Краткое содержание таис афинская ефремова точный пересказ сюжета за 5 минут

Иван Ефремов «Таис Афинская» — онлайн библиотека knigger.com

Краткое содержание Таис Афинская Ефремова точный пересказ сюжета за 5 минут

Иван Антонович Ефремов был в первую очередь ученым-историком. Он занимался палеонтологией, в философии проверял космогонические теории, изобрел такое понятие как тафономия. А его увлечение античной историей вылилось, в том числе, в один из самых популярных романов о Древней Греции.

Краткое содержание книги «Таис Афинская»

Книга рассказывает о жизни известной греческой гетеры Таис Афинской. Гетеры были куртизанками, свободными и независимыми, и путать их с женщинами легкого поведения не только ошибочно, но и исторически недостоверно.

Таис, по сюжету книги, уже была известной, когда ее захотел заполучить Александр Македонский, и это ему удалось. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, но у них не было общего будущего. Завоеватель большей части ойкумены и руководитель государства не мог взять в жены гетеру.

Поэтому Македонский, не лишая гетеру своей благосклонности, находит ей достойного мужа, своего соратника Птолемея по прозвищу Лаг. Однако с этим человеком Таис не нашла того счастья, которое было у нее с Александром, хоть и недолго. Тем не менее, от Птолемея она рожает детей, помогает ему в политической карьере, ведет светскую жизнь.

Таис позволяла себе изменять мужу, но не только с любимым Александром, но и с другими мужчинами. Автор показывает, что для древнегреческого общества с его раскованными нравами такие увлечения были довольно обычными.

Иван Ефремов очень тонко, соединяя знания и точность историка и вкус писателя, показывает особый быт и нравы древних греков. Он ненавязчиво окутывает читателя атмосферой Древней Греции, описывая:

  • трапезы;
  • праздники;
  • обычные дни;
  • предметы быта, одежды и украшения.

Конец книги ознаменовывает собой не смерть, а конец былого могущества прославленной гетеры. Ее старость и постепенная потеря влияния, увядание и выход из активной жизни как бы сравниваются с внезапной и трагической смертью Македонского, который ушел, так и не завершив всего начатого, на вершине молодости и успеха.

Связь книги с реальными событиями

Согласно историческим источникам, около 330 года до нашей эры был сожжен почти дотла город Персеполис. Историки того времени перекладывают вину за это событие на одну из известных гетер. Многие историки ХХ века считали, что этой гетерой была именно прославленная Таис. Так ли это на самом деле – не доказано.

Известно, что Александр Македонский питал благосклонность к Таис, но история их чувств осталась интимной, и ничего нельзя сказать наверняка. Ефремов, по сути, придумал их романтические отношения, так как ни в одном источнике точных сведений нет, пара, скорее всего, была очень осторожна.

Реальная Таис долго жила в Греции, хоть и была замужем за соратником Александра Птолемеем Лагом.

После смерти Македонского гетера, которая тогда уже давно отошла от дел и была видной светской дамой, покинула Родину и переехала в Египет.

Постепенно и там она устроила все по-своему и стала звездой государства, заняв пост королевы Мемфиса. Читать книгу о Таис Афинской на сайте можно бесплатно, в удобном онлайн режиме.

Иван Ефремов описывает в своём историческом романе не только быт и нравы Древней Греции, но и достоверно показывает политические интриги и военные походы того времени, в особенности – походы Александра Македонского. К тому же, он много внимания уделил политике Древнего Египта, других провинций империи, он даже упомянул Китай.

Книга Ивана Ефремова тонко соединяет в себе достоверность исторического документа и гармоничный, насыщенный сюжет художественной литературы. Читать «Таис Афинскую» онлайн будет интересно даже тем, кто не связан с историей, так как главное, о чем пишет автор – это любовь.

Источник: https://knigger.com/blog/41/i-efremov-tais-afinskaya

Книга «Таис Афинская»

Похоже, пора отказаться от фразы «я не люблю исторические романы». То ли предпочтения сменились, то ли очень качественные представители жанра стали попадаться. После «Таис Афинской» я окончательно готова признать, что многое теряла, стараясь обходить стороной подобные книги.

Роман Ефремова оказался потрясающе интересным, и хотя этот автор известен прежде всего как фантаст, я нисколько не жалею, что наше знакомство началось, скажем так, нестандартно. Главное, что сразу чувствуется — книга написана умным, эрудированным человеком. Компетентным, если уместно будет так выразиться.

Собственно, «Таис Афинская» — из таких книг, после которых кажется, что ты и сам немного поумнел. Ну ладно, пусть не поумнел, но хотя бы расширил кругозор и набрался любопытных фактов и теорий, которые можно потом с кем-нибудь обсудить.

Это не главное достоинство романа, но всё-таки как приятно, читая, вдруг обнаружить интересное предположение о том, откуда взялись легендарные амазонки и кем они были; или о том, что под именем Атлантиды может «скрываться» остров Крит… как будто до сих пор ты читал сказки про Михаила Потаповича, и вот наконец увидел настоящего медведя, мощного, когтистого и очень-очень живого.

В смысле, миф наполнился реальным содержанием, вот что я хочу сказать, и ощущения от этого весьма сильные. Конечно, для такого человека, как я — не так уж хорошо знающего историю, чтобы уже быть знакомым с этими теориями, но всё-таки любящего получать новую информацию и встраивать её в свою картину мира. В общем, это длинное вступление означает: мне очень понравилось.

Открывая исторический роман, я всегда опасаюсь двух вещей: получить что-то вроде скучного учебника истории или что-то вроде словаря устаревших терминов.

Предисловие меня насторожило, особенно справка для читателя: «чтобы перевести счёт по олимпиадам на наш, надо помнить, что каждый греческий год соответствует второй половине совпадающего нашего года и первой половине следующего за ним.

Надо умножить число прошедших олимпиад на 4, прибавить уменьшенное на единицу число лет текущей олимпиады и полученную сумму вычесть из776, если событие…» и так далее.

К тому же сам автор пишет, что постарался максимально насытить первые главы романа «специфическими деталями», чтобы читатель сразу по уши погрузился в нужную эпоху.

Но как выяснилось, боялась я зря, и ни особых затруднений, ни тем более скуки испытывать не пришлось — наоборот, стиль романа оказался простым и ясным, а уж как автор умеет изображать! Пару абзацев Ефремов уделил описанию египетских пирамид — так, мельком рассказал, как они выглядели тогда, во времена Македонского. Я до сих пор под впечатлением, будто видела это своими глазами. И хотя в какой-то момент (в начале 15 главы, если точнее) мне и впрямь показалось, что я читаю учебник истории, это уже не могло уменьшить моего восхищения.

«Таис Афинская» — книга не особенно эмоциональная, ни поплакать, ни помечтать над ней не получится.

Зато в ней много увлекательных размышлений на самые разные темы, особенно на тему религии — как и почему одни культы вытеснялись другими, как боги одного народа перебирались в религию другого, но уже под видом злых демонов, как по-разному выглядят храмы разных народов и какие черты местных верований в этом отражены, зачем вообще людям и государствам нужна религия… Серьёзно, всё это очень интересно изложено. Также немало места уделено довольно-таки профеминистким взглядам писателя, а также значению искусства в жизни человека, глобальным вопросам вроде смысла бытия и счастья, ценности знания, недостаток которого оказался гибельным для Александра… В общем, по мере чтения я составляла себе краткий список любопытных тем с указанием нужной страницы, чтобы потом ещё раз пересмотреть и обдумать, и список этот довольно длинный. Чёрт, я даже вдохновилась и решила, что пора заняться заполнением пробелов в моём знании истории, философии и древних религий.

Что касается сюжета… на мой взгляд, при желании можно читать «Таис Афинскую» почти как приключенческий роман, то есть сюжетные перипетии не совсем уж задвинуты на второй план и книга не состоит из одних только рассуждений.

Есть и погони, и опасные ловушки, и любовные страсти, и всё, что хочешь. Я даже лозунг придумала для «Таис Афинской» — «Храм плюс жрец — всему конец».

Ну потому что храм в романе — это такое место, где скорее всего кого-нибудь убьют, а жрец — тот, кто это сделает почти наверняка 🙂 Можно, наверное, придраться к тому, что главная героиня очень уж идеализирована, но по-моему, это не от неумения или незнания сделано, а намеренно; чтобы соответствовать задаче, возложенной на неё автором, она именно такой должна быть. А финал у романа и вовсе символичный, что заметно меняет отношение к прочитанному. Так что мне лично не к чему придраться.

Ещё хотелось сказать пару слов по поводу актуальности. Честное слово, читая «Таис Афинскую», проникаешься мыслью, что не очень-то далеко мы ушли от древних греков, описанных в романе.

Те же самые люди, только в красочных декорациях ушедших веков; то же самое море невежества, тускло освещённое лучшими умами, которые уже сказали всё, что будут повторять на разные лады лучшие умы всех следующих поколений; и чувствуешь себя Македонским, который пытается дойти до края мира, не зная его истинного устройства и размеров…

Источник: https://www.livelib.ru/book/1002800211-tais-afinskaya-ivan-efremov/~8

Таис Афинская (роман), сюжет

Сюжет

Афины, 337 год до н. э. Царевич Александр и его ближайшие друзья — Птолемей, Неарх и Гефестион — находятся в изгнании. Птолемей во время купания встречает на берегу моря 17-летнюю, но уже знаменитую гетеру Таис. Она приглашает македонцев к себе, но Александр вскоре откланивается, забрав Гефестиона.

Читайте также:  Краткое содержание либерал салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Перед его уходом Таис пророчит ему великую судьбу. Неарх очарован ее лучшей подругой, гетерой-спартанкой Эгесихорой, а Птолемей — самой Таис. На следующий день Таис приглашает Птолемея к себе, отвечая на его чувства. Однако он вскоре вынужден покинуть Афины вслед за Александром, рассорившимся с отцом и бежавшим в Эпир.

На прощание Птолемей дает Таис обещание стать царем и сделать ее своей царицей.

Афины, август 335 года до н. э. Александр, ставший царем Македонии после гибели отца, разрушил Фивы, подавляя восстание против власти Македонии в Коринфском союзе, и готовится к походу на Персию. Таис покупает на рынке рабов молодую фиванку по имени Гесиона и дарует ей свободу.

В поисках предположительно тоже попавшего в рабство отца Гесионы Таис обращается к основавшему в Афинах свой Ликей Аристотелю, но дерзость Гесионы гневит философов, и девушек спасает лишь колесница подоспевшей Эгесихоры.

Покалеченные философы подают жалобу властям, и гетеры с Гесионой бегут в Спарту на корабле Эоситея, командира спартанских наёмников и поклонника Эгесихоры. Перед самым отъездом Таис находит незнакомый скульптор (Клеофрад) и обещает изваять ее, когда «придет время».

В Йитионе Эоситей, нанятый египеским фараоном Хабабашом, собирает большой отряд, один из членов которого — спартанский богатырь Менедем — привязывается к Таис. Таис и Эгесихора в сопровождении Менедема и Эоситея отправляются в столицу Спарту, а по возвращении участвуют в охоте на кабанов на берегах Эврота.

Отряд Эоситея, наконец, отправляется в Мемфис, и гетеры решают присоединиться к ним. По пути в Египет они причаливают в Матале, где Таис исследует древние критские руины.

Мемфис, 333 год до н. э. Таис обживается в Египте, хотя ей и претит поклонение египтян своим звероподобным богам. Последнее раздражает местных жрецов, но она не придает этому значения.

Интересуясь знаменитым храмом-лабиринтом, она в отправляется в Крокодилополь, но отстает от Гесионы и Менедема и попадает в руки служителей Себека, которые оставляют ее на съедение храмовому крокодилу в наказание за дерзость ранее. Только своевременное возвращение спутников спасает гетеру от смерти.

По возвращении в Мемфис они узнают о победе Александра в битве при Иссе и об осаде Тира. Таис покупает лошадь по имени Салмаах и начинает много ездить верхом. В одной из таких прогулок она спасает жизнь пожилому философу из Делоса, который со временем становится ее духовным наставником.

Делосский философ просит Таис отправиться на восток с войском Александра и обещает посвятить ее в таинства орфиков. Таис проводит в древнем храме Нейт девять дней, в ходе которых проходит ритуал посвящения орфиков и узнает множество нового о религиях мира.

Таис возвращается в Мемфис и узнает, что спартанцы Эоситея возвращаются в Грецию, так как фараон бежал, узнав, что Александр разрушил Газу и движется к Египту. Эгесихора решает бросить Эоситея и ждать Неарха, но спартанец, узнав об этом, из ревности посылает к ней убийц.

Таис привозит тело подруги в спартанский лагерь и призывает Эоситея к ответу. Военачальник пытается ее убить, Менедем вступается за возлюбленную, и воины убивают друг друга в схватке. Таис сооружает погребальный костёр для подруги и возлюбленного, после чего проводит много дней взаперти.

После отъезда наставника в Грецию Таис пребывает в депрессии, находя единственное утешение в одиноких танцах. К жизни ее возвращает приезд Александра, но встречи с ним она избегает. Приняв капитуляцию Египта, завоеватель уезжает к оракулу Амона в пустыне, а Таис находит Неарх.

Критянин потрясен смертью Эгесихоры, и целиком посвящает себя делам — Александр доверил ему строить гавани будущей Александрии. Во время плавания к Фаросу и обратно Неарх и Гесиона влюбляются друг в друга, к радости Таис.

По возвращении в Мемфис, Таис впервые за пять лет встречает Александра, Птолемея и Гефестиона, а также Клита Чёрного и фессалийского конника Леонтиска. В честь нового «фараона» дается симпосий, где Таис с помощью Гесионы и Салмаах исполняет танец амазонок, а Александр знакомит ее с Лисиппом.

Источник: http://www.cultin.ru/books-tais-afinskaya-roman-p2

Жила-была «Таис Афинская»

Издательство «Жазушы», Алма-Ата, 1980 год, 475 000 экземпляров. Исторический роман. Вот такая она. Старенькая, истрепанная, заклеенная еще в те времена, когда скотч был в большом дефиците.

  Роман этот о жизненном пути афинской гетеры Таис (реальная историческая личность), протекающем в эпоху Александра Македонского.

  Гетеры (гетайры) – «особенно афинские, были женщинами выдающегося образования и способностей, достойные подруги  величайших умов и деятелей искусства того времени.

Подобно современным гейшам Японии, гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин, не обязательно торгуя телом, а скорее щедро обогащая знаниями» — так говорит в предисловии к своей книге Иван Ефремов.  
   Для эллинов существовало два облика женщин – хозяйка дома и гетера – подруга.

   Мне ближе гетеры) Видимо, поэтому, еще в свои лет пятнадцать, я восприняла созданный Ефремовым образ Таис, как эталон женщины.    «Эрос, радость сознавать себя всегда красивой, всегда желанной, неуемная любознательность»…

   «Не быть тебе богатой. Ты просто не умеешь тратить деньги. Мало прихотей и воображения», — говорит  Таис ее подруга, спартанка Эгесихора. Уточню – воображения для меркантильных желаний.

   Уже много позже, спустя годы испытаний, потерь, скитаний по Ойкумене, Ефремов описывает впечатление, которое Таис оказывает на персов: «Персы поняли, что перед ними сокровище Эллады, где множество поколений, преданных здоровью и нелегкому труду земледельца на скудных морских побережьях, живя в слиянии с близкой людям природой, создали великолепный облик человека. Они не знали, что в Таис была примесь еще более древней, тоже здоровой и сильной крови людей морского Крита».  Таис меняется.  Уходят любимые ею люди, много раз оказывается она на пороге смерти. Таис приходится отказаться от своей любви. Потому, что это единственно правильный путь.   Героиня становится мягче, мудрее, уходит юношеский задор. Все чаще она погружена в безрадостные раздумья.   Это близко, понятно, потому, что происходит с большинством из нас. И почти за две с половиной тысячи лет в этом плане мало что изменилось.    Отмечу такт, с которым автор описывает размышления Таис. Порой почитаешь, как мужчины стараются описать то, что происходит в голове женщины и хочется сказать: «Угомонись. Тебе, уважаемый, туда не надо. По крайней мере, так глубоко». Но не в этот раз, редкий случай сохранения равновесия.

  Все описания Ефремова создают ощущение полного погружения в эпоху, в ситуацию.

Рабовладельческий рынок в Афинах, Ликей Аристотеля, остров Крит, посвящение в древнем храме Нейт, древнейшие религиозные культы, симпосионы, участие в переходах в составе войска Александра Македонского, сожжение Персеполиса,  мастерская скульптора Лисиппа, беседы с философами, жрецами – создается ощущение полной достоверности.

Проработка деталей, подробные описания – порой кажется, что ты присутствуешь там. Временами ощущаешь ароматы. А потом начинаешь искать способы доставить свою драгоценную персону на Крит. И найти именно то место, где критянин Неарх и Таис устраивали заплывы и рассуждали о погибшей крито-минойской цивилизации.

Об этой книге можно написать еще десять постов. На разные темы, в ней затронутые.  Но я, пожалуй, остановлюсь. Гораздо интереснее прочитать книгу Ивана Ефремова «Таис Афинская», чем изучать любой ее пересказ или рассуждения о ней. Уж поверьте.

   Фильм о писателе Иване Ефремове.
    Пост подготовлен для сообщества my_biblio, в которое мы приглашаем все читающее ЖЖ-население. Если в вашей библиотеке присутствуют книги, своими размышлениями о которых вы хотели бы поделиться – тогда вам тем более есть смысл присоединиться к этому сообществу, созданному стараниями в том числе уважаемого nazar1937.

Источник: https://fluger19.livejournal.com/100277.html

Современная женщина из глубины тысячелетий

Здравствуйте. Я приветствую вас в своем Доме под Абажуром. Сегодня у камина мы раскроем книгу «Таис Афинская» Ивана Ефремова.

Почему именно «Таис Афинская»? Потому что я решила принять участие в конкурсе, который объявила еще в июне Елена Метелева на своем блоге «Моя Греция».

  Я тогда сразу решила, что буду участвовать в конкурсе, как только закончу обновления своего «Дома под Абажуром».

Наше знакомство и Леной и ее Элладой состоялось именно здесь, в ходе 9-го тура Блог-Марафона «Детский», где Лена была ведущей вместе с Таней Лемешко.

Блог Елены о Греции дал толчок развитию моего — «Субботние встречи под абажуром», — и в том, что,  я его не забросила, а решила вдохнуть новую жизнь, есть и ее заслуга, о которой Лена, возможно, даже не догадывается.

Конкурс называется «Мои греческие каникулы», но в отличие от прошлогоднего, в этом году Лена ввела еще одну номинацию  «Мой любимый греческий герой» – для тех, кто еще не бывал в Греции и поведать миру о своих путешествиях не может. Ко вторым отношусь и я: мои греческие каникулы пока впереди.

Участие в конкурсе побудило меня обратиться к книге, которую я прочитала много лет назад: «Таис Афинская» Ивана Ефремова. Правда, «книгой» тот «фолиант», который я тогда держала в руках, назвать было достаточно трудно. Это было время, когда книги были самым большим дефицитом, особенно, хорошие книги. Сейчас в это с трудом верится, но это было действительно так.

«Таис Афинскую» принесла маме ее сослуживица – это были огромные листы заводской светокопии (ксерокопий тогда и в помине не было, а в то, что их можно сделать за небольшую плату «на каждом углу», и поверить нельзя было) – это такой огромный «агрегат» для копирования чертежей,  —  где умещалась книга на развороте.

Читать сие «издание» можно было, лишь разложив на столе, откладывая огромные листы после прочтения.

На каждом листе – по две страницы книги, в некоторых местах строчки были плохо пропечатаны, так что приходилось догадываться о том, что же в действительности написал автор.

Читайте также:  Краткое содержание замятин мы точный пересказ сюжета за 5 минут

Но разве это столь уж важно, когда ты переносишься вместе с героями в далекий и неведомый тебе мир? Иллюстраций, разумеется, не было, зато – огромный простор для воображения! 

Поначалу читать было трудно: почти каждое слово объяснялось автором, чтобы современный читатель понимал, о чем идет речь. Однако, спустя небольшой промежуток времени, я уже хорошо ориентировалась в терминологии и понятиях Древней Греции и могла свободно следить за событиями, описываемыми в книге.

Разумеется, в то время меня увлекал больше сюжет и образы героев: мужественный царь Македонии Александр, его ближайший друг Птолемей, будущий правитель Египта, красавица Таис, возлюбленная одного и в последствие вторая жена другого – любовный «треугольник» на фоне бесчисленных походов и завоеваний Александра Македонского.

Назвать прекрасную афинскую гетеру своим любимым греческим героем я не могла. Конечно, она восхищала и не могла оставить равнодушной, но сделать своим кумиром публичную женщину.. В дни моей юности это было, в принципе, невозможно.

Роман издан в 70-е годы прошлого века, и написан, можно сказать, между делом. Работая над очередным своим фантастическим произведением, Иван Ефремов, советский писатель-фантаст, очень глубоко изучал философские, эстетические и политические взгляды Древней Греции, намереваясь положить их в основу мироустройства будущего в романе «Туманность Андромеды».

Материала набралось так много, а изучаемая им эпоха оказалась столь интересна, что он решил написать роман о жизни реальной исторической личности, участницы походов Александра Македонского, одной из умнейших женщин своего времени, афинской гетере Таис. В итоге, получилось, пожалуй, лучшее из произведений писателя – исторический роман об удивительной женщине, подруге Александра Македонского. Во всяком случае «Туманность Андромеды» уступает ему по всем статьям.

Иногда мне приходит на ум: может, то обстоятельство, что Ефремов был писателем-фантастом, сыграло на руку, и роман не запретили, — не восприняли серьезно, — он был издан и хоть в дефиците, но прочитать его было можно? Работая над конкурсной статьей, никаких подтверждений этим своим догадкам в Интернете я не нашла, а потому это всего лишь мои «размышлялки».

Так, кто же она такая — Таис Афинская?

Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «гетера (греч. hetaira — подруга, любовница), в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.

Некоторые гетеры играли значительную роль в общественной жизни, в их домах собирались многие выдающиеся древнегреческие политические деятели, поэты, скульпторы и т. д. Термином «гетера» обозначались также и проститутки».

Как видим, даже БСЭ признавала разницу между гетерой и обычной проституткой. Задача гетеры – не только и не столько дарить телесные радости.

Гетеры получали прекрасное образование, чтобы наравне с мужчинами вести философские беседы и спорить о политике, занимались спортом, ездили верхом, чтобы сопровождать своих покровителей в походах, они обучались игре на различных музыкальных инструментах, пению и танцам, чтобы уметь развлечь и отвлечь мужчину от дум тягостных.

Именно поэтому социальный статус  гетер был чрезвычайно высок, они становились верными подругами величайших умов Греции, музами для поэтов, певцов, скульпторов и художников.

Да, они брали за свою работу деньги.

– И немалые деньги! Искусство и долгое обучение стоят много, врожденный талант – еще больше, и мы это хорошо понимаем. А в выборе мужчин гетера свободна.

Может отдать себя за большую цену, может отказать, может не взять никакой цены.

Во всяком случае, Таис нельзя заполучить на ложе так, как ты предлагаешь свою «целомудренную», — отвечал Александр в ответ на предложение взять наложницу.

Даже на фоне остальных гетер Таис стоит особняком: она выше их всех вместе взятых. Вот что говорит Птолемею в романе Гефестион, древнегреческий военачальник, ближайший друг Александра Македонского:

— В свои 17-лет Таис — уже знаменитость: в Афинах это выше многих великих полководцев, владык и философов окрестных стран, и  нельзя стать  ею,  если не одарят боги вещим сердцем, кому с детства открыты  чувства  и  сущность людей, тонкие ощущения и знание истинной красоты, гораздо более  глубокое, чем у большинства людей.

Сама внешность этой невысокой и совсем юной девушки  отличалась от других афинянок: медное лицо, серые глаза и иссиня-черные волосы. Таис излучала спокойную уверенность в себе, ей была присуща отточенность движений. Улыбалась  она с тем неуловимым оттенком превосходства, который всегда привлекал молодого царя Македонии.

Они были достойны друг друга – Александр и Таис. Обливаясь слезами «над вымыслом» Ивана Ефремова, я до последней строчки романа надеялась, что эти возлюбленные будут вместе, вопреки исторической реальности. Но даже писателю-фантасту не дано нарушать ход Истории.

Несмотря на юные годы, Таис прекрасно понимала разницу в их социальном положении, а самое главное – величие Александра Македонского для цивилизации. Она не могла стать его женой. И хотя однажды в порыве Александр предложил ей это, она отказалась.

— Ты не можешь продолжать придуманную тобою сказку, — был ее ответ.

Не позволяла она себе иметь и ребенка от возлюбленного.

– Кто я, чтобы родившийся от меня сын стал наследником великой империи? – говорила она своей служанке, — Кроме плена и ранней смерти, он ничего не получит от судьбы, игравшей всеми, кто таит думы о будущем, все равно – темные или светлые.

– А девочка?

– Нельзя, чтобы божественная кровь Александра испытала жестокую судьбу женщины!

– Но дочь должна быть прекрасной, как сама Афродита!

– Тем хуже для нее.

А что же Александр? Он тоже прекрасно понимает цену и предназначение этой встречи. Он признался однажды, в том, что если бы его отец проиграл сражение и ушёл в Македонские горы, то он не встретился бы с Таис.

 — Что же принесла тебе встреча? — спросила Таис.

— Память о красоте!

— Везти сову в Афины! Разве мало женщин в Пелле?

— Ты не поняла. Я говорю о той, какая должна  быть!  Той,  что  несёт примирение  с  жизнью,  утешение  и  ясность.  Вы,  эллины,  называете  ее «астрофаэс» –звёздносветной».

Роман Ивана Ефремова — гимн женщине, ее красоте, уму, мудрости, дару любви – всё то, что воплотила в себе героиня романа афинская гетера Таис, прошедшая дорогами войны с великим полководцем Александром Македонским. Жизнь Таис полна удивительных приключений и серьезных испытаний, из которых она выходит еще более прекрасной.

Сменяются поколения, а роман читаем по-прежнему, оставаясь актуальным по сей день, ибо актуален во все времена образ женщины образованной, талантливой, прекрасной и одухотворённой. Чем же интересен для современных женщин немеркнущий в глубине тысячелетий образ Таис?

Наши современницы – и умницы, и красавицы, и работают на равне с мужчинами, бизнесом занимаются, детей растят, но как порой им не хватает истинной Женской сущности?! Не унижать своего мужчину, показывая своё превосходство, а напротив, умело обыгрывать собственные слабости и несовершенства, превращать их в милые пикантности, приводящие мужчину в восторг, пробуждающие в нём завоевателя и стремление опекать возлюбленную…  Увы!.. Нас этому не учили. Многие поколения женщин живут, не зная, что такое быть Женщиной – истинной женщиной, — живут, молча страдая, не умея в полной мере владеть тем, чем одарила их матушка Природа.

Именно поэтому произведение Ивана Ефремова «Таис Афинская», в котором автор рассказывает о женщине с такой красотой и преданностью, с такой глубиной и мудростью, раскрывая её подлинную божественную природу, побуждает овладеть этой женской «тайной», пробуждая в себе неведомую силу.

Я не хочу, чтобы меня поняли превратно.

Я не призываю к тому миропорядку, который существовал в Древней Греции,  где женщины подразделялись на жен, хозяек дома, чей удел был вести затворнический образ жизни, проводя большую часть своей жизни в неизвестности на женской половине дома, и гетер – этих свободных образованнейших женщин своего времени, подруг и любовниц своего покровителя, вдохновлявших их на подвиги.

Я – совсем о другом: о стремлении к гармонии и благополучию, которые, в результате, способны изменить этот мир в лучшую сторону, направляя мужскую энергию в созидательное русло, чтобы вместе строить дом единения, любви и процветания. Каждая женщина способна подарить своему мужчине то счастье, от которого он не будет уходить, чтобы искать его в другом месте. Необходимо только обучится этому искусству – быть Женщиной.

Я тоже не исключение, и, работая над собой в плане личностного роста, ощущаю потребность прийти к высшему женскому началу, став цельной личностью. Именно поэтому в последнее время все чаще и чаще вспоминаю роман, прочитанный в юности –«Таис Афинская» Ивана Ефремова -и его героиню – прекрасную греческую гетеру Таис.

С вами была хозяйка Дома Натали Барткова.

Вам это тоже понравится:

Источник: http://podabajurom.ru/tais-afinskaya-ivana-efremova/

Рецензии на книгу Таис Афинская

Таис Афинская — один из моих любимых исторических романов. Автор погружает нас в мир Древней Греции — с его невероятным , удивительным восприятием прекрасного.

Читайте также:  Краткое содержание бондарев берег точный пересказ сюжета за 5 минут

Серыми глазами афинской гетеры Таис вы увидите белые колонны греческих храмов, бурное Эгейское море, драгоценные статуи из бронзы, серебра и золота, колесницы победителей, пирующих в чертогах побежденных, причудливые обычаи древних посвященных, известные только избранным.

Книга повествует о жизни и военных походах Александра Македонского. О том, как родился, мужал и вырос этот великий человек, каким великолепным и блистательным казался он современникам.

Что подвигло его на завоевание всего мира, как сложилась его необычная жизнь, оказавшаяся столько насыщенной, яркой и в то же время невосполнимо короткой. Какими были его соратники, знакомые с детства товарищи, закаленные в сражениях и битвах, ставшие, как и он, заложниками своих побед.

Как менялась психология этих людей, какими они стали, купаясь в лучах своей невероятной славы. Как погиб Александр и как, вслед за ним, погибало дело всей его жизни. Повествование о великом и великих.

Но жизнеописание Македонского — лишь часть всего сюжета. Главной героиней книги является маленькая афинская гетера, женщина-подруга, Таис Афинская. Утонченная, образованная, с необычайным чувством прекрасного, умением воспринимать поэзию окружающего мира и, по замыслу автора, одна из немногих, понимавшая замыслы великого полководца.

Она следовала за колесницами победителей, знакомилась с культурой и обычаями разных стран, сама несла в себе всю драгоценную уникальность древней эллинской культуры. Своими танцами и песнями, грацией и красотой она вдохновляла поэтов и писателей, скульпторов и воинов на создание истинных шедевров и великих подвигов.

Таис – женщина, вдохновившая Александра Македонского на сожжение Персеполиса – одной из столиц персидской империи – символа невероятной роскоши и восточной неги, чуждой и отвратительной свободным эллинам. Легенда о сожжении Персеполиса послужила для Ивана Ефремова поводом для создания данного произведения. Таис – это персонаж, совместивший в себе образ женщины и богини.

Книга интересна также описанием психологии древних, их созерцательной манере восприятия прекрасного. Согласитесь, в наше время невозможно встретить на улице группу людей, часами молча созерцающих прекрасную скульптуру из чистого серебра, наблюдающих как меняются ее очертания в лучах уходящего солнца, буквально погружающихся в транс от ее совершенства.

Для древних образованных греков в этом не было ничего необычного. Для них искусство являлось частью жизни, самым прекрасным из ее проявлений.

Роман обязателен к прочтению всем, кто интересуется древним миром и его культурой. В нем много приключений, сюжетных поворотов, ярких и интересных характеров. Мужчинам понравятся батальные сцены, женщинам – любовная лирика, и всем, без исключения, придется по вкусу атмосфера древней, давно ушедшей цивилизации, чьи достижения по сей день волнуют и вдохновляют наших современников.

Источник: http://readly.ru/book/307/reviews/

Иван Ефремов — Таис Афинская

Иван Ефремов

Таис Афинская

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

МОСКВА 1973

Ефремов И. А.

Е92 Таис Афинская: Исторический роман

Москва: Молодая гвардия, 1973. — 512 с.

Иллюстрации Галины Бойко и Игоря Шалито

Роман «Таис Афинская» основан на известном по античным источникам историческом эпизоде: сожжении Персеполиса — одной из столиц персидского царства — знаменитой афинской гетерой, участвовавшей в походе Александра Македонского. Эпизод этот одно время отрицался буржуазными историками, в том числе и столь крупным знатоком эпохи Александра, как В. Тарн.

Современные исследователи — а среди них и такой авторитет, как М. Уилер, восстанавливают достоверность эпизода. М.

Уилер в своей недавно опубликованной и только что вышедшей в русском издании книге «Пламя над Персеполисом» дает не лишенное юмора объяснение замалчиванию роли Таис Тарном и ему подобными учеными.

Пуританские взгляды Тарна, ханжеская буржуазная мораль не позволили ему придать столь большое значение «жрице любви», как в его времена рассматривали греческих гетер.

Следует отметить, что ранее, в конце восемнадцатого века, в той же Англии взгляды на этот счет были куда свободнее и исторически правильнее. О том свидетельствует, например, картина Дж. Рейнольдса 1781 года, изображающая артистку с факелом в роли Таис, поджигающей Персеполис.

В превосходной художественно-исторической биографии Александра Македонского, написанной Г. Лэмбом, в монографии А. Боннара Таис отводится надлежащее ей место: нет оснований сомневаться в правдивости Плутарха, Арриана, Диодора и других древних авторов, сообщающих о ней.

Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра — о ее возвращении в Египет с Птолемеем. А. Боннар, Г. Лэмб и другие утверждают, что Таис «играла роль императрицы в Мемфисе».

Выбор эпохи для настоящего романа сделан не случайно, однако и не без влияния удивительной личности Александра Македонского. Меня интересовало его время как переломный момент истории, переход от национализма пятого — четвертого веков до нашей эры к более широким взглядам на мир и людей, к первым проявлениям общечеловеческой морали, появившимся в третьем веке со стоиками и Зеноном.

В то время человек по месту своего рождения или постоянного жительства получал как бы второе имя: афинянин, аргивянин, беотиец, спартанец. Поэтому в романе читатель будет часто сталкиваться с подобными полуименами.

В эту эпоху произошли также большие религиозные кризисы. Повсеместная замена древних женских божеств на мужские, нарастающее обветшание культа богов-олимпийцев, влияние индийской религиозно-философской мысли повели к развитию тайных вероучений.

Уход в «подполье» верований, в которых живая человеческая мысль пыталась найти выход расширяющимся представлениям о вселенной и человеке, скованным требованиями официальных религий, очень мало исследован в исторических работах, которые тонут в датах, сменах царств, войнах и оставляют за бортом духовное развитие человечества.

Мне представилось интересным показать древнейшие религиозные культы — остатки матриархата, связанные с великой женской богиней, которые исчезают, точнее — теряют влияние в эпоху эллинизма.

Поэтому главным действующим лицом у меня должна была стать женщина, допущенная к тайным обрядам женских божеств и, разумеется, достаточно образованная, чтобы, не страдая узким религиозным фанатизмом, понимать происходящее.

В эпоху Александра такой женщиной могла быть только гетера высшего класса. Таис, как реальная историческая личность, как нельзя лучше подходит для этой цели.

Гетеры, особенно афинские, были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Самое слово «гетера» означает «подруга», «товарищ».

По новейшим правилам следует писать «гетайра», но мне пришлось оставить прежнее название, а гетайрами именовать близких товарищей Александра Македонского, чтобы избежать путаницы.

Подобно современным гейшам Японии, гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин, не обязательно торгуя телом, а скорее щедро обогащая знаниями.

Плохую услугу гетерам оказал Лукиан Самосатский, известный писатель древности. Вольтер античности, предавший пошлому осмеянию многие древние обычаи и выставивший гетер как вульгарных блудниц, а Афродиту — богиней разврата. К сожалению, с его легкой руки это стало традицией, которой следовали и многие поздние авторы.

Первые главы романа могут произвести впечатление некоторой перегруженности бытовыми деталями и древнегреческими словами, особенно на человека, плохо знакомого с античной историей. Такую же перегрузку впечатлений испытывает каждый, кто впервые попал в чужую страну с неизвестными обычаями, языком, архитектурой.

Если он достаточно любознателен, то быстро преодолеет трудности первого знакомства, и тогда завеса незнания отодвинется, раскрывая ему разные стороны жизни. Именно для того, чтобы отдернуть эту завесу в моих произведениях я всегда нагружаю первые две-три главы специфическими деталями.

Преодолев их, читатель чувствует себя в новой стране бывалым путником.

Нашему читателю известна социальная сторона античности, известно, что древнегреческие государства были рабовладельческими демократиями, или деспотиями.

Современному читателю может показаться чрезмерным изобилие храмов, статуй, преувеличенным — значение художников и поэтов. Следует знать, что вся духовная жизнь того времени вращалась вокруг искусства и поэзии, в меньшей степени вокруг философии.

Эллин не мог представить себе жизни без любования — долгого и многократного — предметами искусства и созерцания прекрасных построек.

Нечто похожее мы видим в современной Японии: созерцание камней, цветов, самоуглубленное слияние с природой в чайных домиках над лотосовыми прудами, под шум журчащей воды и звучание бамбуковых колокольчиков.

Еще большее значение имело для эллина созерцание человеческой красоты, прежде всего в живых людях, а не только в статуях, картинах и фресках.

Очень много времени они посвящали своим атлетам, гетерам, танцовщицам.

Значение художников как воплотителей красоты и их живых моделей было огромно и не имело аналогий в последующих временах и странах, за исключением Индии в первом тысячелетии Нашей эры.

Количество скульптур в храмах, галереях, на площадях и в садах; не говоря уже о богатых частных домах, трудно вообразить. В каждой декаде века выделялись десятки художников, создававших многие сотни произведений (например, Лисипп с его полутора тысячами скульптур, Пракситель — с 600, Фидий — с 800).

Общее количество художественных произведений, преимущественно скульптуры, накопленных за несколько веков процветания эллинского искусства, колоссально. Ничтожная часть этого гигантского художественного наследия дошла до нас лишь в римских мраморных копиях.

Металлические скульптуры в позднейшие времена были переплавлены невежественными завоевателями в пушки и ядра. Например, от столь плодовитого скульптора, каким был Лисипп, до нас не дошло ни одной оригинальной статуи, потому что он работал преимущественно в бронзе. Эти особенности истории эллинского искусства следует иметь в виду при чтении моего романа.

Знаменитые храмы являлись центрами культов того или иного божества и одновременно как бы школами религиозных учений с особыми мистериями для воспитания смены жрецов и жриц.

Источник: https://libking.ru/books/adv-/adv-history/411913-ivan-efremov-tais-afinskaya.html

Ссылка на основную публикацию