Краткое содержание золя тереза ракен точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание романа «Тереза Ракен» Золя

Краткое содержание Золя Тереза Ракен точный пересказ сюжета за 5 минут

На одной из парижских улиц находится небольшой галантерейный магазин, собственницей которого является пожилая, молчаливая женщина, давно похоронившая мужа и носящая имя госпожи Ракен. Обслуживать покупателей ей помогает ее племянница Тереза, являющаяся в то же время женой сына госпожи Ракен Камилла, девушка обычно так же печальна и неразговорчива, как и тетка.

В детстве Терезу привез сестре из Алжира капитан Деган, отец девочки. Ее родила местная женщина, которая вскоре умерла, а Деган, приходящийся девочке отцом, решил отдать ее на воспитание сестре, у которой уже имелся сын Камилл, лишь двумя годами старше Терезы.

Госпожа Ракен растила обоих детей, при этом Камилл постоянно болел, и мать с огромным трудом сумела сохранить мальчику жизнь.

Однако и во взрослом возрасте молодой мужчина остается весьма тщедушным, хилым и слабым, из-за плохого состояния здоровья ему так и не удалось получить настоящего образования.

В детские годы госпожа Ракен обращалась со здоровой, крепкой Терезой точно так же, как и со своим болезненным сыном, заставляя девочку принимать те же лекарства.

В результате замкнутого образа жизни и чрезмерной заботы тетки девушка вырастает не только слишком послушной и не имеющей собственного мнения, но и фактически безразличной ко всей окружающей ее жизни и даже к тому, что происходит с ней самой.

Став взрослыми, кузены Камилл и Тереза женятся. Оба всегда знали, что это рано или поздно произойдет, поэтому даже первая близость не вызывает ни у одного из них особенных эмоций, оба сохраняют равнодушие и безучастность.

После свадьбы молодой мужчина изъявляет желание поселиться в столице, и госпожа Ракен снова приступает к торговле галантереей в одном из пассажей Парижа, Терезе приходится во всем ей помогать.

Камилл находит работу в управлении железной дороги, и еженедельно, каждый четверг, семья устраивает небольшие приемы для друзей.

Однажды в дом приходит некий Лоран, с которым муж Терезы учился в школе, теперь мужчины являются коллегами. В юности Лоран мечтал стать настоящим художником, но из этих попыток ничего не вышло, поэтому он вынужден зарабатывать себе на жизнь обычной службой в конторе.

Приятель детства Камилла начинает постоянно бывать в гостях у Ракенов, Тереза сразу чувствует к этому человеку определенный интерес, которого у нее никто ранее не вызывал.

Через некоторое время она сближается с Лораном, и его объятия пробуждают в ней эмоции, которых никогда не было в интимные моменты с Камиллом.

Вскоре любовники замышляют избавиться от мужа Терезы, который им лишь мешает, и приступают к разработке плана его устранения.

Когда все трое отправляются покататься на лодке по Сене, Лоран решительно выбрасывает друга за борт, хотя Камилл отчаянно борется за жизнь и даже кусает его за шею.

Но Лоран, гораздо более сильный физически, одерживает победу в схватке, и Камилл тонет.

По приезде домой Тереза и Лоран рассказывают всем о том, что лодка перевернулась во время их речной прогулки, и мужчина, спасая в первую очередь молодую женщину, просто не успел помочь Камиллу.

Госпожа Ракен глубоко переживает смерть сына, но племянница и товарищ погибшего мужчины постоянно находятся рядом с ней, и по прошествии года она сама предлагает им вступить в брак, как они и рассчитывали.

Однако молодые супруги не испытывают ничего похожего на счастье, о котором они мечтали прежде, перед глазами каждого из них постоянно стоит призрак утонувшего Камилла, обоих терзают непрекращающиеся угрызения совести.

Даже когда они ложатся вместе в постель, Лорану и Терезе кажется, что между ними находится Камилл.

Лоран снова начинает рисовать, друзья хвалят его портреты, но сам мужчина замечает, что все они напоминают внешне его жертву. Отношения между ним и Терезой постоянно обостряются, для каждого из них общество другого становится просто невыносимым, они постоянно ссорятся, и Лоран все чаще поднимает на супругу руку.

Через некоторое время госпожа Ракен оказывается парализованной, женщина утрачивает способность не только двигаться, но и говорить. Однажды она вдруг понимает из разговоров племянницы и ее нового мужа, что именно они убили ее сына.

Госпожа Ракен в ужасе, но она не может никому рассказать о происшедшем. Однако в один из вечеров пожилая женщина пытается в присутствии гостей пальцем написать на столе правду, но не успевает этого сделать, силы полностью оставляют ее.

Тереза пытается умолять тетку о прощении, однако покаяние не приносит ей облегчения, она пытается забыться с помощью распутства, но и это ей нисколько не помогает. Она и Лоран опасаются друг друга, каждый думает, что другой не выдержит мук совести и пойдет с признанием в полицию.

Оба принимают решение об убийстве супруга, Лоран покупает яд, Тереза тайком точит длинный, острый нож. Но в последний момент, полностью отчаявшись, женщина, а за ней и мужчина выпивают воду, в которой растворен цианистый калий.

Госпожа Ракен на протяжении всей ночи наблюдает за трупами, лежащими у ее ног, словно не в силах полностью насладиться зрелищем кары, которую в итоге понесли убийцы.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/kratkoe-soderzhanie-romana-tereza-raken-zolja.html

Краткое содержание «Терезы Ракен»: жизнь среднего класса в эпоху Второй империи

Роман «Тереза Ракен» был написан в 1867 году. Начиная работу над одним из своих не самых известных произведений, Эмиль Золя ставил перед собой задачу показать жизнь среднего класса Франции в эпоху Второй империи.

