отдыха» продолжается краткое содержание. Щедрин (Коняга у него символизирует еще и самого крестьянина) описывает мучительное состояние дремлющего (или умирающего от непосильного труда) животного. Лежит он на самом солнцепеке, над ним кружат тучи насекомых. Но измученный Коняга почти не реагирует на их укусы.

Что-то громадное, то черное, то огненное, проносится перед его глазами и словно тянет за собой в бездонную глубину. И вдруг опять возникает безграничное поле.

Вот оно только народилось и стоит цветущее… А вот уже снова помертвевшее, под белым саваном… И как нет края полю, так нет конца кабале и мучениям… Так одну за другой описывает невеселые картинки жизни в рабстве Салтыков.

Коняга (краткое содержание позволяет это понять) родился лишь для одной цели – тяжелого физического труда. И все, что происходит вокруг, делается только для того, чтобы дать ему возможность выполнять эту самую работу. Корма и отдыха отпущено ровно столько, чтобы хватило сил встать. И до новых ран никому нет дела.

Не благополучие его, а способность выносить иго работы – лишь это беспокоит окружающих на протяжении многих веков. Вот и получается, что Коняга (краткое содержание описывает его недолгую жизнь как бесконечность) и не живет, и не умирает.

У него остается лишь надежда, что кто-нибудь в будущем сможет ответить на вопрос о том, почему именно ему дано такое существование?

Притча о Пустоплясах

А пока Коняга лежит в полузабытьи, мимо проходят его собратья. Мало кто скажет, что когда-то он, «неотесанный и бесчувственный», и Пустопляс, «вежливый и чувствительный», родились от одного отца.

Долго терпел родитель первого, но однажды рассудил: «Коняге – солома, а Пустоплясу – овес».

С тех пор и повелось, что один впроголодь живет и от работы изнывает, а другой – в теплом стойле да на сыте медовой нежится.

Продолжает сказку «Коняга» краткое содержание разговоров, которые вели Пустоплясы, глядя на бессмертие – ничем его не проберешь! – своего сородича. Один отметил, что в Коняге от тяжелой работы много здравого смысла накопилось, потому он смирнехонек и дело свое делает.

Второй не согласился: велики в нем «жизнь духа и дух жизни», потому никакой палкой его не сокрушишь. Третий сказал, что Коняга «настоящий труд» нашел для себя, он-то и дает ему устойчивость, которую века рабства не смогли победить.

Четвертый же уверен в другом: он испокон веков такую жизнь ведет и настолько к ней привык, что иной раз кажется, нет уж сил встать, ан нет, кнутом его взгреешь, и он тут же оживет и пойдет дело делать, к которому приставлен.

«Н-но, каторжный, шевелись!»

Пока ведутся эти пустые разговоры, мужик проснется да призовет Конягу к работе простыми словами. И вот уже Пустоплясы в восторге от того, как тот упирается, а задними ногами загребает. Вот, кричат, учиться у кого надо! Вот кому подражать следует! А сами-то подгоняют: «Н-но, каторжный, н-но!» Так заканчивает сказку «Коняга» Салтыков-Щедрин.

Краткое содержание передает лишь основные моменты повествования, однако, чтобы понять идейный замысел автора, необходимо познакомиться с полным текстом произведения.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
“Карась-идеалист”: краткое содержание сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ

Хорошо ли быть идеалистом? Этот вопрос ставится Салтыковым-Щедриным в его сказке «Карась-идеалист» с практических позиций. Философский идеализм русским классиком даже не рассматривается. Итак, не откладыва…

Искусство и развлечения
Краткое содержание сказки «Морозко» А. Афанасьева

Все мы любим русские народные сказки. «Морозко» (краткое содержание версии А. Афанасьева предложено ниже) – одна из тех сказок, которые имеют огромное количество интерпретаций. Классики русской литер…

Искусство и развлечения
Гофман «Щелкунчик и мышиный король», краткое содержание. Сказка возможна: надо только верить

В немецком романтизме трудно найти более противоречивого художника, чем Гофман. Юрист, композитор, музыкальный критик, карикатурист, писатель, Эрнст Теодор Амадей Гофман известен своими романтическими, фантастическими…

Искусство и развлечения
М. Шолохов, “Алешкино сердце”. Краткое содержание рассказа

Событиям революции, Первой мировой и Гражданской войны М. Шолохов посвятил цикл небольших по объему произведений под названием «Донские рассказы». «Алешкино сердце» – краткое содержание приводи…

Искусство и развлечения
Анализ и краткое содержание “Сказки о потерянном времени” Евгения Шварца

О чем это произведение писателя-сказочника Евгения Шварца? Как известно, он написал несколько философских сказок за всю свою жизнь, среди которых, например, «Обыкновенное чудо». А всего Шварц выпустил боле…

https://www.youtube.com/watch?v=nkUifYkfS_o

Искусство и развлечения
Лермонтов, “Ашик-Кериб”. Краткое содержание сказки

Сказку «Ашик-Кериб» Михаил Юрьевич Лермонтов написал во время ссылки на Кавказе, где он сразу увлекся изучением народного фольклора. И неудивительно. Природа гордого Кавказа с его красивыми и живописными п…

Искусство и развлечения
«Крошечка-Хаврошечка»: краткое содержание сказки

Русский народ – это хранитель удивительнейшего клада, который называется фольклором. Туда входят загадки, потешки, пословицы, поговорки и, самое главное, – сказки.Русские народные сказки – &la…

Искусство и развлечения
«Белая цапля». Краткое содержание сказки

Сказки бывают народными и придуманными конкретным автором. “Белая цапля” – сказка, написанная Телешовым Николаем Дмитриевичем (1867-1957 гг). Это произведение заставит читателя сопереживать и понять, к какой гло…

Искусство и развлечения
“Финист – ясный сокол”: краткое содержание сказки

Одна из самых интересных русских народных сказок – «Финист – Ясный Сокол». Краткое содержание поведает читателю о сюжете, познакомит с главными действующими лицами, некоторые уточнения помогут лучше …

Искусство и развлечения
«Василиса Прекрасная»: краткое содержание сказки

Любая сказка по-своему уникальна и неповторима. Сюжетная линия захватывающая, оригинальная. В детстве родители неоднократно читали детям историю, которая называется «Василиса Прекрасная». Русская народная …

Источник: http://monateka.com/article/128300/

Краткое содержание сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь”

Жил-был пескарь. Отец и мать его жили долго, не попались ни в уху, ни щуке. И сыну так жить наказали, по принципу “гляди в оба”. Пескарь был умный малый, а потому стал он раскидывать умом, как бы и ему всех бед избежать. Всякая рыба его может заглотить, потому как маленький он самый. А человек – так это и вовсе враг первейший.

Не раз рассказывал ему об этом отец, наказывал бояться уды, “потому что хоть это и глупейший снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься – ан в мухе-то смерть!”. Был у отца пескаря случай такой в жизни, когда он сам чуть было в уху не попал.

Неводом крестьяне рыбу ловили. Тащат их всех вместе: щук, окуней, того и гляди тебя сейчас эти хищники схватят. Но нет. “В ту пору не до еды, брат, было! У всех одно на уме: смерть пришла! А как и почему пришла – никто не понимает”. Так и вытащили все, да только мал показался рыбакам маленький пескарь.

Никакого толку от него в ухе не было.

А потому и отпустили его в озеро обратно подрасти. Послушал пескарь советов отца и решил жить осторожно. Год долбил он себе нору носом. Чего только не натерпелся он за это время. И вот когда нора была готова, решил он днем сидеть в своей норе и дрожать, а ночью выходить из норы и пищу искать. А можно и в полдень, когда рыба вся остальная уже сыта. “Ибо лучше не есть, не пить,

нежели с сытым желудком жизни лишиться”.

“Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: “Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?”” Однажды увидел он прямо около своей норы рака. Стоит тот с окостенелыми глазами и его, пескаря, поджидает. Вот уж где пескарь перепугался. Полдня поджидал его рак, а пескарь тем временем все дрожал и дрожал.

И щука его у норы стерегла. Да только не выходил пескарь из норы и все гордился, что жив. Прожил он так сто лет. Ни жены, ни детей у него не было. Думал он, что только раньше семья быть могла, потому как щука тогда добрее была, да и окунь на мелких пескарей не заглядывался. “Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто”.

И пришла пескарю пора помирать. И вспомнил он однажды сказанные щукой слова: “Вот, кабы все так жили-то, то в реке тихо было!” И задумался тогда пескарь, а и в самом деле, что бы тогда было? Ведь закончился бы род пескарей, потому что для его продолжения нужна семья, родная стихия, а не вечные сумерки его норы.

“Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари.

Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят”. И начинает пескарь понимать, что никому он не нужен теперь. И никто не знает во всем озере о его мудрости, потому что и самого его не знает никто.

Никому он в своей жизни не помог ни добрым словом, ни советом. Только слышал он, как говорили: “Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?” Задремал пескарь или забываться стал, да только высунулось его рыло из норы.

А потом он исчез. Куда пропал – так никто и не знает.

Источник: http://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-skazki-m-e-saltykova-shhedrina-premudryj-piskar/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector