Краткое содержание володин пять вечеров точный пересказ сюжета за 5 минут

Пять вечеров

Краткое содержание Володин Пять вечеров точный пересказ сюжета за 5 минут

Ленинград. Вечер первый. В комнате сидят Зоя и Ильин. Зоя — продавщица в гастрономе. Ильин в Ленинграде в отпуске, живёт он где-то на Севере. Отпуск заканчивается — скоро уезжать.

Он рассказывает Зое, что в соседнем доме, над аптекой, жила его первая любовь, красавица, которую подруги звали Звезда. Он переписывался с нею всю войну, а потом перестал писать. Ильину хочется увидеть, какая она сейчас.

Он обещает Зое скоро вернуться, быстро собирается и идёт узнать — может, она ещё там живёт.

Комната Тамары. Она сначала никак не может вспомнить Ильина, только предъявленный им паспорт все объясняет. Тамара рассказывает ему, что работает мастером на «Красном треугольнике», что её работа интересная, ответственная, что живёт с племянником Славой. А сестры Люси нет — в блокаду умерла. Слава учится в технологическом, где до войны учился Ильин.

Ильин рассказывает, что работает главным инженером на химическом заводе в Подгорске. Это один из крупнейших заводов в Союзе. А здесь — в командировке. На три-четыре дня. Тамара предлагает ему пожить эти дни у них с условием, что тот никого сюда не будет водить. Ильин соглашается и уходит в маленькую комнату. Тамара ложится спать. В квартиру входят Катя и Слава.

Тамара делает им замечание, что уже полночь, что молоденьким девушкам нехорошо так себя вести, что Катя отвлекает Славу от занятий. Катя в ответ говорит, что двойки Слава получает не из-за неё, а из-за соседки Лидочки, с которой Слава поссорился и которая поэтому не даёт ему свои конспекты. Катя уходит.

Тамара пытается усовестить Славу, однако тот говорит, что насыщен теорией по горло. Входит Ильин и слушает. Славе неприятно это, поэтому он сразу же соглашается с Ильиным, что пора спать, и уходит в маленькую комнату с раскладушкой. Ильин рассказывает Славе их с Тамарой историю и обещает спустить со Славы семь шкур, если тот обидит при нем Тамару.

Он говорит, что намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь хотя бы на те дни, что проживёт здесь.

Продолжение после рекламы:

Вечер второй. Ильин, Слава и Катя убирают празднично всю квартиру к приходу Тамары. Пришедшей Тамаре сначала не нравится, что кто-то распоряжается в её доме без неё, однако потом она с удовольствием приглашает всех за стол — ужинать.

Когда Катя со Славой уходят, Тамара поёт под гитару песню, которую они с Ильиным пели много лет назад: «Миленький ты мой…» Неожиданно она говорит, что было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж. Ильин просит повторить, но Тамара не отвечает.

В комнате гаснет свет.

Вечер третий. Катя, которая работает на коммутаторе, слышит, как Ильин говорит Зое, что не сможет прийти. Действие переносится в комнату Тамары.

Ильин собирается уезжать и зовёт Тамару ехать с ним, правда, не в Подгорск, а на Север, где думает устроиться шофёром, бросив своё инженерство. Тамара не понимает, для чего ему бросать все и ехать на Север, и отказывается от приглашения.

Ильин отправляет её в магазин под предлогом покупки ему еды на дорогу, а сам уезжает, не простившись. Слава запрещает Тамаре догнать ушедшего Ильина. Он не хочет, чтобы Тамара унижалась.

Вечер четвёртый. Комната Тимофеева, друга Ильина. Тамара ищет здесь Ильина. Услышав её голос, тот просит Тимофеева не выдавать его и прячется. Тимофеев говорит Тамаре, что давно не видел Ильина. В это время Тимофееву звонят с химкомбината, из Подгорска.

Тамара узнает, что Ильин сказал ей неправду о своей жизни, присвоив биографию Тимофеева, что на самом деле он шофёр на Севере. Тимофеев считает Ильина безалаберным, но Тамара горячо его защищает. Она оставляет свой адрес для Ильина и уходит.

Тимофеев советует Ильину догнать Тамару и молить её о прощении. Для Ильина это исключено. Он уходит.

Вечер пятый. Катя рассказывает переживающей Тамаре о существовании Зои. Тамара решает поискать Ильина там. Однако Ильин с Зоей расстался. Тамара не застаёт его. Зоя оскорбительно с ней разговаривает, и Тамара уходит, так ничего и не добившись.

Катя разыскивает на вокзале Ильина. Ильин хочет напиться перед отъездом. Катя пытается ему помешать, потом начинает пить вместе с ним. Катя рассказывает ему о Славе, Ильин ей — о Тамаре, о том, как она его провожала на фронт, наконец рассказывает всю правду о себе.

В это время Тамара рассказывает Славе ту же историю об их прощании. Приходит Катя. Она пьяна. Отдаёт Славе тетрадь конспектов, которую она для него переписала за одну ночь. Тамара укладывает её на кровать. Приходит Тимофеев. Он ищет Ильина. Берётся починить перегоревший рефлектор. Тут возвращается Ильин.

Он говорит, что он не неудачник, что он полезен для общества, что он свободный и счастливый человек. Тамара говорит ему, что она все знает и что она гордится им. Напоминает Ильину, что тот звал её с собой на Север. Теперь она согласна ехать. Ильин целует ей руки и обещает, что она никогда об этом не пожалеет.

Тамара, то ли радуясь, то ли страшась за своё счастье, вслух желает, чтобы не было войны.

Источник: https://briefly.ru/volodin/pjat_vecherov/

Краткое содержание: Пять вечеров

События первого вечера. Приехавший отдохнуть в Ленинград откуда-то с севера, Ильин, находится в одной комнате с Зоей. Она работает продавщицей в гастрономе. Отпуск подходит к концу. В беседе Ильин рассказал о своей первой большой любви к красивой девушке, с необычным именем Звезда, так её звали подруги.

С ней в военные годы поддерживал связь письмами, но как-то все оборвалось. Сказал, что жила она по соседству, в доме с аптекой. Его очень интересовало, какая она стала, хотел бы с ней встретиться. Не откладывая решил сходить поинтересоваться, что если она до сих пор там же проживает.

Сказав Зое, что быстро придет, ушел.

Описываются события в комнате Тамары. Состоялась встреча, но ей не удаётся понять кто этот человек, стоящий перед ней, не помнит, но посмотрев паспорт Ильина, признает. Общаются, Тамара говорит о потерянной сестре, умершей, когда была война, рассказывает о племяннике, проживает с ней, затем, где и кем на работает.

Сказала, что местом довольна,. Её племянник Слава учится там же, где получал образование Ильин, в технологическом.
Ильин говорит о своей жизни, как трудился на химическом заводе в городе Подгорске – в Советском Союзе по масштабу он среди крупнейших, был там главным инженером. Сюда прибыл по работе на несколько дней.

Тамара говорит Ильину, что он может эти дни жить у них, но не должен никого приводить в дом. Он принимает условия. Тамара легла, но в этот момент появляется Слава c Катериной, Тамара сердито им высказывает о позднем времени, указала на то, что молодым девушкам неприлично так поздно гулять и что она мешает Славе в учебе.

Защищаясь, девушка указывает на истинную причину неудовлетворительных оценок парня, причиной которых является девушка, живущая по соседству, по имени Лидочка, которая не поделилась конспектом со Славой, из – за их ссоры. Затем уходит. Тамара взывает к совести парня, но он не желает ничего слушать, так как надоели поучения.

Появившийся Ильин вникает в разговор. Парню не нравится присутствие при этом разговоре Ильина, Слава не спорит с ним, и тут же идет в маленькую комнату. Между парнем и Ильиным состоялся разговор. Ильин говорит о Тамаре, об их прошлом, предупреждает парня, не сметь обижать её, иначе спросит с него за это.

Объясняет, что хочет подарить Тамаре немного счастья, по крайней мере, пока он здесь.

События второго вечера. Катерина, Слава и Ильин занимаются уборкой в квартире, готовятся к визиту Тамары. Появившись, она оказалась недовольна, тем, что в её отсутствие у неё в квартире хозяйничали. Все же, с радостью зовет присутствующих на ужин к столу. Катя и Слава ушли, оставив наедине Ильина и Тамару.

Она напевает под звуки гитары общую песню из их прошлого. Спев слова: «Миленький ты мой…», вдруг сказала, как плохо, если бы она стала чьей-то женой. Он хотел, чтобы она повторила, но она ничего не сказала. В этот момент потух свет. События третьего вечера. Катерина занята работой. Ильин сообщает Зое, что не придет, а Катя это услышала.

Далее описываются события, происходящие в комнате Тамары. Ему пора ехать он готовится в путь и предлагает Тамаре поехать вместе. Он обдумывает возможность переехать жить на Север, работая водителем, бросив работу на заводе . Но Тамара не приняла предложение и не поняла, зачем отказываться от всего и переезжать.

Затем она по просьбе Ильина идет в магазин, купить ему еды с собой, но не дожидается её возвращения, не попрощавшись, уезжает. Тамара хочет его догнать, но Слава, не желая её унижений, запрещает следовать за ним.

События четвертого вечера. Тамара пришла искать Ильина к его другу, Тимофееву.

Он действительно тут, но прячется от неё, другу сказал не говорить ей, что он здесь. Тимофеев, как просил его Ильин, не выдал его, сказав, что долгое время с Ильиным не виделись.

Тамаре становится известно, что Ильин живет на Севере и работает там водителем, а на заводе работает Тимофеев, считающий Ильина халатным, все же, Тамара горит желанием найти его. Уходя, на всякий случай дает свой адрес. Тимофеев говорит другу идти за Тамарой и просить простить его, но Ильин против. Потом уходит.

События пятого вечера. Катерина говорит Тамаре о Зое, узнав это, она собирается искать его у неё. Между Зоей и Ильиным все кончено. Тамаре не удается его застать. Между Зоей и Тамарой происходит неприятный разговор, в котором Зоя оскорбляет её. Ничего не узнав, Тамара ушла.

Ильин на вокзале, он хочет перед своим рейсом напиться, но в этот момент его находит Катерина. Она начинает ему мешать пить, но у неё не получается и они уже пьют вдвоем. Катерина говорит о Славе, а Ильин рассказывает о Тамаре, как они прощались, когда он отправлялся на фронт, и рассказывает настоящую правду своей жизни.

Тем временем Слава от Тамары узнаёт ту же самую историю, как она прощалась с Ильиным перед его отправкой на фронт. Появляется пьяная Катерина. Вручает парню тетрадку, в которую всю ночь переписывала для него лекции. Тамара укладывает девушку спать. В поисках Ильина приходит Тимофеев. Занялся починкой сломанного рефлектора.

В этот момент приходит Ильин. Заявляет о своей независимости, говорит, что всем доволен. Тамара говорит, что все знает, что испытывает чувство гордости за него. Намекает о недавнем предложении вместе ехать жить на Север, сказала что согласна. Радостный Ильин принялся целовать её, приговаривая, как она будет счастлива и не пожалеет.

Тамара озаботившись своим счастьем, пожелала вслух, чтобы не было войны.

Краткое описание пьесы «Пять вечеров» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Пять вечеров». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/volodin/pyat-becherov/

Александ Володин – Пять вечеров

Александ Моисеевич Володин

Пять вечеров

Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов. Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро.

Зима, по вечерам валит снег. Он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в парадном, о прошлых зимах…

На просцениуме освещена маленькая тахта. На ней сидят Зоя и Ильин. Между ними – раскрытый патефон, вертится пластинка. Вот мелодия кончилась. Зоя сняла мембрану.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов поднятая целина точный пересказ сюжета за 5 минут

Зоя. Нет, это безумие, что я так себя веду. Только прошу, не истолкуй мое поведение как вообще легкую доступность ко мне.

Ильин. Ладно.

Зоя. Что – ладно?

Ильин. Не истолкую.

Зоя. Вредный, ты – это другое дело. (Пауза). А правда, как у нас все быстро произошло. Всего неделю назад мы еще друг друга не знали. И – вдруг. Прямо не верится. Правда, я какая-то безумная. Ты меня, наверно, презираешь.

Ильин. Что ты, наоборот.

Зоя(показывает Ильину журнал мод). Скажи, а такая женщина тебе нравится?

Ильин. Ничего.

Зоя. Эту манекенщицу больше всех снимают. Вот здесь она хорошая. А здесь плохая. А эту в последних журналах совсем перестали показывать, наверно, поругалась. А может быть, замуж вышла за обеспеченного. Одной-то вообще жить лучше. Мужчине надо то носки покупать, то мясо, то четвертинку. Вот, скажи, что такое любовь?

Ильин. Неизвестно.

Зоя. Любовь… это электрический ток.

Ильин. Очень может быть.

Зоя. Не может быть, а точно. У тебя когда отпуск кончается?

Ильин. Скоро – ту-ту!… Сколько я здесь не был, лет семнадцать? И вот интересно: какая-то вывеска, или афишная тумба, или аптека на углу – все точно такое же, как и прежде. Над этой аптекой моя первая любовь жила. Я у них до войны комнату снимал.

Зоя. Правда? Ой, как интересно! Расскажи про свою первую любовь. Я люблю, когда рассказывают про свою первую любовь…

Ильин. Она красавица была, теперь таких нет. Звезда. Ее подруги так и звали: «Звезда».

Зоя. Ну, я тоже не в последних ходила. Вообще я молоденькая – прелестная была. За мной такой человек ухаживал! Только он был пожилой. Мать меня взяла и отговорила. Тогда я сама за него мою подругу сосватала. Недавно ее встретила. Одета!… А ведь это могла быть я.

Ильин. А я бы, пожалуй, сейчас зашел.

Зоя. Куда?

Ильин. А к ней.

3оя. А я ее на дуэль вызову.

Ильин. Всю войну с ней переписывались. Издать – целый том.

Зоя. Что же вы тогда расстались, если она такая звезда?

Ильин. Не удовлетворил высоким идеалам.

Зоя. Значит, отставку получил?

Ильин. Нет, по собственному желанию. Причем все заочно, в письменном виде.

Зоя. Жалко, я разговаривать не умею, со мной скучно.

Ильин. Как же не умеешь, вон сколько наговорила.

3оя. С тобой – другое дело. Вот ответь мне на такой вопрос. Девушка встретила человека. Он в нее влюбился до беспамятства. Она хочет пройти с ним рядом всю жизнь. А он вдруг – раз! – бросил ее. Тогда она другого встретила.

Уже не совсем то, но все-таки привыкла к нему и тоже хочет с ним вместе пройти жизнь. А он – хлоп! – опять то же самое, ушел. А ей семью хочется, ведь женщина! И она уже не так верит в себя. «В чем дело, чего у меня не хватает?» И с третьим она уже теряет гордость, почти навязывается.

А про нее говорят: «Какая распущенная…» Ничего не слышишь, что я говорю. В одно ухо влетает, в другое вылетает.

Ильин. Почему же, я слышу. Просто я думаю о том, что ты сказала.

Зоя. Что же надумал?

Ильин. Это все верно, Зоенька, это бывает. Печальная история.

Зоя. Конечно, печальная.

Ильин(глядя в окно). Вот это был наш собственный переулок. Наш персональный кинотеатр. И наше личное небо. Какое небо, а? Зима, ночь, а оно синее, хоть ты разорвись! Нет, опасно возвращаться на те места, где ты был счастлив в девятнадцать лет! «Где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил».

Зоя. Интересно, какая она теперь – звезда?

Ильин. А знаешь, сейчас еще не поздно: что если взять да и правда сходить! Может, она еще здесь живет?

Зоя. Ну, Саша, ты слишком злоупотребляешь моим отношением к тебе.

Ильин(потрепал ее по волосам). Что ты, Зоенька.

Ильин сидит задумавшись. Потом встает, надевает пальто.

Зоя. Вон что! Все ясно.

Ильин. Я скоро вернусь. Схожу и приду. (Уходит.)

3оя. Я тебе вернусь! Так с лестницы шугану… Я тебе вернусь!…

Свет гаснет.

Комнаты Тамары: одна побольше, другая поменьше. Впоследствии действие происходит то в одной, то в другой, то в обеих комнатах одновременно.

Тамара одна, сидит за столом и накручивает волосы на бигуди. Позвонили в дверь. Тамара продолжает заниматься своим делом, потому что никого не ждет. Позвонили еще раз. Слышно, как открыли наружную дверь. Кто-то постучал в комнату.

Тамара(встревожилась, подошла к двери). Кто там?

Голос Ильина. Тамара Васильевна?

Тамара. В чем дело?

Голос Ильина(дурашливо измененный). У вас комната сдается?

Тамара. Какая комната – двенадцать часов!

Голос Ильина(подражая телефонному диктору). Двадцать два часа тридцать три минуты!

Тамара. Выйдите отсюда и хорошенько захлопните за собой дверь.

В прихожей тихо.

Что вы там делаете?

Голос Ильина. Я возле вешалки прилягу. Только утром вы дверь сразу не открывайте, потихоньку.

В прихожей что-то упало.

Тамара. Что это?

Голос Ильина. Корыто.

Тамара. Повесьте его обратно.

Голос Ильина. Повесил.

Тамара. Послушайте, что вам надо? Кто вы такой?

В дверную щель просовывается паспорт.

Не нужен мне ваш паспорт. (Все же взяла, раскрыла. И – вспомнила. Присела на стул тут же, у двери. Потом, забыв вытащить бигуди, молча открыла дверь. Смотрит на Ильина так недоверчиво и жалобно, что Ильин рассмеялся. Да и Гулаг был, но это отдельный разговор. Шагнул к ней и, несмотря на некоторое сопротивление, поцеловал в щеку.)

Источник: https://libking.ru/books/poetry-/dramaturgy/180702-aleksand-volodin-pyat-vecherov.html

Пять вечеров (пьеса)

драма

Автор:

А. М. Володин Язык оригинала:

русский Дата написания:

1959

«Пять вечеров» — пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году. Начиная с того же года пьеса постоянно ставится в театрах, а в 1978 году она была экранизирована.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Сюжет
  • 4 Художественные особенности и толкования
  • 5 Сценическая судьба
    • 5.1 «Пять вечеров» в БДТ
    • 5.2 «Пять вечеров» в «Современнике»
    • 5.3 Другие известные постановки
    • 5.4 Фестиваль
  • 6 Экранизации
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История создания

В 1954 году Александр Володин выпустил небольшой сборник рассказов, и, как отмечал впоследствии С. Владимиров, почти весь сюжетный материал его пьес был уже заготовлен в этом раннем сбонике; так, рассказ «Пятнадцать лет жизни» предвосхищал пьесу «Пять вечеров».

В этом рассказе к больному герою, по фамилии Ильин, приходила его давняя и забытая любовь; они произносили всего несколько фраз, старательно обходя главное, и в конце концов Ильин притворялся спящим; но после ухода женщины он начинал вспоминать прошлое и осознавал, что жизнь растрачена впустую. Ильин в рассказе, как и в будущей пьесе, принадлежал к тому же поколению, что и сам автор, учился до войны в Технологическом институте и по призванию был химиком; на этом, однако, сходство заканчивалось: в пьесе Володин наделил своего героя иным характером и иной, хотя и недостаточно ясной судьбой.

Володина-прозаика критики похвалили за то, что он «с увлечением пишет о повседневных, будничных делах людей самых скромных рядовых специальностей»; но то, что было хорошо для рассказов, оказалось плохо для драматургии.

Первая пьеса Александра Володина, написанная в 1955 году «Фабричная девчонка», годом позже поставленная в Ставропольском театре, а затем и в 1957 в Центральном театре Советской Армии в Москве, подверглась жестокой критике на страницах журнала «Театральная жизнь».

В этой пьесе, как и в последующих, Володин, по словам А.

Смелянского, привёл на сцену новых героев — ничем не примечательных людей, которых в советское искусство «дальше передней тридцать лет не пускали»: им была отведена глухая периферия советской драмы, роль безликого хора, имеющего право лишь одобрять мудрость власти.

Но пьеса нашла и немало сторонников; благодаря острой дискусси в журнале «Театр», не в последнюю очередь, на начинающего драматурга обратили внимание такие режиссёры, как Георгий Товстоногов и Олег Ефремов, и новую свою пьесу, «Пять вечеров», написанную в 1958 году, Володин был приглашён читать труппе Большого драматического театра. «Через каждые пять минут, — вспоминала Зинаида Шарко, — он останавливался и говорил: „Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!“ Вот так он прочел всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано».

Художественному совету театра пьеса не понравилась, но, как говорил Вл. Немирович-Данченко, «никто не знает, какая пьеса хорошая, какая плохая, пока она не поставлена», — спектакль, поставленный Товстоноговым, стал настоящим событием театральной жизни.

В 1959 году он вызвал такую же острую полемику, как и «Фабричная девчонка», — при этом критики не разделяли театр и драматурга, обоих обвиняли в «мелкотемье», «узком бытописательстве», «натуралистическом приземлении героев», — и тем не менее «Пять вечеров», которым противники предрекали короткую жизнь и бесславную смерть, оказались самой репертуарной пьесой Володина, режиссёры вновь и вновь обращаются к ней и в XXI веке.

Действующие лица

  • Ильин
  • Тамара
  • Слава
  • Катя
  • Зоя
  • Тимофеев

Сюжет

Середина 50-х годов. После 17-летнего отсутствия Ильин возвращается в родной Ленинград; из окна квартиры своей приятельницы Зои он видит дом, в котором когда-то снимал комнату, и вспоминает девушку, которую любил в молодости, Тамару.

Вдвоём со взрослым племянником Славиком Тамара живёт всё в той же коммунальной квартире, в которой снимал комнату Ильин.

Нежданного гостя она встречает недоверчиво, его многолетнее отсутствие ей непонятно, — не найдя счастья в личной жизни, Тамара ищет его в труде и в общественной работе и с гордостью сообщает Ильину о своих достижениях в качестве мастера цеха.

Он, учившийся до войны в Технологическом институте, в свою очередь, представляется главным инженером крупного химического комбината.

Постепенно Тамара оттаивает; но Ильин не решается признаться ей в том, что он — простой шофёр, работающий на Севере, и что жизнь его на самом деле не сложилась.

Он прячется от Тамары у своего старого институтского друга Тимофеева, от которого Тамара и узнаёт, что главным инженером крупного химического комбината в действительности является Тимофеев.

Для Тамары это уже совершенно неважно, но Ильин «от позора» спешит покинуть Ленинград. В судьбу «отцов» вмешиваются «дети»: в привокзальном ресторане Ильина находит подруга Славика, Катя.

Художественные особенности и толкования

Сценическая судьба

«Пять вечеров» в БДТ

Тамара — Зинаида Шарко, Ильин — Ефим Копелян, Большой драматический театр, 1959 год

Читайте также:  Краткое содержание твардовский страна муравия точный пересказ сюжета за 5 минут

Первую постановку пьесы осуществил Георгий Товстоногов в Большом драматическом театре им. М. Горького; премьера состоялась 6 марта 1959 года. «Простой володинской истории, — пишет А.

Смелянский, — Товстоногов поставил историческое дыхание». Странные володинские ремарки режиссёр читал в спектакле по радио, чтобы передать зрителям, как пишет критик, природу новой «бытовой драмы».

Он создал спектакль об «оттепели» — «о том, как к окаменевшим людям возвращается чувство», о том, как советский человек возвращается к самому себе и становится просто человеком, освобождается от шелухи заученных интонаций и привычных социальных ролей.

Едва ли не кульминацией спектакля стала бесхитростная песенка главной героини «Миленький ты мой, возьми меня с собой»; её горький смысл — в те времена, когда из небытия возвращались давно исчезнувшие люди, — был внятен даже тем, кто не расслышал политический подтекст спектакля.

«Нам открылось тогда, — писал десятилетия спустя Вадим Гаевский, — что души человеческие, полузамёрзшие в долгой и холодной ночи, всё ещё живы и старая песня ещё жива, и вот этим открытием был полон спекталь, был им бесконечно взволнован, а потому и волновал тоже бесконечно».

Анатолий Эфрос вспоминал, как москвичи ездили в Ленинград, специально чтобы посмотреть «Пять вечеров», хотя по возвращении не все рассказывали о нём с восторженностью, иные — с негодованием.

Для Эфроса это негодование оставалось непостижимым и много лет спустя; по поводу исполнителей главных ролей, Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна, он писал: «Это было настоящее тонкое психологическое искусство.

Это было прекрасное искусство актеров того направления, которое называется искусством переживания.

Это была режиссура, в которой я ощутил истинное продолжение заветов Станиславского… За простенькими разговорами в каждой сцене скрывалась такая боль, такая тоска или такая радость, что невозможно было оставаться спокойным». Сам драматург говорил впоследствии, что его Тамару создала Шарко, открывшая в героине и в пьесе в целом нечто такое значительное, чего он и сам не подозревал.

«Пять вечеров» стали одним из тех спектаклей, которые, по словам А. Смелянского, «непререкаемо возвели Товстоногова и его театр в ранг первой сцены страны».

«Пять вечеров» в «Современнике»

В том же году пьесу поставил в «Современнике» Олег Ефремов, сыгравший в ней Ильина. Но, в отличие от ленинградского, московский спекталь автору не понравился.

«Мы попытались решить пьесу как сказку, — рассказывал Ефремов, — сделали голубые декорации, все было искренне, благородно, красиво… а автор нашего спектакля не принял и с присущей ему прямотой заявил, что не писал этой пошлятины».

Не все были столь же категоричный в оценке спектакля. И много лет спустя своё 50-летие театр отметил новой постановкой «Пяти вечеров».

Другие известные постановки

  • 1959 — Большой драматический театр им. М. Горького. Постановка Георгия Товстоногова; художник В. Л. Степанов; музыкальное оформление Н. Я. Любарского. Роли исполняли: Тамара — Зинаида Шарко, Ильин — Ефим Копелян, Слава — Кирилл Лавров, Катя — Людмила Макарова, Тимофеев — Всеволод Кузнецов. Премьера состоялась 6 марта
  • 1959 — «Современник». Постановка Олега Ефремова. Роли исполняли: Тамара — Лилия Толмачёва, Ильин — О. Ефремов, Инженер — Евгений Евстигнеев
  • 1959 — Рижский театр русской драмы. Постановка Ю. Сергеева. Роли исполняли: Тамара — Е. Крылова, Ильин — А. Гай, Слава — П. Горин, Катя — О. Ларкина
  • 1997 — Московский драматический театр на Малой Бронной. Постановка Сергея Женовача. Роли исполняли: Катя — Мария Глазкова
  • 2001 — Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева. Постановка Сергея Арцибашева. В роли Ильина — С. Арцибашев
  • 2003 — Новосибирский городской драматический театр п/р С. Афанасьева. Режиссёр Сергей Афанасьев. В главных ролях Ирина Денисова и Николай Соловьёв.
  • 2004 — Камерный Драматический театр (Вологда). Постановка Яков Рубин
  • 2005 — Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке. Постановка Ирины Зубжицкой. В ролях: Тамара — Регина Щукина, Ильин — Леонид Осокин, Слава — Василий Гузов, Катя — Ольга Медынич
  • 2006 — «Современник». Постановка Александра Огарёва. В ролях: Тамара — Елена Яковлева, Ильин — Сергей Гармаш,
  • 2006 — Приморский краевой академический драматический театр имени Горького. Постановка Ефима Звеняцкого
  • Антрепризная постановка Ольги Анохиной. В ролях: Тамара — Лариса Гузеева, Ильин — Александр Дедюшко и Евгений Сидихин, Слава — Александр Голубев и Иван Жидков, Тимофеев — Владимир Горюшин, Катя — Татьяна Арнтгольц
  • Драматический театр Братска. Постановка Олега Кравзе
  • 2009 — Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова. Постановка Ольги Харитоновой, Тамара — Алиса Зыкина, Ильин — Юрий Кудинов, Тимофеев — Игорь Баголей
  • 2009 — Новый Рижский театр (на латышском языке). Постановка Мара Кимеле.
  • 2011 — Русский театр Эстонии. Постановка Александра Кладько. Ильин — Александр Ивашкевич, Тамара — Лариса Саванкова.
  • 2011 — Мастерская Петра Фоменко. Постановка Виктора Рыжакова. Ильин — Игорь Гордин, Тамара — Полина Агуреева.
  • 2013 — Ленком. Постановка Андрея Прикотенко. Тамара — Олеся Железняк, Ильин — Андрей Соколов.

Фестиваль

Основанный в Санкт-Петербурге в 2004 году Всероссийский театральный фестиваль, посвящённый памяти драматурга, получил название «Пять вечеров».

Экранизации

В 1978 году Никита Михалков снял по пьесе одноимённый фильм.

Примечания

  1. Александр Володин в энциклопедии «Кругосвет»
  2. 1 2 Владимиров С. В. А. М. Володин // Владимиров С. В. Драма. Режиссер. Спектакль / Сост. Н. Б. Владимирова.. — Л.: Искусство, 1976. — С. 64—65.
  3. Владимиров С. В. А. М. Володин // Владимиров С. В. Драма. Режиссер. Спектакль / Сост. Н. Б. Владимирова.. — Л.: Искусство, 1976. — С. 68, 82—83.
  4. 1 2 3 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — С. 53—54. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  5. 1 2 Дмитревская М. С любимыми не рассиавайтесь! // Петербургский театральный журнал. — СПб, 2006. — № 2 (44).

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-211599.html

Краткие содержания произведений – александр володин – пять вечеров

александр володин – пять вечеров

Действие происходит в Ленинграде.Вечер первый. В комнате сидят Зоя и Ильин. Зоя — продавщица в гастрономе. Ильин в Ленинграде вотпуске, живет он где-то на Севере. Отпуск заканчивается — скоро уезжать. Он рассказывает Зое, чтов соседнем доме, над аптекой, жила его первая любовь, красавица, которую подруги звали Звезда. Онпереписывался с нею всю войну, а потом перестал писать.

Ильину хочется увидеть, какая она сейчас.

Он обещает Зое скоро вернуться, быстро собирается и идет узнать — может, она еще там живет.Комната Тамары. Она сначала никак не может вспомнить Ильина, только предъявленный им паспорт всеобъясняет.

Тамара рассказывает ему, что работает мастером на «Красном треугольнике», что еёработа интересная, ответственная, что живет с племянником Славой. А сестры Люси нет — в блокадуумерла. Слава учится в технологическом, где до войны учился Ильин.Ильин рассказывает, что работает главным инженером на химическом заводе в Подгорске. Это один изкрупнейших заводов в Союзе.

А здесь — в командировке. На три-четыре дня. Тамара предлагает емупожить эти дни у них с условием, что тот никого сюда не будет водить. Ильин соглашается и уходит вмаленькую комнату. Тамара ложится спать. В квартиру входят Катя и Слава. Тамара делает имзамечание, что уже полночь, что молоденьким девушкам нехорошо так себя вести, что Катя отвлекаетСлаву от занятий.

Катя в ответ говорит, что двойки Слава получает не из-за нее, а из-за соседкиЛидочки, с которой Слава поссорился и которая поэтому не дает ему свои конспекты. Катя уходит.

Тамара пытается усовестить Славу, однако тот говорит, что насыщен теорией по горло. Входит Ильин ислушает. Славе неприятно это, поэтому он сразу же соглашается с Ильиным, что пора спать, и уходит вмаленькую комнату с раскладушкой.

Ильин рассказывает Славе их с Тамарой историю и обещаетспустить со Славы семь шкур, если тот обидит при нем Тамару. Он говорит, что намерен обеспечитьэтой женщине счастливую жизнь хотя бы на те дни, что проживет здесь.Вечер второй. Ильин, Слава и Катя убирают празднично всю квартиру к приходу Тамары.

ПришедшейТамаре сначала не нравится, что кто-то распоряжается в её доме без нее, однако потом она судовольствием приглашает всех за стол — ужинать.

Когда Катя со Славой уходят, Тамара поет подгитару песню, которую они с Ильиным пели много лет назад: «Миленький ты мой…» Неожиданно онаговорит, что было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж. Ильин просит повторить, ноТамара не отвечает. В комнате гаснет свет.Вечер третий.

Катя, которая работает на коммутаторе, слышит, как Ильин говорит Зое, что не сможетприйти. Действие переносится в комнату Тамары. Ильин собирается уезжать и зовет Тамару ехать сним, правда, не в Подгорск, а на Север, где думает устроиться шофером, бросив свое инженерство.

Тамара не понимает, для чего ему бросать все и ехать на Север, и отказывается от приглашения. Ильинотправляет её в магазин под предлогом покупки ему еды на дорогу, а сам уезжает, не простившись.

Слава запрещает Тамаре догнать ушедшего Ильина. Он не хочет, чтобы Тамара унижалась.Вечер четвертый. Комната Тимофеева, друга Ильина. Тамара ищет здесь Ильина. Услышав её голос, тотпросит Тимофеева не выдавать его и прячется.

Тимофеев говорит Тамаре, что давно не видел Ильина. Вэто время Тимофееву звонят с химкомбината, из Подгорска.

Тамара узнает, что Ильин сказал ейнеправду о своей жизни, присвоив биографию Тимофеева, что на самом деле он шофер на Севере.

Тимофеев считает Ильина безалаберным, но Тамара горячо его защищает. Она оставляет свой адрес дляИльина и уходит. Тимофеев советует Ильину догнать Тамару и молить её о прощении. Для Ильина этоисключено. Он уходит.Вечер пятый.

Катя рассказывает переживающей Тамаре о существовании Зои. Тамара решает поискатьИльина там. Однако Ильин с Зоей расстался. Тамара не застает его. Зоя оскорбительно с нейразговаривает, и Тамара уходит, так ничего и не добившись.Катя разыскивает на вокзале Ильина.

Ильин хочет напиться перед отъездом. Катя пытается емупомешать, потом начинает пить вместе с ним. Катя рассказывает ему о Славе, Ильин ей — о Тамаре, отом, как она его провожала на фронт, наконец рассказывает всю правду о себе.

В это время Тамара рассказывает Славе ту же историю об их прощании. Приходит Катя. Она пьяна.

Отдает Славе тетрадь конспектов, которую она для него переписала за одну ночь. Тамара укладываетеё на кровать. Приходит Тимофеев. Он ищет Ильина. Берется починить перегоревший рефлектор. Тутвозвращается Ильин. Он говорит, что он не неудачник, что он полезен для общества, что он свободный исчастливый человек. Тамара говорит ему, что она все знает и что она гордится им. Напоминает Ильину,

что тот звал её с собой на Север. Теперь она согласна ехать. Ильин целует ей руки и обещает, что онаникогда об этом не пожалеет. Тамара, то ли радуясь, то ли страшась за свое счастье, вслух желает,

чтобы не было войны.

См. также:

Бернард Шоу Дом, Где Разбиваются Сердца, Михаил Булгаков Дьяволиада, Е А Баратынский Бал, Чарльз Диккенс Жизнь Дэвида Копперфилда, Рассказанная Им Самим, Диккенс Ч Жизнь Дэвида Копперфилда, Джон Апдайк Кентавр

Источник: http://www.terminy.info/literature/summary-of-works/aleksandr-volodin-pyat-vecherov

Изложение сюжета – Пять вечеров. Пьеса

Вечер первый. В комнате сидят Зоя и Ильин. Зоя – продавщица в гастрономе. Ильин в Ленинграде в отпуске, живет он где-то на Севере. Отпуск заканчивается – скоро уезжать.

Читайте также:  Краткое содержание айтматов и дольше века длится день точный пересказ сюжета за 5 минут

Он рассказывает Зое, что в соседнем доме, над аптекой, жила его первая любовь, красавица, которую подруги звали Звезда. Он переписывался с нею всю войну, а потом перестал писать. Ильину хочется увидеть, какая она сейчас.

Он обещает Зое скоро вернуться, быстро собирается и идет узнать – может, она еще там живет.

Комната Тамары. Она сначала никак не может вспомнить Ильина, только предъявленный им паспорт все объясняет. Тамара рассказывает ему, что работает мастером на «Красном треугольнике», что ее работа интересная, ответственная, что живет с племянником Славой. А сестры Люси нет – в блокаду умерла. Слава учится в технологическом, где до войны учился Ильин.

Ильин рассказывает, что работает главным инженером на химическом заводе в Подгорске. Это один из крупнейших заводов в Союзе. А здесь – в командировке. На три-четыре дня. Тамара предлагает ему пожить эти дни у них с условием, что тот никого сюда не будет

В квартиру входят Катя и Слава. Тамара делает им замечание, что уже полночь,

что молоденьким девушкам нехорошо так себя вести, что Катя отвлекает Славу от занятий. Катя в ответ говорит, что двойки Слава получает не из-за нее, а из-за соседки Лидочки, с которой Слава поссорился и которая поэтому не дает ему свои конспекты. Катя уходит. Тамара пытается усовестить Славу, однако тот говорит, что насыщен теорией по горло.

Входит Ильин и слушает. Славе неприятно это, поэтому он сразу же соглашается с Ильиным, что пора спать, и уходит в маленькую комнату с раскладушкой. Ильин рассказывает Славе их с Тамарой историю и обещает спустить со Славы семь шкур, если тот обидит при нем Тамару.

Он говорит, что намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь хотя бы на те дни, что проживет здесь.

Вечер второй. Ильин, Слава и Катя убирают празднично всю квартиру к приходу Тамары. Пришедшей Тамаре сначала не нравится, что кто-то распоряжается в ее доме без нее, однако потом она с удовольствием приглашает всех за стол – ужинать.

Когда Катя со Славой уходят, Тамара поет под гитару песню, которую они с Ильиным пели много лет назад: «Миленький ты мой…» Неожиданно она говорит, что было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж. Ильин просит повторить, но Тамара не отвечает.

В комнате гаснет свет.

Вечер третий. Катя, которая работает на коммутаторе, слышит, как Ильин говорит Зое, что не сможет прийти. Действие переносится в комнату Тамары.

Ильин собирается уезжать и зовет Тамару ехать с ним, правда, не в Подгорск, а на Север, где думает устроиться шофером, бросив свое инженерство. Тамара не понимает, для чего ему бросать все и ехать на Север, и отказывается от приглашения.

Ильин отправляет ее в магазин под предлогом покупки ему еды на дорогу, а сам уезжает, не простившись. Слава запрещает Тамаре догнать ушедшего Ильина. Он не хочет, чтобы Тамара унижалась.

Вечер четвертый. Комната Тимофеева, друга Ильина. Тамара ищет здесь Ильина. Услышав ее голос, тот просит Тимофеева не выдавать его и прячется. Тимофеев говорит Тамаре, что давно не видел Ильина.

В это время Тимофееву звонят с химкомбината, из Подгорска. Тамара узнает, что Ильин сказал ей неправду о своей жизни, присвоив биографию Тимофеева, что на самом деле он шофер на Севере.

Тимофеев считает Ильина безалаберным, но Тамара горячо его защищает.

Она оставляет свой адрес для Ильина и уходит. Тимофеев советует Ильину догнать Тамару и молить ее о прощении. Для Ильина это исключено. Он уходит.

ечер пятый. Катя рассказывает переживающей Тамаре о существовании Зои. Тамара решает поискать Ильина там. Однако Ильин с Зоей расстался. Тамара не застает его. Зоя оскорбительно с ней разговаривает, и Тамара уходит, так ничего и не добившись.

Катя разыскивает на вокзале Ильина. Ильин хочет напиться перед отъездом. Катя пытается ему помешать, потом начинает пить вместе с ним. Катя рассказывает ему о Славе, Ильин ей – о Тамаре, о том, как она его провожала на фронт, наконец рассказывает всю правду о себе.

В это время Тамара рассказывает Славе ту же историю об их прощании. Приходит Катя. Она пьяна. Отдает Славе тетрадь конспектов, которую она для него переписала за одну ночь. Тамара укладывает ее на кровать. Приходит Тимофеев. Он ищет Ильина. Берется починить перегоревший рефлектор. Тут возвращается Ильин.

Он говорит, что он не неудачник, что он полезен для общества, что он свободный и счастливый человек. Тамара говорит ему, что она все знает и что она гордится им. Напоминает Ильину, что тот звал ее с собой на Север. Теперь она согласна ехать. Ильин целует ей руки и обещает, что она никогда об этом не пожалеет.

Тамара, то ли радуясь, то ли страшась за свое счастье, вслух желает, чтобы не было войны.

Ю. В. Полежаева

Старшая сестра. Пьеса (1961)

В Ленинграде живут сестры – Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме. Лида – школьница.

Придя однажды домой, Надя застает у Лиды ее друга по школе Кирилла. Они спорят о счастье. Лида считает, что счастье – в труде, когда трудишься не для себя, а для других. Однако, когда Кирилл спрашивает ее, а счастлива ли сама она, Лида отвечает «нет». Приходит дядя Рязаевых – УХОВ. Он считает, что философствования Кирилла о жизни «кустарны». Кирилл спорит с ним и в конце концов уходит.

Неожиданно появляется некто Огородников. Его вызвали в партийный комитет и обвинили в том, что он преследует Надю своими ухаживаниями. Надя объясняет, что она просто фантазировала, рассказывая о нем подругам.

Огородников требует, чтобы она объяснила это его жене. Он набирает телефонный номер и передает трубку Наде. Надя выслушивает все и признается, что пошутила. Огородников уходит, не прощаясь.

УХОВ, рассерженный выходкой Нади, уходит следом.

Оставшись одни, девушки начинают вслух читать «Войну и мир». Лида заканчивает школу и собирается поступать по Надиному желанию в театральное училище.

Ей страшно, что у нее ничего не получится, но Надя уверена, что у ее сестры огромный талант. Над их детским домом шефствовал театр, их часто водили на спектакли, и она навсегда запомнила, как горели тогда у Лиды глаза.

Теперь она помогает сестре готовить монолог и всеми силами души хочет, чтобы та прошла отбор.

Действие переносится в театральное училище, где идут экзамены. Лида волнуется, что ничего не знает и не помнит. Надя почти вталкивает ее в кабинет, где принимает комиссия.

Когда Лида через какое-то время выходит, понятно, что она не прошла. Надя ей не верит. Она идет сама говорить с комиссией, в которой сидит режиссер Владимиров, с которым Надя была когда-то знакома.

Владимиров вспоминает ее и требует, чтобы монолог читала она. Надя не слушает его и

уговаривает принять ее сестру. Владимиров стоит на своем. Тогда Надя читает единственное, что помнит наизусть, – отрывок из статьи о театре.

Вернувшись домой, где их уже ждет УХОВ, девушки рассказывают о том, что Надя прошла отбор, а Лида – нет.

Дядя уговаривает Надю не бросать техникум и работу, говорит, что это – профессия, а театром можно заниматься и на досуге, что у артистов почти всегда трудные времена, нет ролей, нет пьес, ничего нет, просит Надю подумать и о сестре – на одну стипендию им не прожить. Надя соглашается: к сожалению, он прав.

Проходит два года. Лида лежит в постели, она больна: последствия лыжного похода, организованного Кириллом. Кирилл, пришедший ее проведать, выслушивает многочисленные упреки сестер. Приходит УХОВ. Он выгоняет Кирилла с тем, чтобы тот больше не смел подходить к Лиде. Лида пытается его догнать, но УХОВ насильно укладывает ее обратно в постель.

В дверь звонят. УХОВ приводит застенчивого человека лет тридцати. Это Владимир Львович, с которым УХОВ хотел познакомить Надю, надеясь на то, что из этого знакомства может вырасти женитьба. Владимир просит Надю рассказать о себе, но той не хочется. Она прямо говорит Владимиру, что ему лучше уйти. Негодующий УХОВ тоже уходит.

Надя извиняется перед Лидой, что позво-

лила выгнать Кирилла, однако, она считает, так будет лучше. Она говорит, что хочет Лиде только счастья, вспоминает их детство и не верит, что ничего этого уже нельзя вернуть.

Проходит еще два года. Кирилл с Лидой опять встречаются, только Кирилл теперь женат. Он скрывает от жены свои отношения с Лидой. Для Кирилла это положение отвратительно. Он ненавидит ложь, но систематически врет жене. Но он не может и потерять все то, что связывает его с Лидой. Лида сомневается, любовь ли это, но Кирилла ни в чем не винит.

УХОВ просит Надю не пускать Кирилла в дом, Надя его не слушает. Она ходила в театр и попросила себе маленькую роль: ей все равно какую – лишь бы хоть что-то дали. Владимиров говорит ей, что она потеряла индивидуальность.

Неожиданно приходит жена Кирилла – Шура. Она ищет мужа, так как ей предложили билеты на концерт. Она учительница, у нее веселый характер, она очень хороший человек. Приходят Кирилл и Лида. Надя обещает уходящей Шуре, что Кирилл сюда больше не придет.

Лида говорит сестре, что не будет жить так, как та хочет, обвиняет сестру в том, что они прогнали Кирилла, говорит, что здравый смысл не приносит счастья.

Надя от злости ударяет Лиду по лицу, потом говорит, что виновата и не имеет права ничего требовать от них с Кириллом. Она замечает, что у нее все слова и мысли, как у Ухова. Лида собирается уходить.

Надя пытается ее удержать, но та все-таки уходит.

Надя рухнула на кровать, качает головой и повторяет только одно:

«Что делать?»

Ю. В. Полежаева

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/kratkie-soderzhaniya-shkolnyih-proizvedenij/izlozhenie-syuzheta-pyat-vecherov-pesa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector