Краткое содержание томас манн доктор фаустус точный пересказ сюжета за 5 минут

«Доктор Фаустус» краткое содержание

Краткое содержание Томас Манн Доктор Фаустус точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор начинает рассказ о жизни гениального музыканта Адриана Леверкюна несколькими словами о своей личности. Доктор философии Серенус Цейтблом вместе с героем в детстве посещал гимназию св. Бонифация и хорошо знал его родителей – Ионатана и Эльсбету, представителей рода искусных ремесленников и зажиточных земледельцев.

Вместе с Андрианом, его старшим братом Георгом и младшей сестрой Урсель Серенус принимал участие в семейных чтениях Леверкюнов. Иоанатан читал детям книги о бабочках и обитателях морских глубин, показывал опыты с «питающейся каплей» и причудливые порождения органической природы. Эльсбета Леверкюн отличалась простотой и светлостью натуры.

Она обладала приятным голосом и была вся проникнута внутренней музыкальностью.

Как и все художники, Адриан оказался сильно привязан к своему детству. Достигнув зрелости, он поселился у Швейгештилей в Пфейферинге – месте, удивительно напоминавшем ему родной дом. Там была и женщина, похожая на скотницу Ханну, научившую мальчиков петь народные, солдатские и уличные песни.

Детство мальчиков прошло в небольшом немецком городке – Кайзерсашерн. Во время учёбы в гимназии Адриан жил у дяди – скрипичного мастера и владельца магазина музыкальных инструментов Николауса Леверкюна, в трёхэтажном бюргерском доме шестнадцатого века.

Первое время никто не связывал Адриана с музыкой, к которой он и сам не проявлял особого интереса. Родные считали, что из мальчика получится выдающийся учёный.

Серенус впервые понял, что перед ним будущий музыкант, когда застал четырнадцатилетнего Адриана за игрой на фисгармонии.

Дядя Николаус предложил племяннику учиться играть на рояле под руководством Венделя Кречмара – местного соборного органиста и музыкального лектора. Последний занимался со своим учеником не только музыкой, но и классической литературой, всесторонне знакомя его с миром искусства. После окончания гимназии Адриан Леверкюн решил изучать лютеранское богословие.

В Галле Серенус вместе с другом занимался философией, состоял в кружке студентов-богословов «Винфрид» и ходил в качестве вольнослушателя на лекции по систематике профессора Эренфрида Кумпфа и на лекции по «психологии религии» приват-доцента Эбергарда Шлепфуса. Со временем Адриан стал тяготиться выбранной профессией, а переехавший в Лейпциг Кречмар в письмах всё активнее призывал своего бывшего ученика к занятиям музыкой.

В 1905-м году Серенус отправляется на военную службу в Наумбург, а Адриан – в Лейпциг. Начинающий композитор пишет своему другу о переезде и случайном посещении борделя.

Серенус приходит в крайнее удивление, так как до этого письма Адриан никогда не обсуждал с ним вопросов взаимоотношения полов. Между тем, сам автор к тому моменту уже успел вкусить запретный плод, состоя семь месяцев в интимной связи с дочерью бочара.

Блудница из борделя была первой женщиной, прикоснувшейся к Адриану, что произвело на него сильное впечатление.

Время до 1913-го года друзья проводят вдали друг от друга. В Лейпциге Адриан под руководством Кречмара изучает инструментовку. Через год он, сгорающий от страсти, возвращается в бордель, желая встретиться с дотронувшейся до его щеки девушкой. Поиски любимой заводят его в Братиславу, где начинающий композитор проводит с ней ночь. Через пять недель Адриан обнаруживает «локальное недомогание».

Врач, у которого он лечится, умирает через несколько дней. Вид доктора в гробу производит на начинающего композитора удручающее впечатление. Второй врач, к которому обращается Адриан, оказывается арестованным. Леверкюн бросает лечение. В это время в Лейпциге его навещает Серенус. Адриан вводит друга в богемный кружок кафе «Централь» и знакомит со своим другом – переводчиком Рюдигером Шильдкнапом.

В сентябре 1910 года Серенус начинает преподавать в гимназии Кайзерсашерна. Двадцатилетняя Урсель Леверкюн выходит замуж за швейцарского оптика Иоганнеса Шнейдевейна. С 1911 по 1933 год у них рождается четверо детей – Роза, Эцехиль, Раймунд и Непомук. Серенус сообщает Адриану о своей будущей свадьбе с Еленой.

В Мюнхене Леверкюн снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде, вблизи Академии. Он сочиняет музыку и, когда его не мучает мигрень, принимает участие в званых обедах. Со временем в Мюнхен переселяется и Рюдигер Шильдкнап. Вместе с ним Адриан впервые посещает Пфейферинг, где знакомиться с хозяйкой имения – госпожой Швейгештиль.

Начиная с 1911 года, композитор и писатель проводят летние месяцы в Палестрине, в доме Манарди. Именно там Адриан встречается с Дьяволом, о чём свидетельствует его запись, сделанная на нотной бумаге. Враг рода человеческого предстаёт перед композитором в виде тщедушного рыжеватого мужчины.

Он разговаривает с Адрианом на «ты», высмеивает его неверие и предлагает обсудить то, о чём они «молчат» уже пять лет, начиная с момента падения героя – в объятиях проститутки, заразившей его «французской болезнью», приведшей к поражению мозга.

Врачи, к которым обращался композитор, были намеренно выведены из его жизни Дьяволом, чтобы через очажок венерического менингита Адриан мог общаться с ним наяву.

Незваный гость приписывает себе природу вдохновения. Его внешность меняется – мужчина начинает выглядеть более интеллигентно. Адриан пробует спорить с Дьяволом, но безрезультатно. Последний развенчивает его представления о возможности самостоятельного выхода на новые музыкальные рубежи и предлагает свою помощь в создании гениальных творческих произведений.

Об аде Дьявол не рассказывает ничего нового для Адриана, объясняя это тем, что там всё будет так, как герой привык это воспринимать через призму жизни и религии. Враг рода человеческого не предлагает заключить Адриану сделку.

Он является за тем, чтобы уточнить её условия: двадцать четыре года адской помощи взамен на душу и тело и наложение запрета на любовь, как на согревающий элемент жизни.

По возвращении в Мюнхен Адриан звонит Эльзе Швейгештиль и договаривается о предоставлении ему жилья в Пфейферинге. К Пасхе 1913 года Серенус, успевший жениться на Елене и завести ребёнка, получает место во Фрейзингской гимназии. Вместе с другом он посещает светские вечера и ведёт беседы о жизни, музыке, религии.

Зимой 1913-1914 года младшая дочь сенаторши Родде – Инеса сближается с доктором Гельмутом Инститорисом – приват-доцентом Высшего технического училища, специалистом по эстетике и истории искусств. Серенус видит, что они – разные по характеру люди, а сама Инеса влюблена в другого – маленького, ничем непримечательного пижона Рудольфа Швердтфегера.

В августе 1914-го года начинается Первая мировая война. В качестве младшего вахмистра запаса Серенус отправляется в Наумбур. Его друзья из артистической среды уклоняются  от армии, находя у себя то одну, то другую болезнь. Через год, после тифа, Серенус возвращается домой с крестом на груди.

Он обнаруживает, что за первый год войны загадочная холодность Адриана покорила сердца двух женщин – учительницы музыки Меты Нэкеди и совладелицы предприятия, изготавливающего оболочки для колбас, Кунигунды Розенштиль.

Верные поклонницы в голодные годы поддерживали композитора продовольствием, которым тот щедро делился со своими друзьями.

В период Первой мировой войны Леверкюн заканчивает работу над «космической музыкой» и увлекается историями из «Декамерона». Весной 1915 года Инеса Родде выходит замуж за доктора Инститориса. Сенаторша Родде перестаёт вести светскую жизнь и переселяется в Пфейферинг. Матушка Швейгештиль объясняет это тем, что мать Инесы не хочет показывать обществу своё старение, выражающееся в облысении.

Инеса Родде не любит мужа, но рожает ему дочерей – Лукрецию (в 1915-м) и двойняшек Энхен и Рикхен (в 1917). Через несколько месяцев после свадьбы она начинает изменять Инститорису с Руди Швердтфегером, связь с которым разрывается только в конце десятилетия. О том, что любовник её бросит, Инеса догадывается почти сразу же, о чём и сообщает Серенусу в доверительном разговоре.

В 1918 году в Германии поднимаются революционные настроения. Адриан переживает тяжелейшие приступы мигрени. Свои физические мучения он сравнивает то с болью русалочки из одноимённой сказки Андерсона, получившей человеческие ноги вместо рыбьего хвоста, то со страданиями мученика Иоанна, сидящего в котле с маслом.

Руди Швердтфегер часто навещает Леверкюна и в январе 1919 года рассказывает ему о своей связи с Инесой Родде, выставляя последнюю отчаянно влюблённой соблазнительницей, от которой он не смог отказаться в силу своего рыцарского отношения к женщинам.

Клементина Швейгештиль читает больному Адриану книги. В это время композитор создаёт «Apocalypsis cum figuris» — мрачную музыку о конце мира и адских мучениях. Свою ораторию Адриан пишет за рекордно короткий срок – четыре с половиной месяца.

Серенус весь этот период тесно общается с другом и принимает участие в дискуссиях, проходящих на квартире графика и иллюстратора книг – Сикста Кридвиса.

В кружке молодых интеллигентов обсуждаются вопросы современных политических и культурных тенденций, тяготеющих к отказу от ценности индивидуума и вознесении на пьедестал диктатуры и упрощению многих культурных понятий, являющихся предвестниками грядущего нацизма.

Слушатели и критики обвиняют «Апокалипсис» Леверкюна в бездушии. Серенус, напротив, видит в нём идею русалочки – тоску по бессмертной душе и от переживаний за друга начинает резко терять в весе.

Зимой 1921-1922 года Кларисса Родде приезжает в гости к матери и принимает яд. Молодая актриса долгое время пыталась пробиться на большую сцену. В провинциальном Пфорцгейме она случайно потеряла невинность, поддавшись обольщению местного светского льва.

Молодой эльзасский фабрикант Анри, сделавший ей предложение, долгое время подготавливал своих родственников к приёму невесты. Узнавший о грядущей помолвке соблазнитель Клариссы начал шантажировать её, требуя за молчание повторной отдачи. Девушка согласилась, но мерзавец не сдержал своего слова. Анри расторгнул помолвку.

Кларисса узнала об этом из его письма, когда гостила у матери.

Получив извещение о смерти невесты, Анри приезжает в Пфейферинг и сильно сокрушается из-за того, что вовремя не простил девушку. На похоронах сестры Инеса Родде впервые встречается с Руди Швердтфегером  после того, как он порвал с ней. Серенус замечает, что покинутая женщина вслед за своей подругой Наталией Кнетерих начала употреблять морфий.

