“Свадьба Кречинского” Сухово-Кобылина в кратком содержании
Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и ее пожилой тетушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ – состояние нешуточное.
Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка -“лакомый кусочек” для московских щеголей-женихов. Но этого не понимает ее тетушка. Она полагает, что Лидочку надо показывать свету, звать в дом гостей: “без расходов девочку замуж не отдашь”. Но вдруг выясняется, что расходов-то никаких уже и не нужно.
Лидочка по секрету признается тетушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кре-чинским. И он – ах, Боже правый! – сделал ей предложение. Но вот что досадно – раздумывать нет времени! Ответ нужно дать незамедлительно. “Мишель” не сегодня завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда -“да” или “нет”.
Как быть? Ведь папенька не даст благословения на скорую руку. Он должен хорошо знать будущего зятя. А что такое этот Кречинский – фигура в высшей степени загадочная. Он ездит в дом Муромского уже целую зиму, но известно о нем немного, хотя и достаточно для того, чтоб тетушка и племянница были от него без ума. Ему – под сорок. Статен, красив. Пышные бакенбарды. Ловко танцует.
Превосходно говорит по-французски.
У него обширнейший круг знакомств в высшем свете! Кажется, есть и имение где-то в Симбирской губернии… А какие у него аристократические манеры! Какая обворожительная галантность! Какой изысканный вкус во всем – ведь вот как прелестно “обделал” он Лидочкин солитер, то есть оправил его у ювелира в булавку, изготовленную по собственной модели…
Но Муромского не проймешь такими разговорами. Каково состояние Кречинского? Сколько у него земли, сколько душ – никто не знает. Зато говорят, что шатается он по клубам, играет в карты и имеет “должишки”. А вот другой молодой человек, Владимир Дмитриевич Нелькин, давний “друг дома”, весь как на ладони. Скромен, даже застенчив. Карт в руки не берет. Правда, плохо танцует и не блещет манерами. Но зато он сосед – имение его рядышком, “борозда к борозде”. И он тоже здесь, в Москве, и тоже навещает дом Муромского: молчаливо влюблен в Лидочку. Его-то Муромский и прочит в мужья своей “кралечке” и “баловнице”.
Однако стараниями тетушки и самого Кречинского дело улаживается так, что Муромский в тот же день благословляет дочь на брак с “прекрасным человеком”, которому “князья да графы приятели”. Нелькин в отчаянии.
Нет, он не допустит, чтобы эта свадьба состоялась! Ему кое-что известно о “грешках” Кречинского.
Но теперь-то он “до-знает всю подноготную” и уж тогда представит старику этого “остряка” и “лихача” в истинном свете.
А “подноготная” есть. Да еще какая! Кречинский не просто играет в карты – он “страшный игрок”. Он бредит игрою. И Лидочка с ее приданым – для него лишь куш, с которым можно вступить в большую игру.
“У меня в руках тысяча пятьсот душ, – соображает он, – и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! и выиграю, выиграю наверняка”.
Да, но куш этот нужно еще заполучить. Благословение родителя – это только зыбкая удача, вырванная у судьбы благодаря вдохновенному блефу. Блеф нужно выдержать до конца! Но как, как?! Положение Кречинского катастрофическое.
Он связался с “шушерой”, мелким карточным шулером Иваном Антоновичем Расплюевым, чьи нечистые и ничтожные выигрыши едва поддерживают его существование. Квартиру, где он обитает вместе с этим жалким пройдохой, беспрестанно осаждают кредиторы.
Денег нет даже на извозчика! А тут еще является этот подлый купчишка Щебнев, требует выдать сию же минуту карточный долг, грозится сегодня же записать его имя в клубе в позорную долговую “книжечку”, то есть ославить его на весь город как банкрота! И это в ту самую минуту, когда Кречинскому “миллион в руку лезет”… Да, с одной стороны, миллион, а с другой – нужны каких-нибудь две-три тысчонки, чтобы раздать долги, оплатить счета и наскоро – в три дня – устроить свадьбу. Без этих мелких ставок рухнет вся игра! Да что там! – она уже рушится: Щебнев согласен ждать лишь до вечера, кредиторы за дверью грозно бушуют.
Впрочем, надежда еще есть. Кречинский посылает Расплюева к ростовщикам, приказывая одолжить у них деньги под любые проценты. Дадут, непременно дадут, они ведь знают Кречинского: вернет сполна.
Но Расплюев является с дурными вестями. Ростовщики уже не могут верить Кречинскому: “видно, запахло!..” Они требуют надежного залога. А что осталось у бедного игрока! Ничего, кроме золотых часов в семьдесят пять рублей.
Все кончено! Игра проиграна!
И вот тут-то, в минуту полной безнадежности, Кречинского осеняет блистательная идея. Впрочем, ее блистательности еще не могут оценить ни Расплюев, ни слуга Федор. Они даже полагают, что Кречинский повредился рассудком. И действительно, он как будто бы не в себе.
Он достает из бюро грошовую булавку, ту самую, которую он использовал как модель, “обделывая” Лидочкин солитер, смотрит на нее с восторженным изумлением и восклицает: “Браво!. ура! нашел…” Что нашел? Какую-то “побрякушку”.
Камень-то в булавке стразовый, из свинцового стекла!
Ничего не объясняя, Кречинский велит Расплюеву заложить золотые часы и на вырученные деньги купить роскошный букет цветов, “чтоб весь был из белых камелий”. А сам тем временем садится сочинять письмо Лидочке.
Он наполняет его нежностью, страстью, мечтаниями о семейном счастье -“черт знает каким вздором”.
И как бы между прочим просит ее прислать ему с посыльным солитер – он заключил пари о его размерах с неким князем Бельским.
Как только Расплюев появляется, Кречинский отправляет его с цветами и запиской к Лидочке, объясняя ему, что он должен получить у нее солитер и принести вещь “аккуратнейшим образом”. Расплюев все понял – Кречинский намерен украсть бриллиант и бежать с ним из города.
Но нет! Кречинский не вор, честью он еще дорожит и бежать никуда не собирается. Напротив. Пока Расплюев выполняет его поручение, он приказывает Федору подготовить квартиру для пышного приема семейства Муромских.
Настает “решительная минута” – принесет ли Расплюев солитер или нет?
Принес! “Виктория! Рубикон перейден!” Кречинский берет обе булавки – фальшивую и подлинную – и мчится с ними в лавку ростовщика Никанора Савича Бека. Спрашивая денег под залог, он предъявляет ростовщику подлинную булавку -“того так и шелохнуло, и рот разинул”.
Вещь ведь ценнейшая, стоимостью в десять тысяч! Бек готов дать четыре. Кречинский торгуется – просит семь. Бек не уступает. И тогда Кречинский забирает булавку: он пойдет к другому ростовщику… Нет-нет, зачем же – к другому… Бек дает шесть! Кречинский соглашается.
Однако требует уложить булавку в отдельную шкатулку и опечатать ее. В тот момент, когда Бек уходит за шкатулкой, Кречинский подменяет подлинную булавку фальшивой. Бек спокойно укладывает ее в шкатулку – бриллиант ведь уже проверен и под лупою, и на весах.
Дело сделано! Игра выиграна!
Кречинский возвращается домой с деньгами и с солитером. Долги розданы, счета оплачены, куплены дорогие наряды, наняты слуги в черных фраках и белых жилетах, заказан подобающий ужин. Идет прием невесты и ее семейства. Пыль пущена в глаза, пыль золотая, бриллиантовая! Все отлично!
Но вдруг на квартиру Кречинского является Нелькин. Вот оно, разоблачение! Нелькин уже все выведал: ах, Боже! с кем связался почтеннейший Петр Константинович! Да это же проходимцы, картежники, воры!! Они ведь украли у Лидочки солитер… Какое там пари?! какой князь Бельский?! Солитера нет у Кречинского – он заложил его ростовщику Беку!..
Все смущены, все в ужасе. Все, кроме Кречинского, ибо в эту минуту он на вершине своего вдохновения – блеф его обретает особенную внушительность.
Великолепно изображая благороднейшего человека, чья честь оскорблена коварным наветом, он берет с Муромского обещание “по шее выгнать вон” обидчика, если солитер будет сейчас же представлен для всеобщего обозрения. Старик вынужден дать такое обещание. Кречинский с торжественным негодованием предъявляет бриллиант! Нелькин опозорен.
Его карта бита Сам Муромский указывает ему на дверь. Но Кречинскому этого мало. Успех нужно закрепить. Теперь искусный игрок изображает другое чувство: он потрясен тем, что семейство так легко поверило гнусной сплетне о своем будущем зяте, муже!! О, нет! теперь он не может быть Лидочкиным мужем.
Он возвращает ей ее сердце, а Муромскому его благословение. Все семейство молит его о прощении. Что ж, он готов простить. Но при одном условии: свадьба должна быть сыграна завтра же, чтоб положить конец всем сплетням и слухам! Все с радостью соглашаются. Вот теперь игра действительно выиграна!
Остается только выиграть время, то есть выпроводить дорогих гостей как можно скорее. Нелькин ведь не успокоится. Он может в любую минуту явиться сюда с Беком, фальшивой булавкой и обвинениями в мошенничестве. Нужно успеть… Гости уже поднялись, двинулись к выходу. Но нет! В дверь звонят… стучат, ломятся.
Успел Нелькин! Он явился и с Беком, и с булавкой, и с полицией! Лишь на минуту Кречинский теряет самообладание; приказывая не отпирать дверь, он хватает ручку от кресла и угрожает “разнести голову” всякому, кто двинется с места! Но это уже не игра – это разбой! А Кречинский все ж таки игрок, “не лишенный подлинного благородства”.
В следующее же мгновение Кречинский “кидает в угол ручку от кресла” и уже как истинный игрок признает свое поражение возгласом, характерным для карточного игрока: “Сорвалось!!!” Теперь ему светит “Владимирская дорога” и “бубновый туз на спину”. Но что это?! От печальной дороги в Сибирь и арестантских одежд “Мишеля” спасает Лидочка.
“Вот булавка… которая должна быть в залоге, – говорит она ростовщику, – возьмите ее… это была ошибка!” За сим все семейство, “убегая от срама”, покидает квартиру игрока.
Источник: http://home-task.com/svadba-krechinskogo-suxovo-kobylina-v-kratkom-soderzhanii/
Комедия Александра Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского”: краткое содержание, главные герои, отзывы
“Свадьба Кречинского” – умопомрачительная комедия Александра Сухово-Кобылина, ставшая известной и востребованной с самых первых постановок на сцене. Она состязалась в популярности наравне с нашумевшими пьесами “Горе от ума” и “Ревизор”.
Краткое содержание “Свадьбы Кречинского”, прототипы и история написания произведения поистине захватывающи и уникальны. Давайте получше познакомимся с этим драматическим творением, а также с его непревзойденным автором.
Аристократ и драматург
Сухово-Кобылин Александр Васильевич – российский дворянин, прославленный философ и переводчик, автор нескольких эксцентричных и злободневных драматических произведений.
Писатель родился осенью 1817 года, учился в Московском университете, где увлекся философией и начал много путешествовать по Европе. Там он свел знакомство с некой Луизой Симон-Деманш. Эта встреча стала роковой для обоих молодых людей.
Дело об убийстве
Симпатичная французская модистка переехала за своим русским возлюбленным в Москву, где стала его любовницей и содержанкой. Сухово-Кобылин снимал ей дорогие апартаменты, оплачивал питание и проживание. Эта связь продолжалась в течение семи лет, за время которых на место нежной привязанности пришла холодная отчужденность.
Все осложнялось тем, что Александр Васильевич обладал неимоверной привлекательностью и пользовался невероятным успехом у женщин. У него завязывались интрижки, в него влюблялись. И, конечно же, он влюблялся сам. Очередной женщиной философа стала замужняя аристократка Надежда Нарышкина, к которой неоднократно ревновала своего любовника француженка Луиза.
И вот молодую женщину находят убитой. Открыто следствие, в ходе которого обвинение было предъявлено Сухово-Кобылину, пяти слугам и его любовнице Нарышкиной.
Кто был виноват в преступлении – так и осталось тайной. Расследование ничего не выявило, обвиняемые путались в показаниях. Александр Васильевич несколько раз арестовывался и заключался под стражу, слуги подвергались пыткам, а его возлюбленная сбежала за границу.
Несмотря на то что с молодого философа были сняты все обвинения, свет так и не смог простить ему темное пятно на и без того небезупречной репутации. Александр Васильевич был отвергнут аристократией, приписывающей ему это жестокое и бессмысленное убийство.
Творческий путь автора
Данная трагедия и личные переживания побудили Александра Васильевича заняться творчеством. Автор “Свадьбы Кречинского” написал свое первое произведение за стенами тюрьмы, снедаемый чувством тревоги и неопределенности.
Разнообразие эмоций и внутренней борьбы, а также близкое знакомство с делом судопроизводства нашли отражение в этой незабываемой пьесе. “Свадьба Кречинского” стала началом целой трилогии, объединенной одной целью и одним порывом.
Немного о произведении
Необычен комедийный жанр “Свадьбы Кречинского”. Он не только побуждает весело смеяться, но и вынуждает задуматься над смыслом бытия, заставляет сопереживать и плакать. Как видим, место написания и внутреннее состояние автора оказали огромное влияние и на само произведение, называемое впоследствии “социальной комедией”.
В своей пьесе драматург выставляет на показ убожество света и аристократии, их нравственную деградацию и лицемерие. Для него настоящий герой – это неиспорченный человек, помещик из провинции, настоящий хозяин.
Прототипы
В основе сюжета “Свадьбы Кречинского” лежат реальные события. Возможно, на автора произвела огромное впечатление история с неким лже-графом, произошедшая за несколько лет до написания пьесы. Согласно слухам, некий Крысинский, являющийся слугой богатого аристократа, выдавал себя за знатного и богатого дворянина, благодаря чему получил доступ в высший свет.
Или же прототипом главного героя мог быть дворянин Голохвастов – светский денди, легкомысленный лентяй и ветреный пижон.
Как бы там ни было, краткое содержание “Свадьбы Кречинского”, как и само произведение в целом, показывает, что автору удалось ярко и реалистично показать нравы и быт того времени, царящие в высших кругах истинного дворянства. Знакомый со всей светской мишурой и пустотой автор с тонким психологизмом передал развращенность и праздность высшего общества.
Действующие лица
Перед тем как рассмотреть краткое содержание “Свадьбы Кречинского”, давайте познакомимся с основными героями произведения.
Прежде всего, это – сам Кречинский, мужчина тридцати пяти лет, заядлый картежник и неугомонный мот. Также стоит упомянуть о Петре Константиновиче Муромском – благородном добродушном человеке, примерном хозяине и образцовом отце. Немаловажную роль в произведении играет и Расплюев – подельник главного героя, беспринципный человек, мелкий вор без морали и личных привязанностей.
Среди других главных героев “Свадьбы Кречинского” выделяется Лидочка – дочь Петра Константиновича, богатая наследница, наивная и застенчивая провинциалка. Примечателен образ главной героини – доброй простушки с ясным умом, неординарным мышлением и глубокими чувствами.
Еще одна женская героиня пьесы – тетя Лидочки, Анна Атуева, стремящаяся в высший свет и подражающая его манерам.
Что же свело этих людей, столь разных по характеру и образу жизни? Узнать ответ на этот вопрос нам поможет краткое содержание “Свадьбы Кречинского”.
Богатая невеста
Пьеса начинается с диалога между Муромским и Атуевой. Из разговора выясняется, что на руку дочери Петра Константиновича имеют виды два претендента – помещик Нелькин, серьезный и равнодушный к светским увеселеньям человек, и Кречинский, бабник и ловелас.
Позже выясняется, что молодому человеку нужно срочно найти богатую невесту, чтобы заплатить огромные долги и покрыть растраты. Своей жертвой он выбирает Лидочку – простую, но богатую барышню, беззаветно влюбленную в него. Ради этой цели Михаил Васильевич готов играть чувствами девушки и ее родных, готов притворяться и обманывать.
Например, с отцом будущей невесты он говорит о спокойной деревенской жизни рядом с любимой женой, так как знает, что тот – простоватый и добродушный барин. С теткой же Лиды Кречинский разговаривает совсем по-другому. Он намекает на свое высокое положение в свете и делится мечтой сделать московский дом тестя самым изысканным и популярным.
Разорившийся дворянин
В следующем действии открывается вся глубина падения Кречинского. Прогуляв свое имение, задолжав всем кредиторам, он скрывается от них и влачит почти нищенское существование. Он – игрок, мот, пьяница и гуляка.
Помимо кредитов у Михаила Васильевича существуют огромный карточный долг, которым его шантажирует купец Щебнев. Чтобы вернуть деньги, Кречинский решается на аферу.
Дома у него имеется точная копия дорогостоящего украшения, принадлежащего Муромской. Он решает воспользоваться им, чтобы одолжить деньги у ростовщика Бека. Михаил Васильевич просит невесту дать ему на время эту драгоценность, выполненную в виде булавки, в надежде на обман опытного заимодавца. Доверчивая Лидочка передает жениху булавку через его посланца Расплюева.
С помощью подложного украшения Кречинский получил немалую сумму денег и расплатился с долгами.
Финальное разоблачение
Этим же вечером у молодого человека собираются гости – невеста с родными и Нелькин, желающий разоблачить удачливого соперника.
Он сообщает всем, что Кречинский –картежник и обманщик, заложивший дорогостоящую вещь невесты. Лидочка очень огорчена, однако Михаил Васильевич ее быстро успокаивает.
Он достает из секретера булавку и возвращает ее несчастной девушке, а затем с апломбом выгоняет незадачливого конкурента.
Тогда негодование гостей утихает, а Муромский дает согласие на скорый брак дочери с Кречинским. Казалось бы, все заканчивается хорошо, однако в самый последний момент в комнату врываются Бек и полицейский, чтобы арестовать Михаила Васильевича за подлог.
Наконец Лидочка понимает, кем на самом деле оказался ее жених. Однако из любви к нему она отдает ростовщику свою драгоценность, заявляя, что произошла ошибка. Рыдая, она покидает квартиру своего любимого. За ней уходят отец и тетка.
Какова же реакция Кречинского на столь огорчительные события? Он говорит: “Сорвалось”, тем самым показывая, что вся эта история для него – всего лишь игра. Он не задумывается о чувствах девушки и ее слезах, он не чувствует стыда и раскаяния.
Мнение критиков и театралов
Отзывы о “Свадьбе Кречинского” с самого начала были положительные. Зрители с энтузиазмом восприняли легкие, незамысловатые диалоги пьесы, отражающие умонастроения и душевный склад героев.
Драматургу удалось ярко и реалистично разоблачить устои некоторых слоев общества. Его персонажи, такие жизненные и актуальные, глубоко затрагивали душу и заставляли переживать и волноваться.
Многие отмечали, что после просмотра социальной комедии, написанной Сухово-Кобылиным, долгое время находились под впечатлением от увиденного, ощущая в душе тяжесть и треволнения.
Вклад в культуру
Пьеса “Свадьба Кречинского” стала поистине популярной и легендарной за счет поднятых в ней злободневных вопросов. Некоторые герои произведения стали нарицательными, а их высказывания – иносказательными.
Многие цитаты “Свадьбы Кречинского” до сих пор пользуются всеобщим вниманием и популярностью. Это и высказывания персонажей о таких вечных ценностях, как знания, разум, зло и любовь. Это и меткие, колкие фразы, которыми обменивались главные герои в процессе повествования. Это и комические, задорные реплики, ставшие анекдотами и побасенками.
Наше время
Данная постановка, несмотря на свой почтенный возраст, интересует и многих современных любителей театрального искусства. Пьеса не сходит со сцен ведущих театров России. За последние шестьдесят лет осуществилось несколько экранизаций комедии.
Прежде всего, это – фильм-спектакль, снятый в 1953 году, главные роли в котором исполняли талантливые Михаил Названов, Марина Кузнецова и Ольга Викландт.
Интересным музыкальным кинофильмом является и экранизация 1974 года, снятая российским режиссером Владимиром Воробьевым. В картине были задействованы такие прекрасные актеры, как Виктор Костецкий, Борис Смолкин, Зоя Виноградова и Лев Петропавловский.
В 2002 году также была предпринята попытка снять по мотивам пьесы оригинальный фильм. Задумку замыслил и осуществил режиссер Михаил Козаков. В актерский состав вошли: Михаил Ефремов, Анатолий Равикович, Ольга Остроумова, Виктор Борцов, Елена Подкаминская. Кинокартина вышла в прокат под интригующим названием “Джокеръ”.
Такие частые постановки и экранизации указывают на то, что произведение Александра Васильевича Сухово-Кобылина до сих пор актуально и интересно. И это несмотря на то, что прошло больше сотни лет с момента написания пьесы, что времена и обычаи изменились.
Однако подобные перемены не затрагивает человеческих душ, чувств и эмоций. Люди по-прежнему хотят верить в любовь, хотят доверять друг другу, хотят смеяться над недостатками и комическими происшествиями.
А значит, пьеса “Свадьба Кречинского” еще долгое время будет актуальна и популярна среди ценителей российской литературы и драматургии.
Источник: http://fjord12.ru/article/349662/komediya-aleksandra-suhovo-kobyilina-svadba-krechinskogo-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi-otzyivyi
Свадьба кречинского – краткое содержание. сухово-кобылин а.в
Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и ее пожилой тетушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное.
Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка — «лакомый кусочек» для московских щеголей-женихов. Но этого не понимает ее тетушка. Она полагает, что Лидочку надо показывать свету, звать в дом гостей: «без расходов девочку замуж не отдашь». Но вдруг выясняется, что расходов-то никаких уже и не нужно.
Лидочка по секрету признается тетушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кре-чинским. И он — ах, Боже правый! — сделал ей предложение. Но вот что досадно — раздумывать нет времени! Ответ нужно дать неза-
321
медлительно. «Мишель» не сегодня завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда — «да» или «нет».
Как быть? Ведь папенька не даст благословения на скорую руку. Он должен хорошо знать будущего зятя. А что такое этот Кречинский — фигура в высшей степени загадочная. Он ездит в дом Муромского уже целую зиму, но известно о нем немного, хотя и достаточно для того, чтоб тетушка и племянница были от него без ума. Ему — под сорок. Статен, красив. Пышные бакенбарды. Ловко танцует.
Превосходно говорит по-французски. У него обширнейший круг знакомств в высшем свете! Кажется, есть и имение где-то в Симбирской губернии…
А какие у него аристократические манеры! Какая обворожительная галантность! Какой изысканный вкус во всем — ведь вот как прелестно «обделал» он Лидочкин солитер (крупный бриллиант), то есть оправил его у ювелира в булавку, изготовленную по собственной модели…
Но Муромского не проймешь такими разговорами. Каково состояние Кречинского? Сколько у него земли, сколько душ — никто не знает. Зато говорят, что шатается он по клубам, играет в карты и имеет «должишки». А вот другой молодой человек, Владимир Дмитриевич Нелысин, давний «друг дома», весь как на ладони.
Скромен, даже застенчив. Карт в руки не берет. Правда, плохо танцует и не блещет манерами. Но зато он сосед — имение его рядышком, «борозда к борозде». И он тоже здесь, в Москве, и тоже навещает дом Муромского: молчаливо влюблен в Лидочку. Его-то Муромский и прочит в мужья своей «кралечке» и «баловнице».
Однако стараниями тетушки и самого Кречинского дело улаживается так, что Муромский в тот же день благословляет дочь на брак с «прекрасным человеком», которому «князья да графы приятели». Не-лькин в отчаянии.
Нет, он не допустит, чтобы эта свадьба состоялась! Ему кое-что известно о «грешках» Кречинского. Но теперь-то он «до-знает всю подноготную» и уж тогда представит старику этого «остряка» и «лихача» в истинном свете.
А «подноготная» есть. Да еще какая! Кречинский не просто играет в карты — он «страшный игрок». Он бредит игрою. И Лидочка с ее приданым — для него лишь куш, с которым можно вступить в большую игру. «У меня в руках тысяча пятьсот душ, — соображает он, — и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего
322
капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! и выиграю, выиграю наверняка».
Да, но куш этот нужно еще заполучить. Благословение родителя — это только зыбкая удача, вырванная у судьбы благодаря вдохновенному блефу. Блеф нужно выдержать до конца! Но как, как?! Положение Кречинского катастрофическое.
Он связался с «шушерой», мелким карточным шулером Иваном Антоновичем Расплюевым, чьи нечистые и ничтожные выигрыши едва поддерживают его существование. Квартиру, где он обитает вместе с этим жалким пройдохой, беспрестанно осаждают кредиторы.
Денег нет даже на извозчика! А тут еще является этот подлый купчишка Щебнев, требует выдать сию же минуту карточный долг, грозится сегодня же записать его имя в клубе в позорную долговую «книжечку», то есть ославить его на весь город как банкрота! И это в ту самую минуту, когда Кречинскому «миллион в руку лезет»…
Да, с одной стороны, миллион, а с другой — нужны каких-нибудь две-три тысчонки, чтобы раздать долги, оплатить счета и наскоро — в три дня — устроить свадьбу. Без этих мелких ставок рухнет вся игра! Да что там! — она уже рушится: Щебнев согласен ждать лишь до вечера, кредиторы за дверью грозно бушуют.
Впрочем, надежда еще есть. Кречинский посылает Расплюева к ростовщикам, приказывая одолжить у них деньги под любые проценты. Дадут, непременно дадут, они ведь знают Кречинского: вернет сполна.
Но Расплюев является с дурными вестями. Ростовщики уже не могут верить Кречинскому: «видно, запахло!..» Они требуют надежного залога. А что осталось у бедного игрока! Ничего, кроме золотых часов в семьдесят пять рублей.
Все кончено! Игра проиграна!
И вот тут-то, в минуту полной безнадежности, Кречинского осеняет блистательная идея. Впрочем, ее блистательности еще не могут оценить ни Расплюев, ни слуга Федор. Они даже полагают, что Кречинский повредился рассудком. И действительно, он как будто бы не в себе.
Он достает из бюро грошовую булавку, ту самую, которую он использовал как модель, «обделывая» Лидочкин солитер, смотрит на нее с восторженным изумлением и восклицает: «Браво!. ура! нашел…» Что нашел? Какую-то «побрякушку».
Камень-то в булавке стразовый, из свинцового стекла!
Ничего не объясняя, Кречинский велит Расплюеву заложить золо-
323
тые часы и на вырученные деньги купить роскошный букет цветов, «чтоб весь был из белых камелий». А сам тем временем садится сочинять письмо Лидочке. Он наполняет его нежностью, страстью, мечтаниями о семейном счастье — «черт знает каким вздором». И как бы между прочим просит ее прислать ему с посыльным солитер — он заключил пари о его размерах с неким князем Бельским.
Как только Расплюев появляется, Кречинский отправляет его с цветами и запиской к Лидочке, объясняя ему, что он должен получить у нее солитер и принести вещь «аккуратнейшим образом». Расплюев все понял — Кречинский намерен украсть бриллиант и бежать с ним из города.
Но нет! Кречинский не вор, честью он еще дорожит и бежать никуда не собирается. Напротив. Пока Расплюев выполняет его поручение, он приказывает Федору подготовить квартиру для пышного приема семейства Муромских.
Настает «решительная минута» — принесет ли Расплюев солитер или нет?
Принес! «Виктория! Рубикон перейден!» Кречинский берет обе булавки — фальшивую и подлинную — и мчится с ними в лавку ростовщика Никанора Савича Бека. Спрашивая денег под залог, он предъявляет ростовщику подлинную булавку — «того так и шелохнуло, и рот разинул».
Вещь ведь ценнейшая, стоимостью в десять тысяч! Бек готов дать четыре. Кречинский торгуется — просит семь. Бек не уступает. И тогда Кречинский забирает булавку: он пойдет к другому ростовщику… Нет-нет, зачем же — к другому… Бек дает шесть! Кречинский соглашается.
Однако требует уложить булавку в отдельную шкатулку и опечатать ее. В тот момент, когда Бек уходит за шкатулкой, Кречинский подменяет подлинную булавку фальшивой. Бек спокойно укладывает ее в шкатулку — бриллиант ведь уже проверен и под лупою, и на весах.
Дело сделано! Игра выиграна!
Кречинский возвращается домой с деньгами и с солитером. Долги розданы, счета оплачены, куплены дорогие наряды, наняты слуги в черных фраках и белых жилетах, заказан подобающий ужин. Идет прием невесты и ее семейства. Пыль пущена в глаза, пыль золотая, бриллиантовая! Все отлично!
Но вдруг на квартиру Кречинского является Нелькин. Вот оно, разоблачение! Нелькин уже все выведал: ах, Боже! с кем связался почтеннейший Петр Константинович! Да это же проходимцы, картежники, воры!! Они ведь украли у Лидочки солитер… Какое там
324
пари?! какой князь Бельский?! Солитера нет у Кречинского — он заложил его ростовщику Беку!.. Все смущены, все в ужасе. Все, кроме Кречинского, ибо в эту минуту он на вершине своего вдохновения — блеф его обретает особенную внушительность.
Великолепно изображая благороднейшего человека, чья честь оскорблена коварным наветом, он берет с Муромского обещание «по шее выгнать вон» обидчика, если солитер будет сейчас же представлен для всеобщего обозрения. Старик вынужден дать такое обещание. Кречинский с торжественным негодованием предъявляет бриллиант! Нелькин опозорен. Его карта бита Сам Муромский указывает ему на дверь.
Но Кречинскому этого мало. Успех нужно закрепить. Теперь искусный игрок изображает другое чувство: он потрясен тем, что семейство так легко поверило гнусной сплетне о своем будущем зяте, муже!! О, нет! теперь он не может быть Лидочкиным мужем. Он возвращает ей ее сердце, а Муромскому его благословение. Все семейство молит его о прощении. Что ж, он готов простить.
Но при одном условии: свадьба должна быть сыграна завтра же, чтоб положить конец всем сплетням и слухам! Все с радостью соглашаются. Вот теперь игра действительно выиграна!
Остается только выиграть время, то есть выпроводить дорогих гостей как можно скорее. Нелькин ведь не успокоится. Он может в любую минуту явиться сюда с Беком, фальшивой булавкой и обвинениями в мошенничестве. Нужно успеть… Гости уже поднялись, двинулись к выходу. Но нет! В дверь звонят… стучат, ломятся.
Успел Нелькин! Он явился и с Беком, и с булавкой, и с полицией! Лишь на минуту Кречинский теряет самообладание; приказывая не отпирать дверь, он хватает ручку от кресла и угрожает «разнести голову» всякому, кто двинется с места! Но это уже не игра — это разбой! А Кречинский все ж таки игрок, «не лишенный подлинного благородства».
В следующее же мгновение Кречинский «кидает в угол ручку от кресла» и уже как истинный игрок признает свое поражение возгласом, характерным для карточного игрока: «Сорвалось!!!» Теперь ему светит «Владимирская дорога» и «бубновый туз на спину». Но что это?! От печальной дороги в Сибирь и арестантских одежд «Мишеля» спасает Лидочка. «Вот булавка…
которая должна быть в залоге, — говорит она ростовщику, — возьмите ее… это была ошибка!» За сим все семейство, «убегая от срама», покидает квартиру игрока.
Источник: http://myessay.ru/2015-05-13-18-15-43/12747-2017-08-03-22-06-14.html