Мольер за 2 минуты

Мольер

Мольер за 2 минуты

Жан-Батист Поклен – французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.

Портрет Мольера

Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.

Памятник Мольеру

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.

Мольер

Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю.

Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях.

Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами.

Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

«Блистательный» театр Мольера

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике.

Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы.

Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Карта гастролей Мольера

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным.

Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) – о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год).

Следующие комедии – «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) – считаются вершинами творчества Мольера.

Портрет Мольера

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.

Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств – «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера – «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) – написаны как комедии-балеты.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар – Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жены своего ребенка.

По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.

Мольер и его жена Арманда

Помимо прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и эдиповыми намеками. Всему положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.

Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.

Смерть

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам.

В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо.

Читайте также:  Краткое содержание астафьев звездопад точный пересказ сюжета за 5 минут

Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.

Могила Мольера

Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей.

Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.

Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир».

В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», прогон которой был еще в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер Игорь Миркурбанов.

Библиография

  • 1636 – «Сид»
  • 1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
  • 1662 – «Школа жен»
  • 1664 – «Тартюф, или Обманщик»
  • 1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
  • 1666 – «Мизантроп»
  • 1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
  • 1669 – «Господин де Пурсоньяк»
  • 1670 – «Мещанин во дворянстве»
  • 1671 – «Проделки Скапена»
  • 1673 – «Мнимый больной»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4994-moler.html

Читать онлайн “Мольер” автора Бордонов Жорж – RuLit – Страница 2

Агнесе двадцать один год. Она дочь Гийома Мазюэля, умершего в 1590 году, во время осады Парижа[4], и Мари Денизар, умершей в родах или вскоре после рождения дочери. Мазюэли зарабатывают свой хлеб музыкой. Гийом и его брат Адриан «играют на инструментах»; их сестра Николь дважды выходит замуж, и оба раза за музыкантов.

Эта ветвь Мазюэлей даст в общей сложности десять «скрипачей на постоянной службе короля».

Следовательно, Агнеса росла в артистической обстановке, впрочем, не без комфорта и даже некоторой роскоши, среди музыкальных инструментов, любезно перечисленных одной описью, — лютен, гитар, скрипок и пошетт[5], среди разноцветных лоскутьев, которые напяливают на себя члены семьи, отправляясь на ярмарки, свадьбы и в особняки вельмож. При всем том — ничего от богемы.

В доме Мазюэлей умеют считать и думать о будущем. В 1589 году Агнесу на три года отдают в ученье к Катрине Каниве. В 1591 году она становится мастерицей-белошвейкой. В этом кругу мелкой буржуазии не принято, чтобы девушки работали, они должны скромно дожидаться жениха.

То, что Агнесу отдали в ученье, что она добилась профессионального положения, свидетельствует об известной оригинальности ее характера, во всяком случае, о независимости суждений. И в самом деле, Агнеса вскоре выказала себя женщиной волевой и практичной, работящей, чадолюбивой, расторопной, деятельной; она будет не покладая рук хлопотать в мастерской, вытирать носы своим сорванцам и при этом еще помогать мужу, человеку менее толковому или более робкому.

Из дела Гийома Турнемина Жан I выходит с убытком — в качестве своей доли он получает только векселя, правда, составляющие круглую сумму, но на королевскую казну: попробуй добиться их выплаты! И Жан I возвращается к ремеслу обойщика. Забот у него немало: надо подыскивать постоянных заказчиков, покупать инструменты и т. д.

Этим объясняется, почему Агнеса, несмотря на частые беременности, не может оставить свою мастерскую. Больше того, она охотно берет учениц: в те времена за обученье ремеслу платят! И все же супруги по крайней мере дважды оказываются не в состоянии справиться с расходами и вынуждены занимать деньги.

Но к 1602 году их старания вознаграждены, дела идут достаточно хорошо для того, чтобы они могли купить участок в 34 квадратных метра, расположенный на Бельевой улице, у ворот Кожевенного рынка. Они построят здесь дом — в пять этажей, согласно указу Генриха IV, первого планировщика Парижа[6].

Фасад этого дома имеет только 5 метров в длину. На первом этаже помещаются лавка и примыкающая к ней задняя комната. На верхних этажах, нависающих выступом над первым, по две спальни. В подвале колодец и два погреба. Над дверью поскрипывает вывеска: «Под образом святой Вероники».

Здесь на сорок два года воцарится неутомимая Агнеса, бабка Мольера; здесь она произведет на свет восьмерых детей и воспитает их, как сумеет.

Попробуем представить себе на минуту жизнь этой четы тружеников. Он обойщик, она белошвейка: с таким выводком ребятишек и затратами на такой дом одного заработка не хватает.

Как это все нам близко и понятно! Сколько упорства, энергии, каждодневных усилий скрывается за сухими фразами юридических документов, свидетельствующих о медленном восхождении по социальной лестнице! Но, несмотря на все препятствия и трудности, семейство добивается успеха. Сыновья, окончив срок ученичества, станут обойщиками, галантерейщиками, жестянщиками. Дочери, которых, поднатужившись, наделили приличным приданым, выйдут замуж — одна за бельевщика, другая за портного, третья за судебного исполнителя из Шатле[7]. Самая младшая, Адриенна, родившаяся в 1609 году, сможет поступить в бенедиктинский монастырь Благовещения в Лангре.

Старший сын, Жан II Поклен, родился в 1595 году. 11 декабря 1607 года, тринадцати лет, он был на четыре года отдан в ученики к Доминику Трюберу, мастеру-обойщику с улицы Сен-Дени.

За 90 ливров Доминик Трюбер обязался обучить его своему ремеслу, а также «предоставить ему стол, огонь, постель, кров и свет…». Получив звание мастера, Жан II по-прежнему живет с родителями, на Бельевой улице.

Но собравшись взять в жены Мари Крессе и завести свой очаг, будущий отец Мольера снимает особнячок под названием «Обезьяний домик», на углу улиц Старой бани и Сент-Оноре.

вернуться

…в 1590 году, во время осады Парижа — речь идет о суровой четырехлетней осаде Парижа войсками Генриха IV; войти в Париж и утвердиться на престоле Генрих IV смог только в 1593 году, после своего перехода в католичество.

вернуться

пошетта — маленькая («карманная», от французского слова poche — карман) скрипка, какую некогда носили с собой учителя танцев.

вернуться

…согласно указу Генриха IV, первого планировщика Парижа — Генрих IV много занимался благоустройством столицы. При нем были разбиты первые в Париже площади, построен знаменитый Новый мост, улучшено водоснабжение города.

вернуться

Шатле — название двух крепостей в старом Париже: одна из них, на правом берегу Сены, служила резиденцией судебных властей, другая, на левом берегу, — тюрьмой. Оба здания были снесены к началу XIX века.

Источник: http://www.rulit.me/books/moler-read-308819-2.html

Читать Полное собрание сочинений в трех томах. Том 2

МОЛЬЕР

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ТРЕХ ТОМАХ

Читайте также:  Краткое содержание толстой русский характер точный пересказ сюжета за 5 минут

ТОМ ВТОРОЙ

ТАРТЮФ, или ОБМАНЩИК

Комедия в пяти действиях

Перевод Мих. Донского

ПРЕДИСЛОВИЕ

[1]

Об этой комедии было множество толков, долгое время она подвергалась нападкам, и люди, осмеянные в ней, доказали на деле, что во Франции они обладают куда большим могуществом, чем те, кого я осмеивал до сих пор.

Щеголи, жеманницы, рогоносцы и лекари покорно терпели, что их выводят на подмостки, и даже притворялись, что списанные с них персонажи забавляют их не меньше, чем прочую публику.

Но лицемеры не снесли насмешек; они сразу подняли переполох и объявили из ряду вон выходящей дерзостью то, что я изобразил их ужимки и попытался набросить тень на ремесло, к коему причастно столько почтенных лиц. Этого преступления они мне простить не могли, и все как один с неистовой яростью ополчились на мою комедию.

Разумеется, они побоялись напасть на то, что более всего их уязвило: они достаточно хитроумны и многоопытны и ни за что не обнажат тайников своей души. По своему достохвальному обычаю, защиту своих интересов они выдали за богоугодное дело — если их послушать, Тартюф есть фарс, оскорбляющий благочестие.

Эта комедия, мол, от начала до конца полна мерзостей, и все в ней заслуживает костра. В ней каждый слог нечестив, каждый жест богопротивен. Беглый взгляд, легкий кивок, шаг вправо или влево — все это неспроста, и они, мол, берутся раскрыть мои зловредные замыслы.

Тщетно представлял я комедию на просвещенный суд моих друзей, на рассмотрение публики: внесенные мною поправки, высочайший отзыв короля и королевы, смотревших комедию, одобрение принцев крови и господ министров, почтивших представление своим присутствием, свидетельство высокочтимых особ, которые сочли комедию полезной, — все это не послужило ни к чему. Недруги вцепились в нее мертвой хваткой, и до сей поры, что ни день, какой-нибудь ревностный вития по их наущению публично осыпает меня благочестивыми оскорблениями и милосердными проклятьями.

Я бы не придавал большого значения тому, что они говорят, если бы не ловкость, с которой они обращают в моих врагов людей, уважаемых мною, и вербуют своих сторонников среди истинных приверженцев добродетели, злоупотребляя доверчивостью и легкостью, с какою те, обуреваемые благочестивым пылом, поддаются внушению. Вот что вынуждает меня защищаться. Не перед кем иным, как перед истинно благочестивыми людьми, хочу я оправдать направление моей комедии, и я всячески заклинаю их не осуждать понаслышке, отбросить предубеждение и не быть на поводу у тех, кто позорит их своим кривлянием.

Всякому, кто возьмет на себя труд беспристрастно рассмотреть мою комедию, станет ясно, что намерения мои отнюдь не вредоносны и что в ней нет никаких посягательств на осмеяние того, пред чем подобает благоговеть; что я принял все предосторожности, каких требовал столь щекотливый предмет; что я употребил все свои способности и приложил все старания к тому, чтобы противопоставить выведенного мною лицемера человеку истинно благочестивому. [2] С этой целью я потратил целых два действия на то, чтобы подготовить появление моего нечестивца. Зритель не пребывает в заблуждении на его счет ни минуты: его распознают сразу по тем приметам, коими я его наделил; от начала и до конца пьесы он не произносит ни одного слова, не совершает ни одного поступка, которые не изобличали бы перед зрителями негодяя и не возвышали бы истинно добродетельного человека, противопоставленного ему мною.

Я прекрасно понимаю, что вместо ответа эти господа начнут вразумлять нас, что, мол, театру не подобает заниматься таким предметом. Но я хотел бы задать им, с их позволения, вопрос: как они могут обосновать сию блестящую мысль? Это утверждение они заставляют принимать на веру, не утруждая себя никакими доказательствами.

А между тем они должны были бы помнить, что у древних комедия берет начало из религии и что она была в свое время составною частью тогдашних религиозных действ; что у наших соседей, испанцев, редкое празднество обходится без комедии; что и у нас она возникла благодаря стараниям братства, коему и поныне принадлежит Бургундский отель; [3] что это место было отведено для представления наиболее значительных мистерий; что там сохранились тексты комедий, оттиснутые готическими литерами и подписанные одним из докторов Сорбонны; [4] что, наконец, — дабы не ходить за примерами слишком далеко — и в наше время ставились духовные пьесы г-на де Корнеля, вызывавшие восторг всей Франции. [5]

Коль скоро назначение комедии состоит в бичевании людских пороков, то почему же она должна иные из них обходить? Порок, обличаемый в моей пьесе, по своим последствиям наиопаснейший для государства, а театр, как мы убедились, обладает огромными возможностями для исправления нравов.

Самые блестящие трактаты на темы морали часто оказывают куда меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто так не берет людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный удар. Легко стерпеть порицание, но насмешка нестерпима.

Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным.

Меня укоряют за то, что я вложил благочестивые слова в уста обманщика.

Но как же я мог этого избежать, задаваясь целью изобразить лицемера? Вполне достаточно, на мой взгляд, что я обнажаю преступную подоплеку его речей и что я изъял из них те священные обороты, употребление коих с дурной целью резало бы наш слух.

«Позвольте! Но ведь в четвертом действии в его тирадах извращается нравственность!» Да, но разве это извращение нравственности не навязло у нас в зубах? Разве в моей комедии оно пользуется новыми аргументами? Можно ли опасаться, что суждения, столь единодушно презираемые, окажут влияние на умы, что они становятся вредоносными, будучи произносимы со сцены, что они хоть сколько-нибудь убедительны в устах негодяя? Подобные опасения решительно ни на чем не основаны, а потому следует либо принять комедию о Тартюфе, либо отвергнуть все комедии вообще.

Этого-то и добивается кое-кто с некоторых пор; никогда еще на театр так не ополчались. [6] Я не могу отрицать, что некоторые князья церкви осуждали комедию, но нельзя отрицать и того, что иные из них относились к ней более благосклонно. Следовательно, их авторитет, на который ссылаются сторонники строгостей, подрывается существующим разногласием.

Из того, что эти умы, просветленные одною и тою же премудростью, придерживались различных мнений, вытекает лишь то, что они понимали комедию по-разному: одни рассматривали ее нравственную сторону, другие обращали внимание на ее безнравственность, не отличая комедию от тех непристойных зрелищ, которые с полным правом можно было называть срамными игрищами.

Рассуждать следует о сути вещей, а не о словах; споры по большей части вызываются взаимным непониманием, тем, что под одним и тем же словом подразумеваются противоположные понятия, а потому необходимо сорвать с комедии покров двусмысленности и, рассмотрев истинную ее сущность, установить, заслуживает ли она осуждения.

Читайте также:  Краткое содержание лондон маленькая хозяйка большого дома точный пересказ сюжета за 5 минут

И тогда, конечно, будет признано, что коль скоро она есть плод поэтического искусства, сочетающий в себе приятность и поучительность с целью обличения людских недостатков, то было бы несправедливо налагать на нее запрет.

Если же мы пожелаем прислушаться к свидетельству истории, то она скажет нам, что комедии воздавали хвалу прославленные философы древности, философы, проповедовавшие суровые правила жизни и неустанно бичевавшие пороки своего времени.

Она расскажет нам о том, как неусыпно трудился на пользу театру Аристотель, и о том, что он взял на себя заботу изложить правила, коим должно следовать драматическое искусство.

Она сообщит нам, сколько великих мужей древности, занимавших самое высокое положение, гордились тем, что пишут комедии, [7] а иные из них не считали для себя зазорным читать их публично. Она напомнит, что в Греции уважение к этому искусству проявилось в почетных наградах и в постройке грандиозных театров, что, наконец, и Рим высоко чтил это искусство, — я говорю не о развращенном Риме распутных императоров, но о суровом Риме мудрых консулов в пору расцвета римской доблести.

Источник: http://online-knigi.com/page/175537

Мольер Полное собрание сочинений в 2 томах

Цена указана за полный комплект. Возможна покупка в рассрочку без процентов. Библиотека Великих писателей Брокгауза и Ефрона.

В 2-х т. Т. 1–2. Спб., Брокгауз – Эфрон. 1912–1913. [Библиотека великих писателей]

Наиболее полное издание Мольера на сегодняшний день!

Очень редкий комплект со вторым томом! 

Жан-Батист Мольер (Поклен – настоящая фамилия) занимался театральной деятельностью, был французским актером и комедиографом. Он считается «отцом» классической комедии. Мольер появился на свет во французской столице 1З января 1622 года. Его семья относилась к старому буржуазному роду.

Камердинер и обойщик при дворе французского короля Людовика ХIII – такова была должность отца Жана-Батиста, а потому семья имела достаточно средств для его отправки в иезуитскую школу, которая имела высокий престиж. В годы учебы Жану-Батисту нравилось изучать латынь и заниматься переводами. Когда школа была закончена, он перебрался в Орлеан и стал лиценциатом прав.

Ни что не манило юношу так, как театр. Он не хотел строить карьеру юриста или перенимать ремесло отца. В возрасте 21 года Жан-Батист придумал себе псевдоним Мольер, и собрал труппу из 1О актеров. В Париже сыскать популярности не удалось, а потому актеры примкнули к бродячим артистам и стали путешествовать в провинции.

В момент гастролей Мольер получил бытовой опыт и умение работать в театральном коллективе. Интересного репертуара взять было негде, а потому все мысли Мольера заняла драматургия. К нашему времени дошли не все пьесы, в частности это «Летающий лекарь», «Плутни Скопена», «Ревность Барбулье», «Горжибюс в мешке».

Мольера начали уважать, когда в свет вышли комедии «Шалый, или Всё невпопад» и «Любовная досада». Вся труппа стала успешной и брат короля пригласил ее в Париж, где на дебюте в Луврском дворце находился сам король Людовик IV. Это событие произошло в 1658 году. Позже в Париже выходят комедии Мольера: Тартюф», «Смешные жеманницы», «Дон Жуан», «Мнимый больной».

На сцене Мольеру стало плохо прямо во время спектакля, но он сумел выдать судороги за актерскую игру. Спектакль завершился, прошло несколько часов и Мольера не стало. Это прискорбное событие произошло 17 февраля 167З года.

Купить библиотеку великих писателей. вы можете в нашем магазине – kniganika.ru

Смотрите больше: Книганика.ру антикварные книгиЭпоха:

Большая двадцатка в 20 томах (полный комлпект)

Страна:

Россия, Германия, Англия, Франция

Источник: http://Kniganika.ru/antikvarnye-knigi/biblioteka-velikih-pisateley-brokgauza-efrona/moler-polnoe-sobranie-sochineniy-v-2-tomah/

Фильм Мольер (2007): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Molière

РежиссерЛоран ТирарАктерыРомен Дюрис, Фабрис Лукини, Лаура Моранте, Эдуард Баэр, Людивин Санье, ещеФранцузский драматург Жан-Батист Паклен, известный под псевдонимом Мольер, после долгих скитаний по миру наконец-то возвращается в Париж. Здесь мужчине предложили престижную работу в Королевском театре. Тринадцать лет назад у талантливого повесы были долги, но не было денег.

Таинственный и очень влиятельный месье Жордэн предложил Мольеру сделку. Он уже заплатил кредиторам и избавил гения от денежной кабалы. Но теперь Жан-Батист должен научить мещанина актерскому мастерству и помочь поставить пьесу для остроумной вдовы Селимены. Комедиограф вынужден согласиться.

ПродюсерыОливье Делбоск, Марк Миссонье, Кристин де ЖекельМонтажВалери Десэн, Жилль ГраньеСценаристыЛоран Тирар, Грегори ВиньеронАктер-дублерВалерий Сторожик, Виктор Петров, Анна Каменкова, ещеОператорЖиль АнриХудожникиФрансуаза Дюпертью, Пьер-Жан Ларрок, Вероника МелериКомпозиторФредерик Тальгорн

  • Режиссер фильма Лоран Тирар признался, что решил снять эту киноленту после того, как прочитал пьесу «Мизантроп» – одно из самых популярных произведений Мольера.
  • Роскошная арфа, которую можно увидеть в киноленте, была любезно предоставлена музеем специально для съемок. Ее изготовили в 1760 году, и, хотя Мольер к этому времени уже давно умер, все же музыкальный инструмент очень гармонично смотрится в фильме.
  • «Мольер» – это не классическая биография. Режиссер окружил главного героя киноленты, комедиографа Жана-Батиста Поклена, персонажами из его же пьес.

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Драматург Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер, после затяжных гастролей возвращается в Париж. Здесь его ждет напряженная работа в Королевском театре. Приближенные Людовика хотят увидеть новую комедию, хотя мастер желал бы написать трагедию. Но брат монарха тонко намекает, что публике это не интересно. Мольер садится за стол и начинает писать пьесу.

Тринадцать лет назад у начинающего актера были проблемы с деньгами. За неуплату долгов его посадили в тюрьму. На выручку гению приходит влиятельный и богатый месье Жордэн, который расплачивается с кредиторами Мольера.

Спустя годы должник обязан преподать своему спасителю уроки актерского мастерства, а также помочь поставить пьесу для блистательной вдовы Селимены, — в которую мещанин влюблен. Поклен, хоть и не очень хочет, но соглашается.

Жене Жордэна и его дочерям Мольер был представлен как набожный католик Тартюф. Комедиографу такая ситуация не нравится.

Поначалу Жан-Батист пытается убежать из дома своего благодетеля, но постепенно он привыкает к новому статусу. Мужчина влюбляется в хозяйку дома, а та отвечает ему взаимностью. Об этом узнает мещанин.

Драматург уезжает из особняка. Он зовет с собой возлюбленную, но жена Жордэна остается с мужем и детьми.

В конце фильма оказывается, что все произошедшие с гением события только сон. По мотивам своего сновидения Мольер пишет очень смешную комедию.

  • Хорошая актерская игра, интересная сюжетная линия, красивые экстерьеры, лаконичные интерьеры и безупречные костюмы в стиле эпохи. Безусловно, присутствует профессиональная режиссерская и операторская работа. Так редко удается сейчас увидеть хороший фильм в жанре байопик, но это как раз тот редкий случай… Читать далее

Источник: https://www.ivi.ru/watch/59532/description

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector