Краткое содержание житие протопопа аввакума, им самим написанное точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» Помощь по литературе

По наставлению Епифания, который являлся духовным отцом Аввакуму, протопоп и написал это житие. Солнечное затмение принимали как знак Божьего неодобрения и гнева. Так, появившееся в России в 1654 году затмение считали причиной того, что Никон патриарх искажал веру.

По прошествии 14 лет Аввакума со сторонниками остригли и бросили в темницу, тогда произошло следующее затмение. Сам протопоп родился в земле Нижегородской, отец его, Петр, был священником и любил выпить, а мать Мария соблюдала посты и пребывала в молитвах.

Аввакум стал серьезно задумываться о своей душе и смерти, после того как увидел у своего соседа мертвого животного. С того времени он развил привычку молиться каждую ночь.

Его отец вскоре умер, а мать женила его на Анастасии, бедной дочери кузнеца Марка, которая часто молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Вскоре умерла и мать.

Когда ему исполнился 21 год, его назначили дьяконом, уже через 2 года попом, а через 8 протопопом. Везде где он был, учил Божьему слову и всего у него оказалось около 500 духовных детей. Однажды к нему пришла девушка, чтобы исповедаться в блудных делах, а пока он ее слушал, зажег 3 свечи, положил руку на пламя и сам ощутил «блудный огонь».

Уже дома он стал плакать перед иконой и увидел видение, как 2 корабля из золота двух его духовных детей плыли по Волге, и среди них появился третий, разноцветный, который принадлежал ему. Один начальник забрал дочь у вдовы, а после того как Аввакум вступился за нее, начальник все же вернул ее матери, но после избил Аввакума прямо в церкви.

Еще один начальник был зол на протопопа и даже пытался его убить, но его ружье не произвело выстрела. После этого начальник просто выгнал его вместе с семьей из дома. Тогда он, взяв свою жену и новорожденного ребенка, пошел в Москву, по дороге окрестив младенца.

Придя на место, ему дали грамоту чтобы он возвращался туда, откуда пришел. Вернувшись в разоренный дом, он встретил новые проблемы.

Сначала он выгнал с места скоморохов и отнял у них медведей, а потом воевода Шереметьев взял Аввакума на свой корабль, но пытался скинуть его в воду, после того как протопоп отказался благословить его сына, который обрил бороду.

И третий начальник ненавидел Аввакума и хотел взять его дом приступом, но уже той ночью Евфимею стало плохо и он позвал Аввакума, чтобы просить прощения. Протопоп простил его, помазал маслом и тот выздоровел, а потом вместе с женой они стали духовными его сыновьями. Протопопа стали снова гнать с его места и он снова направился в Москву.

Государь переправил его в Юрьевец-Поволский, где его встретили новые беды: на него нападали и били, пытались взять его дом приступом, тогда он опять пошел в Москву. Царь был недоволен тем, что он снова оставил свое место и оставил его жить в Москве при Казанской церкви, с протопопом Иваном Нероновым.

Новый патриарх, Никон велел уменьшить число поклонов и креститься тремя перстами, что не понравилось Аввакуму, а Иван сказал, что наступило время страданий. Аввакум и Даниил решили обличить ересь Никона и написали обо всем царю, после чего Даниила и Ивана расстригли и выслали в Астрахань по приказу Никона.

Аввакума же посадили на цепь в темнице, не кормили 3 дня, но потом дали тарелку щей и не смели расстричь.

Вместе с семьей его сослали в Сибирь, там его устроили служить в церкви и тут снова доносы. Дьяк Иван Струна чинил обиды и ему и дьяку Антону, а за мзду хотел покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум проклял и стегнул его ремнем, за что родственники Струны решили убить его.

По указу Аввакума повезли на реку Лену, а по дороге уже переназначили в Даурию. Там его отдали под начало жестокому человеку и воеводе Пашкову. На реке Тунгуске их корабль чуть не утонул, детей смогли вытащить из воды.

К ним на встречу плыл корабль с двумя вдовами, которые плыли в монастырь, но Пашков велел вернуться и выйти замуж, после чего Аввакум выразил свою противоречивую точку зрения и его избили кнутом.

Бросили его в Братский острог, в тюрьму, а его семья жила за 20 верст от него у злой Ксеньи. На рождество его сын хотел увидеть его, что запретил делать Пашков. Весной они отправились дальше, а Аввакума заставили тянуть лямку и идти по берегу. Барку Аввакума оторвало и он чуть не утонул на Хилке. Потом начался голод, от которого многие умирали.

В то время приходилось питаться «всякой…скверной», сосновую кашу и траву с корнями. Воевода Пашков прислал к протопопу 2 бесноватые женщины, которые выздоровели после того как он о них молился и остались жить у него. Но после того как Пашков забрал их, они снова стали беситься, но тайком убежали к Аввакуму, он их исцелил снова.

По ночам они приходили к нему чтобы молиться, а потом стали монахинями.

Отряд возвращался, голодные люди брели и падали, а жена протопопа изнемогала, но была твердой. Жена воевода приводила своего сына к Аввакуму для благословения, но когда он заболел, она решила отвести его у шептуну, мальчик еще больше разболелся, а протопоп разозлился на нее. Она просила прощения и принесла ему ребенка, он помолился и малыш выздоровел.

Пашков послал сына воевать в Мунгальское царство и спрашивал у шамана, будет ли этот поход удачным, на что тот отвечал, что успех непременно будет. Аввакум стал молиться, чтобы все произошло наоборот, но в то же время молил Бога о пощаде Еремея, ведь он защищал его от Пашкова. Воевод все-таки узнал об этом и решил пытать протопопа.

Еремей уже вернулся и сказал что войско погибло.

Поехав в новое назначение, Пашков не взял Аввакума, тогда он поехал отдельно, а с собой взял старых, больных, которые не могли выжить в суровых условиях и двух негодяев. Дорого была и трудна и легка одновременно. Им встретились люди, которые дали им еды.

Когда добрались до места, он встретил там никониан и думал, проповедовать им или нет. Жена его поддерживала, и он решился обличать их по дороге до самой Москвы.

В Москве их хорошо приняли, поставили его в Кремле на соборе Монастыря и предоставили по желанию выбрать любую профессию, если только он будет верить так, как Никон, но он отказался. Тогда царь сказал ему, чтобы он молчал о том, что не хочет верить, так как Никон, протопоп согласился, а жил у своей духовной дочери.

После того как прошло полгода, Аввакум снова пишет письмо царю о том чтобы ересь Никона прекратилась. Тогда их сослали на Мезень, через полтора года снова вернули в Москву, а жена и младшие дети остались на прежнем месте.

Аввакум проклял никониан, а его расстригли, держали на цепи в темнице и прокляли. Потом его вернули в монастырь Пафнутьев, Никодим сначала был рад такому узнику, но когда протопоп в день Пасхи просил открыть дверь темницы, но он отказал. Но вскоре Никодим заболел, а Аввакум помог ему выздороветь и тот извинялся перед ним.

Потом Аввакума начали посещать его дети вместе с юродивым Феодором, который сбежал из Рязани. Потом протопопа привезли в Москву, в монастырь Чудов, где он спорил с патриархами о вере, после чего они желали его избить, но он снова обличил их словом Бога.

Потом сам царь просил его, чтобы он хоть в чем-то согласился с ними, но он не собирался склоняться.

Позже сослали его в Пустозерск, откуда он писал всем православным и царю. Он знал, что на Мезени казнили некоторых из его духовных детей и хотели повесить его сыновей, но они покаялись и тогда их с матерью закрыли в земляную тюрьму.

Потом и его самого хотели посадить в земляную тюрьму, из-за чего он думал уморить себя голодом. Власти схватили Лазаря священника, отсекли ему правую руку и язык, который через 2 года снова вырос.

Также поступили и с Епифанием, дьяконом Феодором, а в Москве вообще сожгли противников Никона.

В темнице он жил с Кирилушком, который был бесноватым. После его смерти Аввакум причастил его и исповедал, потом он изгонял демонов из Филлипа. Было и такое, что 1 раз он разозлился на рассорившихся между собой Фетинью и жену, что избил их. После этого его преследовал бьес, до тех пор, пока он не попросил прощения у их обоих.

Он молился о бесноватом Феодоре, потом тот исцелился и снова принес досаду Аввакуму. А после того как его приковали к стене, он сбежал и стал творить еще худшие дела. Протопоп продолжал молиться о том, чтобы он исцелился, а потом встретил его здорового.

В Тобольске у него жила Анна, его духовная дочь, которая перестала слушаться Аввакума и желала выйти замуж, после чего на нее напал бес. Потом случилось так, что она заснула на 3 дня и 3 ночи, а проснувшись, рассказала свой сон о том как все-таки вышла замуж, а по возвращении Аввакума она обратилась в монахини и Аввакум простил ее.

Аввакум и дальше исцелял младенцев, которые страдали от грыжи и избавлял от бесов.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1162_kratkoe_soderzhanie_zhitie_protopopa_avvakuma_im_samim_napisannoe.htm

Житие протопопа аввакума, им самим написанное

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Житие протопопа аввакума, им самим написанное

Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца мать женила сына на бедной и богомольной сироте Анастасии, которая была очень предана Аввакуму.

Мать его стала монашкой и умерла в монастыре.

Когда Аввакуму исполнился двадцать один год, он был посвящен в диаконы, а через десять лет стал протопопом. Служение Богу было для него главным и единственным делом. Многие люди верили ему безоговорочно, и было у протопопа около шестисот духовных детей.

Были у этого непростого человека и искушения: однажды пришла на исповедь некая грешница и стала каяться «в блудных грехах». Соблазн овладел протопопом при этой исповеди — и он возложил руку на пламя свечи.

Боль отвела искушение. Возвратившись домой, Аввакум молился и плакал. И явилось ему видение: три корабля плывут по Волге. Два золотых — его духовных учеников, а один разноцветный — самогоАввакума.

Это было знаком высокого предназначения.

Неспокойный характер был у протопопа: он всегда бросался на защиту справедливости, не боясь знатности и высокого положения тех людей, против которых ополчался. За это яростный протопоп был неоднократно бит. Однажды одно важное лицо дало распоряжение выгнать протопопа с семьей из дому — и Аввакум с женой и новорожденным

младенцем побрел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве церковные власти дали протопопу грамоту с повелением вернуться на прежнее место.

Читайте также:  Краткое содержание бесприданница островского точный пересказ сюжета за 5 минут

Неукротим дух протопопа: бичует и обличает он все, что кажется ему недостойным Господа. Скоморохи, как он думает, своим непристойным кривляньем оскорбляют церковь — вот и отбирает он медведей у бродячих артистов и самим им велит убраться прочь.

А вот важный воевода Василий Петрович Шереметев берет протопопа на свой корабль, что плывет в Казань. Воевода просит благословить его сына Матфея. Но протопоп впадает в гнев: «Не могу благословить! Матфей бороду бреет! Грех это!» Воевода был так возмущен вздорностью и неблагодарностью протопопа, что чуть не бросил его в реку.

Государь поставил Аввакума протопопом в Юрьевец-Поволжский. С неиссякаемым воодушевлением обличает гневный протопоп всяческие грехи — за это его бьют и попы, и мужики, и даже бабы.

Новым патриархом церкви становится Никон, он вводит реформы: велит креститься тремя перстами и уменьшить количество земных поклонов при молитве.

«Никонианская ересь» обличается протопопом с единомышленниками в письмах о вере. За это единомышленников протопопа ссылают, а самого Аввакума садят в темницу на цепь.

Трое суток не приносят ему никакой пищи, но потом является некто, кого протопоп полагает ангелом, и дает ему тарелку щей.

Протопопа ссылают в Сибирь. Отдан он был под начало жестокого енисейского воеводы Афанасия Пашкова. Не боится протопоп противоречить грозному воеводе, за что бит нещадно кнутом. Заключают непримиримого протопопа в Братский острог, семья живет за двадцать верст от него, сыну Ивану и в Рождество не позволяют свидания.

Тащит зимою протопоп свои нарты по снегу, летом бредет по воде. Поддерживает его протопопица, кроткая, но стойкая духом. Один раз только спросила:

—  Долго ли еще нам скитаться?

—  До самыя смерти, матушка, до самыя смерти.

—  Ничего, — смиренно отвечает матушка, — ино еще побредем.

Трогательная подробность: из всего имущества осталась в несчастной

семье одна только чудесная курочка, что несла в день по два яичка, да и ту нечаянно в нартах придавили.

Повествование это — автобиографическое. Аввакум неоднократно рассказывает о том, как исцелял он словом Божиим больных и бесноватых, лечил младенцев от грыжи, как спасает его праведная молитва разных людей от гибели.

Мученик за веру, протопоп неоднократно описывает в «Житии» совершенные им чудеса, что подчеркивает его уверенность в собственной святости.

Во всем поддержка ему — жена Анастасия Марковна, которая не укоряет его за несчастную скитальческую и нищую жизнь семьи, но призывает обличать «блудню еретическую».

За борьбу с Никоном Аввакума неоднократно заточают в различные темницы (в последний раз — в Пустозерском монастыре), в земляную тюрьму заключают и его жену с двумя сыновьями, но дух протопопа остается непоколебим.



Источник: https://scribble.su/short/all/25.html

Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное

Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца мать женила сына на бедной и богомольной сироте Анастасии, которая была очень предана Аввакуму.

Мать его стала монашкой и умерла в монастыре.

Когда Аввакуму исполнился двадцать один год, он был посвящен в диаконы, а через десять лет стал протопопом. Служение Богу было для него главным и единственным делом. Многие люди верили ему безоговорочно, и было у протопопа около шестисот духовных детей.

Были у этого непростого человека и искушения: однажды пришла на исповедь некая грешница и стала каяться «в блудных грехах» . Соблазн овладел протопопом при этой исповеди — и он возложил руку на пламя свечи.

Боль отвела искушение. Возвратившись домой, Аввакум молился и плакал. И явилось ему видение: три корабля плывут по Волге. Два золотых — его духовных учеников, а один разноцветный — самого Аввакума.

Это было знаком высокого предназначения.

Неспокойный характер был у протопопа: он всегда бросался на защиту справедливости, не боясь знатности и высокого положения тех людей, против которых ополчался. За это яростный протопоп был неоднократно бит.

Однажды одно важное лицо дало распоряжение выгнать протопопа с семьей из дому — и Аввакум с женой и новорожденным младенцем побрел в Москву. Младенца крестили по дороге.

В Москве церковные власти дали протопопу грамоту с повелением вернуться на прежнее место.

Неукротим дух протопопа: бичует и обличает он все, что кажется ему недостойным Господа. Скоморохи, как он думает, своим непристойным кривляньем оскорбляют церковь — вот и отбирает он медведей у бродячих артистов и самим им велит убраться прочь.

А вот важный воевода Василий Петрович Шереметев берет протопопа на свой корабль, что плывет в Казань. Воевода просит благословить его сына Матфея. Но протопоп впадает в гнев: «Не могу благословить! Матфей бороду бреет! Грех это!» Воевода был так возмущен вздорностью и неблагодарностью протопопа, что чуть не бросил его в реку.

Государь поставил Аввакума протопопом в Юрьевец-Поволжский. С неиссякаемым воодушевлением обличает гневный протопоп всяческие грехи — за это его бьют и попы, и мужики, и даже бабы.

Новым патриархом церкви становится Никон, он вводит реформы: велит креститься тремя перстами и уменьшить количество земных поклонов при молитве.

«Никонианская ересь» обличается протопопом с единомышленниками в письмах о вере. За это единомышленников протопопа ссылают, а самого Аввакума садят в темницу на цепь.

Трое суток не приносят ему никакой пищи, но потом является некто, кого протопоп полагает ангелом, и дает ему тарелку щей.

Протопопа ссылают в Сибирь. Отдан он был под начало жестокого енисейского воеводы Афанасия Пашкова. Не боится протопоп противоречить грозному воеводе, за что бит нещадно кнутом. Заключают непримиримого протопопа в Братский острог, семья живет за двадцать верст от него, сыну Ивану и в Рождество не позволяют свидания.

Тащит зимою протопоп свои нарты по снегу, летом бредет по воде. Поддерживает его протопопица, кроткая, но стойкая духом. Один раз только спросила:

— Долго ли еще нам скитаться?— До самыя смерти, матушка, до самыя смерти.— Ничего, — смиренно отвечает матушка, — ино еще побредем. Трогательная подробность: из всего имущества осталась в несчастной

семье одна только чудесная курочка, что несла в день по два яичка, да и ту нечаянно в нартах придавили.

Повествование это — автобиографическое. Аввакум неоднократно рассказывает о том, как исцелял он словом Божиим больных и бесноватых, лечил младенцев от грыжи, как спасает его праведная молитва разных людей от гибели.

Мученик за веру, протопоп неоднократно описывает в «Житии» совершенные им чудеса, что подчеркивает его уверенность в собственной святости.

Во всем поддержка ему — жена Анастасия Марковна, которая не укоряет его за несчастную скитальческую и нищую жизнь семьи, но призывает обличать «блудню еретическую».

За борьбу с Никоном Аввакума неоднократно заточают в различные темницы (в последний раз — в Пустозерском монастыре), в земляную тюрьму заключают и его жену с двумя сыновьями, но дух протопопа остается непоколебим.

Источник: http://lit-helper.com/p_Jitie_Protopopa_Avvakuma__im_samim_napisannoe

Краткое содержание рассказа Житие протопопа Аввакума им самим написанное читать, по главам

Житие протопопа Аввакума им самим написанное

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.

Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.

Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница.

Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии.

Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.

В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажег три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя.

Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума.

Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.

Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после еще раз избил протопопа в церкви.

И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьей из дому.

Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место.

Он так и сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль.

Но протопоп не-благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его.

Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил свое место.

Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Читайте также:  Краткое содержание кладовая солнца пришвина точный пересказ сюжета за 5 минут

Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона.

После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришел некто — то ли человек, то ли ангел — и принес протопопу тарелку щей.

Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.

Протопопа с семьей сослали в Сибирь. В Тобольске архиепископ устроил его служить в церкви. За полтора года на Аввакума было пять доносов. Чинил ему обиды дьяк Иван Струна, занимавшийся делами епархии. В церкви он схватил за бороду дьяка Антона, которого преследовал.

Аввакум, затворив церковные двери, постегал Струну ремнем. И за это было ему много бед: родные Ивана Струны хотели убить его. Тот же дьяк Струна за мзду согласился покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум в церкви проклял дьяка. Иван Струна в то время был под началом у Петра Бекетова.

Когда проклинали Струну, Бекетов бранил Аввакума, а идя из церкви, взбесился и умер.

Пришел указ везти Аввакума на реку Лену, в острог. По дороге его нагнал новый указ — ехать в Даурию. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. Пашков был очень жестоким человеком.

На реке Тунгуске корабль протопопа чуть не утонул. Протопопица вытащила детей из воды.

Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Пашков велел вдовам возвращаться и идти замуж. Аввакум стал противоречить. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шел по горам. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом.

Аввакума бросили в Братский острог. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в теплую избу. Жена и дети протопопа жили за двадцать верст от него, у злой бабы Ксеньи. На Рождество сын Иван пришел повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.

Весной поехали дальше. Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. Зимой волочили нарты, летом «в водах бродили». На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Одежда погнила, добро водой размыло.

Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. А потом начался голод. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Летом ели траву и корни, зимой — сосновую кашу. Ели даже мясо замерзших волков и лисиц — «всякую скверну». Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.

Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Пашков их отнял, и вдовы опять стали беситься. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. После того они сделались монахинями.

Отряд возвращался с Нерчи-реки к Русе. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. Протопопица изнемогала, но духом была тверда. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.

Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение. Но когда ребенок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Младенец разболелся еще больше. Аввакум разгневался на боярыню. Она просила у него прощения. Когда принесли больного ребенка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.

Пашков послал своего сына Еремея с отрядом казаков воевать с Мунгальское царство. Пашков заставил местного шамана колдовать и спрашивал, будет ли поход удачным. Шаман предвещал успех. Но Аввакум молился о неудаче, чтобы не сбылось дьявольское предсказание шамана.

Потом он, правда, пожалел Еремея, который был человеком добрым, благочестивым, защищал протопопа от своего отца. Аввакум стал молиться, чтобы Бог пощадил Еремея. Пашков узнал, что Аввакум желал неудачного похода, и хотел пытать протопопа. Но в это время вернулся Еремей.

Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.

Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Воевода не взял Аввакума с собой. Тогда протопоп поехал отдельно. Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни.

Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. Дорога была трудна. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников.

А еще им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.

Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? Но жена ободряла его. И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.

В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума. Его поставили на монастырском соборе в Кремле и предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. Но протопоп не согласился.

Ведь еще в Тобольске Аввакуму во сне было предостережение от Бога, а в Даурии через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрет.

Видя, что Аввакум не хочет соединиться с никонианами, царь попросил протопопа, чтобы тот по крайней мере молчал об этом. Аввакум послушался. Жил он в то время у боярыни Фе-досьи Морозовой, своей духовной дочери. Многие приходили к нему и приносили подарки.

Прожив так полгода, Аввакум снова послал царю письмо, чтобы он защитил Церковь от ереси Никона. И после этого Аввакума с семьей было приказано сослать на Мезень.

Через полтора года его со старшими сыновьями, Иваном и Прокопием, вернули в Москву, а протопопица и младшие дети остались на Мезени.

Аввакума десять недель держали на цепи в Пафнутьевом монастыре. Потом привезли в церковь, расстригли и прокляли. Аввакум же в свою очередь проклял никониан.

Потом его снова отвезли в Пафнутьев монастырь. Келарь Никодим сначала был добр к узнику. Но когда протопоп попросил открыть дверь темницы в день Пасхи, келарь отказал. Никодим вскоре разболелся, и некто в образе Аввакума явился и исцелил его. Тогда келарь покаялся перед Аввакумом.

Протопопа посещали его дети с юродивым Феодором. Феодор же был великий подвижник: о молитве радел, по тысяче поклонов бил, на морозе в одной рубашке ходил. Этот юродивый чудным образом убежал из Рязани, где его держали в узах. Но потом Феодора удавили на Мезени.

После того привезли Аввакума в Москву, в Чудов монастырь, и поставили перед собором вселенских патриархов. Протопоп спорил с ними о вере и обличал их. Патриархи хотели его избить, но Аввакум устыдил их словом Божиим.

Царь отправил к протопопу своих посланников. Он просил его хоть в чем-то согласиться с вселенскими патриархами, но Аввакум отказался.

Протопопа сослали в Пустозерск. Оттуда он писал и царю, и всем православным. На Мезени же казнили двух его духовных детей, Феодора юродивого и Луку Лаврентьевича. Хотели повесить и сыновей протопопа, Прокопия и Ивана, да отроки с испугу покаялись. Тогда их с матерью закопали в земляную тюрьму.

Пришел приказ и в Пустозерск о том, чтобы посадить Аввакума в земляную тюрьму. Он хотел уморить себя голодом, да собратья не велели.

Потом власти схватили священника Лазаря, отсекли ему язык и правую руку. Отсеченная рука сложила персты для крестного знамения. А язык через два года у Лазаря вырос. Соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и тоже чудесным образом он вырос. Это же произошло и с дьяконом Феодором. А в Москве многих противников Никона сожгли.

В те времена когда Аввакум был еще не протопопом, а попом, царский духовник Стефан подарил ему книгу Ефрема Сирина. Аввакум обменял ее на лошадь. Родной брат Аввакума, Евфимий, заботился об этой лошади больше, чем о молитве. Бог наказал Аввакума с братом: в Евфимия вселился бес. Аввакум изгнал беса, но Евфимий не исцелился, пока Аввакум не забрал обратно книгу и не отдал за нее деньги.

В темнице протопоп жил вместе с бесноватым Кирилушком, московским стрельцом. Он терпел все выходки бесноватого. Кирилушко умер в темнице, Аввакум исповедал и причастил его перед смертью.

А в Москве протопоп изгонял беса из Филиппа, который уж долгое время был к стене прикован, потому что сладу с ним не было. Один раз Аввакум, придя домой, рассердился на жену и домочадицу Фетинью, которые рассорились между собою. Протопоп побил обеих женщин.

И после того он не мог совладать с бесом, пока не попросил прощения у жены, Фетиньи и всех домашних.

Бесноватого Феодора Аввакум два месяца держал у себя дома в Тобольске, молился о нем. Феодор исцелился, но потом в церкви снова досадил Аввакуму, и тот велел приковать его к стене. Взбесившись пуще прежнего, Феодор убежал и стал всюду творить разные безобразия.

Протопоп молился о его исцелении, а перед самой ссылкой Аввакума в Даурию на корабль к нему пришел здоровый Феодор и благодарил его: бесноватому явился некто в образе Аввакума и отогнал бесов. Нападал бес и на домочадицу протопопа Офимью, Аввакум исцелил и ее.

В Тобольске у протопопа Аввакума была духовная дочь Анна. Она хотела, вопреки воле духовного отца, выйти замуж за первого хозяина, Елизара. Анна стала не слушаться Аввакума, и на нее начал нападать бее. Однажды девица заснула на молитве, спала три дня и три ночи.

Проснувшись, поведала свой сон: ангелы велели ей во всем слушаться протопопа. Но когда его сослали из Тобольска, Анна все-таки вышла замуж за Елизара. Через восемь лет Аввакум ехал обратно. В это время Анна постриглась в монахини. Она во всем покаялась перед духовным отцом.

Аввакум сначала сердился на Анну, но потом простил и благословил. Она потом тоже страдала за веру.

Еще Аввакум исцелял младенцев, страдавших грыжей. А в первые годы его слудаения Аввакума часто пугал бес, но священник преодолевал страх и отгонял беса

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfsktlkpr/index.html

«Житие Аввакума» Аввакума в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.

Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.

Читайте также:  Краткое содержание лесков левша точный пересказ сюжета за 5 минут

Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница.

Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии.

Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.

В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажег три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя.

Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума.

Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.

Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после еще раз избил протопопа в церкви.

И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьей из дому.

Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место.

Он так и сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль.

Но протопоп не-благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его.

Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил свое место.

Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона.

После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришел некто — то ли человек, то ли ангел — и принес протопопу тарелку щей.

Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.

Протопопа с семьей сослали в Сибирь. В Тобольске архиепископ устроил его служить в церкви. За полтора года на Аввакума было пять доносов. Чинил ему обиды дьяк Иван Струна, занимавшийся делами епархии. В церкви он схватил за бороду дьяка Антона, которого преследовал.

Аввакум, затворив церковные двери, постегал Струну ремнем. И за это было ему много бед: родные Ивана Струны хотели убить его. Тот же дьяк Струна за мзду согласился покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум в церкви проклял дьяка. Иван Струна в то время был под началом у Петра Бекетова.

Когда проклинали Струну, Бекетов бранил Аввакума, а идя из церкви, взбесился и умер.

Пришел указ везти Аввакума на реку Лену, в острог. По дороге его нагнал новый указ — ехать в Даурию. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. Пашков был очень жестоким человеком.

На реке Тунгуске корабль протопопа чуть не утонул. Протопопица вытащила детей из воды.

Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Пашков велел вдовам возвращаться и идти замуж. Аввакум стал противоречить. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шел по горам. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом.

Аввакума бросили в Братский острог. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в теплую избу. Жена и дети протопопа жили за двадцать верст от него, у злой бабы Ксеньи. На Рождество сын Иван пришел повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.

Весной поехали дальше. Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. Зимой волочили нарты, летом «в водах бродили». На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Одежда погнила, добро водой размыло.

Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. А потом начался голод. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Летом ели траву и корни, зимой — сосновую кашу. Ели даже мясо замерзших волков и лисиц — «всякую скверну». Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.

Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Пашков их отнял, и вдовы опять стали беситься. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. После того они сделались монахинями.

Отряд возвращался с Нерчи-реки к Русе. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. Протопопица изнемогала, но духом была тверда. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.

Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение. Но когда ребенок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Младенец разболелся еще больше. Аввакум разгневался на боярыню. Она просила у него прощения. Когда принесли больного ребенка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.

Пашков послал своего сына Еремея с отрядом казаков воевать с Мунгальское царство. Пашков заставил местного шамана колдовать и спрашивал, будет ли поход удачным. Шаман предвещал успех. Но Аввакум молился о неудаче, чтобы не сбылось дьявольское предсказание шамана.

Потом он, правда, пожалел Еремея, который был человеком добрым, благочестивым, защищал протопопа от своего отца. Аввакум стал молиться, чтобы Бог пощадил Еремея. Пашков узнал, что Аввакум желал неудачного похода, и хотел пытать протопопа. Но в это время вернулся Еремей.

Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.

Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Воевода не взял Аввакума с собой. Тогда протопоп поехал отдельно. Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни.

Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. Дорога была трудна. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников.

А еще им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.

Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? Но жена ободряла его. И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.

В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума. Его поставили на монастырском соборе в Кремле и предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. Но протопоп не согласился.

Ведь еще в Тобольске Аввакуму во сне было предостережение от Бога, а в Даурии через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрет.

Видя, что Аввакум не хочет соединиться с никонианами, царь попросил протопопа, чтобы тот по крайней мере молчал об этом. Аввакум послушался. Жил он в то время у боярыни Фе-досьи Морозовой, своей духовной дочери. Многие приходили к нему и приносили подарки.

Прожив так полгода, Аввакум снова послал царю письмо, чтобы он защитил Церковь от ереси Никона. И после этого Аввакума с семьей было приказано сослать на Мезень.

Через полтора года его со старшими сыновьями, Иваном и Прокопием, вернули в Москву, а протопопица и младшие дети остались на Мезени.

Аввакума десять недель держали на цепи в Пафнутьевом монастыре. Потом привезли в церковь, расстригли и прокляли. Аввакум же в свою очередь проклял никониан.

Потом его снова отвезли в Пафнутьев монастырь. Келарь Никодим сначала был добр к узнику. Но когда протопоп попросил открыть дверь темницы в день Пасхи, келарь отказал. Никодим вскоре разболелся, и некто в образе Аввакума явился и исцелил его. Тогда келарь покаялся перед Аввакумом.

Протопопа посещали его дети с юродивым Феодором. Феодор же был великий подвижник: о молитве радел, по тысяче поклонов бил, на морозе в одной рубашке ходил. Этот юродивый чудным образом убежал из Рязани, где его держали в узах. Но потом Феодора удавили на Мезени.

После того привезли Аввакума в Москву, в Чудов монастырь, и поставили перед собором вселенских патриархов. Протопоп спорил с ними о вере и обличал их. Патриархи хотели его избить, но Аввакум устыдил их словом Божиим.

Царь отправил к протопопу своих посланников. Он просил его хоть в чем-то согласиться с вселенскими патриархами, но Аввакум отказался.

Протопопа сослали в Пустозерск. Оттуда он писал и царю, и всем православным. На Мезени же казнили двух его духовных детей, Феодора юродивого и Луку Лаврентьевича. Хотели повесить и сыновей протопопа, Прокопия и Ивана, да отроки с испугу покаялись. Тогда их с матерью закопали в земляную тюрьму.

Пришел приказ и в Пустозерск о том, чтобы посадить Аввакума в земляную тюрьму. Он хотел уморить себя голодом, да собратья не велели.

Потом власти схватили священника Лазаря, отсекли ему язык и правую руку. Отсеченная рука сложила персты для крестного знамения. А язык через два года у Лазаря вырос. Соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и тоже чудесным образом он вырос. Это же произошло и с дьяконом Феодором. А в Москве многих противников Никона сожгли.

В те времена когда Аввакум был еще не протопопом, а попом, царский духовник Стефан подарил ему книгу Ефрема Сирина. Аввакум обменял ее на лошадь. Родной брат Аввакума, Евфимий, заботился об этой лошади больше, чем о молитве. Бог наказал Аввакума с братом: в Евфимия вселился бес. Аввакум изгнал беса, но Евфимий не исцелился, пока Аввакум не забрал обратно книгу и не отдал за нее деньги.

В темнице протопоп жил вместе с бесноватым Кирилушком, московским стрельцом. Он терпел все выходки бесноватого. Кирилушко умер в темнице, Аввакум исповедал и причастил его перед смертью.

А в Москве протопоп изгонял беса из Филиппа, который уж долгое время был к стене прикован, потому что сладу с ним не было. Один раз Аввакум, придя домой, рассердился на жену и домочадицу Фетинью, которые рассорились между собою. Протопоп побил обеих женщин.

И после того он не мог совладать с бесом, пока не попросил прощения у жены, Фетиньи и всех домашних.

Бесноватого Феодора Аввакум два месяца держал у себя дома в Тобольске, молился о нем. Феодор исцелился, но потом в церкви снова досадил Аввакуму, и тот велел приковать его к стене. Взбесившись пуще прежнего, Феодор убежал и стал всюду творить разные безобразия.

Протопоп молился о его исцелении, а перед самой ссылкой Аввакума в Даурию на корабль к нему пришел здоровый Феодор и благодарил его: бесноватому явился некто в образе Аввакума и отогнал бесов. Нападал бес и на домочадицу протопопа Офимью, Аввакум исцелил и ее.

В Тобольске у протопопа Аввакума была духовная дочь Анна. Она хотела, вопреки воле духовного отца, выйти замуж за первого хозяина, Елизара. Анна стала не слушаться Аввакума, и на нее начал нападать бес. Однажды девица заснула на молитве, спала три дня и три ночи.

Проснувшись, поведала свой сон: ангелы велели ей во всем слушаться протопопа. Но когда его сослали из Тобольска, Анна все-таки вышла замуж за Елизара. Через восемь лет Аввакум ехал обратно. В это время Анна постриглась в монахини. Она во всем покаялась перед духовным отцом.

Аввакум сначала сердился на Анну, но потом простил и благословил. Она потом тоже страдала за веру.

Еще Аввакум исцелял младенцев, страдавших грыжей. А в первые годы его служения Аввакума часто пугал бес, но священник преодолевал страх и отгонял беса.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/5960-jitie-avvakuma-avvakuma-v-kratkom-izlojenii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector