Краткое содержание туманность андромеды ефремов точный пересказ сюжета за 5 минут

Туманность Андромеды (роман), сюжет

Краткое содержание Туманность Андромеды Ефремов точный пересказ сюжета за 5 минут

Название Туманность Андромеды
Автор Иван Ефремов
Жанр Научная фантастика
Язык русский
Оригинал выпуска 1957
Издательство Молодая гвардия
Следующая Сердце Змеи

«Тума́нность Андроме́ды» — социально-философский научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова. Написан в 1955—1956 гг. Первое издание — в журнале «Техника — молодёжи» в 1957 г. В виде книги впервые опубликован в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» в 1958 году (165 000 экз.). Многократно переиздавался, переведён на десятки языков мира.

Сюжет

Действие романа происходит в отдалённом будущем, в то время, когда Земля представляет собой единый мир, с высокоразвитой и интеллектуальной, коммунистической формой общества. Это время характеризуется необычайным развитием науки и искусства, покорением космоса, искусственным улучшением земного ландшафта и климата, изменением психологии человека.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий, призванных показать человека будущего во всём разнообразии его интересов.

Первая линия рассказывает о полёте звездолёта «Тантра» и о членах его экипажа.

Выполнив все задачи своей экспедиции, звездолёт летит к Земле, но случайно оказывается в опасной гравитационной близости от неизвестной ранее тёмной звезды, светящей лишь инфракрасным излучением (для героев романа такие звёзды известны под названием железных звёзд, что не совсем совпадает с современным пониманием этого термина).

Экипаж предпринимает попытки предотвратить катастрофу. Командир звездолёта Эрг Ноор производит посадку на планету в системе этой тёмной звезды. Сканирование поверхности обнаруживает там ещё два звездолёта. Первый из них — пропавший много лет назад земной звездолёт «Парус», второй — спиралодиск неизвестной цивилизации.

Также экипаж «Тантры» сталкивается с загадочным врагом — местной враждебной формой жизни. Попытка исследования спиралодиска заканчивается драматически — астронавигатор Низа Крит получает тяжёлую травму, спасая жизнь Эрга Ноора, подвергшегося нападению ещё одного представителя местной фауны.

Действие других сюжетных линий происходит на Земле. У Дара Ветра, заведующего Внешними Станциями, обнаруживается серьёзная психологическая болезнь — равнодушие к работе и жизни (депрессия).

Будучи не в состоянии справляться со своими обязанностями, он принимает приглашение своего друга, историка Веды Конг (возлюбленной Эрга Ноора), поучаствовать в археологических раскопках. Тяжёлый физический труд избавляет Дара Ветра от болезни, а дружеские чувства к Веде перерастают в любовь.

Не находя выхода из сложившейся ситуации (его любимая женщина ожидает возвращения Эрга Ноора), Дар Ветер отправляется на титановые рудники в Южную Америку.

Физик Рен Боз совершил выдающееся открытие, и для его проверки необходимо провести опасный и энергозатратный эксперимент планетарного масштаба. Из-за высокой степени риска в реализации эксперимента — ему было официально отказано.

Несмотря на запрет, Мвен Мас, сменивший Дара Ветра на посту заведующего Внешними Станциями, помогает Рену Бозу, совершая, таким образом, должностное преступление. Эксперимент завершается катастрофой: Рен Боз тяжело ранен, орбитальная установка разрушена, добровольцы, участвовавшие в эксперименте, погибли.

Мвен Мас раскаивается в своём поступке и добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения — убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, как в прежние времена.

Источник: http://www.cultin.ru/books-tumannost-andromedy-roman

И.А. Ефремов — Туманность Андромеды (1956): ключевая идея и разбор на цитаты

Подробнее об этом рассказе написано в заметке Ефремов И.А. — Пять картин (1965): предисловие к циклу произведений «великое кольцо». Здесь же мы воспользуемся только полученными предположениями. А именно, что каждый образ — это ключ к пониманию соответствующего произведения.

Символика этого образа сильно переплетается с образом Эрга Ноора, данном в романе. Исходя из этого можно сделать предположение, что его история является главной.

Более того история Мвена Маса и Веды Конг имеет схожий поворот, описать который лучше всего словами Мвена: неизбывный протест человека против неумолимого времени.
В самом сжатом виде с ним сталкивается Веда, когда находит в пещере закрытую железную дверь.

Нерешительность со вскрытием спасает её от возможных ловушек, но закрывает разрешение загадки на сроки, недоступные её жизни. Пещера погребена, машины раздумий выдают отрицательный ответ на привлечение тяжелой техники. И загадка для Веды скорее всего так и останется загадкой.

Мвен Мас, упираясь в непреодолимое препятствие — расстояния, идёт дальше, ставит тайный опыт. Результаты которого хотя и намекают на скорый успех, реализовать мечту при жизни ему так и не дадут. Его история самая насыщенная описаниями, его путь к цели преисполнен действия и трагедий. И именно он осознает всю глубину проблемы человечества. Описывая её в своей книге.

Эрг Ноор тоже сталкивается с загадкой в виде внеземного звездолёта. Тоже пытается и не может её раскрыть. И как и все остальные скорее всего не доживёт до её разрешения.

Три эти истории описывают нам одну и ту же мысль: существуют задачи, решить которые в рамках жизни одного поколения невозможно. Попытка форсировать события приводит к трагическим последствиям.

Помня предположение, что символика «пяти картин», указывает на Эрга Ноора, попробуем взглянуть на аспект идеи, выраженный через его историю. Первое, что бросается в глаза, что к «двери» его привёл дух — случай, если хотите, стечение жизненных обстоятельств.

В попытке вскрыть звездолёт чуждых миров он не дошёл до фанатизма, не стал рисковать экипажем.

Но в отличие от Дара Ветра всё-таки решился на исследование.

Более того, результат попытки можно в некотором роде считать удачным: на Землю привезён кусочек неизвестного металла и информация, достаточные для снаряжения специальной экспедиции.

И как награда за его безупречное поведение Человека, перед самым отбытием в новую экспедицию из невообразимых далей космоса пришел ответ — подтверждение его предположение о происхождении звездолёта.

На этом, пожалуй, всё. Дальнейший анализ произведения не может быть умещён в рамки рецензии к одной книге.

Такие темы как «цели человечества в разных эрах», «описание системы образования Эры Кольца», «описание общественных институтов», «развитие и воспитание Человека» требуют написания отдельных статей и должны охватывать всё творчество автора. Ну а далее приведены некоторые интересные цитаты из книги.

Источник: https://cosmos.mirtesen.ru/blog/43725531891

Иван Ефремов «Туманность Андромеды» — одна из лучших книг советской фантастики. Блог. online-knigi.com

Книга понравится любителям научной фантастики, истории и социальной философии. В ней описаны космические путешествия, факты в области археологии и взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Иван Ефремов один из тех фантастов, чьи предвидения о будущем часто сбывались.

Роман в жанре утопии «Туманность Андромеды» увидел свет в 1957 году во время «хрущёвской оттепели». Противники коммунистической идеологии и советские читатели сошлись во мнении, что произведение удачно спроецировало возможное будущее при разумном устройстве общества.

Оригинальность мышления и нетрадиционные для советских людей идеи Ивана Ефремова опередили время. Читать роман «Туманность Андромеды» всё так же доставляет истинное удовольствие.

Краткое содержание

В далёком будущем на Земле победило коммунистическое мировоззрение и на всей планете воцарился мир. Общество высокоразвитое и интеллектуальное. Искусство и наука развивались усиленными темпами, земной ландшафт и климат искусственно улучшались.

Автор раскрывает несколько сюжетных линий, чтобы показать человечество с разных сторон развития. В первой книге рассказывается о полёте космического корабля «Тантра». Экипаж выполнил поставленные задачи и возвращался домой на Землю.

Находясь на расстоянии всего лишь двух световых лет от Солнца, звездолёт затянуло в гравитационное поле неизвестной звезды. Дабы предотвратить катастрофу им пришлось высадиться на этой планете.

Сканер обнаружил на поверхности ещё два корабля — «Парус» земного происхождения и неизвестный космический челнок внеземной цивилизации. Экипаж, высадившись, испытывает нападение враждебной фауны, в результате чего астронавигатор Низа серьёзно травмирована.

В двух других сюжетных линиях действие происходит на Земле. Дар Ветер заболевает депрессией. Он безразличен к своей работе и для поднятия духа отправляется по приглашению подруги Веды Конг поучаствовать в раскопках. 

Дружеские чувства к ней перерастают в любовь, но женщина ждёт Эрга Ноора, капитана звездолёта «Тантра». Дар в смятении отправляется в Южную Америку. В это время Рен Боз делает потрясающее, но рискованное открытие. Из-за боязни последствий в разрешении на проведение эксперимента отказано.

Мвен Мас на свой страх и риск совершает должностное преступление и помогает Рену Бозу. Эксперимент провалился добровольцы все погибли. Мвен в знак раскаяния удаляется на Остров Забвения. Между тем Веда Конг при раскопках обнаруживает следы внеземной цивилизации.

Главные герои собираются, чтобы решить задачу — лететь или не лететь в Туманность Андромеды, откуда был отправлен звездолёт, обнаруженный командой «Тантры». Полностью книгу читайте онлайн бесплатно на нашем сайте тут или слушать аудиозапись ссылка.

Категории:

Источник: http://online-knigi.com/blog/386

Иван Антонович Ефремов Туманность Андромеды

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Иван Ефремов: «Туманность Андромеды»

«Туманность Андромеды»:

«Молодая гвардия»; Москва; 1958;

Аннотация

Роман Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» – безусловно переломная книга в советской фантастике. Автором нарисована утопическая картина очень отдаленного коммунистического будущего человечества и Земли, естественно такого, каким видел его Ефремов.

 Межзвездные полеты, облагороженная природа нашей планеты, связь с иным разумом, люди, в психологии которых идея служения объединенному коммунистическому человечеству закреплена тысячелетиями – вот очень очень краткое и серое изложение содержания романа.

В принципе, мир, созданный Иваном Антоновичем в «Туманности Андромеды», светел и очень притягателен.

Несколько отталкивает в этом мире разрушение института семьи – но это полностью соответствует концепции развитого коммунизма и компенсируется чистотой и красотой сексуальных отношений в этом мире.

«Туманность Андромеды» впервые была опубликована в журнале «Техника Молодежи» в 1957 г. Перед Вами – издание 1958 г., несколько расширенное и дополненное автором. По роману (вернее, по части романа) в 1967 снят одноименный фильм.

«Туманность Андромеды» – первая книга цикла, который традиционно называют «Эра Кольца», и в который водят еще два произведения Ефремова – повесть «Сердце Змеи» и роман «Час быка».

Читайте также:  Краткое содержание булычёв миллион приключений точный пересказ сюжета за 5 минут

Иван Ефремов
ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ

ОТ АВТОРА

Еще не была закончена первая публикация этого романа в журнале, а искусственные спутники уже начали стремительный облет нашей планеты.

Перед лицом этого неопровержимого факта с радостью сознаешь, что идеи, лежащие в основе романа, – правильны.

Размах фантазии о техническом прогрессе человечества, вера в непрерывное совершенствование и светлое будущее разумно устроенного общества – все это так весомо и зримо подтверждено сигналами маленьких лун.

Чудесное по быстроте исполнение одной мечты из «Туманности Андромеды» ставит передо мной вопрос: насколько верно развернута в романе историческая перспектива будущего? Еще в процессе писания я изменял время действия в сторону его приближения к нашей эпохе.

Сначала мне казалось, что гигантские преобразования планеты и жизни, описанные в романе, не могут быть осуществлены ранее чем через три тысячи лет.

Я исходил в расчетах из общей истории человечества, но не учел темпов ускорения технического прогресса и главным образом тех гигантских возможностей, практически почти беспредельного могущества, которое даст человечеству коммунистическое общество.

При доработке романа я сократил намеченный сначала срок на тысячелетие. Но запуск искусственных спутников Земли подсказывает мне, что события романа могли бы совершиться еще раньше. Поэтому все определенные даты в «Туманности Андромеды» изменены на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени.

Особенностью романа, не сразу, может быть, понятной читателю, является насыщенность научными сведениями, понятиями и терминами. Это не недосмотр или нежелание разъяснять сложные формулировки. Только так мне показалось возможным придать колорит будущего разговорам и действиям людей времени, в которое наука должна глубоко внедриться во все понятия, представления и язык.

И. Ефремов

Глава I
ЖЕЛЕЗНАЯ ЗВЕЗДА

В тусклом свете, отражавшемся от потолка, шкалы приборов казались галереей портретов. Круглые были лукавы, поперечно овальные расплывались в наглом самодовольстве, квадратные застыли в тупой уверенности. Мерцавшие внутри них синие, голубые, оранжевые, зеленые огоньки подчеркивали впечатление.

В центре выгнутого пульта выделялся широкий и багряный циферблат. Перед ним в неудобной позе склонилась девушка. Она забыла про стоявшее рядом кресло и приблизила голову к стеклу.

Красный отблеск сделал старше и суровее юное лицо, очертил резкие тени вокруг выступавших полноватых губ, заострил чуть вздернутый нос.

Широкие нахмуренные брови стали глубоко черными, придав глазам мрачное, обреченное выражение.

Тонкое пение счетчиков прервалось негромким металлическим лязгом. Девушка вздрогнула, выпрямилась и заломила тонкие руки, выгибая уставшую спину.

Позади щелкнула дверь, возникла крупная тень, превратилась в человека с отрывистыми и точными движениями. Вспыхнул золотистый свет, и густые темно-рыжие волосы девушки словно заискрились. Ее глаза тоже загорелись, с тревогой и любовью обратившись к вошедшему.

– Неужели вы не уснули? Сто часов без сна!..

– Плохой пример? – не улыбаясь, но весело спросил вошедший. В его голосе проскальзывали высокие металлические ноты, будто склепывавшие речь.

– Все другие спят, – несмело произнесла девушка, – и… ничего не знают, – добавила она вполголоса.

– Не бойтесь говорить. Товарищи спят, и сейчас нас только двое бодрствующих в космосе, и до Земли пятьдесят биллионов1километров – всего полтора парсека!2

– И анамезона3 только на один разгон! – Ужас и восторг звучали в возгласе девушки.

Двумя стремительными шагами начальник тридцать седьмой звездной экспедиции Эрг Hoop достиг багряного циферблата.

– Пятый круг!

– Да, вошли в пятый. И… ничего. – Девушка бросила красноречивый взгляд на звуковой рупор автомата-приемника.

– Видите, спать нельзя. Надо продумать все варианты, все возможности. К концу пятого круга должно быть решение.

– Но это еще сто десять часов…

– Хорошо, посплю здесь в кресле, когда кончится действие спорамина4. Я принял его сутки назад.

Девушка что-то сосредоточенно соображала и, наконец, решилась:

– Может быть, уменьшить радиус круга? Вдруг у них авария передатчика?

– Нельзя! Уменьшить радиус, не сбавляя скорости, – мгновенное разрушение корабля. Убавить скорость и… потом без анамезона… полтора парсека со скоростью древнейших лунных ракет? Через сто тысяч лет приблизимся к нашей солнечной системе.

– Понимаю… Но не могли они…

– Не могли. В незапамятные времена люди могли совершать небрежность или обманывать друг друга и себя. Но не теперь!

– Я не о том, – обида прозвучала в резком ответе девушки. – Я хотела сказать, что «Альграб», может быть, тоже ищет нас, уклонившись от курса.

– Так сильно уклониться он не мог. Не мог не отправиться в рассчитанное и назначенное время. Если бы случилось невероятное и вышли из строя оба передатчика, то звездолет, без сомнения, стал бы пересекать круг диаметрально, и мы услышали бы его на планетарном приеме. Ошибиться нельзя – вот она, условная планета!

Эрг Hoop указал на зеркальные экраны в глубоких нишах со всех четырех сторон поста управления. В глубочайшей черноте горели бесчисленные звезды. На левом переднем экране быстро пролетел маленький серый диск, едва освещенный своим светилом, очень удаленным отсюда, от края системы Б-7336-С+87-А.

– Наши бомбовые маяки5 работают отчетливо, хотя мы сбросили их четыре независимых года6 назад. – Эрг Hoop указал на четкую полоску света вдоль длинного стекла в левой стене. – «Альграб» должен быть здесь уже три месяца тому назад. Это значит, – Hoop поколебался, как бы не решаясь произнести приговор, – «Альграб» погиб!

– А если не погиб, а поврежден метеоритом и не может развивать скорость?.. – возразила рыжеволосая девушка.

– Не может развивать скорость! – повторил Эрг Hoop. – Да разве это не то же самое, если между кораблем и целью встанут тысячелетия пути? Только хуже – смерть придет не сразу, пройдут годы обреченной безнадежности. Может быть, они позовут – тогда узнаем… лет через шесть… на Земле.

Стремительным движением Эрг Hoop вытянул складное кресло из-под стола электронной расчетной машины. Это была малая модель «МНУ-11».

До сих пор из-за большого веса, размеров и хрупкости нельзя было устанавливать на звездолетах электронную машину-мозг типа «ИТУ» для всесторонних операций и полностью поручить ему управление звездолетом.

В посту управления требовалось присутствие дежурного навигатора, тем более, что точная ориентировка курса корабля на столь далекие расстояния была невозможна.

Руки начальника экспедиции замелькали с быстротой пианиста над рукоятками и кнопками расчетной машины. Бледное, с резкими чертами лицо застыло в каменной неподвижности, высокий лоб, упрямо наклоненный над пультом, казалось, бросал вызов силам стихийной судьбы, угрожавшим живому мирку, забравшемуся в запретные глубины пространства.

Низа Крит, юный астронавигатор, впервые попавшая в звездную экспедицию, затихла, не дыша, наблюдая за ушедшим в себя Ноором. Какой он спокойный, полный энергии и ума, любимый человек!.. Любимый давно уже, все пять лет. Нет смысла скрывать от него… И он знает, Низа чувствует это… Сейчас, когда случилось это несчастье, ей выпала радость дежурить вместе с ним.

Три месяца наедине, пока остальной экипаж звездолета погружен в сладкий гипнотический сон. Еще осталось тринадцать дней, потом заснут они – на полгода, пока не пройдут еще две смены дежурных: навигаторов, астрономов и механиков.

Другие – биологи, геологи, чья работа начинается только на месте прибытия, – могут спать и дольше, тогда как астрономы – о, у них самый напряженный труд!

Эрг Hoop поднялся, и мысли Низы оборвались.

– Я пойду в кабину звездных карт. Ваш отдых через… – он взглянул на циферблат зависимых часов, – девять часов. Успею выспаться перед тем как сменить вас.

– Я не устала, я буду здесь, сколько понадобится, – только бы вы смогли отдохнуть!

Эрг Hoop нахмурился, желая возразить, но уступил нежности слов и золотисто-карих глаз, доверчиво обращенных к нему, улыбнулся и молча вышел.

Низа уселась в кресло, привычным взглядом окинула, приборы и глубоко задумалась.

Над ней чернели отражательные экраны, через которые центральный пост управления совершал обзор бездны, окружавшей корабль. Разноцветные огоньки звезд казались иглами света, пронзавшими глаз насквозь.

Звездолет обгонял планету, и ее тяготение заставляло корабль качаться вдоль изменчивого напряжения поля гравитации. И недобрые величественные звезды в отражательных экранах совершали дикие скачки. Рисунки созвездий сменялись с незапоминаемой быстротой.

Планета К-2-2Н-88, далекая от своего светила, холодная, безжизненная, была известна как удобное место для рандеву звездолетов… для встречи, которая не состоялась.

Пятый круг… И Низа представила себе свой корабль, несущийся с уменьшенной скоростью по чудовищному кругу, радиусом в миллиард километров, беспрерывно обгоняя ползущую как черепаха планету. Через сто десять часов корабль закончит пятый круг… И что тогда? Могучий ум Эрга Ноора сейчас собрал все силы в поисках наилучшего выхода.

Начальник экспедиции и командир корабля ошибаться не может – иначе звездолет первого класса «Тантра» с экипажем из лучших ученых никогда не вернется из бездны пространства! Но Эрг Hoop не ошибется…

Низа Крит вдруг почувствовала отвратительное, дурнотное состояние, которое означало, что звездолет отклонился от курса на ничтожную долю градуса, допустимую только на уменьшенной скорости, иначе его хрупкого живого груза не осталось бы в живых. Едва рассеялся серый туман в глазах девушки, как дурнота наступила снова, – корабль вернулся на курс.

Это неимоверно чувствительные локаторы нащупали в черной бездне впереди метеорит – главную опасность звездолетов.

Электронные машины, управляющие кораблем (ибо только они могут проделывать все манипуляции с необходимой быстротой – человеческие нервы не годятся для космических скоростей), в миллионную долю секунды отклонили «Тантру» и, когда опасность миновала, столь же быстро вернули на прежний курс.

Читайте также:  Краткое содержание радищев путешествие из петербурга в москву по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

«Что же помешало таким же машинам спасти «Альграб»? – подумала пришедшая в себя Низа. – Он наверняка поврежден встречей с метеоритом.

Эрг Hoop говорил, что до сих пор каждый десятый звездолет гибнет от метеоритов, несмотря на изобретение столь чувствительных локаторов, как прибор Волла Хода и защитные энергетические покрывала, отбрасывающие мелкие частицы.

Гибель «Альграба» поставила их самих в рискованное положение, когда казалось, что все хорошо продумано и предусмотрено. Девушка стала вспоминать все случившееся с момента отлета.

Тридцать седьмая звездная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца, единственная населенная планета которой – Зирда давно говорила с Землей и другими мирами по Великому Кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения.

Долг Земли, как ближайшей к Зирде планеты Кольца, был – выяснить, что случилось. Поэтому корабль экспедиции взял много приборов и нескольких выдающихся ученых, нервная система которых после многочисленных испытаний оказалась способной вынести годы заключения в звездолете.

Запас горючего для двигателей – анамезона, то есть вещества с разрушенными мезонными связями ядер, обладавшего световой скоростью истечения, был взят в обрез не из-за веса анамезона, а вследствие огромного объема контейнеров хранения. Запас анамезона рассчитывали пополнить на Зирде.

На случай, если с планетой произошло бы что-либо серьезное, звездолет второго класса «Альграб» должен был встретить «Тантру» у орбиты планеты К2-2Н-88.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/167741.html

Леденящие пространство… о романе ивана антоновича ефремова «туманность андромеды»

Леденящие пространство… о романе ивана антоновича ефремова «туманность андромеды».ЛЕДЕНЯЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО…

«…ЛЕДЕНЯЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО, БЕССМЫСЛЕННАЯ БЕЗДНА ПУСТОТЫ,»

«…еще одна катастрофа, еще одна жертва беспощадного космоса, — я понимаю, это неизбежно, но всегда тяжело… особенно после Зирды и после «Альграба».

Низа Крит, юный астронавигатор из экипажа звездолета «Тантра».

Мое первое знакомство с «Туманностью Андромеды» произошло, когда я учился в пятом классе. Именно тогда я посмотрел одноименный фильм, снятый по роману нашего знаменитого фантаста. И, как говорится, «вынес из просмотра огромные впечатления».

Сразу скажу, светлые солнечные картины жизни на Земле Коммунистического Завтра меня оставили если и неравнодушным, то вызвали слишком малый отклик. Что вы хотите от одиннадцатилетнего пацана? Не дорос еще…

Хотя игра пожилого уже тогда актера Столярова (он играл Дара Ветра) брала за душу: верилось, что люди будущего будут именно такими — красивыми, умными и добрыми.

Но вот та часть фильма, где описывалась эпопея звездолета «Тантра», впечаталась в память надолго. Мир Черного Солнца — Железной звезды, планета тройной тяжести, где царит вечная ночь; планета-кладбище, пристанище мертвых кораблей, экипажи которых истреблены невидимыми хищниками. Невидимыми, а поэтому — страшными вдвойне…

Конечно, я сам сейчас могу сказать, что надо принимать во внимание возраст «зрителя» и, так сказать, его «менталитет». Мальчишкам только что-нибудь эдакое подавай. Пираты, мушкетеры, собака Баскервилей, динозавры, акулы — вот круг их интересов.

Однако, повзрослев, я взял в руки сам роман Ивана Антоновича, начал читать и… понял, что первое впечатление — самое верное… Образ кошмарного мира Железной звезды при прочтении книги нисколько не потускнел: все то же ощущение мрачной тайны, угрюмой угрозы всему живому, земному, человеческому.

Ни космонавты (наши и других стран ), ни фантасты, ни журналисты, пишущие на космические темы, никогда не говорили о том, о чем имел смелость сказать Иван Антонович — о том, что в космосе страшно! Очень страшно! И это нисколько не умаляет подвиг Гагарина, Леонова, Амстронга и других — наоборот, люди, преодолевшие в себе страх перед черной бездной и шагнувшие в нее, достойны всяческого восхищения!

Могут спросить: а не ошибся ли Иван Антонович? Ведь никто… Да нет, такие признания делались. Невзначай… Например, один из наших прославленных космонавтов сказал корреспонденту газеты, что каждый выход в открытый космос — это запредельная психологическая нагрузка.

«Почему?» — наивно спросил корреспондент. «А вот вы, когда стоите на крыше десятиэтажного дома, боитесь вниз смотреть?» — в свою очередь поинтересовался космонавт. «Да». «Ну вот. Хотя в вашем случае высота всего-то метров тридцать.

А у нас — более ста километров! И ты, как муха, по общивке станции ползешь над бездной…»

О похожих ситуациях рассказывали и участники американских лунных экспедиций. Там, к восторгу и гордости за свою страну подмешивалось чувство одиночества и заброшенности. Одни. На Луне. Земля отсюда кажется очень маленькой. Случись чего-нибудь — помощи не дождешься… Подобная атмосфера (Редкая вещь!) присутствует в голливудском блокбастере «Армагеддон».

«Это похоже на какой-то ночной кошмар!» — восклицает один из героев, высадившись на астероид. Он, кстати, потом сходит с ума. На заре космонавтики, еще до старта Гагарина, конструкторы всерьез считали, что ручное управление на космическом корабле не нужно.

А вдруг в специфических условиях космического полета человек попросту сойдет с ума! На том, чтобы снабдить «Восток» ручным управлением, настоял Сергей Павлович Королев.

https://www.youtube.com/watch?v=YnNkOdFzMTY

А теперь вернемся к роману И.А.Ефремова. Начинается он с очень яркой сцены: девушка-навигатор дежурит одна в рубке корабля. Экипаж спит. За огромными окнами-экранами вечная ночь с немигающими звездами.

При всей красочности и выразительности картины фантаст описал эту сцену сухо и деловито. Многое здесь обозначено лишь пунктирно. «В тусклом свете, отражающимся от потолка, шкалы приборов казались галереей портретов…» То есть, в полутьме рубки они были похожи на человеческие лица.

По-моему, неприятное чувство. Впрочем все зависит от настроения (и героини, и читателя).

А вот картина мертвой планеты Зирда в лучах зловеще-красного солнца вполне однозначна… Сначала наши астронавты видят погибшую космическую станцию на естественном спутнике: «Ряды смутно видимых под стеклом людей оставались совершенно неподвижными…

— Они мертвы! Заморожены! — воскликнул Эрг Ноор.»

Станция погибла, когда умерла и материнская планета. Жители Зирды проводили опасные опыты с «частично распадающимися атомными горючими» и подвели свою родину к всепланетному «чернобылю».

Звездолет летит над безжизненными просторами, он снижается — грохочет рассекаемая атмосфера, воют бортовые сирены в надежде, что оставшиеся в живых обитатели планеты выползут из-под развалин, но все тщетно — внизу царит покой. Мертвый.

Описание таких звездных экспедиций редко встретишь у фантастов тех лет. Даже зарубежных. Они писали о непонимании, о вражде и конфликтах между землянами и жителями других планет, даже о космических войнах, но никто не писал о Космосе как о месте безусловно враждебном человеку, как о царстве торжествующей смерти…

А цепочка последующих событий? Гибель звездолета «Альграб», который должен был снабдить «Тантру» горючим на обратный путь, тревожная тьма по курсу корабля, кошмарная Железная звезда и ее громадная планета, с толстой шубой атмосферы, с океанами неведомой глубины ( «подлинное море ужаса!» — И.Е.

), с непонятной и опасной жизнью, уничтожающей непрошенных пришельцев… Здесь, на плоскогорье, не видящем света, стоят попавшие в плен мертвые космические корабли.

Тайна погибшего «Паруса» — звездолета, пропавшего семьдесят лет назад, загадка исчезновения его экипажа, а рядом, на равнине — мертвый диск чужого корабля, который (сколько — тысячи, миллионы лет?) скитался по космосу после гибели экипажа, пока не попал на эту планету — настоящий ад «во плоти», если можно так сказать.

Конечно, в своей оценке романа Ивана Антоновича Ефремова я не собираюсь «перегибать палку».

Ведь чем все же кончаются приключения экипажа «Тантры»? Победой над кошмарным миром Железной звезды и возвращением на родную Землю! А светлая панорама тех частей «Туманности Андромеды», которые описывают «Мир Полудня» — солнечное (а какое же еще?) будущее Человечества.

«Эпсилон Тукана», «Река времени», «Конь на дне морском», «Симфония фа-минор…» — в этих и других главах ( частях) романа солнце, кажется, все время стоит в зените! И даже неудачный Тибетский опыт, злоключения Мвена Маса и Рен Боза, трагическая судьба Бета Лона, осужденного за «научную ересь», не могут омрачить общую картину.

Конечно, я поклонник жанра «horror» — «ужасного» в литературе и мои мнения и представления страдают однобокостью. Ну что ж: в спорах, в столкновениях различных мнений и разных взглядов рождается истина.

Источник: https://writercenter.ru/library/litobzor/statya/ledenjashhie-prostranstvo-o-romane-ivana-antonovicha-efremova-tumannost-andromedy/197083.html

И.А. Ефремов — Туманность Андромеды (1956): ключевая идея и разбор на цитаты

И.А. Ефремов — Туманность Андромеды (1956): ключевая идея и разбор на цитатыss6910025 декабря, 2016

Концепция общественной безопасности «Мёртвая вода» том 2

Оба указанный в эпиграфе произведения включены в список мировоззренческой литературы. И, наверняка, многим хотелось бы узнать почему. Вопросы об аналитике творчества автора к ВП уже стали классикой. А разбора так и нет. Что ж, попробуем выполнить его самостоятельно… а там сравним у кого чего вышло.

В список рекомендаций от ВП включены только два произведения цикла «Великое кольцо». Всего же их четыре. Другие два — это небольшие рассказы, «Пять картин» и «Сердце Змеи». Обратим внимание на первый. Написан он в самый разгар работы над романом «Час быка» и представляет собой демонстрацию четырёх образов.

Подробнее об этом рассказе написано в заметке Ефремов И.А. — Пять картин (1965): предисловие к циклу произведений «великое кольцо». Здесь же мы воспользуемся только полученными предположениями. А именно, что каждый образ — это ключ к пониманию соответствующего произведения.

Символика этого образа сильно переплетается с образом Эрга Ноора, данном в романе. Исходя из этого можно сделать предположение, что его история является главной. Более того история Мвена Маса и Веды Конг имеет схожий поворот, описать который лучше всего словами Мвена: неизбывный протест человека против неумолимого времени.В самом сжатом виде с ним сталкивается Веда, когда находит в пещере закрытую железную дверь. Нерешительность со вскрытием спасает её от возможных ловушек, но закрывает разрешение загадки на сроки, недоступные её жизни. Пещера погребена, машины раздумий выдают отрицательный ответ на привлечение тяжелой техники. И загадка для Веды скорее всего так и останется загадкой.Мвен Мас, упираясь в непреодолимое препятствие — расстояния, идёт дальше, ставит тайный опыт. Результаты которого хотя и намекают на скорый успех, реализовать мечту при жизни ему так и не дадут. Его история самая насыщенная описаниями, его путь к цели преисполнен действия и трагедий. И именно он осознает всю глубину проблемы человечества. Описывая её в своей книге.Эрг Ноор тоже сталкивается с загадкой в виде внеземного звездолёта. Тоже пытается и не может её раскрыть. И как и все остальные скорее всего не доживёт до её разрешения.Три эти истории описывают нам одну и ту же мысль: существуют задачи, решить которые в рамках жизни одного поколения невозможно. Попытка форсировать события приводит к трагическим последствиям.Помня предположение, что символика «пяти картин», указывает на Эрга Ноора, попробуем взглянуть на аспект идеи, выраженный через его историю. Первое, что бросается в глаза, что к «двери» его привёл дух — случай, если хотите, стечение жизненных обстоятельств. В попытке вскрыть звездолёт чуждых миров он не дошёл до фанатизма, не стал рисковать экипажем.Но в отличие от Дара Ветра всё-таки решился на исследование. Более того, результат попытки можно в некотором роде считать удачным: на Землю привезён кусочек неизвестного металла и информация, достаточные для снаряжения специальной экспедиции.И как награда за его безупречное поведение Человека, перед самым отбытием в новую экспедицию из невообразимых далей космоса пришел ответ — подтверждение его предположение о происхождении звездолёта.

Читайте также:  Краткое содержание малыш и карлсон, который живёт на крыше линдгрен точный пересказ сюжета за 5 минут

На этом, пожалуй, всё. Дальнейший анализ произведения не может быть умещён в рамки рецензии к одной книге.

Такие темы как «цели человечества в разных эрах», «описание системы образования Эры Кольца», «описание общественных институтов», «развитие и воспитание Человека» требуют написания отдельных статей и должны охватывать всё творчество автора. Ну а далее приведены некоторые интересные цитаты из книги.

***

Источник.

Источник: https://ss69100.livejournal.com/3127209.html

Роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды»

В первом номере журнала «Техника – молодежи» за 1957 год началась публикация социально-философского научно-фантастического романа Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды», написанного им в 1955 – 1956 годах. Это произведение даже противники коммунистической идеологии называли «удачной утопией будущего». А советские читатели — «беспрецедентным романом»

Впрочем, почему утопией? Некоторые научно-технические предсказания Ивана Ефремова из этой и других книг стали реальностью. Например, открытие месторождения алмазов в Якутии, ртутных руд на Южном Алтае, электронная книга, трехмерное телевидение и т.п.

Однако, основой творчества Ивана Ефремова были рассуждения о морально-этическом развитии общества, человеческих ценностях. Не случайно главной наукой будущего в его книгах является история, а соотношение горя и радости мерилом уровня развития цивилизации.

Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты. А потому имеет смысл привести цитату из советского фантастического фильма, который вышел на экраны через 16 лет после опубликования «Туманности Андромеды».

Речь идет о картине Будимира Метальникова «Молчание доктора Ивенса». «Что гласит первый закон Земли»? — спрашивает земного ученого член инопланетного экипажа.

И услыхав, что таких законов нет, а земляне разделены границами, социальными и этническими барьерами, с горечью констатирует, что Земля еще не созрела для контактов с другими цивилизациями. Иван Ефремов видел Землю как общий дом. И, похоже, знал дороги к этому.

Не случайно действие «Туманности Андромеды» происходит в эру Великого кольца. Далее за ней идет Эра встретившихся рук. По терминологии Ивана Ефремова, мы остались в Эре разобщенного мира.

Приходится констатировать, что пока реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал самый худший вариант общественного устройства, описанный в романе «Час Быка». Кто-то увидел в ней карикатуру на советскую действительность. На самом деле, Ефремов писал не об этом. Этот роман — предупреждение вышел в конце 60-х годов прошлого века.

Он о социальной и нравственной катастрофе на планете Торманс, в которой царит инферно, разрушающий и сжигающий души ад при жизни. Сам писатель говорил о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры». Царит на Тормансе олигархия, народу остается борьба за выживание и пошлая массовая культура.

Эта картина, похоже, сейчас давно утратила границы.

Что касается «Туманности Андромеды», то это произведение, долгие годы бывшее не просто фантастическим романом для читателей в СССР, а потом и в России, а нравственным ориентиром, показывающим каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине, стремление к развитию, теперь, похоже, забыто либо многим «скучно и малопонятно».

Низа Крит — Татьяна Волошина

На одном из общественных форумов в 2011 году известный российский журналист, претендующий на грамотность и третейские суждения, услышав выражение «идеология «Туманности Андромеды», долго не мог успокоиться.

И публично обвинил произнесшего это в неадекватности. И не потому, что он не любит Ивана Ефремова. А потому, что он его не читал. И «Туманность Андромеды» в его понимании — это что-то из Космоса. Где-то далеко.

А про роман он, очевидно, никогда и не слышал.

Почитайте на форумах в интернете отзывы молодых людей о других произведениях Ивана Ефремова. Души их часто глухи, а потребности сродни потребностям насекомых. Не это ли «Час Быка»? Но беда даже не в этом, а в том, что себе подобным они считают весь мир.

«У Ефремова две студентки в «Лезвии бритвы» во время поездки по Средиземноморью обсуждают памятники архитектуры. Этот Ефремов, что не знает, о чем говорят между собой студентки»? — цитата с форума на сайте, посвященного творчеству Ивана Ефремова. Нет, он не знал таких студентов.

А если и знал, то не считал эту патологию нормой.

Мвен Мас — Ладо Цхвариашвили

Возможно, что сам Ефремов никогда не встречал в современном ему обществе людей, в точности похожих на героев «Туманности Андромеды», таких как Дар Ветер, Мвен Мас, Веда Конг или Эвда Наль.

Но многие черты их людям моего поколения были понятны, близки, различимы в толпе и заставляли совершенствовать себя и окружающий мир. Кстати, Иван Ефремов никогда не лакировал советскую действительность.

Темы репрессий, преступности, нравственных пороков звучат в книгах, посвященных современному ему периоду.

И как отголоски — в будущем. Не случайно, в «Туманности Андромеды» одной из задач воспитания в школах является противодействие подобному.

Судьба ученого Мвен Маса («Туманность Андромеды»), который ради этически сомнительного, но яркого научного открытия подверг риску жизни тех, кто помогал ему — пример того, как в будущем будут решаться подобные проблемы.

Мвен Мас раскаивается в своём поступке, добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения — убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить руководствуясь только личными желаниями и страстями. От дальнейшей деградации его спасает любовь и чувство ответственности перед доверившимися ему людьми.

В «Туманности Андромеды» есть несколько сюжетных линий. Любителю фантастики будут интересны космические путешествия героев, те, кто интересуется историей найдет в книге много нового из этой области знаний.

В книге есть описания педагогики будущего, вызвавшие в советское время много дискуссий, как и тема семьи и взаимоотношений мужчины и женщины. У Ефремова вся система жизни и работы человечества в будущем будет устроена именно так, чтобы человек мог получать радость и удовольствие.

Опасным психическим симптомом в понимании Ивана Ефремова является потеря интереса к жизни. Равнодушие по Ефремову — это тоже симптом болезни.

Сам Иван Ефремов так вспоминал о времени работы над «Туманностью Андромеды»: «Так и остался у меня в памяти период работы над «Туманностью Андромеды» как время полного уединения, тишины, время, когда передо мной был только письменный стол и звёздное небо, как бы придвинувшееся, приблизившееся ко мне».

А у нас, тех, кого в 1980-е годы называли советской молодежью, романы Ивана Ефремова — «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Лезвие бритвы» были глотком воздуха, вселявшим веру в то, что жизнь может и должна быть иной.

Что касается самого автора произведения — Ивана Антоновича Ефремова, учёного-палеонтолога, создателя нового научного направления — тафономия, писателя и философа, его личность и жизнь до сих пор остаются загадкой.

Идеи Ивана Ефремова настолько опережали время, в котором он жил, что уже при жизни появились настойчивые слухи, что Ефремов — инопланетянин, индийский йог и т.п.

Во всяком случае, человек, обладающий экстраординарными способностями.

Таких героев в его произведениях, действительно, много. Но непохожесть и оригинальность мышления привлекла внимание к Ивану Ефремову и так называемых компетентных органов.

Иван Ефремов скончался 5 октября 1972 года, а через месяц после его смерти в квартире писателя сотрудники КГБ СССР провели обыск.

По факту смерти было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года. И это еще одна тайна Ивана Ефремова.

Источник: https://view-w.ru/2018/01/08/roman-ivana-efremova-tumannost-andromedy/

Ссылка на основную публикацию