Краткое содержание велтистов приключения электроника точный пересказ сюжета за 5 минут

Велтистов Евгений повесть

Краткое содержание Велтистов Приключения Электроника точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор: Евгений Серафимович Велтистов

Название произведения: Приключения Электроника

Число страниц: 416

Жанр: повесть

Главные герои: робот Электроник, семиклассник Сережа Сыроежкин, профессор Громов, ассистентка Маша; друзья: Майя Светлова, Макар Гусев, Виктор Смирнов, Вова Корольков;

негативные герои: Стамп, Урри; собака-робот Рэсси, родители Сыроежкина, учителя.

Краткое содержание повести «Приключения Электроника»

Профессор Громов сделал робота Электроника, который полностью похож на одного из семиклассников – Сережу Сыроежкина.

Но Электроник сбежал от своего создателя и поменялся местами с двойником. Он стал успешным учеником.

Вскоре Сережа признался, что жалеет о своем поступке. Робот сбежал, а настоящий мальчик вернулся к прежней жизни.

План произведения «Приключения Электроника»

1) Создание робота Электроника

2) Ожидание директора

3) Побег Электроника

4) Жизнь Сережи Сыроежкина

5) Знакомство Сережи с Электроником

6) Способности Электроника

7) Сережа прячет робота дома

8) Электроник учится место Сережи

9) Признание Сережи

10)  Побег Электроника

Рисунок — иллюстрация к повести «Приключения Электроника»

Главная мысль

Каждый человек собственноручно должен создавать, менять и улучшать свою жизнь. Чтоб чего-то добиться, нужно работать.

Собственные успехи, достижения, победы наполняют жизнь смыслом, приносят радости и удовольствие.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что ничто не может заменить человека.

Каждый должен добиваться всего сам, ведь только собственные результаты приносят истинное наслаждение.

Также оно учит дружелюбию, взаимовыручке и верности.

Синквейн

Электроник.

Дружелюбный, любознательный.

Сбежал, познакомился, подружился.

Стремление быть настоящим.

Робот.

Отзыв по произведению

«Приключения Электроника» — увлекательная повесть Велтистова.

В ней в очень легкой форме рассказано о приключениях непоседливого мальчика Сережи Сыроежкина.

Он познакомился с роботом, который изменил его жизнь.

Но вскоре мальчик осознал, что каждый должен оставаться собой.

Вторая часть повести рассказывает о похищении Электроника бандитами.

Сыроежкин с друзьями отправился его выручать.

Кроме интересного приключенческого сюжета, можно познакомиться с понятиями различных точных наук.

Поэтому, книга «Приключения Электроника» является вдвойне полезной.

 Пословицы к произведению:

Без друга в жизни туго.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Не говори — не могу, а говори — не хочу.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/veltistov-evgenii-povest-prikliuchenie-elektronika

«Приключения Электроника»: краткое содержание

Наверное, нет ни одного человека на просторах бывшего СССР, который бы не слышал о таком произведении, как «Приключения Электроника», краткое содержание которого приведено ниже.

По мотивам этой фантастической повести Велтистова был создан фильм, сразу ставший очень популярным. Его смотрели не только дети, но и взрослые.

Приключения робота Электроника и семиклассника Сережи Сыроежкина не оставили равнодушными никого.

«Приключения Электроника»: краткое содержание по главам

Произведение Велтисова разбито на главы. Краткий обзор даст общее представление о повести и станет хорошим стимулом для того, чтобы прочесть полный вариант.

«Рождение Электроника»
В первой части произведения рассказывается о том, что талантливый советский ученый по фамилии Громов изобрел робота. Это самообучающаяся машина, способная развиваться. Профессор дает роботу внешность человека, точнее – подростка Сережи Сыроежкина, портрет которого Громов увидел случайно в одном из журналов для детей.

Вместе с ассистенткой Машей ученый проводит тестирование возможностей машины и приходит в восторг от своего творения, названного Электроником. Мозг робота творит настоящие чудеса.

Побег
Эксперименты с Электроником продолжаются. Робот умнеет не по дням, а по часам. Однажды ему становится тесно в научной лаборатории. Электроника мучает жажда новых знаний. Он понимает, что мир огромен, полон интересного и совершает побег.

Двойники встретились
Профессор Громов негодует, обнаружив пропажу. Однако потом понимает, что его детищу просто стало скучно. Отыскать робота не так уж просто – ведь он имеет внешность человека.

Тем временем Электроник по счастливой случайности встречается со своим прототипом Сережей Сыроежкиным – учеником седьмого класса. Подросток в шоке от поразительного сходства, но очень рад новому другу. Электроник рассказывает Сергею о том, что он робот.

Поменялись местами
Сыроежкина, никогда не блиставшего успехами в учебе и имевшего из-за этого много проблем, посещает гениальная идея: подменить себя Электроником, отправить умного робота в школу. Сережа думает, что это решит его проблемы. Электроник будет хорошо учиться, наладятся взаимоотношения с родителями.

Сам Сыроежкин получит возможность жить в свое удовольствие, наслаждаться свободой и больше не ходить в опостылевшую школу. Электроник соглашается, поскольку хочет помочь другу, а также его манят новые знания, которые он получит.

Волшебное преобразование
Робот ходит в школу вместо Сережи и поражает всех своими успехами. Учеба дается ему легко. По всем предметам «бывший троечник Сыроежкин» становится отличником. Никто не может понять, как такое стало возможно.

Семья Сыроежкина
Электроник заменил Сережу не только в школе, но и дома. Мама подростка не может нарадоваться изменениям, произошедшим с ее сыном. Она очень довольна успехами мальчика в школе. Однако отец спустя какое-то время начинает переживать.

Он видит, что Сережу словно подменили. Этот новый мальчик, вечно сидящий за учебниками, вызывает у него тревогу. Настоящий же Сыроежкин в это время наслаждается свободой, гоняет на мопеде, живет в гараже.

Переживания Сережи
Сергей наблюдает издалека за Электроником. Он начинает тосковать по родителям, по друзьям и даже по школе. При встрече с роботом рассказывает ему о своих переживаниях. Однако Электронику нравится быть на месте Сережи. Выходить из этой роли ему не очень-то хочется.

Возвращение
В конечном итоге Электроник все же сбегает, а Сыроежкин возвращается на свое место. Поначалу ему очень сложно. Ведь нужно поддерживать созданную роботом репутацию, а знаний для этого нет. Сереже помогают одноклассники, и со временем он становится хорошим учеником, проявив завидную силу воли.

На этом завершаются приключения Электроника и его друга Сыроежкина. Благодаря роботу Сережа очень многое понял и больше не мечтает о безграничной свободе, которая ничего хорошего ему не принесла.

На этой странице искали :

  • Приключения Электроника краткое содержание
  • приключения электроника краткое содержание по главам
  • велтистов приключения электроника краткий пересказ главы всё об электронике
  • краткое содержание книги приключения электроника
  • краткое содержание приключение электроника

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/priklyucheniya-elektronika-kratkoe-soderzhanie.html

Евгений Велтистов — Приключения Электроника

Евгений Велтистов

Приключения Электроника

Электроник — мальчик из чемодана

ЧЕМОДАН С ЧЕТЫРЬМЯ РУЧКАМИ

Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светло-серый автомобиль. Распахнулась дверца, из машины выскочил человек с трубкой в зубах. Увидев приветливые лица, букеты цветов, он смущенно улыбнулся. Это был профессор Громов. Почетный гость конгресса кибернетиков приехал из Синегорска, сибирского научного городка, и, как всегда, решил остановиться в «Дубках».

Директор «Дубков», организовавший торжественную встречу, занялся вещами. Из распахнутой пасти багажника торчал закругленный угол большого чемодана.

— Э-э, даже такой силач, как вы, не поднимет его, — сказал профессор, заметив, что директор заглядывает в багажник. — Это очень тяжелый чемодан.

— Пустяки, — отозвался директор. Он обхватил чемодан мускулистыми руками и поставил на землю. Лицо его покраснело. Чемодан был длинный, черного цвета, с четырьмя ручками. По форме он напоминал футляр контрабаса. Однако надписи точно определяли содержимое: «Осторожно! Приборы!»

— Ну и ну… — покачал головой директор. — Как же вы справлялись, профессор?

— Приглашал четырех носильщиков. А сам руководил, — сказал Громов.

— Мы оставили вам тот же номер. Вы не возражаете?

— Прекрасно. Весьма благодарен.

Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, удобную мебель, маленький рабочий стол у широкого, во всю стену, окна. Он почувствовал, что в комнате пахнет сосновым лесом, и улыбнулся.

Директор нажал на одну из кнопок у двери:

— Запах хвои не обязательно. Если хотите, можно цветущие луга, фиалки и даже морозный день. Это кнопки генератора запахов. Для настроения.

— Все чудесно, настроение отличное, — успокоил его профессор.

— Мы так и думали. Пожалуйста, располагайтесь, отдыхайте. — И директор удалился.

Профессор распахнул окно. В комнату с шорохом листвы влетел утренний ветерок и запутался в прозрачных шторах. Под окном росли крепкие дубки, солнечные лучи пробивались сквозь их лохматые шапки и ложились светлыми пятнами на землю. Вдалеке шуршали шины. Над деревьями прострекотал маленький вертолет — воздушное такси.

Громов улыбнулся: он никак не мог привыкнуть к этим вертолетам и ездил в обычных такси. Он видел, что город раздался и похорошел. От вокзала ехали мимо километровых цветников, в бесконечном коридоре зеленых деревьев, застывших, как в почетном карауле.

Куда ни посмотришь — везде что-то новое: березовая рощица, хоровод стройных сосен, яблони и вишни в белых накидках, цветущая сирень… Сады висели и над головой, на крышах зданий, защищенные от непогоды прозрачными раздвижными куполами.

В промежутках между окнами, которые перепоясывали здания блестящими лентами, тоже была зелень: вьющиеся растения цеплялись за камни и бетон.

— Дубки подросли, — сказал профессор, смотря в окно.

Да, он много лет не был в этом городе.

Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами. Казалось, он крепко спит.

Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.

Читайте также:  Краткое содержание либерал салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

— Вот мы и приехали, Электроник, — мягко произнес профессор. — Как ты себя чувствуешь?

Ресницы дрогнули, блестящие глаза открылись. Мальчик приподнялся и сел.

— Я чувствую себя хорошо, — сказал он хриплым голосом. — Правда, немного трясло. Почему я должен был лежать в чемодане?

Профессор помог ему вылезти, стал поправлять костюм.

— Сюрприз. Ты должен знать, что такое сюрприз. Но об этом поговорим потом… А теперь одна необходимая процедура.

Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку.

— Ой! — дернулся Электроник.

— Ничего, ничего, потерпи, — успокаивающе сказал профессор. — Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться электрическим током.

Оставив Электроника, профессор подошел к видеотелефону, набрал на диске номер. Засветился голубой экран. Громов увидел знакомое лицо.

— Да, да, Александр Сергеевич, я уже здесь, — попыхивая трубкой, весело сказал Громов. — Самочувствие? Превосходное!

— Я не хочу, — раздался за его спиной скрипящий голос Электроника. — Я так не могу…

Профессор погрозил Электронику пальцем и продолжал:

— Приезжайте… Жду… Предупреждаю, вас ждет сюрприз!

Экран погас. Громов повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел. Электроник вдруг сорвался со стула, подбежал к подоконнику, молниеносно вскочил на него и прыгнул со второго этажа.

В следующее мгновение профессор был у окна. Он увидел, как мелькает между деревьями синяя курточка.

— Электроник! — крикнул Громов.

Но мальчик уже исчез.

Покачивая головой, профессор достал из кармана очки и нагнулся к розетке.

— Двести двадцать вольт! — В его голосе прозвучала тревога. — Что я наделал! — Он бросился к двери.

Сбегая по лестнице, профессор заметил удивленное лицо директора и успокаивающе помахал ему рукой. Сейчас было не до объяснений.

У тротуара стояло такси. Громов резко распахнул дверцу, упал на сиденье. Переводя дыхание, скомандовал шоферу:

— Вперед! Надо догнать мальчика в синей куртке!..

… Так начались необычайные события, которые вовлекли в свой круговорот немало людей.

Живет в большом городе обыкновенный мальчишка — Сергей Сыроежкин. Внешность его ничем не примечательна: круглый курносый нос, серые глаза, длинные ресницы. Волосы всегда взъерошены. Мышцы незаметные, но тугие. Руки в ссадинах и чернилах, ботинки потрепаны в футбольных баталиях. Словом, Сыроежкин такой, как и все тринадцатилетние.

Сережка полгода назад переехал в большой желтокрасный дом на Липовой аллее, а до этого он жил в Гороховом переулке.

Даже странно, как среди зданийвеликанов мог так долго сохраниться последний островок старого города — Горохов переулок, с его низенькими домиками и такими маленькими дворами, что всякий раз, когда ребята затевали игру в мяч, обязательно разбивали окно. Но вот уже полгода, как Горохова переулка нет. Бульдозеры снесли дома, и теперь там орудуют длиннорукие краны.

Источник: https://libking.ru/books/sf-/sf-social/307409-evgeniy-veltistov-priklyucheniya-elektronika.html

Фильм «Приключения Электроника» обзор, актёры, сюжет

Фантастический фильм о достижениях советской науки, впервые создавшей под руководством профессора Громова, робота, полной копией реального мальчика. Вся суть фильма в том, что робот захотел овладеть человеческими чувствами.

Фильм был снят в 1979 году и мог выйти на экраны, но его доработка, а вернее проверка цензурой, привела к тому, что премьера смогла состояться только 23 марта 1980 года и прошла не в Москве, а в кинозале санатория «Украина», находящегося в Одессе. После одобрения уже 2 мая 1980 года фильм был показан в телеэфире.

За весь 1980 год этот фильм транслировался по телевидению 4 раза. Далее регулярно выходил во время школьных каникул.

Весь фильм был разбит на 3 серии, примерно по 72 минуты (общее время 216 минут или 3 часа 36 минут) Профессор Громов создаёт робота, полностью похожего на человека, но отличающегося большими энциклопедическими знаниями, высоким уровнем интеллекта, огромной физической силой и знаниями в области механики и электроники.

Одно профессор не смог вложить в своё создание — человеческие чувства. Электроник, так звали робота, сбегает от профессора в поисках себя как человека.Через некоторое время он встречается со своей копией, настоящим мальчиком, Сергеем Сыроежкиным, по фотографии которого из журнала, профессор создал образ Электроника.

Сергей пытается получить выгоду от знакомства с Электроником и подставляет его, вместо себя, в школе. Так продолжается не долго.

Заграничные гангстеры узнают о новейшей разработки профессора и на его поимку отправляют своего агента Урри, который устанавливает слежку сразу за двумя объектами и пытается понять, где находится загадочная кнопка управления роботом.

Найдя слабое место у Электроника, Урри похищает робота и переправляет его за границу в руки главаря банды по имени Стамп.Ребята из школы от Сыроежкина и профессора Громова узнают всю правду и организовывают группу помощи по освобождению Электроника. За ним отправляют собаку-робота Рэсси, через которую поддерживают связь.Шеф гангстеров Стамп организовывает, при помощи Электроника, ограбление художественного музея. Робот думает, что подлые люди захватили произведения искусства и не показывают их простому народу, но ребята из класса Сыроежкина объясняют ему, что это обман и Электроник убегает от бандитов.

В конце фильма профессор Громов привозит Электроника в школу к его друзьям. Роботу объявляют, что он человек, и Электроник радуется и улыбается по-человечески.

Где снимался фильм «Приключения Электроника»

Весь сюжет фильма происходит в Москве и в вымышленном иностранном городе, но на самом деле съёмки велись в Одессе и Вильнюсе.Куяльницкий лиман — 5 километров от Одессы, там Электроник убегает от профессора Громова.Посёлок Котовского — микрорайон в Одессе, тут Электроник продолжает свой побег.

https://www.youtube.com/watch?v=djIS2t4ZZSA

Парке Вингис — город Вильнюс, тут снято нападение хулиганов на девочку Майю, за которой подсматривали Сыроежкин и Электроник.Парк Победы — город Одесса, тут Электроник знакомится с собаками.Одесский Дворец Спорта — город Одесса, улица Шевченко, дом 31, в этом дворце Сыроежкин проходит медкомиссию. Тут также тренировалась и Майя.

Национальный политехнический университет — город Одесса, улица Шевченко, дом 1, рядом с ним Сыроежкина преследует разъярённый Гусев.Магазин «Детский мир» — город Одесса, улица Ленина, дом 14 (ныне улица Ришельевская), снята витрина, внутри которой стоит игрушка собака.

Магазин «Дом игрушек» — город Одесса, улица Карла Маркса (ныне улица Екатерининская), тут снимали внутренности детского магазина игрушек.Город Одесса, улица Свердлова, дом 29 (ныне улица Канатная), тут был дом и двор, где жил Сыроежкин.Мост Коцебу — город Одесса, улица Розы Люксембург (ныне улица Бунина), тут у Сыроежкина сломался мопед.

Сабанеев мост, площадь Потёмкинцев, фонтан на Соборной площади, фонтан у музея морского флота — город Одесса, на протяжении этих мест Сыроежкин толкает мопед.Районы Лаздинай и Старый город — город Вильнюс, тут сняли дом гангстеров.

Тракайский замок — город Тракай, Литва, тут снимали ограбление музея.

Актёры и роли фильма «Приключения Электроника»

Роль Сергей Сыроежкин АктёрЮрий Торсуев
В связи с тем, что у актёра ломался голос и было не очень хорошее произношение, озвучиванием роли занималась Ирина Гришина, а вокал Елена Камбурова
Роль Электроник АктёрВладимир Торсуев
В связи с тем, что у актёра ломался голос и было не очень хорошее произношение, озвучиванием роли занималась Надежда Подъяпольская, а вокал Елена Шуенкова
Роль Макар Степанович Гусев «Гусь» АктёрВасилий Скромный
Роль Вова Корольков «Профессор» АктёрМаксим Калинин
Роль Виктор Смирнов АктёрДмитрий Максимов
Роль Чижиков-«Рыжиков» АктёрЕвгений Лившиц
Роль Майя Светлова «Майка» АктрисаОксана Алексеева
Роль Зоя Кукушкина «Колбаса» АктрисаВалерия Солуян
Роль Школьница, называвшая Чижикова — Рыжиковым АктрисаОксана Фандера
Роль профессор Виктор Иванович Громов АктёрНиколай Гринько
Роль Маша, ассистентка Громова АктрисаЕлизавета Никищихина
Роль Урри АктёрНиколай Караченцов
Роль Стамп, шеф гангстеров АктёрВладимир Басов
Роль Директор школы АктрисаМайя Булгакова
Роль Семён Николаевич «Таратар Таратарыч», учитель математики АктёрЕвгений Весник
Роль Ростислав Валерьянович «Ростик», учитель физкультуры АктёрНиколай Боярский
Роль Учительница пения АктрисаРоза Макагонова
Роль Учительница рисования АктрисаМарина Самойлова
Роль Учительница АктрисаГалина Осташевская
Роль Григорий Ильич, руководитель литературного кружка АктёрВалентин Кулик
Роль Мама Сыроежкина АктрисаНаталия Васаженко
Роль Папа Сыроежкина АктёрЮрий Чернов
Роль Продавец в универмаге АктрисаВалентина Воилкова
Роль Люг, гангстер в банде Стампа АктёрЛев Перфилов
Роль Бри, гангстер в банде Стампа АктёрГеннадий Ялович
Роль Лысый гангстер АктёрВадим Гутман
Роль Гангстер АктёрЭрвинас Пятярайтис
Роль Гангстер АктёрБронюс Талачка
Роль Рэсси, собака Электроника СобакаЭрдельтерьер по клички «Чингиз»
Роль Отец Гусева АктёрАндрей Гончар
Роль Отец Королькова АктёрАлександр Казимиров
Роль Мама Кукушкиной АктрисаВалентина Губская
Роль Карусельщик АктёрБорис Смельцов

Фото актёров взято из открытого источника на сайте kino-teatr.ru

Фильм «Приключения Электроника» песни

В фильме прозвучало несколько песен, некоторые в последствии стали детскими хитамиПесенка Урри — поёт Николай КараченцовМы маленькие дети — поёт Елена КамбуроваДо чего дошёл прогресс — поёт Елена КамбуроваКрылатые качели — исполняет Детский хор Государственного Академического большого театраГрустная песенка Сыроежкина — поёт Елена КамбуроваПесня игрушек — исполняет Детский хор Государственного Академического большого театраЭто что же такое… — поёт Елена КамбуроваЭто знает всякий — исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Лена ШуенковаПесенка Стампа — поёт Владимир БасовБьют часы на старой башне — исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Лена ШуенковаТы — человек — исполняет Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Лена ШуенковаКомпозитор музыки к фильму и песням — Евгений Крылатов

Читайте также:  Краткое содержание ильф и петров двенадцать стульев точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор слов песен — Юрий Энтин

Когда будет продолжение фильма «Приключения Электроника»

В 2010 году фанатов фильма режиссёр Константин Бромберг обрадовал, что снимет продолжение приключений робота Электроника, состоящей из 30 серий, в которых примут участие актёры Владимир и Юрий Торсуевы, уже повзрослевшие Сергей Сыроежкин и Электроник. Но к великому огорчению, съёмки сериала «Приключения Электроника 2» так и не начались, хотя были запланированы отснять в США.

Сюжет 2 сезона «Приключения Электроника»

Источник: http://xn--h1adhdfabf7g4a.xn--p1ai/film-pricliuchenia-elektronika-obzor-aktyory-siuzhet.html

Книга Приключения Электроника. Автор — Велтистов Евгений. Содержание — КАК РОДИЛСЯ ЭЛЕКТРОНИК

— Как давно знаете вы профессора? Как вы к нему относитесь?

Икс отстучал на телеграфной ленте:

— Триста пятьдесят лет. Побаиваюсь.

Игрек отвечал иначе:

— Всю жизнь. Обожаю.

Садясь к телеграфным ключам, Светловидов довольно легко представил себе тактику невидимых игроков. Человек не может прикинуться машиной, его сразу же выдаст медлительность счета.

Следовательно, машина в своих ответах должна хитрить, обманывать, прикидываться человеком. А человеку (Пумпонову) ничего не оставалось, как говорить только правду. Как выяснилось потом, эта логическая система оказалась правильной.

И все-таки Икс и Игрек сбили Светловидова с толку.

После первых ответов он подумал: «Иксу восемьсот лет. Фантазия. Наверное, это машина».

Но торопиться с ответом Светловидов не хотел. Он решил проверить их в счете. Он задал Иксу простую задачу:

— Прибавьте 928 714 к 47 218.

Икс подумал тридцать секунд и суммировал:

— 975 932.

Светловидов — Игреку:

— Сложите 723 022 и 252 910.

Через полминуты заработал телеграфный аппарат Игрека:

— 975 932.

«Эге, — сказал себе инженер, — и тот и другой думали полминуты. Кто-то хитрит!»

И он обрушился с серией вопросов на Игрека:

— Прочтите начало первой главы «Евгения Онегина» Пушкина.

— «Мой дядя самых честных правил…» — немедленно откликнулся Игрек.

— Не думаете ли вы, — спросил Светловидов, — что звучало бы точнее так: «Мой дядя самых честных качеств»?

— Это нарушило бы рифму, испортило стих, — весьма логично заметил Игрек.

— А если сказать так: «Мой дядя самых скверных правил»? Как вы помните, Онегин не идеализировал своего дядю. И рифма в этом случае в порядке.

Ответ Игрека был убийственный:

— Зачем обижать дядю? Надеюсь, вы это не серьезно?

Вытерев пот со лба, Александр Сергеевич взялся за Икса. Он так и не решил, кто такой Игрек. Могла ли машина быть столь остроумным собеседником? Конечно, могла, раз ее обучал профессор. Что касается помощника Пумпонова, то с его характером и настроем ума Светловидов не был еще знаком.

Итак, очередь за Иксом. Удастся ли разгадать, кто он?

— Вы играете в шахматы? — спросил инженер.

Икс ответил коротко:

— Да.

Светловидов предложил ему решить этюд:

— У меня только король на е8, других фигур нет. У вас — король на е6 и ладья на h. Как вы сыграете?

Икс после тридцати секунд молчания отстукал на ленте решение:

— Лh8. Вам мат.

Кажется, гость проигрывал игру… Прошло уже двадцать пять минут. Гель Иванович дымил трубкой и лукаво поглядывал на коллегу.

«Какой же задать вопрос?» — мучительно думал Светловидов.

Он спросил самое простое:

— Что вы любите больше всего?

Ответы были простодушны и откровенны.

Икс:

— Кинофильмы.

Игрек:

— Люблю конфеты.

«Кто же хитрит? — возмутился Светловидов. — Смотрит ли машина кино? Нет. А как насчет конфет? Неужели я поглупел? И все же — спокойствие. Надо разобраться детальнее».

— Какие картины вы видели за последнее время? — спросил он у Икса.

— Заграничные. «Смерть за два гроша», «Наказание», «Источник силы».

Названия были незнакомы Светловидову. Он попросил уточнить:

— Перескажите сюжет первой картины.

Икс начал рассказ:

— Девушка и рабочий парень влюблены друг в друга. Но на их жизненном пути встречаются бандиты. Один из них, по кличке Каро, еще похож на человека, а остальные просто мерзавцы. Они хотят вовлечь парня в свои дела, и тут гремят выстрелы. Один. Другой. Третий… Я насчитал двести семнадцать выстрелов…

Настолько увлекательным показался Светловидову этот рассказ, что он прервал Икса на полуслове, протелеграфировав:

— Довольно!

Откинулся на спинку стула, устало сказал:

— Это человек.

— Вот вы и угадали! — искренне обрадовался Громов. — А ваши первоначальные мысли, как я заметил, были абсолютно точными: машина лгала, а человек говорил правду. Но сейчас я познакомлю вас с моим помощником, и вы поймете, почему он все-таки водил вас за нос.

Светловидов вспоминает сгорбленного живого старика. На его лице очень много морщин, они то и дело сбегаются в хитрую улыбку, и тогда глаза кажутся маленькими зелеными точками. Пумпонов в игре не хитрил и на все вопросы отвечал весьма простодушно и точно, выступая под псевдонимом Икс.

Он был очень стар и чистосердечно уверял всех, что живет на свете восемьсот лет и из них вот уже триста пятьдесят лет помогает профессору. «Что поделаешь, — сказал он, — именно столько я насчитал. Уж вы извините старика за доставленную неприятность». Он отлично играл в шахматы и превыше всего любил кинофильмы.

Эта страсть его и выдала.

Что касается электронной машины — коварного Игрека, — то она в самом деле хитрила, даже медлила с ответом в счете, стараясь сбить с толку вопрошающего.

А больше всех был доволен опытом профессор. Он заразительно смеялся, вспоминая забавные ответы Икса и Игрека, и изображал в лицах всех трех игроков. В самом деле, ему ловко удалось запрограммировать хитрость машины!

Тот вечер был особенным. Они пили крепкий чай в кабинете Геля Ивановича, и профессор вспоминал молодые годы, когда он был влюблен в море, поступил матросом на торговое судно и совершил кругосветное плавание. Гость рассказывал веселые студенческие истории.

А Пумпонов после чая повел гостя в мастерскую и заказал в его честь несколько песенок собачьей голове.

Она пропела их, старательно открывая пасть и вращая блестящими стеклянными глазами, и этот маленький концерт был очень трогательным — ведь всякий раз электронный мозг сочинял новую песенку.

Потом старик пустил по полу игрушки. Черепахи, два лиса — черный и красный — кружились по комнате и слушались хозяина, словно они были живые и выступали перед публикой в зоопарке. Только длинный провод, соединявший их с электросетью, напоминал о том, что это механизмы.

С одним из этих лисов, красным, немного похожим на таксу и более резвым, чем его темный собрат, была связана одна весьма печальная история.

Однажды Пумпонов пришел в мастерскую и стал тренировать лиса. Он командовал в микрофон и так увлекся сообразительностью механизма, что не заметил, как его ноги опутал провод. Пумпонов хотел остановить лиса, но, к своему несчастью, забыл нужную команду. Он кричал лису: «Хватит! Довольно! Не балуй! Стой!..

» Лис не обращал на крики никакого внимания, продолжая бегать вокруг человека, и так крепко затянул провод, что бедняга не мог шевельнуться. Крикни Пумпонов самое простое слово «Стоп!» — и лис встал бы как вкопанный: он слушался только этой команды, а других, даже слова «стой» просто не знал.

Старик слабеющим голосом просил, умолял лиса остановиться и с тоской смотрел на розетку, в которую была включена игрушка. Но, увы, дотянуться до нее не мог…

Когда Громов заглянул в мастерскую, он нашел своего помощника лежащим на полу без сознания, крепко обмотанного проводом. Профессор сказал нужное слово — лис тотчас затих.

Громов с трудом привел старика в чувство, и тот, открыв глаза, пожаловался: «Как мало он еще понимает… Я работаю у вас триста пятьдесят лет и не видел еще такого глупого лиса». На что Гель Иванович ответил: «Советую впредь быть осторожнее.

Вы можете таким образом или что-нибудь изобрести, или погибнуть».

… Светловидов так углубился в воспоминания, что не заметил, как в комнату вошел профессор. Знакомый голос поднял гостя с кресла.

— Извините, — сказал Громов, — я вас заставил ждать.

— Наконец-то! — обрадовался Светловидов. — Вас я готов ждать хоть всю жизнь. Но что случилось?

— Сюрприза не будет, — извиняющимся тоном произнес Громов. — Сюрприз, Александр Сергеевич, просто сбежал.

— Как — сбежал? — удивился Светловидов.

— А вот так. Прыгнул в окно — и был таков.

Только теперь Светловидов обратил внимание на вид профессора: галстук съехал набок, рукав в известке.

8

Источник: https://www.booklot.ru/authors/veltistov-evgeniy/book/priklyucheniya-elektronika/content/2769796-kak-rodilsya-elektronik/

Читать

© Велтистов, Е. С., текст, наследники, 2015

© Биленко, Ю. С., иллюстрации, 2015

© Янаев, В. Х., оформление обложки, 2015

© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015

* * *

«Здравствуй! Меня зовут Электроник…»

Эту книгу можно было бы издать без предисловия.

Зачем же предисловие? Да еще написанное человеком, который в детстве сам без предисловий приступал к приключениям любимых героев.

Дело в том, что про Электроника знает нынче великое множество детей. Не ленивых и любопытных. А вдруг самые любопытные захотят узнать про автора любимых книг?

Для них-то и написано предисловие.

Итак, автор. Евгений Велтистов.

Шла война. Великая война. Во второй год Великой войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все».

Читайте также:  Краткое содержание гоголь ревизор очень кратко точный пересказ сюжета за 5 минут

Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – сперва в газетах, потом – редактором отдела в популярном журнале «Огонек».

Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталась на последних страницах. Был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа.

И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище – на втором, а бегущие ноги – на первом.

Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашеву.

И сумел ей помочь, так как требовалась помощь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю-фантасту Станиславу Лему – увидеть атомный реактор в Дубне.

Встречался со знаменитым радиоэлектроником и кибернетиком Акселем Ивановичем Бергом, чтобы потом «списать» с него своего профессора Громова, чудаковатого и при внешней суровости доброго человека.

Познакомился с главным конструктором космических ракет Сергеем Павловичем Королевым, которого сегодня мы считаем национальным героем. Бывал в гостях у виднейших ученых: физика Петра Леонидовича Капицы и кибернетика Виктора Михайловича Глушкова.

Взял интервью (в ту пору диковина!) у шефа уголовной полиции города Нью-Йорка. (Отзвуки заокеанской командировки находим в романе «Ноктюрн пустоты», также полуреальном-полуфантастическом.)

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принес в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960). За ней вышли другие произведения.

Их было немало: «Тяпа, Борька и ракета» (1962), «Электроник – мальчик из чемодана» (1964), «Глоток солнца» (1967), «Железный Рыцарь на Луне» (1969), «Гум-Гам» (1970), «Рэсси – неуловимый друг» (1971), «Излучать свет» (1973), «Победитель невозможного» (1975), «Богатыри» (1976), «Миллион и один день каникул» (1979), «Ноктюрн пустоты» (1982), «Прасковья» (1983), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985), «Планета детей» (1985), «Избранное» в двух томах (1986), «Новые приключения Электроника» (1988).

Книги «Тяпа, Борька и ракета» и «Излучать свет» были написаны Велтистовым в соавторстве с женой и другом Мартой Петровной Барановой.

…Я помню, в какой атмосфере родился «Электроник – мальчик из чемодана» (первая и, на мой вкус, лучшая часть тетралогии). В конце 50-х – начале 60-х годов школьники начали учиться по насыщенным программам. Триумфальный полет Юрия Гагарина проложил путь в космос – казалось, мы всегда будем первыми.

Слово «кибернетика», восходящее к старинному греческому «управляю кораблем», порхало над кухонными столами московских коммуналок. На страницах газет спорили о судьбе поэзии в технический век. Поэт Борис Слуцкий написал, что физики в почете, а лирики, наоборот, в загоне и что это мировая закономерность.

Рьяные сторонники точных наук, так называемые технари, сводили роль искусства в будущем к жалкому минимуму. Интерес к научной фантастике распространился необычайно широко. Лем стал любимцем технарей.

Золотые весла литературных фантазий уводили читателя в такие дебри мироздания, какие действительно не снились предыдущим поколениям. Еще не было горького, поныне не растворившегося осадка от Чернобыльской катастрофы. Еще не знали, что плетемся в хвосте компьютерной революции.

И что не мы, а американцы вскоре высадятся на Луне. Пели с энтузиазмом: «На пыльных тропинках далеких планет…» Электронная эра переживала свой романтический период. Свою радужную юность.

Тут-то и был написан «Электроник – мальчик из чемодана».

Кстати, почему «из чемодана»?

Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни.

Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: “Здравствуй! Меня зовут Электроник…”». Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул.

Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.

А про воображаемого мальчика не забыл.

Сказка подчиняется общим законам искусства. Один из них формулируется примерно так: на яблоне могут расти серебряные яблоки, но никаких яблок не вырастишь на вербе. Вроде бы неопровержимо. Однако искусство для того и существует, чтобы опровергать собственные законы.

Бывает, что изображенное писателем вполне достоверно, похоже на реальную жизнь, а выглядит жалко, бескрыло и едва подсвечено убогой мыслью, какой-нибудь банальностью. Читать не хочется.

Чувствуя фальшь, читатель говорит, как режиссер бездарному актеру: «Не верю!» Это приговор.

В книге Велтистова странные, невероятные ситуации, в том числе пресловутые «яблоки на вербе», сменяют друг друга. И написаны повести про Электроника выразительно, ярко. Сюжет-шутку движет необычайное сходство мальчика-робота и ученика 7 класса «Б» Сережки Сыроежкина.

С самого начала приняв озорную условность, праздничную фантастичность сюжета, вживаешься в него и уже всему веришь: и лукавому профессору Громову, который предпочитает обычное такси вертолетам, и неслыханной Стране двух измерений, где все плоское: люди, дома, мячи, деревья… И другим чудесам.

Все это словно выдумано не писателем, а читателями – теми, кому адресовано. Теми, кто не может учиться, не озорничая.

Велтистов-фантаст обладал настоящим умением говорить о сложном просто. Способен был увидеть привычное (даже наскучившее) с новой стороны. Его перо одевало в плоть бесплотное. Превращало абстрактное в конкретное. Он, безусловно, «физик», а не «лирик». Симпатии его на стороне точных наук.

Но пренебрежения к «лирике» не разделял. Герои «Электроника» не страдают бездуховностью. Математик Таратар, рассказывая ученикам о процессе творческого открытия, привел в качестве примера… стихи Пушкина.

Поправил очки и прочел тихо, почти шепотом: «Я помню чудное мгновенье…» И в класс словно ворвался легкий ветерок, затуманил глаза.

Интересно, а этот математик выдуманный?

Оказывается, не совсем.

Работая над «Электроником», Велтистов не раз заглядывал в школу с математическим уклоном. Познакомился с заслуженным учителем. Звали его Исаак Яковлевич Танатар. На уроках он не обходился без шутки, ходил с ребятами в походы, выпускал с ними стенгазету «Программист-оптимист» с ребусами на «танатарском» языке формул. Дети, конечно же, называли его «Таратар». Так звучит фамилия и в повести.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=141665&p=10

«е. с. велтистов «приключения электроника»

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?

– Почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?

– Как вы считаете, Громов был жестоким чело-
веком?

– Почему Электроник сбежал от профессора?

– Каким вы представляете себе Электроника? Чем он похож на обычного мальчика?

– Кто и с какой целью создал Электроника?

– Почему профессор Громов решил создать еще одного робота – Электроничку?

– Какая цель была поставлена перед девочкой-
роботом?

– Вот мы сейчас и попробуем ответить на вопрос: «Что значит, быть настоящим человеком?». Выполнили ли свою главную задачу Электроник и Элечка или нет?

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы:

– Чем фантастический рассказ отличается
от сказки?

– Какие слова можно использовать в сказке, какие в фантастическом рассказе?

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Робот стремится стать человеком. Настоящим человеком во всех его проявлениях.

– Однажды, прогуливаясь по улицам и дворам, профессор Громов увидел на площадке трех девчонок. Они гоняли футбольный мяч, забивали по очереди голы и называли друг друга Элеками. Профессор подумал: «А чем хуже девчонки, если они хотят стать сильнее и бесстрашнее мальчишек? Девчонкам нужна Электроничка, которая будет дружить с ними». Он пошел в лабораторию и создал Электроничку.

– Такая же, как и перед Электроником. Изучить человека и постараться стать человеком.

Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы.

– Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, литературное

произведение такого характера; неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит.

– Фантастика – то, что основано на фантазии, на творческом воображении, художественном вымысле; жанр искусства, в произведениях которого описываются вымышленные, сверхъестественные события и явления; нечто невообразимое, неосуществимое, несбыточное.

– В сказке можно использовать такие слова: заклинание, волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.

– В фантастическом рассказе: роботы, машина времени, формула, ракета

Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания

Источник: https://multiurok.ru/files/e-s-veltistov-prikliucheniia-elektronika-1.html

Ссылка на основную публикацию