Тереза родилась в Алжире и была дочерью капитана Дегана и местной жительницы. После смерти матери отец забрал девочку и отвёз во Францию, чтобы отдать на воспитание своей сестре госпоже Ракен.

Маленькая Тереза росла вместе с кузеном Камилем, сыном тётки. Господин и госпожа Ракен имели собственный небольшой бизнес в Верноне. Овдовев, женщина оставила семейное дело и поселилась в небольшом домике на берегу Сены с сыном и племянницей.

Камиль рос болезненным ребёнком и даже не смог получить образование из-за своего слабого здоровья. Тереза, напротив, никогда ничем не болела, однако за ней тётка ухаживала так же, как и за своим больным сыном. Своей чрезмерной заботой госпожа Ракен сделала племянницу слишком послушной.

Когда Камиль и Тереза выросли, вдова организовала им свадьбу. Поскольку двоюродные брат и сестра с детства знали, что этот союз неизбежен, брак не вызвал у них ни малейшего протеста. По пожеланию Камиля вся семья переехала в Париж.

Тетка и племянница открыли галантерейную лавку, а глава семейства получил солидную должность. Раз в неделю Ракены принимали гостей.

Однажды Камиль привёл в дом своего старого знакомого, а ныне сослуживца, Лорана. Молодой человек увлекался живописью. Он стал часто бывать у Ракенов и писать портреты Камиля. Со временем Тереза и сослуживец господина Ракена стали любовниками. Тереза никогда по-настоящему не любила.

Её брак был предусмотрен тёткой, мечтавшей найти для своего болезненного сын хоть какую-нибудь жену. Лоран стал сознательным выбором Терезы, и она не собиралась от него отказываться. Молодая госпожа Ракен и не подозревала, что её любовник мечтает только о том, как завладеть её деньгами.

Лоран решил убить законного мужа своей любовницы, мешающего осуществлению его планов. Однажды во время прогулки по Сене любовникам удалось добиться своей цели. Лоран вытолкнул Камиля за борт лодки. Пытаясь сопротивляться, господин Ракен укусил своего убийцу за шею. Тем не менее, цель была достигнута, и Камиль утонул.

Убийство было умело замаскировано под несчастный случай. Безутешная мать вскоре смирилась со смертью сына. В доме Ракенов по-прежнему бывали гости. Как-то за столом была высказана мысль о том, что Лорана и Терезу нужно поженить, ведь Лоран был другом покойного Камиля и даже спас его жену в тот злосчастный день на Сене. Идея была полностью поддержана тёткой.

Сами любовники только и ждали подобного поворота событий.

Однако после долгожданной свадьбы счастье так и не пришло в новую семью. Молодожёнам всё время кажется, что их преследует тень утопленника. Им всюду мерещится труп Камиля. Отношения между супругами стремительно ухудшаются. Лоран часто избивает жену.

Рубец от укуса на его шее, оставленный утопленником, постоянно болит и не заживает. Тётку Терезы неожиданно разбил паралич. Она потеряла способность говорить и двигаться. Молодожёны, полагая, что госпожа Ракен лишилась также и рассудка, не стесняются обсуждать при ней смерть Камиля.

Пожилая женщина узнаёт, как на самом деле умер её сын, но сделать ничего не может.

Тереза покаялась перед тёткой, но это не облегчило мук совести. Супруги перестали доверять друг другу. Каждый из них стал готовиться к новому убийству. Муж купил яд, а жена подготовила нож. В конце концов, Тереза и Лоран по ошибке выпили отравленную воду. Трупы супругов всю ночь пролежали на полу у ног старой тётки. Госпожа Ракен не без радости смотрела на мёртвых убийц своего сына.

Характеристика персонажей

Тереза Ракен

Жизнь Терезы всегда протекала мирно и однообразно. Она не знала особенной роскоши, но и нужда при этом ей была незнакома. Будни главной героини были слишком стабильны и предсказуемы. Даже своего будущего мужа она знала с самого детства. Предсказуемость заставила Терезу уснуть, стать безразличной и плыть по течению.

Пробуждение наступило с приходом настоящей любви. Тереза никогда не испытывала к своему кузену никаких волнующих чувств.

Камиль воспринимался чем-то, что не вызывает острых эмоциональных переживаний, но без чего невозможно обойтись. Любовь к Лорану открыла глаза и подтолкнула молодую женщину сделать свои первые самостоятельные шаги в жизни.

Но поскольку Тереза не привыкла жить своим умом, самостоятельное решение привело её к трагедии.

Камиль Ракен

Всеми своими успехами в жизни и даже самой жизнью Камиль обязан своей матери. Господин Ракен, в отличие от Терезы, не стремится «проснуться», стать самостоятельным. Его вполне устраивает судьба, приготовленная для него старой вдовой.

Лекарства и чрезмерная материнская забота спасли от смерти только тело, сделав совершенно безвольным дух. Из первой и единственной опасной ситуации в своей жизни Камиль выходит проигравшим. Виной всему стала не физическая слабость, а неумение бороться за своё существование.

Делец Лоран

Отец Лорана мечтал о блестящем образовании для своего сына. Однако сам Лоран относился к учёбе с пренебрежением. Подсознательно пытаясь найти лёгкое дело, приносящее быстрый доход, Лоран выбирает живопись. Но и здесь его не ожидал успех. Чтобы стать известным живописцем, необходима огромная самоотдача и годы практики.

Встреча с Терезой предлагает Лорану неплохую возможность получить крупную сумму денег после женитьбы на жаждущей любви женщине. Самым трудоёмким оказалось устранение с пути Камиля. Но возможность уйти от ответственности имеет свои последствия.

Читайте также:  Краткое содержание гоцци ворон точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор не указывает источник наказания: было ли оно следствием раскаяния или же послано «свыше». Видения Лорана указывают на то, что не всё человеческое погибло в главном герое. Он ещё способен чувствовать безнравственную, чудовищную сторону своего поступка.

Попытка завладеть деньгами Ракенов не удалась. Голос совести оказался сильнее.

Анализ произведения

Одним из способов привлечь внимание публики к произведению становится использованный в романе мистицизм. Мистика выражена неярко, но она, безусловно, присутствует.

Элементы мистики

Первой мистической деталью становится укус Камиля, ставший для убийцы своеобразным прощальным «сувениром». Таинственный укус доставляет постоянное беспокойство Лорану, словно утопленник напоминает о себе из того мира, в который он ушёл.

Через год после смерти господина Ракена, когда любовники решили узаконить свои отношения, мистики становится ещё больше. Непостижимым образом новобрачным начинает мерещиться утопленный Камиль.

Скептически настроенный читатель может приписать видения обыкновенным галлюцинациям, возникающим из-за угрызений совести. Однако в течение года с момента смерти Ракена никаких видений у Терезы и Лорана не возникало.

Они были вполне счастливы от того, что задумка удалась, и ждали удобного времени для свадьбы.

Символична и мистична даже смерть главных героев. Лоран и Тереза умирают у ног матери своей жертвы. У женщины остаётся достаточно времени для того, чтобы насладиться видом трупов убийц сына, брошенных к её ногам самим возмездием.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/ehmil-zolya/tereza-raken.html

Книга «Тереза Ракен»

2:2. Таков на данный момент мой счет с Золя. Прочитано четыре книги, из которых две понравились до безумного восторга, а две другие оставили впечатление послабее, на четверочку.

Чего-то такого мне в них не хватило. Причем, что интересно, случается это через раз, то есть одна книга — восторг, другая — просто хорошая.

Если статистика не подведет, то от следующей книги автора мне нужно ожидать ошеломляющего эффекта=)

«Тереза Ракен» же как раз попала в разряд «просто хороших» книг. Мне, вообще говоря, очень понравилась идея. Золя, по собственным его словам, помещенным в предисловии, задумывал в этой книге показать и «исследовать» героев, полностью лишенных человеческих качеств.

Живущих только животными инстинктами: самосохранение и удовлетворение физических потребностей. Не способных на любовь, сострадание, искреннее раскаяние. Ни во что не ставящих чьи-либо интересы, кроме своих собственных.

Причем не просто показать таких людей, а скрупулезно «разобрать» каждое движение их души, самое малейшее изменение, происходящее у них внутри.

Получилось ли у него? Пожалуй, что и да. Вот только в случае со мной… ну не прониклась я этими персонажами. Не в том смысле, что я их не полюбила — вроде как этого никто и не ждал — а просто… они были мне не интересны. Ни главные герои, ни их жертва, ни окружающие их люди. Никто.

Не знаю, как лучше сформулировать, но я никак не могла поймать «волну», на которой все они жили. Ну, знаете, как бывает, когда персонажи в целом тебе не близки, но благодаря автору ты на какое-то время становишься на их точку зрения, проникаешься их логикой. Так вот, здесь такого не было.

А поэтому чтение по большей части было для меня малоэмоциональным и не особенно захватывающим. За исключением нескольких моментов, о которых чуть ниже.

Один из них касается самого начала книги. Маленькую девочку Терезу, дочь отца, которому она не нужна и неизвестной матери, привозят на попечение тетки — владелицы галантерейной лавки г-жи Ракен.

Та принимает ее, заботится, как может, но «свет ее очей» — это единственный сыночек, хилый и болезненный Камилл, которого мать упорно на протяжении всей жизни отвоевывает у смерти.

Она сдувает с него пылинки, дрожит каждую минуту, не дает ступить лишнего шагу из боязни, как бы ему не стало хуже, не хочет и слышать, чтобы любимое дитятко хоть чем-нибудь занималось, кроме как ело и спало.

Он ведь такой слабенький! Ничего, кроме отвращения, не вызывает такая, уже сама по себе превратившаяся в болезнь, материнская любовь… Хоть и объяснимая, но не приносящая никому из действующих лиц ничего, кроме вреда. И я не только о Камилле, который, уже будучи взрослым, все еще остается полудохлым маменькиным сынком.

Впрочем, в его защиту можно сказать, что он сам вовсе не стремился к бессмысленной и праздной жизни, ему хотелось работать и что-то делать, вот только «благодаря» матери, которая практически не позволяла ему учиться и собственным не слишком высоким умственным способностям, он толком ни на что не пригоден и не знает, с какого конца и за что взяться. В конце концов, он становится конторским служащим и кажется вполне довольным своей жизнью…

Не такова Тереза. Она здоровый, живой, энергичный ребенок. Но, в угоду своему сыночку, г-жа Ракен делает и племянницу жертвой своих забот. Тот пьет бесконечные микстуры — и Тереза тоже. Он сидит в жарко натопленной комнате в полной неподвижности и тишине — и Тереза тоже. Он спит, и она тоже, в одной постели с ним.

Ей тоже воспрещается издавать громкие звуки, бегать, играть… Ведь она может потревожить больного! И постепенно вся жизненная энергия девочки уходит куда-то глубоко внутрь, а сама она становится апатичной и безжизненной…

Она задыхается в этой тепличной атмосфере, чувствует себя словно прикованной к Камиллу с его вечной немощью, и при этом еще и обязанной быть благодарной тете за приют.

Последним же звеном цепи, «приковавшей» ее к ненавистному двоюродному брату, стало решение г-жи Ракен поженить «любимых деток».

Она-то руководствовалась исключительно благими намерениями: оставить им все наследство, обеспечить Терезе безбедную жизнь и стабильный доход, а Камиллу — вечную сиделку, причем не чужого человека, а такого, которого он знает с детства.

План, с ее точки зрения, идеален, и Тереза с Камиллом с самого детства знают, что, когда вырастут, станут мужем и женой, и воспринимают это как само собой разумеющееся.

Почему Тереза, став взрослее, не воспротивилась? Трудно сказать. Скорее всего, она настолько отупела в своем вечном оцепенении, что уже и не думала, что может быть по-другому. Просто жила по накатанной, так, как привыкла.

Она не была счастлива ни минуты, но никакого другого пути она просто не видела, а многолетнее бездействие отучило ее думать и предпринимать какие-либо шаги.

Она просто живет и исподволь ненавидит все, что видит вокруг: заботу тети, своего мужа, их тупых гостей, что приходят по вечерам, унылую и темную лавку, в которой она просто гниет заживо…

А потом случается то, что случается. Камилл приводит в лавку своего приятеля Лорана. Тот — полная противоположность Камиллу: здоровый, румяный, полный какой-то животной силы.

И вот Тереза, то ли с отчаяния, то ли из чувства протеста против всей своей прошлой жизни, то ли под влиянием собственных животных инстинктов, что дремали в ней все это время, а скорее, и всего вместе, бросается очертя голову в его объятия.

Любовь ли это? Смотря что под этим понимать. Тут нет ни малейшего взаимопонимания, взаимного уважения, привязанности, нежности.

С ее стороны — всепоглощающая физическая страсть, словно она вознамерилась в кратчайшие сроки компенсировать все, чего не могла получить от мужа, а с его — и вообще поначалу вялое «Почему бы и нет, мне нужна женщина, а эта привлекательная и бесплатная к тому же», а потом — одержимость, которой он будто бы заразился от самой Терезы.

И постепенно эти двое приходят к мысли, что все было бы еще лучше, если бы Камилла вообще существовало на свете, если бы он вдруг взял и случайно умер от какого-нибудь пустяка…

А Лоран сверх этого подумывает еще и том, что неплохо было бы самому жениться на Терезе — у нее и доход есть, и капитал, можно было бы жить и ничего не делать. Да еще и жена красивая и страстная, чего ж больше? Вот только Камилл…

И тут у него и рождается «совершенно естественный» при данных обстоятельствах план.

А дальше Золя нам очень скрупулезно и со всеми деталями расскажет: как этот план зрел, удалось ли его исполнить, что получилось в результате, что происходило с главными героями впоследствии и как трансформировались их души в процессе всего пережитого.

А главное, он продемонстрирует нам разницу между «внешним видом» и внутренним миром как отдельного человека, так и отдельного дома. Как безупречно выглядели эти двое в глазах всех знакомых! Какими счастливыми и спокойными казались. Как «пахло честностью» в лавке г-жи Ракен! А копнешь чуть глубже…

Впрочем, автор вам расскажет об этом сам.

Я же только еще хочу сказать о двух моментах, которые я больше всего ненавидела в этой книге:

1) Когда с**а-Лоран убил кота! Тварь, тварь, тварь, гореть тебе в аду! Знаете, я осталась почти равнодушной к убийству Камилла. Я не говорю, что это было нормально, что наши герои правильно сделали, когда избавились от него и т.п. Но… мне не было его жаль. А вот кота! Только за то, что бедный зверь, видите ли, слишком злобно на него смотрел.

Потому что он, ***, слишком много знал!!! А вдруг он заговорит?! А вдруг расскажет, выдаст? А вдруг в него вселился дух Камилла??? Да тебя бы самого, тварь параноидальная, убить об стену 10 раз! И чтоб ты так же, как тот кот, много часов мучился с переломанными костями и никто бы к тебе не подошел (чтоб хоть добить).

Мне в этот момент просто хотелось выбросить книгу в окно (но т.к. я слушала аудио, это было невозможно).
2) Когда эти два недочеловека издевались над парализованной старухой.

Нет, Золя, ты просто мастер по части изощренных издевательств! Заставить свою героиню, у которой и так отняли единственную радость в жизни (пусть даже довольно никчемную), еще так разочароваться в тех, кому она верила.

Обрушить на нее такой удар и именно в тот момент, когда она в буквальном смысле не способна пошевелить пальцем, чтобы хоть как-то выразить свои чувства… Я пыталась, но не смогла себе представить, что это должны были быть за мучения… Когда она вот так, день за днем, сидела в полной неподвижности, не в силах издать ни звука, вынужденная часами слушать ругань двух убийц, обвиняющих и поливающих друг друга грязью, а потом начинающих лицемерно изливаться перед ней в раскаянии… Не иметь даже возможности в отвращении отвернуться от них, оттолкнуть прикасающиеся к ней руки… По-настоящему ужасно. Мне кажется, ни одну героиню мне еще не было настолько жаль.

Читайте также:  Краткое содержание горький старуха изергиль кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

Концовка оставила во мне двойственные чувства. С одной стороны, я рада, что все закончилось именно так, а с другой — есть в ней некая театральность, больше подходящая пьесе Шекспира, чем роману в жанре «реализм».

Этакая эффектная точка ко всей этой омерзительной истории. Мне смутно хотелось бы, чтобы это было немного по-другому… По форме, а не по результату, я имею в виду. Результат-то очень хорош, даже если я в душе все равно не совсем ему поверила. Вот только…

бедная мать! Для нее еще ничего не закончилось…

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000524376-tereza-raken-emil-zolya

Сюжет романа Эмиля Золя «Тереза Ракен»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Сюжет романа Эмиля Золя «Тереза Ракен»!!! =>>>

Действительно, вряд ли Золя был теперь менее морален, чем в период глубокого увлечения нравственными теориями Мишле, у которого он мог получить и первые уроки физиологической откровенности. Вернее, вопрос о моральности здесь вообще снимается. В «эротических» сценах чувствуется теоретический холод, то же, что и в портрете, стремление дать их «аналитическое» истолкование, подвести под общую научно-физиологическую проблему. Они, наконец, необходимы автору для разрешения последней.

«Пока я писал «Терезу Ракен»,- заявляет он в предисловии к роману (1868),- я забыл весь свет, я с головой погрузился в точное тщательнейшее изображение жизни, всецело отдавшись исследованию человеческого механизма, и уверяю вас ,что перипетии жестокой любви Терезы и Лорана не представляли для меня ничего безнравственного, ничего такого, что может поощрить низменные страсти… Каждую сцену, даже самую острую я писал, руководствуясь лишь научным интересом».

Любопытно, что Тэн тоже считал «Терезу Ракен» «произведением «глубоко нравственным».

И все-таки роман волнует. Об этом говорит письмо Виктора Гюго к Золя по поводу «Терезы Ракен»: «Дорогой и красноречивый собрат! У Вас точный рисунок, смелые краски, рельефность, правдивость и жизненность – продолжайте Вашу серьезную работу».

«Книгой достойной внимания» называл «Терезу Ракен» Флобер. Позже Иван Франко, знакомя украинских читателей с этим романом, напишет: «…повесть производит громадное, страшное впечатление.

Французская критика не привыкла к такому беспощадному анализу темных глубин человеческой души» .

 «Тереза Ракен» и «Мадлена Фера» вызвали обвинения писателя в аморальности. Его называли «жалким маньяком», «которому доставляют удовольствие порнографические сцены».

В «Терезе Ракен» старательно подчеркнуты автором чисто животные стимулы чувства, соединяющего любовников, откровенно изображены «сцены жгучей страсти, скотской грубости».

Отношения Мадлены с Жаком, психологически более сложная история ее любви к Гийому уснащены во втором романе не менее оголенными физиологическими деталями. Однако молодой автор с возмущением отмежевывается от бульварной эротической литературы, ссылаясь на «научные» задачи своей работы.

Знаменитый критик упрекал Золя в том, что тот изобразил «бешеные страсти», которые, «раз вырвавшись на волю, уже не знают удержу».

Молодой романист стремился использовать эту эмоциональную гипертрофию не только для доказательства своего «научного тезиса», но и в целях сюжетостроения.

Весь роман состоит из цепи нервных, судорожных рывков во внутреннем состоянии героев, выходящем на поверхность фабулы.

Автор в погоне за эмоциональными раздражителями использовал такие крайние меры, как анализ невысказанной душевной драмы парализованной матери Камилла.

В экспозиции «Терезы Ракен» разлита безысходная, непереносимо горькая тоска. «Когда Тереза в первый раз вошла в лавку, где ей отныне предстояло проводить дни, ей показалось будто она спускается в сырую могилу. Тошнотворное ощущение подступало ей к горлу, тело содрогалось от ужаса».

Живя рядом с ничтожным Камиллом и его слащавой ограниченной матерью, «Тереза, неподвижная, спокойная, как и остальные, со стороны наблюдала за этими мещанскими радостями, за этим безоблачным благополучием. А в душе у нее звучал дикий хохот…». Так мотивируется «право» героини на прелюбодеяние.

Но среда и загнанный внутрь темперамент Терезы превращают обывательский адюльтер в чудовищную драму, которая показалась Сент-Беву более разительной, чем история Эгисфа и Клитемнестры.

Гнет окружающего бросил Терезу в грубые объятия Лорана. Ничтожность кружка Ракенов обусловила циническую безнаказанность ее поступков. Поглотившая молодую женщину физическая страсть толкает ее к участию в убийстве мужа. «Такая жизнь, с чередованием встрясок и успокоений» длилась несколько месяцев.

Затем наступил пароксизм бредовых страстей, буквально сотрясающий сюжетный каркас романа. Один за другим следуют: эпизод потопления Камилла, внезапный приступ взаимного отчуждения, физического отвращения у Терезы и Лорана, кошмарная брачная ночь убийц. А затем безумные метания Терезы и Лорана в поисках спасения от самих себя. Лоран ищет забвения в отупляющей праздности.

Тереза переходит от безудержной истерии к целительному самобичеванию, затем снова к диким ссорам, к разврату и жажде самоубийства. Но самые страшные эффекты порождает двойной узел в сюжете романа: на жизнь и на смерть Лоран связан с Терезой «чувством ужаса и пролитой кровью». Действие превращается в чудовищный дуэт пораженной болезнью тела и духа пары.

В фабуле романа много надуманного, ее «логика» часто условна. Отдельные ее звенья повисают на подпорках из псевдонаучных экскурсов.

Сочинение опубликовано: 03.07.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Сюжет романа Эмиля Золя «Тереза Ракен»

Источник: http://www.getsoch.net/syuzhet-romana-emilya-zolya-tereza-raken/

Краткое содержание: Тереза ракен

В начале повествования даётся подробное описание маленькой галантерейной лавке, которая находится в парижском пассаже. Её хозяйками являются Тереза Ракен и её шестидесятилетняя тётя — госпожа Ракен. Они живут там же, только на этаж выше.

Раньше тётя Терезы держала галантерейную лавку в Верноне, но после того, как её муж умер, она прикрыла лавочку и, сняв домик на берегу Сены, стала почти что отшельником. Единственными людьми, жившими там помимо тёти, были её сын Камилл и её племянница, Тереза.

В детстве Камилл очень сильно и часто болел. Но госпожа Ракен раз за разом вырывала его из пасти смерти. Из-за своей склонности к болезням Камилл вырос маленьким и хилым, с плохим цветом лица. Свою учёбу он тоже пропустил, постоянно болея, и так и остался неучем.

Тереза приехала к госпоже Ракен с её братом, капитаном Деганом, прямо из Алжира. Она была младше Камлла на два года. Её мать, родом из Алжира, умерла. Девочку записали на имя капитана, но он отдал её госпоже Ракен, зная, что девочка получит от неё хорошее образование и воспитание. Терезу окружили заботой, но за здоровой девочкой следили так же, как и за Камиллом.

Её даже заставляли пить те же лекарства, что и он. Так, она выросла чрезмерно послушной и даже апатичной.
Через некоторое время состоялась свадьба Терезы и Камилла. Они были готовы к этому с самого детства, поэтому никакого торжества по этому поводу не испытывали. Во время первой их ночи, которую молодая пара провела вместе, Камилл «всё так же болезненно-вял».

После женитьбы Камилл объявляет, что решил переехать в Париж, и не хочет слышать никаких возражений. Так, всё семейство собрало пожитки и тронулось с нажитого места, заняв в Париже пассаж Пон-Неф и по обыкновению занявшись там продажей галантереи.

Тереза тоже стояла за прилавком, сменяя госпожу Ракен. Камилл начал работать в управлении железной дорогой в Орлеане. По четвергам семья приглашала гостей. К ним часто захаживал старый знакомый госпожи Ракен, полицейский комиссар Мишо. Иногда он брал с собой своего сына Оливье.

Так же в гости к Ракенам приходил коллега Камилла, старик Гривье.

Однажды Камилл вернулся домой в компании Лорана, с которым он когда-то учился в одном классе. Выяснилось, что Лоран тоже работает в Орлеанской железной дороге.

Отец Лорана постоянно пытался заставить мальчика учиться, мечтая сделать из него адвоката, но сын предпочитал валять дурака и гулять с друзьями. Потом он пробовал себя в живописи, но потерпел фиаско. Ему пришлось искать нормальную работу.

После своего первого визита он стал аккуратно навещать семью по четвергам.

Лоран, часто приходя к Ракенам, начинает писать с Камилла портрет. Лоран и Тереза, постепенно сблизившись, стали любовниками. Цели Лорана были далеки от благих — Тереза была интересна ему только из-за денег. Пара встречалась прямо на семейном ложе. Когда Камилл начал им докучать, Лоран решил его убить.

Однажды втроём молодые люди отправились на речную прогулку по Сене. Там Лоран выкинул Камилла за борт. Камилл, сопротивляясь, прокусил Лорану шею, но всё-таки не смог спастись и утонул.

Оставшиеся представили случившееся так, что лодка перевернулась, а Лоран, как истинный джентльмен, сначала подал руку помощи даме, не успев спасти друга.

Госпожа Ракен сначала не спала по ночам от горя, но вскоре всё встало на свои мечта — приглашение гостей по четвергам возобновилось. По прошествии года Тереза и Лоран решили обручиться. Они подстроили всё так, чтобы предложение об их свадьбе первыми сделали госпожа Ракен и собравшиеся гости.

Но радость молодой паре омрачает одно обстоятельство: их везде преследует труп Камилла. Тот укус, который Камилл оставил на прощание своему убийце, не заживает и постоянно болит. Даже во время занятий любовью им кажется, что над ними нависает утопленник.

Лоран пытается сбежать от этих ужасных галлюцинаций, снова занявшись живописью. Но за чей бы портрет он ни брался, он всё равно будет похож на покойного Камилла. Всё это вносит смтяение в супружескую жизнь, и Лоран начинает частенько распускать руки.

К этому времени госпожа Ракен уже не в состоянии не в состоянии передвигаться и шевелить языком — старую женщину практически полностью парализовало. Во время одного из разговоров с супругами она вдруг узнаёт их страшную тайну: они утопили Камилла. Она цепенеет от ужаса.

Вскоре Тереза и Лоран, издеваясь над немощной женщной, начинают говорить об убийстве Камилла так, как будто госпожи Ракен никогда не существовало. На одном из традиционных собраний по четвергам госпожа Ракен из последних сил привлекла к себе внимание присутствующих и начала писать пальцем по столу: «Тереза и Лоран у…

», но обессилела, не дописав последние слова. Все решили, что она хотела сказать: «Тереза и Лоран удивительно заботятся обо мне».

Тереза, одумавшись, начала раскаиваться в содеянном. Она целыми днями проводила подле старуи, прося прощение. Вскоре после этого Тереза пошла по рукам. Супруги перестали доверять друг друга, боясь, что один обязательно сдаст другого жандармам. Они решили обезопасить себя, убив друг друга.

Читайте также:  Краткое содержание улицкая дочь бухары точный пересказ сюжета за 5 минут

Лоран приобрёл цианистый калий, а Тереза подготовила зазубренный нож. Каждый знал, что на уме у другого. В итоге схватки так и не произошло: оба выпили яд. «Сражённые, они рухнули друг на друга, обретя утешение в смерти.

Губы молодой женщины коснулись шеи мужа — того места, где остался шрам от зубов Камилла. Трупы пролежали всю ночь на полу столовой, у ног господи Ракен, скрюченные, безобразные, освещённые желтоватыми отсветами лампы.

Почти двенадцать часов, вплоть до полудня, госпожа Ракен, неподвижная и немая, смотрела на них, уничтожая их своим тяжёлым взглядом, и никак не могла насытиться этим зрелищем».

Краткое описание романа «Тереза ракен» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Тереза ракен». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/zolya/tereza-raken/

“Тереза Ракен” Э. Золя в кратком изложении

Роман начинается с описания маленькой галантерейной лавки в парижском пассаже, которую содержат Тереза Ракен и ее тетя лет 60-ти – г-жа Ракен. Живут они в этом же здании, на верхних этажах.

Прежде г-жа Ракен торговала галантереей в Верноне, однако после смерти мужа закрыла дело и вела жизнь отшельницы: сняла домик на берегу Сены, где и проводила все время с сыном Камиллом и племянницей Терезой.

Камилл все детство был болезненным ребенком, но мать все-таки отвоевала его у смерти. Из-за болезненного детства Камилл был маленького роста, тщедушный и хилый. Учиться он тоже не мог, так и остался невеждой.

Терезу привез из Алжира капитан Деган, брат г-жи Ракен. Она была на 2 года младше Камилла. Мать ее, туземка, умерла.

Девочка была записана на имя Дегана, и он отдал ее своей сестре, г-же Ракен, на воспитание. Тереза была окружена заботой, и росла здоровой девочкой, но за ней ухаживали так же, как и за больным Камиллом.

Она даже пила его лекарства. Все это сделало ее слишком послушной и даже безразличной.

Вскоре Тереза и Камилл поженились. То, что это произойдет, они знали с детства. Поэтому никаких перемен в их жизни это не принесло: после первой ночи, которую молодожены проводят вместе, Камилл “все так же болезненно-вял”.

После свадьбы Камилл решительно заявил, что намерен поселиться в Париже. Так все семейство обосновалось в пассаже Пон-Неф

и Г-жа Ракен снова открыла галантерейную лавку, в которой торговала вместе с Терезой. Камилл получил должность в управлении Орлеанской железной дорогой. Раз в неделю, по четвергам, семейство принимало гостей. К ним приходил давний знакомый г-жи Ракен, полицейский коммисар Мишо со своим сыном Оливье, и старый Гриве, который работал вместе с Камиллом.

Однажды Камилл привел в дом своего бывшего одноклассника Лорана. Оказалось, что Лоран тоже служит в управлении Орлеанской железной дороги. Отец Лорана хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако бездельник Лоран вместо занятий гулял с друзьями. Какое-то время он пытался заняться живописью, но из этого ничего не вышло. Лорану пришлось найти работу.

С этого вечера он стал постоянным четверговым гостем у Ракенов.

Лоран начал писать портрет Камилла, потому часто бывал у него в квартире. Постепенно Лоран и Тереза стали любовниками. У Лорана были корыстные интересы, ему хотелось завладеть денгами Терезы. Свидания любовников проходили у Ракенов, прямо в их супружеской спальне. Вскоре они начали понимать, что Камилл им только мешает. У Лорана появилась мысль убить его.

Однажды они втроем отправились кататься на лодке по Сене. Лоран выбросил Камилла за борт. Камилл сопротивлялся и даже укусил Лорана за шею, но все же Лоран добился своего: Камилл утонул. Все обставили так, будто лодка перевернулась, и Лоран, спасая Терезу, не успел помочь другу.

Сначала г-жа Ракен очень горевала из-за смерти сына, однако вскоре жизнь вошла в прежнее русло, хотя четверговые встречи даже не прекращались. Через год Тереза и Лоран решили пожениться. Они сделали так, чтобы мысль об их замужестве впервые высказали вслух г-жа Ракен и ее гости.

Вскоре молодожены начинают понимать, что не могут быть вместе: им всюду мерещится труп Камилла. Рубец на шее Лорана, оставленный сопротивляющимся Камиллом, не зажил и постоянно беспокоит нового мужа Терезы. Даже в постели молодоженам кажется, что между ними лежит тело утопленника.

Лоран вновь увлекся живописью, однако все портреты его кисти похожи друг на друга. Вскоре Лоран понял, что все его рисунки, даже рисунки животных, похожи на утопленника Камилла. Отношения между Терезой и Лораном становятся невыносимыми… Часто Лоран бьет свою жену.

Г-жу Ракен разбил паралич, постепенно она перестала двигаться и даже говорить. Из разговоров племянницы и ее мужа она вдруг поняла, что они – убийцы ее сына. Это повергло ее в ужас. Вскоре Тереза и Лоран начали говорить об убийстве Камилла, не стесняясь присутствия г-жи Ракен.

Однажды на традиционной четверговой вечеринке старуха собрала все свои силы, привлекла внимание гостей и пальцем вывела на столе: “Тереза и Лоран у…”, однако не успела дописать самое главное слово.

силы покинули ее, а гости решили, что она хотела написать: “Тереза и Лоран удивительно заботятся обо мне”.

Тереза пыталась раскаяться. Целыми днями она вымаливала у старухи прощение, но вскоре пустилась в распутство. Тереза и Лоран не доверяли друг другу. Они боялись, что один из них расскажет все в полиции. Оба решились на новое убийство.

Лоран купил пузырек цианистого калия, а Тереза заточила нож. Каждый заметил действия другого. В конце концов вышло так, что оба сообщника выпили отравленную воду. “Сраженные, они рухнули друг на друга, обретя утешение в смерти.

Губы молодой женщины коснулись шеи мужа – того места, где остался шрам от зубов Камилла. Трупы пролежали всю ночь на полу столовой, у ног г-жи Ракен, скрюченные, безобразные, освещенные желтоватыми отсветами лампы.

Почти двенадцать часов, вплоть до полудня, г-жа Ракен, неподвижная и немая, смотрела на них, уничтожая их своим тяжелым взглядом, и никак не могла насытиться этим зрелищем”.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/tereza-raken-e-zolya-v-kratkom-izlozhenii/

«Тереза Ракен» Э. Золя в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Роман начинается с описания маленькой галантерейной лавки в парижском пассаже, которую содержат Тереза Ракен и её тётя лет 60-ти — г-жа Ракен. Живут они в этом же здании, на верхних этажах.

Прежде г-жа Ракен торговала галантереей в Верноне, однако после смерти мужа закрыла дело и вела жизнь отшельницы: сняла домик на берегу Сены, где и проводила все время с сыном Камиллом и племянницей Терезой.

Камилл всё детство был болезненным ребёнком, но мать всё-таки отвоевала его у смерти. Из-за болезненного детства Камилл был маленького роста, тщедушный и хилый. Учиться он тоже не мог, так и остался невеждой.

Терезу привёз из Алжира капитан Деган, брат г-жи Ракен. Она была на 2 года младше Камилла. Мать её, туземка, умерла.

Девочка была записана на имя Дегана, и он отдал её своей сестре, г-же Ракен, на воспитание. Тереза была окружена заботой, и росла здоровой девочкой, но за ней ухаживали так же, как и за больным Камиллом.

Она даже пила его лекарства. Всё это сделало её слишком послушной и даже безразличной.

Вскоре Тереза и Камилл поженились. То, что это произойдёт, они знали с детства. Поэтому никаких перемен в их жизни это не принесло: после первой ночи, которую молодожёны проводят вместе, Камилл «всё так же болезненно-вял».

После свадьбы Камилл решительно заявил, что намерен поселиться в Париже. Так всё семейство обосновалось в пассаже Пон-Неф и Г-жа Ракен снова открыла галантерейную лавку, в которой торговала вместе с Терезой.

Камилл получил должность в управлении Орлеанской железной дорогой. Раз в неделю, по четвергам, семейство принимало гостей.

К ним приходил давний знакомый г-жи Ракен, полицейский коммисар Мишо со своим сыном Оливье, и старый Гриве, который работал вместе с Камиллом.

Однажды Камилл привёл в дом своего бывшего одноклассника Лорана. Оказалось, что Лоран тоже служит в управлении Орлеанской железной дороги.

Отец Лорана хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако бездельник Лоран вместо занятий гулял с друзьями. Какое-то время он пытался заняться живописью, но из этого ничего не вышло. Лорану пришлось найти работу.

С этого вечера он стал постоянным четверговым гостем у Ракенов.

Лоран начал писать портрет Камилла, потому часто бывал у него в квартире. Постепенно Лоран и Тереза стали любовниками. У Лорана были корыстные интересы, ему хотелось завладеть денгами Терезы. Свидания любовников проходили у Ракенов, прямо в их супружеской спальне. Вскоре они начали понимать, что Камилл им только мешает. У Лорана появилась мысль убить его.

Однажды они втроем отправились кататься на лодке по Сене. Лоран выбросил Камилла за борт. Камилл сопротивлялся и даже укусил Лорана за шею, но всё же Лоран добился своего: Камилл утонул. Всё обставили так, будто лодка перевернулась, и Лоран, спасая Терезу, не успел помочь другу.

Сначала г-жа Ракен очень горевала из-за смерти сына, однако вскоре жизнь вошла в прежнее русло, хотя четверговые встречи даже не прекращались. Через год Тереза и Лоран решили пожениться. Они сделали так, чтобы мысль об их замужестве впервые высказали вслух г-жа Ракен и её гости.

Вскоре молодожёны начинают понимать, что не могут быть вместе: им всюду мерещится труп Камилла. Рубец на шее Лорана, оставленный сопротивляющимся Камиллом, не зажил и постоянно беспокоит нового мужа Терезы. Даже в постели молодожёнам кажется, что между ними лежит тело утопленника.

Лоран вновь увлекся живописью, однако все портреты его кисти похожи друг на друга. Вскоре Лоран понял, что все его рисунки, даже рисунки животных, похожи на утопленника Камилла. Отношения между Терезой и Лораном становятся невыносимыми… Часто Лоран бьёт свою жену.

Г-жу Ракен разбил паралич, постепенно она перестала двигаться и даже говорить. Из разговоров племянницы и её мужа она вдруг поняла, что они — убийцы её сына. Это повергло её в ужас. Вскоре Тереза и Лоран начали говорить об убийстве Камилла, не стесняясь присутствия г-жи Ракен.

Однажды на традиционной четверговой вечеринке старуха собрала все свои силы, привлекла внимание гостей и пальцем вывела на столе: «Тереза и Лоран у…», однако не успела дописать самое главное слово.

силы покинули её, а гости решили, что она хотела написать: «Тереза и Лоран удивительно заботятся обо мне».

Тереза пыталась раскаяться. Целыми днями она вымаливала у старухи прощение, но вскоре пустилась в распутство. Тереза и Лоран не доверяли друг другу. Они боялись, что один из них расскажет всё в полиции. Оба решились на новое убийство.

Лоран купил пузырёк цианистого калия, а Тереза заточила нож. Каждый заметил действия другого. В конце концов вышло так, что оба сообщника выпили отравленную воду. «Сражённые, они рухнули друг на друга, обретя утешение в смерти.

Губы молодой женщины коснулись шеи мужа — того места, где остался шрам от зубов Камилла. Трупы пролежали всю ночь на полу столовой, у ног г-жи Ракен, скрюченные, безобразные, освещённые желтоватыми отсветами лампы.

Почти двенадцать часов, вплоть до полудня, г-жа Ракен, неподвижная и немая, смотрела на них, уничтожая их своим тяжёлым взглядом, и никак не могла насытиться этим зрелищем».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6471-tereza-raken-e-zolya-v-kratkom-izlojenii

Ссылка на основную публикацию