Интернациональное общество новой музыки в 1922 году исполняет фрагменты из «Апокалипсиса» Леверкюна. Мировое признание  композитор получает благодаря новой почитательнице – венгерской аристократке, госпожи фон Торн. Богатая вдова становится духовной возлюбленной Адриана. В жизни они не встречаются ни разу.

Читайте также:  Краткое содержание моэм бремя страстей человеческих точный пересказ сюжета за 5 минут

Музыкальный антрепренер, еврей Саул Фительберг предлагает Адриану войти в светское общество Парижа. Получив отказ, он ещё долго говорит о себе, музыке и похожести еврейского и немецкого характера.

В 1924 году Руди Швердтфегер впервые исполняет в Вене скрипичный концерт, написанный для него Леверкюном. В Цюрихе, в доме супругов Рейфов Адриан знакомится с известной театральной художницей – французской швейцаркой, мадемуазель Мари Годо. По приезде девушки в Мюнхен Леверкюн через Серенуса приглашает её на загородную прогулку.

Через два дня он просит Руди поговорить с Мари о его чувствах. Швердтфегер признаётся в том, что сам любит мадемуазель Годо, но всё-таки соглашается исполнить просьбу друга. На предложение руки и сердца Адриана Мари отвечает отказом. Руди пишет ей любовное послание, которое незаметно для него приводит к помолвке.

Инеса Родде убивает неверного возлюбленного пятью выстрелами в трамвае, после его последнего мюнхенского концерта.

В 1926-м году в свет выходит «Апокалипсис». Адриан теряет способность сочинять музыку. В 1927 году, после смерти отца и Швейгештиля, композитор приходит в себя и создаёт уникальные музыкальные композиции.

В июне 1928 года в Пфейферинге появляется племянник Адриана – пятилетний Непомук Шнейдевейн. Мальчик поражает всех своей эльфийской красотой и старинной речью. Адриан сильно привязывается к ребёнку – гуляет с ним по окрестностям, дарит игрушки.

В августе Непомук умирает от цереброспинального менингита. Адриан винит себя в смерти мальчика.

Своё последнее значимое произведение – симфоническую кантату «Плач доктора Фаустуса» композитор создаёт в 1929-1930 годах. В мае 1930-го года он приглашает к себе друзей, чтобы рассказать им о сделке с Дьяволом. В процессе исповеди гости один за другим покидают комнату.

Доктор Краних объявляет Адриана безумцем. Композитор падает в двенадцатичасовой обморок в тот самый миг, когда решает сыграть своё последнее произведение. Три месяца Леверкюн проводит в больнице для душевнобольных. Узнав о приезде матери, он пытается утопиться. Остаток жизни Адриан проводит в родном доме.

Композитор умирает 25 августа 1940 года.

Источник: http://ktoikak.com/doktor-faustus-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание: Доктор Фаустус

Доктор философии, Серенуса Цейтблома, родившийся в 1883 году, ведет от своего имени этот рассказ. Все начинается с окончания гимназии в Кайзерсашерне, после этого университет, потом – преподает классические языки. И в итоге заводит семью.

На два года моложе Адриан Леверкюн, который все свое ранее детство проводит в поместье родителей, вблизи от Кайзерсашерна. Он вырос в добропорядочной семье, где росло еще двое детишек.

Мальчик с самого раннего детства тянулся к наукам, потому его отправили на учебу в гимназию. Проживал он в городе, у своего дяди, который торговал музыкальными инструментами. Учился мальчик отлично, но имел скрытый и высокомерный характер. Но наиболее Адриана привлекало одиночество.

Время, прожитое вместе с дядей, пожинает свои плоды и мальчик тянется к музыке в четырнадцать лет. Начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Несмотря на проблемы со здоровьем, заиканием, учитель заинтересовует своих слушателей как по теории, так и в истории музыки. Благодаря ему, ученики влюбляются в музыку.

После окончания гимназии, Адриан переезжает в город Галлу, где изучает богословие в университете. Сюда же и перебирается Цейтблом. В этом учебном заведении преподают очень интересные учителя.

Преподаватель психологии религии Шлепфус рассказывает своим ученикам теорию о присутствии магии и демонизма в жизни человека.

Цейтблом с каждым днем все больше склоняется в феноменальности его натуры по сравнению со сверстниками.

Кречмар находится в хороших отношениях с Леверкюном. И когда преподавателя приглашают в Лейпциге  консерваторию  , ученик едет со своим наставником. Но приходит момент, когда Адриан разочаровывается в богословии и начинает изучать философию, но не забывает о музыке.

Но преподаватель полагает, что консерватория это не то место, где можно показать свои таланты. В тот день, когда прибыл Адриан в Лейпциг, его приводят сразу же в публичный дом, вместо харчевни.

Для молодого человека это было несвойственно и, девушка с миндальным разрезом глаз так и не смогла соблазнить его. Тогда он убежал от незнакомки, но ее образ все равно не покидает юношу долгое время. Только спустя год, он решается найти «соблазнительницу».

Долгие поиски привели Адриана в Братиславу, где встреча все же произошла. Девушка предупреждает о том, что больна сифилисом, но эта ошеломляющая новость все же не смогла остановить парня. И близость произошла. По приезду в Лейпциг он восстанавливает учебу, но незадолго обращается к доктору.

Нежданно умирает врач, не успев довести курс лечения до конца. Поиски другого лекаря оказываются безуспешными, после чего молодой человек принимает решение остановить лечение.

Адриан начинает страстно сочинять. А цикл музыкальных произведений по стихам романтического поэта Брентано становится самым известным творением того периода. Леверкюн знакомит его с поэтом специалистом по переводам Шильдкнапом, который сочиняет оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».

Кречмар в 1910 году становится главным дирижёром Любекского театра, а его ученик переезжает в Мюнхен. Здесь он снимает комнатку у вдовы сенатора Родде и двух ее дочерей по имени Инеса и Кларисса.

В доме очень часто происходят званые вечера, где Адриан знакомится с новой артистической публикой. Среди них и виртуоз, молодой скрипач Рудольф Швердтфегер.

Новый знакомый упорно настаивает на дружбе, кроме того, настойчиво просит для него скрипичный концерт. написать 

Незадолго в Шильдкнап переезжает Мюнхен   и они вместе с талантливым композитором уезжают в Италию. Лето оказалось очень жарким. Они проводят его в горном селении Палестрина. Проведать своего товарища приезжает семья философа Цейтблом. Очень много усилий и времени в свою оперу вкладывает Адриан, даже самые близкие знакомые и друзья считают его произведения новаторскими и удивительными.

Именно в этом селении, с композитором происходит случай, о котором, на много позднее, узнает из нотной тетрадки Серенус Цейтблом. Дьявол является к нему и оповещает о своей причастности к болезни молодого виртуоза.

Сатана пророчит Адриану знаменитую роль в культуре нации, роль предвещателя новой эры и доказывает Леверкюну, что осознанно заразившись сифилисом, он заключил сделку со злом. С того времени для парня идет отсчет, а через 24 года сатана заберет его к себе.

Но с условием! Адриан Леверкюн должен на всю жизнь отказаться от любви.

Осенним днём 1912 г. друзья возвращаются из Италии. Адриан снимает комнату, недалеко от Мюнхена, в поместье Швейгештилей, которое присматривает загодя, во время загородных прогулок. Место поразительно похоже на дом родителей. Знакомые и товарищи из Мюнхена частенько наведывают композитора.

После окончания оперы, Леверкюн возвращается к сочинению вокальных пьес. Но широкая публика их не признает, хотя они исполняются в разных германских филармониях и приносят популярность.

Симфония «Чудеса Вселенной» была написана в 1914 году. Началась мировая война. Но это никак не затронуло композитора. Он и дальше пишет свои произведения в доме Швейгештилей.

Инеса Родде, не представляя своей жизни без Швердтфегера, все же выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, но тайком о своих чувствах рассказывает автору. А через некоторое время, она все – таки вступает в любовные отношения со скрипачом, хотя мучают ее сомнения о разрыве.

Чтобы посвятить себя актерскому мастерству, Кларисса тоже покидает дом. Стареющая мать сестер Родде переезжает жить по соседству с Адрианом, а он тем временем приступает к оратории «Апокалипсис». Этим произведением он хотел показать человечеству ту грань, к которой мы подходим все ближе.

В один из прекрасных весенних дней 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Не смогла выдержать творческий крах, не сумела построить семейное гнездышко – на этой ноте и завершила свою пьесу, покончив жизнь с собой.

Швердтфегер настойчиво просит друга посвятить ему концерт, который проходит с огромным успехом. В Цюрихе проходит второе его исполнение. Здесь Адриана и Рудольфа знакомят с художницей Мари Годе.

Через некоторое время она приезжает в Мюнхен, где по просьбе скрипача, Леверкюн их сватает, хотя и сам неравнодушен к девушке. Спустя два дня оглашается о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьбу решают сыграть в Париже, так, как там у него новый контракт.

Но возвращаясь с прощального концерта в Мюнхене, его, в порыве ревности, убивает выстрелом прямо в трамвае Инеса Родде.

Спустя год после трагедии все-таки выходит в свет «Апокалипсис». Из-за душевной раны автор не присутствует на ошеломляющем концерте. Но все же он дальше пишет камерные пьесы и, параллельно, к нему приходит замысел сотворения новой кантаты «Плач доктора Фаустуса».

Одним из летних дней 1928 года в Пфейферинг к Адриану привозят пятилетнего племянника Непомука Шнейдевейна. Он всей душой привязался к маленькому мальчику. А через два месяца тот мучительно умирает, заболев менингитом. Врачи сделали все возможное, но не смогли спасти малыша.

Ближайшие два года композитор очень много пишет и на конец заканчивает свою кантату.  Майским днём 1930 года, по приглашению Леверкюна, съезжается около тридцати друзей послушать его новое произведение.

И тогда тот исповедуется перед гостями, рассказывая правду о написаниях кантат, что на протяжении двадцати четырех лет ему помогает дьявол. Его неосознанные пробы нарушить запрет сатаны на любовь: это дружба со скрипачом, желание женится и даже дружба с малышом приводят их к смерти.

Именно поэтому он считает себя убийцей близких ему людей, а значит и большим грешником. Многие услышав эту исповедь просто уходят.

Адриан садится за рояль, чтобы сыграть свое произведение, но моментально падает на пол, а очнувшись, у него начинается безумие.

Спустя три месяца лечения в клинике, мать забирает его к себе и до последних дней заботится как о малыше. В 1935 году композитору исполнилось пятьдесят лет.

Поздравить своего друга приезжает Цейтблом, но тот уже никого не узнает, а через пять лет совсем уходит из жизни.

Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания. 

Читайте также:  Краткое содержание рассказов чарльза диккенса за 2 минуты

Краткое содержание романа  «Доктор Фаустус» пересказала Осипова  А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Доктор Фаустус». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/mann-t/doktor-faustus/

“Доктор Фаустус”: описание и анализ романа из энциклопедии

«Доктор Фаустус» («Doktor Faustus»); полное название — «Доктор Фаустус: жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом») — роман Томаса Манна. Вышел в свет в 1947 г.

Повествователь, скромный педагог-латинист в провинциальной гимназии Серенус Цейтблом, знавший будущего выдающегося музыканта с детских лет, завершает свое жизнеописание в последние месяцы Второй мировой войны, когда Германия лежит в руинах.

Время написания и время действия — преимущественно годы перед Первой мировой войной и десятилетие после нее — соединены многими смысловыми связями. Драма Леверкюна осмысливается и как следствие кризиса культуры, составлявшего предмет постоянных размышлений Т.

Манна, и как результат массового нравственного одичания, опосредованно, но несомненно затронувшего и творчество художника, в котором нашла воплощение духовная болезненность XX века, парализующая даже сильный творческий дар.

Хотя биография Леверкюна воссоздана от истоков до трагического завершения (он умирает, капитулировав перед деструктивными, антигуманными силами и под конец впав в слабоумие), фактически не приходится говорить о герое в процессе становления и роста.

Характер почти не претерпевает изменений, его развитие предстает исключительно как смена идей и ориентаций — преимущественно художественных, хотя будущий композитор провел год на богословском факультете. Однако этот опыт лишь усилил его тяготение к Ницше, возвестившему, что «бог умер».

Ницшеанство, понимаемое как свобода «от разъедающих сомнений» и как приобщение к «варварству», взамен «культа культуры», исчерпавшей свои возможности в эру гуманизма, которая подошла к концу, становится все более неодолимым соблазном для Леверкюна, обдумывающего программу радикального обновления в искусстве, так что оно, отрекшись от классической традиции, должно будет стать насмешкой над «благочестием», «виртуозной антихудожественностью», граничащей с «нигилистическим святотатством».

В ключевом эпизоде романа Манна «Доктор Фаустус» Дьявол, явившийся к Леверкюну, безошибочно угадывает это умонастроение, искушая его перспективой «жизненных» будущих творений, которые уже не будут нуждаться в «бесполезно добродетельной правде», и обещаниями шедевров, но при условии отказа от попыток выразить в своей музыке «человеческие страдания и страсти». Творчество Леверкюна отныне становится, по скорбному замечанию биографа, беззащитным перед упреками «в кровавом варварстве, а равно в бескровной интеллектуальности», и эти упреки справедливы даже в отношении его оратории на темы Апокалипсиса, произведения, по-своему гениально выразившего дух времени, когда растоптаны идеалы, вдохновлявшие великую культуру прошлого. Сам Леверкюн осознает ущербность своего творчества, в одном из последних разговоров с Цейтбломом, перед тем как для него наступят сумерки сознания, констатируя, что его искусство окончательно лишает мир «доброго и благородного, того, что зовется человеческим», — оно последовательно отрицает лад и пафос бетховенской Девятой симфонии. Выбор, сделанной героем и повлекший за собой гибельные последствия для него, в сознании Т. Манна становится знаком банкротства того искусства, которое отвергло идеалы красоты и блага, заключив союз с «варварством». Неизбежно последовавшая творческая катастрофа, какой стала биография композитора Леверкюна, впрямую сопрягается для Т. Манна с угрозой краха, реально обозначившейся перед культурой во всем объеме этого понятия, перед немецкой нацией, а возможно, и перед человечеством. Цейтблом размышляет об этом с особой напряженностью по мере того, как приближается момент капитуляции фашистской Германии: «Как странно смыкаются времена — время, в котором я пишу, со временем, в котором протекала жизнь, мною описываемая».

Увлекаясь перспективами «искусства без страдания, духовно здорового, непатетического, беспечально-доверчивого», освободившегося от «шелухи меланхолической амбициозности» и достигшего «новой чистоты», Леверкюн готов предать забвению традицию, для которой этическая природа художественного акта оставалась внедискуссионной, и этим предопределена трагическая фатальность развязки.

Фауст, воссозданный Т. Манном, оказывается жертвой в силу собственной готовности принять и оправдать духовные веяния, которые писатель считал знаком крушения или даже заката эпохи, являвшейся для него, как и для Цейтблома, «вторым духовным отечеством» — эпохи гуманизма.

На смену ей пришло время потрясений и страха перед судьбой, только усугубляемого захватившими и Леверкюна призывами отказаться от ценностей, «связанных с идеей индивидуума, такими как правда, свобода, право, разум», так как они «целиком утратили силу».

Триумф «насилия, авторитета, основанной на вере диктатуры», пусть, по убеждению повествователя, как и самого автора, не окончательный, придает предложенной интерпретации фаустовского мотива и новизну, и актуальность в свете идейной, социальной, культурной истории XX века.

Повествование строится вокруг нескольких лейтмотивов, нередко представляющих собой версии тем и сюжетов, прочно укорененных в европейской художественной культуре (мотив русалочки с ее мучительными, но напрасными усилиями избавиться от рыбьего хвоста, стать полноценным человеческим существом, мотив Апокалипсиса, прежде всего в той художественной версии, которая принадлежит А. Дюреру, и др.). Обобщенное значение приобретает и образ Кайзерсашерна, родного города Леверкюна: став олицетворением замкнутости и косности, город настойчиво напоминает о самых мрачных сторонах немецкой истории, постоянно погружающейся в стихии иррационализма и мистики. Духовный вакуум, о котором с издевательством размышляет Дьявол в своей беседе с Леверкюном, наглядно и достоверно изображен как в судьбе самого композитора, избравшего ложный путь преодоления, так и в биографиях персонажей второго плана, также несущих на себе отпечаток нравственной анемии и наделенных другими симптомами изображаемой в романе болезни «тревожной неуверенности» — и в будущем окружающего их мира, и в оправданности собственных устремлений и поступков.

Воссоздавая духовную атмосферу Европы эпохи «канунов», роман, вместе с тем, не является законченной картиной социальной или интеллектуальной жизни той поры, так как своей задачей Т. Манн считает воссоздание стиля эпохи, за которым раскрывается ее смысл.

Эта доминанта по-своему проступает и в идеях, которым изображаемое время отдает дань, и в его эстетических вкусах, и в бытовом поведении.

Философские коллизии наполнены реальными жизненными отголосками и ассоциациями, за спорами о путях культуры и за обильно вводимыми в рассказ музыковедческими тонкостями распознается общее мирочувствование, которым объединены как главные герои, так и эпизодические персонажи, включая тех, кто очень далек от сферы художественных исканий и умозрительных построений. По собственному признанию Т. Манна, композиция романа была ему подсказана построением произведений Р. Вагнера: «идейно-тематическое единство» должно было реализоваться как «комплекс музыкальных соотношений». Принцип контрапункта, образуемого налагающимися один на другой «голосами» Леверкюна и Цейтблома (а в ключевом эпизоде, построенном как запись диалога, происходившего в сознании героя, — «голосами» Адриана и его искусителя) определяет развитие сюжета и все движение рассказа.

Существенно, что крах Леверкюна предопределен, в глазах автора, и некоторыми укорененными чертами немецкого самосознания и психики, «подверженной угрозам застоя, пагубного одиночества, провинциального разгильдяйства, невротической сумбурности, тихого сатанизма», как формулирует Цейтблом.

Ему, христианину и гуманисту, внушают особенный ужас свидетельства приверженности Леверкюна подобным «убеждениям и воззрениям», к тому же предстающим в «искаженном, огрубленном, ухудшенном выражении».

Писавшийся в годы войны и опубликованный вскоре по ее окончании, «Доктор Фаустус» Манна стал первым весомым литературным фактом, возвестившим о начале «преодоления прошлого», как программы целительной национальной самокритики.

Мертвенность, все более рельефно проступающая как главное свойство личности Леверкюна и передающаяся его искусству, осознавалась в контексте послевоенного времени как метафора омертвения, наступившего в немецкой действительности с приходом к власти фашистов.

Признавая естественность и неизбежность подобных прочтений, Т.

Манн, однако, в сопровождающей роман статье «История “Доктора Фауста”» сказал об их недостаточности, все более очевидной по мере того, как с ходом лет гаснет злободневность проблематики романа и на передний план законно выступают ее культурологические, философские смыслы.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/mann_t/doktor_faustus_opisanie_i_analiz_romana_iz_ehnciklopedii/46-1-0-1271

Краткое содержание “Доктора Фаустуса” Томаса Манна

Томас Манн начал работу над своим романом в 1943 году. Через 4 года роман был опубликован под названием «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». На русский язык «Доктор Фаустус» был переведён Наталией Ман и Соломоном Аптом.

Главный герой романа – вымышленный персонаж Адриан Леверкюн, чья жизнь описана с раннего детства и до самой смерти. Действие происходит преимущественно в первой половине ХХ века. Леверкюн – талантливый композитор. Он пытается построить свою жизнь в соответствии со средневековыми легендами о Фаусте, который продал себя Мефистофелю.

Биография вымышленного Адриана Леверкюна перекликается с биографиями многих реально существовавших выдающихся личностей.

Повествование в романе ведётся от лица Серенуса Цейтблома, доктора философии. Серенус сообщает, что главный герой родился в 1883 году. Детство Леверкюна прошло в родительском поместье недалеко от города Кайзерсашерна.

Адриан окончил гимназию и университет, стал преподавателем классических языков, однако главную роль в его жизни со временем начинает играть музыка. Интерес к музыке у одарённого молодого человека впервые проявился в возрасте 14 лет. В этом же возрасте он начинает брать частные уроки. О присутствии в жизни человека демонизма и магии Адриан узнал в университете.

Именно в студенческие годы в Леверкюне по-настоящему проявляется его незаурядность. Молодой человек резко отличался от своих сверстников.

Первая физическая близость с женщиной сделала Адриана сифилитиком. Со своей первой женщиной композитор познакомился в борделе. Юноша решается на близость, несмотря на то, что знает о болезни девушки. Адриан обращался к врачу за лечением, однако врач не довёл курс лечения до конца и умер. Молодой человек решил больше не лечиться.

Постепенно музыка становится главным занятием Леверкюна. Однажды композитору является дьявол. Сатана сообщает Адриану, что заразившись сифилисом, молодой человек заключил с ним сделку. Дьявол обещает Адриану славу и значительную роль в культурной жизни нации. Через 24 года композитор должен будет вернуться к сатане, так как теперь он принадлежит только ему. Сатана запрещает Адриану любить.

Всё, что предсказал дьявол, сбывается. Леверкюн действительно становится известным композитором, чьи творения вызывают восторг публики. Однако он нарушает наложенный сатаной запрет. Композитор или влюбляется, или испытывает к кому-либо симпатию и привязанность. Люди, к которым расположен Леверкюн, трагически погибают.

Последним произведением Адриана Леверкюна становится кантата, написание которой он закончил к 1930 году. Первое исполнение кантаты на публике композитор решил организовать у себя дома. Когда приглашённые друзья и знакомые собираются у Леверкюна, композитор произносит речь.

Читайте также:  Краткое содержание диккенс тяжёлые времена точный пересказ сюжета за 5 минут

Он признаётся в том, что своей славой обязан сатане. Леверкюн считает себя убийцей. Нарушая запрет дьявола и испытывая привязанность к тому или иному человеку, композитор навлекал тем самым гибель на этого человека.

Посетители настолько поражены услышанным, что многие встают и уходят.

Сделав признание, Леверкюн садится играть свою кантату, но неожиданно падает на пол и теряет сознание. Придя в себя, композитор начинает проявлять признаки безумия. Несколько месяцев его лечили в клинике. Затем Леверкюна забирает мать. Пожилая женщина ухаживает за сыном до конца его дней. Через 5 лет композитора навещает Цейтблом. Но Леверкюн не узнал друга. Ещё через 5 лет Леверкюн умер.

Характеристика персонажей

Адриан Леверкюн

В образе Леверкюна воплотилась вся Германия конца XIX-первой половины ХХ века. Чтобы описать страну, автор прибегает к метафоре. Данный художественный приём помогает читателю лучше узнать современную Манну Германию.

Леверкюн отличался хорошими умственными способностями ещё в отрочестве. Вместе с этим мальчик имел такую негативную черту характера, как высокомерие, ощущение собственного превосходства над всеми остальными. Цейтблом отмечает, что Адриан был очень скрытным и любил одиночество, что не характерно для подростка.

Судьба композитора – это судьба самой Германии. Богатая красивая страна, имеющая огромный потенциал для развития, делает ошибку, заключив сделку с дьяволом, то есть, встав на путь фашизма. На некоторое время Германия действительно получает превосходство над всеми другими европейскими странами. Однако затем начинается агония, которая приводит страну к гибели.

В романе Манна нередко можно встретить упрёки в адрес властей, толкающих страну на неминуемую гибель. Автор жалеет погибающую Германию так же, как жалеет своего талантливого героя.

Князь тьмы

На первый взгляд, это фантастический персонаж. Среди читателей наверняка найдутся атеисты, которые не верят в потусторонние силы. Тем не менее, на сатану можно посмотреть, как на метафору.

Зло внутри человека

Тему заключения сделки с дьяволом нельзя считать новой. В литературе разных эпох нередко встречаются похожие сюжеты. Вероятно, Томас Манн не верил в существование сатаны.

В образе дьявола автор воплотил все амбиции и всё тщеславие, которыми обладал Леверкюн. Сатана – это не потусторонняя сила, это желания, живущие в сердцах людей. Желания эти, как правило, корыстны.

Человек слишком редко хочет блага для своего ближнего.

Продать душу дьяволу – значит посвятить жизнь удовлетворению собственных желаний. В результате, жизнь человека превращается в сплошную погоню за личными амбициями.

В большинстве случаев людям так и не удаётся получить то, что им хотелось. В конце жизни человек понимает, что жил зря, что не заметил доступных удовольствий в погоне за удовольствиями недоступными.

Если цель всё-таки достигнута, человек обычно не чувствует удовлетворения и остаётся разочарованным.

Социальные болезни

Томас Манн не впервые использует болезнь в качестве метафоры. В романе «Волшебная гора» перед читателем предстают пациенты горного санатория, проходящие лечение от туберкулёза.

Избавиться от болезни никто по-настоящему не стремится. Вместо того, чтобы бороться за жизнь, пациенты пытаются успеть получить как можно большее количество удовольствий.

Такой видит Манн Европу первой половины ХХ века.

Германия в лице Адриана Леверкюна выглядит ещё более удручающе. Туберкулёз, несмотря на то, что это достаточно тяжёлое заболевание, всё-таки поддаётся лечению. Лекарство от сифилиса не найдено до сих пор. Вероятно, Манн не видел возможности «излечения» для своей страны. Заразиться сифилисом намного сложнее, чем туберкулёзом.

Леверкюн не пытался избежать заражения. Девушка, которую он выбрал для близости, предупредила его заранее. Но композитор проигнорировал предупреждение. В чём была причина такой беспечности, неизвестно. Может быть, Леверкюн до конца не осознавал всю серьёзность этого заболевания.

Однако желание обладать понравившейся девушкой взяло верх над здравым смыслом.

Примечательно, что композитор сознательно не заключал договора с дьяволом. Он не имел таких намерений.

Адриан не подписывал кровью никаких документов, как это нередко представляют в историях с похожим сюжетом. Сатана явился Леверкюну и сообщил ему о том, что договор заключён «автоматически».

Композитор при этом не оказал ни малейшего сопротивления и не попытался опровергнуть факт заключения сделки.

Для пациентов санатория в романе «Волшебная гора» туберкулёз стал поводом уйти от неприятной им реальности.

Болезнь, ведущая к смерти, позволяет отказаться от всех социальных норм и бездумно предаваться запретным удовольствиям. Сифилис Леверкюна не отгораживает его от общества, но и не даёт ему ни с кем сблизиться.

Все, кого полюбил композитор, погибают. Болезнь не изолировала композитора, но сделала его одиноким среди толпы.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/tomas-mann/doktor-faustus.html

Краткое содержание «Доктор Фаустус» Томаса Манна

В роли повествователя – доктор философии Серенус Цейтблом. Он предваряет рассказ о гениальном музыканте Адриане Леверкюне сведениями о себе. Серенус и Адриан росли в одном городе, посещали одну гимназию, участвовали в семейных чтениях у Леверкюнов. Отец Адриана знакомил детей с окружающим миром, мать была одарена музыкально, имела приятный голос. Адриан был на два года моложе Серенуса.

Адриан с малых лет проявляет большие способности к наукам. Его отдают в городскую гимназию. Он проживает в доме дяди, владеющего магазином музыкальных инструментов. Мальчика отличают скрытный, немного высокомерный характер, удивительная для его возраста тяга к одиночеству.

В 14 лет Андриан начинает интересоваться музыкой. По рекомендации дяди подросток берет уроки у местного органиста Венделя Кречмара, талантливого лектора по истории и теории музыки, старающегося привить молодежи хороший музыкальный вкус.

Окончив гимназическое обучение, юноша переезжает в Галле, чтобы изучать богословие в университете. Туда же перебирается и Серенус Цейтблом. Присматриваясь к Адриану, Цейтблом отмечает явную одаренность молодого человека, его незаурядность.

Однако вскоре штудирование богословия разочаровывает Леверкюна. Узнав, что Кречмара приглашают в Лейпцигскую консерваторию, он оставляет университет и едет за учителем. Здесь пути друзей расходятся – Серенус отправляется на военную службу в Наубург.

Вскоре Серенус получает письмо от друга, откуда узнает о посещении Адрианом борделя. Там к нему подошла девушка с выразительными миндалевидными глазами, желая приласкать юношу, однако тот стремительно убегает. Образ блудницы преследует Адриана и он решает найти ее.

Поиски приводят в Братиславу, однако девица честно предупреждает о том, что больна сифилисом. Влюбленного юношу это не останавливает, и по возвращении в Лейпциг он обнаруживает болезнь у себя.

Попытки вылечиться заканчиваются провалом – один доктор, к которому обращается Леверкюне, неожиданно умирает, второго арестовывают. Адриан прекращает лечение.

Молодой человек увлечен творчеством – пишет цикл романтических песен, уговаривает нового знакомого, поэта Рюдигера Шильдкнапа сочинить либретто оперы по пьесе Шекспира.

В 1910 году талантливый музыкант переезжает в Мюнхен. Здесь он поселяется у вдовы Родде. В доме часто устраиваются вечера, здесь Адриан знакомится с артистической публикой. Вскоре к нему приезжает Шильдкнап, они вдвоем уезжают в Италию. Там их навещает Серенус с женой. Адриан увлеченно работает над оперой, Цейтблома поражает новаторская музыка молодого композитора.

В это время случается удивительное событие, описание которого Серенус впоследствии находит в нотной тетради Адриена. К Леверкюну является Дьявол. Он сообщает юноше о личной причастности к его болезни, заявляет о постоянном внимании к судьбе музыкального гения.

Леверкюну уготована великая судьба, он станет символом новой эпохи – «эры новейшего варварства». Сатана объясняет Адриану, что тот добровольно заключил союз со злыми силами, заразившись сифилисом.

Это он, повелитель Тьмы, лишил юношу возможности вылечиться, чтобы посредством болезни управлять жизнью музыканта. Сатана высмеивает представления Леверкюна о самостоятельной природе таланта.

Он не предлагает свои услуги, а явился для уточнения ее деталей: композитор покинет бренный мир спустя двадцать четыре года, однако молодому человеку надлежит отказаться от всяческих проявлений любви.

В 1913 году Адриан поселяется в Пфейферинге, туда же переезжает Серенус с семьей. Друзья вновь много времени проводят вместе.

Начинается мировая война. Серенус отправляется в действующую армию, но через год, переболев тифом, возвращается. За участие в боевых действиях он награжден крестом.

Адриан увлеченно работает над новыми произведениями, оставаясь удивительно холоден к проявлениям женского внимания. Однако поклонницы поддерживают его в голодное время, это помогает выжить не только музыканту, но и его друзьям.

В 1918 году Германия охвачена революцией. Леверкюна мучают тяжелые мигрени, Он создает мрачную ораторию «Апокалипсис» об адских мучениях и конце света за невиданно короткий срок – четыре месяца. В это время Серенус часто посещает друга, они обсуждают события, много дискутируют.

В 1922 году обществом новой музыки исполняются отдельные части «Апокалипсиса». Мировой славе произведения немало способствовала госпожа фон Торн, венгерская аристократка. Композитор и его знатная поклонница никогда не встретятся, однако фон Торн многие годы будет его заочной возлюбленной.

В 1924 году Леверкюн знакомится с молодой художницей Мари Годе и влюбляется. Через друга Адриан предлагает Мари замужество, однако ему отказывают.

Гениальный композитор утрачивает способность сочинять, однако через год возвращается к творчеству.

Последней отрадой Леверкюна становится любовь к маленькому племяннику – у малыша ангельская внешность и кроткий нрав. Однако через месяц неизлечимая болезнь убивает мальчика. Адриан считает себя виноватым в его смерти.

Следующие два года он работает над кантатой, в 1930 году приглашает друзей на первое прослушивание. Однако гостей ждет неожиданность: Леверкюн объясняет собравшимся истоки и природу своего музыкального таланта. Он рассказывает о договоре с Дьяволом, напоминает, что попытки подружиться или полюбить приводили к смерти его избранников.

Адриан садится к роялю, начинает играть, однако внезапно падает на пол. Очнувшись, он выказывает первые признаки надвигающегося безумия. После трехмесячного лечения в психиатрической клинике матери разрешают забрать больного домой.

В 1935 году с поздравлениями к юбиляру приезжает Цейтблом, но несчастный уже никого не узнает. Через пять лет гениальный сочинитель умирает.

(1 votes, average: 1,00

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-doktor-faustus-tomasa-manna.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector