Краткое содержание улицкая перловый суп точный пересказ сюжета за 5 минут

Творчество Людмилы Улицкой. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе

Знакомство  с новыми именами  руской  литературы,  в частности с творчеством Л.Улицкой. Работа  по совершенствованию  навыка творческого чтения  методом   критического  мышления на  основе  текстов рассказов Л.Улицкой «Перловый суп», «Зверь», «Капустное  чудо»  и др. Отработка  умения применять полученные  зания при написании сочинения-рассуждения на  ЕГЭ  по  русскому  языку.

Тема урока «Творчество Людмилы Улицкой. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

— раздаточный материал (Особенности прозы Л.Улицкой. Постмодернизм и его принципы. Таблица «Готовимся к сочинению-рассуждению»);

Два читателя перед одним и тем же произведением — всё равно, что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота.
В.Асмус

 I. Организационный момент (1- ый слайд)
II. Сообщение темы и цели урока. Создание проблемной ситуации. Перефразируя слова известного философа В.Асмуса сегодня на уроке мы попытаемся еще раз закинуть свой лот в океан современной русской литературы, мы продолжим (2-ой слайд) — знакомство с новыми именами современной русской литературы, творчеством Л.Улицкой; — совершенствование умения творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста, прогнозирования его содержания; — совершенствование умения применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на экзамене в форме и по материалам ЕГЭ. Думается, что на основе идейно-содержательного анализа рассказов Л.Улицкой нам удастся решить ряд задач. Сформулируйте их.

Гипотеза ответа учащихся: (3-ий слайд)

 определить проблематику рассказов Л.Улицкой;  сформулировать авторскую позицию;

 пополнить банк литературных аргументов.

III. Актуализация знаний учащихся. Напомню: этот урок мы проводим в рамках учебного проекта «Творчество Л. Улицкой». Он направлен на обогащение вашего жизненного и читательского опыта, формирование нравственных ценностей, убеждения, что произведения Л. Улицкой — это чтение для современного человека, которому интересно через призму чужих жизненных ситуаций увидеть собственный мир, мир своей родины. (4-ый слайд) Каждой группой проделана большая работа: прочитаны произведения писательницы, составлена таблица «Банк литературных аргументов», подготовлены устные выступления, разработан буклет.

 IV. Изучение нового материала.

Слово учителя. «У каждого человека свой ресурс, своя октава, свои возможности восприятия. Подъем может начинаться с любой точки.

Главное, чтобы восхождение человека состоялось», — в этих словах Людмилы Улицкой отражен один из основополагающих законов жизни человека.

(5-ый слайд) — Кто такая Людмила Улицкая? — Какие открытия позволила сделать нам ее проза? — Над чем заставила задуматься философия жизни современной писательницы? (6-12 слайды)

Выступление учащегося: презентация «Коротко о главном.

Жизнь и творчество Людмилы Улицкой». Людмила Улицкая… Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, лауреат премии «Буккер». Её произведения переведены на 20 языков. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Как видите, зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. И печататься она начала во Франции и только потом в России. Но это было в конце 80-х. Сегодня Л.Улицкая — одна из читаемых отечественных писательниц. Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности — еврейка. По профессии — биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы — человеческие жизни, судьбы людей. Литературная судьба Улицкой парадоксальна: камерная по звучанию проза, явно предназначенная для узкого круга «своих» читателей, постепенно обрела предельно широкую аудиторию, что говорит об актуальности ее произведений, значимости творчества для современного читателя. Проза Улицкой автобиографична, об этом свидетельствуют высказывания самой писательницы. Вот одно из них: «У меня была очень добрая, прелестная мама, которой я безмерно обязана. Она, к сожаленью, очень рано умерла, но дала очень много великих уроков. Некоторые из этих уроков даже вошли в какие-то мои рассказы».
Слово учителя. Интересны высказывания Л.Улицкой, в которых она дает оценку современной ей и нам России, я предлагаю познакомиться с ними. (13-ый слайд) 1 вопрос: — Сегодня много спорят о будущем России. Что вы думаете по этому поводу? Ответ: — Относительно будущего нашей страны у меня дурные прогнозы. Боюсь, что она в состоянии выжить, если только откажется от огромной массы своих амбиций. И существовать она должна на более человеческих основах. 2 вопрос: — Почему Вы тогда не уедете? Ответ: — Я уже здесь осталась. Мы уже и уехали, и вернулись внутри себя много раз. И я надеюсь, что все-таки доживу свою жизнь здесь. «Я здесь родилась, это моя страна — я никуда не уеду». Я иду на риск — жить здесь, потому что не только я в этой стране, но она во мне. По самую печенку. Куда от этого денешься. (14-ый слайд)

Проблемный вопрос.

— Как вы думаете, о каких непреходящих ценностях жизни говорит писательница? Что, по её мнению, является главным, определяющим в жизни каждого человека, страны в целом?

Гипотеза ответа учащихся: любовь к людям, любовь к родине, воспитание человека, способного противостоять насилию, равнодушию, эгоизму. Слово учителя. Не случайно сама Людмила Улицкая определила, направление своего интереса в литературе.

Это человек! Писательница не дает нам готовых жизненных рецептов, избегает нравоучений, она размышляет о жизни сама, предлагая нам, читателям, тоже задуматься о том, что такое жизнь. «У каждого человека свой ресурс, своя октава, свои возможности восприятия. Подъем может начинаться с любой точки. Главное, чтобы восхождение человека состоялось».

Восхождению человека посвящены многие рассказы Л.Улицкой. Один из них называется «Перловый суп».

— О чем рассказ «Перловый суп»? Какова его событийная основа?

— Сжатый пересказ содержания рассказа учащимися. «Перловый суп». 

До знакомства с содержанием рассказа название казалось мне слишком прозаичным, неинтересным. Что можно написать о каком-то перловом супе? Но как только погрузилась в чтение, поняла, как была неправа. Один за другим выплывают в памяти героини три эпизода из далекого детства, детства, в котором была еще жива её мама («милая моя мамочка», как называла её тогда четырехлетняя героиня). Удивляешься человеколюбию этой женщины. В сложнейшее, страшное время 30-х годов, о котором свидетельствует кроваво-красная цифра ХХХ, три десятки, прочитанные маленькой девочкой как «ха-ха-ха» (какая зловещая деталь!), в столь страшное время мама девочки готова всем и всегда прийти на помощь. Нищим, которые жили в каморке под лестницей, она посылала с дочкой золотистый перловый суп с хлебом. А потом эти нищие кому-то помешали, и они исчезли. Так совершилась чистка! Ненужные люди просто-напросто исчезали. Не задумываясь, бросилась мама помогать и лжепогорельцам. В то время, как сосед по коммунальной квартире захлопнул свою дверь, не желая ни во что вмешиваться, мама спешила собрать для пострадавших хоть какие-то вещи и, конечно же, накормить бедную женщину, оставшуюся с семьей без крова, без денег, перловым супом. В ней нет обиды на людей. Узнав, что была обманута мошенницей, прихватившей с собой ковер соседа, она лишь искренне смеется над своей наивностью. А заключительный эпизод написан с такой пронзительной болью, грустью и, конечно, любовью. У пожилой женщины умерла дочка-сердечница. К кому идти? Конечно, к Мариночке (маме героини). Другие жители этой квартиры черствы и равнодушны. О них Улицкая пишет мало. Недостойны! Но отдельные детали говорят о многом: умер человек, а соседка, громко разговаривая по телефону, продолжает решать свои проблемы (элементарная бестактность!). Мне понятно, почему Надежда Ивановна, потерявшая дочь, вместо валерьянки попросила у Мариночки перловый суп. До сих пор перед глазами стоит картина: две женщины, молча, хлебают из одной тарелки перловый суп, смешанный со слезами. Перловый суп для героини — это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит. Понимаю почему. Слишком больно.
Аналитическая беседа по содержанию рассказа. — Исходя из содержания рассказа, мы убедились, что в нем можно выделить несколько микротем. — Сколько и какие?

Гипотеза ответа: в основе рассказа три эпизода, каждый из них имеет смысловую законченность и тесно взаимосвязан с другими. Это «Помощь нищим старикам», «Помощь мнимой погорелице», «Помощь матери, потерявшей единственную дочь».

— Обратим внимание, что в названии эпизодов повторяется одно и то же слово. С чем это связано? Почему?

Гипотеза ответа: главная героиня рассказа Марина Борисовна, Мариночка в любой жизненной ситуации готова прийти на помощь, делает это она легко, от души, потому что она светлый человек, нравственный человек, это ее философия жизни.

— Обратим внимание, что все эпизоды объединяет еще один повтор. Определите его. Как вы думаете, с чем это связано?

Гипотеза ответа: все микротемы объединяет одна художественная деталь, имеющая символическое значение. Это перловый суп. В каждом эпизоде эта деталь играет определенную оценочную роль. Это некий эталон нравственности, по которому определяется личностная сущность героев, главных и второстепенных. Не случайно и рассказ называется именно так.

— Итак, какова проблематика данного рассказа? Что утверждает автор? Ваш аргументы по одной из проблем? Выступления учащихся по группам, обсуждение материалов работы каждой группы, заполнение таблицы «Готовимся к написанию сочинения-рассуждения» (Приложение 2): Алгоритм работы в группе 1. Прочитать предложенный рассказ. Подготовить сжатый пересказ. 2. Обсудить проблематику рассказа, сформулировать разными способами (с помощью 2-3 вопросов, с помощью словосочетания, слова). 3. Определить характер проблемы и степень ее значимости в рассказе. 4. Сформулировать авторскую позицию по выявленным проблемам. 5. Создать микротекст в соответствии с требованиями к аргументации. 6. Определить ответственных на этапе защиты разработанных группой материалов: 1) рассказчик, 2) представление материалов по одной из проблем, 3) техническое оформление материалов, 4) ответ на основополагающий вопрос. 7. Результаты деятельности отразить в таблице

Читайте также:  Краткое содержание смерть африканского охотника аверченко точный пересказ сюжета за 5 минут

Слово учителя. Людмиле Улицкой принадлежит ряд афоризмов, емких, может быть немного режущих слух, но они о жизни, прошлом, настоящем и будущем: — Поезд руками не остановишь. — Моя задача — вопросы ставить, а не решать. — Мой принцип: без трупов и уныния. Мне кажется, суть этих афоризмов находит свое определенное отражение в рассказах «Пиковая дама» и «Зверь».

— О чем эти рассказы. Хотелось бы услышать ваше мнение.

Выступление учащихся.
Рассказ «Пиковая дама» — Сжатый пересказ содержания рассказа учащимися.

Я прочитала рассказ Людмилы Улицкой «Пиковая дама», в первую очередь меня привлекло само название. В этом произведении история женщины более чем преклонного возраста — старушки Мур. Она живет вместе со своей дочерью, известным профессором, Анной Федоровной и внучками, Катей и Леной. Улицкая знакомит нас сначала со своей героиней Мур, а затем следуют страницы, посвященные её молодости и зрелости, дополняемые воспоминаниями её дочери и самой Мур (прием ретроспекции в композиции рассказа). Само название «Пиковая дама» сразу наводит на ассоциации с роковой женщиной. Так и есть, в молодости Мур была очень красива, имела власть над мужчинами, вела бурную светскую жизнь, в старости — бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А еще желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов. Именно такое поведение мы можем наблюдать в сцене, где Мур требует в 5 часов утра горячего шоколада(!), а молока нет…, да и все спят… Прочитав в рассказе «Пиковая дама» эпизод, я задала себе вопрос: почему же Анна Федоровна, знаменитый врач, терпит её капризы и обиды? Это очень не простой вопрос, на который сама она отвечает кратко: «Я боюсь. И есть долг. И есть жалость». В этих словах проявляется характер Анны Федоровны: совестливый, сострадательный и мягкий. На мой взгляд, она, несмотря ни на что, любит свою мать. Старушка Мур, страшнее «пиковой дамы» А.Пушкина: унижая слабых, кротких, добрых тешит она своё властолюбие, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, живет только для себя. Людмила Улицкая крайнему эгоизму старой женщины противопоставляет людей, полную истинную любовь и терпение. В своей жизни я бы не хотела встретиться с такими людьми, как Мур: они губят тех, кто их окружает, уничтожая понятие «семья». — Опираясь на текст, определите проблемы и сформулируйте их двумя способами:

Гипотеза ответа учащихся:

Проблема какая:

Формулировка в виде вопроса:

— Что дает силы главной героине рассказа Анне Федоровне противостоять крайнему эгоизму собственной матери? — В чем причины разрушения семейных ценностей? — Как уберечь человека от саморазрушения?

Рассказ «Зверь». — Сжатый пересказ содержания рассказа учащимися.

Я впервые читаю рассказы Людмилы Евгеньевны. И они произвели на меня большое и, должна заметить, хорошее впечатление. За, казалось бы, обычными сюжетами кроется очень глубокий тайный смысл. К примеру, в рассказе «Зверь» рассказывается о проказнике-коте, неизвестно откуда и зачем пришедшего в дом вдовы. На первый взгляд может показаться, что рассказ учит нас любить животных. Но, если всмотреться в образ кота, обратить внимание на развязку, сон вдовы, то можно понять, что смысл вовсе не в отношении человека к природе, а во взаимоотношениях между самими людьми. Под зверем, я думаю, подразумевается не кот, а зверь в душе человека, зверь, заставляющий людей испытывать злобу, ссориться друг с другом, ненавидеть друг друга. В рассказе «Зверь» Улицкая ставит проблему одиночества человека, проблему непонимания между людьми. Через образ кота она показывает озлобленность сторон, но если его просто погладить, то есть просто отнестись к нему хорошо, то и он тоже ответить добротой и не будет вредить. Развязка и смысл этого рассказа рассказывается в конце, через сон Нины. Нина видит, как ее муж гладит мерзкого кота, а ее мать, с которой муж всегда ругался, накрыта его пиджаком, и после сна Нина понимает, что нужно было просто по-другому смотреть на жизнь и не видеть в поступках других людей только “темные стороны”. После прочтения этого рассказа я понял, что многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и поступках. Людям нужно хорошо относиться друг к другу и тогда мир светлее будет. Смысл названия рассказа я думаю, закладывается в том, что зверь — это злоба, которая живёт в человеке и мешает ему быть человеком.
— Опираясь на текст, определите проблемы и сформулируйте их двумя способами:
Гипотеза ответа учащихся: проблема какая: проблема одиночества человека, проблема непонимания между людьми, проблема поиска смысла жизни, проблема преодоления непонимания между людьми. Формулировка в виде вопроса: — Почему так одинока главная героиня рассказа Нина? — Что нужно сделать, чтобы люди хорошо относились друг к другу и мир стал светлее? — Определите позицию автора в данном рассказе?

Гипотеза ответа учащихся. Авторская позиция: Нужно просто по другому смотреть на жизнь и не видеть в поступках других людей только «темные стороны». (рассказ «Зверь») Многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и поступках. Людям нужно хорошо относиться друг к другу и тогда мир светлее будет. (рассказ «Зверь»)

V. Подведение итогов урока:
Т
аковы рассказы Л.Улицкой. Я думаю, они дали нам исчерпывающее представление о ней как рассказчике, глубоком психологе и человеке, думающем о человечестве. Каждый из вас сможет дать аргументированный ответ на основополагающий вопрос нашего учебного проекта: «Нужно ли сегодня читать произведения Л.Улицкой?» (16-ый слайд) Творческая работа: ответ на проблемный вопрос (устные ответы): — Нужно ли сегодня читать произведения Л.Улицкой? Выступления учащихся. 17-ый слайд Я свеча, я сгорел на пиру, Соберите мой воск поутру, И подскажет вам эта страница, Как вам плакать и чем вам гордиться… — эти слова принадлежат поэту-классику XX века Арсению Тарковскому, я надеюсь, что каждая прочитанная страница произведений Л.Улицкой подскажет вам в дальнейшей жизни «как плакать… и чем гордиться».

VI. Домашнее задание: ответ на проблемный вопрос, разработка аргументации по рассказам Улицкой «Пиковая дама», «Зверь». Написание сочинения-рассуждения по одному из рассказов Л.Улицкой.

Источник: https://imteacher.ru/stati/predmeti/literatura/tvorchestvo-lyudmily-ulickoi-podgotovka-.html

Улицкая Л. «Перловый суп» — Русский язык

Почему ранняя память зацепилась трижды за этот самый перловый суп? Он был действительно жемчужно-серый, с розоватым, в сторону моркови, переливом и дополнительным перламутровым мерцанием круглой сахарной косточки, полузатопленной в кастрюле.

Вечером, после запоздалого обеда, мама перелила часть супа в помятый солдатский котелок и дала его мне в руки. Я спускалась по лестнице со второго этажа одна, а мама стояла в дверях квартиры и ждала.

Эта картина осталась у меня почему-то в этом странном ракурсе, сверху и чуть сбоку: по лестнице осторожно спускается девочка лет четырех в темно-синем фланелевом платье с клетчатым воротничком, в белом фартучке с вышитой на груди кошкой — в одежде, соответствующей дореволюционным идеалам моей бабушки, полагающей, что фартук именно потому должен быть белым, что на темном грязь плохо видна, — коротенькая толстая косичка неудобно утыкается сзади в шею, но поправить невозможно, потому что в одной руке теплый котелок с супом, а другой я держусь за чугунные стойки перил.

Туфли на пуговицах немного скользят по стертым ступеням, и потому я иду младенческими приставными шагами, с большой опаской.

Я спускаюсь на марш, поворачиваюсь, вижу маму, которая терпеливо ждет меня в дверях и улыбается своей чудесной улыбкой, от которой красота ее немного портится.

Я вздыхаю и продолжаю спуск. Внизу, под лестницей, в каморе, живет пара нищих, костлявый носатый Иван Семенович и маленькая старушка по прозвищу Беретка. Я их боюсь и брезгаю, но мама, как мне кажется, об этом знать не должна.

Под лестницей нет электричества, иногда у них горит керосиновая лампа, иногда совсем темно. Обыкновенно Иван Семенович лежит на какой-то лежанке, покрытой тряпьем, а Беретка, в вытертом бархатном пальто и серо-зеленой вязаной беретке, сидит у него в ногах.

Я стучу. Никто не отзывается. Спиной я открываю дверь. Керосиновая лампа выдает мне Беретку, которую без головного убора я сначала не узнаю. Оказывается, она лысая, вернее, не совсем лысая: и лицо и голова ее покрыты одинаковыми редкими длинными волосами и крупными коричневыми родинками. Она жалко улыбается и суетливо натягивает на лысую голову берет:

— Ой, детка, это ты, а я и не слышу…

Я отдаю ей котелок, из кармана фартука вынимаю два куска хлеба и говорю почему-то «спасибо».

Беретка переливает суп из котелка в банку и бормочет что-то неразборчивое, похоже на «мыло, мыло».

Сухой грязной рукой возвращает мне котелок. Старик кашляет. Беретка кричит ему:

— Иван Семенович! Вам покушать прислали, вставайте!

Пахнет у них ужасно.

С облегчением бегу я вверх по лестнице, мама стоит на свету, в дверном проеме и улыбается мне. Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса. Одно только смущает: кажется, у принцесс белокурые волосы, а у мамы веселые черные кудряшки, подхваченные сзади двумя заколками…

Нищие исчезли незадолго до праздника, который я запомнила очень хорошо. Отец вел меня за руку по нарядному городу, и повсюду были выставлены косые красные кресты. Я начинала тогда разбирать буквы и спросила у отца, почему всюду написано «ХА-ХА-ХА…». Он раздраженно дернул меня за руку, а потом объяснил, что эти косые кресты означают еще цифру тридцать.

Вечером того же дня, уже лежа в постели, я слышала, как мама говорит отцу:

Читайте также:  Краткое содержание беляев вечный хлеб точный пересказ сюжета за 5 минут

— Нет, не понимаю, отказываюсь понимать, кому они мешали…

— Город к празднику почистили… — объяснил ей отец.

Во второй истории перловый суп не был главным действующим лицом, а лишь скромно мелькнул на заднем плане.

Воскресным утром в дверь позвонили. Один раз, а потом еще один. Дверь в нашу комнату была первой по коридору. Один звонок был общий, два – к нам, три – к Цветковым… восемь – к Кошкиным.

— Вероятно, это общий, – пробормотала мама. Коленями она стояла на стуле, а локтями упиралась в стол. Таблицы с синими, красными и взятыми в кружок цифрами лежали перед ней. Две мелкие морщины образовывали между бровей деревце, когда она работала.

Она спрыгнула со стула и, все еще неся напряжение мысли на круглом умном лобике, пошла открывать.

Огромная темная женщина стояла в дверном проеме. На ней был длинный военный плащ до полу, ярко белел пробор на круглой толстой голове.

Мама смотрела на нее выжидающе, и тетка не обманула ожидания: она распахнула плащ и предъявила огромное голое тело.

У меня дыхание перехватило от этого зрелища: грудь низко свисала и оканчивалась большими, чуть не с чайное блюдце сосками, пупок был размером с чашку, выпуклый и тоже темный, глубокий неровный шов шел поперек живота, над треугольной бородкой вытертых волос, и все вместе это было каким-то страшным великанским лицом, а не женским телом.

— Погорельцы мы! Все-все погорело… как есть… – сказала женщина немосковским мягким голосом и запахнула ужасный лик своего тела.

— Ой, да вы заходите, заходите, – пригласила мама, и женщина, озираясь, вошла.

Прихожая нашей многосемейной квартиры была заставлена сундуками, корытами, дровами и шкафами.

— Я сейчас, сейчас, – заторопилась вдруг мама. — Да вы сядьте, – и мама сняла ящик с венского стула, который был втиснут между Цветковским сундуком и тищенковской этажеркой.

Мама кинулась в комнату, вытянула нижний ящик шкафа, села перед ним и стала выбирать из старого белья подходящее для погорелицы. Две длинноногие пары дедовых кальсон бросила она на пол и побежала на кухню. Разожгла примус, поставила на него кастрюлю и снова метнулась в комнату.

Женщина сидела на стуле и все разглядывала рогатую вешалку Кудриных, на которой висели ватник и шинель.

А мама выбросила все с полок шкафа и быстрыми пальчиками перебирала свои тряпки. Мама была маленького роста, и все ее вещи были маленькие, но она нашла то, что искала, – бабушкину коверкотовую юбку и старинную огромную рубаху из пожелтевшего батиста.

И снова мама побежала на кухню, а я понеслась за ней, потому что боялась остаться наедине с тем великаном, что был спрятан у тетки под плащом.

Сосед Цветков высунулся в коридор.

— Погорельцы вот, – сказала ему мама виноватым голосом, но он быстро захлопнул свою дверь.

Мама налила большую миску переливчатого перлового супа, отрезала кусок серого хлеба и вынесла погорелице.

— Вот, покушайте пока, – попросила мама тетку, и тетка приняла миску, — Ой, да так неудобно, – всполошилась мама и притащила газету. Постелила ее на покрытый сине-красным ковром Цветковский сундук, усадила женщину как бы к столу.

— Дай тебе Бог здоровья, – сказала женщина и принялась за суп.

А я наблюдала сквозь щель неплотно прикрытой двери, как лениво она ест перловый суп, бросая в него кусочки хлеба, скучно водя ложкой в миске и посматривая по сторонам.

Зубов у нее не было.

«Видно, и зубы сгорели, – подумала я. И еще: — Она тоже не любит перловый суп».

А мама засовывала в узел шелковое трико лососинового цвета с луковыми заплатами и говорила тихонько не то мне, не то самой себе:

— Господи, ну надо же такое, чтоб прямо голой, на улицу…

А женщина доела суп, поставила миску на пол… встала, распахнула плащ… глаз я не могла отвести от ее странных тихих движений.

Наконец мама выволокла узел в коридор:

— Вот. Собрала… Да вы оденьтесь, оденьтесь. У нас ванная комната есть, – предложила мама.

Но женщина отклонила предложение:

— Детки меня ждут… Мне бы деньжонок сколько-нибудь… — А мама уже вынимала сложенную в четыре раза тридцатку. — Спасибо, век вашу доброту не забуду, – поблагодарила женщина скороговоркой, и мама закрыла за ней дверь.

Потом, собирая с полу разбросанные вещи, мама говорила мне в некотором недоумении:

— А штаны сразу могла бы надеть, правда?

Я не сразу ответила, потому что мне кое-что надо было обдумать и понять.

— Штаны холодные, — сообразила я наконец, — а ковер теплый.

Было солнечно и снежно, с детьми в такую погоду полагалось гулять.

— Может, погуляешь сама под окошечком? — извиняющимся голосом предложила мама, кося на свои таблицы.

Я согласилась великодушно. Мама бросила в меня ворохом шерстяной одежды – кофтами, рейтузами, варежками и носочками.

Меня снарядили, подвязали поясом желтую плюшевую шубу, сшитую бабушкой из старого покрывала, желтую шапку из того же самого покрывала застегнули под подбородком, дали лопату и синее ведрецо и вывели на лестницу… Прямо перед нашей дверью лежала разворошенная куча маминых вещей. И бедные отвергнутые трико лежали сверху.

— Ой, что же это… — пролепетала моя маленькая мамочка.

— Я же тебе говорю, штаны-то холодные, а ковер теплый… — все пыталась я объяснить маме положение вещей.

— Да какой ковер? — наконец услышала меня мама.

— Тот, что на сундуке лежал… Она его на себя надела, — объяснила я несмышленой маме.

И тогда мама вдруг всплеснула руками и захохотала:

— Ой, что же я наделала! Ну, Цветкова меня убьет!..

Моя мама была биохимиком, и любовь ее к восхитительно стеклянной науке происходила, вероятно, из того же милого женского корня, откуда произрастает любовь к стряпне.

Как мне нравилось в детстве бывать в маминой лаборатории, разглядывать на высоких столах штабеля пробирок с разноцветными растворами, стройные, с птичьими носами бюретки, толстые темные бутыли. И как же ловко мама управлялась со всем этим сверкающим стеклом… Готовила мама тоже преотлично.

И соуса, и пироги, и кремы… Дался же мне этот перловый суп! Не так уж часто мама его варила. Но в тот день был как раз перловый…

С колючим шарфом на шее я сидела в кухне на маленькой скамеечке и смотрела, как мама что-то химичит. Еще две соседки копошились у своих столов, мелко гремели посудой, звякали ножами.

И тут в кухню вошла Надежда Ивановна. Странная была старуха, вся в разноцветных заплатах. И на одном глазу, тоже вроде неуместной заплаты, сидело бельмо. Молча потянула она маму за рукав, и мама, бросив морковку и вытирая на ходу руки, мелкой своей походочкой пошла за ней, встревоженно спрашивая:

— Что? Что? С Ниной?

Нина была дочь Надежды Ивановны, взрослая девушка, тяжелая сердечница с ракушечными голубыми ногтями и синими губами, плохо закрашенными красной помадой.

Я было двинулась за мамой, но она почти грубо махнула мне рукой:

— Сиди здесь.

И я осталась сидеть, обиженно перебирая кисточки кусачего шарфа. Соседки, на минуту оторвавшись от хозяйства, снова застучали и загремели. Потом одна ушла со стопкой чистых тарелок, а вторая пошла отвечать по телефону, который был привинчен к стене в другом конце коридора.

Я сидела довольно долго, успела сплести все кисточки в одну перепутанную косичку.

А потом мама и Надежда Ивановна вернулись. Что-то переменилось. Они шли медленно. Мама, взявши соседку за плечо, усадила ее на табурет. Лицо Надежды Ивановны было неподвижное, белое, казалось, что у нее не одно бельмо, а два. В руке она держала картонный футляр от градусника. Мама ей тихо говорила:

— Мы сейчас валерьянки… валерьяночки… Надежда Ивановна…

— А если «скорую», так ведь увезут… — не меняя неподвижного лица, говорила соседка. И совсем невпопад: — А я думаю, спит-то как спокойно…

— Сейчас, сейчас… Позвоним… все сделаем, Надежда Ивановна, торопливо говорила мама, громко капая в рюмку.

А соседка в коридоре кричала в телефон:

— Это тебе не отдел снабжения, Шура, ты имей в виду… Пусть заявку пишет, от меня не дождетесь!

Надежда Ивановна отвела мамину руку с протянутой рюмочкой и с лицом, как будто вдруг проснувшимся, сказала маме:

— Марина Борисовна, налей-ка ты мне тарелку супчику…

Мама заметалась, вытащила из-под меня скамеечку, потому что красивые тарелки стояли на верхней полке и она до них не доставала. Налила в белую фаянсовую тарелку с выпуклыми квадратиками по краю серебристого и переливчатого перлового супа, поставила тарелку на край кухонного стола. Вытерла серебряную ложку с тонким черенком свежим полотенцем и подала соседке.

— И ты поешь со мной, Марина Борисовна, – попросила Надежда Ивановна, и мама протерла еще одну ложку и, придвинув вторую табуретку, села рядом с одноглазой старухой и запустила ложку в ту же самую тарелку.

Мне очень хотелось сказать этой старухе, что мамочка моя никакая не Марина, что ее зовут Мириам, но сказать я не могла ничего, потому что они ели из одной тарелки, и слезы текли по лицу Надежды Ивановны, и не только из живого, но и из белого, неживого глаза, и по маминому лицу тоже текли слезы.

— Вкусный ты суп варишь, Марина Борисовна, – сказала Надежда Ивановна. — И чего ты в него ложишь?

Читайте также:  Краткое содержание дойл камень мазарини точный пересказ сюжета за 5 минут

Она последний раз облизнула ложку и положила ее рядом с тарелкой:

— Спасибо тебе. Отмучилась моя доченька.

…Давно никого нет. Нины. Надежды Ивановны. Мамы уже двадцать лет как нет. И перловый суп я никогда не варю.

  • Улицкая Людмила Евгеньевна /род. 1943 г./ – русская писательница, сценарист

Источник: http://russkijege.ru/polnoesoderganie/ulickaya-l-perlovyj-sup.html

Урок литературы на тему «Анализ содержания и языковых особенноостей рассказа Л. Улицкой «Перловый суп»

Урок-проект:

«Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Л.Улицкой «Перловый суп»

Творческое название: « Я испытываю жалость ко всему человечеству»

(Л. Улицкая).

Аннотация проекта:

На уроках литературы изучаются произведения Л.Улицкой, которые относятся к малой прозе. Объектом данной работы является исследование художественных особенностей рассказа Улицкой. Нас будет интересовать как жанровое своеобразие, так и тематические и языковые особенности творчества писательницы.

Выбор материала осуществляется таким образом, чтобы можно было выявить генезис творчества писательницы, исследовать развитие и становление стилевых особенностей прозы Л.Улицкой от самых ранних рассказов до последних произведений.

Таким образом, хронологический подход к объекту исследования позволяет увидеть динамику тематических форм и средств в художественном мире Л.Улицкой .

Во все времена литература решала вопросы: что есть человек и каково его место в жизни? Литература не отражение катаклизмов эпохи, а лишь проекция на внутренний мир человека.

Русскую словесность всегда интересовали проблемы человечности, совести, сострадания. Имя писательницы Людмилы Улицкой широко известно и на родине и за рубежом.

Ее книги переведены на многие языки мира, она — обладательница престижных премий и лауреат Букеровской премии 2001 года.

Цели урока:

Образовательные цели:1.Доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе.

2.Создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Людмилы Улицкой, для рождения вопросов о смысле жизни. 3.Обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста. 4.Помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения текста; Развивающие цели:

1.Формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы,

использовать теоретико-литературные понятия.

Воспитывающие цели:

1.Воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту.

2.Развивать чувство милосердия, сострадания.

Задачи:

Путём анализа произведения Л. Улицкой «Перловый суп» углубить понятие жанра рассказа в рассказе, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев и т.д.).

Совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.

Воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.

Проблема:

Можно ли остаться равнодушным к судьбе униженных и раздавленных жизнью людей?

Сроки осуществления проекта: 1 урок (по тематическому плану).

Тип урока: Урок–мастерская

Место проведения: кабинет русского языка и литературы

Участники: учащиеся 11 класса.

Ресурсы: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Тип проекта: исследовательский

Этапы:

Подготовительный — чтение рассказа вслух.

Основной — аналитическая беседа с классом по содержанию рассказа.

Заключительный – сочинение – рецензия

Анализ

1.Что может означать название рассказа? Ведь оно обычно отражает тему и идею.

2. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы впервые увидели людей-нищих. Что вы почувствовали?

3.Что нужно сделать, чтобы не было нищих, бездомных?

Биография Людмилы Улицкой 21 февраля в 1943 году на Урале в селе Давлеканово недалеко от Уфы в семье эвакуированных москвичей Улицких родилась девочка, которую назвали Людмилой. Никто и подумать не мог, что пройдет много лет, и она станет известной писательницей. После окончания войны семья Улицких возвратилась в Москву.

Здесь Людмила окончила школу и поступила в МГУ на биологический факультет. Годы учебы в университете наложили глубокий отпечаток на ее дальнейшую деятельность.

Людмила Улицкая в молодости — редкое фото Генетики научили Людмилу думать, смотреть и наблюдать, а университетский учитель Улицкой выдающийся генетик Владимир Павлович Эфраимсон был для юной студентки примером безупречной нравственности. После окончания вуза в 1968 году Людмила Улицкая стала работать в Институте общей генетики АН СССР.

Через два года в 1970 году Людмила Евгеньевна уходит с работы. Причиной увольнения стала перепечатка самиздата. Как вспоминает сама Улицкая, в те годы многих наказывали за чтение и перепечатку самиздата. Некоторое время Улицкая не работала, а когда попыталась вернуться к научной работе, то поняла, что профессия от нее ушла.

Начало творчества.

В поисках работы Людмиле Евгеньевне помогла подруга, которая работала художником Еврейского театра. Она познакомила Улицкую с Шерлингом, известным деятелем искусства, который предложил Людмиле Евгеньевне работу в Еврейском театре. Работа заключалась в написании инсценировок, очерков, детских пьес, рецензий.

Кроме того, Улицкая занималась переводом стихов с монгольского языка. Проработав в театре три года, Улицкая всерьез занялась литературным творчеством. Первая ее книга увидела свет в 1993, когда Людмиле Евгеньевне было уже за 50. Тяга к творчеству была заложена в Улицкой генетически.

Ее репрессированный дед в свое время опубликовал книги по демографии и по теории музыки. Отец Людмилы Евгеньевны написал книгу об автомобиле и его эксплуатации, а ее прабабушка по материнской линии сочиняла на идише стихи. Людмила Евгеньевна и сама довольно успешно писала стихи, но отдельным сборником их не публиковала.

Свои лучшие поэтические строки она предоставила главной героине своего романа «Медея и ее дети». Этот роман принес Улицкой в 1997 году Букеровскою премию и широкую известность.

Творческий успех

Первая книга Людмилы Улицкой «Бедные родственники» была издана на французском языке во Франции, а публикации первых рассказов Людмилы Евгеньевны стали появляться в журналах в конце восьмидесятых. В начале девяностых по ее сценариям снимают фильмы «Сестрички Либерти» режиссера В.

Грамматикова и «Женщина для всех» режиссера А. Матешко. В этот же период в журнале «Новый мир» выходит повесть «Сонечка», которую во Франции назвали лучшей переводной книгой года. Эта повесть принесла Улицкой французскую премию Медичи.

В 1998 году повесть «Сонечка» приобретает звание лауреата итальянской литературной премии Джузеппе Ачерби.

Лауреат премии «Русский Букер» — роман «Казус Кукоцкого», был экранизирован режиссером Ю. Грымовым в 2001 году, а в 2006 году этой книге присуждают итальянскую премию Пенне. В 2006 году выходит роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик».

Интересно, что написание этого романа началось с банального перевода с английского языка документальной книги американского профессора-социолога о Даниэле Руфайзене, с которым писательница была лично знакома. Этому роману о католическом священнике в 2007 году была присуждена премия «Большая книга».

В 2009 году Людмила Улицкая вошла в список претендентов на международную Букеровскую премию 2009 года. Соискателями этой премии были известные писатели: Эдгар Доктороу, Марио Варгас Льоса, а также, лауреат Нобелевской премии Видъядхар Найпол. Людмила Евгеньевна занимается не только творчеством.

Фонд Людмилы Улицкой, организованный в 2007 году, реализует детский книжный проект «Другой, другие, о других» и оказывает благотворительную помощь библиотекам.

II. Работа над рассказом «Перловый суп»

— Послушайте рассказ Л. Улицкой «Перловый суп». По ходу чтения необходимо выписывать слова, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.

Мама

Соседи

Нищие

Огромная женщина

4 года

Картина осталась в странном ракурсе, иду с большой опаской, вздыхаю, продолжаю спуск, отдаю котелок, вынимаю хлеб и говорю «спасибо», боялась остаться наедине с тем великаном. Давно никого нет. Перловый суп я никогда не варю

Перелила суп в котелок,

Терпеливо ждет и улыбается своей чудесной улыбкой, красивая как принцесса, умный лобик, морщинки образовали деревце, стала выбирать белье,

Налила большую миску перлового супа,

Всплеснула руками и захохотала, слезы текли по маминому лицу.

Сосед высунулся в коридор, захлопнул дверь, копошились, гремели посудой, Надежда Ивановна, лицо белое, неподвижное лицо, слезы текли по лицу, спасибо тебе.

Костлявый носатый Иван Семенович, маленькая старушка по прозвищу Беретка.

Беретка жалко улыбается, исчезли.

Толстая голова. Погорельцы.

Дай тебе Бог здоровья, ест лениво, скучно водит ложкой, посматривает по сторонам, спасибо, век вашу доброту не забуду, утащила соседский ковер.

Работа над 1 частью рассказа

-Какова особенность композиции этого произведения? (Это рассказ в рассказе.)

-Перед главной героиней проходят картины ее детства. Уже поседевшей женщине не дают покоя воспоминания, связанные с жизнью в родительском доме.

-А почему повествование представлено от первого лица и глазами ребенка?

-Ребята, вы знаете, что в названии кроется важная составляющая часть идеи произведения. -Как вы понимаете название данного рассказа?

(Перловый суп — значит приготовленный из перловки, т.е. ячменя, самой дешевой крупы.)

-Чем был перловый суп для героев рассказа?

(Суп был не только едой, он был проверкой на человечность).

-Простая, дешевая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все, особенно соседи по коммуналке. Докажите эту мысль текстом.

-Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой дочери отнести перловый суп в коморку к нищим? Опишите нищих (внешность, речь, поведение). На каком художественном приеме построено описание внешности Марины Борисовны и нищих?

-Для чего это сделал автор? А как Марина Борисовна относится к нищим?

-Прочитайте эпизод разговора о том, как и куда исчезли нищие. Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в слова: « Город к празднику …

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-literatury-na-temu-analiz-soderjaniya-i-yazykovyh-osobennoostey-rasskaza-l-ulickoy-perlovyy-sup.html

Ссылка на основную публикацию