Краткое содержание зощенко не надо врать точный пересказ сюжета за 5 минут

Михаил Зощенко – Не надо врать

Краткое содержание Зощенко Не надо врать точный пересказ сюжета за 5 минутЗдесь можно скачать бесплатно “Михаил Зощенко – Не надо врать” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская проза, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2012.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Не надо врать” читать бесплатно онлайн.

«Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно.А я был очень маленький, когда поступил в гимназию в приготовительный класс. Мне было всего семь лет. И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане…»

Михаил Михайлович Зощенко

Не надо врать

Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно.

А я был очень маленький, когда поступил в гимназию в приготовительный класс. Мне было всего семь лет. И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.

И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:

Весело сияет месяц над селом, Белый снег сверкает синим огоньком…

А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал учитель.

Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал, подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики.

А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.

А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.

Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.

А в это время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.

Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками как свеча горит», я сказал: «Треск под сапогами как свеча болит».

Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:

– А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.

И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.

После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, чтобы вместе идти домой. По дороге я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Лёле:

– Лёля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».

Лёля поглядела и засмеялась. Она сказала:

– Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.

Я сказал:

– А что же делать?

Лёля сказала:

– Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было.

Я сказал:

– Лёля, это нехорошо – обманывать родителей!

Лёля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.

Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но, когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.

Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше. И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой дневник.

Когда я встретился с Лёлей после уроков, она мне сказала:

– Это не будет враньё, если мы временно заклеим страницу. И через неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы отклеим её и покажем папе, что там было.

Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лёлей заклеил уголки злополучной страницы дневника.

Вечером папа сказал:

– Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты единиц!

Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, потому что страница была заклеена.

И когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил.

Пришла какая-то женщина и сказала:

– На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.

Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.

Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

– Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.

Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов. Я сказал:

– Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать. Он сказал:

– То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время оставаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.

Когда Лёля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.

И тогда Лёля подошла к папе и сказала:

– Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не выучила урока.

Но ожидания Лёли не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.

И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.

Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:

– Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?

Папа сказал:

– Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

Учитель сказал папе:

– Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае – это недоразумение. Извините. Покойной ночи.

И я, лёжа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.

И я действительно так всегда и теперь поступаю.

Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов михаила шолохова за 2 минуты

Источник: https://www.libfox.ru/548786-mihail-zoshchenko-ne-nado-vrat.html

План-конспект урока (5 класс) на тему: М.М. Зощенко. Рассказы для детей

Тема:  «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Тип урока: комбинированный с ИКТ.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 5 (VII вид обучения, УМК «Школа России»)

Дата проведения: 5.12. 2014 года.

Учитель: Тиховская Екатерина Борисовна

Цель: обобщить знания учащихся о творчестве М. Зощенко.

Задачи урока:

  1. Коррекционно – образовательные.

– расширить представление учащихся о творчестве писателя;

– учить определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения;

– формировать умение пересказывать большие по объёму произведения; 

– учить оценивать события, героев произведения.

2.  Коррекционно – развивающие.

– развивать монологическую речь учащихся;

– развивать умение понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям;

– развивать умения выделять общие и существенные признаки, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

– развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

3. Коррекционно – воспитательные.

– воспитывать взаимоуважение (умение работать в группе, брать на себя ответственность за других, умение оказывать и принимать помощь);

– воспитывать положительную мотивацию к предмету, любовь к чтению;

– воспитывать нравственные качества на основе анализа поведения героев;

Оборудование: Портрет писателя, выставка книг, тексты произведений, жетоны, доска, магниты, таблички: рассказчик, знаток, художник-оформитель, экран, проектор, компьютер, презентация.

Предварительная подготовка.

Дети разделились на группы.

Каждой группой был выбран рассказ для прочтения и разбора.

На самоподготовке группа читала рассказ, делая необходимые пометки в тексте, вместе составляли план пересказа.

Дома каждый участник готовил пересказ и иллюстрации.

Перед уроком ребята выбирали, кто будет пересказывать произведение на уроке, кто выполнять роль художника-оформителя, кто отстаивать честь знатока.

Ход урока.

Дети рассаживаются по группам.

Команды объявляют о том, как они распределили роли.

(около каждого ребенка ставится соответствующая табличка)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве нашего земляка М.М. Зощенко. (слайды 2,3)

Михаил Михайлович умел подмечать в нашей жизни комическое. Незаурядный талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, подлинную неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями. Особенно ему удавались детские характеры.

Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться. Михаил Зощенко просто хотел научить своих юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Писатель создал целые циклы рассказов, адресованных детям:

«Умные животные», «Смешные рассказы», «Рассказы о войне», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве». (слайды 4-5 – выставка книг)

– Сегодня на уроке вы представите нам некоторые из его рассказов.  

Ученик, который представляет в группе рассказчика, пересказывает текст. Его товарищи, если есть необходимость,  дополняют, уточняют.  

После каждого пересказа беседа по смысловому содержанию.

В беседе участвуют все дети.

– О чем этот рассказ?

– Чему он учит?

– Какой вывод можно сделать?

– Кто из героев понравился больше?

– Есть ли у других групп вопросы к выступавшим?

Подведение итогов.

– Чей пересказ был интереснее?

– Какие приемы для этого использовал рассказчик?

(прямую речь героев, текст автора, рассказ был эмоционально окрашен и т.п)

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

«Художник-оформитель» представляет иллюстрации к произведению, которые рисовали все участники группы, дает пояснения, к какому фрагменту рассказа они относятся.

По ходу его выступления оформляется выставка.

Подведение итогов.

– Чьи иллюстрации более полно передают содержание рассказа?

– Какие приемы для этого использовали «художники»?

(обязательно отметить детей, которые заранее договорились о том, кто что будет рисовать)

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

В начале урока каждой команде дается карточка с вопросами по содержанию. «Знатоки» готовятся к ответам.

Перед началом третьего конкурса, дается время, если «знатоку» необходимо посоветоваться с командой.

 Затем «знатоки» отвечают на вопросы викторины.

М.М. Зощенко. «Глупая история».

1. Сколько лет было заболевшему Пете?

  • два года
  • пять лет
  • четыре года
  • три года

2. От чего, по мнению папы, «заболел» Петя?

  • от мороженого
  • от лимонада
  • от конфет
  • от лени

3. Кого посоветовали позвать, чтобы осмотреть Петю?

  • инженера
  • профессора
  • учителя
  • соседского мальчика

4. Кто догадался, почему падал Петя?

5.Найдите в тексте, как доктор назвал мальчика Колю.

  • учёный
  • профессор
  • учёный профессор
  • учёный карапуз

6.Как ты думаешь, почему это произошло с Петей?

М.М. Зощенко. «Самое главное».

1.Как звали трусливого мальчика?

2.Что часто говорила мама сыну?

  • «все любят храбрых»
  • «все любят трусливых»
  • «все любят хороших»
  • «все любят послушных»

3. Что сделала собака, когда Андрей ударил её?

  • укусила его
  • убежала в дом
  • громко залаяла
  • разорвала ему штаны

4.Где купались ребята?

  • в реке
  • в озере
  • в пруду
  • в море

5.Найди в тексте отрывок, в котором выражена главная мысль произведения.

6. Почему рассказ так назван? или Как бы ты озаглавил этот рассказ?  

М.М. Зощенко. «Не надо врать».

1.Сколько лет было главному герою, когда он поступил в гимназию?

  • шесть лет
  • семь лет
  • восемь лет
  • десять лет

2.Какую оценку получил Минька за стихотворение?

  • единицу
  • двойку
  • тройку
  • пятёрку

3.Где потерял мальчик свой первый дневник?

  • в саду
  • в сквере
  • в парке
  • в школе

4. Как нашёлся дневник?

  • его нашла милиция
  • его нашла собака
  • его нашла женщина
  • его нашёл папа

5. Найди в тексте, что говорит папа Миньке, когда вскрылся обман?

6. Почему рассказ так назван? или Как бы ты озаглавил этот рассказ?  

Подведение итогов. (слайды 6-8)

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

– Что объединяет все прослушанные сегодня рассказы?

– О чем писал в своих рассказах Михаил Зощенко?

– Чему он хотел научить своих читателей?

Подсчет жетонов.

Заполнение итоговой таблицы.

(слайд 9)

– Что понравилось?

– Что было сложно?

– Какой рассказ захотелось прочитать самим?

– Кто был незаменим в каждой группе?

– Какое настроение осталось от урока? Заполнение таблицы. (слайд 10)

Подготовить пересказ произведения М.Зощенко «Ёлка»

По желанию составить вопросы для викторины по этому рассказу.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/11/06/m-m-zoshchenko-rasskazy-dlya-detey

Отзыв о рассказе М.Зощенко «Не надо врать»

Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать» учится в приготовительном классе гимназии. Ему семь лет и родители называют его Минькой. У Миньки есть старшая сестра Леля, которая учится в той же гимназии.

Однажды в гимназии с Минькой приключилась неприятная история. Учитель вызвал его к доске, рассказывать наизусть стихотворение. Но Минька это стихотворение не выучил, и учитель поставил ему в дневник единицу.

Когда после уроков Минька показал дневник Леле, она сказала, что это плохо, и что папа не подарит Миньке фотоаппарат на день рождения. Леля предложила заклеить страницу с плохой отметкой, но Минька на это не согласился. В расстроенных чувствах он отправился из гимназии в парк и там долго сидел на скамейке.

Читайте также:  Краткое содержание кроткая достоевского точный пересказ сюжета за 5 минут

А когда Минька пошел домой, то понял, что забыл дневник в парке. Он вернулся, но дневника не нашел. Дома мальчик сказал папе, что потерял дневник. На следующий день учитель, узнав о потерянном дневнике, выдал Миньке новый дневник, но в нем тоже была злополучная единица.

Тогда Минька, разозлившись, забросил дневник за шкаф, который стоял в классе. В итоге, ему выдали третий дневник, в котором стояла не только единица за стихотворение, но и двойка по поведению.

Вечером Минька заклеил страницы с плохими отметками, как ему советовала Леля. Отец, проверяя дневник, ничего не заметил. Но дело этим не кончилось.

К ним домой пришла женщина, которая нашла в парке первый Минькин дневник. Отец открыл его и увидел единицу. Он все понял, но не стал ругать сына. Он только сказал, что люди, которые врут, выглядят смешно.

А еще он сказал, что правда всегда выплывает наружу.

После этих слов Миньке стало стыдно, и он признался, что забросил второй дневник с плохой отметкой за шкаф в классе. Услышав это искреннее признание, отец обрадовался. Он выразил надежду, что Минька больше никогда не будет врать, и пообещал подарить ему фотоаппарат на день рождения.

В тот же день вечером пришел учитель Миньки и рассказал отцу о дневнике, найденном в классе за шкафом. Но отец сказал учителю, что его сын уже сознался в этом проступке и учитель, извинившись, ушел. После разговора отца с учителем Минька дал себе слово всегда говорить правду.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Не надо врать» заключается в том, что тайное всегда становится явным. Поэтому не следует обманывать людей в надежде скрыть что-то плохое. Минька попытался обмануть отца и скрыть плохие отметки. Но ему это не удалось, правда все равно выплыла наружу.

Рассказ учит быть честным и искренним. Когда Минька сам признался отцу в том, что он забросил второй дневник за шкаф, отец обрадовался искреннему признанию сына.

В рассказе мне понравилась женщина, которая нашла в парке утерянный дневник, узнала по фамилии на дневнике домашний адрес и принесла этот дневник родителям Миньки.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Не надо врать»?

Вранье не введет в добро. Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

Честность всего дороже.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_zoshhenko_ne_nado_vrat/

М. Зощенко «Не надо врать» : кто главные герои, какова главная мысль? Читательский дневник

В рассказе «Не надо врать» описано история мальчика Миньки, который решил обмануть родителей.

Главными героями являются:

Минька — нерадивый ученик, который схлопотал двойку, да и забыл дневник в парке. Учитель завел новый дневник и обратно поставил двойку, мальчишка закинул дневник за шкаф.

Лелька — сестра Миньки, которая посоветовала брату склеить страницы дневника, чтобы отец не увидел двойки.

Отец — человек справедливый, за то что Минька сам сознался в содеянном, подарил ему фотоаппарат. Он защищает своих детей перед учителем.

Учитель — не поленился придти к Миньке домой, чтобы лично пожаловаться на ученика.

Главная мысль рассказа — не надо врать, правда рано или поздно все равно откроется, лучше сразу говорить родителям правду.

Главными героями рассказа Михаила Зощенко » Не надо врать » являются три персонажа :

Минька — мальчик семилетнего возраста, который ещё не внимательно слушал учителя. Он постоянно отвлекался в силу своего возраста. Мальчик несколько раз пытался скрыть от отца то, что получил единицу за не выученное стихотворение, а потом еще и двойку за поведение. Вместе с тем он добрый и совестливый. Когда обман был раскрыт, то он сильно плакал и пообещал больше никогда не врать.

Леля — старшая сестра Миньки. Она считала, что иногда, в личных интересах, можно говорить неправду. Именно Леля предложила заклеить страницы дневника с плохими оценками.

Отец Миньки и Лели — благодаря большому жизненному опыту смог объяснить, что врать не хорошо и все тайное всегда становится явным.

Второстепенным героем можно выделить еще учителя, который пришел домой к Миньке, желая вывести «его на чистую воду». И узнав, что отец в курсе всего, извинился.

Основная мысль рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать» — отказ от лжи , так как это очень плохо и все тайное всегда становится явным.

Главными героями рассказа Михаила Зощенко » Не надо врать » являются три персонажа :

  • Минька — сам автор в семилетнем возрасте, который тогда ещё не умел сосредоточенно слушать учителя, не отвлекаясь на выходки одноклассников. Ребёнок — практически чистый лист, однако уже понимающий, что враньё — это плохо.
  • Леля — старшая сестра Миньки, девочка какая считала, что иногда, в личных интересах, можно сказать неправду, если через некоторое время «искренне» раскаяться в содеянном.
  • Отец Миньки и Лели — человек обладающий, достаточным для воспитания детей, жизненным опытом, какой прекрасно применяет его на практике.

Главный герой поучительного рассказа Зощенко «Не надо врать» мальчик Минька, семилетний гимназист. Это он получил единицу на уроке литературы, а затем случайно забыл дневник на скамейке в парке. Миньке выдали еще один дневник с проставленной единицей, а через два дня третий, в котором уже стояла двойка за поведение.

Мальчик пытается найти выход из положения, ведь его отец, видя такие оценки, вполне может лишить его подарка ко дню рождения. Он совершает действия, за которые ему становится стыдно, особенно когда его отец объяснил, что врать нехорошо, а правда всегда всплывает. Отец Миньки тоже является важным героем повествования, ведь именно он говорит мальчику важные слова о правде и лжи.

В рассказе мы встречаемся с сестрой Лелей, которая склоняет Миньку к совершению плохого поступка. Кроме этих героев, в рассказе фигурирует женщина, возвратившая дневник, и учитель, выдававший дневники.

То есть главная мысль рассказа состоит в том, что лгать нехорошо. Обман никогда не бывает тайным, правда всегда становится известна. Рассказ учит нас быть правдивыми и никогда не лгать, даже если признаться в каком-то проступке очень тяжело.

Источник: http://faston24.ru/m-zoshhenko-ne-nado-vrat-kto-glavnye-geroi-kakova-glavnaya-mysl-chitatelskij-dnevnik/

Не надо врать

Я учился очень давно. Тогда ещё были  гимназии. И учителя тогда 

ставили в дневники отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили 

какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно. А я был очень 

маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне 

было всего семь лет. И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И 

первые три месяца ходил буквально как в тумане.

И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:

Весело сияет месяц над селом,

Белый снег сверкает синим огоньком…

А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал 

учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то 

шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то 

дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал, 

Читайте также:  Краткое содержание воннегут колыбель для кошки точный пересказ сюжета за 5 минут

подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я 

сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и все время 

прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади 

мальчики.

А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать 

наизусть заданное стихотворение.

А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть 

такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не 

знаю стихов. И совершенно ошеломленный стоял за своей партой, не 

произнося ни слова.

Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря 

этому я стал лепетать то, что они мне шептали. А в это у меня был 

хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом 

разбирал то, что они мне подсказывали. Ещё первые строчки я кое-как 

произнес. Но когда дело дошло до фразы: «Крест над облаками как свеча 

горит», я сказал «Треск под сапогами как свеча болит».

Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он 

сказал:

– А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.

И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не 

знал, что за это бывает. После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, 

чтобы вместе идти домой. По дороге я достал из ранца дневник, развернул 

его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Лёле:

– Лёля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за 

стихотворение «Весело сияет месяц над селом».

Лёля поглядела и засмеялась. Она сказала:

– Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому 

языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит 

фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две 

недели.

Я сказал:

– А что же делать?

Лёля сказала:

– Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём 

дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но 

отклеить не мог и так и не увидел, что там было.

Я сказал:

– Лёля, это нехорошо – обманывать родителей!

Лёля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в 

городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел 

на единицу.

Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но, когда подходил к 

дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я 

побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я 

сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с 

этой ужасной единицей.

Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля 

засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне 

новый. Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там 

ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, 

еще более жирная чем раньше.

И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил 

этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, 

заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне 

двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой 

дневник.

Когда я встретился с Лёлей после урока, она мне сказала:

– Это не будет враньё, если мы временно заклеим страницу. И через 

неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы 

отклеим её и покажем папе, что там было.

Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лёлей 

заклеил уголки злополучной страницы дневника. Вечером папа сказал:

– Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты 

единиц?

Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, 

потому что страница была заклеена. И когда папа рассматривал мой 

дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил. Пришла какая-то женщина и 

сказала:

– На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла 

дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы 

сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.

Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.

Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

– Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому 

что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И на свете не было 

случая, чтобы что-нибудь из вранья осталось неизвестным.

Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его 

тихих слов. Я сказал:

– Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в 

школе за книжный шкаф.

Вместо того чтобы на меня рассердится ещё больше, папа улыбнулся 

и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.

Он сказал:

– То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты 

сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это даёт 

мне надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю 

фотоаппаратик.

Когда Лёля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в 

своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.

И тогда Лёля подошла к папе и сказала:

– Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не 

выучила урока.

Но ожидания Лёли не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал 

её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.

И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался 

звонок. Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:

– Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы 

нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и 

обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?

Папа сказал:

– Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам 

признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын 

неисправимый врун и обманщик.

Учитель сказал папе:

– Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае – это 

недоразумение. Извините. Покойной ночи.

И я, лёжа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал 

себе слово говорить всегда правду.

И я действительно так всегда и теперь поступаю.

Ах, это действительно бывает очень трудно, но зато у меня на сердце 

весело и спокойно.

Источник: http://chudo-kit.ru/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%B7%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE/1162-2011-01-17-20-36-27

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector