Краткое содержание жемчужное ожерелье лескова точный пересказ сюжета за 5 минут

Ги де Мопассан, “Ожерелье”: краткое содержание, анализ :

Краткое содержание Жемчужное ожерелье Лескова точный пересказ сюжета за 5 минут

Ярким представителем французской литературы 19 века является непревзойденный знаток человеческих сердец Мопассан. «Ожерелье» – новелла писателя, затрагивающая социально-философскую проблематику. Не так давно произведение было включено в школьную программу 10 класса. Об этой новелле мы и поговорим в данной статье. Разберем ее сюжет и проведем анализ.

Ги де Мопассан, «Ожерелье»: краткое содержание. Завязка

Главная героиня была рождена в семье чиновника. Матильда прекрасна и изящна, но у нее нет приданного. Девушка не могла надеяться на то, чтобы ее взял в жены состоятельный человек из хорошей семьи. Поэтому ей пришлось принять предложение мелкого чиновника и стать его женой, госпожой Луазель.

Замужняя жизнь не избавила героиню от бедности, она по-прежнему была вынуждена одеваться скромно и без изысков. Женщина ужасно страдала от своего положения, так как считала, что была рождена для богатства и роскоши.

Мечта о лучшей жизни

Прекрасно изображал женские характеры Мопассан. «Ожерелье» – это история, описывающая желания многих девушек 19 века.

Во сне героиня видит дорого обставленный дом, ярко освещенные залы, задрапированные восточными тканями окна, лакеев, мягкую мебель, жарко натопленные камины. В своих грезах она мечтает о совсем другой жизни: салоны, дорогие безделушки, именитые и состоятельные друзья, окружающие ее вниманием.

Вечерами героиня садилась за стол напротив мужа. Он снимал с блюда крышку и с радостью объявлял: «суп с капустой!». А она в это время мечтала о серебряной посуде, изысканных кушаньях, столовой, украшенной гобеленами, и тонких комплиментах. Молодая женщина думала о пышных приемах, богатых туалетах и дорогих украшениях. Верила, что создана для этого, хотела, чтобы ей все завидовали.

У нее была богатая подруга – госпожа Форестье, с которой они в детстве были в одном монастыре на воспитании. Иногда героиня ходила к ней в гости, но это еще больше расстраивало ее. Вернувшись из гостей, женщина плакала от отчаяния и горя, обещала, что больше никогда туда не пойдет.

Приглашение

Довольно мелочной и недалекой изображает свою героиню Мопассан («Ожерелье»). Краткое содержание рисует перед читателями довольно непритягательный образ женщины, жаждущей лишь богатства.

Как-то вечером господин Луазель вернулся с работы и с радостью показал жене приглашение на вечер к министру народного образования, у которого и служил чиновник. Но героиня не пришла в восторг.

Она отшвырнула письмо и спросила, зачем муж его показал.

Господин Луазель думал, что супруга обрадуется, ведь она практически никуда не выходит, он с большим трудом достал приглашения специально для нее.

Женщина ответила, что ей не в чем идти, залилась слезами и попросила отдать приглашение кому-нибудь другому. Муж начал ее успокаивать и спросил, сколько будет стоить приличное платье. Подсчитав, Матильда ответила – 400 франков. Эта сумма была отложена господином Луазелем на покупку ружья, но он отдал ее жене.

Подготовка

Приближается к своей кульминации сюжет новеллы «Ожерелье» (де Мопассан). Итак, подготовка к балу идет полным ходом. Госпожа Луазель находится в постоянном волнении, беспокоится, грустит. Однажды муж спросил, что с ней не так. Матильда с горечью ответила, что у нее нет никаких украшений и нечем оживить пошитый наряд. Лучше уж совсем не ехать на бал, чем так.

Он предложил ей украсить платье розами – зимой это вполне роскошное убранство. Но жена ответила, что это ее унизит, она будет выглядеть нищенкой. Тогда господин Луазель предложил ей одолжить украшения у богатой подруги.

Матильда отправляется к ней на другой же день. Госпожа Форестье разрешает ей выбрать из своих драгоценностей то, что понравится. Матильда очень долго перебирает украшения подруги, но никак не может определиться.

Неожиданно ей на глаза попадается черный атласный футляр, в котором лежало бриллиантовое ожерелье. Женщина в восторге прижала драгоценность к груди и побежала к зеркалу. Форестье разрешила взять ожерелье на время.

Званый ужин

И вот настал бал. Прекрасно описывает восторг своей героини Мопассан. Ожерелье и новое платье обеспечили госпоже Луазель успех в обществе. Мужчины обращали на нее внимание, приглашали вальсировать, представлялись ей. Матильда упивалась своим положением, ни о чем не думая. Это была ее победа, наконец-то она почувствовала себя счастливой.

Званый ужин супруги покинули в четвертом часу утра. Господин Луазель все то время, что его жена веселилась, дремал в компании других чиновников в опустевшем салоне. Когда они собрались уходить, муж накинул Матильде на плечи накидку, которая была убогой и бедной.

Героине захотелось поскорее сбежать, чтобы никто не увидел этого позора. Но господин Луазель попросил подождать в доме, пока он сходит на улицу и найдет фиакр. Но женщина не послушалась, она выбежала на улицу. Супругам пришлось долго искать извозчика. Они сильно продрогли.

И только у реки им попался старый экипаж.

Утрата

Продолжает раскручивать сюжетную линию новеллы Мопассан. «Ожерелье» (краткое изложение мы сейчас и рассматриваем) вновь переносит читателя в скромное жилище четы Луазель. Матильда молчала, она поднялась к себе с мыслью о том, что жизнь ее кончена. А хозяин дома думал о грядущей работе, на которую придется идти к 10 часам.

Героиня решила напоследок посмотреть на себя в зеркало, но испугалась, так как ожерелья при ней не было. Она рассказала об этом мужу. Супруги обыскали дом и карманы платья, но ничего не нашли. Вскоре они поняли, что ожерелье осталось в фиакре, но номера никто не запомнил.

Господин Луазель решил вернуться туда, где они шли пешком, и проверить, может, им повезет и пропажа найдется. Муж возвратился в 7 утра, он ничего не смог найти. День он потратил на то, чтобы побывать в полиции, дать объявление о пропаже в газетах и обойти стоянки фиакров. Но ничего из этого не дало результата.

Чиновник сказал, что стоимость украшения надо вернуть. Они начали искать ювелира, который его изготовил.

Подмена

Меняет свой повествовательный тон новелла Мопассана «Ожерелье». Нет в ней больше сравнений богатой и бедной жизни, только страх и желание поскорей отыскать и вернуть пропажу.

Вскоре супругам удается разыскать похожее украшение. Хозяин лавки просит за него сорок тысяч франков, но готов отдать и за тридцать шесть. Они попросили придержать ожерелье три дня. И сговорились, что если пропажа найдется до конца февраля, ювелир выкупит свою вещь обратно.

Господин Луазель ссудил у отца 18 тысяч, остальные пришлось занимать у друзей и знакомых. Ему удалось собрать нужную сумму и выкупить ожерелье.

Матильда положила его в коробочку и отнесла подруге. Та была недовольна задержкой, но даже не стала смотреть на украшение и убрала его в шкаф. Госпожа Луазель была очень рада, что подмена не обнаружилась, иначе ее могли обвинить в воровстве.

Развязка

Теперь позволяет своей героине узнать настоящую бедность Мопассан. Ожерелье обошлось господину Луазель недешево. И нужно выплатить все долги. Супруги отказались от единственной служанки и сняли очень дешевую квартиру.

Матильде пришлось узнать, что такое настоящий труд. Она сама готовила еду, мыла тарелки, стирала белье, убирала, носила воду, выносила мусор, закупала продукты. Но это не сломило ее дух.

Она была готова работать до тех пор, пока долг не будет выплачен полностью.

Ее муж тоже неустанно трудился. Он брал работу на дом, просиживал за столом целыми вечерами и ночами. Так они прожили целых 10 лет, пока все не выплатили. Матильда сильно постарела, стала сильнее и грубее. Иногда она вспоминала о том вечере, когда потеряла ожерелье, и думала, что было бы, если бы украшение не пропало.

Однажды на прогулке госпожа Луазель повстречала свою подругу, с которой не виделась с тех самых пор, как вернула ожерелье. Матильда рассказала ей про подмену. Госпожа Форестье всплеснула руками и воскликнула: «Все бриллианты были фальшивые! Они стоили самое большее 500 франков».

Мопассан, «Ожерелье»: анализ

Произведение было написано в 1884 году. В нем поднимается сразу несколько проблем: страх казаться бедным, конфликт возможностей и желаний, разрушающее действие богатства, социальное неравенство.

В свое время эта новелла произвела большое впечатление на читателей. Во-первых, автору удалось затронуть острую социальную тему, а во-вторых, концовка произведения была неожиданной и производила сильное впечатление.

Новелла рассказывает о том, как легко в один миг можно лишиться всего. Мопассан показывает, насколько высока может быть плата за недолгое счастье. Жизнь героев рушится в одно мгновение, и ничего уже нельзя изменить.

Что касается композиции произведения, то она делится на три части. В первой мы видим спокойную и беспечную жизнь Матильды, супруги мелкого чиновника, которая недовольна своим положением. Вторая – бал, на котором героиня наконец-то чувствует себя счастливой. Третья – злоключения, постигшие семью Луазель после пропажи ожерелья.

Что касается нравоучительного мотива, то Мопассан наказывает свою героиню за ее недовольство, капризы и стремления к большему и недоступному. Матильда думала, что живет в нищете, вот автор и заставил ее узнать, что такое настоящая бедность.

Читайте также:  Краткое содержание шварц два клена точный пересказ сюжета за 5 минут

Образ Матильды

Довольно жестоко обходится со своей главной героиней Ги де Мопассан. «Ожерелье» – это история простой женщины с простыми желаниями. Тем не менее, образ Матильды психологически точен и выверен. Каждый из ее поступков и решений отражается на характере и меняет его.

Вначале перед читателем предстает хрупкая изнеженная барышня, мечтающая о высшем обществе и страдающая от своего небогатого положения. Однако испытания серьезно меняют ее. Матильда не была сломлена непосильным трудом. Она с готовностью принялась за него, не жалея себя и не мечтая больше ни о чем.

Под конец произведения госпожа Луазель начинает вызывать уважение, так как выдержала все и показала, что сильна духом.

Сам автор не дает ей прямую оценку. Он изображает перемену ее характера в поступках и взгляде на жизнь.

Источник: https://www.syl.ru/article/298602/gi-de-mopassan-ojerele-kratkoe-soderjanie-analiz

«Ожерелье», краткое содержание новеллы Ги де Мопассана

Главная героиня новеллы – г-жа Матильда Луазель – родилась в чиновничьем семействе. У неё не было никаких шансов на то, чтобы выйти замуж за состоятельного человека из высшего общества, поэтому она приняла предложение мелкого чиновника, работающего в Министерстве народного образования.

Не имея особых средств, девушка одевалась просто и скрашивала своё низкое социальное положение природной красотой и грацией. При этом она беспрестанно страдала и грезила о великосветской жизни, наполненной изысканными предметами интерьера, лакеями и пятичасовым чаем, распиваемым в окружении блестящих мужчин.

Когда её муж нахваливал за обедом суп с капустой, она мечтала о розовом мясе форели или крылышке рябчика. Она стремилась к богатым туалетам, драгоценностям и общественному почитанию – всему тому, чего у неё не было.

Иногда она навещала богатую подругу, с которой вместе воспитывалась в монастыре, и возвращалась от неё в слезах.

Однажды муж передал ей приглашение министра народного образования и его супруги, г-жи Жорж Рампонно, явиться на вечер в министерство. Матильда сказала, что не может пойти, так как ей нечего надеть.

Муж с большим сожелание дал ей на новый наряд четыреста франков, которые откладывал на покупку ружья для летней охоты с приятелями. Платье было куплено, но г-жа Луазель всё равно грустила. На вопрос мужа, в чём дело, она ответила, что ей нечем оживить платье.

Г-н Луазель предложил ей одолжить драгоценность у богатой подруги – г-жи Форестье. Матильда долго перебирала украшения и остановила свой выбор на алмазном ожерелье.

На балу г-жа Луазель имела большой успех. Все мужчины добивались её благосклонности и сам министр отметил девушку своим вниманием. Семейная пара покинула бал только в четыре часа утра. Г-да Луазель долго шли по улицам, прежде чем им попался дряхлый экипаж. Дома Матильда заметила пропажу ожерелья.

Г-н Луазель до семи утра ищет драгоценность на улице, после чего заявляет о пропаже в полицию и газеты. Он велит жене написать г-же Форестье, что ожерелье не может быть возвращено, так как на нём сломался замочек.

Между тем супруги начинают поиски ювелира, который может изготовить точно такое же ожерелье. Они заказывают новое колье за тридцать шесть тысяч франков.

Восемнадцать тысяч г-н Луазель даёт своих (они остались ему в наследство от отца), ещё восемнадцать – занимает у кого только можно.

Супруги рассчитывают прислугу и переселяются в мансарду. Г-жа Луазель сама готовит, стирает и покупает провизию. Она в полной мере познаёт, что такое нищенская жизнь. Через десять лет супруги выплачивают долги.

От работы Матильда стареет и дурнеет. На Елисейских полях она встречают молодую и красивую г-жу Форестье, рассказывает ей историю про ожерелье и узнаёт, что оно было фальшивым.

Бриллианты подруги стоили не больше пятисот франков.

По произведению: «Ожерелье»

По писателю: Мопассан Ги де

Источник: https://goldlit.ru/maupassant/239-ojerelie-kratkoe-soderjanie

Особенности организации повествования в рассказах «Жемчужное ожерелье»

Ешекенова Шынар Сагынаевна

Учитель русского языка и литературы

Саздинской средней школы города Актобе Республики Казахстан

урок русской литературы 10 «б» класс

Тема урока: Особенности организации повествования в рассказах «Жемчужное ожерелье».

Цель урока:

1. Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.

2. развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.

3. воспитывать квалифицированного читателя.

Формы работы: групповая.

Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, интерактивный метод обучения.

Оборудование: рабочие карты, ватман, фломастеры.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Справочная 5 –минутка.

Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие (Б.Томашевский).

Рожде́ственский или святочный расска́з – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Что такое Святки? Рождество?

С какими событиями связано Рождество? (ожидание чуда, счастья, радости )

– Какое настроение перед праздником? (Веселое, суета, сюрпризы, новогодние игрушки, мишура, светлые, добрые лица родных).

Обсуждение: Каким должен быть по-вашему святочный рассказ.

Вывод: от святочного рассказа непременно требуется , чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера- от Рождества до крещения, чтобы он был несколько фантастичен, имел какую-нибудь мораль и чтобы оканчивался весело.

  1. Работа с рассказом «Жемчужное ожерелье».

Сегодня мы будем анализировать рассказ Лескова. Каждая группа будет выполнять определенное задание по тексту, но в конце у вас должно сформироваться целостное понимание текста.

Формирование групп.

Инструктаж по выполнению заданий в группах.

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.

10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».

P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.

Работа в группах.

1 группа.

Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.

Справочный материал.

Экспозиция– введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.

Завязка – начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.

Развитие действия – события , которые вытекают из завязки.

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.

Развязка – финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.

Эпилог– заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.

2 группа.

Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.

Мораль – логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.

3 группа.

Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)

4 группа.

Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.

  1. Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;

  2. Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.

  3. Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.

Приветствуются дополнительные сведения о предмете.

Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.

  1. Выступление групп.

  2. Оценивание учителем по критериям:

Критерии 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Время- 1(0) балл
Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов
Доступность изложения – 1 (0) балл
Логика изложения – 1 (0) балл
Речь и эмоциональность -1 (0) балл
Рефлексия:(3 ,2 , 1, 0 баллов
Всего баллов
Оценка
  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: написать эссе.

Приложение:

1 группа.

Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.

Экспозиция– введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.

Завязка – начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.

Развитие действия – события , которые вытекают из завязки.

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.

Развязка – финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.

Эпилог– заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.

Читайте также:  Краткое содержание лесков обман точный пересказ сюжета за 5 минут

10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».

P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.

2 группа.

Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.

Мораль – логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.

10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».

P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.

3 группа.

Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.

10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».

P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.

4 группа.

Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.

  1. Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;

  2. Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.

  3. Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.

Приветствуются дополнительные сведения о предмете.

Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание и понимание текста, умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.

10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».

P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.

Оценивание

Критерии 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Время- 1(0) балл
Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов
Доступность изложения – 1 (0) балл
Логика изложения – 1 (0) балл
Речь и эмоциональность -1 (0) балл
Рефлексия:(3 ,2 , 1, 0 баллов
Всего баллов
Оценка

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/osobiennosti-orghanizatsii-poviestvovaniia-v-rasskazakh-zhiemchuzhnoie-ozhieriel-ie

Краткое содержание: «Жемчужное ожерелье» Лескова. Как жить по чести?

Искусство и развлечения 2 января 2016

Святочный рассказ «Жемчужное ожерелье» Лескова, опубликованный в 1885 году, отвечает всем условиям, которые предъявляются к подобным историям. Н. С. Лесков «Жемчужное ожерелье» создал в необычном для себя стиле – это говорит о том, что такому незаурядному мастеру подвластно очень многое.

Какой должна быть форма святочного рассказа?

Это обсуждается тремя собеседниками за чаем в первой главе. Двое очень сожалели, что вымысел и фабула подобных рассказов бледнеют, они становятся однообразными, потому что их форма очень тесна и ограничена.

Она непременно должна быть приурочена к периоду от Рождества до Крещения, хоть сколько-нибудь фантастична, непременно должна иметь мораль и благополучный конец. Авторы, находясь в таких узких рамках, вынуждены быть достаточно однообразными.

Во всех современных историях не хватает полета фантазии.

Третий собеседник возразил на это тем, что знает подобный рассказ из реальной, невымышленной жизни своего брата, человека с чистой репутацией, и это – совершенно невероятная история. Так, беседой о литературе и жизни начинается краткое содержание. «Жемчужное ожерелье» Лескова, несомненно, удивит читателя.

Глава вторая – завязка истории

К повествователю три года назад на Святки приехал брат, чистейшей души человек, и стал просто требовать, чтобы ему срочно за две недели нашли невесту, а на Крещение он обвенчается. Брат совершенно серьезно считал, что это возможно, и жена рассказчика невольно увлеклась этой странной, скоропалительной идеей. Ей моментально, как по волшебству, подвернулась подходящая невеста.

Молодые люди понравились друг другу сразу. В этом супруга пытается убедить несговорчивого мужа, который возражает против брака, в том числе и потому, что приданого за девушкой не будет.

Эти споры между любящей парой о том, что отец невесты – человек богатый, но приданого за дочкой простодушному жениху не даст, непременно его обманет, и есть начало святочного рассказа. Продожаем краткое содержание.

«Жемчужное ожерелье» Лескова уже начинает наполняться контрастом между честным женихом и будущим тестем – жуликоватым скрягой, который не расстанется с деньгами.

Об этом спорят муж и жена, а брат тем временем делает девушке Машеньке предложение и дарит роскошную корзину дорогих подарков – об этом рассказывается в третьей главе этой жизненной истории. Это её краткое содержание. «Жемчужное ожерелье» Лескова далее преподнесет сюрприз читателю.

Видео по теме

Глава четвертая – подарок отца дочери и будущему зятю

Встречать Рождество два брата и жена поехали к своим будущим родственникам – невесте и ее родителям. Обрученные и обе семьи радовались, пили шампанское, заготовленные подарки были поднесены и принесены поздравления.

Все упивались шампанским и не успели оглянуться, как пролетели две недели и пришел Новый год, который опять было решено встречать в доме невесты. Однако отец Машеньки о приданом даже и не заговаривал.

Но за ужином при всех гостях сам надел на дочь ожерелье из жемчуга.

Да какое великолепное и дорогое! Оно состояло из мелкого жемчуга, который переходил во все более крупный, и в центре находились три поразительно блестящие и большие черные жемчужины. Этот потрясающий подарок сквалыги-отца описывает 4-я глава, мы рассмотрели её краткое содержание. «Жемчужное ожерелье» Лескова впоследствии обернется совершенно неожиданной и тайной стороной.

Глава пятая – после свадьбы

В крещенские дни Машеньку и брата рассказчика обвенчали, и на следующий день супруги поехали навещать новобрачных. А брат рассказчика показывает им письмо отца, в котором говорится, что жемчуг фальшивый. Вот каков был дар отца.

А тут за письмом и сам тесть появился – под предлогом, что с обедни шел да и занес просвиру. Удивился тесть тому благодушию, с которым встретил зять известие об обмане и тому, что зять просит не сообщать об этом дочери, чтобы она не обиделась на отца, а продолжала его горячо любить.

А кроме того, сам муж должен поддерживать любовь дочери к родителям. Задумался тесть, рассказал, что неправедно наживал деньги, поскольку по-другому не умел. Да и двум первым зятьям никакого приданого не дал, и они копят на него в сердцах своих обиду и злобу.

А потом вдруг говорит: “А вот тебе, зятюшка, дам 50 тысяч”. И вынимает из бумажника эти деньги. А зять отказывается.

«В щекотливое положение Вы, Николай Иванович, поставите Машеньку. Перессорите с сестрами. Ей приданое дали, а им нет. Не надо денег». Тогда старик вынимает из бумажника еще две такие же купюры и отдает их дочери. «Сама передай сестрам, чтоб никому обидно не было».

Маша бросилась отцу на шею, а потом упала в ноги: «Батюшка, я так счастлива за сестер». Да и сам отец заплакал. Какой неожиданный рассказ создал Лесков – «Жемчужное ожерелье». Герои как на подбор благородны, а скряга превратился в щедрого человека.

Точнее, повел себя, как давно должен был повести – достойно и честно.

Этой полусказочной истории «Жемчужное ожерелье» (Лесков) анализ практически не нужен. Как заключил повествователь, она полностью отвечает духу святочного рассказа. И действительно, в этом нет сомнения.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
“Старый гений”: краткое содержание. “Старый гений” Лескова по главам

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) – знаменитый русский писатель. Многие его произведения проходят в школе. Изучить один из самых знаменитых рассказов писателя поможет краткое содержание. «Старый гений&r…

Искусство и развлечения
Краткое содержание фильма “Непридуманная жизнь” с 1 по 16-ю серию

Представляем вашему вниманию новый драматический сериал от российского режиссера Фуада Шабанова. Главную роль в картине исполнила умница и красавица Карина Андоленко. Вас интересует краткое содержание фильма «Не…

Искусство и развлечения
Краткое содержание «Любани». «Там рабство дикое влачится по броздам»

Вопрос об установлении крепостного права в России оспаривается разными историческими школами с разрывом в датах примерно в пятьдесят лет. Кто-то склоняется к 1649 году, к так называемому созданному при Романовых &laqu…

Искусство и развлечения
Краткое содержание: “Черный монах” Чехова А. П. по главам

В 1893 году появилось произведение А.П. Чехова, идею которого он увидел во сне. Гениальность и мания величия – вот главные вопросы, которые беспокоят автора. Предлагаем краткое содержание рассказа Чехова «…

Читайте также:  Краткое содержание уоррен вся королевская рать точный пересказ сюжета за 5 минут

Искусство и развлечения
Краткое содержание “Старого гения” Лескова. Произведения Лескова

С середины девятнадцатого века в России начинают творить люди, которые безумно любят свою родину, верят в народ, умный и талантливый, выступают за свободу во всех ее проявлениях, противостоят идее маленького человека….

Искусство и развлечения
Краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” по главам

Александр Радищев – один из самых выдающихся деятелей русской мысли. Написав смелую книгу “Путешествие из Петербурга”, краткое содержание которой дается в данной статье, он поставил крест на своей карьере, зато осталс…

Искусство и развлечения
Рассказ “Жемчужное ожерелье” (Лесков). Краткое содержание

В этой статье вы найдете краткое содержание рассказа Лескова «Жемчужное ожерелье». Произведение относится к циклу «Святочные рассказы» и было написано в 1885 году.Литературный спор…

Здоровье
Как жить с одной почкой: ограничения, рацион

Почки – это важнейшие органы живого существа. При их отсутствии или полном удалении без подключения гемодиализа (“искусственной почки”) жизнь человека невозможна. Чтобы ответить на вопрос “Можно ли жить с одной почкой…

Искусство и развлечения
Краткое содержание “По ком звонит колокол” Э. Хемингуэя

В этой статье мы поговорим об очень известном произведении Эрнеста Хемингуэя и подробно рассмотрим его краткое содержание. «По ком звонит колокол» – роман, рассказывающий о военных событиях, произошедших в…

Искусство и развлечения
Д. С. Лихачев, “Земля родная”: краткое содержание по главам

Вы знаете такого писателя, как Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание далее в статье) – это его выдающиеся творение, которое следовало бы читать каждому подростку и всем тем, кто стоит на пороге…

Источник: http://monateka.com/article/125047/

Читать

Н. С. Лесков

Жемчужное ожерелье

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о литературе – о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет.

Я припомнил и рассказал одно характерное замечание покойного Писемского, который говорил, будто усматриваемое литературное оскудение прежде всего связано с размножением железных дорог, которые очень полезны торговле, но для художественной литературы вредны.

“Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно, – говорил Писемский и оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается, и наблюдать ему нечего и некогда, – все скользит. Оттого и бедно.

А бывало, как едешь из Москвы в Кострому “на долгих”, в общем тарантасе или “на сдаточных”, – да и ямщик-то тебе попадет подлец, да и соседи нахалы, да и постоялый дворник шельма, а “куфарка” у него неопрятище, – так ведь сколько разнообразия насмотришься.

А еще как сердце не вытерпит, – изловишь какую-нибудь гадость во щах да эту “куфарку” обругаешь, а она тебя на ответ – вдесятеро иссрамит, так от впечатлений-то просто и не отделаешься.

И стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, – ну, разумеется, густо и в сочинении выходило; а нынче все это по железнодорожному – бери тарелку, не спрашивай; ешь – пожевать некогда; динь-динь-динь и готово: опять едешь, и только всех у тебя впечатлений, что лакей сдачей тебя обсчитал, а обругаться с ним в свое удовольствие уже и некогда”.

Один гость на это заметил, что Писемский оригинален, но неправ, и привел в пример Диккенса, который писал в стране, где очень быстро ездят, однако же видел и наблюдал много, и фабулы его рассказов не страдают скудостию содержания.

– Исключение составляют разве только одни его святочные рассказы. И они, конечно, прекрасны, но в них есть однообразие; однако в этом винить автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы.

От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело.

В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие.

– Ну, я не совсем с вами согласен, – отвечал третий гость, почтенный человек, который часто умел сказать слово кстати. Потому нам всем и захотелось его слушать.

– Я думаю, – продолжал он, – что и святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы.

– Но чем же вы можете доказать ваше мнение? Чтобы оно было убедительно, надо, чтобы вы нам показали такое событие из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек, и между тем все бы это отвечало форме и программе святочного рассказа, то есть было бы и слегка фантастично, и искореняло бы какой-нибудь предрассудок, и имело бы не грустное, а веселое окончание.

– А что же? – я могу вам представить такой рассказ, если хотите.

– Сделайте одолжение! Но только помните, что он должен быть истинное происшествие!

– О, будьте уверены, – я расскажу вам происшествие самое истиннейшее, и притом о лицах мне очень дорогих и близких. Дело касается моего родного брата, который, как вам, вероятно, известно, хорошо служит и пользуется вполне им заслуженною доброю репутациею.

Все подтвердили, что это правда, и многие добавили, что брат рассказчика действительно достойный и прекрасный человек.

– Да, – отвечал тот, – вот я и поведу речь об этом, как вы говорите, прекрасном человеке.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Назад тому три года брат приехал ко мне на святки из провинции, где он тогда служил, и точно его какая муха укусила – приступил ко мне и к моей жене с неотступною просьбою: “Жените меня”.

Мы сначала думали, что он шутит, но он серьезно и не с коротким пристает: “Жените, сделайте милость! Спасите меня от невыносимой скуки одиночества! Опостылела холостая жизнь, надоели сплетни и вздоры провинции, – хочу иметь свой очаг, хочу сидеть вечером с дорогою женою у своей лампы. Жените!”

– Ну да постой же, – говорим, – все это прекрасно и пусть будет по-твоему, – Господь тебя благослови, – женись, но ведь надобно же время, надо иметь в виду хорошую девушку, которая бы пришлась тебе по сердцу и чтобы ты тоже нашел у нее к себе расположение. На все это надо время.

А он отвечает:

– Что же – времени довольно: две недели святок венчаться нельзя, – вы меня в это время сосватайте, а на Крещенье вечерком мы обвенчаемся и уедем.

– Э, – говорю, – да ты, любезный мой, должно быть немножко с ума сошел от скуки. (Слова “психопат” тогда еще не было у нас в употреблении.) Мне, говорю, – с тобой дурачиться некогда, я сейчас в суд на службу иду, а ты вот тут оставайся с моей женою и фантазируй.

Думал, что все это, разумеется, пустяки или, по крайней мере, что это затея очень далекая от исполнения, а между тем возвращаюсь к обеду домой и вижу, что у них уже дело созрело.

Жена говорит мне:

– У нас была Машенька Васильева, просила меня съездить с нею выбрать ей платье, и пока я одевалась, они (то есть брат мой и эта девица) посидели за чаем, и брат говорит: “Вот прекрасная девушка! Что там еще много выбирать жените меня на ней!”

Я отвечаю жене:

– Теперь я вижу, что брат в самом деле одурел.

– Нет, позволь, – отвечает жена, – отчего же это непременно “одурел”? Зачем же отрицать то, что ты сам всегда уважал?

– Что это такое я уважал?

– Безотчетные симпатии, влечения сердца.

– Ну, – говорю, – матушка, меня на это не подденешь. Все это хорошо вовремя и кстати, хорошо, когда эти влечения вытекают из чего-нибудь ясно сознанного, из признания видимых превосходств души и сердца, а это – что такое… в одну минуту увидел и готов обрешетиться на всю жизнь.

– Да, а ты что же имеешь против Машеньки? – она именно такая и есть, как ты говоришь, – девушка ясного ума, благородного характера и прекрасного и верного сердца. Притом и он ей очень понравился.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=49516&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector